Методика обучения чтению в аспекте преподавания русского языка как иностранного
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы методики обучения чтению 6
1.1. Основные положения методики обучения русскому языку как
иностранному 6
1.2. Методика обучения чтению 17
Глава II. Анализ учебников по чтению в аспекте преподавания русского языка как иностранного 28
2.1. Цели и задачи анализа 28
2.2. Характеристика учебников 30
III. Материалы для работы над чтением 41
3.1. Методика обучения изучающему чтению 41
3.2. Материалы для работы над чтением 44
Заключение 102
Список используемой литературы 106
Глава I. Теоретические основы методики обучения чтению 6
1.1. Основные положения методики обучения русскому языку как
иностранному 6
1.2. Методика обучения чтению 17
Глава II. Анализ учебников по чтению в аспекте преподавания русского языка как иностранного 28
2.1. Цели и задачи анализа 28
2.2. Характеристика учебников 30
III. Материалы для работы над чтением 41
3.1. Методика обучения изучающему чтению 41
3.2. Материалы для работы над чтением 44
Заключение 102
Список используемой литературы 106
Изучение методики преподавания русского языка как иностранного становится важным условием и составной частью подготовки студентов российских педагогических вузов к их будущей профессиональной деятельности.
Процесс чтения является одной из весомых составляющих методики преподавания русского языка как иностранного. Чтение является и целью, и средством обучения. В качестве цели чтение формирует, развивает и совершенствует умения извлекать информацию из текста. В качестве средства - это выполнение разнообразных упражнений, то есть посредствам чтения текста и выполнения заданий, формируются навыки вдумчивого и осознанного чтения.
Актуальность исследования состоит в том, что в последнее время специалистами всё чаще осознается потребность в эффективных методиках обучения чтению на русском языке как иностранном, которые позволят лучше усваивать материал в целом и помогут оптимизировать учебный процесс. Также существует проблема отсутствия материалов для чтения, которые бы в полной мере соответствовали требованиям государственного стандарта уровня владения РКИ, отвечали бы принципам культуроцентричности и актуальности.
Цель работы - выявление методов и приемов, оптимизирующих процесс овладения чтением иностранных студентов, методик, которые позволят более эффективно повлиять на овладение чтением иностранных учащихся в аспекте преподавания русского языка как иностранного и разработка сборника текстов для домашнего и аудиторного чтения.
Объект исследования - процесс овладения навыками чтения иностранных студентов, изучающих русский язык в высших учебных заведениях.
Предмет исследования: методики обучения чтению в аспекте преподавания русского языка как иностранного, способствующие оптимизации процесса обучения и овладения чтением иностранных студентов, изучающих русский язык.
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность применения выявленных методик улучшает овладение навыками чтения и усвоение материала в целом по русскому языку как иностранному.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты преподавания русского языка как иностранного.
2. Провести теоретический анализ существующих методик обучения чтению, показать их современное состояние в теории и практике образования.
3. Определить содержание, структуру, функции и критерии эффективности методики обучения чтению в аспекте преподавания русского языка как иностранного.
4. Провести анализ современных учебных пособий по русскому языку как иностранному.
5. На основе анализа проведенной работы выработать систему (программы, способы, формы), необходимую для овладения чтением на русском языке иностранным учащимся в процессе образования.
6. Разработать сборник текстов для домашнего и аудиторного чтения.
С точки зрения теоретической значимости проведенное исследование пополняет арсенал теоретико-методических разработок систем упражнений для обучения чтению, которые позволяют сделать процесс овладения навыками чтения в аспекте изучения русского языка как иностранного более эффективным.
Практическая значимость обусловлена тем, что разработанная система упражнений и сборник текстов для овладения чтением на русском языке иностранными студентами может быть использована в практике преподавания русского языка как иностранного.
Методы исследования включает системный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-методическое прогнозирование. Это изучение литературы, документов, материалов на электронных носителях и других источников как средств, содержащих факты, характеризующие историю, развитие и современное состояние методик обучения чтению в аспекте преподавания русского языка как иностранного.
Предлагаемая работа построена на основе исследований, проведенных отечественными авторами, такими как Т.М. Балыхина, М.П. Чеснокова, Н.Л. Федотова, С.И. Лебединский, Л.С. Крючкова, Я.Л. Березовская, О.И. Шарафутдинова и другими.
Цель и задачи исследования определили его содержание и структуру. Данная работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена обсуждению общих вопросов методики преподавания РКИ, включающих характеристику основных понятий, общедидактических, педагогических, психологических, лингвистических, социолингвистических и лингвокультурологических основ обучения неродному языку; структуре и содержанию методик обучения чтению на русском язык как иностранном, синтезирующим традиционные и альтернативные подходы, основанных на методах обучения неродным языкам в учебном процессе. Во второй главе проведен анализ современных учебных пособий по обучению чтению на примере четырех пользующихся спросом учебников. В третьей главе работы на основе анализа эффективности методов и способов преподавания чтения, разрабатывается и детально описывается эффективная методика обучения изучающему чтению на русском языке как иностранном, а также показывается практическое использование разработанной методики на примере сборника текстов и комплекса упражнений к ним. В заключении описаны выполненные в ходе работы задачи, сформулированы основные выводы по проведенному исследованию, подчеркнуты особенности преподавания иностранного языка в современных условиях и намечены перспективы дальнейшей работы.
Процесс чтения является одной из весомых составляющих методики преподавания русского языка как иностранного. Чтение является и целью, и средством обучения. В качестве цели чтение формирует, развивает и совершенствует умения извлекать информацию из текста. В качестве средства - это выполнение разнообразных упражнений, то есть посредствам чтения текста и выполнения заданий, формируются навыки вдумчивого и осознанного чтения.
Актуальность исследования состоит в том, что в последнее время специалистами всё чаще осознается потребность в эффективных методиках обучения чтению на русском языке как иностранном, которые позволят лучше усваивать материал в целом и помогут оптимизировать учебный процесс. Также существует проблема отсутствия материалов для чтения, которые бы в полной мере соответствовали требованиям государственного стандарта уровня владения РКИ, отвечали бы принципам культуроцентричности и актуальности.
Цель работы - выявление методов и приемов, оптимизирующих процесс овладения чтением иностранных студентов, методик, которые позволят более эффективно повлиять на овладение чтением иностранных учащихся в аспекте преподавания русского языка как иностранного и разработка сборника текстов для домашнего и аудиторного чтения.
Объект исследования - процесс овладения навыками чтения иностранных студентов, изучающих русский язык в высших учебных заведениях.
Предмет исследования: методики обучения чтению в аспекте преподавания русского языка как иностранного, способствующие оптимизации процесса обучения и овладения чтением иностранных студентов, изучающих русский язык.
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность применения выявленных методик улучшает овладение навыками чтения и усвоение материала в целом по русскому языку как иностранному.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты преподавания русского языка как иностранного.
2. Провести теоретический анализ существующих методик обучения чтению, показать их современное состояние в теории и практике образования.
3. Определить содержание, структуру, функции и критерии эффективности методики обучения чтению в аспекте преподавания русского языка как иностранного.
4. Провести анализ современных учебных пособий по русскому языку как иностранному.
5. На основе анализа проведенной работы выработать систему (программы, способы, формы), необходимую для овладения чтением на русском языке иностранным учащимся в процессе образования.
6. Разработать сборник текстов для домашнего и аудиторного чтения.
С точки зрения теоретической значимости проведенное исследование пополняет арсенал теоретико-методических разработок систем упражнений для обучения чтению, которые позволяют сделать процесс овладения навыками чтения в аспекте изучения русского языка как иностранного более эффективным.
Практическая значимость обусловлена тем, что разработанная система упражнений и сборник текстов для овладения чтением на русском языке иностранными студентами может быть использована в практике преподавания русского языка как иностранного.
Методы исследования включает системный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-методическое прогнозирование. Это изучение литературы, документов, материалов на электронных носителях и других источников как средств, содержащих факты, характеризующие историю, развитие и современное состояние методик обучения чтению в аспекте преподавания русского языка как иностранного.
Предлагаемая работа построена на основе исследований, проведенных отечественными авторами, такими как Т.М. Балыхина, М.П. Чеснокова, Н.Л. Федотова, С.И. Лебединский, Л.С. Крючкова, Я.Л. Березовская, О.И. Шарафутдинова и другими.
Цель и задачи исследования определили его содержание и структуру. Данная работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена обсуждению общих вопросов методики преподавания РКИ, включающих характеристику основных понятий, общедидактических, педагогических, психологических, лингвистических, социолингвистических и лингвокультурологических основ обучения неродному языку; структуре и содержанию методик обучения чтению на русском язык как иностранном, синтезирующим традиционные и альтернативные подходы, основанных на методах обучения неродным языкам в учебном процессе. Во второй главе проведен анализ современных учебных пособий по обучению чтению на примере четырех пользующихся спросом учебников. В третьей главе работы на основе анализа эффективности методов и способов преподавания чтения, разрабатывается и детально описывается эффективная методика обучения изучающему чтению на русском языке как иностранном, а также показывается практическое использование разработанной методики на примере сборника текстов и комплекса упражнений к ним. В заключении описаны выполненные в ходе работы задачи, сформулированы основные выводы по проведенному исследованию, подчеркнуты особенности преподавания иностранного языка в современных условиях и намечены перспективы дальнейшей работы.
В нашей диссертационной работе были подробно и поэтапно рассмотрены и изучены методики обучения чтению в аспекте преподавания русского языка как иностранного.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированной во введении данной работы мы решили следующие задачи исследования:
1. Рассмотрели теоретические аспекты преподавания русского языка как иностранного: основные положения методики, речевую деятельность, ее виды.
2. Провели теоретический анализ существующих методик обучения чтению, оценили их современное состояние в теории и практике образования.
3. Определили содержание, структуру, функции и критерии эффективности методов обучения чтению в аспекте преподавания русского языка как иностранного.
4. Провели анализ современных учебных пособий по русскому языку как иностранному на основе четырех пользующихся спросом изданий популярных авторов, чтобы определить наличие/отсутствие и достаточное/недостаточное количество необходимых ресурсов для обучения чтению в аспекте преподавания иностранного языка. Выявленные результаты изложили в выводах.
5. На основе анализа проведенной работы выработали систему, необходимую для эффективного овладения чтением на русском языке иностранным учащимся в процессе образования.
6. Подвели итоги по результатам всех этапов работы и с учетом всех анализируемых признаков.
Проведенное исследование показало, что эффективная методика обучения чтению должна обладать следующими признаками:
• Содержать комплекс упражнений, включающих предтекстовые, притекстовые и послетекстовые упражнения с выходом в письменную и устную речь.
• Включать комплекс упражнений на изучающее чтение: на прогнозирование, осознание и осмысление информации прочитанного текста, а также задания на усвоение лексико-грамматического материала.
• Учебный материал для чтения должен подбираться с учетом возрастных особенностей, уровня образования, уровня владения иностранным языком. Тексты должны отвечать познавательным, образовательным и воспитательным интересам учащихся, сообщать культурные сведения о стране изучаемого языка, прививать любовь к чтению как приятному и полезному времяпровождению. Рекомендуется брать небольшие по объему тексты или разбивать текст на законченные по смыслу фрагменты для лучшего усвоения информации. Если текст переводной или дается в качестве домашнего задания, то он не должен содержать сложных грамматических, синтаксических конструкций, незнакомые или малоупотребительные слова и выражения предлагается обсуждать с преподавателем.
Особую роль в процессе обучения занимает квалификация и опыт преподавателя. Задача педагога грамотно организовать учебный процесс, наладить взаимоотношения с обучающимися, учитывая их личностные и культурные особенности. Весомое преимущество будет иметь преподаватель, который знаком с основными особенностями фонетической и грамматической структуры родного языка студента, и который учитывает их в процессе обучения, а также устраняет трудности, возникающих в результате интерференции и проявляющихся в понимании структурных и системных особенностей изучаемого языка. Любая методика будет работать более эффективно, если ее будет применять подготовленный и заинтересованный специалист.
Становление современного общества тоже оказывает значительное влияние на формирование эффективных способов обучения иностранному языку. Тенденции современного мира ориентированы на развитие информационных технологий, внедрение инноваций и усовершенствования различного рода процессов. Эти процессы научились подстраиваться под постоянно меняющиеся потребности человечества: они становятся более удобными, более универсальными, более гибкими. Вместе с другими направлениями деятельности, изменяется и педагогическая деятельность. Методики обучения постоянно пополняются новыми деталями, уточняются новыми нюансами. Благодаря этому в арсенале преподавателя имеются разнообразные инструменты для решения поставленных задач, а у студента многообразие возможностей для успешного прохождения обучения и получения эффективных результатов. Например, можно отметить использование компьютерных технологий и развитие всемирной сети в настоящее время. Современные технологии облегчают для преподавателя и студента поиск и пополнение ресурсов: учебного материала, источников литературы и другое. В частности, для обучения чтению участники учебного процесса обязательно обращаются к методическим рекомендациям и учебным пособиям. И тут у нас есть выбор: взять книгу в библиотеке или магазине или получить ее электронную версию посредствам интернета. Безусловно, традиционный вариант печатной книги более привычен, удобен и полезен для многих людей, но электронные учебники сейчас имеют много плюсов, что делает их более привлекательными и притягивает на их сторону все больше поклонников. Электронные учебники более доступны: есть много бесплатных ресурсов в интернете, где можно найти почти любую интересующую книгу и загрузить на свой компьютер ее печатную версию. Сейчас почти у каждого человека есть гаджеты: компьютеры, смартфоны, электронные записные блокноты, в которых можно хранить большое количество информации, благодаря чему у студента в любой момент времени есть возможность обратиться к собственноручно созданной электронной библиотеке, а также отпадает потребность носить тяжелые учебники с собой. Вот такие изменения приносит век информационных технологий, который продолжает свое развитие и по сей день, и несет будущие перемены, к которым современное поколение должно быть готово.
В заключение скажем, что гипотеза исследования подтвердилась. Применение разработанной нами методики привело к более легкому восприятию новой информации, к лучшему усвоению учебного материала и к более эффективному процессу овладения навыками чтения обучающихся на уроке русского языка как иностранного.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированной во введении данной работы мы решили следующие задачи исследования:
1. Рассмотрели теоретические аспекты преподавания русского языка как иностранного: основные положения методики, речевую деятельность, ее виды.
2. Провели теоретический анализ существующих методик обучения чтению, оценили их современное состояние в теории и практике образования.
3. Определили содержание, структуру, функции и критерии эффективности методов обучения чтению в аспекте преподавания русского языка как иностранного.
4. Провели анализ современных учебных пособий по русскому языку как иностранному на основе четырех пользующихся спросом изданий популярных авторов, чтобы определить наличие/отсутствие и достаточное/недостаточное количество необходимых ресурсов для обучения чтению в аспекте преподавания иностранного языка. Выявленные результаты изложили в выводах.
5. На основе анализа проведенной работы выработали систему, необходимую для эффективного овладения чтением на русском языке иностранным учащимся в процессе образования.
6. Подвели итоги по результатам всех этапов работы и с учетом всех анализируемых признаков.
Проведенное исследование показало, что эффективная методика обучения чтению должна обладать следующими признаками:
• Содержать комплекс упражнений, включающих предтекстовые, притекстовые и послетекстовые упражнения с выходом в письменную и устную речь.
• Включать комплекс упражнений на изучающее чтение: на прогнозирование, осознание и осмысление информации прочитанного текста, а также задания на усвоение лексико-грамматического материала.
• Учебный материал для чтения должен подбираться с учетом возрастных особенностей, уровня образования, уровня владения иностранным языком. Тексты должны отвечать познавательным, образовательным и воспитательным интересам учащихся, сообщать культурные сведения о стране изучаемого языка, прививать любовь к чтению как приятному и полезному времяпровождению. Рекомендуется брать небольшие по объему тексты или разбивать текст на законченные по смыслу фрагменты для лучшего усвоения информации. Если текст переводной или дается в качестве домашнего задания, то он не должен содержать сложных грамматических, синтаксических конструкций, незнакомые или малоупотребительные слова и выражения предлагается обсуждать с преподавателем.
Особую роль в процессе обучения занимает квалификация и опыт преподавателя. Задача педагога грамотно организовать учебный процесс, наладить взаимоотношения с обучающимися, учитывая их личностные и культурные особенности. Весомое преимущество будет иметь преподаватель, который знаком с основными особенностями фонетической и грамматической структуры родного языка студента, и который учитывает их в процессе обучения, а также устраняет трудности, возникающих в результате интерференции и проявляющихся в понимании структурных и системных особенностей изучаемого языка. Любая методика будет работать более эффективно, если ее будет применять подготовленный и заинтересованный специалист.
Становление современного общества тоже оказывает значительное влияние на формирование эффективных способов обучения иностранному языку. Тенденции современного мира ориентированы на развитие информационных технологий, внедрение инноваций и усовершенствования различного рода процессов. Эти процессы научились подстраиваться под постоянно меняющиеся потребности человечества: они становятся более удобными, более универсальными, более гибкими. Вместе с другими направлениями деятельности, изменяется и педагогическая деятельность. Методики обучения постоянно пополняются новыми деталями, уточняются новыми нюансами. Благодаря этому в арсенале преподавателя имеются разнообразные инструменты для решения поставленных задач, а у студента многообразие возможностей для успешного прохождения обучения и получения эффективных результатов. Например, можно отметить использование компьютерных технологий и развитие всемирной сети в настоящее время. Современные технологии облегчают для преподавателя и студента поиск и пополнение ресурсов: учебного материала, источников литературы и другое. В частности, для обучения чтению участники учебного процесса обязательно обращаются к методическим рекомендациям и учебным пособиям. И тут у нас есть выбор: взять книгу в библиотеке или магазине или получить ее электронную версию посредствам интернета. Безусловно, традиционный вариант печатной книги более привычен, удобен и полезен для многих людей, но электронные учебники сейчас имеют много плюсов, что делает их более привлекательными и притягивает на их сторону все больше поклонников. Электронные учебники более доступны: есть много бесплатных ресурсов в интернете, где можно найти почти любую интересующую книгу и загрузить на свой компьютер ее печатную версию. Сейчас почти у каждого человека есть гаджеты: компьютеры, смартфоны, электронные записные блокноты, в которых можно хранить большое количество информации, благодаря чему у студента в любой момент времени есть возможность обратиться к собственноручно созданной электронной библиотеке, а также отпадает потребность носить тяжелые учебники с собой. Вот такие изменения приносит век информационных технологий, который продолжает свое развитие и по сей день, и несет будущие перемены, к которым современное поколение должно быть готово.
В заключение скажем, что гипотеза исследования подтвердилась. Применение разработанной нами методики привело к более легкому восприятию новой информации, к лучшему усвоению учебного материала и к более эффективному процессу овладения навыками чтения обучающихся на уроке русского языка как иностранного.
Подобные работы
- ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ СО СТУДЕНТАМИ - ГЕОЛОГАМИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2016 - ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКИХ ВИДЕОНОВОСТЕЙ О КУЛЬТУРЕ КИТАЯ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2025 - Изучение темы «учеба» на занятиях по русскому языку как иностранному
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА И ТЕХНОЛОГИИ
ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (В ПЕРСПЕКТИВЕ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МАЛИ)
Магистерская диссертация, физиология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Использование виртуальной языковой среды
в преподавании русского языка как иностранного
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Изучение темы «Погода» на занятиях по русскому языку как иностранному
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020 - Специфика восприятия иностранцами текстов в формате инфографики на русском языке
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Фольклорный текст как средство формирования компетенций при обучении
русскому языку как иностранному
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024



