Логопедическая работа по развитию диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 6
1.2. Характеристика развития диалогической речи у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 10
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 16
2.1. Методика логопедического обследования старших дошкольников 16
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
3.1. Основные направления коррекционной логопедической работы по
развитию диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 29
3.2. Организация формирующего эксперимента по развитию диалогической
речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 37
3.3. Содержание работы по развитию диалогической речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 40
3.4. Динамика уровня развития диалогической речи у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 6
1.2. Характеристика развития диалогической речи у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 10
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 16
2.1. Методика логопедического обследования старших дошкольников 16
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
3.1. Основные направления коррекционной логопедической работы по
развитию диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 29
3.2. Организация формирующего эксперимента по развитию диалогической
речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 37
3.3. Содержание работы по развитию диалогической речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 40
3.4. Динамика уровня развития диалогической речи у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Речь играет ведущую роль в становлении психики ребенка. Регулируя поведение и являясь основой мышления, речь состоит из множества компонентов и уровней. Важнейшей работой по развитию речи в дошкольных организациях является формирование диалога, так как он в дошкольном детстве ребенок, прежде всего, овладевает диалогической речью.
Диалогическая речь - это основная форма речевого общения дошкольника. А. Г. Рузская [46] и О. В. Трошин [50] считают диалог первичной естественной, или классической формой речевого общения.
Сформированная диалогическая речь необходима ребенку, поскольку это важнейшее средство для обучения, получения знаний и личностного развития. По мнению В. П. Глухова [14], Р. Е. Левиной [25], Л. Ф. Спировой [48], овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников.
Существует категория детей, у которых речь развивается не так как в норме. Это дети с общим недоразвитием речи (далее - дети с ОНР). У таких детей овладение навыками диалогической речи представляет особые трудности. Такая особенная сложная форма коммуникативной деятельности, как диалог, у детей с недоразвитием речи без специального обучения не формируется. Согласно работам С. А. Мироновой [36] связная речь ребенка с ОНР имеет значительные недостатки в своей структурной и семантической организации. Эти дети не способны абсолютно грамотно и связно выражать свои мысли, утрачивают основную нить содержания, путают события, затрудняются в формулировании основной идеи, не завершают фразы.
Такие нарушения ведут к нарушению речевого общения, могут вызвать проблемы во взаимодействии с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в жизненных ситуациях, а также они непременно станут причиной трудностей при обучении в школе.
Диалогическая речь у детей с общим недоразвитием речи не способна сформироваться самостоятельно, поэтому она требует систематической коррекционно-развивающей деятельности логопеда. В последние годы отмечается тенденция к увеличению числа детей с ОНР. Все рассмотренные проблемы обуславливают необходимость изучения особенностей логопедической работы в развитии диалогической речи у старших дошкольников с ОНР и объясняют актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Тема развития диалоговой речи у детей с ОНР достаточно полно раскрыта в современной логопедии. В трудах таких ученых, как Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. М. Алексеева, Б. И. Яшина и др. раскрываются психолого-педагогические особенности и механизмы развития диалогической речи детей дошкольного возраста в норме. Методикам развития диалогической речи у дошкольников с ОНР посвящены работы Т. Б. Филичевой, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Н. А. Стародубова, В. П. Глухова, А. Г. Арушановой, О. А. Бизиковой. В данных трудах раскрыты цели и задачи развития диалогической формы речи дошкольников, и описаны специфические условия становления диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования: диалогическая речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: Процесс развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР посредством различных видов деятельности.
Цель исследования: изучить возможности использования различных видов деятельности в логопедической работе по развитию диалогической речи старших дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основы развития диалогической речи дошкольников с ОНР.
- Изучить основные характеристики и условия развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР на основе анализа психолого-педагогических исследований;
- Выявить практический уровень развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР с учетом различных педагогических условий по использованию различных видов деятельности;
- Экспериментально проверить логопедическую работу, как процесс
педагогического, развивающего воздействия на речевые и неречевые коммуникативные возможности старших дошкольников с ОНР, с соблюдением коррекционно-педагогических условий развития
диалогической речи у старших дошкольников с ОНР.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы в исследовании применялись следующие методы:
- теоретические (анализ и изучение литературных источников по исследуемой проблеме, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме изучения детей дошкольного возраста с ОНР);
- эмпирические (педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента).
База исследования:
МА ДОУ №32 комбинированного вида «Серебряное копытце» город Краснотурьинск Свердловской области. В исследовании участвовало десять детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, разделённые на контрольную и экспериментальную группы.
Структура ВКР: Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Диалогическая речь - это основная форма речевого общения дошкольника. А. Г. Рузская [46] и О. В. Трошин [50] считают диалог первичной естественной, или классической формой речевого общения.
Сформированная диалогическая речь необходима ребенку, поскольку это важнейшее средство для обучения, получения знаний и личностного развития. По мнению В. П. Глухова [14], Р. Е. Левиной [25], Л. Ф. Спировой [48], овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников.
Существует категория детей, у которых речь развивается не так как в норме. Это дети с общим недоразвитием речи (далее - дети с ОНР). У таких детей овладение навыками диалогической речи представляет особые трудности. Такая особенная сложная форма коммуникативной деятельности, как диалог, у детей с недоразвитием речи без специального обучения не формируется. Согласно работам С. А. Мироновой [36] связная речь ребенка с ОНР имеет значительные недостатки в своей структурной и семантической организации. Эти дети не способны абсолютно грамотно и связно выражать свои мысли, утрачивают основную нить содержания, путают события, затрудняются в формулировании основной идеи, не завершают фразы.
Такие нарушения ведут к нарушению речевого общения, могут вызвать проблемы во взаимодействии с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в жизненных ситуациях, а также они непременно станут причиной трудностей при обучении в школе.
Диалогическая речь у детей с общим недоразвитием речи не способна сформироваться самостоятельно, поэтому она требует систематической коррекционно-развивающей деятельности логопеда. В последние годы отмечается тенденция к увеличению числа детей с ОНР. Все рассмотренные проблемы обуславливают необходимость изучения особенностей логопедической работы в развитии диалогической речи у старших дошкольников с ОНР и объясняют актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Тема развития диалоговой речи у детей с ОНР достаточно полно раскрыта в современной логопедии. В трудах таких ученых, как Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. М. Алексеева, Б. И. Яшина и др. раскрываются психолого-педагогические особенности и механизмы развития диалогической речи детей дошкольного возраста в норме. Методикам развития диалогической речи у дошкольников с ОНР посвящены работы Т. Б. Филичевой, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Н. А. Стародубова, В. П. Глухова, А. Г. Арушановой, О. А. Бизиковой. В данных трудах раскрыты цели и задачи развития диалогической формы речи дошкольников, и описаны специфические условия становления диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования: диалогическая речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: Процесс развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР посредством различных видов деятельности.
Цель исследования: изучить возможности использования различных видов деятельности в логопедической работе по развитию диалогической речи старших дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основы развития диалогической речи дошкольников с ОНР.
- Изучить основные характеристики и условия развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР на основе анализа психолого-педагогических исследований;
- Выявить практический уровень развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР с учетом различных педагогических условий по использованию различных видов деятельности;
- Экспериментально проверить логопедическую работу, как процесс
педагогического, развивающего воздействия на речевые и неречевые коммуникативные возможности старших дошкольников с ОНР, с соблюдением коррекционно-педагогических условий развития
диалогической речи у старших дошкольников с ОНР.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы в исследовании применялись следующие методы:
- теоретические (анализ и изучение литературных источников по исследуемой проблеме, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме изучения детей дошкольного возраста с ОНР);
- эмпирические (педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента).
База исследования:
МА ДОУ №32 комбинированного вида «Серебряное копытце» город Краснотурьинск Свердловской области. В исследовании участвовало десять детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, разделённые на контрольную и экспериментальную группы.
Структура ВКР: Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Цель данного исследования заключалась в выявлении возможности использования различных видов деятельности, в логопедической работе по развитию диалогической речи у старших дошкольников с ОНР. В результате анализа научной и методической литературы были определены содержание и структура коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР. В данном исследовании диалогическая речь рассматривается как неотъемлемая часть коммуникативной деятельности, как процесс обнаружения и передачи информации в различных коммуникативных ситуациях, посредством мотивированных речевых действий, обусловленных принятыми в обществе правилами.
Для детей с ОНР характерно дефицит диалогического общения, что ведет к нарушениям личностного развития. Формирование диалогической речи у детей с ОНР предполагает, прежде всего, развития умения строить грамотно выстроенные связанные предложения, давать логически выстроенные ответы и формулировать правильные вопросы .
Формы диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи обладают отличительными признаками, которые обусловлены недоразвитием языковых компонентов, по сравнению с детьми без нарушений речи. Они характеризуются достаточно низким уровнем диалогических коммуникативных навыков, испытывают трудности лексико-грамматического характера в постановке высказываний, трудности в понимании, связанные с фонетическим оформлением речи. Ситуационный диалог гораздо легче, чем абстрактный. Дети этой категории не умеют задавать вопросы, игнорируют собеседника, разговор прерывается, превращаясь в вопросно-ответную «беседу», характеризуется незрелостью мотивационно-потребностной сферы, дети могут контактировать с окружающими только в присутствии своих близких или друзей и т.п.
Процесс речевого развития ребенка с ОНР невозможен без полноценного развития диалогической речи. Полноценное развитие диалогической речи у старших дошкольников с ОНР возможно только при создании самых благоприятных условий для взаимодействия ребёнка и взрослого.
Анализ коммуникативно-речевой деятельности показал, что у старших дошкольников с ОНР преобладает игровая деятельность с предметом, взаимодействие со сверстниками слабо выражено, речевая деятельность неактивна, и диалогическая речь практически не используется, по причине трудностей межличностного общения и нежелании детей вступать в контакт с другими детьми.
Результаты практического исследования показали, что формирование диалогической речи у старших дошкольников с ОНР имеет ряд специфических особенностей, которые создают трудности речевой коммуникации. К таким особенностям можно отнести:
- Очень редко такие дети пытаются вступить в диалог со сверстниками;
- Их неспособность или слабые способности ведения диалога. Речевое содержание игры стереотипное и слабое;
- Дети не хотят активно взаимодействовать во время игры. Чаще всего воспитанники заняты «деятельностью рядом»;
- У них нет желания и способностей к партнерским отношениям. У детей с ОНР отсутствует желание скоординировать свои действия с действиями других детей, приспосабливаться друг к другу, слушать других.
Таким образом, данные о типичных характеристиках социально-коммуникативной деятельности старших дошкольников с ОНР, свидетельствуют о необходимости специального обучения дошкольников с ОНР диалогической речи и коммуникативным навыкам.
Результаты экспериментальной работы по развитию диалогической речи старших дошкольников с ОНР позволили сделать следующие выводы:
У старших дошкольников с общим недоразвитием речи вследствие проведённого формирующего эксперимента отмечается динамика развития диалога, умения вступать в контакт с людьми.
Дети, участвующие в нашем исследовании начали использовать все средства общения, хотя продолжают пользоваться экспрессивно-мимическими средствами. Также у детей с ОНР повысилась потребность в диалоге как со взрослыми, так и с детьми. Дети стали намного чаще обращаться к взрослым как партнерам по деятельности. Увеличилось количество диалогов, вызванных познавательным интересом. Чаще стали наблюдаться личностные контакты с взрослыми. Преобладающее большинство диалогов перестало носить ситуативный характер. Отмечено повышение уровня личностной активности.
Можно говорить о том, что проведённая нами коррекционно-педагогическая и логопедическая работа способствует развитию диалогической речи у старших дошкольников с ОНР.
Результаты контрольного исследования свидетельствуют о положительных изменениях в развитии коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи, что доказывает эффективность проведённой работы.
Развитие диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи значительно возросло, поэтому развитие речи таких детей будет эффективным при использовании в процессе коррекционной работы всех видов игровой и повседневной деятельности
Для детей с ОНР характерно дефицит диалогического общения, что ведет к нарушениям личностного развития. Формирование диалогической речи у детей с ОНР предполагает, прежде всего, развития умения строить грамотно выстроенные связанные предложения, давать логически выстроенные ответы и формулировать правильные вопросы .
Формы диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи обладают отличительными признаками, которые обусловлены недоразвитием языковых компонентов, по сравнению с детьми без нарушений речи. Они характеризуются достаточно низким уровнем диалогических коммуникативных навыков, испытывают трудности лексико-грамматического характера в постановке высказываний, трудности в понимании, связанные с фонетическим оформлением речи. Ситуационный диалог гораздо легче, чем абстрактный. Дети этой категории не умеют задавать вопросы, игнорируют собеседника, разговор прерывается, превращаясь в вопросно-ответную «беседу», характеризуется незрелостью мотивационно-потребностной сферы, дети могут контактировать с окружающими только в присутствии своих близких или друзей и т.п.
Процесс речевого развития ребенка с ОНР невозможен без полноценного развития диалогической речи. Полноценное развитие диалогической речи у старших дошкольников с ОНР возможно только при создании самых благоприятных условий для взаимодействия ребёнка и взрослого.
Анализ коммуникативно-речевой деятельности показал, что у старших дошкольников с ОНР преобладает игровая деятельность с предметом, взаимодействие со сверстниками слабо выражено, речевая деятельность неактивна, и диалогическая речь практически не используется, по причине трудностей межличностного общения и нежелании детей вступать в контакт с другими детьми.
Результаты практического исследования показали, что формирование диалогической речи у старших дошкольников с ОНР имеет ряд специфических особенностей, которые создают трудности речевой коммуникации. К таким особенностям можно отнести:
- Очень редко такие дети пытаются вступить в диалог со сверстниками;
- Их неспособность или слабые способности ведения диалога. Речевое содержание игры стереотипное и слабое;
- Дети не хотят активно взаимодействовать во время игры. Чаще всего воспитанники заняты «деятельностью рядом»;
- У них нет желания и способностей к партнерским отношениям. У детей с ОНР отсутствует желание скоординировать свои действия с действиями других детей, приспосабливаться друг к другу, слушать других.
Таким образом, данные о типичных характеристиках социально-коммуникативной деятельности старших дошкольников с ОНР, свидетельствуют о необходимости специального обучения дошкольников с ОНР диалогической речи и коммуникативным навыкам.
Результаты экспериментальной работы по развитию диалогической речи старших дошкольников с ОНР позволили сделать следующие выводы:
У старших дошкольников с общим недоразвитием речи вследствие проведённого формирующего эксперимента отмечается динамика развития диалога, умения вступать в контакт с людьми.
Дети, участвующие в нашем исследовании начали использовать все средства общения, хотя продолжают пользоваться экспрессивно-мимическими средствами. Также у детей с ОНР повысилась потребность в диалоге как со взрослыми, так и с детьми. Дети стали намного чаще обращаться к взрослым как партнерам по деятельности. Увеличилось количество диалогов, вызванных познавательным интересом. Чаще стали наблюдаться личностные контакты с взрослыми. Преобладающее большинство диалогов перестало носить ситуативный характер. Отмечено повышение уровня личностной активности.
Можно говорить о том, что проведённая нами коррекционно-педагогическая и логопедическая работа способствует развитию диалогической речи у старших дошкольников с ОНР.
Результаты контрольного исследования свидетельствуют о положительных изменениях в развитии коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи, что доказывает эффективность проведённой работы.
Развитие диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи значительно возросло, поэтому развитие речи таких детей будет эффективным при использовании в процессе коррекционной работы всех видов игровой и повседневной деятельности
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА
ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по коррекции нарушений словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по составлению описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - Развитие диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2023 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Использование дидактических игр в процессе коррекционно-
педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016



