Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ ребенка в повести Д. Сабитовой «Три твоих имени»: материалы к уроку внеклассного чтения

Работа №97338

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК МОДЕЛЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Жанр повести в трактовке Н.Л. Лейдермана, типы повествования 7
1.2. Сюжет, эпизод, композиция 9
1.3. Приемы создания образа персонажа 13
ГЛАВА 2. ТРИ МОДЕЛИ СЕМЬИ В ПОВЕСТИ Д. САБИТОВОЙ 18
2.1. Семья Ритки 18
2.2. Семья Марго 22
2.3. Семья Гошки 27
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ВЕДЕНИЮ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В ШКОЛЕ
3.1. Понятие об уроках внеклассного чтения. Цели. Задачи.
Принципы. Методы 32
3.2. Методические разработки трёх уроков внеклассного чтения по повести
Дины Сабитовой «Три твоих имени» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Трактовка образа ребенка, как и концепция детства в целом, меняется в литературе разных культурных эпох. Так, в литературе романтизма детство идеализировалось как первозданно-чистое, райское состояние человека. В реализме прочно закрепилась связь между характером ребенка и воспитавшей его средой.
Тема семьи и ее роль в обществе всегда была актуальной и привлекали внимание исследователей: философов, социологов, демографов, психологов, поскольку является важной для каждого индивида и общества в целом. Это одна из наиболее важных и сложных проблем.
Семья для ребенка - это источник формирования личности. В ней он формирует взгляды, традиции, модели поведения.
Семейное воспитание - процесс сознательного формирования родителями духовных и физических качеств детей в соответствии с требованиями общества [Куфтерина, 2018, с. 3].
Семья выполняет большую функцию в воспитании ребенка. Родители поддерживают доверительные отношения с ребенком, контролируют его поведение, избегая чрезмерной опеки.
Тема семьи поднималась и в творчестве классиков. В 60-е годы 19 века в России происходили существенные изменения. В результате этих новых веяний стала злободневной идея раскрепощения женщины. Вследствие этого создалось множество искусственных проблем для семьи. Женщины в поисках счастья оставляли своих детей и стремились стать «новыми людьми», чтобы «приблизить светлое будущее». Этому способствовал роман Чернышевского «Что делать?». Его влияние было очень велико на молодых людей того времени. В российских семьях возникали «случайные семейства», появлялись «случайные дети». Семейная неустроенность приобрела государственные масштабы. Не сумели создать семейную жизнь известные писатели И.С.Тургенев и И.А. Гончаров. На их творчестве этот факт тоже отразился. Л.Н. Толстой и М.Е. Салтыков-Щедрин в своих произведениях обращались к «мысли семейной». Их романы «Анна Каренина» и «Господа Головлевы» представили этот необходимый материал, который был нужен обществу пореформенной России. Толстой утверждал, что назначение женщины - это труд рождения, кормления, взращивания детей. Он убежден, что создание семьи - это великий труд. Сам Толстой прожил долгую семейную жизнь, имея при этом 13 детей. Но и в его семье очень много было сложностей.
У каждого человека, будь он писатель или простой обыватель, есть свои представления о жизненных ценностях. Кто- то видит их в свободном и гармоничном развитии личности, кто-то в реализации своего таланта. Но и те и другие закладывает именно семья.
Семья - это высшая моральная ценность общества. Она должна представлять собой супружеский союз, основанный на родительской и детской любви.
Давно было замечено, что общество определяется тем, как оно относится к старикам и детям, особенно сиротам. История последнего столетия отмечена тремя волнами массового сиротства. С первыми двумя государство справилось (Гражданская война, Великая отечественная война). Сегодня мир вступил в 21 век, эта тема по-прежнему остается актуальной. Современные писатели, часто пишущие для детей и подростков, такие как Екатерина Мурашова, Дина Сабитова, часто обращаются к теме сиротства и усыновления. В произведениях Екатерины Мурашовой герои - дети-сироты, выброшенные на обочину жизни. Эта тема освещается в ее произведениях: «Обратно он не придет», «Одно чудо на всю жизнь». О. Раин «Телефон доверия», А Сухинова «Вожак и его стая», С. Ананыч «Подобный Льву», - вот только некоторые из писателей, которые посвятили свои произведения детскому сиротству. Но особое внимание читателей заслуживает творчество Дины Сабитовой. Д. Сабитова - российская писательница - прозаик. По образованию филолог-русист. В 2007 г. ее книга «Цирк в шкатулке» стала лауреатом детской национальной премии «Заветная мечта». И в этом же году она усыновила ребенка. На сегодняшний день у нее вышло 5 книг. Ее произведения, адресованные детям и подросткам, затрагивают достаточно серьезные темы родительско-детских отношений, сиротства, усыновления, приемных детей. Она является одной из лучших писательниц, раскрывающих эти темы. В Москве она представила новую книгу «Три твоих имени». Очень много сюжетов, описанных в этой книге, построены на реальных событиях. Именно старшая дочь стала прототипом ее героини.
Д. Р. Сабитова отразила эти проблемы в своей удивительной повести, которую можно было бы назвать повестью-сказкой, если бы в ее основе не лежала реальная история.
Объект исследования: образ ребенка в повести Сабитовой «Три твоих имени».
Предмет исследования: принципы и приемы создания образа ребенка в данном произведении.
Цель: проследить постепенное формирование личности главной героини и рассмотреть варианты семейных отношений, представленные в повести Дины Сабитовой.
Задачи:
1. Освоить литературоведческие термины: сюжет, конфликт система персонажей, эпизод; проанализировать архитектонику произведения.
2. Рассмотреть композицию повести.
3. Проанализировать образ девочки и систему персонажей в каждой из частей, ведущий конфликт, завязку, кульминацию, развязку.
4. Сделать вывод о взглядах автора на причины счастья и несчастья в семейных отношениях, на условия благоприятного развития личности ребенка.
5. Рассмотреть методику ведения внеклассной работы по урокам литературы в школе.
6. Разработать демонстрационный поурочный вариант занятий по повести Дины Сабитовой «Три твоих имени».
Новизна работы заключается в том, что подобного исследования формирования личности ребенка через анализ сюжета и композиции повести Д. Сабитовой еще не предпринималось.
Практическая значимость: эту тему можно использовать на уроках внеклассного чтения в 7 или 8 классе.
Методологическая база: историко-литературный подход к произведению, концепция произведения как целостной художественной системы, включающей уровни: концептуальный, внутреннего мира произведения (хронотопа, субъектной организации), речевой.
Для нас были важными труды Г. М. Первовой, В. Е. Хализева, Н. Н. Светловской, Э. Р. Бикбаевой, В. Н. Томашевского, О.В. Джежелей и др., мы использовали также статьи Ю. Б. Ситниковой, Н. Е. Колгановой, Е. С. Антоновой, И. Ф. Исаева, И. Л. Жуковой и др.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении определяются цель и задачи работы, методологическая база, практическая значимость. Глава 1 рассматривает теоретические вопросы, связанные с организацией хронотопа и речевого уровня произведения. Глава 2 посвящена анализу трех типов семьи в повести Д. Сабитовой. Глава 3 содержит материал для учителя для проведения уроков внеклассного чтения по избранной повести.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Времена меняются, но семья для человека всегда остается университетом его души. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семье рождаются чувства преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа.
Тема сиротства и в художественной литературе, и в реальной жизни остается глобальной и злободневной проблемой. Именно эту тему поднимает в своем произведении Дина Сабитова «Три твоих имени». В данной работе были освоены понятия внутреннего мира произведения: сюжет, конфликт, система персонажей, эпизод, типы повествования. В каждой из частей был выявлен конфликт, завязка, кульминация, развязка. Анализ произведения помог раскрыть образ главной героини, трансформацию ее образа, ее взросление и становление как личности на протяжении всех трех глав.
В нашем исследовании мы пришли к следующим выводам:
Закон жанра характеризует устойчивую связь между содержанием и формой. Самым первым носителем жанра следует назвать субъектную организацию художественного мира: повествование от имени безличного автора, личного рассказчика или лирического героя, многообразные переплетения этих форм - все это определяет и мотивирует горизонт видения мира в произведении, все его пространственные и временные масштабы, все перемещения, интеллектуальный и эмоциональный кругозор.
Жанр повести у Д. Сабитовой представлен как рассказанная в форме безличного повествования история жизни девочки, но на первом плане - не внешние события, а реакция ребенка на них, постепенно усложняющийся внутренний мир героини, поэтому весьма значительна роль психологического анализа в повести.
Одним из компонентов художественного мира произведения (и носителем жанра) является сюжет. Сюжет - это цепь событий, изображенная в литературном произведении, то есть жизнь персонажей в пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах.
Тип сюжета в повести Д. Сабитовой выстроен так, что в 1 части характеризуется раннее детство Риты (с вкраплениями несобственно-прямой речи от героини), во 2-ой части мы наблюдаем сторонний рассказ о девочке от многих лиц, ставших невольными свидетелями фрагментов жизни Риты. При этом вторая часть выстроена как сюжет надлинейный (включающий параллельно рассказ о жизни других героев, не вносящих движение в развитие основного сюжета). В 3-ей части сюжет выстроен как автобиография (от лица самой Риты).
Композиция - соединение частей, или компонентов в целое; структура литературно художественной формы. Эпизод - относительно самостоятельная единица действия эпических и лироэпических произведений, фиксирующая произошедшее в замкнутых границах пространства и времени.
Трехчастная композиция повести Д. Сабитовой «Три твоих имени» помогает понять замысел автора. Судьба девочки могла сложиться по-разному: родители ее могли взяться за ум, приемные родители могли опомниться и забрать девочку, уезжая в другой город, но этого не происходит. В последней части тоже нет определенного конца, но хочется верить, что девочка обрела, наконец, любящих родителей. Автор ведет повествование от лица главной героини, иных рассказчиков (сторонних наблюдателей и участников), а также использует как приём несобственно-прямую речь.
В повествовании особое (дополнительное) значение приобретают имена героев. В качестве основных приёмов автор использует портрет, речевые характеристики персонажей, моделирование семейных отношений в трёх разных вариантах. В каждой из частей повествование о жизни Риты центростремительно: автор нам показывает ту обстановку и условия жизни, в которых происходит становление характера, личностных качеств ребенка.
Условия и суровые испытания закаляют Риту, несмотря ни на что, она остается человеком, девочкой с душой взрослого - и мы можем наблюдать трансформацию её жизни с 7 до 14 лет. В первой части повести мы познакомились с маленькой девочкой Риткой. Здесь преобладает несобственно-прямая речь героини, через ее восприятие характеризуются родители, соседка, школа. Начало жизни для девочки оказалось тяжелым, полным драматизма.
Вторая часть повести построена как полифония рассказов второстепенных героев, в жизни которых Рита - всего лишь незначительная часть общей картины, поэтому читателю даётся увидеть как бы «калейдоскоп отрывочных впечатлений», которые производит на них девочка. Присутствует также элемент фантастического: собака в новой «семье» Риты - с кличкой Олеандрус Людвиг Аттикус - наделяется человеческим сознанием и рассказывает свои впечатления читателю (внутренний монолог). Казалось бы, девочка действительно обрела новую жизнь - она ходит в школу, прилежно и старательно учиться, пытается во всём угодить «новым патронатным родителям», но они не чувствуют к ней привязанности. Марго, как они теперь ее называют, чужая для них. Спустя время, её удочеряет и увозит с собой хорошая и добрая семья работников театра - Лиды и Степана.
Таким образом, повесть Дины Сабитовой «Три твоих имени» - это книга о семье, о детстве и о сиротстве, которое преодолевается любовью, теплотой со стороны взрослых и пониманием того, что чужих детей не бывает. Причины несчастья семейных отношений кроются в отсутствии любви к ближнему, к маленькому ребенку, в равнодушии, малодушии и трусости, в упадке морально-нравственной сферы. Тогда как залогом семейного счастья становится наличие в людях абсолютно других качеств - любви, гармонии, душевной ясности, высокого нравственного развития, теплоты. Важнейший принцип раскрытия образа девочки в повести Сабитовой - зависимость формирования личности от семейного окружения.
Нами была рассмотрена методика ведения внеклассной работы по урокам литературы в школе, а также разработан демонстрационный поурочный вариант литературных занятий по повести Дины Сабитовой «Три твоих имени». Мы подразумевали, что внеклассная работа включает в себя организацию педагогом различных видов деятельности учащихся во внеурочное время с целью социализации личности ребенка. Поэтому мы выбрали следующую логику в организации работы над повестью: на первом уроке на материале повести Д. Сабитовой мы обсудили с учащимися важность семьи в становлении личности, проанализировали те сложные ситуации, в которые может попасть подрастающий человек, потому обсудили круг тем повести, особенности композиции и сюжета, учащиеся высказывали своё мнение о повести в целом. На втором уроке внимание сосредоточено на портрете и речевой характеристике героев, потому мы обсуждали особенности портрета главной героини, особенности речевых характеристик Риты и других героев для того чтобы выявить авторское отношение к ним, форму самого авторского присутствия в тексте, особенности психологизма в повести. Третий урок посвящен подробному изучению каждой из моделей семьи, представленной в повести, для этого учащиеся вели самостоятельную работу в командах (урок построен на принципах «интеллектуального клуба»).
Развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся послужило то, что ученикам было предложено самостоятельно добывать нужную информацию из текста (с минимальной помощью учителя), они учились рассуждать на заданные темы, отвечать на поставленные вопросы по тексту, работая коллективно, в группах, что развивало коммуникативные, речевые навыки. Мы полагаем, что знакомство учащихся с повестью Сабитовой пробудит интерес к другим книгам этого автора, а также к современным произведениям, рассматривающим проблему семьи.
Система уроков включает 4 академических часа (по 45 минут) и содержит следующие темы уроков: 1) «Повесть Дины Сабитовой «Три твоих имени». Тема семьи в повести»; 2) «Портрет и речевая характеристика как средства изображения героев повести Д. Сабитовой «Три твоих имени»; 3) «Модели семьи в повести Д. Сабитовой «Три твоих имени».
В общеобразовательной деятельности использовались различные методические формы работы: лекция, беседа, выполнение творческого письменного задания, метод командного обсуждения («интеллектуальный клуб»).
В итоге проведенных уроков по внеклассному чтению учащиеся овладели литературоведческими терминами, научились их применять их на практике. Уроки внеклассного чтения помогут развить умения и навыки анализа текста с морально-нравственной точки зрения, научиться сплоченно и слажено работать в коллективе для достижения наилучшего результата. Углубленно развивается прикладной навык глубокой, вдумчивой работы с текстом, понимания смыслов литературного текста.
Таким образом, все поставленные в нашем исследовании цели были выполнены, задачи успешно реализованы.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ