1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ 9
1.1 Методика обучения говорению в старшей школе 9
1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся старших классов 21
1.3 Возможности мультимедийного обучения в развитии умений говорения
по английскому языку 31
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К РАЗДЕЛУ «ГОВОРЕНИЮ» ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 60
2.1 Характеристика раздела «говорение» ЕГЭ по английскому языку 60
2.2 Программа подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку на
основе мультимедийного обучения 68
2.3 Практические результаты использования мультимедийных технологий
в процессе подготовки к разделу «Говорение» ЕГЭ 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 100
Современные процессы глобализации, возрастающая роль информации, динамичность развития современного общества свидетельствуют о необходимости пересмотра подходов к образованию в целом. Развитие современной педагогической науки возможно лишь через применение инновационного подхода, который требует творческой интеграции новых методов и технологий в систему общего образования.
В настоящее время многие страны мира стремятся модернизировать систему образования через внедрение информационно-коммуникационных технологий, которые обладают огромным образовательным потенциалом и предоставляют новые возможности для обучения. В России так же наблюдается данная тенденция. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) сказано, что образовательное учреждение должно обеспечивать обучение в современной информационно-образовательной среде. Сегодня в российских школах уже широко используются средства для записи и воспроизведения звука (CD-проигрыватели); оптическая и проекционная кино и фотоаппаратура (фотоаппараты, кинокамеры, DVD-проигрыватели); полиграфическая, копировальная техника и компьютерные средства, обеспечивающие возможность электронного представления, обработки и хранения информации (компьютеры, планшеты, принтеры, сканеры), телекоммуникационные системы, обеспечивающие передачу информации по каналам связи (модемы, сети проводных каналов связи); система голосования Pro-Class, лингафонные и мобильные классы; различные средства мультимедиа - интерактивная доска и виртуальные объекты (интернет-киоски, планшеты, интерактивные столы).
Процессы компьютеризации и технологизации образовательного процесса необратимы и касаются всех учебных предметов и внеклассной деятельности. Так, использование мультимедийных средств на уроках иностранного языка является на сегодняшний день актуальным направлением в методике преподавания. Одним из самых главных преимуществ использования мультимедийных средств в том, что они способствуют созданию иноязычной коммуникативной среды при изучении иностранного языка в средней общеобразовательной школе. В соответствии с ФГОС ООО и СОО целью обучения иностранному языку является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Развить её вне языковой среды достаточно трудно, поэтому перед учителем иностранного языка стоит трудная задача создания ситуации общения, которые будут приближены к реалиям страны изучаемого языка. Технические средства обучения могут оказать огромную помощь в решении этого вопроса. Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам - одна из важных проблем современной методики, так как с ней связано обучение одному из четырех основных видов речевой деятельности: говорению.
С 2016 года говорение стало обязательным компонентом единого государственного экзамена (ЕГЭ) по английскому языку. В 2022 планируется введение ЕГЭ по английскому языку в качестве обязательного. Об этом заявила министр просвещения Ольга Васильева. Говорение - это самая сложная часть ЕГЭ, по мнению многих выпускников, поэтому развитие коммуникативной компетенции, и качественная подготовка к устной части стали ещё более значимыми задачами при подготовке к ЕГЭ по английскому языку.
Кроме того, преследуя единственную цель - набрать как можно больше баллов на экзамене, многие учителя сводят процесс обучения на уроке к натаскиванию учащихся на выполнение тестовых заданий, при этом мало уделяют внимание развитию навыков говорения и подготовке к устной части экзамена. Необходимо отметить тот факт, что на подготовку к ЕГЭ в общеобразовательной школе выделяют лишь один академический час в неделю. Этого не достаточно чтобы качественно подготовиться к экзамену, особенно к его устной части, учитывая тот факт, что большая часть занятий посвящается изучению лексико-грамматического материала и решению тестов. Мультимедийные технологии используют массу разнообразных ресурсов и средств для обучения, они способствуют индивидуализации и интенсификации обучения, с их помощью возможно организовать самостоятельное дистанционное обучение, что в нашей ситуации - нехватке аудиторных занятий, является возможным решением данной проблемы.
В этой связи выбор темы исследования «Мультимедийное обучение говорению при подготовке к ЕГЭ по английскому языку» обусловливается, следующими обстоятельствами, связанными:
- с современными тенденциями компьютеризации и технологизации образовательного процесса;
- с необходимостью внедрения мультимедийных средств обучения для создания искусственной языковой среды;
- с введением устной части ЕГЭ и возможным введения обязательного экзамена по английскому языку;
- с тенденцией «натаскивания» на тесовую часть, опуская главную цель - развитие умений говорить;
- с недостаточным количеством часов в школе, отводимых на подготовку к ЕГЭ.
Отсюда вытекает проблема исследования: каким образом можно, используя мультимедийные средства обучения, повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательных школ при подготовке к устной части ЕГЭ.
Объектом исследования является процесс развития умений говорения в старших классах средней общеобразовательной школы в процессе подготовки к устной части ЕГЭ.
Предметом исследования: мультимедийные средства обучения в процессе подготовки к разделу "Говорение" ЕГЭ.
Цель настоящего исследования заключается в теоретическом обосновании необходимости применения мультимедийного обучения говорению в процессе подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку, в создании и апробации программы подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку на основе мультимедийного обучения в условиях общеобразовательной школы.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста;
2) Определить сущность и понятие мультимедийных технологий;
3) Проанализировать теоретико-методологические аспекты
применения мультимедийного обучения иноязычной речи в условиях общеобразовательной школы;
4) Охарактеризовать особенности обучения говорению на уровне старшей школы;
5) Выявить особенности формата заданий ЕГЭ по английскому языку и критерии оценивания раздела «говорение»;
6) Осуществить отбор мультимедийных средств для обучения говорению в процессе подготовки к ЕГЭ по английскому языку и описать возможности их использования в процессе подготовки к ЕГЭ по английскому языку;
7) Создать программу подготовки к ЕГЭ на основе мультимедийного обучения;
8) Проанализировать результаты, полученные в ходе применения мультимедийных средств обучения говорению.
Гипотеза исследования: использование мультимедийных средств в обучении иностранным языкам значительно улучшает качество формирования умений и навыков говорения учащихся старших классов общеобразовательных школ и повышает эффективность процесса подготовки к ЕГЭ при условии, если будут учтены возрастные и психологические особенности учащихся, а учебный процесс будет построен в соответствие с современными требованиями ФГОС.
Теоретическую основу исследования составили работы специалистов, которые занимались проблемами применения мультимедийных средств на уроках иностранного языка в школе: Е.С.Полат, Г.М. Коджаспирова, С.В. Бондаренко, А.П. Ершов, Н.А. Савченко, У.И Дмитриева, А.Л. Денисова, Е.Н. Соловова, В.П. Сысоев, Н.Д. Коваленко, М.Ю. Бухарина, Л.П. Владимирова, Б.С. Гершунский, Н.Л. Грейдина, З.Х. Миракян, Е.И. Дмитриева, М.К. Захарова, Т.В. Карамышева и другие.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования: теоретические- анализ научной литературы (психолого-педагогической, методической), нормативных документов и законодательства в области образования и культуры, синтез, обобщение и систематизация полученных данных; эмпирические - тестирование, моделирование, педагогическое наблюдение.
Базой для проведения исследования является муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия №1» города Сухой Лог, Свердловской области. Экспериментом охвачены учащиеся 11 «А» и «Б» классов (12 человек), выбравшие сдавать ЕГЭ по английскому языку.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что предложен подробный анализ заданий устной части ЕГЭ, даны инструкции, описаны стратегии по его успешной сдаче, отобраны и охарактеризованы наиболее эффективные мультимедийные средства для развития умений говорения в процессе подготовки к ЕГЭ.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее практический материал может быть использован учителями английского языка в процессе подготовки к ЕГЭ на школьных занятиях, при дистанционном обучении, а также учащимися в рамках самостоятельной работы по подготовке к ЕГЭ.
Проанализировав научно-теоретическую литературу по выбранной теме, изучив механизм и организацию проведения устной части ЕГЭ, а также проведя экспериментальную работу, мы можем сделать следующие выводы.
Возвращение устной части в ЕГЭ повышает значимость формирования устных речевых умений учащихся: возрастают мотивация к овладению устной речью на уроках иностранного языка, увеличивается время говорения учащихся на занятиях, возвращается интерес к методическим приемам обучения говорению с целью повышения учебных результатов школьников.
Для старшеклассников, заканчивающих среднюю школу и выбирающих дальнейший путь в жизни, сдача Единого государственного экзамена по разным предметам остается серьезной задачей, требующей большой подготовки и значительных усилий, как со стороны учащихся, так и со стороны учителей и родителей. Порой, преследуя единственную цель - набрать как можно больше баллов за экзамен, учителя сводят процесс обучения на уроке к натаскиванию учащихся на выполнение заданий экзаменационного формата. В свою очередь старшеклассники теряют интерес к изучаемому предмету, так как на первый план выходит насущная необходимость - набрать достаточное количество баллов, чтобы поступить в вуз.
С этой проблемой сталкиваются учителя всех предметов школьного цикла, и иностранный язык не является исключением. Однако, даже готовясь к ЕГЭ по английскому языку, можно организовать работу таким образом, чтобы, интерес к предмету не только не пропал, но и повысился, что называется «сочетать приятное с полезным». Готовя старшеклассников к сдаче важных для них экзаменов, необходимо также помнить о мотивации к учению и необходимости всестороннего личностного развития. Эту задачу
можно успешно решать, творчески применяя доступные современные информационные ресурсы.
Процесс обучения в средней школе на современном этапе предполагает воспитание и развитие молодого человека, способного критически и творчески мыслить, активно познавать окружающий мир, понимать насколько ценно образование в современном мире, а особенно самообразование.
Учитывая все это, один из возможных привлекательных для современных выпускников вариантов обучения - это удаленное, дистанционное обучение. В связи с тем, что поколение, о котором идёт речь не признаёт авторитетов (компьютер знает гораздо больше, чем учитель), необходимо строить партнерские отношения, основанные на взаимном уважении. Сегодня перед учителем в обучении старшеклассников встают сразу несколько задач, продиктованных новыми реалиями жизни. Современному учителю необходимо владеть современными мультимедийными и информационно-коммуникационными технологиями для создания положительной мотивации на обучение. Современное оснащение классов, использование электронных учебников вместо бумажных, введение нового материала с помощью презентаций с наглядными образами и минимумом текста, тестовые задания в виде игры или квеста так же помогут создать положительное отношение к учению, будут способствовать лучшему восприятию и запоминанию информации. Перед современными учащимися необходимо ставить чёткие цели и задачи, с подробным описанием результата, который они получат, выполнив их, при этом необходимо строго
регламентировать сроки работы.
Психолого-педагогические характеристики учащихся старшей школы, особенности их восприятия информации, их зависимость от цифровых технологий свидетельствуют о том, что необходимо искать новые способы и методы обучения, которые будут отвечать интересам обучающихся и требованиям современного образования.
Иностранный язык является не только целью, но и средством обучения, и это позволяет использовать разнообразные ресурсы для организации эффективной работы. Интернет изобилует материалами, которые можно использовать в процессе обучения иностранному языку и одновременно готовиться к сдаче ЕГЭ.
Применение мультимедийных технологий в процессе подготовки учащихся к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку является эффективным средством повышения уровня сформированности умений и навыков, необходимых учащимся для успешной его сдачи. Этот довод был подтвержден нами экспериментально благодаря анализу серии пробных тестирований и непосредственно сдачи ЕГЭ. Однако обладая рядом преимуществ, данный способ подготовки имеет и свои недостатки, так как требуют значительного технического оснащения со стороны школы и не рассчитаны для слабых учеников.
В условиях подготовки к существующему формату экзамена первоочередная задача учителя при работе с учащимися старших классов, уже имеющими достаточный запас знаний для осуществления такого продуктивного вида речевой деятельности, как говорение, заключается в оптимизации процесса обучения устной речи и повышении его эффективности за счёт обогащения методического инструментария педагога.
Самый главный принцип эффективной подготовки - это систематическое регулярное выполнение упражнений, так как упражнение - это многократное выполнение одного и того же действия, и оно должно быть систематическим, поэтому необходимо готовить учеников к сдаче экзамена с помощью правильно разработанной системы упражнений. Можно также прийти к выводу, что учащихся стоит знакомить с реальной ситуацией проведения устной части ЕГЭ, что позволит минимизировать страх перед работой с компьютером, боязнью вести беседу не с живым человеком и страхом потерять результаты проделанной работы. В процессе написания работы нами были предложены и проанализированы электронные ресурсы по подготовке к сдаче ЕГЭ, были отобраны онлайн-тренажеры, видеоканалы и сайты, которые целенаправленного готовят выпускников к успешному прохождению ЕГЭ.
Таким образом, интенсификация практики и использование разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения в процессе овладения навыками монологической и диалогической речи и подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку обязательно принесёт ощутимый результат.
1. Авраменко А.П. Модель интеграции мобильных технологий в преподавание иностранных языков для развития устных видов речевой деятельности (английский язык): дис.к.п.н. - М.: 2013. - 191 с.
2. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Андерсен Б.Б. Мультимедиа в образовании: специализированный
учебный курс / Б.Б. Андерсен, Катя Ван Ден
Бринк. - Москва: Дрофа, 2007. - 224 с.
4. Аносова Н.Э. Обучающие компьютерные программы новые возможности преподавания иностранного языка / Н.Э. Аносова // Вопросы филологии. - 1995. - № 1. - С.102-103.
5. Бамматова М.Г. Подготовка к устной части ЕГЭ по английскому языку: проблемы, задачи, методы / М.Г. Бамматова // Высшее гуманитарное образование XXI ВЕКА: проблемы и перспективы. - Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет. - 2016. - С. 35-39.
6. Банарцева А.В. Применение мультимедийных технологий в процессе обучения иностранному языку в вузе / А.В. Банарцева // Наука сегодня: проблемы и пути решения материалы международной научно-практической конференции: в 3 частях. - 2018. - С. 10-12.
7. Бартош Д.К. Современные образовательные тенденции мультимедийного обучения иностранным языкам / Д.К. Бартош // Г осударственный Университет Управления. Вестник Университета. - 2011. - № 6. -С. 12-14.
8. Богатырёва М.А. Мультимедийные технологии в обучении иностранным языкам / М.А. Богатырева // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. -№ 10. - С. 114-124.
9. Бодня О.В. Мультимедийная презентация к уроку: пособ. для учителей / О.В. Бодня. - Харьков: Основа, 2012. - 128 с.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И Божович.- СПб.: Питер, 2008.- 398 с.
11. Бородулина М.К. Основы преподавания иностранных языков в языковом вузе. - М. Высшая школа, 1968. - 118 с.
12. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. / Н.Д. Гальскова. -М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
13. Григорьев С.Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. - Томск: ТМЛ-Пресс, 2008. - 286 с.
14. Гуляева В.А. Мультимедийная презентация как средство икт при обучении иностранному языку / В.А. Гуляева, Т.Л. Гуляева, А.А. Постнов // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. - Наука и Просвещение, 2017. - С. 173-177.
15. Гурвич П.Б. О четырех общеметодических принципах обучения иностранным языкам // Иностранные языкив школе. - 2003. - №6. - с. 32 - 37.
...