Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повышение психолого-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия семьи и ДОУ

Работа №96730

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы исследования психолого-педагогической культуры родителей
1.1 Родительство как социокультурный и психологический феномен
1.2 Структура и содержание психолого-педагогической культуры родителей
1.3 Возможности повышения психолого-педагогической культуры в условиях ДОУ
Глава 2.Исследование динамики психолого-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия семьи и ДОУ.
2.1. Организация и методы исследования психолого-педагогической 26
культуры родителей
2.2 Программа «Шагаем вместе», направленная на повышение
психолого- педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия семьи и ДОУ 48
2.3 Апробация программы «Шагаем вместе», направленной на повышение психолого-педагогической культуры родителей в процессе
взаимодействия семьи и ДОУ 53
Заключение 63
Список литературы 64
Приложения 69

Современную семью, на сегодняшний день, можно наделить различного рода характеристиками, которые до недавнего времени не были ей свойственны. Разрушение духовно - нравственных основ семейно¬брачных отношений, высокая статистика разводов, нарушение преемственности прогрессивных семейных традиций, ухудшение экономического положения большинства семей, отсутствие
самодисциплины, половая распущенность, алкоголизм, низкая культура общественной жизни - все это можно отнести к особенностям современной семьи.
Если внимательно изучить статистические данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, то можно заметить численное подтверждение о проблемах в данной ячейке общества. По данным Минобрнауки России с каждым годом растет численность детей, родители которых ограничены в родительских правах, например, в 2012 году было зарегистрировано 8827 детей, в 2015 -9374, и к 2017 году число зарегистрированных случаев увеличилось до 10736 человек.
По данным МВД России, число преступлений, совершенных по отношению к своим детям с годами только увеличивается, с 8572 детей в 2014 году к 11756 в 2016 году. А число разводов и детей, оставшихся в неполных семьях, данная цифра стабильно высока в течение последних 7 лет.
Мы смело можем говорить о том, что семья на сегодня имеет проблемы с межличностным взаимодействием между членами семьи. Постоянная занятость родителей в комплексе с их низкой психолого-педагогической культурой дает сбой во взаимоотношениях между родителями и их детьми, что, несомненно, отражается на совместном досуге, психоэмоциональном, а также и физическом состоянии ребенка, формализации семейных отношений и утрате семейных моралей и ценностей в современной семье. Хотя, если мы обратимся к закону «об образовании в РФ», то вышеперечисленные аспекты считаются необходимыми для воспитания, развития и обучения ребенка, где родитель, является ярким субъектом формирования основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, делая уклон на важность семейного воспитания в России.
Исходя из этого, современной российской семье, необходим комплекс мероприятий, способствующий росту психолого-педагогической культуры, в частности, создание программы по повышению культуры родителя, способствующую гармонизации семейных отношений, с помощью практического взаимодействия родителей и педагогов.
Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и родителей всегда актуально, прежде всего, потому, что и родители, и педагоги являются важными факторами социализации, воспитания и развития детей и имеют фундаментальное значение в данном вопросе. В связи с чем, имеется потребность в организации совместной деятельности родителей, детей и педагогов, для эффективного взаимодействия и повышения психолого-педагогической культуры родителей.
Создание программы требует анализа изучения психолого-педагогической культуры родителей и опыта психолого-педагогической работы с семьей. Данные аспекты занимают почетное место у авторов отечественной и зарубежной литературы. Данилова Т.А., Доронова Т.Н., Дуброва В.П., Зверева О.Л., Минина А.В., Селина В.В., Щербакова С.Н. рассматривают необходимость формирования культуры у родителей. Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Столин, А.Д. Кошелева, С.В. Ковалев, А.Я. Варга посвящали свои исследования вопросам воспитанию детей в семье. [60, с.18]
Несмотря на обширность исследований, они носят фрагментарный характер и не отражают системного видения этой проблемы в современных условиях. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью повышения психолого-педагогической культуры родителей и недостаточной разработанностью поднимаемой проблемы в методических и научных изданиях.
В связи с этим возникла проблема исследования: Необходимо ли разработать и апробировать программу по повышению психолого-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения.
Выделенная проблема и представленное противоречие задали тему нашего исследования «Повышение психолого-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения».
Целью исследования является теоретическое обоснование и эмпирическая апробация программы, направленной на повышение психолого-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия семьи и ДОУ.
Объект исследования - психолого-педагогическая культура родителей.
Предмет исследования динамика психолого-педагогической культуры родителей в процессе реализации программы «Шагаем вместе»
Гипотеза: Целенаправленное развитие психолого-педагогической культуры родителей возможно в процессе реализации программы «Шагаем вместе»
Задачи исследования:
1. Рассмотреть родительство, как социокультурный и психологический феномен
2. Изучить структуру и содержание психолого-педагогической
культуры родителей
3. Проанализировать возможности повышения психолого¬
педагогической культуры в условиях ДОУ
4. Исследовать особенности психолого-педагогической культуры родителей
5. Разработать и апробировать программу, направленную на повышение психолого-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия семьи и ДОУ.
Теоретико-методологической основой исследования является
1. Исследования, посвященные проблемам педагогики и психологии воспитания детей в семье (Ю.Б.Баскина, М.Буянов, А.Я.Варга, О.В.Ковалев, А.Д.Кошелева, А.С.Спиваковская, В.В.Столин, Э.Г.Эйдемиллер и др.).
2. Исследования, связанные с изучением педагогической культуры родителей (И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько, В.Я.Титаренко, А.Г.Харчев)
3. Исследования, раскрывающие проблемы формирования, повышения
и совершенствования психолого-педагогической культуры родителей различными социальными институтами: системой образовательных
учреждений (Р.А.Анисимова, Н.Н.Буланова, И.В.Гребенников,
И.В.Дубровина, И.Д.Ладанов, Р.В.Овчарова и др).
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что результаты работы структурируют и конкретизируют общие исследования по психолого-педагогической культуре родителей. Создание модели по повышению психолого-педагогической культуры продемонстрирует важность повышения этой культуры именно в процессе взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и апробированная модель психолого-педагогических действий может быть использована в дальнейшем на практике с целью повышения психолого-педагогической культуры родителей в ДОУ.
Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка, включающего 53 наименования использованной литературы и приложения, состоящего из практико-ориентированных материалов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, нами обобщены основные результаты проведенного теоретического и эмпирического исследований, позволившие подтвердить правильность выдвинутой гипотезы и сделать следующие основные выводы:
1. Современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от Других воспитательных институтов, поэтому речь идет об организации взаимодополняемости в созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов.
2. Проанализированы основные понятия, такие как родительство, психолого-педагогическая культура, выделены уровни сформированности психолого-педагогической культуры и выявлена взаимосвязь данных терминов.
3. Совокупность методов исследования, в числе которых можно назвать анкетирование, интервьюирование, комплекс методик,
диагностическая беседа, изучение документов, структурированное и неструктурированное наблюдение и пр., помогли нам условно выделить на различных этапах экспериментальной работы три уровня сформированности психолого-педагогической культуры родителей, проследить динамику ее развития.
4. Структура психолого-педагогической культуры состоит из взаимосвязанных компонентов: аксиологического, информационно¬
содержательного и операционно-деятельностного.
5. Предложенная программа по повышению психолого-педагогической культуры родителя согласно отслеженной динамики имеет свою практическую значимость и положительно влияет на изменение уровня родительской культуры в вектор повышения.



1. Абрамова А.А. Базовые детерминанты культуры родительства// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010.№6. 177-180 с.
2. Агавелян М.Г. Взаимодействия педагогов ДОУ с родителями // Агавелян М.Г. - М.:"Сфера", 2009. - 128 с
3. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку?/ Е. Е. Алексеева. - СПб. : Речь, 2008. - 283 с.
4. Алексеева Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы. //Семья в России. 1996. - №34 - 113 с.
5. Алексеева Э. Р. Анализ семейных форм социального родительства в современной России / Э. Р. Алексеева // Вестник Башкирского университета. Сер. «Философия. Политология. Социология. Культурология». - 2008.- № 3.-644-646 с.
6. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Редакционно-издательский центр. 2006.
7. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1998- №6. 66 - 70 с.
8. Антонов А.И. Семья и дети // Педагогический вестник. 2012 - №4
9. Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях. М.:ВЛАДОС , 2002
10. Архиреева, Т. В. Методика измерения родительских установок и реакций / Т. В. Архиреева // Вопросы психологии. - М.: 2002.- № 5. - 14-15 с.
11. Баскина Ю.В. Методика диагностики родительских отношений.- М.:
1992.
12. Бикеева А.С. Семья особого назначения или рецепты позитивного родительства на каждый день //Воспитание школьников. 2012- №2, 69-71 с.
13. Блохина, С. А. Роль семьи в развитии личности / С. А. Блохина //
Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. : сб. ст. : в 2 т. / гл. ред. Г. Д. Ахметова. - Челябинск. : Два комсомольца, 2011. - Т. 2. - С. 124-127.
14. Богачёва,Н. В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российском обществе: дисс. ... канд. соц. наук : 22.00.04 / Богачева Н. В. - Казань, 2005. - 245 с.
15. Васильева Л.Е. Повышение педагогической культуры родителей на занятиях клуба "Семья и школа" / Л.Е. Васильева - Взрослые и дети этнопедагогические проблемы семейного воспитания Материалы Всероссийской научно - практической конференции - Чебоксары ЧГГ1У, 2007, 62-67 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ