Логопедическая технология коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Психофизиологическая структура процесса письма 6
1.2. Классификация дисграфий и их характеристика 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 14
1.4. Характеристика нарушений письма у младших школьников 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 26
2.1. Организация логопедического обследования письма у младших
школьников 26
2.2. Технология логопедического обследования письма 27
2.3. Анализ результатов обследования 28
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 47
3.1. Цели, задачи, принципы и организация логопедических занятий 47
3.2. Содержание формирующего эксперимента 50
3.3. Анализ формирующего эксперимента 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 119
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Психофизиологическая структура процесса письма 6
1.2. Классификация дисграфий и их характеристика 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 14
1.4. Характеристика нарушений письма у младших школьников 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 26
2.1. Организация логопедического обследования письма у младших
школьников 26
2.2. Технология логопедического обследования письма 27
2.3. Анализ результатов обследования 28
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 47
3.1. Цели, задачи, принципы и организация логопедических занятий 47
3.2. Содержание формирующего эксперимента 50
3.3. Анализ формирующего эксперимента 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 119
Грамотность является одной из главных целей начального образования. Успешное усвоение письменных навыков в начальной школе дает качественную последующую подготовку.
Письмо - трудная, систематическая, умственная и произвольная работа, которая гарантируется ролью всевозможных структурных и функциональных компонентов и многими психологическими функциями. Письмо непосредственно связано с устной речью и реализуется только на основе достаточного уровня качества ее развития, формирования. Однако формирование устной речи является лишь одной из предпосылок успешного усвоения буквы.
В начальной школе обучающимся часто диагностируют несоблюдения орфографических, графических навыков письма. Это негативно влияет на весь процесс обучения в школе, на школьную адаптацию обучающихся, на развитие и формирование личности школьника.
По мнению многих авторов М. Грушевского, А. Н. Корнева, М. М. Безруких и в соответствии с данными доклада экспертов Европейской рабочей программы по образованию и развитию, растет число обучающихся с дислексией и дисграфией. В общеобразовательных школах число обучающихся достигает более 30%, в гимназиях - 20%. Дисграфию у обучающихся можно увидеть не только в начальной школе, но и в старших классах.
Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматривается во всевозможных аспектах: психологическом, психолингвистическом, клиническом, нейропсихологическом, педагогическом (Т. В. Ахутина, Л. Н. Ефименкова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Е. А. Логинова, Н. А. Никашина, Л. Г. Парамонова, И. Н. Садовникова, Л. Ф. Спирова, О. А. Токарева, М. Е. Хватцев, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и другие.) [35, с.182]. Специфические расстройства письма (дисграфии) приводят к нарушению овладения орфографией (Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова). [19, 26], нередко считаются предпосылкой стойкой неуспеваемости, отклонений в развитии личности обучающегося.
Существуют научные работы, посвященные коррекции нарушений письма обучающихся в общеобразовательных школах (И. Н. Садовникова, А. Ф. Спирова, А. В. Ястребова) [38, 30, 31]. В некоторых исследованиях был представлен анализ нескольких механизмов нарушения письма (А. Н. Корнев, Р. Е. Левина). [17, 21].
Для выявления дисграфии существуют различные причины и проявления, как повторяющиеся ошибки в письме младших школьников, не имеющие нарушений интеллектуального развития, зрения и слуха. Это требует тщательного анализа состояния устной речи, на основе которого развивается письменная речь. Одни и те же внешние проявления ошибок имеют разные механизмы. Для этого нужно учитывать весь симптомокомплекс особенностей письма.
Поэтому выявление и исправление нарушений письма при обучении младших классов общеобразовательной школы в настоящее время считается актуальным.
Данная проблема помогла определить цель исследования: изучение письма и разработка логопедической технологии коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы.
Объект исследования: нарушение письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы и логопедическая технология их коррекции.
Предмет исследования - процесс коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы, через использования логопедической технологии.
Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования определяются следующие задачи исследования:
1. Разработать логопедическую технологию коррекции нарушений письма.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение причин, механизма и симптоматики нарушений письма.
3. Определить направления и содержание логопедической технологии по коррекции нарушения письма у обучающихся младших классов.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной в соответствии логопедической технологии преодоление коррекций нарушений письма у обучающихся младших классов в учебном процессе.
Методы исследования: теоретические (анализ специальной литературы по проблеме исследования); эмпирические (проведение констатирующего, формирующего экспериментов); интерпретационные (выявление обучающихся с нарушениями письменной речи). Результаты исследования были обработаны методом математической статистики.
Структура выпускной квалификационной работы на тему «Логопедическая технологии коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы» состоит из: введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложения, в отдельном приложении - письменные работы обучающихся.
Экспериментальной базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23» Свердловской области, Режевского района, с. Глинское.
Письмо - трудная, систематическая, умственная и произвольная работа, которая гарантируется ролью всевозможных структурных и функциональных компонентов и многими психологическими функциями. Письмо непосредственно связано с устной речью и реализуется только на основе достаточного уровня качества ее развития, формирования. Однако формирование устной речи является лишь одной из предпосылок успешного усвоения буквы.
В начальной школе обучающимся часто диагностируют несоблюдения орфографических, графических навыков письма. Это негативно влияет на весь процесс обучения в школе, на школьную адаптацию обучающихся, на развитие и формирование личности школьника.
По мнению многих авторов М. Грушевского, А. Н. Корнева, М. М. Безруких и в соответствии с данными доклада экспертов Европейской рабочей программы по образованию и развитию, растет число обучающихся с дислексией и дисграфией. В общеобразовательных школах число обучающихся достигает более 30%, в гимназиях - 20%. Дисграфию у обучающихся можно увидеть не только в начальной школе, но и в старших классах.
Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматривается во всевозможных аспектах: психологическом, психолингвистическом, клиническом, нейропсихологическом, педагогическом (Т. В. Ахутина, Л. Н. Ефименкова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Е. А. Логинова, Н. А. Никашина, Л. Г. Парамонова, И. Н. Садовникова, Л. Ф. Спирова, О. А. Токарева, М. Е. Хватцев, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и другие.) [35, с.182]. Специфические расстройства письма (дисграфии) приводят к нарушению овладения орфографией (Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова). [19, 26], нередко считаются предпосылкой стойкой неуспеваемости, отклонений в развитии личности обучающегося.
Существуют научные работы, посвященные коррекции нарушений письма обучающихся в общеобразовательных школах (И. Н. Садовникова, А. Ф. Спирова, А. В. Ястребова) [38, 30, 31]. В некоторых исследованиях был представлен анализ нескольких механизмов нарушения письма (А. Н. Корнев, Р. Е. Левина). [17, 21].
Для выявления дисграфии существуют различные причины и проявления, как повторяющиеся ошибки в письме младших школьников, не имеющие нарушений интеллектуального развития, зрения и слуха. Это требует тщательного анализа состояния устной речи, на основе которого развивается письменная речь. Одни и те же внешние проявления ошибок имеют разные механизмы. Для этого нужно учитывать весь симптомокомплекс особенностей письма.
Поэтому выявление и исправление нарушений письма при обучении младших классов общеобразовательной школы в настоящее время считается актуальным.
Данная проблема помогла определить цель исследования: изучение письма и разработка логопедической технологии коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы.
Объект исследования: нарушение письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы и логопедическая технология их коррекции.
Предмет исследования - процесс коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы, через использования логопедической технологии.
Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования определяются следующие задачи исследования:
1. Разработать логопедическую технологию коррекции нарушений письма.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение причин, механизма и симптоматики нарушений письма.
3. Определить направления и содержание логопедической технологии по коррекции нарушения письма у обучающихся младших классов.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной в соответствии логопедической технологии преодоление коррекций нарушений письма у обучающихся младших классов в учебном процессе.
Методы исследования: теоретические (анализ специальной литературы по проблеме исследования); эмпирические (проведение констатирующего, формирующего экспериментов); интерпретационные (выявление обучающихся с нарушениями письменной речи). Результаты исследования были обработаны методом математической статистики.
Структура выпускной квалификационной работы на тему «Логопедическая технологии коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы» состоит из: введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложения, в отдельном приложении - письменные работы обучающихся.
Экспериментальной базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23» Свердловской области, Режевского района, с. Глинское.
Анализ литературы показал, что письмо - это сложный процесс, в основе которого лежат психофизиологические механизмы. Сложность и значимость задачи по коррекции нарушений письма обусловлена рядом различных подходов к классификации дисграфии, причинами, механизмами и симптомами нарушений.
Формирование устной речи, зрительно-пространственный и слухово-пространственный гнозис, соматопространственные ощущения, подвижность, переключаемость, устойчивость и формирование общего поведения (регуляция, саморегуляция, контроль над действиями, намерениями, мотивами поведения) позволят обучающимся легко овладеть навыками письма.
Эксперимент по коррекции нарушений письма проходил в условиях сельской школы при отсутствии ставки и часов учителя-логопеда. С согласия администрации школы и родителей было проведено обследование обучающихся 2 класса и по результатам его был проведено формирующий и контрольный эксперимент.
Качественные и количественные результаты исследования показали, что в общеобразовательной школе в начальных классах есть обучающиеся, которые имеют конкретные ошибки в письме. Обработка результатов исследования показала прямую связь между устными и письменными нарушениями речи, а также недостаточное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
Обследование моторной сферы показало нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики у трех обучающихся из 12, нарушение звукопроизношения полиморфное, нарушаются звуки из разных фонетических групп (свистящие и шипящие). Недостатки звукопроизношения фонологические - замена одного звука на другой: [цН[с], [з]^[с], и т.д.
Большинство испытуемых, при обследовании письма, показали наличие дисграфических ошибок на письме, в виде пропусков букв и слов (воздухе - воздхе, перепрыгнуть - перегнуть), в перестановке букв и слогов (дро- дор), в добавлении гласной буквы (чтение - читение, утка -кутка), замен и смешения букв (Дружок - Друшок), неверное смягчение согласного (зю-зьу, грач - грачь, листьев- листяв), ошибки связанные с нарушением лексико-грамматического строя речи (опавшие листья - опавшиеся листья) и орфографические ошибки (морковь - марковь, пружина - прушына).
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что все обучающиеся испытывают трудности в обучении письму и требуют логопедической коррекции для улучшения речевого развития, как письменной, так и устной речи.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов подтвердил результативность проведения обучающего эксперимента по устранению дисграфических ошибок у младших школьников, за счет правильных разработанных перспективных планов, для каждого обучающегося, с учетов выявленных потребностей и в верности подбора логопедической технологии на преодоление коррекций нарушения письма и устной речи у обучающихся младших классов.
Положительная динамика развития общей моторики, мелкой моторики, моторики артикуляционного аппарата, коррекции звукопроизношения, развитие функций фонематического слуха и восприятия, обнаружена у всех обучающихся.
Таким образом, с использованием логопедической технологии, специфические ошибки обучающихся при письменных работах, позволила немного скорректировать ошибки, которые были обусловленные недоразвитием фонематического слуха и фонематического восприятия.
Формирование устной речи, зрительно-пространственный и слухово-пространственный гнозис, соматопространственные ощущения, подвижность, переключаемость, устойчивость и формирование общего поведения (регуляция, саморегуляция, контроль над действиями, намерениями, мотивами поведения) позволят обучающимся легко овладеть навыками письма.
Эксперимент по коррекции нарушений письма проходил в условиях сельской школы при отсутствии ставки и часов учителя-логопеда. С согласия администрации школы и родителей было проведено обследование обучающихся 2 класса и по результатам его был проведено формирующий и контрольный эксперимент.
Качественные и количественные результаты исследования показали, что в общеобразовательной школе в начальных классах есть обучающиеся, которые имеют конкретные ошибки в письме. Обработка результатов исследования показала прямую связь между устными и письменными нарушениями речи, а также недостаточное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
Обследование моторной сферы показало нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики у трех обучающихся из 12, нарушение звукопроизношения полиморфное, нарушаются звуки из разных фонетических групп (свистящие и шипящие). Недостатки звукопроизношения фонологические - замена одного звука на другой: [цН[с], [з]^[с], и т.д.
Большинство испытуемых, при обследовании письма, показали наличие дисграфических ошибок на письме, в виде пропусков букв и слов (воздухе - воздхе, перепрыгнуть - перегнуть), в перестановке букв и слогов (дро- дор), в добавлении гласной буквы (чтение - читение, утка -кутка), замен и смешения букв (Дружок - Друшок), неверное смягчение согласного (зю-зьу, грач - грачь, листьев- листяв), ошибки связанные с нарушением лексико-грамматического строя речи (опавшие листья - опавшиеся листья) и орфографические ошибки (морковь - марковь, пружина - прушына).
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что все обучающиеся испытывают трудности в обучении письму и требуют логопедической коррекции для улучшения речевого развития, как письменной, так и устной речи.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов подтвердил результативность проведения обучающего эксперимента по устранению дисграфических ошибок у младших школьников, за счет правильных разработанных перспективных планов, для каждого обучающегося, с учетов выявленных потребностей и в верности подбора логопедической технологии на преодоление коррекций нарушения письма и устной речи у обучающихся младших классов.
Положительная динамика развития общей моторики, мелкой моторики, моторики артикуляционного аппарата, коррекции звукопроизношения, развитие функций фонематического слуха и восприятия, обнаружена у всех обучающихся.
Таким образом, с использованием логопедической технологии, специфические ошибки обучающихся при письменных работах, позволила немного скорректировать ошибки, которые были обусловленные недоразвитием фонематического слуха и фонематического восприятия.
Подобные работы
- Коррекция нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у обучающихся во 2 классе общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - Проявление нарушений письменной речи учащихся третьего класса общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - Применение графической технологии в коррекции дизорфографии у обучающихся начальных классов (Нижегородский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Преодоление нарушений письма у младших школьников
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Преодоление нарушений письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция нарушения письма у обучающихся в общеобразовательной
организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - КООРДИНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И УЧИТЕЛЯ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020



