Введение 3
Глава 1. Теоретические основы восстановительного правосудия в
отношении несовершеннолетних 7
1.1 Правосудие в отношении несовершеннолетних в Российской
Федерации 7
1.2 Восстановительное правосудие: история развития идеи 16
1.3 Особенности восстановительного правосудия в отношении
несовершеннолетних 23
Глава 2. Восстановительное правосудие в отношении несовершеннолетних: правоприменительный аспект 28
2.1 Современное российское законодательство в отношении
несовершеннолетних правонарушителей 28
2.2 Медиация по уголовным делам как способ восстановительного
правосудия 40
2.3 Медиация по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних 46
Глава 3. Практический опыт восстановительного правосудия 54
3.1 Территориальные службы примирения 54
3.2 Школьные службы примирения и восстановительная медиация 60
Заключение 68
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Преступность несовершеннолетних можно рассматривать как своеобразный показатель «здоровья» общества. Способность социума разрешать уголовно-правовые конфликты теми способами, которые позволяют не воспроизводить криминальные формы поведения, а, напротив, обеспечивают возвращение лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, к одобряемым обществом формам поведения, вот желаемый вариант развития.
Поиск новых подходов, как к оценке преступления, так и к назначению наказания объясняется кризисом концепции карательного правосудия. Необходимы новые эффективные и социально приемлемые приемы воздействия на преступность.
В качестве альтернативного варианта карательного правосудия в отношении несовершеннолетних появляется доктрина восстановительного правосудия. Сущность данной концепции - «особое отношение к преступлению и наказанию за него, к лицу, совершившему преступление, и лицу, пострадавшему в результате преступления» [16].
На первый план выходит не наказание виновного, а вовлечение его в процесс социальной реабилитации при восстановлении нанесенного жертве ущерба (морального, психологического и материального).
Развитие восстановительного правосудия как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних невозможно вне деятельности законодательных, исполнительных, судебных органов и различных институтов гражданского общества в Российской Федерации.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761, обозначила цель создания дружественного к ребенку правосудия и обозначила возможные пути ее достижения. В рамках стратегии ставилась задача по созданию «...эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку» [16]. Приоритет отдавался восстановительному подходу и мерам воспитательного воздействия. Кроме того предполагалось обеспечение выполнения Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 года), Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы 1990 года), рекомендаций Комитета министров Совета Европы о европейских правилах для несовершеннолетних правонарушителей, подвергаемых наказанию и мерам воздействия. С учетом результатов реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы принято решение об объявлении десятилетия Детства (в период с 2018 по 2027 год), что было юридически закреплено Указом Президента № 240 от 29 мая 2017 года.
В связи с этим возникает необходимость научного рассмотрения восстановительной юстиции, ее принципов, правовых основ действия, позитивных результатов и возникающих сложностей в практике работы с несовершеннолетними правонарушителями.
Актуальность проведенного нами исследования определяется все более активным проникновением программ восстановительного правосудия как в повседневную жизнь детей, родителей и педагогов (в виде школьных служб примирения), так и в судопроизводство по делам несовершеннолетних.
Объект диссертационного исследования - восстановительное правосудие в отношении несовершеннолетних.
Предмет диссертационного исследования - соотношение теоретических и практических аспектов восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних.
Цели исследования формулируются нами как:
1. Выявить содержание понятия, определение исторической, философской, социально-правовой природы восстановительного правосудия;
2. Систематизация подходов к восстановительному правосудию, его целей и признаков;
3. Установление нормативно-правовой базы реализации восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних;
4. Рассмотрение организационных и педагогических аспектов реализации концепции восстановительного правосудия на практике.
Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:
1. Установление юридически значимых характеристик
восстановительного правосудия;
2. Установление уголовно-правовых оснований и особенностей реализации восстановительного правосудия в Российской Федерации;
3. Установление возможности проведения, оснований и особенностей реализации медиации в уголовно-правовом поле в Российской Федерации;
4. Рассмотрение особенностей функционирования территориальных служб примирения в Российской Федерации;
5. Рассмотрение особенностей функционирования школьных служб примирения в Российской Федерации.
Методология и методика диссертационного исследования. Методологической основой исследования является общенаучные методы всеобщего познания, системно-правовой, формально-правовой, анализ уголовных дел и судебных решений. Основу исследования составили также разработки зарубежных и отечественных ученых-юристов, в частности, Дж. Брэйтуэйта, Г. Бэйзмора, Д. Ван Несса, Н. Кристи, Л.М. Карнозовой, Р.Р. Максудова, касающиеся проблем восстановительного правосудия и освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим и применением принудительных мер воспитательного воздействия.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), принятые на 96 пленарном заседании ООН 29 ноября 1985 г., ряд других нормативных актов,
регулирующих общественные отношения в сфере уголовной ответственности несовершеннолетних.
Эмпирическую базу исследования составила судебная статистика по делам о преступлениях несовершеннолетних, отчеты о программах медиации, проведенных территориальными и школьными службами примирения.
Теоретическая и практическая значимость исследования связана с комплексным исследованием крупной социально-правовой проблемы, научными выводами и практическими предложениями. Отдельные положения диссертации могут быть использованы в целях совершенствования правоприменительной практики по освобождению несовершеннолетних от уголовной ответственности; при подготовке криминологических исследований и разработке практических мер противодействия преступности несовершеннолетних; в учебном процессе при преподавании соответствующего курсов такого направления как «Медиация в сфере образования»; для повышения квалификации практических работников, непосредственно осуществляющих медиацию в территориальных и школьных службах примирения.
Объем и структура диссертации определены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, приложений и библиографии.
Целью нашего исследования было выявление содержания понятия восстановительного правосудия, установление нормативно-правовой базы реализации восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних, рассмотрение организационных и педагогических аспектов реализации концепции восстановительного правосудия на практике.
В первой главе были установлены юридически значимые характеристики восстановительного правосудия. Концепция восстановительного правосудия предполагает особое отношение к преступлению и наказанию за него, к преступнику и жертве. Первоочередным в рамках этой концепции будет восстановление нанесенного жертве морального, психологического и материального ущерба, замена кары вовлечением виновного в процесс социальной реабилитации.
Радикальный пересмотр правовой доктрины преступления и наказания связан с неудовлетворенностью общества результатами традиционного воздействия на преступность и, соответственно, состоянием защищенности самого общества от криминальных проявлений. Проблема эффективности уголовной репрессии актуализировалась также в связи с ростом рецидивной преступности на фоне увеличения числа лиц, осужденных к лишению свободы, в том числе и за преступления, не являющиеся тяжкими.
На уровне национальных законодательств как зарубежных государств так и России, идея восстановительного правосудия сформировалась, прежде всего, в отношении несовершеннолетних преступников. При этом уголовная политика этих государств ориентирована на поиск уголовно-правовых и иных мер, альтернативных наказанию, и их приоритетное применение. В сложившейся ситуации концепция восстановительного правосудия - это тот набор идей и установок, который позволяет максимально учитывать как интересы общества, так и интересы несовершеннолетнего правонарушителя, а также осуществить поворот к гуманистическому правосудию и подлинно ювенальной юстиции.
В рамках второй главы установлены уголовно-правовые основания и особенности реализации восстановительного правосудия в Российской Федерации. Российское уголовное законодательство открывает возможности для проведения программ восстановительного правосудия. Поощрительный характер норм Уголовного и Уголовно-процессуального законов РФ о прекращении дел за примирением сторон и о смягчении наказания при заглаживании обвиняемым вреда потерпевшему указывает на то, что государство не отрицает возможность разрешения конфликта между людьми, как альтернативу уголовной репрессии. Следовательно, официальные органы уголовного правосудия должны способствовать передаче дел для проведения примирительных процедур. Но отсутствие законодательной регламентации такой передачи является тормозом для распространения и укоренения примирительных процедур по уголовным делам.
Использование медиации (как одной из программ восстановительного правосудия) по отношению к правонарушениям несовершеннолетних имеет некоторую специфику: необходимо учитывать и возрастные ограничения осознания детьми собственных поступков, и воспитательную направленность процедуры. Судьи видят в использовании медиации с подростками- правонарушителями эффективную воспитательную меру. Одновременно, поскольку рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних происходит по общей процедуре, опыт использования медиации по таким делам демонстрирует принципиальную возможность ее встраивания в уголовную юстицию и по делам взрослых обвиняемых.
В третьей главе рассматриваются особенности функционирования территориальных и школьных служб примирения в Российской Федерации. Эти службы действуют не только и не столько в рамках примирения сторон в уголовном процессе, но и до возбуждения уголовного дела, не давая перерасти конфликту в судебное разбирательство или имея дело с деяниями несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности.
Отсутствие в законодательстве Российской Федерации нормативного акта, предусматривающего и регламентирующего медиацию (программы восстановительного правосудия) по уголовным делам (по общественно опасным деяниям несовершеннолетних) определяет исключительную важность региональных документов данной сфере. Региональные модели реализации восстановительных технологий закрепляться в территориальных нормативных актах.
Модель медиации, выбранная для создания школьных служб примирения, определяется как набором характерных конфликтов, так и педагогически значимыми целями их разрешения.
В целом происходит расширение практики восстановительного правосудия, однако пока нельзя сказать о стабильности этого процесса. Несмотря на высокую степень распространенности и разработанности программ восстановительного правосудия в европейских странах перенос технологической составляющей данных программ в российскую практику представляет сложную проблему. В первую очередь это связано с отсутствием законодательной базы, поддерживающей ту или иную модель восстановительной программы. Это осложняет процесс использования технологий примирения, внося элемент неоднозначности оценки происходящего с точки зрения закона и правоохранительных органов.
Восстановительное правосудие предполагает включение общества как самостоятельного субъекта, заинтересованного в реализации программ примирения. Российское общество пока не полной мере осознает необходимость существования программ примирения и восстановительного правосудия в целом. Ментальные особенности российского общества в оценке системы наказания в большей степени связаны с продвижением карательной парадигмы. Сама возможность вступать во взаимодействие с преступником вне системы правосудия и судебного преследования оценивается крайне негативно. Это во многом связано с отсутствием другого опыта и знания в данной области, а так же со стереотипом делегирования всех полномочий в отношении ведения дела и вынесения решения правоохранительным и судебным органам.
Со стороны правонарушителей примирение рассматривается, как возможность смягчить наказание или вовсе избежать его. При этом утрачивается сама суть восстановительного правосудия, связанная с заглаживаем нанесенного вреда, основанным на осознании и признании вины перед потерпевшим.
Включение процедуры примирения в правовую и общественную практику во многом связано и с наличием определенной культуры ведения переговоров, умением договариваться, слышать и слушать другого.
Несмотря на наличие объективных препятствий для реализации программ восстановительного правосудия существует и современный российский опыт использования моделей восстановительного правосудия. В практике уже можно выделить существование различных территориальных моделей: московской, пермской, ростовской и т.д. Увеличивается количество регионов, которые используют элементы и принципы восстановительного правосудия. Создаются школьные службы примирения, семейные конференции на базе школ или комиссий по делам несовершеннолетних. Активная практическая деятельность служб примирения - это, вероятно, основная движущая сила, способная изменить отношение общества к восстановительному правосудию. Любые законодательные новеллы, закрепляющие принципы восстановительного подхода будут оставаться формальными декларациями, если само общество (в лице определенных социальных групп и отдельных граждан) не станет активным участником примирительных и восстановительных программ.