ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснования категории
ценностных ориентаций 11
1.1. Проблема ценностных ориентаций в трудах отечественных и
зарубежных ученых 11
1.2. Ценностные ориентации подростков 22
1.3. Анализ программ и технологий, направленных на формирование
ценностных ориентаций 34
Выводы по главе 1 49
Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций
у обучающихся на основе анализа художественных текстов 51
2.1. Описание этапов выборки и исследования, описание и
обоснование методик 51
2.2. Анализ результатов исследования и интерпретация 63
Выводы по главе 2 77
Заключение 79
Список использованной литературы 82
Приложения 88
Приложение 1 88
Приложение 2 106
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснования категории
ценностных ориентаций 11
1.1. Проблема ценностных ориентаций в трудах отечественных и
зарубежных ученых 11
1.2. Ценностные ориентации подростков 22
1.3. Анализ программ и технологий, направленных на формирование
ценностных ориентаций 34
Выводы по главе 1 49
Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций
у обучающихся на основе анализа художественных текстов 51
2.1. Описание этапов выборки и исследования, описание и
обоснование методик 51
2.2. Анализ результатов исследования и интерпретация 63
Выводы по главе 2 77
Заключение 79
Список использованной литературы 82
Приложения 88
Приложение 1 88
Приложение 2 106
Современное российское общество претерпевает значительные изменения: это связано с социально-экономическими и политическими реформами, со стремительным развитием информационных технологий, противоречивостью и размытостью культурных и социальных ценностей и норм, с упадком духовности и смещением акцента на материальные ценности.
Личность в таких условиях подвергается угрозе нравственной дезориентации и утрате общечеловеческих ценностей. Особенно подверженным сложившейся ситуации оказывается подрастающее поколение, которое, в силу возрастных особенностей, не могут дать адекватной оценки сложившимся реалиям. Особенность подросткового возраста в том, что этот период является наиболее восприимчивым к любому воздействию из вне. По мысли Е.П. Белинской, ценности современного подростка формируются в условиях социальной нестабильности и ценностно-нормативной неопределенности, когда всерьез нарушены свойственные стабильному обществу механизмы передачи ценностей от старшего поколения младшему (Е.П. Белинская, 1997; 2000).
К проблеме становления ценностей у подрастающего поколения активно обращаются многие научные дисциплины: социология, философия, психология, педагогика, поскольку подростковый этап онтогенеза отличает высокая интенсивность процессов социализации-индивидуализации, предопределенный развитием самосознания, с формированием ценностных ориентации, как фундаментального психологического новообразования, обуславливающего образование и развитие других значимых личностных структур личности.
Особая позиция подросткового периода отражена в таких его обозначениях, как «критический», «переходный»: качественные трансформации в самосознании личности подростков, кардинальные физиологические изменения, нестабильность эмоционально-волевой сферы зачастую обуславливают у подростков тревожность, импульсивность, неустойчивые представления о себе, трудности в выявлении и утверждении собственной позиции (Л.С. Выготский, 1984; Л.И. Божович, 1968; И.С. Кон 1989, 1994; А.И. Подольский, 2004; Д.И. Фельдштейн, 1988, 1994, 2002; Б.Д. Эльконин, 1989, 2008; С.Г. и др.). В связи с этим в такие промежутки социокультурных потрясений необходимым становится максимально ответственно подойти к вопросу воспитания и формирования ценностей и ценностных ориентаций у подрастающего поколения.
В современной научной литературе существует значимое количество исследований, посвященных общим закономерностям культурных процессов и связанных с ними особенностей формирования ценностных ориентаций школьников.
Ведущими в разработке теории нравственных ценностей и духовных ориентаций человека являются труды отечественных ученых: К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, Л.С. Выготского, А.Г. Здравомыслова, Д.А. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, В.П. Тугаринова, Ч.А. Шакеевой, Д.Н. Узнадзе, Н.З. Чавчавадзе, Д.Б. Эльконина и других. Общая идея этих исследований заключена в понимании духовно-нравственных ценностей как важнейших регуляторов социально значимого поведения человека.
Особенности нравственного воспитания рассматривались в общетеоретических работах отечественных ученых: Н.И. Болдырева, Б.Т. Лихачева, В.А. Сухомлинского, В.А. Сластенина, К.Д. Ушинского.
Проблемы формирования ценностных ориентаций учащихся на основе явлений художественной культуры представлены исследованиями С.И. Гессена, М.С. Кагана, Ю.А. Лукина. По мысли этих ученых, формирование ценностных ориентаций учащихся на основе анализа явлений художественной культуры видится ими как ценностно-смысловое, где культура личности определяется как своеобразная целостность, заключающая в себе набор свойств, качеств, отношений, представляющий его субъекту возможность успешно развиваться в согласии с миром и с самим собой.
Большой интерес по вопросам исследуемой темы представляют работы зарубежных ученых М. Вебер, К. Клакхон, Г. Оллпорт, К. Роджерс, М. Рокич, Т. Парсонс и др.
Решить проблему формирования личности и становления ценностных ориентаций современного подростка в динамично меняющихся современных реалиях призвано российское образование. Семья, как социальный институт, являясь фундаментом развития личности, выполняет функцию накопления и передачи социального и духовного опыта, но тот факт, что подросток половину своего времени проводит в школе, говорит сам за себя: вопрос о становлении личности ребенка ложится в полной мере и на педагогов. По мысли Макаренко, воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.
Современные требования ФГОС, опубликованного в 1 марта 2012 года, ориентированы на достижение обучающимися «личностного результата», на становление личностных характеристик выпускника, среди которых важно отметить следующие: воспитание российской гражданской идентичности, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование целостного мировоззрения; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
На период до 2025 года в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации приоритетной задачей заявлено: развитие высоконравственной личности, разделяющей традиционные духовные ценности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Учитывая поставленные задачи возникает необходимость изучения путей и педагогических условий повышения эффективности формирования ценностных ориентаций учащихся на основе обучения и воспитания в рамках современных образовательных условий и с учетом современного социокультурного контекста.
В сложившейся ситуации у современного российского образования возникает задача нахождения оптимальных методов, направленных на формирование у учащихся не только прочных знаний, умений и компетенций, но и форм, способов и средств, в рамках учебного процесса, обеспечивающих разностороннее развитие личности ребенка, способного созидать на благо человечества.
Одним из наиболее значимых методов воспитания подрастающего поколения является мировая художественная литература. Искусство слова, представляя собой мышление в художественных образах, порождает в сознании человека понятия, идеи не только о собственно художественной ценности конкретного произведения, но и о ценностях самого автора, микросоциума, общества. Художественный образ, воссоздаваемый писателем, оказывает непосредственное воздействие на читателя, направляя его сознание (волю, интеллект, эмоции, воображение) на осмысление тех или иных духовно-нравственных ценностей, проецируемых автором художественного произведения. Истинный смысл его идей открывается только при вдумчивом, глубоком осмыслении того ценностного ядра, что находится в основе художественного текста. Подлинное искусство, глубоко и полно отражающее действительность во всём многообразии её материального и духовного наследия, воплощает в себе своеобразие и природу человеческого бытия, воспроизводит картину духовной жизни людей прошедших эпох, являя собой источник художественного познания и духовно-нравственной оценки. По мысли Д. С. Лихачева, литература делится с читателем глубочайшим опытом жизни, развивая в нем чувство прекрасного и понимание жизни во всей ее сложности и многообразии, являясь проводником в другие эпохи, к другим народам, раскрывает тайну человеческого сердца. Как один из видов искусства литература, являя собой художественный образ действительности, воплощенный в слове, обращается к вечным этическим и нравственным ценностям, приобщение к которым есть основа духовного развития личности, её творческих начал, обогащения её эстетического опыта в процессе формирования эмоционально-ценностного отношения к миру.
Несмотря на то, что на сегодняшний день в научной литературе существует достаточно обширное количество теоретических и практических работ, посвященных исследованиям ценностных ориентаций и их формированию в процессе онтогенеза, проблема формирования ценностных ориентаций подростков при анализе художественных произведений в рамках образовательного процесса в условиях современного динамического общества требует, на наш взгляд, дополнительного изучения, что и определяет актуальность настоящего исследования.
Цель научного исследования - сформировать ценностные ориентации у обучающихся на основе анализа художественных текстов.
Объект исследования - ценностные ориентации.
Предмет исследования - ценностные ориентации подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования
2. Изучить ценностные ориентации у обучающихся
3. Разработать и апробировать программу формирования ценностных ориентаций у обучающихся на основе анализа художественных текстов
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психолого-педагогическая программа, в основе которой лежит анализ художественных текстов, будет способствовать формированию ценностных ориентаций у обучающихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- принцип социально-исторической обусловленности, представленный в концепции Б.Г. Ананьева, в культурно-исторической теории Л.О. Выготского, А.Н. Леонтьева.
- идеи о соотношении психологического и социального в условиях изменяющегося социокультурного контекста Г.М. Андреевой, А.И. Донцова, И.С. Кона, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и др.;
- исследования особенностей психосоциального развития в подростковом возрасте, изложенные в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.В. Мудрика, К.Н. Поливановой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона и др.;
- концепции смыслообразующей функции ценностей В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.А. Петровского, В.С. Собкина;
- на общенаучном уровне: педагогическая аксиология (Н.А. Асташова, З.И. Равкин, В.А. Сластенин); общая теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин); вопросы нравственного воспитания (И.П. Подласый, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова, К.Д. Ушинский); системный подход (В.П. Кузьмин, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и др.);
- концептуальные подходы отечественных и зарубежных ученых по вопросам художественной культуры, основополагающие положения в области теории ценностей, гуманистических ценностных ориентаций (К.А. Абульханова-Славская, , Д.А. Леонтьев, М. Рокич, К. Роджерс и др.).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики исследования:
1. теоретические (аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный);
2. экспериментально-эмпирические (формирующий эксперимент);
3. психодиагностические: методика изучения личностных ценностей Ш. Шварца; методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой; методика «Ценностные ориентации» Милтона Рокича; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева
4. математико-статистические методы обработки результатов исследования (общая оценка достоверности различий показателей по критерию Вилкоксона). Для количественной обработки эмпирических данных использовались пакеты прикладных программ корпорации IBM SPSS Statistics 24.0, MS Excel ХР 2010.
Научная новизна работы заключается в том, что нами был разработана и апробирована психолого-педагогическая программа, направленная на формирование ценностных ориентаций у обучающихся на основе анализа художественных текстов.
Теоретическая значимость заключается в том, что расширены научные представления о проблеме формирования ценностных ориентаций у современных школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют повысить эффективность формирования ценностных ориентаций у обучающихся при анализе художественных текстов. Материалы исследования могут быть использованы при планировании и подготовке современного школьного урока литературы, практических занятий, а также при составлении тренинговых программ при работе с подростками.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается содержательным анализом выявленных факторов и эмпирических данных, репрезентативностью выборки, применением надежных и валидных диагностических методик исследования, использованием методов математической статистики и личным участием автора в проведении экспериментальной работе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Специально разработанная тренинговая программа будет способствовать формированию ценностных ориентаций.
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст изложен на 80 страницах. Список литературы состоит из 83 источников, из них 7 - на английском языке.
Личность в таких условиях подвергается угрозе нравственной дезориентации и утрате общечеловеческих ценностей. Особенно подверженным сложившейся ситуации оказывается подрастающее поколение, которое, в силу возрастных особенностей, не могут дать адекватной оценки сложившимся реалиям. Особенность подросткового возраста в том, что этот период является наиболее восприимчивым к любому воздействию из вне. По мысли Е.П. Белинской, ценности современного подростка формируются в условиях социальной нестабильности и ценностно-нормативной неопределенности, когда всерьез нарушены свойственные стабильному обществу механизмы передачи ценностей от старшего поколения младшему (Е.П. Белинская, 1997; 2000).
К проблеме становления ценностей у подрастающего поколения активно обращаются многие научные дисциплины: социология, философия, психология, педагогика, поскольку подростковый этап онтогенеза отличает высокая интенсивность процессов социализации-индивидуализации, предопределенный развитием самосознания, с формированием ценностных ориентации, как фундаментального психологического новообразования, обуславливающего образование и развитие других значимых личностных структур личности.
Особая позиция подросткового периода отражена в таких его обозначениях, как «критический», «переходный»: качественные трансформации в самосознании личности подростков, кардинальные физиологические изменения, нестабильность эмоционально-волевой сферы зачастую обуславливают у подростков тревожность, импульсивность, неустойчивые представления о себе, трудности в выявлении и утверждении собственной позиции (Л.С. Выготский, 1984; Л.И. Божович, 1968; И.С. Кон 1989, 1994; А.И. Подольский, 2004; Д.И. Фельдштейн, 1988, 1994, 2002; Б.Д. Эльконин, 1989, 2008; С.Г. и др.). В связи с этим в такие промежутки социокультурных потрясений необходимым становится максимально ответственно подойти к вопросу воспитания и формирования ценностей и ценностных ориентаций у подрастающего поколения.
В современной научной литературе существует значимое количество исследований, посвященных общим закономерностям культурных процессов и связанных с ними особенностей формирования ценностных ориентаций школьников.
Ведущими в разработке теории нравственных ценностей и духовных ориентаций человека являются труды отечественных ученых: К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, Л.С. Выготского, А.Г. Здравомыслова, Д.А. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, В.П. Тугаринова, Ч.А. Шакеевой, Д.Н. Узнадзе, Н.З. Чавчавадзе, Д.Б. Эльконина и других. Общая идея этих исследований заключена в понимании духовно-нравственных ценностей как важнейших регуляторов социально значимого поведения человека.
Особенности нравственного воспитания рассматривались в общетеоретических работах отечественных ученых: Н.И. Болдырева, Б.Т. Лихачева, В.А. Сухомлинского, В.А. Сластенина, К.Д. Ушинского.
Проблемы формирования ценностных ориентаций учащихся на основе явлений художественной культуры представлены исследованиями С.И. Гессена, М.С. Кагана, Ю.А. Лукина. По мысли этих ученых, формирование ценностных ориентаций учащихся на основе анализа явлений художественной культуры видится ими как ценностно-смысловое, где культура личности определяется как своеобразная целостность, заключающая в себе набор свойств, качеств, отношений, представляющий его субъекту возможность успешно развиваться в согласии с миром и с самим собой.
Большой интерес по вопросам исследуемой темы представляют работы зарубежных ученых М. Вебер, К. Клакхон, Г. Оллпорт, К. Роджерс, М. Рокич, Т. Парсонс и др.
Решить проблему формирования личности и становления ценностных ориентаций современного подростка в динамично меняющихся современных реалиях призвано российское образование. Семья, как социальный институт, являясь фундаментом развития личности, выполняет функцию накопления и передачи социального и духовного опыта, но тот факт, что подросток половину своего времени проводит в школе, говорит сам за себя: вопрос о становлении личности ребенка ложится в полной мере и на педагогов. По мысли Макаренко, воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.
Современные требования ФГОС, опубликованного в 1 марта 2012 года, ориентированы на достижение обучающимися «личностного результата», на становление личностных характеристик выпускника, среди которых важно отметить следующие: воспитание российской гражданской идентичности, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование целостного мировоззрения; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
На период до 2025 года в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации приоритетной задачей заявлено: развитие высоконравственной личности, разделяющей традиционные духовные ценности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Учитывая поставленные задачи возникает необходимость изучения путей и педагогических условий повышения эффективности формирования ценностных ориентаций учащихся на основе обучения и воспитания в рамках современных образовательных условий и с учетом современного социокультурного контекста.
В сложившейся ситуации у современного российского образования возникает задача нахождения оптимальных методов, направленных на формирование у учащихся не только прочных знаний, умений и компетенций, но и форм, способов и средств, в рамках учебного процесса, обеспечивающих разностороннее развитие личности ребенка, способного созидать на благо человечества.
Одним из наиболее значимых методов воспитания подрастающего поколения является мировая художественная литература. Искусство слова, представляя собой мышление в художественных образах, порождает в сознании человека понятия, идеи не только о собственно художественной ценности конкретного произведения, но и о ценностях самого автора, микросоциума, общества. Художественный образ, воссоздаваемый писателем, оказывает непосредственное воздействие на читателя, направляя его сознание (волю, интеллект, эмоции, воображение) на осмысление тех или иных духовно-нравственных ценностей, проецируемых автором художественного произведения. Истинный смысл его идей открывается только при вдумчивом, глубоком осмыслении того ценностного ядра, что находится в основе художественного текста. Подлинное искусство, глубоко и полно отражающее действительность во всём многообразии её материального и духовного наследия, воплощает в себе своеобразие и природу человеческого бытия, воспроизводит картину духовной жизни людей прошедших эпох, являя собой источник художественного познания и духовно-нравственной оценки. По мысли Д. С. Лихачева, литература делится с читателем глубочайшим опытом жизни, развивая в нем чувство прекрасного и понимание жизни во всей ее сложности и многообразии, являясь проводником в другие эпохи, к другим народам, раскрывает тайну человеческого сердца. Как один из видов искусства литература, являя собой художественный образ действительности, воплощенный в слове, обращается к вечным этическим и нравственным ценностям, приобщение к которым есть основа духовного развития личности, её творческих начал, обогащения её эстетического опыта в процессе формирования эмоционально-ценностного отношения к миру.
Несмотря на то, что на сегодняшний день в научной литературе существует достаточно обширное количество теоретических и практических работ, посвященных исследованиям ценностных ориентаций и их формированию в процессе онтогенеза, проблема формирования ценностных ориентаций подростков при анализе художественных произведений в рамках образовательного процесса в условиях современного динамического общества требует, на наш взгляд, дополнительного изучения, что и определяет актуальность настоящего исследования.
Цель научного исследования - сформировать ценностные ориентации у обучающихся на основе анализа художественных текстов.
Объект исследования - ценностные ориентации.
Предмет исследования - ценностные ориентации подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования
2. Изучить ценностные ориентации у обучающихся
3. Разработать и апробировать программу формирования ценностных ориентаций у обучающихся на основе анализа художественных текстов
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психолого-педагогическая программа, в основе которой лежит анализ художественных текстов, будет способствовать формированию ценностных ориентаций у обучающихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- принцип социально-исторической обусловленности, представленный в концепции Б.Г. Ананьева, в культурно-исторической теории Л.О. Выготского, А.Н. Леонтьева.
- идеи о соотношении психологического и социального в условиях изменяющегося социокультурного контекста Г.М. Андреевой, А.И. Донцова, И.С. Кона, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и др.;
- исследования особенностей психосоциального развития в подростковом возрасте, изложенные в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.В. Мудрика, К.Н. Поливановой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона и др.;
- концепции смыслообразующей функции ценностей В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.А. Петровского, В.С. Собкина;
- на общенаучном уровне: педагогическая аксиология (Н.А. Асташова, З.И. Равкин, В.А. Сластенин); общая теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин); вопросы нравственного воспитания (И.П. Подласый, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова, К.Д. Ушинский); системный подход (В.П. Кузьмин, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и др.);
- концептуальные подходы отечественных и зарубежных ученых по вопросам художественной культуры, основополагающие положения в области теории ценностей, гуманистических ценностных ориентаций (К.А. Абульханова-Славская, , Д.А. Леонтьев, М. Рокич, К. Роджерс и др.).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики исследования:
1. теоретические (аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный);
2. экспериментально-эмпирические (формирующий эксперимент);
3. психодиагностические: методика изучения личностных ценностей Ш. Шварца; методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой; методика «Ценностные ориентации» Милтона Рокича; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева
4. математико-статистические методы обработки результатов исследования (общая оценка достоверности различий показателей по критерию Вилкоксона). Для количественной обработки эмпирических данных использовались пакеты прикладных программ корпорации IBM SPSS Statistics 24.0, MS Excel ХР 2010.
Научная новизна работы заключается в том, что нами был разработана и апробирована психолого-педагогическая программа, направленная на формирование ценностных ориентаций у обучающихся на основе анализа художественных текстов.
Теоретическая значимость заключается в том, что расширены научные представления о проблеме формирования ценностных ориентаций у современных школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют повысить эффективность формирования ценностных ориентаций у обучающихся при анализе художественных текстов. Материалы исследования могут быть использованы при планировании и подготовке современного школьного урока литературы, практических занятий, а также при составлении тренинговых программ при работе с подростками.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается содержательным анализом выявленных факторов и эмпирических данных, репрезентативностью выборки, применением надежных и валидных диагностических методик исследования, использованием методов математической статистики и личным участием автора в проведении экспериментальной работе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Специально разработанная тренинговая программа будет способствовать формированию ценностных ориентаций.
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст изложен на 80 страницах. Список литературы состоит из 83 источников, из них 7 - на английском языке.
Ускорение социальной динамики, размытость культурных и социальных ценностей, социально-экономические реформы - условия, в которых личность подвергается угрозе нравственной дезориентации. Особенно подверженным этим процессам оказывается подрастающее поколение, которое в силу возраста не могут дать адекватной оценки сложившимся реалиям.
Идеальные образцы и ценности современной социокультурной реальности определяют направленность и содержание ценностных предпочтений подростков, а также являются неким общепринятым нравственным критерием поведения в различных жизненных ситуациях.
Институт образования как один из основных институтов социализации призвано выполнить, наряду с семьей, функцию передачи социального и духовного опыта подрастающему поколению. Особенно актуальным это стало после новых задач, поставленным ФГОС. Воспитание целостной гармоничной личности- приоритет российского образования.
Являясь базовой учебной дисциплиной, литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Специфика школьного курса литературы, определяясь сущностью литературы как феномена культуры, ориентирована на эмоциональное, интеллектуальное и эстетическое развитие ученика, на формирование его миропонимания и национального самосознания.
Таким образом, для решения задачи о целостной и гармоничной личности выпускника нами был выбран метод тренинговой работы в условиях учебного процесса, который позволяет развивать не только коммуникативные навыки, но является средством развития рефлексии и самосознания, на основе которых происходит становление и формирование ценностной сферы личности учащихся.
Основной целью программы выступало формирование ценностных ориентаций на основе анализа художественного текста с помощью тренинговой программы. Экспериментальное исследование формирования ценностных ориентаций проводилось в два этапа: поисково-подготовительный и опытно- экспериментальный. Каждый из этапов отражал цель, задачи и содержание, направленные на решение выдвинутой гипотезы.
В качестве средства оценки качества тренинговой работы с учащимися выступила диагностическая работа «до» и «после» проведения интервенции.
На основании проведенного сравнительного анализа средних значений по критерию Вилкоксона для зависимых выборок в контрольной группе после проведения тренинговой программы были выявлены статистически значимые изменения по трем параметрам.
Анализ результатов проведенных методик показал, что участники экспериментальной группы стали больше ориентированы на развитии собственных личностных качеств, корректного поведения в обществе, возросла вовлеченность в образовательный процесс, учащихся интереса к литературе, что отмечалось и во время проведении занятий, учащиеся стали более осознанны, стали вдумчивее относится к происходящим событиям. Учащиеся понимают и принимают общепринятые паттерны поведения, способность быть частью общества, осознают свои границы и границы другого человека, понимают механизмы и принципы, на которых строятся коммуникации между людьми.
При учете в статистической оценке проведенного психолого-педагогического эксперимента не только средних значений, но и выбросов крайних значений оцениваемых параметров, мы также наблюдаем статистически значимые различия
Статистические различия по этим позициям так же свидетельствуют об увеличении уровня осознанности, начала становления взрослой позиции, более глубоком уровне рефлексии и развитию самосознания. Это свидетельствует, что на определенной части учащихся воздействие тренинговой программы оказалось более эффективным, что связано с личностными особенностями подростка.
В результате проведения треннинговой программы были выявлены динамические изменения в экспериментальной группе. Изменения, зафиксированные в экспериментальной группе, подтверждают нашей гипотезе: что психолого-педагогическая программа, в основе которой лежит анализ художественных текстов, будет способствовать формированию ценностных ориентаций у обучающихся.
Идеальные образцы и ценности современной социокультурной реальности определяют направленность и содержание ценностных предпочтений подростков, а также являются неким общепринятым нравственным критерием поведения в различных жизненных ситуациях.
Институт образования как один из основных институтов социализации призвано выполнить, наряду с семьей, функцию передачи социального и духовного опыта подрастающему поколению. Особенно актуальным это стало после новых задач, поставленным ФГОС. Воспитание целостной гармоничной личности- приоритет российского образования.
Являясь базовой учебной дисциплиной, литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Специфика школьного курса литературы, определяясь сущностью литературы как феномена культуры, ориентирована на эмоциональное, интеллектуальное и эстетическое развитие ученика, на формирование его миропонимания и национального самосознания.
Таким образом, для решения задачи о целостной и гармоничной личности выпускника нами был выбран метод тренинговой работы в условиях учебного процесса, который позволяет развивать не только коммуникативные навыки, но является средством развития рефлексии и самосознания, на основе которых происходит становление и формирование ценностной сферы личности учащихся.
Основной целью программы выступало формирование ценностных ориентаций на основе анализа художественного текста с помощью тренинговой программы. Экспериментальное исследование формирования ценностных ориентаций проводилось в два этапа: поисково-подготовительный и опытно- экспериментальный. Каждый из этапов отражал цель, задачи и содержание, направленные на решение выдвинутой гипотезы.
В качестве средства оценки качества тренинговой работы с учащимися выступила диагностическая работа «до» и «после» проведения интервенции.
На основании проведенного сравнительного анализа средних значений по критерию Вилкоксона для зависимых выборок в контрольной группе после проведения тренинговой программы были выявлены статистически значимые изменения по трем параметрам.
Анализ результатов проведенных методик показал, что участники экспериментальной группы стали больше ориентированы на развитии собственных личностных качеств, корректного поведения в обществе, возросла вовлеченность в образовательный процесс, учащихся интереса к литературе, что отмечалось и во время проведении занятий, учащиеся стали более осознанны, стали вдумчивее относится к происходящим событиям. Учащиеся понимают и принимают общепринятые паттерны поведения, способность быть частью общества, осознают свои границы и границы другого человека, понимают механизмы и принципы, на которых строятся коммуникации между людьми.
При учете в статистической оценке проведенного психолого-педагогического эксперимента не только средних значений, но и выбросов крайних значений оцениваемых параметров, мы также наблюдаем статистически значимые различия
Статистические различия по этим позициям так же свидетельствуют об увеличении уровня осознанности, начала становления взрослой позиции, более глубоком уровне рефлексии и развитию самосознания. Это свидетельствует, что на определенной части учащихся воздействие тренинговой программы оказалось более эффективным, что связано с личностными особенностями подростка.
В результате проведения треннинговой программы были выявлены динамические изменения в экспериментальной группе. Изменения, зафиксированные в экспериментальной группе, подтверждают нашей гипотезе: что психолого-педагогическая программа, в основе которой лежит анализ художественных текстов, будет способствовать формированию ценностных ориентаций у обучающихся.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА
«НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у младших школьников ценностного отношения
к народным традициям посредством использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - Формирование морально-ценностных ориентаций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование ценностно-смысловых установок обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование профессиональных карьерных ориентаций у обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Использование художественных видеофильмов как средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Формирование ценностного отношения к прекрасному у младшего школьника во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ГИМНАЗИЙ С ГУМАНИТАРНЫМ ПРОФИЛЕМ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОМУ ДИСКУРСУ НА ОСНОВЕ МЕДИА РЕСУРСОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ПРАЗДНИКОВ
НАРОДНОГО КАЛЕНДАРЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018



