ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 8
1.1. Медиакомпетентность в понятийно-содержательном аспекте и
ее составляющие 8
1.2. Интеграция медиаобразования в традиционный учебный предмет и выделение часов на отдельный спецкурс. Их достоинства
и недостатки 22
1.3. Характеристика возрастных и психолого-педагогических
особенностей учеников 7 классов 27
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ СЕРИИ УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, НАПРАВЛЕННОЙ НА
ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ УЧЕНИКОВ 7 КЛАССОВ 33
2.1. Диагностика уровня сформированности медиакомпетентности
учеников 7 классов 33
2.2. Опытно-экспериментальное обучение английскому языку,
направленное на формирование медиакомпетентности учеников 7 классов: отбор материала, ход эксперимента 49
2.3. Анализ результатов апробации серии уроков английского языка,
направленной на формирование медиакомпетентности учеников 7 классов 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
В современном мире, черпая информацию из многочисленных источников, мы оказываемся в бесконечном круговороте новостей и событий, порой не столь важных для нас. Необходимо уметь фильтровать всю поступающую информацию. Обучать этому в первую очередь следует подрастающее поколение.
Как известно, уже с раннего возраста современные дети погружаются в виртуальную реальность, знакомятся с многочисленными разработанными по последнему слову техники устройствами, подвергаются влиянию различных средств массовой коммуникации. Однако, несмотря на регулярный контакт с медиа, мало кто из подростков в силу своего возраста может критически подойти к вопросу отбора действительно полезной, важной, и, в то же время, безопасной информации. Массовые сцены насилия, агрессии, порнографии и некорректного поведения в целом, переполняют интернет, видеоигры, фильмы и другие источники информации, представляющие интерес для детей. Опасность заключается в том, что подростки, изучающие все материалы, которые находятся в свободном доступе, принимают их достоверность за «чистую монету». Тем самым, психика, нравственные качества и мировоззрение детей подвергаются отрицательному влиянию.
Поскольку большую часть времени родители находятся на работе, они не в состоянии осуществлять полноценный контроль за тем, что изучает их ребенок в Интернете. Кроме того, взрослые люди, как показывает практика, оказываются далеко не сведущими в современных технологиях. Подобная некомпетентность, безусловно, не позволяет качественно оградить свое чадо от ненужного контента.
Наиболее рациональным путем выхода из данной ситуации может быть обучение детей критическому мышлению. Помимо этого, необходимо дать детям возможность использовать различные современные устройства не только для развлечения, но и для образования, развития собственной личности, познания себя. Кроме того, детей следует научить каким образом можно быстро найти нужную, достоверную информацию, как правильно сформулировать поисковой запрос, как создать блог, снять иили смонтировать видео, создать брошюру, листовку или плакат, откорректировать иллюстрацию иили фотографию и т.д.
Также, ребенка необходимо приучать смотреть не только популярные, развлекательные, легкие для восприятия, но и качественные, интеллектуальные, глубокие, философские, «трудные» фильмы. Не менее важным для ребенка будет и знание того, каким образом создается фильм, в чем заключается работа режиссера, постановщика, сценариста и т.д. Умения видеть отдельные кадры, самому работать с камерой, подбирать необходимый ракурс при съемке, монтировать собственное видео - все это позволит лучше и глубже воспринимать фильмы, созданные профессионалами.
То же самое можно сказать и про печатные медиа. Ребенок должен не только уметь грамотно «читать» газеты, отличать правду от «раздутых», сенсационных новостей, но и уметь самому собрать оперативную информацию для публикации, написать статью, отредактировать текст, подготовить материал к печати. Понимание сути работы корреспондента, наборщика, редактора и других специалистов этой области, облегчит понимание и восприятие газет, журналов и прочей периодики.
Озвученные проблемы можно решить посредством формирования медиакомпетентности у детей. Под медиакомпетентностью, мы понимаем способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения в различных формах. В данной работе будет рассмотрен сам термин, его вариации в различных формах, показатели, способы развития у человека, а также сферы применения.
Опираясь на все, что было сказано ранее, можно сделать вывод о том, что проблема низкого уровня сформированности медиакомпетентности учащихся весьма актуальна в наше время и требует применения профессиональных подходов к ее изучению и решению. Этим определяется актуальность данного исследования.
Рассматривая степень изученности проблемы магистерской диссертации, можно выделить несколько направлений исследований. В работах Е.В. Мурюкиной, С.И. Симаковой, И.И. Челышевой, А.В. Федорова рассматривается сущность понятия «медиакомпетентность» и способы ее формирования.
Такие понятия, как «медиаобразование» и «медиаграмотность» рассматриваются в трудах О.А. Баранова, Н.В. Змановой, Е.В. Мурюкиной, Н.П. Рыжих, И.В. Челышевой, А.В. Федорова.
В работах Л.С. Выготского, И.А. Зимней, Д.Б. Эльконина рассмотрены психолого-педагогические аспекты обучения.
В ходе исследования были выявлены следующие противоречия между:
• достаточно хорошо освещенной в литературе областью исследования и несоответствием различных терминов, трактующих понятие «медиакомпетентность»;
• обширными теоретическими знаниями в области
медиаобразования, медиаграмотности, медиакомпетентности и слабым использованием этих знаний на практике в массовом обучении школьников.
Все это определило проблему исследования, которая реализуется в разработке и апробировании серии уроков, направленной на формирование медиакомпетентности посредством интеграции в урок английского языка, используя знания в области медиаобразования, психологии и методики преподавания английского языка.
Данная проблематика обусловила выбор темы данного исследования «Формирование медиакомпетентности на уроках английского языка».
Гипотеза данного исследования: разрабатываемая серия уроков английского языка, направленная на формирование медиакомпетентности учеников 7 классов будет эффективной, если в ее основу будут включены новые знания об образовании, медиаобразовании, медиаграмотности и медиакомпетентности.
Объектом данного исследования выступает процесс формирования медиакомпетентности при обучении английскому языку учеников 7 классов.
Предметом исследования является разработка серии уроков английского языка, направленной на формирование медиакомпетентности учеников 7 классов.
Целью данного исследования является рассмотрение теоретического материала по теме, разработка, апробация серии уроков английского языка, направленной на формирование медиакомпетентности учеников 7 классов и анализ полученных результатов.
Для решения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Представить понятие «медиакомпетентность» в понятийно¬
содержательном аспекте и описать ее составляющие;
2. Рассмотреть возможность интеграции медиаобразования в традиционный учебный предмет и выделения часов на отдельный спецкурс, описать их достоинства и недостатки;
3. Дать характеристику возрастных и психолого-педагогических особенностей учеников 7 классов;
4. Диагностировать уровень сформированности
медиакомпетентности учеников 7 классов;
5. Провести опытно-экспериментальное обучение английскому языку, направленное на формирование медиакомпетентности учеников 7 классов, описать процесс отбора материала и ход эксперимента;
6. Проанализировать результаты апробации серии уроков английского языка, направленной на формирование медиакомпетентности учеников 7 классов.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез научной, методологической и психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы по исследуемой теме, анкетирование, педагогический эксперимент, а также количественный анализ результатов, полученных в ходе исследования.
Элемент научной новизны исследования состоит в разработке и обосновании собственной расшифровки уровней контактного показателя сформированности медиакомпетентности.
Теоретическая значимость магистерской диссертации заключается в систематизации знаний и материала по теме работы для разработки серии уроков английского языка, направленной на формирование медиакомпетентности учеников 7 классов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения ее результатов в работе со школьниками среднего звена.
Опытное обучение проводилось в течение первой четверти 2018-2019 учебного года в МАОУ СОШ № 24 г. Краснотурьинска Свердловской области. В эксперименте участвовало 43 ученика.
Структура работы включает в себя введение, теоретическую главу, практическую главу, заключение, список использованной литературы и источников, приложение.
Современный мир, в котором мы живем, вступил в эпоху медиа. Все взаимодействия в настоящее время осуществляются через медийные каналы. Важным становится не только то, что читают, слушают или смотрят, но и как прочитывают, прослушивают или просматривают; не только сама медийная продукция, но и отношения и способы работы с ней. И каждому человеку, будь то взрослый или ребенок, необходимо знать, как это происходит.
Медиакомпетентность - это один из наиболее важных факторов «успешной» социализации в новом информационном обществе. Сегодня высокий уровень сформированности медиакомпетентности нужен всем детям чтобы не стать оружием в руках тех людей, которые используют медиа в корыстных целях.
В данном исследовании была освещена важная проблема развития медиакомпетентности на уроках английского языка у школьников среднего звена (7 класс): проведены параллели между работами различных ученых, рассмотрены трактовки и пояснения термина «медиакомпетентность», под которой мы понимаем способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения в различных формах.
Произведенный анализ литературных источников, позволил выявить многообразие терминов, которыми оперирует система медиаобразования; широкое освещение в западной и отечественной научно-педагогической литературе вопросов, посвященных распространению медиаобразования и формированию медиакомпетентности на всех этапах обучения; замедленный темп внедрения разработанных образовательных программ в учебный процесс нашей страны.
Рассмотрена возможность интеграции в традиционный учебный предмет и выделения часов на отдельный спецкурс, описаны их достоинства и недостатки. Анализ и взвешивание всех плюсов и минусов данных подходов позволили нам выявить все достоинства интеграции медиаобразования в урок английского языка и недостатки создания факультативного и элективного курсов.
Охарактеризованы возрастные и психолого-педагогические особенности учеников 7 классов. Это позволило нам подобрать виды и формы деятельности, позволяющие эффективно взаимодействовать с учащимися во время учебного процесса. При работе с семиклассниками следовало учитывать особенности их возраста, постоянного роста и развития нервно-психический функций, смену настроения, ориентацию на заинтересованность в общественно-полезной деятельности, желание участвовать во всех сферах деятельности, в которых работает взрослый.
На основе изученного теоретического материала была разработана серия уроков английского языка, включающая в себя первичную и повторную диагностику с целью выявления первоначального уровня сформированности медиакомпетентности детей, и последующих изменений в ходе проведения формирующего эксперимента.
Кроме того, было сформулировано авторское понимание расшифровки уровней контактного показателя сформированности медиакомпетентности.
Для определения уровня сформированности медиакомпетентности учеников 7 классов (низкий, средний, высокий), была осуществлена диагностика, содержащая следующие компоненты: показатели
(мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, оценочный, деятельностный, креативный); методы (анкетирование, выполнение творческого задания, беседа). Субъектами диагностики являлись школьники 7 классов.
Проведенный анализ результатов первичной диагностики показал преобладание низкого и среднего уровней сформированности медиакомпетентности среди семиклассников.
На основе приведенного теоретического материала и результатов диагностики было проведено опытно-экспериментальное обучение с целью формирования медиакомпетентности на уроках иностранного языка у школьников среднего звена (7 класс).
Опытно-экспериментальное обучение проводилось в течение первой четверти 2018-2019 учебного года в МАОУ СОШ № 24 г. Краснотурьинска Свердловской области. В эксперименте участвовало 43 ученика 7 классов.
После апробации серии уроков была проведена повторная диагностика, которая выявила общий рост уровня сформированности медиакомпетентности у четырех учеников экспериментальной группы №1 (7А) и двух учеников экспериментальной группы №2 (7В). Так же можно было наблюдать рост уровня отдельных показателей сформированности медиакомпетентности у двух учеников контрольной группы.
Успешная апробация продукта и зафиксированный рост уровня сформированности медиакомпетентности учеников экспериментальных групп, участвующих в эксперименте, позволили сделать вывод, что разработанная серия уроков является эффективной, и ее внедрение в учебный процесс позволит сформировать медиакомпетентность учащихся 7 классов при обучении английскому языку. Таким образом проведенная работа позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза является доказанной, а поставленная цель достигнутой.
Результаты экспериментального исследования, проведенного в работе, представляют практический интерес для учителей, работающих по УМК «English» (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева) в параллели 7 классов в условиях средней общеобразовательной школы.
1. Астопов В.М. Дети с нарушениями развития: хрестоматия для студентов и слушателей спецфакультетов. - М.: МПСИ, 2011. - 384 с.
2. Афанасьева О.В. Учебник для общеобразовательных школ для VII класса по английскому языку / Афанасьева О.В., Михеева И.А. - М.: Просвещение, 2016. - 350 с.
3. Баранов О.А. Медиаобразование в школе и в вузе: уч. пособие. - Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2002. - 87 с.
4. Бойко О.В. Охрана психического здоровья: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 268 с.
5. Борг К. Общественный класс, язык и власть. Письмо к учительнице: Лоренцо Милани и Барбианская школа / Борг К., Кардона М., Каруана С. - СПб. Александрия, 2016. - 304 с.
6. Вебер В. Портфолио медиаграмотности//Информатика и образование. 2002. № 1 / http://www.infojournal.ru/journal arxiv/2002/ (дата обращения: 15.08.2018).
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Эксмо, 2005. - 1136 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1984 - 433 с.
11. Гендина Н.И. Информационная грамотность или
информационная культура: альтернатива или единство (результаты
российских исследований) //Школьная библиотека. 2005. № 3. - С. 18-24.
12. Глазырина Л.Д. Основы медиатизации. Значение media в социокультурном пространстве / Л.Д. Глазырина, С.И. Колбышева // Проблемы управления. 2009. - С. 32-42.
13. Глазырина Л.Д. Пространство media в социокультурном измерении. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E, Педагогические науки: научно-теоретический журнал. - Новополоцк: ПГУ, 2009. - № 11. - С. 19-23.
14. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. под ред. Дубровиной И.В. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.
15. Елганов А.А. Различие стилей медиапотребления разных
возрастных групп школьников // Символ науки. - 2016. - №5. - С. 231.
...