Предупреждение нарушений письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 10
1.1. Определение основных понятий темы 10
1.2. Психофизиологическое содержание процессов письма 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с псевдобульбарной
дизартрией 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 30
2.1. Основные принципы, цели, задачи, алгоритм констатирующего
исследования 30
2.2. Содержание методики исследования сформированности основных
предпосылок письменной речи у дошкольников 35
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 45
3.1. Теоретическое обоснование логопедической работы по
предупреждению нарушений письма 45
3.2. Содержание логопедической работы по предупреждению нарушений
письма 51
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 10
1.1. Определение основных понятий темы 10
1.2. Психофизиологическое содержание процессов письма 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с псевдобульбарной
дизартрией 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 30
2.1. Основные принципы, цели, задачи, алгоритм констатирующего
исследования 30
2.2. Содержание методики исследования сформированности основных
предпосылок письменной речи у дошкольников 35
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 45
3.1. Теоретическое обоснование логопедической работы по
предупреждению нарушений письма 45
3.2. Содержание логопедической работы по предупреждению нарушений
письма 51
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Мышление и речь - не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность [9].
В результате исследований Ю. А. Кобазевой, было доказано, что нарушения устной речи в какой либо степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности [21].
На данный момент времени в развитии образования остро встаёт проблема увеличения детей с псевдобульбарной дизартрией, которая влечет за собой проблемы в обучении, конкретно в обучении письму данной группы детей. От степени подготовленности ребенка к школьному обучению зависит его адаптация, взаимоотношения с окружающими, учебные успехи, и в целом психологическое самочувствие.
По мнению Г. А. Каше, проблема состояния звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией является значимой, т. к. лежит в основе для осуществления звукового анализа, механизмы которого участвуют в обучении письму [18].
Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов - коррекционная работа должна быть построена с учетом качественного своеобразия высших психических функций данного ребенка, сильных и слабых звеньев функциональной системы письма [14].
Письмо - это сложный психический процесс, включающий в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы.
В письме могут отражаться дефекты развития речи ребенка, трудности языкового анализа, речевого внимания.
А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Н. И. Садовникова, Л. Ф. Спирова, А.В. Ястребова и другие указывают на то, что, его расстройство носит системный характер, то есть письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Такое затруднение в науке обозначено как дисграфия.
Дисграфия - это специфические затруднения в обучении письму, обусловленные недоразвитием устной речи, других высших психических функций личности и поведения ребенка [7].
Одним из наиболее распространённых речевых нарушений является псевдобульбарная дизартрия. Многими авторами (Р И. Лалаева, Р Е. Левина, Л. И. Божович) так же подтверждается, что нарушения речевых и неречевых функций, присущих детям с дизартрией в дошкольном возрасте, влекут за собой трудности в усвоении процесса письма и всего обучения в целом.
В детской патологии гораздо чаще встречается одна из форм дизартрии - стертая, интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях (Е. Ф. Архипова, Р. И. Мартынова, М. П. Давыдова, И. Б. Карелина и др.). ГВ. Гуровец, С.И. Маевская, РИ. Мартынова, Л.В. Мелихова, Е.Ф. Соботович и др.
Особое внимание авторы уделяют огромное значение состоянию фонематического восприятия у детей с речевыми расстройствами. Р. Е. Левина отмечает, что в основе некоторых звукопроизносительных расстройств могут лежать отклонения слухового восприятия, которые могут оказаться производными, т.е. носить вторичный характер.
Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка.
Поэтому возникает необходимость изучения готовности к обучению грамоте детей с псевдобульбарной дизартрией, что в свою очередь требует разработки и внедрения в практику логопедической работы новых педагогических методик и приемов, которые будут способствовать более успешной подготовке к письму данной категории дошкольников.
Актуальность работы связана с увеличением количества логопедических групп в дошкольных учреждениях, и в целом с увеличением количества детей, имеющих логопедические нарушения, которые в последующем из устной речи могут перейти в письменную.
Таким образом, выбор темы исследования обусловлен тем, что у достаточно большого количества обучающихся начальной школы письмо имеет специфические особенности, отличающие его от письма других детей.
Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов - коррекционная работа должна быть построена с учетом качественного своеобразия высших психических функций данного ребенка, сильных и слабых звеньев функциональной системы письма [18].
Работа по формированию навыков к обучению письму особенно необходима дошкольникам, страдающим различными формами нарушений речи. Это подтверждается и исследованиями, которые указывают, что дети с дефектами звукопроизношения, артикуляции, фонетического слуха и восприятия оказываются не готовыми к обучению письму.
Необходимо отметить, что отсутствие в настоящее время коррекционной программы для детей с нарушением письма и чтения, а также недостаточное количество методических разработок и практических пособий осложняют работу логопедов и позволяют говорить об актуальности изучаемой проблемы.
Поэтому возникает противоречие между необходимостью проведения коррекционной логопедической работы с дошкольниками по предупреждению нарушений письма и недостаточностью практических материалов по данному разделу в современной логопедической практике.
Объект исследования: уровень сформированности предпосылок для формирования письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию предпосылок к овладению письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Гипотеза: вероятно, что логопедическая работа по формированию готовности к обучению письму у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией будет более эффективна, если она учитывает взаимосвязь между коррекцией дефектов артикуляции и развитием фонематических процессов.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и апробировать содержание логопедической работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить психолого-педагогические особенности у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
3. Подобрать методики исследования сформированности основных предпосылок письменной речи, провести констатирующий эксперимент.
4. Выявить взаимосвязь в коррекции дефектов звукопроизношения и фонематических процессов.
5. Разработать содержание логопедической работы по предупреждению недостатков письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, провести образовательный эксперимент.
6. Оценить эффективность разработанной логопедической работы по предупреждению недостатков письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
В работе были использованы следующие методы исследования:
• анализ и систематизация литературы;
• экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент);
• количественный метод (методы математической статистики);
• интерпретационные (истолкование, объяснение полученных результатов исследования).
Методологической основой являются следующие положения:
• Положение Л. С. Выготского о системном и динамическом подходе к выявлению нарушений в развитии речи ребенка.
• Положение Л.С. Выготского и А. А. Леонтьева о необходимости реализации деятельностного подхода в коррекции нарушений в развитии.
• Концептуальные положения о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).
• Нейролингвистическое и нейропсихологическое изучение дизартрии Е. Н. Винарской.
• Исследование взаимодействия анализаторных систем В. И. Бельтюкова, Т. Б. Филичевой, О. В. Правдиной и др.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад № 54» (далее - МБДОУ ПГО «Детский сад №54»). В исследовании участвовали дети подготовительной группы в возрасте 5-6 лет, в количестве 14 человек, из них 9 мальчиков и 5 девочек, все исследуемые дети имеют логопедическое заключение по выписке из протоколов ПМПК - ФФНР при псевдобульбарной дизартрии.
Практическая значимость: результаты исследования, методы исследования и предложенные упражнения, и дидактические игры, могут быть использованы логопедами, воспитателями, родителями для предотвращения дисграфии у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, где раскрыта актуальность и аппарат исследования, трех глав: в первой описаны теоретические основы изучения проблемы, во второй - диагностика исследования, в третьей - система логопедической работы, заключения, где подводится итог исследования, списка использованной литературы.
Мышление и речь - не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность [9].
В результате исследований Ю. А. Кобазевой, было доказано, что нарушения устной речи в какой либо степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности [21].
На данный момент времени в развитии образования остро встаёт проблема увеличения детей с псевдобульбарной дизартрией, которая влечет за собой проблемы в обучении, конкретно в обучении письму данной группы детей. От степени подготовленности ребенка к школьному обучению зависит его адаптация, взаимоотношения с окружающими, учебные успехи, и в целом психологическое самочувствие.
По мнению Г. А. Каше, проблема состояния звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией является значимой, т. к. лежит в основе для осуществления звукового анализа, механизмы которого участвуют в обучении письму [18].
Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов - коррекционная работа должна быть построена с учетом качественного своеобразия высших психических функций данного ребенка, сильных и слабых звеньев функциональной системы письма [14].
Письмо - это сложный психический процесс, включающий в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы.
В письме могут отражаться дефекты развития речи ребенка, трудности языкового анализа, речевого внимания.
А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Н. И. Садовникова, Л. Ф. Спирова, А.В. Ястребова и другие указывают на то, что, его расстройство носит системный характер, то есть письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Такое затруднение в науке обозначено как дисграфия.
Дисграфия - это специфические затруднения в обучении письму, обусловленные недоразвитием устной речи, других высших психических функций личности и поведения ребенка [7].
Одним из наиболее распространённых речевых нарушений является псевдобульбарная дизартрия. Многими авторами (Р И. Лалаева, Р Е. Левина, Л. И. Божович) так же подтверждается, что нарушения речевых и неречевых функций, присущих детям с дизартрией в дошкольном возрасте, влекут за собой трудности в усвоении процесса письма и всего обучения в целом.
В детской патологии гораздо чаще встречается одна из форм дизартрии - стертая, интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях (Е. Ф. Архипова, Р. И. Мартынова, М. П. Давыдова, И. Б. Карелина и др.). ГВ. Гуровец, С.И. Маевская, РИ. Мартынова, Л.В. Мелихова, Е.Ф. Соботович и др.
Особое внимание авторы уделяют огромное значение состоянию фонематического восприятия у детей с речевыми расстройствами. Р. Е. Левина отмечает, что в основе некоторых звукопроизносительных расстройств могут лежать отклонения слухового восприятия, которые могут оказаться производными, т.е. носить вторичный характер.
Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка.
Поэтому возникает необходимость изучения готовности к обучению грамоте детей с псевдобульбарной дизартрией, что в свою очередь требует разработки и внедрения в практику логопедической работы новых педагогических методик и приемов, которые будут способствовать более успешной подготовке к письму данной категории дошкольников.
Актуальность работы связана с увеличением количества логопедических групп в дошкольных учреждениях, и в целом с увеличением количества детей, имеющих логопедические нарушения, которые в последующем из устной речи могут перейти в письменную.
Таким образом, выбор темы исследования обусловлен тем, что у достаточно большого количества обучающихся начальной школы письмо имеет специфические особенности, отличающие его от письма других детей.
Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов - коррекционная работа должна быть построена с учетом качественного своеобразия высших психических функций данного ребенка, сильных и слабых звеньев функциональной системы письма [18].
Работа по формированию навыков к обучению письму особенно необходима дошкольникам, страдающим различными формами нарушений речи. Это подтверждается и исследованиями, которые указывают, что дети с дефектами звукопроизношения, артикуляции, фонетического слуха и восприятия оказываются не готовыми к обучению письму.
Необходимо отметить, что отсутствие в настоящее время коррекционной программы для детей с нарушением письма и чтения, а также недостаточное количество методических разработок и практических пособий осложняют работу логопедов и позволяют говорить об актуальности изучаемой проблемы.
Поэтому возникает противоречие между необходимостью проведения коррекционной логопедической работы с дошкольниками по предупреждению нарушений письма и недостаточностью практических материалов по данному разделу в современной логопедической практике.
Объект исследования: уровень сформированности предпосылок для формирования письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию предпосылок к овладению письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Гипотеза: вероятно, что логопедическая работа по формированию готовности к обучению письму у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией будет более эффективна, если она учитывает взаимосвязь между коррекцией дефектов артикуляции и развитием фонематических процессов.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и апробировать содержание логопедической работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить психолого-педагогические особенности у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
3. Подобрать методики исследования сформированности основных предпосылок письменной речи, провести констатирующий эксперимент.
4. Выявить взаимосвязь в коррекции дефектов звукопроизношения и фонематических процессов.
5. Разработать содержание логопедической работы по предупреждению недостатков письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, провести образовательный эксперимент.
6. Оценить эффективность разработанной логопедической работы по предупреждению недостатков письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
В работе были использованы следующие методы исследования:
• анализ и систематизация литературы;
• экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент);
• количественный метод (методы математической статистики);
• интерпретационные (истолкование, объяснение полученных результатов исследования).
Методологической основой являются следующие положения:
• Положение Л. С. Выготского о системном и динамическом подходе к выявлению нарушений в развитии речи ребенка.
• Положение Л.С. Выготского и А. А. Леонтьева о необходимости реализации деятельностного подхода в коррекции нарушений в развитии.
• Концептуальные положения о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).
• Нейролингвистическое и нейропсихологическое изучение дизартрии Е. Н. Винарской.
• Исследование взаимодействия анализаторных систем В. И. Бельтюкова, Т. Б. Филичевой, О. В. Правдиной и др.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад № 54» (далее - МБДОУ ПГО «Детский сад №54»). В исследовании участвовали дети подготовительной группы в возрасте 5-6 лет, в количестве 14 человек, из них 9 мальчиков и 5 девочек, все исследуемые дети имеют логопедическое заключение по выписке из протоколов ПМПК - ФФНР при псевдобульбарной дизартрии.
Практическая значимость: результаты исследования, методы исследования и предложенные упражнения, и дидактические игры, могут быть использованы логопедами, воспитателями, родителями для предотвращения дисграфии у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, где раскрыта актуальность и аппарат исследования, трех глав: в первой описаны теоретические основы изучения проблемы, во второй - диагностика исследования, в третьей - система логопедической работы, заключения, где подводится итог исследования, списка использованной литературы.
Проведённое исследование было направлено на организацию работы по предупреждению нарушений письма у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
В процессе исследования была достигнута поставленная цель исследования: определены и теоретически обоснованы основные направления коррекционной логопедической работы по предупреждению недостатков письменной речи данной категории детей.
Для достижения и реализации поставленной цели была изучена психологическая, психофизиологическая и специальная литература по проблеме исследования; проведён педагогический эксперимент; дано теоретическое обоснование необходимости проведения коррекционной логопедической работы.
В результате изучения литературы по проблеме исследования, в частности таких авторов, как А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Л. С. Цветкова, Т. В. Ахутина, Е. В. Мазанова выявлено, что письмо является сложным психическим процессов, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности: память, мышление, внимание, восприятие, мелкую моторику, умственные действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения и другие.
Нарушения письменной речи у детей являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный патогенез. Логопедическая работа носит комплексный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка. До настоящего времени в логопедии недостаточно разработана коррекционная работа при нарушениях письменной речи, что является значимой проблемой.
Часто встречающимся речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является дизартрия различных форм, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она зачастую сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.). Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Основание для успешного обучения грамоте формируется в дошкольном возрасте. Готовность ребенка к учебе грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка: ребенок должен не только слышать и произносить отдельные звуки и слова, но и иметь четкое представление о звуковом составе языка (слов), уметь делать анализ звуковой состав слов. Вышеназванные умения являются важнейшими предпосылками к готовности обучению письму. Ребенок, имеющий нарушение фонематических процессов и недостаточностью произношения, будет иметь трудности в обучении грамоте.
Так как у детей с дизартрией нарушено формирование базовых компонентов речевых и неречевых функций, служащих основой для овладения письмом, можно считать, что у них не сформированы предпосылки овладения письмом, что требует разработки комплексной логопедической работы.
До настоящего времени проблема разработки коррекционной программы для детей с дизартрией, позволяющей предупреждать нарушения письма, принципиально не ставилась, хотя стремление к ее реализации просматривается во многих исследованиях, как дефектологов, так и авторов других смежных специальностей.
Система профилактики нарушений письма предусматривает два основных взаимосвязанных направления работы: коррекцию произношения, т. е. постановку и уточнение артикуляции звуков, при обозначении которых буквы заменяются на письме, различение их на слух; последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.
В результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что логопедическая работа по преодолению нарушений письма у дошкольников должна быть целенаправленной, систематической и дифференцированной.
Упражнения при коррекционной работе должны проводиться длительно и систематически, они легко могут надоесть ребенку, поэтому от логопеда требуется много знаний и умений, чтобы заинтересовать ребенка, и изменять форму проведения занятий и преподнесения материала. Одной из таких форм являются подвижные и настольные игры.
Неотъемлемой частью успешной работы логопеда является контроль родителей, воспитателя, педагога в ходе различной деятельности (как урочной, так и внеурочной). Так, ребенку прививается навык самоконтроля Чем больший контакт логопед сумеет установить с названными лицами, тем эффективнее окажется его работа.
Псевдобульбарная дизартрия у детей имеет разную степень выраженности. Логопед должен учитывать степень поражения, возрастные и индивидуальные особенности детей. Используемый речевой материал, приемы работы, предлагаемый темп должны быть подобраны к каждому ребенку.
Логопедическая работа должна учитывать индивидуальные особенности той или иной формы дизартрии у данного больного. Для этого необходим анализ первичных и вторичных расстройств произношения.
Методика логопедической работы значительно видоизменяется в зависимости от возраста ребенка в настоящий момент и в зависимости от возраста, в котором дизартрия у ребенка возникла. Чем раньше в жизни ребенка возникла дизартрия, тем больше в клинической картине симптомы первичной двигательной недостаточности начинают сопровождаться симптомами системного недоразвития речи в целом.
Таким образом, система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания.
В процессе исследования была достигнута поставленная цель исследования: определены и теоретически обоснованы основные направления коррекционной логопедической работы по предупреждению недостатков письменной речи данной категории детей.
Для достижения и реализации поставленной цели была изучена психологическая, психофизиологическая и специальная литература по проблеме исследования; проведён педагогический эксперимент; дано теоретическое обоснование необходимости проведения коррекционной логопедической работы.
В результате изучения литературы по проблеме исследования, в частности таких авторов, как А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Л. С. Цветкова, Т. В. Ахутина, Е. В. Мазанова выявлено, что письмо является сложным психическим процессов, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности: память, мышление, внимание, восприятие, мелкую моторику, умственные действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения и другие.
Нарушения письменной речи у детей являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный патогенез. Логопедическая работа носит комплексный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка. До настоящего времени в логопедии недостаточно разработана коррекционная работа при нарушениях письменной речи, что является значимой проблемой.
Часто встречающимся речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является дизартрия различных форм, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она зачастую сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.). Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Основание для успешного обучения грамоте формируется в дошкольном возрасте. Готовность ребенка к учебе грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка: ребенок должен не только слышать и произносить отдельные звуки и слова, но и иметь четкое представление о звуковом составе языка (слов), уметь делать анализ звуковой состав слов. Вышеназванные умения являются важнейшими предпосылками к готовности обучению письму. Ребенок, имеющий нарушение фонематических процессов и недостаточностью произношения, будет иметь трудности в обучении грамоте.
Так как у детей с дизартрией нарушено формирование базовых компонентов речевых и неречевых функций, служащих основой для овладения письмом, можно считать, что у них не сформированы предпосылки овладения письмом, что требует разработки комплексной логопедической работы.
До настоящего времени проблема разработки коррекционной программы для детей с дизартрией, позволяющей предупреждать нарушения письма, принципиально не ставилась, хотя стремление к ее реализации просматривается во многих исследованиях, как дефектологов, так и авторов других смежных специальностей.
Система профилактики нарушений письма предусматривает два основных взаимосвязанных направления работы: коррекцию произношения, т. е. постановку и уточнение артикуляции звуков, при обозначении которых буквы заменяются на письме, различение их на слух; последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.
В результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что логопедическая работа по преодолению нарушений письма у дошкольников должна быть целенаправленной, систематической и дифференцированной.
Упражнения при коррекционной работе должны проводиться длительно и систематически, они легко могут надоесть ребенку, поэтому от логопеда требуется много знаний и умений, чтобы заинтересовать ребенка, и изменять форму проведения занятий и преподнесения материала. Одной из таких форм являются подвижные и настольные игры.
Неотъемлемой частью успешной работы логопеда является контроль родителей, воспитателя, педагога в ходе различной деятельности (как урочной, так и внеурочной). Так, ребенку прививается навык самоконтроля Чем больший контакт логопед сумеет установить с названными лицами, тем эффективнее окажется его работа.
Псевдобульбарная дизартрия у детей имеет разную степень выраженности. Логопед должен учитывать степень поражения, возрастные и индивидуальные особенности детей. Используемый речевой материал, приемы работы, предлагаемый темп должны быть подобраны к каждому ребенку.
Логопедическая работа должна учитывать индивидуальные особенности той или иной формы дизартрии у данного больного. Для этого необходим анализ первичных и вторичных расстройств произношения.
Методика логопедической работы значительно видоизменяется в зависимости от возраста ребенка в настоящий момент и в зависимости от возраста, в котором дизартрия у ребенка возникла. Чем раньше в жизни ребенка возникла дизартрия, тем больше в клинической картине симптомы первичной двигательной недостаточности начинают сопровождаться симптомами системного недоразвития речи в целом.
Таким образом, система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания.
Подобные работы
- Предупреждение нарушений письма у дошкольников с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Предупреждение нарушений письма у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование фонематического слуха у старших дошкольников с
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование фонематического слуха у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2022 - Предупреждение нарушений письма у младших школьников с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Предупреждение нарушений письма у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Подготовка к обучению письму детей дошкольного возраста
с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018



