МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
1.1. Сопровождение как психолого-педагогическая проблема организации помощи семье с ребенком с ОВЗ 10
1.2. Специфика психолого-педагогического развития и воспитания
детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольной образовательной организации 19
1.3. Формы, методы и приемы сопровождения семьи, воспитывающей
ребенка дошкольного возраста с ОВЗ 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
2.1. Методы и организация исследования сопровождения семьи,
воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОВЗ 42
2.2. Разработка модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка
дошкольного возраста с ОВЗ 47
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
1.1. Сопровождение как психолого-педагогическая проблема организации помощи семье с ребенком с ОВЗ 10
1.2. Специфика психолого-педагогического развития и воспитания
детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольной образовательной организации 19
1.3. Формы, методы и приемы сопровождения семьи, воспитывающей
ребенка дошкольного возраста с ОВЗ 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
2.1. Методы и организация исследования сопровождения семьи,
воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОВЗ 42
2.2. Разработка модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка
дошкольного возраста с ОВЗ 47
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Актуальность исследования. Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, каждодневно сталкиваются с рядом ограничений и проблем: трудности принятия и осознавания родителями ограничений возможностей здоровья своего ребенка, трудности во взаимоотношениях с членами семьи, не адекватные установки и родительские позиции, сложности с переживанием болезни ребенка и другие. Семейная ситуация оказывает взаимообусловленное влияние как на родителей, так и на детей и иных членов семьи, совместно проживающих. Ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья и воспитывающийся в негативной семейной атмосфере, имеет сложности в психологическом состоянии и развитии.
Данные статистического анализа говорят о ежегодном увеличении числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья за последние тридцать лет увеличилось в 13 раз. Данное увеличение связанно, прежде всего, с современными условиями: экологическими, социальными и психологическими.
В практической деятельности возникает необходимость организации психолого-педагогического сопровождения с учетом взаимодействия смежных специалистов: психологов, педагогов, дефектологов, логопедов. Сопровождение позволяет повысить качество жизни ребенка с нарушением здоровья, создать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей [4, 24, 51]. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, по Султангараевой Е.Р., определяется как сложная технология работы психолога, направленная на поддержку и помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья в адаптации, реабилитации и личностном росте [21].
В отечественной психолого-педагогической науке дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период для эффективного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Жданова М.А., Казакова Е.И., Коробейников И.А., Лопатина Л.В., Назарова Н.М., Богданова Т.Г. и другие). В период дошкольного детства у ребенка активно развивается самооценка, самосознание, эмоционально-волевая и мотивационная сфера, а также нравственные способности, что является фундаментом для интеграции дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в коллектив сверстников.
Важно отметить, направленность государственной политики на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. Ряд нормативных документов (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и другие) определяют необходимость организации доступности и качества дошкольного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья. В рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена необходимость и важность учета индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, и создания особых условий для получения им образования [14, 27, 41].
В современной психолого-педагогической науке и практике актуализируется проблема организации сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Так психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, способствует укреплению внутрисемейных отношений, сплочению семьи, коррекции негативных эмоционально-личностных особенностей членов семьи, интеграции семьи и ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество, повышение ресурсности семьи и другому.
В процессе анализа научных исследований и практической деятельности дошкольных учреждений были выявлены следующие противоречия:
- противоречие между направленностью государственной политики на профилактику семейного неблагополучия при создании условий для сохранения функциональности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и увеличением числа детей- инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, при сохранении в семьях дисфункциональных нарушений и трудностей с воспитанием и развитием детей с ограниченными возможностями здоровья;
- противоречие между наличием потребности общества в профилактике семейного неблагополучия и недостаточной научной разработанностью в данной области;
- противоречие между наличием тенденции к разработке различного
рода программ и моделей сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, и недостаточностью разработанностью организационно-методических условий реализации психолого-педагогической работы;
- противоречие между потребностью дошкольных учреждений в эффективной модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, и недостаточного методического обеспечения в данной области.
Проблема исследования заключается в разработке и реализации модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования - разработка и апробация модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования - семья, воспитывающая ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья будет успешным при условии разработки и реализации модели сопровождения семьи на основе формирования осознанного родительства, эмоционального принятия ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оптимизации ресурсных возможностей родителей, повышение уровня их психолого-педагогической компетенции.
Задачи:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ литературы по проблеме сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
2. Определить особенности личностно-развивающего потенциала семьи, воспитывающей детей дошкольного возраста с ОВЗ
3. Разработать модель сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
4. Апробировать модель сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, на базе дошкольного учреждения.
В исследовании были оспользованы следующие методы и методики исследования:
1. Обзорно-аналитические и теоретические методы (анализ литературы и моделирование).
2. Эмпирические методы: констатирующий и формирующий
эксперименты, психодиагностические методы.
Психодиагностические методы: методика PARI (Е.С. Шефер и Р. К. Белл), методика «Типовое семейное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Юстицкис), опросник «Осознанное родительство» (Разработан М.С. Ермихиной под руководством Р. В. Овчаровой), тест функционального ресурса семьи (Н.М. Лаврова, В.В. Лавров).
3. Статистические методы анализа данных.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- системный подход (В.П.Беспалько, Н.В. Кузьмина, С.А.Маврин, В.А. Якунин), позволяющий рассматривать взаимодействие педагогов и родителей как многокомпонентную и многоуровневую систему;
- рефлексивно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Г.Н. Сериков, С.Ю.Степанов, А.С.Шаров), служащий основанием для разработки программы психологического сопровождения родителей на этапе подготовки ребенка к школе;
- положения о ведущей роли семьи и семейного воспитания в становлении личности детей раннего и дошкольного возраста (JI.C. Выготский, Л.И. Божович, A.B. Запорожец, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.);
- идеи гуманистического и личностно-ориентированного образования, технологии сопровождения рассматривающие условия для эффективного развития детей с ОВЗ, начиная с ранних этапов развития (P.A. Амасьянц, Л.Б. Баряева, Т.Г. Богданова, E.JI. Гончарова, P.A. Даирова, М.А. Жданова, Е.И. Казакова, В.З. Кантор, Б.В. Коган, И.А. Коробейников, О.И. Кукушкина, Г.Ф. Кумарина, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина, В.И. Лубовский, Д.М. Маллаев, H.H. Малофеев, Е.А. Медведева, Н.М. Назарова, Е.В. Оганесян, Г.Н. Ленин, М.Н. Русецкая, Л.М. Шипицина, И.М. Яковлева и др.);
- теоретические и практические аспекты проблем детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии (Т.Г. Богдановой, А.И. Захарова, Б.Д. Корсунской, Н.В. Мазуровой, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, А.Р. Маллера, А.Н. Смирновой, А.С. Спиваковской, Л.М. Шипицыной и др.);
- концепция психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с отклонениями в развитии (И.Ю.Левченко, В.В.Ткачева).
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «психолого-педагогическое сопровождение семьи», «модель сопровождения семьи», раскрыты сущность и содержание психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, разработана модель сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработана модель сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования могут быть использованы психологами, педагогами-психологами, дошкольными учреждениями и иными учреждениями, осуществляющими психолого-педагогическую деятельность с семьями, воспитывающими дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Исследование осуществлено на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников №131.
Публикации: Савельева А. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОВЗ // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции под редакцией О.А. Карабановой, Н.Н. Васягиной. - Екатеринбург, 2018. - С. 656 - 659.
Структура ВКР. ВКР состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной объем работы составил 85 страницы, общий объем диссертации - 110
страниц. В тексте работы содержится 9 рисунков и 9 таблиц. Список использованной литературы насчитывает 70 наименований. В приложении представлено содержание мероприятий модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОВЗ.
Данные статистического анализа говорят о ежегодном увеличении числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья за последние тридцать лет увеличилось в 13 раз. Данное увеличение связанно, прежде всего, с современными условиями: экологическими, социальными и психологическими.
В практической деятельности возникает необходимость организации психолого-педагогического сопровождения с учетом взаимодействия смежных специалистов: психологов, педагогов, дефектологов, логопедов. Сопровождение позволяет повысить качество жизни ребенка с нарушением здоровья, создать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей [4, 24, 51]. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, по Султангараевой Е.Р., определяется как сложная технология работы психолога, направленная на поддержку и помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья в адаптации, реабилитации и личностном росте [21].
В отечественной психолого-педагогической науке дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период для эффективного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Жданова М.А., Казакова Е.И., Коробейников И.А., Лопатина Л.В., Назарова Н.М., Богданова Т.Г. и другие). В период дошкольного детства у ребенка активно развивается самооценка, самосознание, эмоционально-волевая и мотивационная сфера, а также нравственные способности, что является фундаментом для интеграции дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в коллектив сверстников.
Важно отметить, направленность государственной политики на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. Ряд нормативных документов (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и другие) определяют необходимость организации доступности и качества дошкольного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья. В рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена необходимость и важность учета индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, и создания особых условий для получения им образования [14, 27, 41].
В современной психолого-педагогической науке и практике актуализируется проблема организации сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Так психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, способствует укреплению внутрисемейных отношений, сплочению семьи, коррекции негативных эмоционально-личностных особенностей членов семьи, интеграции семьи и ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество, повышение ресурсности семьи и другому.
В процессе анализа научных исследований и практической деятельности дошкольных учреждений были выявлены следующие противоречия:
- противоречие между направленностью государственной политики на профилактику семейного неблагополучия при создании условий для сохранения функциональности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и увеличением числа детей- инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, при сохранении в семьях дисфункциональных нарушений и трудностей с воспитанием и развитием детей с ограниченными возможностями здоровья;
- противоречие между наличием потребности общества в профилактике семейного неблагополучия и недостаточной научной разработанностью в данной области;
- противоречие между наличием тенденции к разработке различного
рода программ и моделей сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, и недостаточностью разработанностью организационно-методических условий реализации психолого-педагогической работы;
- противоречие между потребностью дошкольных учреждений в эффективной модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, и недостаточного методического обеспечения в данной области.
Проблема исследования заключается в разработке и реализации модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования - разработка и апробация модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования - семья, воспитывающая ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья будет успешным при условии разработки и реализации модели сопровождения семьи на основе формирования осознанного родительства, эмоционального принятия ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оптимизации ресурсных возможностей родителей, повышение уровня их психолого-педагогической компетенции.
Задачи:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ литературы по проблеме сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
2. Определить особенности личностно-развивающего потенциала семьи, воспитывающей детей дошкольного возраста с ОВЗ
3. Разработать модель сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
4. Апробировать модель сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, на базе дошкольного учреждения.
В исследовании были оспользованы следующие методы и методики исследования:
1. Обзорно-аналитические и теоретические методы (анализ литературы и моделирование).
2. Эмпирические методы: констатирующий и формирующий
эксперименты, психодиагностические методы.
Психодиагностические методы: методика PARI (Е.С. Шефер и Р. К. Белл), методика «Типовое семейное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Юстицкис), опросник «Осознанное родительство» (Разработан М.С. Ермихиной под руководством Р. В. Овчаровой), тест функционального ресурса семьи (Н.М. Лаврова, В.В. Лавров).
3. Статистические методы анализа данных.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- системный подход (В.П.Беспалько, Н.В. Кузьмина, С.А.Маврин, В.А. Якунин), позволяющий рассматривать взаимодействие педагогов и родителей как многокомпонентную и многоуровневую систему;
- рефлексивно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Г.Н. Сериков, С.Ю.Степанов, А.С.Шаров), служащий основанием для разработки программы психологического сопровождения родителей на этапе подготовки ребенка к школе;
- положения о ведущей роли семьи и семейного воспитания в становлении личности детей раннего и дошкольного возраста (JI.C. Выготский, Л.И. Божович, A.B. Запорожец, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.);
- идеи гуманистического и личностно-ориентированного образования, технологии сопровождения рассматривающие условия для эффективного развития детей с ОВЗ, начиная с ранних этапов развития (P.A. Амасьянц, Л.Б. Баряева, Т.Г. Богданова, E.JI. Гончарова, P.A. Даирова, М.А. Жданова, Е.И. Казакова, В.З. Кантор, Б.В. Коган, И.А. Коробейников, О.И. Кукушкина, Г.Ф. Кумарина, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина, В.И. Лубовский, Д.М. Маллаев, H.H. Малофеев, Е.А. Медведева, Н.М. Назарова, Е.В. Оганесян, Г.Н. Ленин, М.Н. Русецкая, Л.М. Шипицина, И.М. Яковлева и др.);
- теоретические и практические аспекты проблем детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии (Т.Г. Богдановой, А.И. Захарова, Б.Д. Корсунской, Н.В. Мазуровой, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, А.Р. Маллера, А.Н. Смирновой, А.С. Спиваковской, Л.М. Шипицыной и др.);
- концепция психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с отклонениями в развитии (И.Ю.Левченко, В.В.Ткачева).
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «психолого-педагогическое сопровождение семьи», «модель сопровождения семьи», раскрыты сущность и содержание психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, разработана модель сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработана модель сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования могут быть использованы психологами, педагогами-психологами, дошкольными учреждениями и иными учреждениями, осуществляющими психолого-педагогическую деятельность с семьями, воспитывающими дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Исследование осуществлено на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников №131.
Публикации: Савельева А. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОВЗ // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции под редакцией О.А. Карабановой, Н.Н. Васягиной. - Екатеринбург, 2018. - С. 656 - 659.
Структура ВКР. ВКР состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной объем работы составил 85 страницы, общий объем диссертации - 110
страниц. В тексте работы содержится 9 рисунков и 9 таблиц. Список использованной литературы насчитывает 70 наименований. В приложении представлено содержание мероприятий модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОВЗ.
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, была обоснована, разработана и апробирована модель сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В теоретической части исследования рассмотрены современные научные исследования проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, где эффективность сопровождения зависит от учета в процессе сопровождения взаимоотношений детей и родителей, индивидуальных семейных проблем.
Современной процесс психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, необходимо строить на основе раскрытия личностно-развивающего потенциала семьи, где потенциал семьи представляет собой внутренние ресурсы семьи (детско-родительские, супружеские и другие) позволяющие эффективно решать возникающие трудности, а также личностно расти и развиваться членам семьи в любых сферах жизнедеятельности.
Во второй главе представлена модель сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, которая представляет собой системный подход к развитию личностно-развивающего потенциала семьи: ресурса супружества, ресурса детско-родительских отношений, адаптационного ресурса и социализирующего ресурса. Содержание и структура модели сопровождения семьи включает в себя цель, задачи, теоретико-методологические основания, основные принципы психолого-педагогического сопровождения семей, результативность модели, требования к реализации модели, критерии эффективности модели.
Также во второй главе представлены результаты исследования влияния мероприятий модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, на развитие личностно-развивающего потенциала семьи. Родители, воспитывающие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, проявляют эмоциональное непринятие своего ребенка, используют неадекватные формы взаимодействия со своим ребенком, при этом проявляют ответственность в воспитании ребенка, положительные чувства к нему, но обладают низким уровнем осознанности важности и ценности семьи, собственных установок и ожиданий.
Для семей, принявших участие в исследовании, характерно отсутствие поддержки со стороны отца, при этом мать все силы вкладывает в семью и ощущает собственную неудовлетворенность положением в семье. Отношения с ребенком отличаются доминированием родителей, строгостью и требовательностью к ребенку, отношениями зависимости, стремлением к тотальному контролю.
Разработанная модель сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, обладает статистически обоснованной эффективностью. Модель позволяет изменить эмоциональную дистанцию родителя с ребенком, повысить удовлетворенность семейными отношениями, снизить нервно-психическое напряжение, повысить функциональный ресурс семьи, а также повысить уровень осознанности родительства.
Подводя итог проделанной работы, можно говорить о том, что выдвинутые нами исследовательские гипотезы нашли свое эмпирическое подтверждение.
В теоретической части исследования рассмотрены современные научные исследования проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, где эффективность сопровождения зависит от учета в процессе сопровождения взаимоотношений детей и родителей, индивидуальных семейных проблем.
Современной процесс психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, необходимо строить на основе раскрытия личностно-развивающего потенциала семьи, где потенциал семьи представляет собой внутренние ресурсы семьи (детско-родительские, супружеские и другие) позволяющие эффективно решать возникающие трудности, а также личностно расти и развиваться членам семьи в любых сферах жизнедеятельности.
Во второй главе представлена модель сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, которая представляет собой системный подход к развитию личностно-развивающего потенциала семьи: ресурса супружества, ресурса детско-родительских отношений, адаптационного ресурса и социализирующего ресурса. Содержание и структура модели сопровождения семьи включает в себя цель, задачи, теоретико-методологические основания, основные принципы психолого-педагогического сопровождения семей, результативность модели, требования к реализации модели, критерии эффективности модели.
Также во второй главе представлены результаты исследования влияния мероприятий модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, на развитие личностно-развивающего потенциала семьи. Родители, воспитывающие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, проявляют эмоциональное непринятие своего ребенка, используют неадекватные формы взаимодействия со своим ребенком, при этом проявляют ответственность в воспитании ребенка, положительные чувства к нему, но обладают низким уровнем осознанности важности и ценности семьи, собственных установок и ожиданий.
Для семей, принявших участие в исследовании, характерно отсутствие поддержки со стороны отца, при этом мать все силы вкладывает в семью и ощущает собственную неудовлетворенность положением в семье. Отношения с ребенком отличаются доминированием родителей, строгостью и требовательностью к ребенку, отношениями зависимости, стремлением к тотальному контролю.
Разработанная модель сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, обладает статистически обоснованной эффективностью. Модель позволяет изменить эмоциональную дистанцию родителя с ребенком, повысить удовлетворенность семейными отношениями, снизить нервно-психическое напряжение, повысить функциональный ресурс семьи, а также повысить уровень осознанности родительства.
Подводя итог проделанной работы, можно говорить о том, что выдвинутые нами исследовательские гипотезы нашли свое эмпирическое подтверждение.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2024 - КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДОШКОЛЬНИКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Абилитация несформированности педагогической компетентности у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - Организация службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Основные подходы к организации социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Педагогика, психология, Камчатский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическое сопровождение семей воспитывающих детей с РАС
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017





