ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ
РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Содержание понятия "устная монологическая речь" в научной литературе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития 13
1.3. Формирование монологической речи в онтогенезе 18
1.4. Особенности монологической речи у детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР 22
1.5. Коммуникативный метод - как метод развития монологической речи.... 24
Выводы по первой главе: 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ УСТНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНОГО МЕТОДА 48
3.1. Обоснование и содержание коррекционной работы по развитию
монологической речи на основе коммуникативного метода 48
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 98
Проблема развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития приобретает в современной коррекционной педагогике всю большую актуальность. Свободное общение с окружающими людьми, обусловлено развитой связной речью. Общение включает ребёнка в активный процесс социальной коммуникации. От уровня сформированности связных высказываний напрямую зависит эффективность процессов общения и обучения. Методологической основой изучения нарушения речи у детей с задержкой психического развития являются современные представления о формировании их связной речи. Одной из главных задач коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития относится формирование устной монологической речи. Несформированность монологической речи дошкольников с задержкой психического развития негативно сказывается на развитии речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности ребёнка и его познавательные возможности, в связи с этимпроцесс овладения знаниями становится сложным.
Ведущим направлением повышения эффективности процесса обучения речевым умениям является коммуникативный подход. Коммуникативный подход рассматривает речь как частный случай речевого общения и приближает ситуацию обучения речи к жизненной ситуации общения людей, давая возможность сформировать у ребенка важные в повседневной речевой практике коммуникативные умения. Он позволяет преодолеть существующий разрыв между «хорошей» речью ребенка в обучении и низким уровнем его речевых высказываний в повседневном общении. Коммуникативный подход также позволяет избавиться от ситуации «говорения ради говорения», которая часто встречается в практике работы детских садов и ведет к снижению интереса детей к обучению родной речи.
Актуальность темы будем заключаться в том, что традиционное занятие по обучению связного высказывания является, оторвано от речевой коммуникативной ситуации и от той жизненной ситуации, в которой находится ребёнок. Часто в общении с детьми, в общении с взрослыми ребёнок включен в контекст коммуникативной ситуации, когда выступает в роли ответчика на вопрос или задаёт вопрос для уточнения чего-либо. Применение речевых ситуаций на занятиях побуждает воспитанников к созданию самостоятельного высказывания, близкого к тому, которое существует в действительности, когда удовлетворяется потребность в коммуникации. Это в свою очередь способствует развитию не только монологической речи, но и речевому развитию в целом.
Своеобразие развития монологической речи при задержке психического развития показано в исследованиях И.Ю. Боряковой, В.А. Ковшикова, Ю.Р. Демьяновой, Р.И. Лалаевой, И.А. Симиновой. Исследователи говорят о том, что отставание в овладении речью, позднее возникновение периода детского словотворчества, затягивание периода функционирования неологизмов, слабаю речевая активность, бедность и недифференцированность словаря, всё это характеризует устную монологическую речь ребёнка данной категории [5,40,63].
Объект исследования - устная монологическая речь детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс развития устной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития на основе коммуникативного метода.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать программу развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе коммуникативного метода.
Гипотеза: Мы исходили из предположения, что целенаправленная коррекционная работа по развитию монологической речи на основе коммуникативного метода позволит развивать устную монологическую речь более эффективно, чем традиционные способы обучения.
В соответствии с целью, предметом, гипотезой исследования решались следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности монологической речи у детей с ЗПР.
3. Разработать и апробировать программу по развитию монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития на основе коммуникативного метода.
4. Выявить эффективность программы по развитию монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития на основе коммуникативного метода.
Методологическая база:
• концепция системной организации высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
• концепция нормального и аномального развития (Л.С. Выготский),
• теория словесной регуляции действий у детей ( В.В. Лубовский) ,
• теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Г альперин);
Методы исследования:
• теоретические - анализ психолого-педагогической,психолингвистической, нейропсихологической,
логопедической литературы по теме исследования;
• эмпирические - педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ результатов обследования монологической речи, обучающий эксперимент.
Теоретическая значимость исследования заключается вразработке программы развития монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития на основе коммуникативного метода.
Практическая значимость исследования заключаетсяво внедрении в собственную практическую деятельность технологию развития монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития на основе коммуникативного метода и в возможности использования нашего исследования и разработанного нами методического материала в работе логопедов, воспитателей.
Экспериментальная база: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №79 города Тюмени.
Структура работы: введение,три главы, заключение, список
использованной литературы, приложения.
Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что понятие задержки психического развития является обратимым недостатком развития, занимающего промежуточное положение между психической нормой и умственной отсталостью. Выявление данного нарушения психического развития позволяет сделать вывод об имеющихся недостатках развития речи, психомоторной сферы, личностной сферы, эмоционально - волевой сферы и прочее. Исследователи отмечают, что дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов, они не являются умственно отсталыми, у них формируется абстрактное мышление, им свойственна относительно высокая обучаемость. У детей с ЗПР наблюдаются особенности развития, недостаточная сформированность речевой активности, несформированность грамматического строя речи - грубые ошибки в образовании и изменении слов. К числу важнейших задач коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития, относится формирование у них связной монологической речи. Владение связной монологической речью - важнейшее достижение в речевом воспитании дошкольников. Формирование связности речи включает умение строить высказывания разных типов: повествование (описание событий в движении и времени), описание (мир в статике), рассуждение (установление причинно-следственных связей).
Анализ исследований и практики показывают, что у детей с задержкой психического развития отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи. У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР имеются сложности в программировании содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. В их монологах отмечаютсянарушения, связанные с последовательностью изложения, пропусками, которые изменяют смысл высказывания, низкий уровень используемой связной речи.
С целью определения уровней сформированности монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР нами был проведен констатирующий эксперимент. Эксперимент проводился на базе МАДОУ д/c №79 города Тюмени. Изучение монологической речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста показало, что речь их носит ситуативный характер, у детей данной категории только начинается переход к контекстной речи. У части детей с задержкой психического развития были выявлены грубые нарушения монологической речи, которые проявлялись уже при построении отдельных фраз-высказываний (на наглядной опоре), как в смысловом программировании, так и в грамматическом оформлении. При выполнении каждого задания требовалась значительная помощь экспериментатора. Отмечались значительные трудности в смысловом построении высказываний, выраженные нарушения связности повествования. Большая часть заданий была выполнена дошкольниками с ЗПР на низком уровне. У дошкольников с ЗПР отмечались недостаточный объем составляемых рассказов, трудности использования языковых средств при оформлении высказываний, смысловое несоответствие высказываний поставленной задаче, низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий, а также нарушение связности, логики построения и последовательности изложения высказываний. У детей с задержкой психического развития были выявлены трудности не только языкового оформления, но и смыслового программирования высказываний. На уровне предложений указанные недостатки проявлялись при выборе темы высказываний, в неумении устанавливать предикативные отношения, в пропусках значимых смысловых звеньев фразы. Для развернутых высказываний были характерны смысловые пропуски, неверное использование межфразовых пауз, незавершенность фрагментов, ошибки при передаче причинно-следственных отношений, трудности в определении замысла рассказа. У дошкольников с ЗПР отмечалось нарушение лексико¬грамматического оформления высказываний, а также синтаксической связи между фразами и фрагментами рассказа. Для высказываний детей были характерны бедность и однообразие используемых языковых средств, грубые аграмматизмы. Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов - микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей (ненесущие смысловой нагрузки) у детей с ЗПР свидетельствуют о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний. Для развития устной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР нами был выбран коммуникативный метод. Коммуникативный метод рассматривает речь как частный случай речевого общения и приближает ситуацию обучения речи к жизненной ситуации общения людей, давая возможность сформировать у ребёнка важные в повседневной речевой практике коммуникативные умения.
Нами была разработана и апробирована программа коррекционной работы по развитию монологической речи старших дошкольников с ЗПР на основе коммуникативного метода. Работа проводилась воспитателем и логопедом. Основной функцией воспитателя было развитие лексико¬грамматического компонента речи. Основной функцией логопеда была работа по формированию монологической речи на основе коммуникативного метода, путём «погружения» в речевую ситуацию. С целью апробации предложенной программы был проведен формирующий эксперимент.
По результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР готовы к более эффективному воздействию, к более естественной и качественной коммуникации, посредством «погружения» в речевую ситуацию. При использовании коммуникативного метода речевая продукция детей представляет собой вполне полноценные в коммуникативном плане высказывания, которые могут стать материалом для речевой работы, для совершенствования речевой деятельности детей. Такой речевой материал имеет большую психологическую ценность для речевых упражнений по сравнению с искусственно подобранными, не включенным в коммуникативный контекст.
Таким образом, анализ полученных результатов проведенного нами исследования доказывает эффективность использования разработанной нами программы на основе коммуникативного метода для повышения уровня развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. А значит, поставленная цель достигнута, задачи решены, выдвинутая рабочая гипотеза подтверждена.
В перспективе возможна апробация проведенного исследования на базе других дошкольных учреждений города Тюмени. Данная программа была представлена на семинаре для учителей-логопедов, воспитателей ДОО города Тюмени Мастерская педагога «Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».
1. Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ЗПР [Текст] / З.Е. Агранович. - СПб. : Детство-Пресс, 2007. - 128 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений/ М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т. В. Ахутина. - М. : Изд-во ЛКИ, 2012. - 218 с.
4. Бизикова, О. А. Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах [Текст] : учебное пособие / О. А. Бизикова. - Нижневартовск.: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. - 95 с.
5. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] учебно¬методическое пособие / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002 - 64 с.
6. Быстрова, Г. А. Логосказки [Текст] / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. - СПб. : КАРО, 2002. - 128 с.
7. Венгега, В. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / В. А. Венгега. - М. : Педагогика, 1986. - 158 с.
8. Венгер, Л. А. О чем рассказывает сказка [Текст] / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. -1994. - № 5. - С. 58-59
9. Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию [Текст] / Л. А. Венгер// Дошкольное воспитание. - 1982. - № 3. - С. 46-47
10. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста[Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1989.- 127 с.
11. Виноградов, В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика [Текст] / В. Виноградов.- М. : Просвещение, 1983. - 258 с.
12. Воробьева, В. В. Обучение детей с ТНР первоначальному навыку описательно-повествовательной речи [Текст] / В. В. Воробьева // Дефектология. - 1990. - №4. - С.40-46.
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 2016. - 368 с.
14. Гаврилушкина, О. П. Ребенок отстает в развитии? [Текст] / О. П. Гаврилушкина. - М. : Дрофа, 2010. - 207 с.
15. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии [Текст] / П. Я. Гальперин.
- М. : АСТ ; Харвест, 2008. - 400 с.
...