СМЫСЛОВОЕ БУДУЩЕЕ ЛЮДЕЙ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ СРЕДЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО
БУДУЩЕГО ЛЮДЕЙ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ СРЕДЫ 8
1.1. Смысловое будущее как психологический феномен 8
1.2. Проблема изучения временной перспективы в психологии 24
1.3. Особенности людей ранней взрослости 32
1.4. Характеристика условий закрытой среды 43
1.5. Характеристика смыслового будущего людей ранней взрослости в
условиях зарытой среды 48
1.6. Выводы по первой главе 55
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОВОГО БУДУЩЕГО ЛЮДЕЙ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ СРЕДЫ
2.1. Дизайн эмпирического исследования 58
2.2. Характеристика выборки и обоснование методов исследования ... 60
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 66
2.4. Выводы по второй главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 99
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО
БУДУЩЕГО ЛЮДЕЙ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ СРЕДЫ 8
1.1. Смысловое будущее как психологический феномен 8
1.2. Проблема изучения временной перспективы в психологии 24
1.3. Особенности людей ранней взрослости 32
1.4. Характеристика условий закрытой среды 43
1.5. Характеристика смыслового будущего людей ранней взрослости в
условиях зарытой среды 48
1.6. Выводы по первой главе 55
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОВОГО БУДУЩЕГО ЛЮДЕЙ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ СРЕДЫ
2.1. Дизайн эмпирического исследования 58
2.2. Характеристика выборки и обоснование методов исследования ... 60
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 66
2.4. Выводы по второй главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 99
Актуальность проблемы и темы исследования. Каждый человек живет во временном пространстве: в прошлом, в настоящем и в будущем, он осваивает и преодолевает все три вида времени, а поэтому они постоянно находятся с человеком. Будущее всегда привлекало исследователей разного времени и направлений, а так же идея смысла жизни, поэтому понятие смысловое будущее получило в психологии определенное развитие, но всё, же остается в настоящее время недостаточно изучено.
Наибольший интерес смысловое будущее привлекает в последнее десятилетие в связи с ускорением темпа жизни, увеличением объема получаемой информации, перерабатываемого современным человеком. Ускоренно меняющийся предметный и социальный мир заставляет человека постоянно адаптироваться к новым социальным установкам, в том числе и смысловому аспекту жизнедеятельности. По-другому обстоит описываемая проблема в учреждениях закрытого типа (исправительные учреждения, специальные учебные заведения и другие), социальные изменения современной эпохи мало затрагивают данный вид общественной системы. В связи с этим человек, находящийся в закрытых условиях, сталкивается с затруднением правильно и рационально распоряжаться своим временем, выстраивать временную перспективу, расставлять в будущем цели, значимые для субъекта и окрашенные личностным смыслом.
Особое значение приобретает изучение смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды, когда представление о своем смысловом будущем, осознание прошлого, конструирование своего жизненного пути, являясь основой личностного самоопределения, влияет на последующие значимые выборы человека после выхода в открытую среду. Так же следует учесть тот факт, что период взрослости представляет собой значительный по времени отрезок жизни человека, с этим связаны многие проблемы исследования данного периода.
В настоящее время психологическая наука многими авторами выделяет проблему исследования смысловых образований личности в процессе временно и пространственно ограниченной жизни такими авторами, как Л. Фрэнк, К. Левин, Ф. Зимбардо, К.А. Абульханова-Славская, Л.В. Бороздина, А.Г. Асмолов, Е.И. Головаха и другими.
Кроме этого, появились работы, связанные с изучением смыслового будущего личности в условиях закрытой среды, представленные в работах В.Е. Клочко, Ю.В. Клочко, М.Л. Мельникова, О. М. Писарев, А.И. Ушатиков, Б.Б. Казак, А.В. Виноградов и другие.
Актуальность и выявленная проблема позволили сформулировать тему исследования: «Смысловое будущее людей ранней взрослости в условиях закрытой среды».
Объект исследования: смысловая сфера личности в период взрослости.
Предмет исследования: смысловое будущее людей ранней взрослости в условиях закрытой среды.
Цель исследования: выявить и описать особенности смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды.
Гипотеза исследования состоит из следующего предположения, что имеются значимые различия в характеристике смыслового будущего у людей ранней и средней взрослости в условиях закрытой среды.
Цель и гипотеза исследования конкретизировались в следующих задачах.
Теоретические задачи:
1. Систематизировать обзор основных подходов к проблеме смыслового будущего в отечественной и зарубежной психологической науке.
2. На основе изучения и анализа психологической литературы выявить сущность и особенности понятия временной перспективы
3. Исследовать структуру личности людей ранней взрослости, с тем, чтобы максимально учесть их особенности и возможности в психологическом процессе.
4. Выявить психологические особенности условий закрытой среды.
Методические задачи:
5. Разработать процедуру анализа смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды.
6. Подобрать методический инструментарий для исследования особенностей смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды.
Эмпирические задачи:
6. Описать особенности структурной организации, компонентного состава, детерминации и особенностей смыслового будущего людей ранней и средней взрослости в условиях закрытой среды.
7. Изучить своеобразие взаимосвязей показателей смыслового будущего с личностными и индивидуальными свойствами людей ранней и средней взрослости в условиях закрытой среды.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования составляют: принципы культурно-исторического подхода Л.С. Выготского (2000, 2004); теория деятельности А.Н. Леонтьева (1983);
личностный подход Б.Г. Ананьева (1997), С.Л. Рубинштейна (2000); системный подход в исследовании личности Б.Ф. Ломова (1984); теория стремления к смыслу в логотерапии В. Франкла; теория психологических систем В.Е. Клочко (2000, 2005). Кроме того, в исследовании учитываются положения системного структурно-уровневого подхода Г.В. Залевского (2007), положения А.В. Брушлинского (1995) и К.А. Абульхановой (2001) об исследовании личности в изменяющемся обществе, положения К. Левина (2000) о личности как сложном энергетическом поле, мотивируемом психологическими силами; данные психологических исследований О.М. Писарева, И.С. Худяковой о криминогенной сущности личности преступника.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: для организации исследования применен сравнительный метод поперечных срезов, для сбора данных - ряд известных стандартизированных методик, для обработки результатов - методы математической статистики и качественного анализа данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе исправительного учреждения закрытого типа для мужчин (Свердловская область).
Научная новизна проведённого исследования заключается в том, что впервые определены особенности смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды.
Теоретическая значимость состоит в том, что его результаты уточняют и расширяют научное представление о специфике смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды. Проведенный анализ проблемы смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды позволил обозначить своеобразие смыслового будущего людей разных возрастных периодов. Полученные результаты могут служить теоретической базой для дальнейших исследований смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды с учетом ее типологии.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по сопровождению людей ранней взрослости в условиях закрытой среды. Полученные в исследовании данные настоящего исследования могут быть использованы при изучении психологами специализированных психологических дисциплин, таких как «Психология стресса», «Психодиагностика», «Психологическое консультирование», «Психологическая коррекция и реабилитация»; а также в практике реализации обучения студентов вузов уголовно - исполнительной системы. Полученные данные настоящего исследования обогащают программы курсов «Педагогическая психология», «Психология развития», «Пенитенциарная психология». Эмпирические данные, полученные в ходе изучения индивидуально-психологических особенностей личности правонарушителей, открывают возможности для практической работы в системе исправительной практики, направленной на повышение воспитательных функций учреждений закрытого типа. Результаты исследования могут быть использованы в повышении психолого - педагогической компетентности сотрудников, а также для повышения эффективности практической деятельности психологов исправительных учреждений, занимающихся психологическим сопровождением людей ранней взрослости, находящимися в условиях закрытой среды.
Наибольший интерес смысловое будущее привлекает в последнее десятилетие в связи с ускорением темпа жизни, увеличением объема получаемой информации, перерабатываемого современным человеком. Ускоренно меняющийся предметный и социальный мир заставляет человека постоянно адаптироваться к новым социальным установкам, в том числе и смысловому аспекту жизнедеятельности. По-другому обстоит описываемая проблема в учреждениях закрытого типа (исправительные учреждения, специальные учебные заведения и другие), социальные изменения современной эпохи мало затрагивают данный вид общественной системы. В связи с этим человек, находящийся в закрытых условиях, сталкивается с затруднением правильно и рационально распоряжаться своим временем, выстраивать временную перспективу, расставлять в будущем цели, значимые для субъекта и окрашенные личностным смыслом.
Особое значение приобретает изучение смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды, когда представление о своем смысловом будущем, осознание прошлого, конструирование своего жизненного пути, являясь основой личностного самоопределения, влияет на последующие значимые выборы человека после выхода в открытую среду. Так же следует учесть тот факт, что период взрослости представляет собой значительный по времени отрезок жизни человека, с этим связаны многие проблемы исследования данного периода.
В настоящее время психологическая наука многими авторами выделяет проблему исследования смысловых образований личности в процессе временно и пространственно ограниченной жизни такими авторами, как Л. Фрэнк, К. Левин, Ф. Зимбардо, К.А. Абульханова-Славская, Л.В. Бороздина, А.Г. Асмолов, Е.И. Головаха и другими.
Кроме этого, появились работы, связанные с изучением смыслового будущего личности в условиях закрытой среды, представленные в работах В.Е. Клочко, Ю.В. Клочко, М.Л. Мельникова, О. М. Писарев, А.И. Ушатиков, Б.Б. Казак, А.В. Виноградов и другие.
Актуальность и выявленная проблема позволили сформулировать тему исследования: «Смысловое будущее людей ранней взрослости в условиях закрытой среды».
Объект исследования: смысловая сфера личности в период взрослости.
Предмет исследования: смысловое будущее людей ранней взрослости в условиях закрытой среды.
Цель исследования: выявить и описать особенности смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды.
Гипотеза исследования состоит из следующего предположения, что имеются значимые различия в характеристике смыслового будущего у людей ранней и средней взрослости в условиях закрытой среды.
Цель и гипотеза исследования конкретизировались в следующих задачах.
Теоретические задачи:
1. Систематизировать обзор основных подходов к проблеме смыслового будущего в отечественной и зарубежной психологической науке.
2. На основе изучения и анализа психологической литературы выявить сущность и особенности понятия временной перспективы
3. Исследовать структуру личности людей ранней взрослости, с тем, чтобы максимально учесть их особенности и возможности в психологическом процессе.
4. Выявить психологические особенности условий закрытой среды.
Методические задачи:
5. Разработать процедуру анализа смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды.
6. Подобрать методический инструментарий для исследования особенностей смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды.
Эмпирические задачи:
6. Описать особенности структурной организации, компонентного состава, детерминации и особенностей смыслового будущего людей ранней и средней взрослости в условиях закрытой среды.
7. Изучить своеобразие взаимосвязей показателей смыслового будущего с личностными и индивидуальными свойствами людей ранней и средней взрослости в условиях закрытой среды.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования составляют: принципы культурно-исторического подхода Л.С. Выготского (2000, 2004); теория деятельности А.Н. Леонтьева (1983);
личностный подход Б.Г. Ананьева (1997), С.Л. Рубинштейна (2000); системный подход в исследовании личности Б.Ф. Ломова (1984); теория стремления к смыслу в логотерапии В. Франкла; теория психологических систем В.Е. Клочко (2000, 2005). Кроме того, в исследовании учитываются положения системного структурно-уровневого подхода Г.В. Залевского (2007), положения А.В. Брушлинского (1995) и К.А. Абульхановой (2001) об исследовании личности в изменяющемся обществе, положения К. Левина (2000) о личности как сложном энергетическом поле, мотивируемом психологическими силами; данные психологических исследований О.М. Писарева, И.С. Худяковой о криминогенной сущности личности преступника.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: для организации исследования применен сравнительный метод поперечных срезов, для сбора данных - ряд известных стандартизированных методик, для обработки результатов - методы математической статистики и качественного анализа данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе исправительного учреждения закрытого типа для мужчин (Свердловская область).
Научная новизна проведённого исследования заключается в том, что впервые определены особенности смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды.
Теоретическая значимость состоит в том, что его результаты уточняют и расширяют научное представление о специфике смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды. Проведенный анализ проблемы смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды позволил обозначить своеобразие смыслового будущего людей разных возрастных периодов. Полученные результаты могут служить теоретической базой для дальнейших исследований смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды с учетом ее типологии.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по сопровождению людей ранней взрослости в условиях закрытой среды. Полученные в исследовании данные настоящего исследования могут быть использованы при изучении психологами специализированных психологических дисциплин, таких как «Психология стресса», «Психодиагностика», «Психологическое консультирование», «Психологическая коррекция и реабилитация»; а также в практике реализации обучения студентов вузов уголовно - исполнительной системы. Полученные данные настоящего исследования обогащают программы курсов «Педагогическая психология», «Психология развития», «Пенитенциарная психология». Эмпирические данные, полученные в ходе изучения индивидуально-психологических особенностей личности правонарушителей, открывают возможности для практической работы в системе исправительной практики, направленной на повышение воспитательных функций учреждений закрытого типа. Результаты исследования могут быть использованы в повышении психолого - педагогической компетентности сотрудников, а также для повышения эффективности практической деятельности психологов исправительных учреждений, занимающихся психологическим сопровождением людей ранней взрослости, находящимися в условиях закрытой среды.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В ходе анализа существующих подходов к изучению понятия «смысловое будущее» в отечественной литературе нами были проанализированы исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульханова-Славской, А.Г. Асмоловой Д.Е. Беловой, М.Л. Мельниковой и других, а также зарубежных ученых В. Франкл, Р. Мэй, Дж. Накамура, М.Р. Гинзбург и других. Выделив главное, что смысловое будущее принадлежит к ценностно - смысловой плоскости и является фрагментом картины мира в смысловой сфере личности. Смысловое будущее М.Р. Гинзбургом определяется как личностное проецирование себя в будущее, в котором трехмерное пространство создается пересечением ценностно-смысловой и пространственно-временной плоскостей.
Пространственно-временная плоскость имеет особое место в изучении смыслового будущего (Л. Фрэнк, Л.В. Бороздина, К. Левин, Е.И. Головаха, Ф. Зимбардо и другие). Согласно К. Левина временная перспектива рассматривается, как представление личности своего прошлого или будущего в настоящем и предполагается, что когнитивная деятельность и эмоции по поводу прошлого или будущего могут влиять на действия, эмоции и когнитивную деятельность в настоящем, а также и на стремления в будущем.
2. В ходе анализа периода ранней взрослости (С.Л. Рубинштейн, Э. Эриксон, Г. Крайг А.В. Толстых, И.Ю. Кулагина, В.И. Слободчиков, Г.С. Абрамова и другие) мы сделали вывод о том, что в описываемый возрастной период, человек начинает утверждать себя в жизни, путём осуществления поставленных целей. В данный период человек приступает к реализации личного жизненного замысла, при этом непрерывно растёт и развивается. Так же в данный период проверяется правильность сделанного пути, уясняется смысл жизни, практикой самой жизни, а именно одним из важных событий периода ранней взрослости - кризисом тридцати лет. К центральным возрастным новообразованиям данного периода можно отнести семейные отношения и профессиональную компетентность.
3. Следует указать, что на развитие личности оказывают непосредственное влияние внешние и внутренние явления, в том числе условия закрытой среды (режим, адаптация, ограничение потребностей и другие). Пенитенциарное учреждение является ярким примером закрытого учреждения с ограниченным пространство, установленным порядком пребывания, а также изоляцией человека от общества.
Анализ работ психологов, исследующих вопросы пенитенциарной психологии (В.Е. Клочко, Ю.В. Клочко, М.Л. Мельникова, О.М. Писарев, А.И. Ушатиков, Б.Б. Казак, А.В. Виноградов и другие) свидетельствует о том, что у людей ранней взрослости в условиях закрытой среды присутствует более примитивная и уплощенная форма организации компонентов смыслового будущего. Находясь в условиях закрытой среды, человек приобретает новые жизненные и социальные роли, тем самым заставляя человека по новому смотреть на многие вещи, в связи с чем, происходит изменение компонентов смыслового будущего. Для человека, находящегося в условиях изоляции характерна фиксация на временном континиуме (прошлое, будущее). Немаловажным для изменения смыслового будущего людей ранней взрослости в закрытых условиях содержания являются условия. Тем самым условия закрытой среды продуцируют темпоральные проявления, связанные с деформацией ценностно-смыслового содержания образа мира и образа жизни людей ранней взрослости.
4. В ходе эмпирического исследования было определено смысловое будущее людей ранней и средней взрослости в условиях закрытой среды. Так у людей ранней взрослости в условиях закрытой среды выражена направленность на удовлетворение сиюминутных потребностей, отсутствие критичности в осмыслении явлений окружающей действительности и максимализм в отношении к жизни. Люди ранней взрослости в условиях закрытой среды имеют представление о себе как о сильной и уникальной личности, которая обладает достаточной свободой и непосредственностью выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими поставленными целями и представлениями смысле собственной жизни, без оглядки на требования социально-правовых норм. При этом планы и цели не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию в будущем.
У людей средней взрослости в условиях закрытой среды смысловое будущее указывает устремлённость на достижение конкретных результатов в деятельности, стремления к материальному благополучию и более высоким иерархическим потребностям, а также на осознанный жизненный опыт, интернализованные жизненные цели, которые приобретают смысложизненную перспективу. У людей средней взрослости в условиях закрытой среды прослеживается осознанность в оценке результата собственной жизни, способность проанализировать путь собственного развития и соотнести более реально с близкими и дальними целями. У периода средней взрослости в условиях закрытой среды присутствует осознание того, что результаты жизни напрямую зависят от поступков и действий пройденного пути. Существует представление того, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле, человек должен обладать достаточной свободой выбора, то есть свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. В то же время, присутствует убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
После соотнесения описанных компонентов смыслового будущего людей ранней и средней взрослости в условиях закрытой среды, мы получили следующий результат: содержание смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды имеет свои особенности, проявляющиеся в отсутствии критичности в осмыслении явлений окружающей действительности и максимализме в отношении к жизни, при этом планы и цели не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию в будущем. У людей средней взрослости в условиях закрытой среды целевые объекты связаны с достижением конкретных результатов в деятельности, стремлением к более высоким иерархическим потребностям, осознанности в оценке результата собственной жизни без свободы выбора в будущем.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза полностью подтверждена.
1. В ходе анализа существующих подходов к изучению понятия «смысловое будущее» в отечественной литературе нами были проанализированы исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульханова-Славской, А.Г. Асмоловой Д.Е. Беловой, М.Л. Мельниковой и других, а также зарубежных ученых В. Франкл, Р. Мэй, Дж. Накамура, М.Р. Гинзбург и других. Выделив главное, что смысловое будущее принадлежит к ценностно - смысловой плоскости и является фрагментом картины мира в смысловой сфере личности. Смысловое будущее М.Р. Гинзбургом определяется как личностное проецирование себя в будущее, в котором трехмерное пространство создается пересечением ценностно-смысловой и пространственно-временной плоскостей.
Пространственно-временная плоскость имеет особое место в изучении смыслового будущего (Л. Фрэнк, Л.В. Бороздина, К. Левин, Е.И. Головаха, Ф. Зимбардо и другие). Согласно К. Левина временная перспектива рассматривается, как представление личности своего прошлого или будущего в настоящем и предполагается, что когнитивная деятельность и эмоции по поводу прошлого или будущего могут влиять на действия, эмоции и когнитивную деятельность в настоящем, а также и на стремления в будущем.
2. В ходе анализа периода ранней взрослости (С.Л. Рубинштейн, Э. Эриксон, Г. Крайг А.В. Толстых, И.Ю. Кулагина, В.И. Слободчиков, Г.С. Абрамова и другие) мы сделали вывод о том, что в описываемый возрастной период, человек начинает утверждать себя в жизни, путём осуществления поставленных целей. В данный период человек приступает к реализации личного жизненного замысла, при этом непрерывно растёт и развивается. Так же в данный период проверяется правильность сделанного пути, уясняется смысл жизни, практикой самой жизни, а именно одним из важных событий периода ранней взрослости - кризисом тридцати лет. К центральным возрастным новообразованиям данного периода можно отнести семейные отношения и профессиональную компетентность.
3. Следует указать, что на развитие личности оказывают непосредственное влияние внешние и внутренние явления, в том числе условия закрытой среды (режим, адаптация, ограничение потребностей и другие). Пенитенциарное учреждение является ярким примером закрытого учреждения с ограниченным пространство, установленным порядком пребывания, а также изоляцией человека от общества.
Анализ работ психологов, исследующих вопросы пенитенциарной психологии (В.Е. Клочко, Ю.В. Клочко, М.Л. Мельникова, О.М. Писарев, А.И. Ушатиков, Б.Б. Казак, А.В. Виноградов и другие) свидетельствует о том, что у людей ранней взрослости в условиях закрытой среды присутствует более примитивная и уплощенная форма организации компонентов смыслового будущего. Находясь в условиях закрытой среды, человек приобретает новые жизненные и социальные роли, тем самым заставляя человека по новому смотреть на многие вещи, в связи с чем, происходит изменение компонентов смыслового будущего. Для человека, находящегося в условиях изоляции характерна фиксация на временном континиуме (прошлое, будущее). Немаловажным для изменения смыслового будущего людей ранней взрослости в закрытых условиях содержания являются условия. Тем самым условия закрытой среды продуцируют темпоральные проявления, связанные с деформацией ценностно-смыслового содержания образа мира и образа жизни людей ранней взрослости.
4. В ходе эмпирического исследования было определено смысловое будущее людей ранней и средней взрослости в условиях закрытой среды. Так у людей ранней взрослости в условиях закрытой среды выражена направленность на удовлетворение сиюминутных потребностей, отсутствие критичности в осмыслении явлений окружающей действительности и максимализм в отношении к жизни. Люди ранней взрослости в условиях закрытой среды имеют представление о себе как о сильной и уникальной личности, которая обладает достаточной свободой и непосредственностью выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими поставленными целями и представлениями смысле собственной жизни, без оглядки на требования социально-правовых норм. При этом планы и цели не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию в будущем.
У людей средней взрослости в условиях закрытой среды смысловое будущее указывает устремлённость на достижение конкретных результатов в деятельности, стремления к материальному благополучию и более высоким иерархическим потребностям, а также на осознанный жизненный опыт, интернализованные жизненные цели, которые приобретают смысложизненную перспективу. У людей средней взрослости в условиях закрытой среды прослеживается осознанность в оценке результата собственной жизни, способность проанализировать путь собственного развития и соотнести более реально с близкими и дальними целями. У периода средней взрослости в условиях закрытой среды присутствует осознание того, что результаты жизни напрямую зависят от поступков и действий пройденного пути. Существует представление того, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле, человек должен обладать достаточной свободой выбора, то есть свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. В то же время, присутствует убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
После соотнесения описанных компонентов смыслового будущего людей ранней и средней взрослости в условиях закрытой среды, мы получили следующий результат: содержание смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды имеет свои особенности, проявляющиеся в отсутствии критичности в осмыслении явлений окружающей действительности и максимализме в отношении к жизни, при этом планы и цели не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию в будущем. У людей средней взрослости в условиях закрытой среды целевые объекты связаны с достижением конкретных результатов в деятельности, стремлением к более высоким иерархическим потребностям, осознанности в оценке результата собственной жизни без свободы выбора в будущем.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза полностью подтверждена.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОГО БУДУЩЕГО У ЛИЦ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО У
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017



