Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика обучения чтению в аспекте преподавания русского языка как иностранного

Работа №96736

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы методики обучения чтению 6
1.1. Основные положения методики обучения русскому языку как
иностранному 6
1.2. Методика обучения чтению 17
Глава II. Анализ учебников по чтению в аспекте преподавания русского языка как иностранного 28
2.1. Цели и задачи анализа 28
2.2. Характеристика учебников 30
III. Материалы для работы над чтением 41
3.1. Методика обучения изучающему чтению 41
3.2. Материалы для работы над чтением 44
Заключение 102
Список используемой литературы 106

Изучение методики преподавания русского языка как иностранного становится важным условием и составной частью подготовки студентов российских педагогических вузов к их будущей профессиональной деятельности.
Процесс чтения является одной из весомых составляющих методики преподавания русского языка как иностранного. Чтение является и целью, и средством обучения. В качестве цели чтение формирует, развивает и совершенствует умения извлекать информацию из текста. В качестве средства - это выполнение разнообразных упражнений, то есть посредствам чтения текста и выполнения заданий, формируются навыки вдумчивого и осознанного чтения.
Актуальность исследования состоит в том, что в последнее время специалистами всё чаще осознается потребность в эффективных методиках обучения чтению на русском языке как иностранном, которые позволят лучше усваивать материал в целом и помогут оптимизировать учебный процесс. Также существует проблема отсутствия материалов для чтения, которые бы в полной мере соответствовали требованиям государственного стандарта уровня владения РКИ, отвечали бы принципам культуроцентричности и актуальности.
Цель работы - выявление методов и приемов, оптимизирующих процесс овладения чтением иностранных студентов, методик, которые позволят более эффективно повлиять на овладение чтением иностранных учащихся в аспекте преподавания русского языка как иностранного и разработка сборника текстов для домашнего и аудиторного чтения.
Объект исследования - процесс овладения навыками чтения иностранных студентов, изучающих русский язык в высших учебных заведениях.
Предмет исследования: методики обучения чтению в аспекте преподавания русского языка как иностранного, способствующие оптимизации процесса обучения и овладения чтением иностранных студентов, изучающих русский язык.
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность применения выявленных методик улучшает овладение навыками чтения и усвоение материала в целом по русскому языку как иностранному.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты преподавания русского языка как иностранного.
2. Провести теоретический анализ существующих методик обучения чтению, показать их современное состояние в теории и практике образования.
3. Определить содержание, структуру, функции и критерии эффективности методики обучения чтению в аспекте преподавания русского языка как иностранного.
4. Провести анализ современных учебных пособий по русскому языку как иностранному.
5. На основе анализа проведенной работы выработать систему (программы, способы, формы), необходимую для овладения чтением на русском языке иностранным учащимся в процессе образования.
6. Разработать сборник текстов для домашнего и аудиторного чтения.
С точки зрения теоретической значимости проведенное исследование пополняет арсенал теоретико-методических разработок систем упражнений для обучения чтению, которые позволяют сделать процесс овладения навыками чтения в аспекте изучения русского языка как иностранного более эффективным.
Практическая значимость обусловлена тем, что разработанная система упражнений и сборник текстов для овладения чтением на русском языке иностранными студентами может быть использована в практике преподавания русского языка как иностранного.
Методы исследования включает системный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-методическое прогнозирование. Это изучение литературы, документов, материалов на электронных носителях и других источников как средств, содержащих факты, характеризующие историю, развитие и современное состояние методик обучения чтению в аспекте преподавания русского языка как иностранного.
Предлагаемая работа построена на основе исследований, проведенных отечественными авторами, такими как Т.М. Балыхина, М.П. Чеснокова, Н.Л. Федотова, С.И. Лебединский, Л.С. Крючкова, Я.Л. Березовская, О.И. Шарафутдинова и другими.
Цель и задачи исследования определили его содержание и структуру. Данная работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена обсуждению общих вопросов методики преподавания РКИ, включающих характеристику основных понятий, общедидактических, педагогических, психологических, лингвистических, социолингвистических и лингвокультурологических основ обучения неродному языку; структуре и содержанию методик обучения чтению на русском язык как иностранном, синтезирующим традиционные и альтернативные подходы, основанных на методах обучения неродным языкам в учебном процессе. Во второй главе проведен анализ современных учебных пособий по обучению чтению на примере четырех пользующихся спросом учебников. В третьей главе работы на основе анализа эффективности методов и способов преподавания чтения, разрабатывается и детально описывается эффективная методика обучения изучающему чтению на русском языке как иностранном, а также показывается практическое использование разработанной методики на примере сборника текстов и комплекса упражнений к ним. В заключении описаны выполненные в ходе работы задачи, сформулированы основные выводы по проведенному исследованию, подчеркнуты особенности преподавания иностранного языка в современных условиях и намечены перспективы дальнейшей работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В нашей диссертационной работе были подробно и поэтапно рассмотрены и изучены методики обучения чтению в аспекте преподавания русского языка как иностранного.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированной во введении данной работы мы решили следующие задачи исследования:
1. Рассмотрели теоретические аспекты преподавания русского языка как иностранного: основные положения методики, речевую деятельность, ее виды.
2. Провели теоретический анализ существующих методик обучения чтению, оценили их современное состояние в теории и практике образования.
3. Определили содержание, структуру, функции и критерии эффективности методов обучения чтению в аспекте преподавания русского языка как иностранного.
4. Провели анализ современных учебных пособий по русскому языку как иностранному на основе четырех пользующихся спросом изданий популярных авторов, чтобы определить наличие/отсутствие и достаточное/недостаточное количество необходимых ресурсов для обучения чтению в аспекте преподавания иностранного языка. Выявленные результаты изложили в выводах.
5. На основе анализа проведенной работы выработали систему, необходимую для эффективного овладения чтением на русском языке иностранным учащимся в процессе образования.
6. Подвели итоги по результатам всех этапов работы и с учетом всех анализируемых признаков.
Проведенное исследование показало, что эффективная методика обучения чтению должна обладать следующими признаками:
• Содержать комплекс упражнений, включающих предтекстовые, притекстовые и послетекстовые упражнения с выходом в письменную и устную речь.
• Включать комплекс упражнений на изучающее чтение: на прогнозирование, осознание и осмысление информации прочитанного текста, а также задания на усвоение лексико-грамматического материала.
• Учебный материал для чтения должен подбираться с учетом возрастных особенностей, уровня образования, уровня владения иностранным языком. Тексты должны отвечать познавательным, образовательным и воспитательным интересам учащихся, сообщать культурные сведения о стране изучаемого языка, прививать любовь к чтению как приятному и полезному времяпровождению. Рекомендуется брать небольшие по объему тексты или разбивать текст на законченные по смыслу фрагменты для лучшего усвоения информации. Если текст переводной или дается в качестве домашнего задания, то он не должен содержать сложных грамматических, синтаксических конструкций, незнакомые или малоупотребительные слова и выражения предлагается обсуждать с преподавателем.
Особую роль в процессе обучения занимает квалификация и опыт преподавателя. Задача педагога грамотно организовать учебный процесс, наладить взаимоотношения с обучающимися, учитывая их личностные и культурные особенности. Весомое преимущество будет иметь преподаватель, который знаком с основными особенностями фонетической и грамматической структуры родного языка студента, и который учитывает их в процессе обучения, а также устраняет трудности, возникающих в результате интерференции и проявляющихся в понимании структурных и системных особенностей изучаемого языка. Любая методика будет работать более эффективно, если ее будет применять подготовленный и заинтересованный специалист.
Становление современного общества тоже оказывает значительное влияние на формирование эффективных способов обучения иностранному языку. Тенденции современного мира ориентированы на развитие информационных технологий, внедрение инноваций и усовершенствования различного рода процессов. Эти процессы научились подстраиваться под постоянно меняющиеся потребности человечества: они становятся более удобными, более универсальными, более гибкими. Вместе с другими направлениями деятельности, изменяется и педагогическая деятельность. Методики обучения постоянно пополняются новыми деталями, уточняются новыми нюансами. Благодаря этому в арсенале преподавателя имеются разнообразные инструменты для решения поставленных задач, а у студента многообразие возможностей для успешного прохождения обучения и получения эффективных результатов. Например, можно отметить использование компьютерных технологий и развитие всемирной сети в настоящее время. Современные технологии облегчают для преподавателя и студента поиск и пополнение ресурсов: учебного материала, источников литературы и другое. В частности, для обучения чтению участники учебного процесса обязательно обращаются к методическим рекомендациям и учебным пособиям. И тут у нас есть выбор: взять книгу в библиотеке или магазине или получить ее электронную версию посредствам интернета. Безусловно, традиционный вариант печатной книги более привычен, удобен и полезен для многих людей, но электронные учебники сейчас имеют много плюсов, что делает их более привлекательными и притягивает на их сторону все больше поклонников. Электронные учебники более доступны: есть много бесплатных ресурсов в интернете, где можно найти почти любую интересующую книгу и загрузить на свой компьютер ее печатную версию. Сейчас почти у каждого человека есть гаджеты: компьютеры, смартфоны, электронные записные блокноты, в которых можно хранить большое количество информации, благодаря чему у студента в любой момент времени есть возможность обратиться к собственноручно созданной электронной библиотеке, а также отпадает потребность носить тяжелые учебники с собой. Вот такие изменения приносит век информационных технологий, который продолжает свое развитие и по сей день, и несет будущие перемены, к которым современное поколение должно быть готово.
В заключение скажем, что гипотеза исследования подтвердилась. Применение разработанной нами методики привело к более легкому восприятию новой информации, к лучшему усвоению учебного материала и к более эффективному процессу овладения навыками чтения обучающихся на уроке русского языка как иностранного.



1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1984. — С. 384.
2. Акишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного. - М.: Русский язык. Курсы, 2005. - 256 с.
3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. - 13-е изд., стер. - М.: Русский язык - Медиа,
2005. - 568, [8] с.
4. Аникина М. Н. В Россию с любовью. Начинаем изучать русский. Учебное пособие по русскому языку. - М.: Дрофа, 2014. - 142 с.
5. Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А. Дорога в Россию: учебник русского языка (элементарный уровень). - М.: ЦМО МГУ им. Ломоносова; СПб.: Златоуст, 2013. - 344 с.
6. Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А. Дорога в Россию: учебник русского языка (базовый уровень). - М.: ЦМО МГУ им. Ломоносова; СПб.: Златоуст, 2011. - 256 с.
7. Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А. Дорога в Россию: учебник русского языка (первый уровень): в 2 т. - М.: ЦМО МГУ им. Ломоносова; СПб.: Златоуст, 2012 . - 200 с. / 184 с.
8. Аркадьева Э. В., Горбаневская Г. В., Кирсанова Н. Д. Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка: В 2 ч. - М.: Флинта. - 2001 - 2006.
9. Афанасьева Н.А. Палитра стилей: учебное пособие по стилистике русского языка для иностранцев. - СПб.: Златоуст, 2012. - 116 с.
10. Афанасьева Н.А. и др. Русское слово. Учебный комплекс по русскому языку для иностранцев. Элементарный уровень. - М.: Академия,
2006. - 184 с.
11. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.- С.
12. Барсукова-Сергеева О.М. Читая сказки...: учеб. пособие/ - М.: Флинта: Наука, 2009, - 200 с. - (Русский язык как иностранный).
13. Березовская Я. Л., Шарафутдинова О. И. Русский язык как иностранный: Чтение: учебное пособие. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. - 135 с.
14. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной, 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
15. Василенко Е.И. и др. Виды русского глагола. М, 1986.
16. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 445, [3] с.
17. Вишняков С.А. Русский язык как иностранный: Учеб. пособие / С.А.Вишняков. - 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 128 с.
18. Власова Н. С. Методика преподавания РКИ детям. Учебник для преподавателей русского языка в нерусскоязычной среде. - GUTENBERG, Хайфа, 2010. - 192 с.
19. Власова Н. С. Русский язык как иностранный. Малышам (для дошкольников и младших школьников). Учебник для детей русскоязычных эмигрантов. Типография Гутенберг, 2004 - 2011. - 163 с.
20. Власова Н. С. Русский язык как иностранный. Базовый курс - 1(с поурочным словарем на английском и немецком языках). Учебник для детей русскоязычных эмигрантов. Типография Гутенберг, 2007, 2009. - 204 с.
21. Власова Н. С., Бельская Л. Л. Русский язык как иностранный. Базовый курс - 2. Учебник для школьников, живущих в нерусскоязычном окружении. Типография Гутенберг, 2008- 2009. - 132 с.
22. Власова Н. С., Бельская Л. Л. Русский язык как иностранный.
Продвинутый курс - 1. Учебник для школьников, живущих в
нерусскоязычном окружении. Типография Гутенберг, 2006-9. - 163 с.
23. Власова Н. С. Стереотипы при обучении или новая методика? http://www.russianwomenmagazine.com/russian/books/medhod.htm
24. Власова Н. С. Одиннадцать мифов о преподавании русского языка детям. http://www.russianwomenmagazine.com/russian/books/myths.htm
25. Глазкова М.М., Патракеева Е.Б., Серебренникова Н.Г. Домашнее чтение: учебное пособие. -Тамбов, 2009. -92 с.
26. Глазунова О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Морфология. СПб, 2000.
27. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль; Под ред. В.П. Бутромеев. - М.: Олма Медиа Гр., 2013. - 448 с.
28. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание / В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2015. - 896 с.
29. Егорова А.Ф. Трудные случаи русской грамматики: сборник упражнений по РКИ. - СПб: Златоуст, 2008. - 100 с.
30. Загребельная М. Мой русский друг: начальный курс русского языка с иллюстрациями: учебник + CD. - СПб.: Златоуст, 2011. - 144 с.
31. Игнатова И.Б., Андреева С.М., Мордас С.Б. Практическая грамматика для иностранных студентов. - СПб - Белгород, 2006. - 184 с.
32. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 1986. 103 с.
33. Кирш П.К., Крылова Н.Г., Мельникова Л.В. Русская речь интенсивно. М, 1981.
34. Крючкова Л.С, Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. Учебное пособие для начинающего преподавателя, для студентов-филологов и лингвистов, специализирующихся по РКИ. Флинта: Наука, 2009, 480 с. - (Русский как иностранный).
35. Кумбашева Ю.А. "Человек в современном мире: учебное пособие по разговорной практике" из серии "Русский язык как иностранный", 2011 г., 197 стр.
36. Костина И.С. Перспектива. Фонетический курс. Пособие для иностранных слушателей краткосрочных курсов русского языка. - СПб: «Златоуст», 1999. - 80 с. 8.
37. Кривоносов А.Д., Редькина Т.Ю. Знаю и люблю русские глаголы: Пособие для курсов русского языка. - 4-е изд. - СПб: «Златоуст», 2000. - 88с.
38. Кузьмич И.П. «Устные рассказы»: Учеб. пособие / И.П.Кузьмич. - М.: Флинта: Наука, 2000. - 88 с.
39. Лебединский С.И., Гербик Л.Ф. Методика преподавания русского языка как иностранного. Учебное пособие. Мн., 2011. - 309 с. (эл-ая версия).
40. Миллер Л.В., Политова Л.В., Рыбакова И.Я. Жили-были ... 28 уроков русского языка для начинающих. Учебник. - 20-е изд. - СПб.: «Златоуст», 2000. - 152 с.
41. Муравьева Л.С. Глаголы движения в русском языке (для говорящих на английском языке). - 7-е изд., исправл. М.: Рус. яз., 2000. - 238 с.
42. Милованова И.С. Фонетические игры и упражнения: Начальный этап обучения / И.С.Милованова. - М.: Флинта: Наука, 2000. - 160 с.
43. Новикова Н.С. Глагол в тексте (по рассказам А.Чехова и А.Аверченко): Параллельные переводы; Задания. Упражнения. Ключи / Н.С.Новикова, О.М.Щербакова. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 224 с.
44. Новикова Н.С. Русский язык как иностранный. Н.С.Новикова, О.М.Щербакова. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 368 с.
45. Овсиенко Ю.Г. Учебник русского языка. М.: Рус. яз. Курсы, 2008. - 472 с. (15-е изд.)
46. Одинцова И.В. Он и Она: Пособие по развитию навыков чтения устной речи/ И.В.Одинцова. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 160 с.
47. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1999.- 944 с.
48. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. -М. 1987.
49. Пассов Е. И. Русское слово в методике. - СПб.: МИРС, 2008. - 60 с.
50. Пассов Е. И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем. - СПб.: Златоуст, 2009. - 124 с.
51. Розанова С. П. Преподавателям РКИ: Сто сорок семь полезных советов. Учебно-методическое пособие. - М.: Наука, Флинта, 2015. - 240 с.
52. Розенталь Д.Э. Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка.
- 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 832 с.
53. Федотова Н.Л. Методика преподавания русского языка как иностранного. Практический курс. «Златоуст» (издание, лицензионные права), 2013.
54. Федотова Н. Л. Методика преподавания русского языка как иностранного. Задачник к практическому курсу. - СПб.: Златоуст, 2013. - 200 с.
55. Чеснокова М.П. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие. - 2 изд., перераб. - М.: МАДИ, 2015. - 132 с.
56. Хавронина С.А., Широченская А.И. Русский язык в упражнениях. М, 2000.
57. Хавронина С.А., Харламова Л.А. Русский язык. Лексико-грамматический курс. Начальный этап. М., 1998.
58. Шелякин М.А. Справочник по русской грамматике. М., 2003.
59. Шкапенко Т., Хюбнер Ф. Русский «тусовочный» как иностранный.
- Калининград, 2003. - 200 с.
60. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. - М.: Высшая школа, 2010. - 334 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ