Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Работа №102232

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы180
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ 16
1.1. Психолого-педагогическая характеристика семьи ребенка дошкольного
возраста с двигательно-координационными нарушениями 16
1.2. Обоснование научного подхода в исследовании
психолого-педагогического сопровождения семей 34
1.3. Модели психолого-педагогического сопровождения семей,
представленные в научной литературе 38
Выводы по первой главе 48
ГЛАВА 2. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО­
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДКН 51
2.1. Научное обоснование структурно-функциональной модели психолого­педагогического сопровождения семей 51
2.2. Экспериментальная база исследования 64
2.3. Методы исследования 66
Выводы по второй главе 79
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДКН 81
3.1 Организация и содержание экспериментальной работы на констатирующем этапе психолого-педагогического эксперимента 81 3.2 Анализ и интерпретация результатов формирующего этапа исследования по апробации технологии сопровождения семей, имеющих детей дошкольного
возраста с ДКН 110
Выводы по третьей главе 157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 165
ПРИЛОЖЕНИЕ А 182

В основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования РФ заложен принцип «личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей». Этот же принцип лежит в основе Конституции РФ, законодательства РФ и Конвенции ООН о правах ребенка. Данный принцип дает основание полагать, что детско- родительские отношения призваны способствовать личностному развитию обеих сторон.
В диссертационном исследовании о психологической коррекции деструктивных детско-родительских отношений Е.И. Ждакаева указывает на то, что современное развитие общества характеризуется усилением кризисной ситуации супружества, следствием чего является увеличение количества неполных и неблагополучных семей. Деструктуризация семьи непосредственно влияет на возникновение различных отклонений в социальном и личностном развитии ребенка [61].
Ситуация кризиса внутрисемейных отношений является актуальной и для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ДКН. Помимо проблемы деструктуризации семьи, на первый план выходят также вопросы социальной адаптации и интеграции в общество детей и семьи в целом. Перечисленные проблемы стоят особенно остро в семьях с детьми с ДКН в виду «очевидности» для окружающих физических отклонений.
Результаты исследования А.В. Смирнова показывают, что физические недуги одного из членов семьи развивают чувство неполноценности у остальных. С этим связано несколько неблагополучных сценариев развития семьи. Согласно автору, некоторые родители сознательно скрывают от общества факт рождения ребенка с двигательно-координационными нарушениями. Другие, напротив, пытаются получить своеобразную «выгоду», проявляющуюся в различных материальных пособиях. Третьи создают вокруг ребенка «кольцо» сверхопеки, помещая ребенка в центр бытия. Подобные реакции членов семьи вызывают или формируют
5
стремление к самоизоляции как ребенка с двигательно-координационными
нарушениями, так и его родителей [131].
Согласно мнению Всемирной организации здравоохранения, основным показателем психологического здоровья является социальная адаптация человека в обществе. Е.С. Набойченко в своих исследованиях обращает внимание на то, что успешность социально-психологической адаптации «основана на гармонизации физического, психического и духовного здоровья формирующейся личности» [103].
И.М. Кондаков предлагает определение социальной адаптации как «процесса интеграции человека в общество». Результатом данного процесса является достижение сформированного самосознания, определение социальной роли, установление адекватных взаимодействий с окружающими, а также формирование необходимого уровня самоконтроля и самообслуживания [73].
Понятие «адаптация человека», с точки зрения психологии, имеет две составляющие: поведенческую (социальную) и личностную (психологическую). В данном исследовании при использовании понятия «социально-психологическая адаптация семьи ребенка с двигательно-координационными нарушениями (далее - ДКН)» подразумевается использование как психологической, так и социальной составляющих, что позволяет членам семьи достигать самореализации, при этом обретая определенную гармонию с окружающим социумом. Исследуя феномен «социально-психологической адаптации», Г.А. Азбергенова выделила три «производных». Согласно ей, в российской науке «адаптация» является процессом, «адаптивность» подразумевается как способность, а результатом является «адаптированность» [4].
В последние годы в РФ принимается большое количество мер на законодательном уровне для интеграции в общество людей с различными психофизиологическими статусами...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На законодательном уровне в Российской Федерации определены четкие тенденции оказания психолого-педагогической помощи родителям детей с любым психофизиологическим статусом. Тем не менее, низкая компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей остается актуальной. Особо сильно недостаток системы психолого-педагогических услуг для родителей в период дошкольного возраста их детей отражается на ситуации «особого» родительства.
Дети с двигательно-координационными нарушениями развиваются в обычной онтогенетической последовательности, но с искажением временных периодов. Основным отличием таких детей являются другие потребности в обучении, развитии, воспитании, которые они запрашивают от окружающего мира.
Несмотря на возросшую социальную рекламу, работу средств массовой информации в направлении интеграции детей с ДКН, общество зачастую проявляет к ним дискриминационные настроения, что, несомненно, сказывается на социальной изоляции семьи.
На законодательном уровне подчеркивается необходимость в психолого­-педагогическом сопровождении семей вне зависимости от индивидуальных особенностей детей. В подтверждение этому - возросший интерес образовательных учреждений к инклюзивному образованию и индивидуальному подходу в обучении.
Родители детей с ДКН находятся в состоянии психоэмоционального истощения и утомления, соответствующих психотравмирующей ситуации, в которой они оказываются после рождения ребенка с ДКН. Развитие компонентов личностного потенциала (эмоционального, мотивационного и поведенческого) имеет искаженный характер. Все это создает неблагоприятные психолого­педагогические условия для развития ребенка дошкольного возраста.
Результаты констатирующего этапа психолого-педагогического сопровождения показали, что родители обеих групп имеют отрицательные чувства по отношению к своему ребенку. Ни один родитель не проявил принятия ребенка с ДКН (по шкале «Принятие-отвержение» - 12,08 баллов в экспериментальной
157 группе, и 12 баллов в контрольной). Тем не менее, родители проявляют к ребенку интерес (по шкале «Кооперация» - 3,45 и 3,7 баллов в экспериментальной и контрольной группах). По шкале «Симбиоз» была выявлена психологическая дистанция в детско-родительских отношениях, что, скорее всего, подтверждает определенное отвержение ребенка. Родители хорошо комбинируют авторитарный стиль поведения с ребенком и более мягкий (по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» - 3 и 3,02 баллов в экспериментальной и контрольной группах). Родители часто завышают его успехи и считают неудачи случайными (по шкале «Маленький неудачник» - 1,6 баллов в экспериментальной группе и 1,53 в контрольной).
Эти результаты подтверждают тезис о преобладании в семьях родительской позиции, выражающейся в «опекании» ребенка с ДКН.
Исследование компонентов личностного потенциала родителей выявило до эксперимента - средний и низкий уровни жизнестойкости у родителей обеих групп ( средние значения по группам по «Тесту жизнестойкости» - 76,84 баллов у экспериментальной группы, 77,03 у контрольной). Это, безусловно, способствует возникновению внутренней напряженности в стрессовых ситуациях. При этом применение определенных стратегий поведения в подобных ситуациях указывает больше на процессы дезадаптации. Чаще всего, родители обеих групп считают наиболее оптимальными стратегии: пассивной репрезентации себя или погружения в свой внутренний мир, то есть отказ от контакта. Экспресс-диагностика стрессовых состояний выявила, что все родители не всегда правильно реагируют на стрессовые ситуации, 57% из них испытывают переутомление и эмоциональное истощение.
Двигательное развитие детей происходит с задержкой. На это оказывает влияние не только наличие двигательно-координационных нарушений, но и социальные факторы, к которым относится, прежде всего, влияние микросоциума (семьи) на формирование навыков. Это связано с тем, что родители, желая получить идеализированный результат деятельности, часто выполняют действия за
158 ребенка, либо, создавая вокруг него излишне доступные условия, которые не способствуют его дальнейшему двигательному развитию.
В итоге констатирующего этапа психолого-педагогического эксперимента выявился уровень социально-психологической адаптированности семей: средний уровень - 26 (42%) семей экспериментальной группы и 31 (52%) семей контрольной группы, низкий уровень - 36 (58%) и 29 (48%) семей в экспериментальной и контрольной группах соответственно. Высокий уровень социально-психологической адаптации на данном этапе исследования не был выявлен ни у одной семьи.
Проведенное диссертационное исследование доказывает эффективность разработанной структурно-функциональной модели психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей дошкольного возраста с ДКН. Для ее успешной реализации разработано научно-методическое обеспечение технологии сопровождения семей, которое включает в себя три блока: педагогический, психологический и адаптивный. В результате выявлен уровень социально­-психологической адаптированности семьи, оценка которого определялась следующими показателями: тип детско-родительских отношений, критерии личностного потенциала родителей и сформированность двигательных навыков детей с ДКН...


1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. 263 с.
2. Агавелян О.К. Общение детей с нарушением умственного развития: Автореф. дисс. ... доктора пед. наук. М., 1989.
3. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на Дону, 1998
4. Азбергенова Г.А. Социально-психологическая адаптация: подходы к изучению. Вестник КРСУ 2016 том 16 №12, с. 144-148
5. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Л.И. Акатов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 368 с.
6. Акимова Г.Е. Словарь-справочник для неравнодушных родителей. - СПб.: «ВЕСЬ», 2001.-352 с.
7. Акопян М.А. Роль семейного воспитания в становлении личности / М.А. Акопян. Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 2. СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2008. С. 9-15
8. Алексеев О.Л., Коркунов В.В. Системный подход как методологическая основа научного познания. / О.Л. Алексеев, В.В. Коркунов. Специальное образование №1, 2002.
9. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное и психологическое консультирование. М.: «Теис», 1994. -170 с.
10. Аникин, М.М. Лечебная гимнастика при параличах и парезах органического происхождения // М.М. Аникин, А.С. Иноземцева, и др. Медигиз, 1961 г, 116 с
11. Ариес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / перевод с франц. Екатеринбург: Изд. Урал. ун-та, 1999. 416 с.
12. Аристова Л.В. Физкультурно-спортивные сооружения для инвалидов: Уч. пос. /Аристова Л.В. -М., 2002. 192 с.
13. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1989. - 79 с.
14. Бабич Е.Г. Социально-психологические особенности совладающего поведения родителей формирующейся личности с ограниченными возможностями здоровья : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2011.
15. Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка. Автореф. диссертации на соискание уч. степени кандидата психологических наук, 2000. Нижний Новгород...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ