Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией

Работа №93629

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы95
Год сдачи2021
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ СТАНОВЛЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕЧИ И С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. ОНТОГЕНЕЗ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 8
1.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 17
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 255
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 311
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 311
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ МОТОРИКИ,
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 377
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 41
3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ, ПРИНЦИПЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 41
3.2. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 733
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 93


По статистическим данным повысилось количество детей с нарушениями речи, в результате неблагополучия экологического, демографического, экономического и социально-бытового характера.
Важную роль в дошкольном воспитании играет процесс развития ребенка, одной из важнейших составляющих является речевое развитие.
Проблема, связанная с нарушением речи у детей в дошкольном возрасте, не является новой. В теории и практике логопедии всесторонне изучаются проявления нарушений фонетико-фонематического развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогическом аспекте. В этой области уже много десятилетий работает исследователи, среди которых можно выделить А. Н. Гвоздева, И. Е. Тихееву, Л. В. Лопатину, А. В. Миртову, А. М. Бородич, М. Ф. Фомичеву.
Исследование влияния речедвигательного и речеслухового анализаторов В. И. Бельтюков, Н. И. Жинкин, Н. Х. Швачкин. Многоуровневая структура процесса восприятия речи изучается И. А. Зимней и Л. А. Чистович. Закономерности формирования фонематических функций в онтогенезе, вопросы о психофизиологических механизмах фонематических нарушений рассматриваются в работах Л.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Э. Б. Эльконина.
Отдельные аспекты, связанные с коррекцией звукопроизношения и организацией этой работы, рассматривались Л. Е. Левиной, М. Е. Хватцева, М. А. Александровской, О. В. Правдиной, А. С. Герасимовой, О. С. Жуковой, В. Г. Кузнецовой. Особенности фонематических нарушений у детей с псевдобульбарной дизартрией исследуются в работах Л. И. Беляковой, Е. Н. Винарской, Е. М. Мастюковой, К. А. Семеновой, Н. В. Серебряковой, а коррекции фонематических нарушений - Л. С. Волковой, Л. Н. Ефименковой, Л. В. Лопатиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
Эти и другие исследователи пришли к выводу о том, что нарушения речи, самостоятельно не проходят; напротив, по мере взросления ребенка они закрепляются и становятся привычными. В дальнейшем, такие и подобные дефекты приводят ко вторичным и третичным нарушениям.
Несмотря на многочисленные исследования, и на сегодняшний день проблема дизартрических расстройств и нарушений не теряет своей актуальности. Прежде всего, в связи с тем, что дизартрия во всех ее формах занимает одно из основных мест среди нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста, где основой существующей проблемы является, прежде всего, нарушение звукопроизношения и просодики, а также нарушений артикуляционной моторики (поражение ЦНС), а также речевого выдоха фонетических, в более тяжелых случаях лексико-грамматических нарушений.
Функции фонематической системы чрезвычайно важны для правильного формирования речи, и, согласно В. К. Орфинского, представлены следующими компонентами: смыслоразличительной функцией, слухопроизносительной дифференциацией фонем и фонематическим анализом.
Несформированность фонематических процессов крайне отрицательно сказывается на способности овладения речевым развитием, на что, в частности, указывает Л. Е. Левина: «без сформированности фонематического слуха невозможно достичь полноценных фонематических представлений и фонематического анализа и синтеза» [37].
Таким образом, формирование фонематических процессов составляет важнейшую часть работы в области речевого развития. Учитывая всю сложность и многоаспектность проблемы, перед логопедом стоит важная задача - устранить дефекты фонематических процессов, используя все имеющиеся методы.
Объект исследования: состояния моторики, просодики, звукопроизношения и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: процесс логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Целью исследования является подбор содержания логопедической работы по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на основе теоретических и экспериментальных исследований.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить специальную литературу по вопросам формирования фонематических процессов у детей в норме и с псевдобульбарной дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение состояния моторики, звукопроизношения и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
3. Подобрать содержание логопедической работы по формированию
фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией с учетом, выявленных нарушений моторики и звукопроизношения у этих детей.
Методы исследования: для решения поставленных задач в ходе выполнения работы использованы следующие методы исследования: теоретические; эмпирические; количественный анализ подобранных результатов.
База исследования: исследование было проведено на базе МБДОУ № 20 «Югорка» г. Сургута. В эксперименте принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста, у всех детей логопедическое заключение ФФНР легкой степени псевдобульбарной дизартрии.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе исследованы теоретические аспекты логопедической работы по коррекции псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста и сделаны следующие выводы.
В старшем дошкольном возрасте речь во многом кроме прочего, определяет успешность обучения в школе. Важный клад в формирование речи вносит фонематический слух и фонематическое восприятие, эти процессы совместно направлены на формирование способности к выделению различий в речи звуков, в свою очередь, выполняющих смыслоразличительные функцию и выполняют важнейшую роль в развитии речи. В онтогенезе выделяется пять этапов формирования фонематического слуха, на последнем этапе завершаются процессы фонематического развития. Уровень развития фонематической системы является важнейшим фактором становления речи в целом.
Исследование теоретических аспектов позволило сделать вывод о том, что комплекс дефектов при псевдобульбарной дизартрии в психолого-педагогической классификации речевых расстройств относится к фонетико-фонематическому недоразвитию речи. Дизартрия - это дефект речи, обусловленный неправильной работой артикуляционных органов: языка, губ, щёк, гортани.
При дизартрии нарушение всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных представлений и др. является структура дефекта.
Наличие этих особенностей (моторики, внимания, памяти, мышления) у детей с псевдобульбарной дизартрией обусловлены как первичным поражением мозга, так и некоторой задержкой его дальнейшего созревания.
В целом эта группа детей неоднородна по основным нарушениям, у них встречаются фонетико - фонематические нарушения, нарушение просодики, расстройство моторики - общей, ручной, артикуляционной.
Для предстоящего обучения в школе, эта группа детей дошкольного возраста может входить в «группу риска», поэтому основным фактором логопедической работы должно являться формирование механизмов сенсомоторного уровня, обеспечивающих овладение фонетическими и фонологическими единицами речевой деятельности.
Логопедическая работа, как особый вид деятельности, разрабатывается в отечественной логопедии и осуществляется на основе специальных принципов, включающих системный подход, поэтапность формирования умственных действий, учёт последовательности формирования психических функций, учёт механизмов нарушения в структуре дефекта, учёт зоны «ближайшего развития», учёт ведущей деятельности возраста, дифференцированность в организации занятий и некоторые другие.
При оценке структуры нарушения речи используется синдромальный подход, предполагающий необходимость учёта как речевой, так и неречевой симптоматики. Данный подход является основным при коррекции и устранении дизартрических нарушений.
Практическое исследование проводилось на базе МБДОУ № 20 города Сургута «Югорка», в группу для проведения обследования включены 10 детей.
Предварительно проводился анализ имеющихся методик, направленных на определение развития фонематических процессов. Был сделан вывод о том, что все они в той или иной степени позволяют оценить уровень развития определенного компонента, но не являются комплексными. Поэтому было принято решение о применении комплексного подхода, предусматривающего использование методик исследования общей моторики, моторики пальцев, звукопроизношения и фонематических процессов.
Применялись различные пробы и задания на выявление уровня организации статической и динамической организации движений, ритмического чувства, степени владения мелкими движениями рук, движений органов артикуляции (двигательной функции губ, челюсти, языка, мягкого неба, продолжительности и силы выдоха), различение и определение различных фонем в слогах, словах.
Неудовлетворительное звукопроизношение, связано преимущественно с недоразвитием фонематических процессов. Характерными являются следующие особенности у исследованной группы детей: на уровне фонематического слуха и восприятия - нарушение восприятия фонетически похожих звуков и недостаточная их дифференциация; ошибки в воспроизведении цепочки слогов, при выборе слова с заданным звуком; низкий уровень речевой памяти. На уровне фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений - отмечается большое количество ошибок: при вычленении первого и последнего звука из слов; при определении местоположения звука в слове; при последовательном, количественном и позиционном анализе, а также при синтезе слов из отдельных звуков в ненарушенной и нарушенной последовательности.
Логопедическая работа не представляется возможной без исследования моторных функций, артикуляционного аппарата, звукопроизношения, фонематического слуха, а также определения специфики фонематического восприятия. Недостаточный уровень развития звукопроизношения, связан с недоразвитием фонематических процессов: при нарушенном звукопроизношении формируются неправильные кинестетические ощущения, которые приводят к нарушению акустического образа звуков, в результате чего, неправильными становятся и операции звукового анализа.
Успех логопедической работы с целью развития фонематических процессов у детей гарантирован при условии объединения усилий педагогов, логопедов и родителей.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для вузов по специальностям «Психология», «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и психология» / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2005. - 702 с.
2. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К.А. Абульханова, Акад. пед. и соц. наук, Моск. психолого-соц. ин-т (МПСИ). - М.: Изд-во МПСИ, 2013. - 224 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. -3-е изд., стереотип.
- М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
4. Ахутина, Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии / Т. В. Ахутина. -М. : Издательство Московского Университета, 1975.
- 143 с.
5. Борозинец, Н.М., Шеховцова, Т.С. Логопедические технологии: Монография / Т.С. Шеховцева. - Северо - Кавказский федеральный университет, - 2014. - 256 с.
6. Винарская, Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой системы речи // Вопросы психологии. - 1967. - №1. - С.65 - 73.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь: (психологические исследования) / Л.С. Выготский, 2-е изд. - М.: Лабиринт, 2011. - 392 с.
8. Выготский, Л.С. / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1983. - 504 с.
9. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Педагогическая психология. - 1983. - №2. - С. 21 - 29.
10. Выготский, Л.С. Кризис семи лет / Вопросы психологии. - 1972. -№4.-С. 62-82.
11. Выготский, Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением / Педагогическая психология. - 1991. - №10. - С. 21 - 29.
12. Выготский, Л.С. Мышление и речь // Педагогическая психология - 1982. -№10.-С. 29-33.
13. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. 2-е изд. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. - 319 с.
14. Геринг, М.Г, Герман, Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи: справочное пособие для воспитателей / Под ред. Н. А. Герман. - Чебоксары, Издательство «Полиграфия», 1986. - 218 с.
15. Гриншпун, Б.М. Классификация нарушений речи: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2015. - 196 с.
16. Гуровец, Г.В., Маевская, С.И. Клинико - педагогическая характеристика детей, страдающих стёртой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. - М.: Изд - во МИГИ им. В.И. Ленина, 1981. - С.103 - 114
17. Давыдов, В.П. Методология и методика исследования: учебное пособие для вузов по специальностям 031000 «Педагогика и психология» и 031300 «Социальная педагогика» / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А. И. Уман. -М.: Логос, 2006. - 128 с.
18. Дурова, Н.В. Формирование фонематического слуха детей: Монография / Н.В. Дурова. - М.: Просвещение, 1996. - 318 с.
19. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958. - 370 с.
20. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте: Справочное пособие для специалистов / М. Зееман. - М.: Медицина, 1962. - 299 с.
21. Зимняя, И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. Под ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. - М.: Издательство Московского университета, 1975.-С.12-19.
22. Зимняя, И.А. Речь как интермодальный процесс // Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. - М.: Издательство Московского университета, 1988. - С.55 - 67.
23. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: учеб. Пособие / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. - Москва: Изд- во Моск. психол.-социал. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2008. - 335 с.
24. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стёртой формы дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. - 1996. - №5. - С.10 - 14.
25. Леонтьев, А.Н. Основы теории речевой деятельности / А.Н. Леонтьев, 2-е изд. - М.: Наука, 1974. - 368 с.
а. Лингвистические проблемы дефектологии: Учебное пособие / Г.Ю. Козловская. - Ставрополь: Изд - во СКФУ, 2017. - 115 с.
26. Лингвистический Энциклопедический словарь / Коллектив авторов, под редакцией Ярцевой В.Н. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685 с.
27. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева. - Москва: Владос, 2009. - 184 с.
28. Лопатина, Л.В. Особенности восприятия и воспроизведения интонационной структуры предложения дошкольниками со стёртой дизартрией // Психолингвистика и современная логопедия. - М.: Экономика, 1997. С. 268-273.
29. Лопатина, Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. - Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000.
30. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М.: Изд - во Моск.ун - та, 1975. - 253 с.
31. Лурия, А.Р. Ощущение и восприятие. М.: Издательство МГУ, 1975.-388 с.
32. Мартынова, Р.И. О психолого - педагогических особенностях детей дислаликов и дизартриков // Очерки по патологии речи и голоса. - М.: Просвещение, 1967. - №3. - С.98 - 111
33. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих лёгкими формами дизартрии и функциональной дислалией // Расстройства речи и методы их устранения. - М.: Изд - во МИГИ им. В.И. Ленина, 1975. - С.79 - 92.
34. Мелехова, Л.В. Дифференциация дислалии // Очерки по патологии речи и голоса. М.: Просвещение, - 1967. - № 3. - С.77 - 98
35. Мелехова, Л.В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии //Вопросы дефектологии. М.: Изд - во МИГИ им. В.И. Ленина, - 1964. -№ 219. - С.59 - 72
36. Пиотровская, Л.А. Разграничение понятий фонематического и фонетического слуха // Речевая деятельность в норме и патологии. - СПб: Изд - во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - С.44 - 49.
37. Правдина, О.В. Логопедия: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / О.В. Правдина. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.
38. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно - методическое пособие / Г.В. Бабина, Л. И. Белякова, Р.Е. Идес. - М.: Изд-во «Прометей», 2012. - 104 с.
39. Рябова, Т.В. Механизмы порождения речи по данным афазиологии // Вопросы порождения речи и обучения языку. - М.: Изд - во Моск.ун - та, 1967. - С.76 - 94.
40. Садовникова, И.Н. Формирование фонематического анализа/ И.Н. Садовникова // Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005.
41. Серебрякова, Н.В., Парамонова, Л.Г. Особенности организации семантических полей у детей с общим недоразвитием речи // Изучение и коррекция речевых расстройств, - Л.: Изд - во ЛГИИ им. А. И. Герцена, 1986. -С.68-73.
42. Соссюр, Ф. Курс общей лингвистики. - Екатеринбург: Изд - во Урал.ун - та, 1999. - 426 с
43. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников / Т.В. Туманова. - М., Просвещение, 2011. - 112 с.
44. Филичева, Т.Б., Чиркина Т.Б., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с речевыми нарушениями / Т.В. Туманова. - М., Просвещение, 2008. - 116 с.
45. Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать. М., 1976.
46. Эм, Е.А. Введение в логопедическую специальность: учебное пособие. - Ставрополь: Изд - во СКФУ, 2015. - 99 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ