Логопедическая работа по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Определение понятий темы 8
1.2. Закономерности формирования фонематического слуха у детей в
норме 13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 26
2.1. Основные принципы, цель, задачи, алгоритм констатирующего
исследования 26
2.2. Содержание методики логопедического исследования в рамках
констатирующего эксперимента 28
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 47
3.1. Теоретическое обоснование формирования фонематических
процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 47
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
фонематического слуха у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Определение понятий темы 8
1.2. Закономерности формирования фонематического слуха у детей в
норме 13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 26
2.1. Основные принципы, цель, задачи, алгоритм констатирующего
исследования 26
2.2. Содержание методики логопедического исследования в рамках
констатирующего эксперимента 28
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 47
3.1. Теоретическое обоснование формирования фонематических
процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 47
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
фонематического слуха у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является фонетико-фонематическое недоразвитие речи при псевдобульбарной дизартрии, которое характеризуется различными сложными речевыми расстройствами, нарушением фонематических процессов и формирования всех компонентов речевой системы, то есть звуковой и смысловой стороны при нормальном слухе и интеллекте.
Одним из основных условий успешного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематического слуха.
Важное значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух - это способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать фонемы в словах. К моменту поступления в первый класс у ребенка-дошкольника должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи, правильное звукопроизношение и практические навыки по дифференциации фонем родного языка. Дифференциация фонем родного языка - различение звуков на слух и в собственном произношении - становится возможным лишь после овладения способностью выделять существенные признаки речевого звука и отличать его от других (неречевых) звуков. Такая способность развивается на протяжении всего дошкольного детства прежде всего на основе формирования у ребенка фонематического слуха, а затем - и фонематического восприятия и умений анализа звукового состава слов.
Важнейшей из задач логопедической работы с дошкольниками с псевдобульбарной дизартрией, является формирование фонематического слуха. Несформированость фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения: для этих детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при практически благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Р.Е. Левина особо подчеркивает, что «без достаточной сформированости фонематического слуха невозможно достичь полноценных фонематических представлений и фонематического анализа и синтеза» [37, с. 31].
В современной психолого-педагогической литературе проблема формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития рассмотрена в работах Е.Ф. Архиповой, Р.Е. Левиной, Н.С. Варенцовой и Е.В. Колесниковой, Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, Н.Х. Швачкина и др.
Проблема исследования заключается в необходимости поиска оптимального содержания логопедической работы по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях речевой общеразвивающей группы детского сада, которая предполагает совместную работу логопеда и воспитателя.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробация содержания логопедической работы по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования: уровень сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в легкой степени.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме.
2. Экспериментально определить уровень сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
3. На основе анализа результатов констатирующего эксперимента разработать содержание логопедической работы по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в совместной деятельности логопеда и воспитателя с применением игр и игровых упражнений.
4. Оценить эффективность разработанного содержания логопедической работы по формированию фонематического слуха у детей экспериментальной группы.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение.
2. Тестирование, беседа, наблюдение.
3. Экспериментальный метод, включающий проведение
констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.
4. Метод количественной и качественной обработки.
База исследования: МАДОУ - Детский сад № 36 города Кунгур Пермского края. В эксперименте принимали участие 10 детей (5-6 лет). 2 детей с условно нормальным речевым развитием. У 5 детей логопедическое заключение - легкая степень псевдобульбарной дизартрии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заключение ПМПК: развитие коммуникативных функций. У 3 детей - легкая степень псевдобульбарной дизартрии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заключение ПМПК для двух детей со стертой дизартрией: развитие артикуляционных движений; для одного ребенка: развитие фонематических процессов.
Теоретическая значимость: состоит в обобщении современных научных представлений по проблеме изучения особенностей формирования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией, а также в обосновании необходимости организации совместной работы логопеда и воспитателя и применения в этом процессе игр и игровых упражнений.
Практическая значимость: материал выпускной квалификационной работы может быть использован специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста по данной проблеме, может служить материалом для написания научной статьи, для проведения практических занятий со студентами ВУЗа.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении раскрыта актуальность выбранной темы исследования, определены его целевые установки, теоретическая практическая значимость. В первой главе представлено теоретическое обоснование проблемы исследования, раскрыты основные понятия темы исследования, вопросы формирования фонематического слуха у дошкольников в онтогенезе, психолого-педагогическая характеристика дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Во второй главе дано описание констатирующего эксперимента и проведен анализ его результатов. В третьей главе описана логопедическая работа по формированию фонематической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. В заключении содержатся выводы по проделанной работе.
Одним из основных условий успешного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематического слуха.
Важное значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух - это способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать фонемы в словах. К моменту поступления в первый класс у ребенка-дошкольника должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи, правильное звукопроизношение и практические навыки по дифференциации фонем родного языка. Дифференциация фонем родного языка - различение звуков на слух и в собственном произношении - становится возможным лишь после овладения способностью выделять существенные признаки речевого звука и отличать его от других (неречевых) звуков. Такая способность развивается на протяжении всего дошкольного детства прежде всего на основе формирования у ребенка фонематического слуха, а затем - и фонематического восприятия и умений анализа звукового состава слов.
Важнейшей из задач логопедической работы с дошкольниками с псевдобульбарной дизартрией, является формирование фонематического слуха. Несформированость фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения: для этих детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при практически благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Р.Е. Левина особо подчеркивает, что «без достаточной сформированости фонематического слуха невозможно достичь полноценных фонематических представлений и фонематического анализа и синтеза» [37, с. 31].
В современной психолого-педагогической литературе проблема формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития рассмотрена в работах Е.Ф. Архиповой, Р.Е. Левиной, Н.С. Варенцовой и Е.В. Колесниковой, Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, Н.Х. Швачкина и др.
Проблема исследования заключается в необходимости поиска оптимального содержания логопедической работы по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях речевой общеразвивающей группы детского сада, которая предполагает совместную работу логопеда и воспитателя.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробация содержания логопедической работы по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования: уровень сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в легкой степени.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме.
2. Экспериментально определить уровень сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
3. На основе анализа результатов констатирующего эксперимента разработать содержание логопедической работы по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в совместной деятельности логопеда и воспитателя с применением игр и игровых упражнений.
4. Оценить эффективность разработанного содержания логопедической работы по формированию фонематического слуха у детей экспериментальной группы.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение.
2. Тестирование, беседа, наблюдение.
3. Экспериментальный метод, включающий проведение
констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.
4. Метод количественной и качественной обработки.
База исследования: МАДОУ - Детский сад № 36 города Кунгур Пермского края. В эксперименте принимали участие 10 детей (5-6 лет). 2 детей с условно нормальным речевым развитием. У 5 детей логопедическое заключение - легкая степень псевдобульбарной дизартрии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заключение ПМПК: развитие коммуникативных функций. У 3 детей - легкая степень псевдобульбарной дизартрии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заключение ПМПК для двух детей со стертой дизартрией: развитие артикуляционных движений; для одного ребенка: развитие фонематических процессов.
Теоретическая значимость: состоит в обобщении современных научных представлений по проблеме изучения особенностей формирования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией, а также в обосновании необходимости организации совместной работы логопеда и воспитателя и применения в этом процессе игр и игровых упражнений.
Практическая значимость: материал выпускной квалификационной работы может быть использован специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста по данной проблеме, может служить материалом для написания научной статьи, для проведения практических занятий со студентами ВУЗа.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении раскрыта актуальность выбранной темы исследования, определены его целевые установки, теоретическая практическая значимость. В первой главе представлено теоретическое обоснование проблемы исследования, раскрыты основные понятия темы исследования, вопросы формирования фонематического слуха у дошкольников в онтогенезе, психолого-педагогическая характеристика дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Во второй главе дано описание констатирующего эксперимента и проведен анализ его результатов. В третьей главе описана логопедическая работа по формированию фонематической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. В заключении содержатся выводы по проделанной работе.
Проведенное исследование актуально по причине того, что постоянно растет количество детей дошкольного возраста, у которых имеется нарушение фонематического слуха или этот слух сформирован на недостаточно высоком уровне. Это ставит перед логопедами задачу по поиску путей и способов преодоления трудностей, которые испытывают дошкольники с нарушениями фонематического слуха.
Особо важное значение формирование фонематического слуха имеет для детей с псевдобульбарной дизартрией. На логопедических занятиях с этой категорией детей дошкольного возраста необходимы новые подходы и способы работы с детьми, поскольку у детей с псевдобульбарной дизартрией, вследствие имеющихся у них нарушений фонематических процессов и дефектов речи, как правило, обнаруживает низкая мотивация к обучению, они не осознают то, что в их речи есть многочисленные ошибки, которые нужно исправлять.
Изучение проблемы формирования фонематического слуха у детей с псевдобульбарной дизартрией велось с опорой на работы известных отечественных логопедов, психологов и педагогов: Е.Ф. Архиповой, Н.С. Варенцовой, Л.С. Волкова, Л.С. Выготского, Г.Г. Голубевой, Н.И. Жинкина, А.Г. Каше, Е.В. Колесниковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной,Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина и др..
Анализ литературы по теме показал, что слуховая сфера обеспечивает нормальное психическое и речевое развитие ребенка, всех видов его деятельности. Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, с помощью которого осуществляются операции по узнаванию и различению фонем, составляющих звуковую оболочку слова (Л.С. Волкова). Фонематические элементы ребенок различает благодаря фонематическому слуху. Такое различение способствует формированию правильного звукопроизношения. Недостаточная сформированность фонематического слуха приводит к нарушениям в звукопроизношении, и в дальнейшем - к трудностям проведения звукового анализа и синтеза слов, овладения чтением, письмом при обучении в школе. Дети дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией и недоразвитием фонетико-фонематических процессов необходима помощь логопеда в формировании фонематического слуха.
Формирование фонематического слуха в онтогенезе имеет определенные закономерности, которые проявляются в поэтапном его формировании и развитии по мере роста ребенка. Р.Е. Левина и Н.Х. Швачкин выделяют от 2 до 5 этапов. Главная закономерность - освоение сначала гласных, потом согласных звуков. В овладении согласными звуками тоже существует закономерность: от сонорных и шумных - к свистящим и шипящим. Дети, имеющие даже небольшие нарушения и отклонения в формировании фонематического слуха, всегда испытывают трудности в звукопроизношении, в чтении и письме. Чтобы предупредить эти трудности необходимо уже в дошкольном возрасте проводить систематическую логопедическую работу, направленную на формирование фонематического слуха у детей с дизартрией.
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией, проведенная на основе работ Е.Ф. Архиповой, Н.С. Варенцовой, Л.С. Выготского, Г.В. Гуровец, Л.В. Лопатиной, О.Ю. Федосовой, показала что в этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств, происходит развитие произвольности познавательных процессов, разных видов деятельности - игровой, коммуникативно-речевой, познавательной и т.д.. У дошкольников с псевдобульбарной дизартрией имеются нарушения в речевом развитии, в звукопроизношении и фонетико-фонематическом строе речи, которые могут отрицательно повлиять на формирование познавательной, эмоционально-волевой, деятельностно-потребностной сфер. Дефекты звукопроизношения - ведущие в структуре речевого дефекта, которые влекут за собой нарушения в фонетико-фонематическом строе речи. Имеются недоразвития в фонематических процессах: фонематическом слухе, фонематическом анализе и синтезе, фонематических представлениях. Наиболее распространены нарушения произношения свистящих и шипящих звуков. Реже отмечаются нарушения произношения сонорных [р] и [л]. Дети не различают акустически близкие звуки и звуки, близкие по месту образования. Они не могут правильно определить фонетическую позицию звука в слове и от этого в их речи отмечаются частые смещения, замены звуков.
В практической части исследования с целью выявления особенностей сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией использовались 3 методики:
1. Обследование состояния моторных функций (мелкая моторика, артикуляционная моторика) Г.А. Волковой.
2. Изучение состояния звукопроизношения Л.В. Лопатиной.
3. Изучение состояния фонематических процессов Е.Ф. Архиповой.
Полученные результаты подтвердили логопедическое заключение: у пяти детей - легкая степень псевдобульбарной дизартрии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заключение ПМПК: развитие коммуникативных функций. У трех детей - легкая степень псевдобульбарной дизартрии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заключение ПМПК для двух детей со стертой дизартрией: развитие артикуляционных движений; для одного ребенка: развитие фонематических процессов. При таком заключении ребенок может искажать, заменять, пропускать всего один звук, мелкая моторика высокого уровня, фонематический слух - средний уровень.
В результате эксперимента были выявлены следующие особенности фонематического слуха детей с псевдобульбарной дизартрией:
- гласные звуки дети распознают правильно;
- нет нарушений в распознавании гласных и согласных фонем;
- имеют место стойкие нарушения фонематического слуха.
Дети заменяют и смешивают в речи сонорные согласные, шипящие и свистящие, звонкие и глухие звуки, не различают фонемы, близкие по акустическим признакам, месту и способу образования, не могут правильно назвать место звука (слога) в словах.
Результаты, полученные в ходе обследования детей, были учтены при разработке системы логопедической работы по формированию фонематического слуха у детей с псевдобульбарной дизартрией в старшем дошкольном возрасте.
Общее количество логопедических занятий - 210, из них: 160 индивидуальных, 40 подгрупповых и 10 групповых. С каждым ребенком было проведено 50 занятий: 2 индивидуальных занятия в неделю, 2 подгрупповых занятия в неделю, 1 фронтальное (групповое) в неделю (занятия проводятся в течение 3 месяцев, 10 недель). Всего с каждым ребенком было проведено 20 индивидуальных, 20 подгрупповых и 10фронтальных занятий.
Задачи и функции логопеда и воспитателя в работе над формированием фонематического слуха детей с псевдобульбарной дизартрией были четко разграничены. Логопед проводила логопедические занятия, основная цель которых состоит в формировании фонематического слуха, умений дифференцировать фонемы, различать их по артикуляционно-акустическим свойствам, правильного звукопроизношения. Воспитатель проводила речевые игры с детьми - индивидуально или парами, на которых повторяет речевой материал и закрепляет у детей умения фонематического слуха. Такое сотрудничество логопеда и воспитателя эффективно, оно обеспечило преемственность, целенаправленность и систематичность работы по формированию фонематического слуха у детей с псевдобульбарной дизартрией.
В результате проведения логопедической работы у детей обнаружены развитая способность хорошо различать неречевые и речевые звуки; сформированность умений различать фонемы, близкие по способу и месту образования, дифференцировать звуки в словах, определять место звука в слогах и в словах (односложных); улучшение состояния мелкой и артикуляционной моторики; устранение недостатков звукопроизношения; расширение и активизация словаря; повышение состояния связной речи.
Результаты контрольного этапа показали положительную динамику в формировании фонематического слуха, состояния мелкой моторики и моторики артикуляционного аппарата, звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией. Также отметим, что значительно улучшилась просодическая сторона речи - голосовые характеристики речи в совокупности ее ритмико-интонационных свойств: речь детей стала более внятной, разборчивой, интонационно выразительной. Дети научились регулировать тембр своего голоса, его громкость, овладели интонациями повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений, научились употреблять логическое ударение и паузы и т.д. Это говорит об эффективности проведенной логопедической работы.
Можно сделать вывод о том, что разработка и реализация системы совместной работы воспитателя и логопеда на основе комплексного подхода с использованием игр и игровых упражнений способствовала эффективному развитию фонематического слуха и звукопроизношения у детей.
Особо важное значение формирование фонематического слуха имеет для детей с псевдобульбарной дизартрией. На логопедических занятиях с этой категорией детей дошкольного возраста необходимы новые подходы и способы работы с детьми, поскольку у детей с псевдобульбарной дизартрией, вследствие имеющихся у них нарушений фонематических процессов и дефектов речи, как правило, обнаруживает низкая мотивация к обучению, они не осознают то, что в их речи есть многочисленные ошибки, которые нужно исправлять.
Изучение проблемы формирования фонематического слуха у детей с псевдобульбарной дизартрией велось с опорой на работы известных отечественных логопедов, психологов и педагогов: Е.Ф. Архиповой, Н.С. Варенцовой, Л.С. Волкова, Л.С. Выготского, Г.Г. Голубевой, Н.И. Жинкина, А.Г. Каше, Е.В. Колесниковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной,Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина и др..
Анализ литературы по теме показал, что слуховая сфера обеспечивает нормальное психическое и речевое развитие ребенка, всех видов его деятельности. Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, с помощью которого осуществляются операции по узнаванию и различению фонем, составляющих звуковую оболочку слова (Л.С. Волкова). Фонематические элементы ребенок различает благодаря фонематическому слуху. Такое различение способствует формированию правильного звукопроизношения. Недостаточная сформированность фонематического слуха приводит к нарушениям в звукопроизношении, и в дальнейшем - к трудностям проведения звукового анализа и синтеза слов, овладения чтением, письмом при обучении в школе. Дети дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией и недоразвитием фонетико-фонематических процессов необходима помощь логопеда в формировании фонематического слуха.
Формирование фонематического слуха в онтогенезе имеет определенные закономерности, которые проявляются в поэтапном его формировании и развитии по мере роста ребенка. Р.Е. Левина и Н.Х. Швачкин выделяют от 2 до 5 этапов. Главная закономерность - освоение сначала гласных, потом согласных звуков. В овладении согласными звуками тоже существует закономерность: от сонорных и шумных - к свистящим и шипящим. Дети, имеющие даже небольшие нарушения и отклонения в формировании фонематического слуха, всегда испытывают трудности в звукопроизношении, в чтении и письме. Чтобы предупредить эти трудности необходимо уже в дошкольном возрасте проводить систематическую логопедическую работу, направленную на формирование фонематического слуха у детей с дизартрией.
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией, проведенная на основе работ Е.Ф. Архиповой, Н.С. Варенцовой, Л.С. Выготского, Г.В. Гуровец, Л.В. Лопатиной, О.Ю. Федосовой, показала что в этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств, происходит развитие произвольности познавательных процессов, разных видов деятельности - игровой, коммуникативно-речевой, познавательной и т.д.. У дошкольников с псевдобульбарной дизартрией имеются нарушения в речевом развитии, в звукопроизношении и фонетико-фонематическом строе речи, которые могут отрицательно повлиять на формирование познавательной, эмоционально-волевой, деятельностно-потребностной сфер. Дефекты звукопроизношения - ведущие в структуре речевого дефекта, которые влекут за собой нарушения в фонетико-фонематическом строе речи. Имеются недоразвития в фонематических процессах: фонематическом слухе, фонематическом анализе и синтезе, фонематических представлениях. Наиболее распространены нарушения произношения свистящих и шипящих звуков. Реже отмечаются нарушения произношения сонорных [р] и [л]. Дети не различают акустически близкие звуки и звуки, близкие по месту образования. Они не могут правильно определить фонетическую позицию звука в слове и от этого в их речи отмечаются частые смещения, замены звуков.
В практической части исследования с целью выявления особенностей сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией использовались 3 методики:
1. Обследование состояния моторных функций (мелкая моторика, артикуляционная моторика) Г.А. Волковой.
2. Изучение состояния звукопроизношения Л.В. Лопатиной.
3. Изучение состояния фонематических процессов Е.Ф. Архиповой.
Полученные результаты подтвердили логопедическое заключение: у пяти детей - легкая степень псевдобульбарной дизартрии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заключение ПМПК: развитие коммуникативных функций. У трех детей - легкая степень псевдобульбарной дизартрии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заключение ПМПК для двух детей со стертой дизартрией: развитие артикуляционных движений; для одного ребенка: развитие фонематических процессов. При таком заключении ребенок может искажать, заменять, пропускать всего один звук, мелкая моторика высокого уровня, фонематический слух - средний уровень.
В результате эксперимента были выявлены следующие особенности фонематического слуха детей с псевдобульбарной дизартрией:
- гласные звуки дети распознают правильно;
- нет нарушений в распознавании гласных и согласных фонем;
- имеют место стойкие нарушения фонематического слуха.
Дети заменяют и смешивают в речи сонорные согласные, шипящие и свистящие, звонкие и глухие звуки, не различают фонемы, близкие по акустическим признакам, месту и способу образования, не могут правильно назвать место звука (слога) в словах.
Результаты, полученные в ходе обследования детей, были учтены при разработке системы логопедической работы по формированию фонематического слуха у детей с псевдобульбарной дизартрией в старшем дошкольном возрасте.
Общее количество логопедических занятий - 210, из них: 160 индивидуальных, 40 подгрупповых и 10 групповых. С каждым ребенком было проведено 50 занятий: 2 индивидуальных занятия в неделю, 2 подгрупповых занятия в неделю, 1 фронтальное (групповое) в неделю (занятия проводятся в течение 3 месяцев, 10 недель). Всего с каждым ребенком было проведено 20 индивидуальных, 20 подгрупповых и 10фронтальных занятий.
Задачи и функции логопеда и воспитателя в работе над формированием фонематического слуха детей с псевдобульбарной дизартрией были четко разграничены. Логопед проводила логопедические занятия, основная цель которых состоит в формировании фонематического слуха, умений дифференцировать фонемы, различать их по артикуляционно-акустическим свойствам, правильного звукопроизношения. Воспитатель проводила речевые игры с детьми - индивидуально или парами, на которых повторяет речевой материал и закрепляет у детей умения фонематического слуха. Такое сотрудничество логопеда и воспитателя эффективно, оно обеспечило преемственность, целенаправленность и систематичность работы по формированию фонематического слуха у детей с псевдобульбарной дизартрией.
В результате проведения логопедической работы у детей обнаружены развитая способность хорошо различать неречевые и речевые звуки; сформированность умений различать фонемы, близкие по способу и месту образования, дифференцировать звуки в словах, определять место звука в слогах и в словах (односложных); улучшение состояния мелкой и артикуляционной моторики; устранение недостатков звукопроизношения; расширение и активизация словаря; повышение состояния связной речи.
Результаты контрольного этапа показали положительную динамику в формировании фонематического слуха, состояния мелкой моторики и моторики артикуляционного аппарата, звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией. Также отметим, что значительно улучшилась просодическая сторона речи - голосовые характеристики речи в совокупности ее ритмико-интонационных свойств: речь детей стала более внятной, разборчивой, интонационно выразительной. Дети научились регулировать тембр своего голоса, его громкость, овладели интонациями повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений, научились употреблять логическое ударение и паузы и т.д. Это говорит об эффективности проведенной логопедической работы.
Можно сделать вывод о том, что разработка и реализация системы совместной работы воспитателя и логопеда на основе комплексного подхода с использованием игр и игровых упражнений способствовала эффективному развитию фонематического слуха и звукопроизношения у детей.
Подобные работы
- Формирование фонематического слуха у старших дошкольников с
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование фонематического слуха у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у
старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Подготовка к обучению чтению старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логопедических занятиях в детском саду
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у
старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Формирование фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией средствами специальных дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по формированию фонематического слуха и
фонематического восприятия у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



