ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ
ОСМЫСЛЕННСТИ ЖИЗНИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ 9
1.1 Понятие психологическое благополучие личности в отечественной и зарубежной научной литературе 9
1.2. Теоретическая связь понятия «осмысленность жизни» с такими категориями, как «смысл жизни», «смысловая сфера личности»,
«личностный смысл», анализ понятия «психологическое благополучие» 13
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ СО СКЛОНОСТЬЮ К ОДИНОЧЕСТУ 19
2.1. Организация психодиагностического исследования 19
2.2. Описание и анализ эмпирических данных 20
2.3. Методические рекомендации 31
Выводы по второй главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
Актуальность исследования. Политико-социальная и экономическая ситуация развития общества является достаточно изменчивой, а большой поток информации своевременно предоставляет сведения обо всех ее позитивных и негативных тенденциях. В свою очередь, это имеет свое отражение на психологическом благополучии каждого отдельного человека, что приводит к переоценке жизненных ценностей и установок, такими, как, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, ощущение счастья, осмысленность жизни, ценностные и смысложизненные ориентации личности.
Иными словами, определение факторов благополучия, границ этого понятия и степени его субъективности, находится в настоящий момент в детальной разработке различных исследований. Следует отметить, что категория психологического благополучия личности тесно связана с концепцией позитивного функционирования человека, которая описана в теориях гуманистического направления психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл), а уже позднее, выделившегося в отдельное направление экзистенциального (Дж. Бьюдженталь, А. Лэнгле, Р. Мэй). Основу этой концепции составляют формулировки о постоянной потребности и способности человека к самоактуализации и саморазвитию, в зависимости от степени реализации которых, он ощущает собственную психологическую целостность и удовлетворенность жизнью. Психологическое благополучие рассматривается, как многокомпонентный феномен, характеризующий степень позитивного функционирования человека, реализации его потенциала, определяющийся посредством преобладания положительных эмоций, счастья, субъективным ощущением гармонии личности, собственными достижениями.
При потере жизненных установок, таких, как удовлетворенность жизнью, собственными достижениями, самоактуализация, осмысленность жизни, является разрушительным для личности, приводит к агрессии, дивиантному поведению, депрессии, снижению социальной активности человека.
Проблемой остается недостаток достоверных данных о степени распространения одиночества, особенностях проявления в различных социальных группах.
Остается недостаточно освещенной связь осмысленности жизни с различными позитивными аспектами человеческого функционирования, такими, как личностное самопринятие, способность устанавливать и поддерживать позитивные отношения с окружающими, стремление к самоактуализации и т.д.
Особенно, мало изученным и дискуссионным, является вопрос о том, что выступает необходимым условием обретения смысла жизни. Учение В. Франкла об особой группе трансцендентных ценностей (ценности переживания, творчества, отношения), реализация которых , ведет личность к обретению устойчивого смысла жизни и, таким образом, к душевной гармонии, духовному благополучию. Отсюда рождается проблема о влиянии определённого характера ведущих ценностных ориентации личности, которые являются необходимым условием для переживания жизни, как осмысленной, а, следовательно, и залогом душевного благополучия. Теории, существующие в психологии исследования, не дают однозначного ответа на этот вопрос.
«Психологическое благополучие», и определение его, как степени направленности личности на реализацию компонентов позитивного функционирования, предполагает решение ряда вопросов, которые требуют проведения специальных эмпирических исследований. В связи с вышеизложенным, возникла необходимость эмпирически подтвердить существование такого рода направленности, и, прежде всего, охарактеризовать особенности отношения личности к психологическому благополучию и неблагополучию. Соответственно, такая же задача возникает и в связи с проблемой исследования осмысленности жизни: практически отсутствуют эмпирические исследования отношения личности к самому факту наличия или отсутствия смысла жизни.
Всё, вышесказанное, определяет актуальность настоящего исследования, направленного на выявление взаимосвязи между осмысленностью жизни, смысложизненными и ценностными ориентациями личности с психологическим благополучием личности.
Научная проблема. Научно-теоретическая актуальность обращения к проблеме одиночества в современном обществе связана с неоднозначной трактовкой происходящих в нем изменений, а, следовательно, и установок, которыми должен руководствоваться в своей жизни человек.
Объект исследования. Психологическое благополучие личности.
Предмет исследования. Психологическое благополучие личности со склонностью к одиночеству
Цель исследования:
1. Исследовать проблему психологического благополучия личности со склонностью к одиночеству
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи Задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты проблемы психологического благополучия личности со склонностью к одиночеству
2. Эмпирически изучить проблему психологического благополучия личности со склонностью к одиночеству
Гипотеза исследования:
1.Существуют различия в показателях психологического благополучия личности у одиноких и неодиноких людей.
Теоретико - методологическая основа исследования. В работах А.Н. Леонтьева, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, Б.С. Братуся, - осмысленность жизни исследуется и трактуется, как структурное и смысловое строение сознания, смысловой сферы личности. В работах В. Франкла, выдвинуты положения о психологической сущности феномена смысла жизни.
Наша эмпирическая часть работы опирается на идеи Д.А. Леонтьева, Д. Рассело и М. Фергюсона, Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова ,основной смысл которой заключается в том, что в молодости отслеживаются более устойчивые позитивные эмоции и позитивная самореализация, а в зрелом возрасте позитивные межличностные отношения.
Методы исследования. Для проведения исследования были выбраны методы, отвечающие его целям и задачам. В работе, с целью проверки выдвинутых гипотез, были использованы следующие методы и методики, направленные на изучение уровня осмысленности жизни, структуры ценностных и смысложизненных ориентаций:
1) изучение и теоретический анализ научной литературы в области общей, социальной, педагогической психологии, направленной на изучение ценностных и смысложизненных ориентаций;
2) Психодиагностические методики:
- методика «Субъективного ощущения одиночества» Д.Рассело и М. Фергюсона;
- опросник «психологического благополучия», который представляет собой адаптированный на русском языке вариант англоязычной методики, разработанный К. Рифф. Методика была несколько раз валидизирована в различных вариантах. Наиболее опросник был адаптирован и валидизирован Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко, в 2007 году - Н.Н. Лепешинским.
- экспресс диагностика самореализации Н. П .Фетискина, В. В. Козлова, Г.М. Мануйлова.
3) методы математико-статистического анализа(критерий Спирмена, Вилкоксона),описательная статистика.
Статистическая обработка полученных результатов производилась с помощью программы SPSS17.0 для среды Windows (версия 11.5).
Научная новизна работы. В работе раскрыты основные направления исследования феномена одиночества, обобщены современные теоретико-методологические подходы к пониманию его сущности. В диссертации теоретически обосновано и реализовано в эмпирическом исследовании понимание одиночества, как социального явления, сущность которого состоит в неудовлетворенности человека социальными отношениями и коммуникациями. Данное исследование представлено в различных социальных возрастных группах. Доказано наличие прямой связи между осмысленностью жизни и аспектами позитивного функционирования личности (автономия, управление окружающей средой, позитивные отношения с окружающими, личностный рост, наличие целей в жизни и позитивное самопринятие), которые рассматриваются как компоненты структуры психологического благополучия, субъективно выражающегося в ощущении счастья, удовлетворённости собой, собственной жизнью и т.д. В работе также показаны различия в уровне и структуре смысложизненных и характере ценностных ориентаций у лиц с высоким и низким уровнем психологического благополучия.
Практическая значимость: работы заключается в том, что будет разработана программа, направленная на формирование и осознание своей самореализации, ответственности, развития навыков регулирования эмоционального состояния, формирование нормативного уровня оценки своих возможностей. Данную программу, возможно будет использовать педагогам-психологам и социальным педагогам в образовательных учреждениях, социальными психологами школ, предприятий, частных консультаций.
Рассмотрев основные учения о психологическом благополучии личности, мы пришли к выводу, что психологическое благополучие рассматривается, как системное качество человека, которое приобретается им в процессе жизнедеятельности, проявляющееся в смысловой наполненности своей жизни и позволяющее актуализировать свои индивидуально - психологические возможности для достижения поставленных целей (А.В. Воронина, В.Э. Пахальян).
Психологическое благополучие определяется и как переживание счастья и удовлетворенности жизнью, и как преобладание позитивных эмоций над негативными (Н. Брэдбери, М. Аргайл).
Проблемами психологического благополучия занимались многие ученые. Нам наиболее близко учение Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко, Н.Н. Лепешинского, Н. П. Фетискина, В. В. Козловой, Г. М. Мануйлова, Д. Рассела и М. Фергюсона, основной смысл заключается в том, что под «психологическим благополучием» подразумевается субъективное самоощущение целостности и осмысленности индивидом своего бытия. Именно эти учения авторов легли в основу нашего эмпирического исследования при помощи следующих методик: субъективное ощущение одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, психологическое благополучие личности Т.Д. Шевеленковой, Т.П. Фесенко, экспресс-диагностика самооценки Н.П. Фетискина, Козлова В.В, Г.М. Мануйлова.
Таким образом, описательная статистика показала, что:
- в возрастной группе неодиноких людей в возрасте от 30 до 40 лет высоким уровнем преобладают позитивные эмоции, что говорит о преобладании позитивной эмоциональности над негативной, и позитивная самореализация, которая говорит о чувстве удовлетворения, уверенности в своей компетенции и состоятельности.
- в возрастной группе одиноких людей в возрасте от 30 до 40 лет высоким уровнем преобладает позитивная самореализация, что говорит о чувстве удовлетворения. Уверенности в своей компетенции и состоятельности.
-в возрастной группе неодиноких людей от 50 до 60 лет высоким уровнем преобладает позитивная эмоция, мотивационная вовлеченность, личностный смысл, позитивные межличностные отношения, позитивная самореализация, что говорит о преобладании позитивной эмоциональности над негативной, степени включенности сознания в жизнедеятельность, заинтересованности в разрешении познавательных задач, любознательности и страстной активности в той деятельности, в которой человек компетентен, знание порядка, последовательности и цели своего существования, стремление и достижение достойных целей, а также удовлетворения, сопровождающее рефлексию жизненного пути, системе межличностных взаимодействий, основанных на механизмах аттракции, подкрепляемых положительными эмоциями и удовлетворенностью отношениями, чувстве удовлетворения, уверенности в своей компетентности и состоятельности.
-в возрастной группе одиноких людей от 50 до 60 лет высоким уровнем преобладает личностный смысл, что говорит о знании порядка, последовательности и цели своего существования. Стремление и достижение достойных целей, а также удовлетворения, сопровождающее рефлексию жизненного пути.
Результаты сравнительного анализа позволили нам сделать вывод, что:
- присутствуют значимые различия субъективного ощущения одиночества одиноких и неодиноких людей в разных возрастных категориях
- присутствуют значимые различия психологического благополучия одиноких и неодиноких людей в разных возрастных категориях.
Подведя итого вышеизложенному, делаем вывод, что гипотеза, предполагающая статистически значимые различия психологического благополучия личности среди одиноких и неодиноких людей в разных возрастных категориях нашли свое подтверждение.
Таким образом, считаю, что поставленные в начале исследования цели и задачи были полностью достигнуты.
1. Аргайл М. Психология счастья [Текст]. - СПб.: Питер, 2013. - 184 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности (принципы
общепсихологического анализа) [Текст]. - М.: Смысл, 2011. - 416 с.
3. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека [Текст]. - М.: Флинта, 2013. - 168 с.
4. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд- во «Речь», 2012.-440с.
5. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Наука, 2014. - 672 с.
6. Гиппернейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: Учеб. Пособие для вузов [Текст]. - М.: Наука. 2012. - 336с.
7. Грецов, А.Г. Психология жизненного пути [Текст]. - СПб.: Питер, 2012.
8. Ефимова Н.С. Психология взаимодействия: Психологический практикум [Текст] - Спб., Феникс, 2013 - 216с.
9. Жильцова Т.М. Анализ содержания категории смысла жизни как
психологического феномена // Психологические науки [Электронный
ресурс] / http://studik.net/analiz-soderzhaniya-kategorii-smysla-zhizni-kak- psixologicheskogo-fenomena/
10. Карпинский К.В. Смысл жизни и ресурсы его реализации: К пониманию механизмов личностного кризиса [Текст] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9. - № 4. - С. 3-33.
11. Коваленко С.В. Теоретический анализ подходов к понятию смысла жизни в психологической литературе [Текст] // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2013. - № 1. - С. 14-28.
12. Колышко A.M. Психология самоотношения: Учеб.пособие.
[Текст] - Гродно: ГрГУ, 2014. - 102 с.
13. Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Социально -психологическое взаимодействие: Учеб.пособие [Текст].- Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. - 169 с.
14. Куликов Л.В. Психические состояния[Текст]. - Спб.: Питер,
2014. - 512 с.
15. Куприна О.А. Психологические детерминанты осмысленности жизни студентов вузов [Текст] // «Психология и педагогика: актуаьные проблемы и тенденции развтия»: материалы международной заочной научно-практической конференции (26 сентября 2011 г.).
16. Леонтьев А. Н. Деятельность Сознание. Личность. -СПб.: Сова,
2015. -304 с.
17. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности[Текст]. - М.: Смысл, 2014. - 511 с.
18. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) [Текст]. - М.: Смысл, 2012. - 19 с.
19. Макартычева Г.И. Коррекция девиантоного поведения. Тренинг для подростков и их родителей[Текст]. - Спб.: Речь, 2013.-368
20. Матвеев Б.Р. Развитие личности: программа практических занятий. Методическое пособие[Текст]. - Спб.: Речь, 2015.- 184с.
21. МахмутоваР.К. Взаимосвязь осмысленности жизни и личностных особенностей студентов [Текст] // Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. - 2012. - Вып. 2. - с. 67-80.
22. Меренков В.И. Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума [Текст] / Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова.- М.: Смысл, 2016. - 240 с.
23. Мэй Р. Открытие Бытия[Текст]. - М.: Институт
Общегуманитарных Исследований, 2014. - 224 с.
24. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды [Текст] / Под ред. А. А.Бодалева - М.: «Институт практической психологии». -Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. - 356 с.
25. Пантелеев С. Р Самоотношение // Психология самосознания. Хрестоматия [Текст]. - Самара: БАХРАХ-М, 2014. - С. 208-242.
26. Пантелеев СР. Методика исследования самоотношения[Текст]. - М.: Смысл, 2013. -32 с.
27. Посохова С.Т., Соловьева С.Л. Настольная книга практического психолога [Текст]. - М.: АСТ:Хранитель, 2012. - 671 с. (с. 141-157)
28. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения [Текст]. - М.: Наука, 2013. - 48 с.
29. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человек [Текст] а. - М.: Наука, 2014. -480 с.
30. Рубинштейн С.Л. Человек и мир [Электронный ресурс] / http://www.koob.ru
31. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой [Текст] / Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М. 2013. - 672 с.
32. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона [Электронный ресурс] / http://www.twirpx.com/file/837784/
33. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности [Текст]. - М., 2015. - 339 с.
34. Столин В.В. Самосознание личности [Текст] // Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах- М, 2013. - С.123-156.
35. Фесенко П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: Автореферат дис. ... канд. пси-хол. наук: 19.00.01. [Текст] М., 2014 - 24 с.
36. Франкл В. Человек в поисках смысла [Текст]. М.: Прогресс, 2010. 373с.
37. Фридман М., Фридман Р Свобода выбирать: наша позиция [Текст]. - М.: Новое издательство, 2015. - 356 с.
38. Чернов Д. Ю. Осмысленность как самостоятельное понятие и его место в системе наук о человеке [Текст] // Ученые записки Санкт- Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2015. - Вып. 2, т. 14. - С. 52-56.
39. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии [Текст]. - М.: Сфера, 2012. - 143 с.
40. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные психологические труды [Текст]. - М.: Изд-во МПСИ,
2016. - 768 с.
41. Шапарь В.Б. Тренинг ведущих видов деятельности личности [Текст]. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 365с.
42. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов [Текст] - СПБ.: Речь, 2014 - 204с.
43. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности [Текст]. - М.: Смысл, 2013. - 415 с.
44. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013. - 112 с.