Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ РОССИИ

Работа №96722

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы134
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
188
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Теоретические основы понятия «педагогическая технология» 8
1.2. История развития «педагогических технологий» 16
1.3. Системно-деятельностный подход как методологическая основа
современного процесса обучения 25
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ РОССИИ 35
2.1. Принципы отбора и сочетания педагогических технологий 35
2.2. Применение новых информационных технологий в преподавании
географии 45
2.3. Приемы формирования учебной мотивации с помощью
современных технологий в изучении географии России 54
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ 65
3.1. Методические условия организация опытного обучения 65
3.2. Диагностический инструментарий опытного обучения 72
3.3. Результаты опытного обучения 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 100


Актуальность исследования определяется, прежде всего, изменениями в системе современного образования. Одной из ключевых позиций в модернизации российского образования является внедрение в образовательную деятельность федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. В условиях введения ФГОС, предъявляются новые требования к результатам образовательной деятельности, которые диктуют содержание и результаты современного урока. Несомненно, важную роль играет выбор педагогической технологии. Проблема использования современных педагогических технологий в образовательной практике получило широкое толкование в научной литературе [42].
Современный урок, это не только усвоение обучающимися определенных знаний, но и развитие личности, формирование универсальных учебных действий. Современная наука уделяет большое внимание использованию современных педагогических технологий, в том числе, в изучении географии. Предмет «География» имеет большие возможности для применения современных педагогических технологий. Общество испытывает потребность в педагоге, который владеет современными педагогическими технологиями, для достижения новых образовательных результатов в соответствии с ФГОС ООО. Перечисленные проблемы обуславливает выбор темы исследования «Использование современных педагогических технологий при изучении географии России».
Объект исследования - образовательная деятельность по курсу «Географии» (8 класс).
Предмет исследования - методические условия применения современных педагогических технологий, при изучении «Географии» России.
Цель исследования - теоретически обосновать и методически проверить применение современных педагогических технологий, разработать комплекс уроков с использованием современных педагогических технологий при изучении географии России и оценить ее результативность.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы с целью изучения проблемы использования современных педагогических технологий при изучении «Г еографии» России.
2. Разработать комплекс уроков с использованием современных педагогических технологий при изучении географии России.
3. Проанализировать уровень сформированности учебной мотивации и универсальных учебных действий при проведении опытного обучения.
4. Апробировать комплекс уроков и оценить его результативность.
Гипотеза исследования: применение современных педагогических технологий, при изучении географии России, обеспечит повышение качества образования и достижение новых образовательных результатов.
Степень разработанности проблемы исследования: не теряют своей актуальности классические педагогические концепции Я.А.Коменского, Д.Локка, И.Г.Песталоцци, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко и др.. В 1970-1980-е гг. новые педагогические концепции создали Амонашвили Ш.А., Щетинин М.П., Шаталов В.Ф., и др. Среди отечественных авторов, занимающихся теоретическим обобщением новейших педагогических технологиий, можно назвать Беспалько В.П., Селевко Г.К., Матюнина Б.Г., Кларина М.В., Кукушина B.C., и др.
Теоретико-методологические основания исследования использования современных образовательных технологий, на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся (Селевко Г.К.). Теоретические исследования в области современных образовательных технологий (Беспалько В.П.)
Методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической, дидактической, методологической, методической литературы;
- эмпирический - педагогическое наблюдение, опытное обучение;
- математические методы обобщения результатов исследования.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:
- обоснована возможность применения современных педагогических технологий при изучении географии России для достижения новых образовательных результатов;
- предложены критерии и параметры оценки результативности применения современных образовательных технологий;
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что: разработанный комплекс уроков по географии России, могут применять учителя географии в своей практической деятельности.
Этапы исследования. Исследование включало три основных этапа.
Первый этап (2 полугодие 2016 года) - изучение и теоретическое осмысление проблемы исследования. На этом этапе были сформулированы основные позиции исследования, обоснована его проблема, осмыслен круг решаемых задач.
Второй этап (2017 год) - разработка комплекса уроков, с использованием современных педагогических технологий при изучении географии России, и его апробация в школе.
Третий этап (2018 год) - обработка, обобщение и систематизация результатов исследования, формулировка выводов, оформление основного текста диссертации и приложений.
Апробация результатов исследования:
Выступление на школьных семинарах по теме «Использование интеллект-карт на уроках географии», 2017 год и «Технология критического мышления. Стадия вызова», 2017 год.
Кроме того, опубликованы печатные работы:
1. 2017 год - Селезнева О.Н. Конструкт урока «Русская (Восточно-Европейская) равнина» // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 5 март 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 161-164. - ISSN 2411-9679.;
2. 2018 год - Селезнева О.Н. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА
ВИЗУАЛЬ1ЫХ-КАРТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЧАСТИ КУРСА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ РОССИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(61).
Положения, выносимые на защиту:
1. Достижение новых образовательных результатов и повышение качества обученности обеспечивается использованием современных образовательных технологий, на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся, при изучении курса география России.
2. Качественные образовательные результаты обучающихся по географии России следует проектировать на основе выполнения обучающимися заданий, с целью формирования универсальных учебных действий, которые учитывают психоэмоциональные особенности обучающихся, а также специфику курса географии России (игровые технологии, развитие критического мышления, технология проблемного обучения и т.д.).
3. Критериями результативности применения современных педагогических технологий являются изменение ценностных ориентаций, повышение качества обученности и сформированность универсальных учебных действий.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения и приложения. Во введении определяются объект и предмет исследования, обосновываются актуальность, формулируются цель и задачи, решаемые в работе, указываются материал исследования и методы анализа фактического материала, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассматриваются теоретические основы понятия «педагогическая технология», история развития «педагогических технологий» и сущность системно-деятельностного подхода как методологическая основа современного процесса обучения. Во второй главе представлены методические условия применения современных педагогических технологий при изучении курса «География» России. Третья глава отражает результаты опытной работы. Представлены примеры заданий, которые были разработаны при составлении комплекса уроков по физической географии России.
В заключении излагаются основные выводы по теме и обсуждаются дальнейшие перспективы исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературных источников показал, что проблеме исследования термина «педагогическая технология» посвятили свои работы, как зарубежные, так и отечественные педагоги. В современной науке существует множество классификаций современных педагогических технологий. Перед каждым педагогом стоит сложный выбор педагогических технологий, который он будет использовать в своей деятельности.
Изменения в системе российского образования диктуют нам новые подходы в преподавании географии. В связи с информационной грамотностью современных школьников и огромным количеством материала по всем предметам, существует множество проблем, связанных с мотивацией обучающихся. Выбор остановлен на педагогических технологиях на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Принцип активности обучающихся в образовательной деятельности является одним из приоритетных в педагогике. Обучающиеся становятся не пассивными слушателями, а активными участниками образовательной деятельности.
Активные методы обучения включают в себя достаточно широкий круг различных технологий, поэтому были выбраны лишь некоторых из них, которые будем использовать в своей педагогической деятельности.
Это технологии: игровые, проблемного обучения, проектная
деятельность, технология развития критического мышления (интерактивная технология), а также метод интеллект-карт. Развитие познавательной активности обучающихся возможно в полной мере при сочетании современных педагогических технологий и ИКТ. При их совместном применении урок становится более интересным и привлекательным.
Целью нашего исследования было теоретически обосновать и методически проверить использование современных педагогических технологий, разработать комплекс уроков с использованием современных педагогических технологий при изучении географии России и оценить его результативность.
Для реализации данной цели проведен анализ литературы, разработан комплекс уроков с использованием современных педагогических технологий при изучении «Географии» России и проанализировали уровень сформированности учебной мотивации и универсальных учебных действий при проведении опытного обучения.
В ходе исследования, после проведенного комплекса уроков, было зафиксировано, что качество обученности стало выше на 17,2 %, был,
достигнут хороший уровень учебной мотивации у большинства обучающихся. Критерии сформированности УУД: регулятивных,
познавательных и коммуникативных стали выше по все показателям.
Опытно-экспериментальное исследование, подтвердило предположение гипотезы. Применение современных педагогических технологий, при изучении географии России, обеспечит повышение качества образования и достижение новых образовательных результатов.
Перспективой дальнейшего исследования по данной теме может быть изучение более широкого круга современных педагогических технологий и разработка методического пособия для педагога по физической географии России.


1. Аксёнова, В.И. Использование интерактивных карт на уроках
географии [Электронный ресурс] / В.И. Аксёнова // Наша сеть : социальная сеть работников образования. - Квазар, 2010-2013. - Режим доступа:
http://nsportal.ru.
2. Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии [Текст] / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. - М. : Центр "Педагогический поиск", 2003. - 256 с.
3. Беспалько, В. П. Программированное обучение [Текст] : Дидактические основы / В. П. Беспалько. - М. : Высш. школа, 1970. - 299 с.
4. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 192 c.
5. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем [Текст] : Проблемы и методы психол.-пед. обеспечения техн. обучающих систем / В.П. Беспалько. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. — 304с.
6. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Сборник статей [Текст] / Л.И. Божович. — М. : Педагогика, 1972. — 352 с.
7. Болотов, В.А. Становление общероссийской системы оценки качества образования / В.А. Болотов [Текст] // Справочник заместителя директора школы. - М.: Информационный центр «Ресурсы образования», 2007. - 190 с.
8. Бьюзен, Т. Супермышление [Текст] / Тони Бьюзен, Барри Бьюзен. - Минск : Попурри, 2003. — 320 с.
9. Бьюзен, Тони. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации [Текст] / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд; пер. с англ. О. Ю. Пановой. — М. : Росмэн, 2007. — 326 с.
10. В новое тысячелетие. Всемирный доклад ЮНЕСКО [Электронный ресурс] URL: http://www.unesco.org/new/en/unesco/
11. Войскунский, А. Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде [Текст] // 2- ая Российская конференция по экологической психологии. Материалы (Москва, 12-14 апреля 2000 г.) М. : Экопсицентр РОСС, 2000. С. 251 - 253.
12. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 359 с.
13. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся гуманитарным специальностям / П. Я. Гальперин. - Москва : Ун-т, 2000. - 329 с.
14. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие [Текст] / П. Я. Гальперин. - М. : Изд-во Моск. ун-ва, 1985. - 45 с.
15. Гладких, В. И. Роль индивидуального подхода в повышении эффективности урока [Текст] / В. И. Гладких, В. Ф. Турчина, М. К. Фролова.
- Краснодар : Кн. изд-во, 1964. - 72 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ