ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВНУШЕНИЯ И ВНУШАЕМОСТИ ЛИЧНОСТИ 10
1.1. Феномен внушения и его критерии 10
1.2. Характеристики внушаемой личности известные науке 15
1.3. Внушение в современном обществе 24
1.4. Особенности возрастного периода личности ранней взрослости 27
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 29
ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
БАЗОВЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ВНУШАЕМОЙ ЛИЧНОСТИ 34
3.1. Отбор испытуемых, характеристики выборок и
распределения данных 34
3.2. Выявленные различия между подгруппами «крайне сильной», «сильной», «средней», «слабой» и «крайне
слабой внушаемости» на различных уровнях личности 36
3.2.1. Исследование на глубинно-психологическом уровне 36
3.2.2. Исследование на уровне проявлений свойств
нервной системы 42
3.2.2.1. Данные, полученные по методике «ОСПДУИИ» 42
3.2.3. Исследование на личностно-психологическом уровне 46
3.2.3.1. Данные, полученные с помощью методики
«ГАЛС-2005» 46
3.2.3.2. Данные, полученные с помощью опросника Р. Кеттелла «16 - PF» 52
3.2.4. Исследование на социально-психологическом уровне 60
3.2.5. Исследование на информационно-культурном уровне 62
3.3. Выделение базовых психологических компонентов у подгрупп «крайне сильной», «сильной», «средней», «слабой» и «крайне слабой внушаемости» 68
3.3.1. Выделение базовых психологических компонентов у
группы «крайне сильной внушаемости» 69
3.3.2. Выделение базовых психологических компонентов у
подгруппы «сильной внушаемости» 72
3.3.3. Выделение базовых психологических компонентов у
подгруппы «средней внушаемости» 75
3.3.4. Выделение базовых психологических компонентов у
подгруппы «слабой внушаемости» 78
3.3.5. Выделение базовых психологических компонентов у
подгруппы «крайне слабой внушаемости» 81
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 129
Личность формируется в результате постоянного усвоения человеком разнообразных общественных форм сознания, а также поведения, анализа общественно-исторического опыта, так как личностью мы становимся только под влиянием жизни в социуме на основе процессов обучения, общения и воспитания. Не мало важную роль в этом процессе играет внушение, то есть трансляция в структуру личности определенных моделей поведения, которые безоговорочно принимаются и воплощаются в жизнедеятельности (В.М. Бехтерев, С.Л. Рубинштейн, К.И. Платонов, И.Е. Шварц, Л.П. Гримак, О.П. Елисеев, В.С. Барулин и др.).
Внушение как социально-психологический феномен является достаточно важным фактором общественной жизни личности в возрастной период ранней взрослости, характеризующийся этапом важных социальных изменений в ее жизни (В.М. Бехтерев, К.И. Платонов, И.Е. Шварц, Л.П. Гримак и др.).
Стоит отметить, что именно личность является особым целостным образованием. Субъект осознает себя как личность, оценивает свои особенности и определенным образом относится к себе. Причем осознание себя происходит не как осознание чего-то абсолютно обособленного от окружающего мира, а в многообразном отношении с ним. Однако в процессе внушения эта целостность нарушается и человек становиться подвержен манипуляциям самого различного уровня и сложности (С.Л. Рубинштейн, К.И. Платонов, И.Е. Шварц, Л.П. Гримак, В.С. Барулин и др.).
Актуальность данной работы состоит в том, что изучение характеристик внушаемых людей позволит сформулировать основные признаки внушаемости в процессе их социализации, и определить характерные особенности формирования и усиления внушаемости как от внутренних, так и внешних факторов. Изучение внушаемости в современных условиях, когда обмен информацией является постоянным и нарастающим процессов позволит определить выявить характерные черты внушаемых людей по самым разным направлениям.
Объектом исследования является личность периода ранней взрослости.
Предмет исследования внушаемость личности.
Гипотезы исследования:
Теоретические гипотезы:
1. По критерию «Степень внушаемости» в генеральной совокупности населения можно выделить три типа личностей: «сильно внушаемые», «средне внушаемые» и «слабо внушаемые».
2. В типах личности «сильно внушаемые» и «слабо внушаемые» можно выделить подтипы: «крайне сильной внушаемости», «сильной внушаемости», «слабой внушаемости» и «крайне слабой внушаемости».
3. Каждый тип личности обладает составом психологических характеристик, отличающихся по степени выраженности и проявлениями на разных уровнях личности: глубинно - психологическом, проявлений свойств нервной системы (психофизиологическом), личностно - психологическом, социально - психологическом и информационно - культурном уровнях.
Эмпирические гипотезы:
1. Между типами личности «сильно внушаемые», «средне внушаемые» и
«слабо внушаемые» и подтипами «крайне сильной внушаемости», «сильной внушаемости», «средней внушаемости», «слабой внушаемости» и «крайне слабой внушаемости», разделенных по критерию «внушаемость» существуют различия на разных уровнях личности: глубинно - психологическом, проявлений свойств нервной системы (психофизиологическом), личностно - психологическом, социально - психологическом и информационно - культурном уровнях.
2. Эти различия характеризуют психологический симптомокомплекс свойств, определяющий социально-психологическое поведение личности.
Цель исследования - выявление и изучение базовых психологических компонентов у типов личности «сильно внушаемых», «средне внушаемых» и «слабо внушаемых» и подтипов «крайне сильной внушаемости», «сильной внушаемости», «средней внушаемости», «слабой внушаемости» и «крайне слабой внушаемости».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить современные направления исследований явления внушаемости.
2. Провести эмпирическую часть исследования. Анализ и обработку собранных эмпирических материалов, и поиск закономерностей с помощью методов математической статистики.
Новизна исследования отражается в следующем:
1. Эмпирически подтверждено разделение людей по степени внушаемости на три типа личности: «сильно внушаемые», «средне внушаемые» и «слабо внушаемые».
2. В типах личности «сильно внушаемые» и «слабо внушаемые» подтверждено выделение подгрупп: «крайне сильной внушаемости», «сильной внушаемости», «слабой внушаемости» и «крайне слабой внушаемости».
3. Установлены статистически значимые различия между выделенными группами и подгруппами.
4. Определены личностные и поведенческие характеристики представителей каждого типа и подтипа.
5. Выделена факторная структура каждого подтипа, раскрывающая механизмы социального взаимодействия на ряду с личностными характеристиками.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: работы, характеризующие личность (С.Л. Рубинштейн, Ю. В. Щербатых, Б.Г. Ананьев, В.С. Барулин и др.), работы, рассматривающие внушаемость, как свойство личности (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.Е. Шварц, Л.П. Гримак и др.), особенности возрастного развития (Б.Г. Ананьев, И.А. Буровик, Я.И. Петров, и др.), работы, посвященные информационно-культурной среде и ее роли в развитии человека (Н.В. Жукова и др.).
Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический метод, а также индуктивный и дедуктивный методы. В качестве эмпирических методов исследования выступили методы наблюдения, анализ видеоматериалов и психодиагностический метод.
Для диагностики использовались: личностный опросник Р. Кеттелла (16 ЛФ); опросник «Life Style Index» («Показатель жизненного стиля») (авторы R. Plutchik и H.Kellerman (Р. Плутчик, Г. Келлерман) в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б. Клубовой; опросник структуры психодинамического уровня интегральной индивидуальности «ОСПДУИИ» (автор А.И. Щебетенко); опросник межличностных отношений (ОМО) Т. Лири; психографологическая проективная диагностическая методика «ГАЛС-2005» (автор А.В. Смирнов); семантические универсалии информационно - культурной среды «СДИКС (СУ)» (автор А.В. Смирнов); методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям «Теппинг-тест» (автор А.В. Е.П. Ильин); шкала-опросник для определения индивидуальной внушаемости Харьковского НИИ им. В.П. Протопопова.
Положения, выносимые на защиту:
1. Всех людей по степени внушаемости можно разделить на три типа личности: «сильно внушаемые», «средне внушаемые» и «слабо внушаемые».
2. В типах личности «сильно внушаемые» и «слабо внушаемые» можно выделить подтипы: «крайне сильной внушаемости», «сильной внушаемости», «слабой внушаемости» и «крайне слабой внушаемости».
3. Между типами личности «сильно внушаемые», «средне внушаемые» и «слабо внушаемые» и подтипами «крайне сильной внушаемости», «сильной внушаемости», «средней внушаемости», «слабой внушаемости» и «крайне слабой внушаемости», разделенных по критерию «внушаемость», существуют различия на разных уровнях личности: глубинно - психологическом, проявлений свойств нервной системы (психофизиологическом), личностно - психологическом, социально - психологическом и информационно - культурном уровнях.
4. Эти различия характеризуют психологический симптомокомплекс свойств, определяющий социально-психологическое поведение личности.
Достоверность и апробация результатов исследования обеспечивалась научной обоснованностью исходных положений, теоретическим анализом методологических проблем исследования внушаемости и тщательным выбором методологической платформы исследования, репрезентативностью выборок, процедурой подготовительных этапов эмпирического исследования с созданием диагностическо- исследовательской батареи методик прошедших все этапы стандартизации, использованием валидного и надежного инструментария для сбора эмпирических данных, обработкой данных с помощью параметрических и непараметрических критериев связи и различий (Стьюдента, Смирнова- Колмогорова, Манна-Уитни), применением кластерного и факторного анализов данных. Статистическая обработка данных проводилась как ручным способом, так и при помощи компьютера, посредством MS Excel 365 и программного пакета «Statistica», корпорации «StatSoft» v.6.0, v.7.0 и v.13.0.
Теоретическая часть работы опубликована в СБОРНИКЕ материалов международной студенческой научной конференции «Современные проблемы науки и образования», М.-2018. (том 4).
На X Международной студенческой электронной научной конференции «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2018», по решению Президиума Российской Академии Естествознания (РАЕ) награжден дипломом в номинации «За лучшую студенческую научную работу, вызвавшую наибольший (по числу просмотров) интерес участников».
Структура и объем диссертации. По своей структуре данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматривается теоретические основы исследования проблемы внушения и внушаемости личности и психологические особенности возрастного развития. Вторая глава посвящена методологии и инструментарию исследования. Третья глава посвящена эмпирическим исследованиям базовых психологических компонентов у типов личности «сильно внушаемые», «средне внушаемые» и «слабо внушаемые» и подтипов «крайне сильной внушаемости», «сильной внушаемости», «средней внушаемости», «слабой внушаемости» и «крайне слабой внушаемости», разделенных по критерию «внушаемость». В заключении приведены краткие итоги исследования. В списке литературы сведения о 114 литературных первоисточниках, в том числе 14 на иностранных языках. Работа изложена на 131 листах, включает в себя материал 4 приложений, в совокупности содержащих 18 таблиц.
1. Изучение социально-психологических качеств внушаемой личности было вызвано интересом автора к теме внушаемости.
2. Теоретический анализ разработанности темы показал, что в изучении внушаемости существует методологическая проблема, которая вызывает трудности в ее дальнейшем изучении.
3. Анализ и систематизация информации официальных научных отечественных и зарубежных первоисточников, позволил установить, что на сегодняшней день существует множество методологических и методических позиций, определяющих только свою узкую предметную область интереса в отношении внушаемой личности, по-разному представляющих явление внушаемости. Направление в изучении внушаемости акцентируется только на изучении внушаемой личности, выделяя ее личностные качества и применяя для этого описательный подход. В то время как целостные представления о внушаемости личности можно составить лишь при одновременном сравнении, изучении нескольких типов внушаемой личности, причем на одной методологической основе и при сравнении между собой поведенческих форм внушаемого поведения.
4. Проведенное эмпирическое исследование подтвердило существование типов личности: «сильно внушаемые», «средне внушаемые» и «слабо внушаемые» и подтипов «крайне сильной внушаемости», «сильной внушаемости», «слабой внушаемости» и «крайне слабой внушаемости» в типах личности «сильно внушаемые» и «слабо внушаемые», разделенных по критерию «внушаемость». Между ними были обнаружены количественные и качественные различия на разных уровнях личности - глубинно - психологическом, проявлений свойств нервной системы (психофизиологическом), личностно - психологическом, социально - психологическом и информационно - культурном уровнях.
5. Тип «сильно внушаемых» на всех уровнях личности характеризуются социальной отчужденностью, социальной самоизоляцией и восприятием социума как чуждой, враждебной среды обитания, что определяет их взаимодействие с ней как асоциально.
6. Тип «средне внушаемых» на всех уровнях личности характеризуются устойчивой социальной включенностью, но со скрытой социальной оппозиционностью и восприятием социума, как ограничивающей, но неизбежной среды обитания, что определяет их взаимодействие со средой как инфантильное.
7. Тип «слабо внушаемых» на всех уровнях личности характеризуются устойчивой социальной включенностью и восприятием социума как необходимой среды обитания, что определяет их взаимодействие с ней как социально позитивную.
8. В структуре подтипа «крайне сильной внушаемости» были выделены базовые психологические компоненты: реляционный, перцептивный, коммуникативный, регуляторный и аффективный.
9. В структуре подтипа «сильной внушаемости» были выделены базовые психологические компоненты: реляционный, коммуникативный, аффективный, интенциональный, суффициарный.
10. В структуре подтипа «средней внушаемости» были выделены базовые психологические компоненты: реляционный, аффективный, когнитивный, коммуникативный, интенциональный.
11. В структуре подтипа «слабой внушаемости» были выделены базовые психологические компоненты: аффективный, суффициарный, интенциональный, когнитивный, реляционный.
12. В структуре подтипа «крайне слабой внушаемости» были выделены базовые психологические компоненты: аффективный, когнитивный, регуляторный, коммуникативный.
13. Выделенная факторная структура, показала, что у всех людей, различающихся по степени внушаемости, существует один общий «аффективный компонент» и все структуры касаются темы социальной включенности личности. Но в составе компонентов существует разница, которая показывает отличие между типами людей по их степени внушаемости.
У подтипа «крайне сильной внушаемости» в отличие от других подтипов существует «перцептивный компонент», благодаря которому они отличаются самой сильной внушаемостью.
У подтипов «крайне слабой внушаемости», «слабой внушаемости» и «средней внушаемости» существует «когнитивный компонент», который отсутствует только у группы «сильно внушаемых», не позволяя им стать внушаемыми, в той степени как подтипы «крайне сильной» и «сильной внушаемости».
Таким образом, внушаемость личности в возрастной период ранней взрослости проявляется только когда вводится критерий социальной включенности, а именно при наличии в структуре конкретных факторов: перцептивного, реляционного, коммуникативного, регуляторного, аффективного, интенционального, суффициарного и когнитивного.
Чем сильнее личность интегрирована в культуру, тем меньше она сопротивляется культурным ценностям и лучше их принимает. Чем менее социально успешен человек, тем более он внушаем.
1. Алимкулов С.О., Яхшиева М.Ш., Рустамов А.Ш., Яхшиева З.Ш. Физиологические аспекты внушения в процессе обучения // Вестник современной науки. 2015. № 3 (3). С. 16-18.
2. Ананьев Б.Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости (К постановке вопроса) / Б. Г. Ананьев // Советская педагогика. - 2016. - № 10. - С. 48-57.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах человекознания. - Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2017. - 2-е: 272 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л: Изд-во ЛГУ, 1968. -337с.
5. Баранов С.Ю. Психофизиологические характеристики объективизации процессов внушения // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2015. - №6. - С. 10-14.
6. Бакеев В.А. О тревожно-внушаемом типе личности // Новые исследования в психологии. - М.: Педагогика, 1974, № 1 (9), - С. 19-21.
7. Бакеев В.А. Экспериментальное исследование психологических механизмов внушаемости: Автореф. дис. д-ра психол. Наук. - М., 1970.-35с.
8. Барулин В.С. Социальная философия: учебник. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2000. - Гл. Х1.
9. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности / В.М. Бехтерев. - М.: СПб: Алетейя, 2012. - 510 c.
10. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.
11. Бехтерев В.М. Гипноз, внушение, телепатия. - М.: Мысль, 1994. - 364 с.
12. Бехтерев В.М. Гипноз, внушение и психотерапия и их лечебное значении // Печ. по изд. 1911 / В кн.: Гипноз. - Донецк: Сталкер, 2000.-С.3- 124.
13. Болдуин, Дж. М. Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии. Том 1. Личность // Дж.М. Болдуин. - М.: Либроком, 2011. - 512 c.
14. Буль П.И. Гипноз и внушение. - Л.: Медицина, 1975. - 88с.
15. Буль П.И. Психотерапия, гипноз, внушение. - Л.: Наука, 1990. - 92с.
16. Гончаров Г.А. Гипноз и самогипноз: 100 секретов вашего успеха. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 254с.
17. Гримак Л.П., Звоников В.М., Скрыпников А.И. Психическая саморегуляция в деятельности человека-оператора // Психические состояния и эффективность деятельности. - М.: Наука, 1983. - С.150-167.
18. Гримак Л.П. Внушение - изначальный атрибут слова // Прикладная психология. - 2000. №6 - С.81-88.
19. Гуревич П.С. Психология личности: Учебное пособие // П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 559 с.
20. Демидова О.В. Социально-психологические факторы и причинность в суггестивных явлениях: автореферат дисс. ... кандидата философских наук. - Чебоксары, 2004. - 28 с.
21. Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.) / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - C. 444-453.
22. Дорфман Л.Я. Методологический анализ теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина // Методология и история психологии. Т. 3, вып. 3.М., 2008. С. 106-122.
23. Джеймс Т. Гипноз. Эффективные методики внушения // Тэд Джеймс; - М.: ЭКСМО, 2006. - 240с.
24. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности // О.П. Елисеев. - М.: СПб: Питер; Издание 2-е, испр. и перераб., 2008. - 512 с.
25. Еникеев М.И. Общая социальная психология: Учебник для вузов.
- М: Издательство НОРМА (издательская группа НОРМА - ИНФРА - М), 2002. - 320 с.
26. Жукова Д.А. Методы воздействия на общественное сознание в детских СМИ // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2010. - № 4. - С. 17-22.
27. Жукова Н.В. Информационно-культурная среда и субъект познания / Н.В. Жукова // Актуальные проблемы психологии и конфликтологии: сб. науч. ст. / отв. ред. С.А. Минюрова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед ун-та, 2010. - С. 55-57.
28. Звоников В.М., Агапов И.В., Стрельченко А.Б., Поспелов А.А. Качественные и количественные характеристики внушаемости // Труды Института психологии РАН, т.2. - М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1997.
- С.205-211.
29. Зуева Е. Ю., Ефимов Г. Б. Принцип доминанты Ухтомского как подход к описанию живого: // Препринты ИПМ им. М. В. Келдыша. - 2010. - № 14.
30. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М., 2010.- 320 с.
31. Зелинский С. Манипулирование как алгоритм лидерства. - М.: Altaspera, 2014. - 868 с.
32. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985.
33. Каменская В.Г. Психология взрослости с элементами психофизиологии. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 288 с.
34. Крайг, Г. Психология развития: / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2008. - 992 с.
35. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.¬431 с.
36. Крылов А. А., Аллахвердов В. М. и др. Психология: Учебник - Москва: Проспект, 2017. - 584 с.
37. Кудряшова Л.Д. Психология и оценка личности / Л.Д. Кудряшова. - М.: «ИПК «Коста», 2007. - 208 c.
38. Лабунская В.А. Психология невербального выражения личности / В.А. Лабунская. - М.: Феникс, 2009. - 352 c.
39. Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности / А.Ф. Лазурский. - М.: Алетейя, 2005. - 192 c.
40. Липецкий М.Л. Внушение и мы. — М.: Знание, 1983.
41. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е доп. и перераб. - Л.: Медицина, 1983.
42. Личностный опросник «16 ЛФ» Р. Кеттелла. - Ярославль: Психодиагностика, 1995. + Компьютерное программное обеспечение.
43. Матвеева Е.И. Внушаемость студентов как фактор психологической безопасности личности // Достижения вузовской науки. - 2016. - № 23. - С. 98-102.
44. Мельников В.М. Введение в экспериментальную психологию личности / В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. - М.: Просвещение, 2006. - 320 c.
45. Моисеев С.Е., Красноперова Ю.В. «Манипуляция», «убеждение», «суггестия» - соотношение понятий // Вопросы современной лингвистики и методики обучения иностранным языкам в школе и вузе. Материалы IV Всероссийской научно-методической конференции. - Комсомольск-на- Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2014. - С. 39-45.
46. Моносзон Э.И. Возрастная педагогика: становление и развитие / Э. И. Моносзон // Советская педагогика. - 2017. - № 6. - С. 62-66.
47. Мышляев С.Ю. Гипноз. Руководство для врачей. Нижний Новгород НГМА 1999.
48. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под редакцией А.А. Бодалева / М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОД ЭК, 1995. - 356 с.
49. Немов Р.С. Общая психология. Том 3. Психология личности / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 752 c.
50. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология. - Владивосток: Дальневосточный государственный университет, 2014.
51. Общая психология и психология личности / Под редакцией А.А. Реана. - М.: АСТ, АСТ Москва, Прайм-Еврознак, 2011. - 640 c.
52. Обухова Л. Ф., Детская (возрастная) психология. / Л. Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство. 2016. - 374 с.
53. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. - М., Л.: 1951, т. З, кн. 2. - 483с.
54. Паков М.М. Психологические свойства личности с разным уровнем внушаемости: дисс. ... кандидата психологических наук, рег. № 04201357665. - М., 2013. - 29 с
55. Паков М.М. Психологические свойства личности с разным уровнем внушаемости: автореферат дисс. ... кандидата психологических наук. - М., 2013. - 29 с.
56. Петров Я.И. Особенности взаимосвязей интеллектуальных функций в период ранней взрослости / Я. И. Петров, Е. И. Степанова // Советская педагогика. - 2017. - № 10. - С. 58-67.
57. Платонов К.И. Внушение. - БМЭ. - М., 1956, т.5 - С.754-756.
58. Политическая психология: учебное пособие для вузов / Под общей ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. - М.: Академический проект, 2003. - 858 с. Ховрачев Л.П. Идеи академика И.П. Павлова в развитии теории внушения (обзор) // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. - 1999. - № 1-2. - С. 140-143.
59. Полякова О.Б. Общий психологический практикум. Сборник диагностических процедур. Часть 4. Индивидуально-психологические особенности личности. В 2 томах. Том 1. Темперамент. Характер. Книга 2 / О.Б. Полякова. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. С. 38.
60. Порхачева Л.В., Джус К.Я. Особенности развития личности в период ранней взрослости. Материалы международной научно-практической конференции «Л.И. Божович и современная психология личности» / Л.В. Порхачева, К.Я. Джус / Сборник научных трудов «Л.И. Божович и современная психология личности».
61. Проблемы психологии личности / ред. Е. Шорохова. - М.: Наука, 2006. - 248 c.
62. Проблемы психологии личности: Советско-финский симпозиум. - М.: Наука, 2003. - 246 c.
63. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: в 2т. Т2. - М.: Гуманитарно издательский центр ВЛАДОС, 2002. - 248 с.
64. Психология личности: Учеб. пособие / О.В. Белановская; Научн. ред. Ю.Н. Карандашев, Т.В. Сенько. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2014. - 226 с.
65. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 192 с.
66. Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти / под общей редакцией. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2014. - 656 с.
67. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред.-сост.- Самара, 2001. С.528-530.
68. Реан А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - М.: Прайм-Еврознак, 2008. - 480 c.
69. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А.А. Реан. - М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2017. - 407 с.
70. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 625 с.
71. Свядощ А.Н. Неврозы и их лечение. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: едицина, 1971. - 456 с.
72. Слободяник А.П. Психотерапия, внушение, гипноз. - Киев: Гос. мед. изд-во УССР, 1963.-349с.
73. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основные ступени развития субъектности человека // Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2016. - C. 212-385.
74. Смирнов А.В. Базовые психологические компоненты аддиктивного поведения в структуре интегральной индивидуальности. дисс. доктора психологических наук, рег. № 04201357665. - Екатеринбург., 2015. - 489 с.
75. Смирнов, А.В. Графологическая психодиагностика личности с использованием методики ГАЛС-2005: научное издание. - Екатеринбург: ИРА УТК, 2008. - 266 с.
76. Степанова Е.И. Особенности интеллектуального развития взрослых / Е. И Степанова // Советская педагогика. - 2017. - № 5. - С. 89-94.
77. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. - 450 с.
78. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Флинта, МПСИ, 2009. - 672 c.
79. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности; Питер - Москва, 2009. 107 с.
80. Ховрачев Л.П. Идеи академика И.П. Павлова в развитии теории внушения (обзор) // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. - 1999. - № 1-2. - С. 140-143.
81. Шапарь В.Б. В лабиринтах психологии личности / В.Б. Шапарь. - М.: Феникс, 2004. - 512 c.
82. Шапарь В.Б. Психология манипулирования. Из марионетки в кукловоды / В.Б. Шапарь. - Белгород: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2013. - 39 -42 с.
83. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. - М.: Педагогика, 1973.-426 с.
84. Шварц И.Б. Подготовка педагога к суггестопедической практике // Педагогическое воздействие на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики. - Пермь, 1975. - С. 19-28.
85. Шейнов В.П. Манипулирование и защита от манипуляций. - СПб: Питер, 2014. - 304 с.
86. Щебетенко, А.И. Межуровневые структуры интегральной индивидуальности / А.И. Щебетенко. - М.: Смысл, 2007. - 240 с.
87. Эммонс, Роберт Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Роберт Эммонс. - М.: Смысл, 2004. - 416 c.
88. Эриксон, Г.Э. Детство и общество / Г.Э. Эриксон; пер. с англ. - 2¬е изд., перераб. и доп. - СПб.: Ленато, АСТ, Фонд Университетская книга, 1996. - 592 с.
89. Эриксон, Г.Э. Идентичность: юность и кризис. / Г.Э. Эриксон; пер. с англ.; общ. ред. и предисл. Толстых А.В. - М.: Прогресс, 1996. - 334 с.
90. Юрова И.В. Механизм внушения в контексте социализации // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2007. - Т. 8. - № 2. - С. 48-50.
91. Annet М. The distribution of manual asymmetry // Br. J. psychology. 1972.-V.63.-P.43-358.
92. Barber T.X. Physiological effects of hypnosis. - Psyhol. Bull., 1961, 58, 5. P.390-419.
93. Barber T.X. Toward a therapy of hypnotic behavior: The hypnotically induced dream. - J. nerv. ment. dis., 1962, 135, 3. - P.206-221.
94. Barber Т., Calverley D. Multidimensional analysis of hypnotic behavior.// J. Abnorm. Psychol. - 1969. - 74,2. - P.209-220.
95. Branman M, Gill M.M. Hypnotherapy. - N.Y.: Int. Univers. Press, 1947. -276p.
96. Dixon M., Laurence J. Two hundred years of hypnosis research: Questions resolved? Questions unanswered! In E.Fromm, M. Nash (Eds) Contemporary hypnosis research. N.Y.: Guilford Press, 1992. - P.34-66.
97. Field P., Palmer R. Factor analysis: hypnosis inventory. // - Int. J. Clin. Exp. Hupn.-1969. - 17,1. - P.50-61.
98. Gruenewald D. The psychoanalytic view of hypnosis // Am. J. Clin. Hypnos, 1982, 24. - P. 185-190.
99. Hilgard E.R. Personality and hypnosis: A stady of imaginative involvement. - Chicago: University of Chicago Press, 1970. - 226p.
100. Kubie L.S., Margolin S. The process of hypnotism and the nature of hypnotic state. - Amer. J. Psychiat., march 1944, 100. - P.611-672.
101. Levine J., Kurts R., Lauter J. Hypnosis and its effects on left and right hemisphere activity// Biol. Psychiat, 1984. - Vol. 19, №10. - P.1461-1475.
102. Mac Farland W.L., Morris S.J. Are dysphoric individuals more suggestible or less suggestible than nondysphoric individuals? // Journal of Counseling Psychology № 45, 1998. - P.225-229.
103. Stewart H.A. Comment on the psychodinamics of the hypnotic state. - Int. J. Psycho-anal., 1963. - P.372-374.
104. Suteliffe J.P., Perry C.V., Sheehan P.V. The Relation of some aspects of imagery and fantasy to hypnotizability // Journal of Abnormal Psychology. - 1970. - vol. 76. - P.279-287.