Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по развитию диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа №96801

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы149
Год сдачи2019
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
229
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 6
1.2. Характеристика развития диалогической речи у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 10
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 16
2.1. Методика логопедического обследования старших дошкольников 16
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
3.1. Основные направления коррекционной логопедической работы по
развитию диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 29
3.2. Организация формирующего эксперимента по развитию диалогической
речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 37
3.3. Содержание работы по развитию диалогической речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 40
3.4. Динамика уровня развития диалогической речи у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66


Речь играет ведущую роль в становлении психики ребенка. Регулируя поведение и являясь основой мышления, речь состоит из множества компонентов и уровней. Важнейшей работой по развитию речи в дошкольных организациях является формирование диалога, так как он в дошкольном детстве ребенок, прежде всего, овладевает диалогической речью.
Диалогическая речь - это основная форма речевого общения дошкольника. А. Г. Рузская [46] и О. В. Трошин [50] считают диалог первичной естественной, или классической формой речевого общения.
Сформированная диалогическая речь необходима ребенку, поскольку это важнейшее средство для обучения, получения знаний и личностного развития. По мнению В. П. Глухова [14], Р. Е. Левиной [25], Л. Ф. Спировой [48], овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников.
Существует категория детей, у которых речь развивается не так как в норме. Это дети с общим недоразвитием речи (далее - дети с ОНР). У таких детей овладение навыками диалогической речи представляет особые трудности. Такая особенная сложная форма коммуникативной деятельности, как диалог, у детей с недоразвитием речи без специального обучения не формируется. Согласно работам С. А. Мироновой [36] связная речь ребенка с ОНР имеет значительные недостатки в своей структурной и семантической организации. Эти дети не способны абсолютно грамотно и связно выражать свои мысли, утрачивают основную нить содержания, путают события, затрудняются в формулировании основной идеи, не завершают фразы.
Такие нарушения ведут к нарушению речевого общения, могут вызвать проблемы во взаимодействии с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в жизненных ситуациях, а также они непременно станут причиной трудностей при обучении в школе.
Диалогическая речь у детей с общим недоразвитием речи не способна сформироваться самостоятельно, поэтому она требует систематической коррекционно-развивающей деятельности логопеда. В последние годы отмечается тенденция к увеличению числа детей с ОНР. Все рассмотренные проблемы обуславливают необходимость изучения особенностей логопедической работы в развитии диалогической речи у старших дошкольников с ОНР и объясняют актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Тема развития диалоговой речи у детей с ОНР достаточно полно раскрыта в современной логопедии. В трудах таких ученых, как Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. М. Алексеева, Б. И. Яшина и др. раскрываются психолого-педагогические особенности и механизмы развития диалогической речи детей дошкольного возраста в норме. Методикам развития диалогической речи у дошкольников с ОНР посвящены работы Т. Б. Филичевой, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Н. А. Стародубова, В. П. Глухова, А. Г. Арушановой, О. А. Бизиковой. В данных трудах раскрыты цели и задачи развития диалогической формы речи дошкольников, и описаны специфические условия становления диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования: диалогическая речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: Процесс развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР посредством различных видов деятельности.
Цель исследования: изучить возможности использования различных видов деятельности в логопедической работе по развитию диалогической речи старших дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основы развития диалогической речи дошкольников с ОНР.
- Изучить основные характеристики и условия развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР на основе анализа психолого-педагогических исследований;
- Выявить практический уровень развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР с учетом различных педагогических условий по использованию различных видов деятельности;
- Экспериментально проверить логопедическую работу, как процесс
педагогического, развивающего воздействия на речевые и неречевые коммуникативные возможности старших дошкольников с ОНР, с соблюдением коррекционно-педагогических условий развития
диалогической речи у старших дошкольников с ОНР.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы в исследовании применялись следующие методы:
- теоретические (анализ и изучение литературных источников по исследуемой проблеме, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме изучения детей дошкольного возраста с ОНР);
- эмпирические (педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента).
База исследования:
МА ДОУ №32 комбинированного вида «Серебряное копытце» город Краснотурьинск Свердловской области. В исследовании участвовало десять детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, разделённые на контрольную и экспериментальную группы.
Структура ВКР: Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель данного исследования заключалась в выявлении возможности использования различных видов деятельности, в логопедической работе по развитию диалогической речи у старших дошкольников с ОНР. В результате анализа научной и методической литературы были определены содержание и структура коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР. В данном исследовании диалогическая речь рассматривается как неотъемлемая часть коммуникативной деятельности, как процесс обнаружения и передачи информации в различных коммуникативных ситуациях, посредством мотивированных речевых действий, обусловленных принятыми в обществе правилами.
Для детей с ОНР характерно дефицит диалогического общения, что ведет к нарушениям личностного развития. Формирование диалогической речи у детей с ОНР предполагает, прежде всего, развития умения строить грамотно выстроенные связанные предложения, давать логически выстроенные ответы и формулировать правильные вопросы .
Формы диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи обладают отличительными признаками, которые обусловлены недоразвитием языковых компонентов, по сравнению с детьми без нарушений речи. Они характеризуются достаточно низким уровнем диалогических коммуникативных навыков, испытывают трудности лексико-грамматического характера в постановке высказываний, трудности в понимании, связанные с фонетическим оформлением речи. Ситуационный диалог гораздо легче, чем абстрактный. Дети этой категории не умеют задавать вопросы, игнорируют собеседника, разговор прерывается, превращаясь в вопросно-ответную «беседу», характеризуется незрелостью мотивационно-потребностной сферы, дети могут контактировать с окружающими только в присутствии своих близких или друзей и т.п.
Процесс речевого развития ребенка с ОНР невозможен без полноценного развития диалогической речи. Полноценное развитие диалогической речи у старших дошкольников с ОНР возможно только при создании самых благоприятных условий для взаимодействия ребёнка и взрослого.
Анализ коммуникативно-речевой деятельности показал, что у старших дошкольников с ОНР преобладает игровая деятельность с предметом, взаимодействие со сверстниками слабо выражено, речевая деятельность неактивна, и диалогическая речь практически не используется, по причине трудностей межличностного общения и нежелании детей вступать в контакт с другими детьми.
Результаты практического исследования показали, что формирование диалогической речи у старших дошкольников с ОНР имеет ряд специфических особенностей, которые создают трудности речевой коммуникации. К таким особенностям можно отнести:
- Очень редко такие дети пытаются вступить в диалог со сверстниками;
- Их неспособность или слабые способности ведения диалога. Речевое содержание игры стереотипное и слабое;
- Дети не хотят активно взаимодействовать во время игры. Чаще всего воспитанники заняты «деятельностью рядом»;
- У них нет желания и способностей к партнерским отношениям. У детей с ОНР отсутствует желание скоординировать свои действия с действиями других детей, приспосабливаться друг к другу, слушать других.
Таким образом, данные о типичных характеристиках социально-коммуникативной деятельности старших дошкольников с ОНР, свидетельствуют о необходимости специального обучения дошкольников с ОНР диалогической речи и коммуникативным навыкам.
Результаты экспериментальной работы по развитию диалогической речи старших дошкольников с ОНР позволили сделать следующие выводы:
У старших дошкольников с общим недоразвитием речи вследствие проведённого формирующего эксперимента отмечается динамика развития диалога, умения вступать в контакт с людьми.
Дети, участвующие в нашем исследовании начали использовать все средства общения, хотя продолжают пользоваться экспрессивно-мимическими средствами. Также у детей с ОНР повысилась потребность в диалоге как со взрослыми, так и с детьми. Дети стали намного чаще обращаться к взрослым как партнерам по деятельности. Увеличилось количество диалогов, вызванных познавательным интересом. Чаще стали наблюдаться личностные контакты с взрослыми. Преобладающее большинство диалогов перестало носить ситуативный характер. Отмечено повышение уровня личностной активности.
Можно говорить о том, что проведённая нами коррекционно-педагогическая и логопедическая работа способствует развитию диалогической речи у старших дошкольников с ОНР.
Результаты контрольного исследования свидетельствуют о положительных изменениях в развитии коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи, что доказывает эффективность проведённой работы.
Развитие диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи значительно возросло, поэтому развитие речи таких детей будет эффективным при использовании в процессе коррекционной работы всех видов игровой и повседневной деятельности


1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева. - М. : Просвещение, 2005. - 400 с.
2. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / А. Е. Антипина. - М. : Сфера, 2006. - 194 с.
3. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 136 с.
4. Вакуленко, Ю. А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду [Текст] / Ю. А. Вакуленко. - Волгоград, 2007. - 93 с.
5. Вершина, О. М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи [Текст] / О. М. Вершина. - М. : Просвещение, 2003. - 246 с.
6. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г. А. Волкова. - СПб. : Детство-пресс, 2007. - 144 с.
7. Воспитание детей старшей группе детского сада [Текст] / сост. Г.М. Лямина. - М. : Просвещение, 2006. - 185 с.
8. Выготский, Л. С. Детская речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2006. - 420 с.
9. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1995. - 77 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /А. Н. Гвоздев. - М. : Гном, 2001. - 267 с.
11. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. - 2008. - №4. - С. 8 - 10.
12. Глухов, В. П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи [Текст] / В. П. Глухов. - М. : Союз, 2007. - 156 с.
13. Глухов, В. П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / В. П. Глухов. - М., 2007. - 68 с.
14. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [Текст] / под ред. О. Я. Гойхман. - М. : Инфа, 2006. - 272 с.
15. Доронова, Т. Н. Играем в театр [Текст] / Т. Н. Доронова. - М. : Педагогика, 2005. 94 с.
16. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург, 2006. - 316 с.
17. Жукова, Н. С. Преодоление ОНР у детей [Текст] / Н. С. Жукова. - М. : Союз, 2008. -142 с.
18. Игры в логопедической работе с детьми [Текст] / ред.-сост. В. И. Селеверстов. - М. : Гном, 2007. - 83 с.
19. Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушением речи [Текст] / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - СПб. : КАРО, 2004. - 432 с.
20. Катаева, В. Г. Изучение развития диалогической речи у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / В. Г. Катаева / Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». - 2018. - № 11(27). Alley-science.ru. Дата обращения
15.12.2018.
21. Кирьянова, Р. А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи [Текст] / Р. А. Кирьянова. - СПб. : 2006. - 126 с.
22. Кучинский, Г. М. Диалог и мышление [Текст] / Г. М. Кучинский. - Минск : Университетское, 2002. - 120 с.
23. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у
дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : КАРО,
2004. - 160 с.
24. Левина, Р. Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р. Е. Левина, Н.А. Никашина. - М. : Просвещение, 2009. - 159 с.
25. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 2004. - 268 с.
26. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1995. - 214 с.
27. Лисина, М. И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников [Текст] / М. И. Лисина, Т. Д. Сарториус. - М. : Инфа, 2000. - 169 с.
28. Лисина, М. И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками [Текст] / М. И. Лисина, Р. А. Смирнова. - Минск, 1995. - 115 с.
29. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 144 с.
30. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей [Текст] / под ред. Ю. Ф. Гаркуша. - СПб., М. : САГА : ФОРУМ, 2006. - 272 с.
31. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / под ред. О. В. Правдиной. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 246 с.
32. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Педагогика, 2004. - 300 с.
33. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии : Ранняя диагностика и коррекция [Текст] / - М. : Просвещение, 1992. - 95 с.
34. Методы обследования речи детей [Текст] / под ред. проф. Г. В. Чиркиной. - М. : АРКТИ, 2003. - 240 с.
35. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С. А. Миронова. - М. : Гном, 2009. - 168 с.
36. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи [Текст] / ред. сост. С. А. Миронова. - М. : Инфа, 2007. - 241 с.
37. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р. Е.
Левиной. - М. : Просвещение, 2000. - 367 с.
38. Павлова, О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР [Текст] / О. С. Павлова / под ред. Л. Б. Халиловой. - М.: Экономика, 2007. - 304 с.
39. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 448 с.
40. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / под ред. В. В. Ветрова. - М. : Педагогика, 2005. - 234 с.
41. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Стребелева. - М. : Просвещение, 2005. - 4 с.
42. Развитие общения у дошкольников [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М. : Просвещение, 2004. - 269 с.
43. Развитие речи у детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2004. - 183 с.
44. Рубинштейн, С. Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.
45. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. Г. Рузская. СПб. : - Питер, 2008. - 315 с.
46. Сергеева, О. А., Шульга, А. В. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Сергеева, А. В. Шульга // Молодой ученый. - 2015. - № 6. - С. 682- 684.
47. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л. Ф. Спирова.- М. : Педагогика, 2000. - 192 с.
48. Теоретико-прикладные подходы к изучению речевых процессов детей с недоразвитием речи различного генеза [Текст]: коллект. моногр. / Н. В. Скоробогатова, Ю. С. Пяшкур. - Шадринск : ШГПУ, 2016. - 324 с.
49. Трошин, О. В. Логопсихология [Текст] / О. В. Трошин, Е. В. Жулина. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 256 с.
50. Филичева, Т. Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение [Текст] / Т. Б.
Филичева, Т. В. Туманова. - М. : Изд.-во ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
51. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1990. - 359 с.
52. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - М. : Просвещение, 1999. - 435 с.
53. Эльконин, Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин. - Воронеж. 2005. - 198 с.
54. Якубинский, Л. П. О диалогической речи [Текст] / под ред. Л. В. Щербы. - СПб., 2007. - 259 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ