ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ СО СКЛОННОСТЬЮ К ОДИНОЧЕСТВУ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ
ОСМЫСЛЕННСТИ ЖИЗНИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ 9
1.1 Понятие психологическое благополучие личности в отечественной и зарубежной научной литературе 9
1.2. Теоретическая связь понятия «осмысленность жизни» с такими категориями, как «смысл жизни», «смысловая сфера личности»,
«личностный смысл», анализ понятия «психологическое благополучие» 13
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ СО СКЛОНОСТЬЮ К ОДИНОЧЕСТУ 19
2.1. Организация психодиагностического исследования 19
2.2. Описание и анализ эмпирических данных 20
2.3. Методические рекомендации 31
Выводы по второй главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ
ОСМЫСЛЕННСТИ ЖИЗНИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ 9
1.1 Понятие психологическое благополучие личности в отечественной и зарубежной научной литературе 9
1.2. Теоретическая связь понятия «осмысленность жизни» с такими категориями, как «смысл жизни», «смысловая сфера личности»,
«личностный смысл», анализ понятия «психологическое благополучие» 13
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ СО СКЛОНОСТЬЮ К ОДИНОЧЕСТУ 19
2.1. Организация психодиагностического исследования 19
2.2. Описание и анализ эмпирических данных 20
2.3. Методические рекомендации 31
Выводы по второй главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
Актуальность исследования. Политико-социальная и экономическая ситуация развития общества является достаточно изменчивой, а большой поток информации своевременно предоставляет сведения обо всех ее позитивных и негативных тенденциях. В свою очередь, это имеет свое отражение на психологическом благополучии каждого отдельного человека, что приводит к переоценке жизненных ценностей и установок, такими, как, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, ощущение счастья, осмысленность жизни, ценностные и смысложизненные ориентации личности.
Иными словами, определение факторов благополучия, границ этого понятия и степени его субъективности, находится в настоящий момент в детальной разработке различных исследований. Следует отметить, что категория психологического благополучия личности тесно связана с концепцией позитивного функционирования человека, которая описана в теориях гуманистического направления психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл), а уже позднее, выделившегося в отдельное направление экзистенциального (Дж. Бьюдженталь, А. Лэнгле, Р. Мэй). Основу этой концепции составляют формулировки о постоянной потребности и способности человека к самоактуализации и саморазвитию, в зависимости от степени реализации которых, он ощущает собственную психологическую целостность и удовлетворенность жизнью. Психологическое благополучие рассматривается, как многокомпонентный феномен, характеризующий степень позитивного функционирования человека, реализации его потенциала, определяющийся посредством преобладания положительных эмоций, счастья, субъективным ощущением гармонии личности, собственными достижениями.
При потере жизненных установок, таких, как удовлетворенность жизнью, собственными достижениями, самоактуализация, осмысленность жизни, является разрушительным для личности, приводит к агрессии, дивиантному поведению, депрессии, снижению социальной активности человека.
Проблемой остается недостаток достоверных данных о степени распространения одиночества, особенностях проявления в различных социальных группах.
Остается недостаточно освещенной связь осмысленности жизни с различными позитивными аспектами человеческого функционирования, такими, как личностное самопринятие, способность устанавливать и поддерживать позитивные отношения с окружающими, стремление к самоактуализации и т.д.
Особенно, мало изученным и дискуссионным, является вопрос о том, что выступает необходимым условием обретения смысла жизни. Учение В. Франкла об особой группе трансцендентных ценностей (ценности переживания, творчества, отношения), реализация которых , ведет личность к обретению устойчивого смысла жизни и, таким образом, к душевной гармонии, духовному благополучию. Отсюда рождается проблема о влиянии определённого характера ведущих ценностных ориентации личности, которые являются необходимым условием для переживания жизни, как осмысленной, а, следовательно, и залогом душевного благополучия. Теории, существующие в психологии исследования, не дают однозначного ответа на этот вопрос.
«Психологическое благополучие», и определение его, как степени направленности личности на реализацию компонентов позитивного функционирования, предполагает решение ряда вопросов, которые требуют проведения специальных эмпирических исследований. В связи с вышеизложенным, возникла необходимость эмпирически подтвердить существование такого рода направленности, и, прежде всего, охарактеризовать особенности отношения личности к психологическому благополучию и неблагополучию. Соответственно, такая же задача возникает и в связи с проблемой исследования осмысленности жизни: практически отсутствуют эмпирические исследования отношения личности к самому факту наличия или отсутствия смысла жизни.
Всё, вышесказанное, определяет актуальность настоящего исследования, направленного на выявление взаимосвязи между осмысленностью жизни, смысложизненными и ценностными ориентациями личности с психологическим благополучием личности.
Научная проблема. Научно-теоретическая актуальность обращения к проблеме одиночества в современном обществе связана с неоднозначной трактовкой происходящих в нем изменений, а, следовательно, и установок, которыми должен руководствоваться в своей жизни человек.
Объект исследования. Психологическое благополучие личности.
Предмет исследования. Психологическое благополучие личности со склонностью к одиночеству
Цель исследования:
1. Исследовать проблему психологического благополучия личности со склонностью к одиночеству
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи Задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты проблемы психологического благополучия личности со склонностью к одиночеству
2. Эмпирически изучить проблему психологического благополучия личности со склонностью к одиночеству
Гипотеза исследования:
1.Существуют различия в показателях психологического благополучия личности у одиноких и неодиноких людей.
Теоретико - методологическая основа исследования. В работах А.Н. Леонтьева, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, Б.С. Братуся, - осмысленность жизни исследуется и трактуется, как структурное и смысловое строение сознания, смысловой сферы личности. В работах В. Франкла, выдвинуты положения о психологической сущности феномена смысла жизни.
Наша эмпирическая часть работы опирается на идеи Д.А. Леонтьева, Д. Рассело и М. Фергюсона, Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова ,основной смысл которой заключается в том, что в молодости отслеживаются более устойчивые позитивные эмоции и позитивная самореализация, а в зрелом возрасте позитивные межличностные отношения.
Методы исследования. Для проведения исследования были выбраны методы, отвечающие его целям и задачам. В работе, с целью проверки выдвинутых гипотез, были использованы следующие методы и методики, направленные на изучение уровня осмысленности жизни, структуры ценностных и смысложизненных ориентаций:
1) изучение и теоретический анализ научной литературы в области общей, социальной, педагогической психологии, направленной на изучение ценностных и смысложизненных ориентаций;
2) Психодиагностические методики:
- методика «Субъективного ощущения одиночества» Д.Рассело и М. Фергюсона;
- опросник «психологического благополучия», который представляет собой адаптированный на русском языке вариант англоязычной методики, разработанный К. Рифф. Методика была несколько раз валидизирована в различных вариантах. Наиболее опросник был адаптирован и валидизирован Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко, в 2007 году - Н.Н. Лепешинским.
- экспресс диагностика самореализации Н. П .Фетискина, В. В. Козлова, Г.М. Мануйлова.
3) методы математико-статистического анализа(критерий Спирмена, Вилкоксона),описательная статистика.
Статистическая обработка полученных результатов производилась с помощью программы SPSS17.0 для среды Windows (версия 11.5).
Научная новизна работы. В работе раскрыты основные направления исследования феномена одиночества, обобщены современные теоретико-методологические подходы к пониманию его сущности. В диссертации теоретически обосновано и реализовано в эмпирическом исследовании понимание одиночества, как социального явления, сущность которого состоит в неудовлетворенности человека социальными отношениями и коммуникациями. Данное исследование представлено в различных социальных возрастных группах. Доказано наличие прямой связи между осмысленностью жизни и аспектами позитивного функционирования личности (автономия, управление окружающей средой, позитивные отношения с окружающими, личностный рост, наличие целей в жизни и позитивное самопринятие), которые рассматриваются как компоненты структуры психологического благополучия, субъективно выражающегося в ощущении счастья, удовлетворённости собой, собственной жизнью и т.д. В работе также показаны различия в уровне и структуре смысложизненных и характере ценностных ориентаций у лиц с высоким и низким уровнем психологического благополучия.
Практическая значимость: работы заключается в том, что будет разработана программа, направленная на формирование и осознание своей самореализации, ответственности, развития навыков регулирования эмоционального состояния, формирование нормативного уровня оценки своих возможностей. Данную программу, возможно будет использовать педагогам-психологам и социальным педагогам в образовательных учреждениях, социальными психологами школ, предприятий, частных консультаций.
Иными словами, определение факторов благополучия, границ этого понятия и степени его субъективности, находится в настоящий момент в детальной разработке различных исследований. Следует отметить, что категория психологического благополучия личности тесно связана с концепцией позитивного функционирования человека, которая описана в теориях гуманистического направления психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл), а уже позднее, выделившегося в отдельное направление экзистенциального (Дж. Бьюдженталь, А. Лэнгле, Р. Мэй). Основу этой концепции составляют формулировки о постоянной потребности и способности человека к самоактуализации и саморазвитию, в зависимости от степени реализации которых, он ощущает собственную психологическую целостность и удовлетворенность жизнью. Психологическое благополучие рассматривается, как многокомпонентный феномен, характеризующий степень позитивного функционирования человека, реализации его потенциала, определяющийся посредством преобладания положительных эмоций, счастья, субъективным ощущением гармонии личности, собственными достижениями.
При потере жизненных установок, таких, как удовлетворенность жизнью, собственными достижениями, самоактуализация, осмысленность жизни, является разрушительным для личности, приводит к агрессии, дивиантному поведению, депрессии, снижению социальной активности человека.
Проблемой остается недостаток достоверных данных о степени распространения одиночества, особенностях проявления в различных социальных группах.
Остается недостаточно освещенной связь осмысленности жизни с различными позитивными аспектами человеческого функционирования, такими, как личностное самопринятие, способность устанавливать и поддерживать позитивные отношения с окружающими, стремление к самоактуализации и т.д.
Особенно, мало изученным и дискуссионным, является вопрос о том, что выступает необходимым условием обретения смысла жизни. Учение В. Франкла об особой группе трансцендентных ценностей (ценности переживания, творчества, отношения), реализация которых , ведет личность к обретению устойчивого смысла жизни и, таким образом, к душевной гармонии, духовному благополучию. Отсюда рождается проблема о влиянии определённого характера ведущих ценностных ориентации личности, которые являются необходимым условием для переживания жизни, как осмысленной, а, следовательно, и залогом душевного благополучия. Теории, существующие в психологии исследования, не дают однозначного ответа на этот вопрос.
«Психологическое благополучие», и определение его, как степени направленности личности на реализацию компонентов позитивного функционирования, предполагает решение ряда вопросов, которые требуют проведения специальных эмпирических исследований. В связи с вышеизложенным, возникла необходимость эмпирически подтвердить существование такого рода направленности, и, прежде всего, охарактеризовать особенности отношения личности к психологическому благополучию и неблагополучию. Соответственно, такая же задача возникает и в связи с проблемой исследования осмысленности жизни: практически отсутствуют эмпирические исследования отношения личности к самому факту наличия или отсутствия смысла жизни.
Всё, вышесказанное, определяет актуальность настоящего исследования, направленного на выявление взаимосвязи между осмысленностью жизни, смысложизненными и ценностными ориентациями личности с психологическим благополучием личности.
Научная проблема. Научно-теоретическая актуальность обращения к проблеме одиночества в современном обществе связана с неоднозначной трактовкой происходящих в нем изменений, а, следовательно, и установок, которыми должен руководствоваться в своей жизни человек.
Объект исследования. Психологическое благополучие личности.
Предмет исследования. Психологическое благополучие личности со склонностью к одиночеству
Цель исследования:
1. Исследовать проблему психологического благополучия личности со склонностью к одиночеству
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи Задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты проблемы психологического благополучия личности со склонностью к одиночеству
2. Эмпирически изучить проблему психологического благополучия личности со склонностью к одиночеству
Гипотеза исследования:
1.Существуют различия в показателях психологического благополучия личности у одиноких и неодиноких людей.
Теоретико - методологическая основа исследования. В работах А.Н. Леонтьева, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, Б.С. Братуся, - осмысленность жизни исследуется и трактуется, как структурное и смысловое строение сознания, смысловой сферы личности. В работах В. Франкла, выдвинуты положения о психологической сущности феномена смысла жизни.
Наша эмпирическая часть работы опирается на идеи Д.А. Леонтьева, Д. Рассело и М. Фергюсона, Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова ,основной смысл которой заключается в том, что в молодости отслеживаются более устойчивые позитивные эмоции и позитивная самореализация, а в зрелом возрасте позитивные межличностные отношения.
Методы исследования. Для проведения исследования были выбраны методы, отвечающие его целям и задачам. В работе, с целью проверки выдвинутых гипотез, были использованы следующие методы и методики, направленные на изучение уровня осмысленности жизни, структуры ценностных и смысложизненных ориентаций:
1) изучение и теоретический анализ научной литературы в области общей, социальной, педагогической психологии, направленной на изучение ценностных и смысложизненных ориентаций;
2) Психодиагностические методики:
- методика «Субъективного ощущения одиночества» Д.Рассело и М. Фергюсона;
- опросник «психологического благополучия», который представляет собой адаптированный на русском языке вариант англоязычной методики, разработанный К. Рифф. Методика была несколько раз валидизирована в различных вариантах. Наиболее опросник был адаптирован и валидизирован Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко, в 2007 году - Н.Н. Лепешинским.
- экспресс диагностика самореализации Н. П .Фетискина, В. В. Козлова, Г.М. Мануйлова.
3) методы математико-статистического анализа(критерий Спирмена, Вилкоксона),описательная статистика.
Статистическая обработка полученных результатов производилась с помощью программы SPSS17.0 для среды Windows (версия 11.5).
Научная новизна работы. В работе раскрыты основные направления исследования феномена одиночества, обобщены современные теоретико-методологические подходы к пониманию его сущности. В диссертации теоретически обосновано и реализовано в эмпирическом исследовании понимание одиночества, как социального явления, сущность которого состоит в неудовлетворенности человека социальными отношениями и коммуникациями. Данное исследование представлено в различных социальных возрастных группах. Доказано наличие прямой связи между осмысленностью жизни и аспектами позитивного функционирования личности (автономия, управление окружающей средой, позитивные отношения с окружающими, личностный рост, наличие целей в жизни и позитивное самопринятие), которые рассматриваются как компоненты структуры психологического благополучия, субъективно выражающегося в ощущении счастья, удовлетворённости собой, собственной жизнью и т.д. В работе также показаны различия в уровне и структуре смысложизненных и характере ценностных ориентаций у лиц с высоким и низким уровнем психологического благополучия.
Практическая значимость: работы заключается в том, что будет разработана программа, направленная на формирование и осознание своей самореализации, ответственности, развития навыков регулирования эмоционального состояния, формирование нормативного уровня оценки своих возможностей. Данную программу, возможно будет использовать педагогам-психологам и социальным педагогам в образовательных учреждениях, социальными психологами школ, предприятий, частных консультаций.
Рассмотрев основные учения о психологическом благополучии личности, мы пришли к выводу, что психологическое благополучие рассматривается, как системное качество человека, которое приобретается им в процессе жизнедеятельности, проявляющееся в смысловой наполненности своей жизни и позволяющее актуализировать свои индивидуально - психологические возможности для достижения поставленных целей (А.В. Воронина, В.Э. Пахальян).
Психологическое благополучие определяется и как переживание счастья и удовлетворенности жизнью, и как преобладание позитивных эмоций над негативными (Н. Брэдбери, М. Аргайл).
Проблемами психологического благополучия занимались многие ученые. Нам наиболее близко учение Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко, Н.Н. Лепешинского, Н. П. Фетискина, В. В. Козловой, Г. М. Мануйлова, Д. Рассела и М. Фергюсона, основной смысл заключается в том, что под «психологическим благополучием» подразумевается субъективное самоощущение целостности и осмысленности индивидом своего бытия. Именно эти учения авторов легли в основу нашего эмпирического исследования при помощи следующих методик: субъективное ощущение одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, психологическое благополучие личности Т.Д. Шевеленковой, Т.П. Фесенко, экспресс-диагностика самооценки Н.П. Фетискина, Козлова В.В, Г.М. Мануйлова.
Таким образом, описательная статистика показала, что:
- в возрастной группе неодиноких людей в возрасте от 30 до 40 лет высоким уровнем преобладают позитивные эмоции, что говорит о преобладании позитивной эмоциональности над негативной, и позитивная самореализация, которая говорит о чувстве удовлетворения, уверенности в своей компетенции и состоятельности.
- в возрастной группе одиноких людей в возрасте от 30 до 40 лет высоким уровнем преобладает позитивная самореализация, что говорит о чувстве удовлетворения. Уверенности в своей компетенции и состоятельности.
-в возрастной группе неодиноких людей от 50 до 60 лет высоким уровнем преобладает позитивная эмоция, мотивационная вовлеченность, личностный смысл, позитивные межличностные отношения, позитивная самореализация, что говорит о преобладании позитивной эмоциональности над негативной, степени включенности сознания в жизнедеятельность, заинтересованности в разрешении познавательных задач, любознательности и страстной активности в той деятельности, в которой человек компетентен, знание порядка, последовательности и цели своего существования, стремление и достижение достойных целей, а также удовлетворения, сопровождающее рефлексию жизненного пути, системе межличностных взаимодействий, основанных на механизмах аттракции, подкрепляемых положительными эмоциями и удовлетворенностью отношениями, чувстве удовлетворения, уверенности в своей компетентности и состоятельности.
-в возрастной группе одиноких людей от 50 до 60 лет высоким уровнем преобладает личностный смысл, что говорит о знании порядка, последовательности и цели своего существования. Стремление и достижение достойных целей, а также удовлетворения, сопровождающее рефлексию жизненного пути.
Результаты сравнительного анализа позволили нам сделать вывод, что:
- присутствуют значимые различия субъективного ощущения одиночества одиноких и неодиноких людей в разных возрастных категориях
- присутствуют значимые различия психологического благополучия одиноких и неодиноких людей в разных возрастных категориях.
Подведя итого вышеизложенному, делаем вывод, что гипотеза, предполагающая статистически значимые различия психологического благополучия личности среди одиноких и неодиноких людей в разных возрастных категориях нашли свое подтверждение.
Таким образом, считаю, что поставленные в начале исследования цели и задачи были полностью достигнуты.
Психологическое благополучие определяется и как переживание счастья и удовлетворенности жизнью, и как преобладание позитивных эмоций над негативными (Н. Брэдбери, М. Аргайл).
Проблемами психологического благополучия занимались многие ученые. Нам наиболее близко учение Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко, Н.Н. Лепешинского, Н. П. Фетискина, В. В. Козловой, Г. М. Мануйлова, Д. Рассела и М. Фергюсона, основной смысл заключается в том, что под «психологическим благополучием» подразумевается субъективное самоощущение целостности и осмысленности индивидом своего бытия. Именно эти учения авторов легли в основу нашего эмпирического исследования при помощи следующих методик: субъективное ощущение одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, психологическое благополучие личности Т.Д. Шевеленковой, Т.П. Фесенко, экспресс-диагностика самооценки Н.П. Фетискина, Козлова В.В, Г.М. Мануйлова.
Таким образом, описательная статистика показала, что:
- в возрастной группе неодиноких людей в возрасте от 30 до 40 лет высоким уровнем преобладают позитивные эмоции, что говорит о преобладании позитивной эмоциональности над негативной, и позитивная самореализация, которая говорит о чувстве удовлетворения, уверенности в своей компетенции и состоятельности.
- в возрастной группе одиноких людей в возрасте от 30 до 40 лет высоким уровнем преобладает позитивная самореализация, что говорит о чувстве удовлетворения. Уверенности в своей компетенции и состоятельности.
-в возрастной группе неодиноких людей от 50 до 60 лет высоким уровнем преобладает позитивная эмоция, мотивационная вовлеченность, личностный смысл, позитивные межличностные отношения, позитивная самореализация, что говорит о преобладании позитивной эмоциональности над негативной, степени включенности сознания в жизнедеятельность, заинтересованности в разрешении познавательных задач, любознательности и страстной активности в той деятельности, в которой человек компетентен, знание порядка, последовательности и цели своего существования, стремление и достижение достойных целей, а также удовлетворения, сопровождающее рефлексию жизненного пути, системе межличностных взаимодействий, основанных на механизмах аттракции, подкрепляемых положительными эмоциями и удовлетворенностью отношениями, чувстве удовлетворения, уверенности в своей компетентности и состоятельности.
-в возрастной группе одиноких людей от 50 до 60 лет высоким уровнем преобладает личностный смысл, что говорит о знании порядка, последовательности и цели своего существования. Стремление и достижение достойных целей, а также удовлетворения, сопровождающее рефлексию жизненного пути.
Результаты сравнительного анализа позволили нам сделать вывод, что:
- присутствуют значимые различия субъективного ощущения одиночества одиноких и неодиноких людей в разных возрастных категориях
- присутствуют значимые различия психологического благополучия одиноких и неодиноких людей в разных возрастных категориях.
Подведя итого вышеизложенному, делаем вывод, что гипотеза, предполагающая статистически значимые различия психологического благополучия личности среди одиноких и неодиноких людей в разных возрастных категориях нашли свое подтверждение.
Таким образом, считаю, что поставленные в начале исследования цели и задачи были полностью достигнуты.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ У ПОДРОСТКОВ.
СКЛОННЫХ И НЕ СКЛОННЫХ К СУИЦИДАЛЬНОМУ РИСКУ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЕЮ ОДИНОЧЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - ДОВЕРИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ
ЛЮДЬМИ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2022 - Исследование взаимосвязи актуальных страхов детей младшего школьного возраста и их родителей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - Эмоциональное выгорание женщин в средней взрослости с разными базисными убеждениями (Уфимский Университет Науки и Технологий)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Исследование одиночества и суицидального риска у подростков и пожилых людей (Уфимский Университет Науки и Технологий)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - Особенности личности пациентов пожилого возраста с сосудистыми заболеваниями (19.00.04.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2006 - ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ СИМВОЛДРАМЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018



