Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией

Работа №96811

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
212
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Определение понятий темы 8
1.2. Закономерности формирования фонематического слуха у детей в
норме 13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 26
2.1. Основные принципы, цель, задачи, алгоритм констатирующего
исследования 26
2.2. Содержание методики логопедического исследования в рамках
констатирующего эксперимента 28
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 47
3.1. Теоретическое обоснование формирования фонематических
процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 47
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
фонематического слуха у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является фонетико-фонематическое недоразвитие речи при псевдобульбарной дизартрии, которое характеризуется различными сложными речевыми расстройствами, нарушением фонематических процессов и формирования всех компонентов речевой системы, то есть звуковой и смысловой стороны при нормальном слухе и интеллекте.
Одним из основных условий успешного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематического слуха.
Важное значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух - это способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать фонемы в словах. К моменту поступления в первый класс у ребенка-дошкольника должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи, правильное звукопроизношение и практические навыки по дифференциации фонем родного языка. Дифференциация фонем родного языка - различение звуков на слух и в собственном произношении - становится возможным лишь после овладения способностью выделять существенные признаки речевого звука и отличать его от других (неречевых) звуков. Такая способность развивается на протяжении всего дошкольного детства прежде всего на основе формирования у ребенка фонематического слуха, а затем - и фонематического восприятия и умений анализа звукового состава слов.
Важнейшей из задач логопедической работы с дошкольниками с псевдобульбарной дизартрией, является формирование фонематического слуха. Несформированость фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения: для этих детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при практически благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Р.Е. Левина особо подчеркивает, что «без достаточной сформированости фонематического слуха невозможно достичь полноценных фонематических представлений и фонематического анализа и синтеза» [37, с. 31].
В современной психолого-педагогической литературе проблема формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития рассмотрена в работах Е.Ф. Архиповой, Р.Е. Левиной, Н.С. Варенцовой и Е.В. Колесниковой, Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, Н.Х. Швачкина и др.
Проблема исследования заключается в необходимости поиска оптимального содержания логопедической работы по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях речевой общеразвивающей группы детского сада, которая предполагает совместную работу логопеда и воспитателя.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробация содержания логопедической работы по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования: уровень сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в легкой степени.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме.
2. Экспериментально определить уровень сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
3. На основе анализа результатов констатирующего эксперимента разработать содержание логопедической работы по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в совместной деятельности логопеда и воспитателя с применением игр и игровых упражнений.
4. Оценить эффективность разработанного содержания логопедической работы по формированию фонематического слуха у детей экспериментальной группы.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение.
2. Тестирование, беседа, наблюдение.
3. Экспериментальный метод, включающий проведение
констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.
4. Метод количественной и качественной обработки.
База исследования: МАДОУ - Детский сад № 36 города Кунгур Пермского края. В эксперименте принимали участие 10 детей (5-6 лет). 2 детей с условно нормальным речевым развитием. У 5 детей логопедическое заключение - легкая степень псевдобульбарной дизартрии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заключение ПМПК: развитие коммуникативных функций. У 3 детей - легкая степень псевдобульбарной дизартрии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заключение ПМПК для двух детей со стертой дизартрией: развитие артикуляционных движений; для одного ребенка: развитие фонематических процессов.
Теоретическая значимость: состоит в обобщении современных научных представлений по проблеме изучения особенностей формирования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией, а также в обосновании необходимости организации совместной работы логопеда и воспитателя и применения в этом процессе игр и игровых упражнений.
Практическая значимость: материал выпускной квалификационной работы может быть использован специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста по данной проблеме, может служить материалом для написания научной статьи, для проведения практических занятий со студентами ВУЗа.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении раскрыта актуальность выбранной темы исследования, определены его целевые установки, теоретическая практическая значимость. В первой главе представлено теоретическое обоснование проблемы исследования, раскрыты основные понятия темы исследования, вопросы формирования фонематического слуха у дошкольников в онтогенезе, психолого-педагогическая характеристика дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Во второй главе дано описание констатирующего эксперимента и проведен анализ его результатов. В третьей главе описана логопедическая работа по формированию фонематической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. В заключении содержатся выводы по проделанной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование актуально по причине того, что постоянно растет количество детей дошкольного возраста, у которых имеется нарушение фонематического слуха или этот слух сформирован на недостаточно высоком уровне. Это ставит перед логопедами задачу по поиску путей и способов преодоления трудностей, которые испытывают дошкольники с нарушениями фонематического слуха.
Особо важное значение формирование фонематического слуха имеет для детей с псевдобульбарной дизартрией. На логопедических занятиях с этой категорией детей дошкольного возраста необходимы новые подходы и способы работы с детьми, поскольку у детей с псевдобульбарной дизартрией, вследствие имеющихся у них нарушений фонематических процессов и дефектов речи, как правило, обнаруживает низкая мотивация к обучению, они не осознают то, что в их речи есть многочисленные ошибки, которые нужно исправлять.
Изучение проблемы формирования фонематического слуха у детей с псевдобульбарной дизартрией велось с опорой на работы известных отечественных логопедов, психологов и педагогов: Е.Ф. Архиповой, Н.С. Варенцовой, Л.С. Волкова, Л.С. Выготского, Г.Г. Голубевой, Н.И. Жинкина, А.Г. Каше, Е.В. Колесниковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной,Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина и др..
Анализ литературы по теме показал, что слуховая сфера обеспечивает нормальное психическое и речевое развитие ребенка, всех видов его деятельности. Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, с помощью которого осуществляются операции по узнаванию и различению фонем, составляющих звуковую оболочку слова (Л.С. Волкова). Фонематические элементы ребенок различает благодаря фонематическому слуху. Такое различение способствует формированию правильного звукопроизношения. Недостаточная сформированность фонематического слуха приводит к нарушениям в звукопроизношении, и в дальнейшем - к трудностям проведения звукового анализа и синтеза слов, овладения чтением, письмом при обучении в школе. Дети дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией и недоразвитием фонетико-фонематических процессов необходима помощь логопеда в формировании фонематического слуха.
Формирование фонематического слуха в онтогенезе имеет определенные закономерности, которые проявляются в поэтапном его формировании и развитии по мере роста ребенка. Р.Е. Левина и Н.Х. Швачкин выделяют от 2 до 5 этапов. Главная закономерность - освоение сначала гласных, потом согласных звуков. В овладении согласными звуками тоже существует закономерность: от сонорных и шумных - к свистящим и шипящим. Дети, имеющие даже небольшие нарушения и отклонения в формировании фонематического слуха, всегда испытывают трудности в звукопроизношении, в чтении и письме. Чтобы предупредить эти трудности необходимо уже в дошкольном возрасте проводить систематическую логопедическую работу, направленную на формирование фонематического слуха у детей с дизартрией.
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией, проведенная на основе работ Е.Ф. Архиповой, Н.С. Варенцовой, Л.С. Выготского, Г.В. Гуровец, Л.В. Лопатиной, О.Ю. Федосовой, показала что в этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств, происходит развитие произвольности познавательных процессов, разных видов деятельности - игровой, коммуникативно-речевой, познавательной и т.д.. У дошкольников с псевдобульбарной дизартрией имеются нарушения в речевом развитии, в звукопроизношении и фонетико-фонематическом строе речи, которые могут отрицательно повлиять на формирование познавательной, эмоционально-волевой, деятельностно-потребностной сфер. Дефекты звукопроизношения - ведущие в структуре речевого дефекта, которые влекут за собой нарушения в фонетико-фонематическом строе речи. Имеются недоразвития в фонематических процессах: фонематическом слухе, фонематическом анализе и синтезе, фонематических представлениях. Наиболее распространены нарушения произношения свистящих и шипящих звуков. Реже отмечаются нарушения произношения сонорных [р] и [л]. Дети не различают акустически близкие звуки и звуки, близкие по месту образования. Они не могут правильно определить фонетическую позицию звука в слове и от этого в их речи отмечаются частые смещения, замены звуков.
В практической части исследования с целью выявления особенностей сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией использовались 3 методики:
1. Обследование состояния моторных функций (мелкая моторика, артикуляционная моторика) Г.А. Волковой.
2. Изучение состояния звукопроизношения Л.В. Лопатиной.
3. Изучение состояния фонематических процессов Е.Ф. Архиповой.
Полученные результаты подтвердили логопедическое заключение: у пяти детей - легкая степень псевдобульбарной дизартрии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заключение ПМПК: развитие коммуникативных функций. У трех детей - легкая степень псевдобульбарной дизартрии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заключение ПМПК для двух детей со стертой дизартрией: развитие артикуляционных движений; для одного ребенка: развитие фонематических процессов. При таком заключении ребенок может искажать, заменять, пропускать всего один звук, мелкая моторика высокого уровня, фонематический слух - средний уровень.
В результате эксперимента были выявлены следующие особенности фонематического слуха детей с псевдобульбарной дизартрией:
- гласные звуки дети распознают правильно;
- нет нарушений в распознавании гласных и согласных фонем;
- имеют место стойкие нарушения фонематического слуха.
Дети заменяют и смешивают в речи сонорные согласные, шипящие и свистящие, звонкие и глухие звуки, не различают фонемы, близкие по акустическим признакам, месту и способу образования, не могут правильно назвать место звука (слога) в словах.
Результаты, полученные в ходе обследования детей, были учтены при разработке системы логопедической работы по формированию фонематического слуха у детей с псевдобульбарной дизартрией в старшем дошкольном возрасте.
Общее количество логопедических занятий - 210, из них: 160 индивидуальных, 40 подгрупповых и 10 групповых. С каждым ребенком было проведено 50 занятий: 2 индивидуальных занятия в неделю, 2 подгрупповых занятия в неделю, 1 фронтальное (групповое) в неделю (занятия проводятся в течение 3 месяцев, 10 недель). Всего с каждым ребенком было проведено 20 индивидуальных, 20 подгрупповых и 10фронтальных занятий.
Задачи и функции логопеда и воспитателя в работе над формированием фонематического слуха детей с псевдобульбарной дизартрией были четко разграничены. Логопед проводила логопедические занятия, основная цель которых состоит в формировании фонематического слуха, умений дифференцировать фонемы, различать их по артикуляционно-акустическим свойствам, правильного звукопроизношения. Воспитатель проводила речевые игры с детьми - индивидуально или парами, на которых повторяет речевой материал и закрепляет у детей умения фонематического слуха. Такое сотрудничество логопеда и воспитателя эффективно, оно обеспечило преемственность, целенаправленность и систематичность работы по формированию фонематического слуха у детей с псевдобульбарной дизартрией.
В результате проведения логопедической работы у детей обнаружены развитая способность хорошо различать неречевые и речевые звуки; сформированность умений различать фонемы, близкие по способу и месту образования, дифференцировать звуки в словах, определять место звука в слогах и в словах (односложных); улучшение состояния мелкой и артикуляционной моторики; устранение недостатков звукопроизношения; расширение и активизация словаря; повышение состояния связной речи.
Результаты контрольного этапа показали положительную динамику в формировании фонематического слуха, состояния мелкой моторики и моторики артикуляционного аппарата, звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией. Также отметим, что значительно улучшилась просодическая сторона речи - голосовые характеристики речи в совокупности ее ритмико-интонационных свойств: речь детей стала более внятной, разборчивой, интонационно выразительной. Дети научились регулировать тембр своего голоса, его громкость, овладели интонациями повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений, научились употреблять логическое ударение и паузы и т.д. Это говорит об эффективности проведенной логопедической работы.
Можно сделать вывод о том, что разработка и реализация системы совместной работы воспитателя и логопеда на основе комплексного подхода с использованием игр и игровых упражнений способствовала эффективному развитию фонематического слуха и звукопроизношения у детей.



1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников [Текст] / Т. В. Александрова. - СПб. : Детство-пресс, 2015. - 48 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2015. - 207 с.
3. Архипова, Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ, 2012. - 228 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель. - 2015. - 254 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова.
-М. : Хранитель, 2013. - 319 с.
6. Беккер, К. П. Логопедия [Текст] / К. П. Беккер. - М.: Просвещение, 1981. - 267 с.
7. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова.- М. : Владос, 2016. - 287 с.
8. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1996. - 91с.
9. Бондарко, Л. В. Звуковой строй современного русского языка [Текст] / Л. В. Бондаренко. - М. : Просвещение, 2007. - 176 с.
10. Бондарко, Л. В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи [Текст] / Л. В. Бондаренко. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1981.
- 194 с.
11. Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова. - М. : Просвещение, 1997. -
218 с.
12. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : АСТ,
2015. - 143 с.
13. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - М. : Владос, 2014. -680 с.
14. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушения речи у детей [Текст] / Г. А. Волкова. - СПб. : Речь, 2011. - 45 с.
15. Волкова, Г. А. Энциклопедический словарь логопеда [Текст] / Г. А. Волкова. - СПб. : ООО «Издательство «Детство Пресс», 2014. - 256 с.
16. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. - М. : Мозаика- синтез, 2014. - 162 с.
17. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Академический проект, 2015. - 424 с.
18. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]/
A. Н. Гвоздев. - СПб. : Речь, 2012. - 240 с.
19. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. - М. : Владос, 2014. - 144 с.
20. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Текст] : метод. пособие для логопедов / Г. Г. Голубева. - СПб. : Речь, 2014. - 200 с.
21. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи [Текст] // Современные тенденции специальной педагогики и психологии / А. М. Горчакова. - Самара : СГПУ, 2009. - С.70-83.
22. Гуровец, Г. В. Детская невропатология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / Г. В. Гуровец; под ред.
B. И. Селиверстова. - М. : Владос, 2010. - 303 с.
23. Дроздова, М. В. Анатомия человека [Текст] / М. В. Дроздова, М. В. Яковлев. - М. : Эксмо, 2009. - 352 с.
24. Дурова, Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки [Текст] / Н. В. Дурова. - М.: Мозаика-Синтез. - 112 с.
25. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Н. И. Дьякова. - М. : Владос, 2014. - 226 с.
26. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи) [Текст] : Кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2013. - 230 с.
27. Жинкин, Н. И. Интеллект, язык и речь [Текст] // Нарушение речи у дошкольников / Н. И. Жинкин. - М. : Владос, 2011. - С.9-31.
28. Жукова, Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи [Текст] / Н. С. Жукова. - М. : Эксмо, 2012. - 120 с.
29. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического слуха у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 2009. - 227с.
30. Зайцева, Л. А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция [Текст] : учеб.-метод. пособие / Л. А. Зайцева, И. С. Зайцев, С. Ф. Левяш, И. Н. Ясова. - Мн. : БГПУ им. М. Танка, 2001. - 74 с.
31. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. - М. : Владос, 2010. - 279 с.
32. Карелина, И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 15.09.00 / И. Б. Карелина. - М. : Ин-т коррекционной педагогики, 2000. - 172 с.
33. Каше, Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи [Текст] / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 228 с.
34. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Е. В. Колесникова. - М. : Детство-пресс, 2009. - 195 с.
35. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты [Текст] /А. Н. Корнев. - СПб. : Речь,
2016. - 388 с.
36. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб. : Союз, 2014. - 224 с.
37. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Хохлова. - М. : Просвещение, 2011. - 223 с.
38. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] /
А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл; Академия, 2004. - 352 с.
39. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / Л. В. Логинова ; под ред. Е. А. Логиновой. - СПб. : Союз, 2015. - 264 с.
40. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Речь. - 2013. - 192 с.
41. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : Академический проект, 2012. - 512 с.
42. Мастюкова, Е. М. Дизартрия [Текст] / Е. М. Мастюкова, И.В. Ипполитова. - М. : Просвещение, 2012. - 250 с.
43. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Академия, 2008. - 200 с.
44. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] ; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 334 с.
45. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева. - Ростов-на/Д. : Феникс, 2008. - 412 с.
46. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст]; под ред.
В. И. Селиверстова. - М. : Владос, 2009. - 390 с.
47. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] / О. В. Правдина. - М. : Академия, 2012. - 272 с.
48. Российская, Е. Н. Произносительная сторона речи: Практический курс [Текст] / Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина. - М. : АРКТИ, 2009. - 104 с.
49. Российский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: https://slovar.cc/enc/bolshoy-rus.html (дата обращения: 16.12.2018).
50. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст] : учеб.-метод. пособие для логопедов и дефектологов / И. А. Смирнова. - СПб. : Детство-Пресс, 2009. - 318 с.
51. Соботович, Е. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Дефектология. - 1974. - № 4. - С.56-62.
52. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : Урал. гос.пед. ун¬т, 1998. - 51 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html(дата обращения
21.12.2018).
54. Федосова, О. Ю. Особенности нарушения звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии [Текст] / О. Ю. Федосова // Логопед в детском саду. -2004. - №1. -С.4-12.
55. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М. : ГНОМ и Д, 2010. - 85 с.
56. Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии Текст] : учеб. пособие / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова. - М. : Эксмо, 2015. - 318 с.
57. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Айрис-пресс, 2011. - 252 с.
58. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] : учеб. пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагог. училищ ; под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. - 2-е изд. - М. : АРКТИ, 2013. - 240 с.
59. Шарова, О. В. Психосенсомоторное развитие дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии [Текст] / О. В. Шарова // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 4 (12). -
С.34-37.
60. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М. : Академия, 2012. - 32 с.
61. Швачкин, Н. Х.Возрастная психолингвистика [Текст]: Хрестоматия/ Н. Х. Швачкин. - М. : Лабиринт, 2014. - С. 101-133.
62. Эльконин, Д. Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста [Текст] // Хрестоматия по логопедической работе ; под ред. Д. Б. Эльконина. - М. : Владос, 2012. -С.56-79.
63. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] : учеб. пособие для вузов ; под ред. А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева ; под ред. О. А. Шаграевой. - М. : Академия, 2007. - 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ