Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе коммуникативного метода

Работа №96815

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ
РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Содержание понятия "устная монологическая речь" в научной литературе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития 13
1.3. Формирование монологической речи в онтогенезе 18
1.4. Особенности монологической речи у детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР 22
1.5. Коммуникативный метод - как метод развития монологической речи.... 24
Выводы по первой главе: 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ УСТНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНОГО МЕТОДА 48
3.1. Обоснование и содержание коррекционной работы по развитию
монологической речи на основе коммуникативного метода 48
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 98


Проблема развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития приобретает в современной коррекционной педагогике всю большую актуальность. Свободное общение с окружающими людьми, обусловлено развитой связной речью. Общение включает ребёнка в активный процесс социальной коммуникации. От уровня сформированности связных высказываний напрямую зависит эффективность процессов общения и обучения. Методологической основой изучения нарушения речи у детей с задержкой психического развития являются современные представления о формировании их связной речи. Одной из главных задач коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития относится формирование устной монологической речи. Несформированность монологической речи дошкольников с задержкой психического развития негативно сказывается на развитии речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности ребёнка и его познавательные возможности, в связи с этимпроцесс овладения знаниями становится сложным.
Ведущим направлением повышения эффективности процесса обучения речевым умениям является коммуникативный подход. Коммуникативный подход рассматривает речь как частный случай речевого общения и приближает ситуацию обучения речи к жизненной ситуации общения людей, давая возможность сформировать у ребенка важные в повседневной речевой практике коммуникативные умения. Он позволяет преодолеть существующий разрыв между «хорошей» речью ребенка в обучении и низким уровнем его речевых высказываний в повседневном общении. Коммуникативный подход также позволяет избавиться от ситуации «говорения ради говорения», которая часто встречается в практике работы детских садов и ведет к снижению интереса детей к обучению родной речи.
Актуальность темы будем заключаться в том, что традиционное занятие по обучению связного высказывания является, оторвано от речевой коммуникативной ситуации и от той жизненной ситуации, в которой находится ребёнок. Часто в общении с детьми, в общении с взрослыми ребёнок включен в контекст коммуникативной ситуации, когда выступает в роли ответчика на вопрос или задаёт вопрос для уточнения чего-либо. Применение речевых ситуаций на занятиях побуждает воспитанников к созданию самостоятельного высказывания, близкого к тому, которое существует в действительности, когда удовлетворяется потребность в коммуникации. Это в свою очередь способствует развитию не только монологической речи, но и речевому развитию в целом.
Своеобразие развития монологической речи при задержке психического развития показано в исследованиях И.Ю. Боряковой, В.А. Ковшикова, Ю.Р. Демьяновой, Р.И. Лалаевой, И.А. Симиновой. Исследователи говорят о том, что отставание в овладении речью, позднее возникновение периода детского словотворчества, затягивание периода функционирования неологизмов, слабаю речевая активность, бедность и недифференцированность словаря, всё это характеризует устную монологическую речь ребёнка данной категории [5,40,63].
Объект исследования - устная монологическая речь детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс развития устной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития на основе коммуникативного метода.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать программу развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе коммуникативного метода.
Гипотеза: Мы исходили из предположения, что целенаправленная коррекционная работа по развитию монологической речи на основе коммуникативного метода позволит развивать устную монологическую речь более эффективно, чем традиционные способы обучения.
В соответствии с целью, предметом, гипотезой исследования решались следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности монологической речи у детей с ЗПР.
3. Разработать и апробировать программу по развитию монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития на основе коммуникативного метода.
4. Выявить эффективность программы по развитию монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития на основе коммуникативного метода.
Методологическая база:
• концепция системной организации высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
• концепция нормального и аномального развития (Л.С. Выготский),
• теория словесной регуляции действий у детей ( В.В. Лубовский) ,
• теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Г альперин);
Методы исследования:
• теоретические - анализ психолого-педагогической,психолингвистической, нейропсихологической,
логопедической литературы по теме исследования;
• эмпирические - педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ результатов обследования монологической речи, обучающий эксперимент.
Теоретическая значимость исследования заключается вразработке программы развития монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития на основе коммуникативного метода.
Практическая значимость исследования заключаетсяво внедрении в собственную практическую деятельность технологию развития монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития на основе коммуникативного метода и в возможности использования нашего исследования и разработанного нами методического материала в работе логопедов, воспитателей.
Экспериментальная база: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №79 города Тюмени.
Структура работы: введение,три главы, заключение, список
использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что понятие задержки психического развития является обратимым недостатком развития, занимающего промежуточное положение между психической нормой и умственной отсталостью. Выявление данного нарушения психического развития позволяет сделать вывод об имеющихся недостатках развития речи, психомоторной сферы, личностной сферы, эмоционально - волевой сферы и прочее. Исследователи отмечают, что дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов, они не являются умственно отсталыми, у них формируется абстрактное мышление, им свойственна относительно высокая обучаемость. У детей с ЗПР наблюдаются особенности развития, недостаточная сформированность речевой активности, несформированность грамматического строя речи - грубые ошибки в образовании и изменении слов. К числу важнейших задач коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития, относится формирование у них связной монологической речи. Владение связной монологической речью - важнейшее достижение в речевом воспитании дошкольников. Формирование связности речи включает умение строить высказывания разных типов: повествование (описание событий в движении и времени), описание (мир в статике), рассуждение (установление причинно-следственных связей).
Анализ исследований и практики показывают, что у детей с задержкой психического развития отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи. У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР имеются сложности в программировании содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. В их монологах отмечаютсянарушения, связанные с последовательностью изложения, пропусками, которые изменяют смысл высказывания, низкий уровень используемой связной речи.
С целью определения уровней сформированности монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР нами был проведен констатирующий эксперимент. Эксперимент проводился на базе МАДОУ д/c №79 города Тюмени. Изучение монологической речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста показало, что речь их носит ситуативный характер, у детей данной категории только начинается переход к контекстной речи. У части детей с задержкой психического развития были выявлены грубые нарушения монологической речи, которые проявлялись уже при построении отдельных фраз-высказываний (на наглядной опоре), как в смысловом программировании, так и в грамматическом оформлении. При выполнении каждого задания требовалась значительная помощь экспериментатора. Отмечались значительные трудности в смысловом построении высказываний, выраженные нарушения связности повествования. Большая часть заданий была выполнена дошкольниками с ЗПР на низком уровне. У дошкольников с ЗПР отмечались недостаточный объем составляемых рассказов, трудности использования языковых средств при оформлении высказываний, смысловое несоответствие высказываний поставленной задаче, низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий, а также нарушение связности, логики построения и последовательности изложения высказываний. У детей с задержкой психического развития были выявлены трудности не только языкового оформления, но и смыслового программирования высказываний. На уровне предложений указанные недостатки проявлялись при выборе темы высказываний, в неумении устанавливать предикативные отношения, в пропусках значимых смысловых звеньев фразы. Для развернутых высказываний были характерны смысловые пропуски, неверное использование межфразовых пауз, незавершенность фрагментов, ошибки при передаче причинно-следственных отношений, трудности в определении замысла рассказа. У дошкольников с ЗПР отмечалось нарушение лексико¬грамматического оформления высказываний, а также синтаксической связи между фразами и фрагментами рассказа. Для высказываний детей были характерны бедность и однообразие используемых языковых средств, грубые аграмматизмы. Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов - микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей (ненесущие смысловой нагрузки) у детей с ЗПР свидетельствуют о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний. Для развития устной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР нами был выбран коммуникативный метод. Коммуникативный метод рассматривает речь как частный случай речевого общения и приближает ситуацию обучения речи к жизненной ситуации общения людей, давая возможность сформировать у ребёнка важные в повседневной речевой практике коммуникативные умения.
Нами была разработана и апробирована программа коррекционной работы по развитию монологической речи старших дошкольников с ЗПР на основе коммуникативного метода. Работа проводилась воспитателем и логопедом. Основной функцией воспитателя было развитие лексико¬грамматического компонента речи. Основной функцией логопеда была работа по формированию монологической речи на основе коммуникативного метода, путём «погружения» в речевую ситуацию. С целью апробации предложенной программы был проведен формирующий эксперимент.
По результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР готовы к более эффективному воздействию, к более естественной и качественной коммуникации, посредством «погружения» в речевую ситуацию. При использовании коммуникативного метода речевая продукция детей представляет собой вполне полноценные в коммуникативном плане высказывания, которые могут стать материалом для речевой работы, для совершенствования речевой деятельности детей. Такой речевой материал имеет большую психологическую ценность для речевых упражнений по сравнению с искусственно подобранными, не включенным в коммуникативный контекст.
Таким образом, анализ полученных результатов проведенного нами исследования доказывает эффективность использования разработанной нами программы на основе коммуникативного метода для повышения уровня развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. А значит, поставленная цель достигнута, задачи решены, выдвинутая рабочая гипотеза подтверждена.
В перспективе возможна апробация проведенного исследования на базе других дошкольных учреждений города Тюмени. Данная программа была представлена на семинаре для учителей-логопедов, воспитателей ДОО города Тюмени Мастерская педагога «Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».


1. Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ЗПР [Текст] / З.Е. Агранович. - СПб. : Детство-Пресс, 2007. - 128 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений/ М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т. В. Ахутина. - М. : Изд-во ЛКИ, 2012. - 218 с.
4. Бизикова, О. А. Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах [Текст] : учебное пособие / О. А. Бизикова. - Нижневартовск.: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. - 95 с.
5. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] учебно¬методическое пособие / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002 - 64 с.
6. Быстрова, Г. А. Логосказки [Текст] / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. - СПб. : КАРО, 2002. - 128 с.
7. Венгега, В. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / В. А. Венгега. - М. : Педагогика, 1986. - 158 с.
8. Венгер, Л. А. О чем рассказывает сказка [Текст] / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. -1994. - № 5. - С. 58-59
9. Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию [Текст] / Л. А. Венгер// Дошкольное воспитание. - 1982. - № 3. - С. 46-47
10. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста[Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1989.- 127 с.
11. Виноградов, В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика [Текст] / В. Виноградов.- М. : Просвещение, 1983. - 258 с.
12. Воробьева, В. В. Обучение детей с ТНР первоначальному навыку описательно-повествовательной речи [Текст] / В. В. Воробьева // Дефектология. - 1990. - №4. - С.40-46.
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 2016. - 368 с.
14. Гаврилушкина, О. П. Ребенок отстает в развитии? [Текст] / О. П. Гаврилушкина. - М. : Дрофа, 2010. - 207 с.
15. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии [Текст] / П. Я. Гальперин.
- М. : АСТ ; Харвест, 2008. - 400 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ