Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методы нейролингвистического программирования в профилактике поведения подростков

Работа №96698

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы158
Год сдачи2018
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1 Проблема девиантного поведения в современной психолого-
педагогической науке и практике 6
1.2 Особенности девиантного поведения подростков 17
1.3 Анализ подходов к профилактике девиантного поведения подростков ... 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 42
2.1 Организация метода исследования. Анализ результата первичной
диагностики 42
2.2 Методы нейролингвистического программирования в профилактике
девиантного поведения подростков 59
2.3 Анализ полученных результатов 65
Заключение 76
Список литературы 79
Приложение 84

Актуальность исследования. Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества подростков имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков - один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение. В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер - больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В последние годы в России значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т.п.
Как мы видим, в нашем обществе существует ряд причин для развития личности с девиантным поведением. И одна из основных задач психолога - определение основных направлений восстановления нормального процесса социализации подростка, т.е. разработка основных профилактических мероприятий с применением методов нейролингвистического программирования.
В литературе девиантное поведение рассматривается вместе с психологическими особенностями подросткового возраста. Сам по себе «переходный возраст» и его психологические особенности (норма и отклонение) давно интересуют ученых - психологов. [2]
Проблемами девиантного поведения, его формированием и профилактикой занимались такие ученые как Ч. Беккарло, М. Вебер, Э. Фэрри, Г. Парсонс и другие.
Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина; современной социологии права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева.
Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, А.Н. Елизарова, А.В. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, В.Т. Шапко и других. [6]
Влияние школьной среды в процессе социализации молодежи, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения учащихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина, В.В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова.
Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию девиантного поведения, проблема подростковых девиаций в условиях рыночной экономики требует дальнейшего изучения. Рассматривая и анализируя существующие программы профилактики девиантного поведения подростков, выделили что в основном программы построены в форме тренинга и в рамках бихевиорального подхода, а программ профилактики девиантного поведения подростков с применением методов нейролингвистического программирования нет. Это и обуславливает актуальность данного исследования и новизну.
Цель работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу профилактики девиантного поведения подростков с применением методов нейролингвистического программирования.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: методы нейролингвистического программирования в профилактике девиантного поведения подростков.
Гипотеза: Если выявить склонности к девиантному поведению и провести комплекс профилактических мероприятий с применением методов нейролингвистического программирования, то можно избежать формирования отклоняющегося поведения.
Задачи:
1. Проанализировать сущность проблемы девиантного поведения подростков в психолого-педагогической науке и практике.
2. Обобщить особенности проявления девиантного поведения у подростков;
3. Определить психолого-педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков.
4. Разработать программу профилактики девиантного поведения
подростков с применением методов нейролингвистического программирования и экспериментально проверить ее эффективность.
Практическая значимость: разработка методического инструментария для профилактики девиантного поведения с целью избежать формирования отклоняющегося поведения.
Выпускная квалификационная работа состоит: из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, делая вывод из вышесказанного, можно выделить, что подростки с девиантным поведением это те, кто недостаточно усвоил ценности, социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе - семье, школе т.п. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и предотвращение требует хорошо организованной системы социальных и психологических профилактических воздействий. Психологическая помощь является одним из уровней этой системы и играет в ней связующую роль. Она имеет два ведущих направления:
• психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика);
• психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).
Проанализировав психолого-педагогические труды по вопросам девиантного поведения, мы можем выявить основные причины, приводящие к девиантному поведению подростков. Это - потребность в самоуважении; эмоциональная неустойчивость; агрессивность; наличие акцентуации характера; отклонения в психическом развитии; низкое самоуважение; неадекватная самооценка и др.
Основными формами девиантного поведения среди подростков являются алкоголизм, суицид, агрессивность, побеги из дома, бродяжничество, страхи и навязчивость, вандализм.
Задача практического школьного психолога состоит в выявлении причин отклонений в поведении детей, начиная с младшего школьного возраста и на протяжении всего периода обучения в школе. В работе по исследованию причин девиантного поведения школьников используются методы анкетирования и опросов, анализ которых, дает психологу возможность для применения дифференцированного подхода по коррекции, как к отдельному индивиду, так и к отдельным группам путем использования тренингов и психологических игр.
Лучшая профилактика девиантного поведения - это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.
Нами было проведено исследование в процессе, которого мы разделил учащихся на две группы “экспериментальную” и “контрольную” затем было проведено диагностическое исследование, на выявления девиантного поведения в результате мы выявили уровень отклоняющегося поведения и склонность к девиациям.
Наиболее высокие показатели были выявлены в таких сферах как: агрессивность, риск и причинение себе вреда, алкогольная зависимость и не химическая (СМС, интернет, игромания) зависимости.
Чтобы снизить уровень девиации иили предотвратить появления отклоняющегося поведения нами была разработана профилактическая программа. Целью, которой было изменение девиантного поведения подростков в результате целенаправленного педагогического воздействия.
Подростки были успешно вовлечены в процесс профилактики тем самым нам удалось решить все поставленные перед нами задачи: ознакомить учащихся с последствиями противоправных действий, научить осознанно, принимать решения, доказать необходимость определения жизненных целей, сформировать у подростка привычку выбирать только социально приемлемые способы удовлетворения своих потребностей.
Успешность программы мы смогли оценить после проведения повторной диагностики, которая показала значительное снижение уровня девиаций у экспериментальной группы. Тем временем как не было замечено существенных изменений в контрольной группе.



1. Андреева Г.М. Социальная психология - М.: Просвещение, 2011,- 430 с.
2. Барышникова Н.А. «Восхождение» -программа реабилитации так называемых «трудных» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011, 22 с.
3. Белкин А.С. «Трудные» подростки - Воспитание школьников, 2011, 221 с.
4. Березин С.В., Лисецкий К.С. Наркомания глазами семейного психолога - Воронеж: Проспект, 2015, 240с.
5. Братусь Б.С. Аномалии личности - М. Просвещение, 2012 - 301 с.
6. Васильев В. Л. Юридическая психология - М. Просвещение, 2012- 640 с.
7. Волков Д.В. Анализ концепции девиантного поведения несовершеннолетних/по материалам США и Великобритании - СПб.: Речь, 2014, 190 с.
8. Вульфов Б.З., Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю., Селезнева Е.В. Интересы и потребности детей и подростков - М.: Сфера, 2011, 144 с.
9. Горшкова Е.А. Помощь «трудным» детям - Спб.: Речь, 2013, 47с.
10. Гурвич И.Н. Уровни и модели употребления алкоголя подростками - СПб.: Питер, 2014, 24-31 с.
11. Дюркгейм Э. Самоубийство: социальный этюд - М.:
Просвещение, 2011, 216 с.
12. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения, 2014, 288с.
13. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция - М.: Сфера, 2015, 144с.
14. Кириленко И.Н. Влияние семейных отношений на развитие агрессии в подростковом возрасте - СПб.: Речь, 2012, 25 с.
15. Клейберг Ю.А. Девиантология - М. Просвещение, 2011, 412с.
16. Клейберг Ю.А. Профилактика девиантного поведения школьников средствами сопровождения учебно-воспитательного процесса - М.: Сфера, 2013, 198 с.
17. Кондратюк Л.В. Антропология предступления - СПб.: Питер, 2011, 344 с.
18. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире - СПб.: Питер, 2013, 224 с.
19. Косарецкая С.В., Косарецкий С.Г., Синягина Н.Ю. Неформальные объединения молодежи. Профилактика асоциального поведения - М. Просвещение, 2011, 400 с.
20. Лихтарников А.Л, Сунко Н.Н. Школа интенсивного обучения и развития подростков - Воронеж: Проспект, 2012, 137 с.
21. Личко А.Е. Психопатология и акцентуации характера у подростков - М.: Сфера, 2013, 244 с.
22. Макаренко А.С. Методика организации образовательного процесса - М. Сфера, 2012, 588 с.
23. Макаренко А.С. О воспитании молодежи - СПб.: Питер, 2014, 421 с.
24. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних - СПб.: Речь, 2013, 384 с.
25. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста - М.: Сфера, 2014, 387 с.
26. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения - Ростов- на-Дону: Феникс, 2011, 432 с.
27. Мизина Н.Н. Осуществления психологической поддержки родителей и подростков с асоциальным поведением в деятельности практического психолога - СПб.: Речь, 2012, 37 с.
28. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста - М.: Сфера, 2014, 164с.
29. Райфшнайдер Т.Ю. Социализация девиантных подростков в общеобразовательной школе - М.: РУДН-ЮНЕСКО, 2014, 108с.
30. Раттер М. Помощь трудным детям - СПб.: Питер, 2014, 550 с.
31. Регуш Л.А. Психология современного подростка - М.Просвещение:, 2014, 400 с.
32. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения у подростков - Спб.: Речь, 2015, 96 с.
33. Сирота Н.А. Профилактика наркомании у подростков. От теории к практике - М.: Сфера, 2011, 216 с.
34. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и
психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков - М.:
Просвещение, 2015, 361 с.
35. Славина Л.С. Трудные дети. Избранные психологические труды -
М.: Издательство психолого-социального института, Воронеж, НПО
«МОДЭК», 2012, 432с.
36. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей в работе психологических служб - Вопросы психологии, 2011, №4, с. 91-105
37. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам в обучении - М.: Айрис-пресс, 256 с.
38. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей - Ростов-на-Дону, Феникс, 2014, 160 с.
39. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток: движение в зону риска - М.: ЮНЕСКО, 2013, 120 с.
40. Соловьянюк-Кротова Стратегии профилактики девиантного поведения старшекласников. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №2 2010 - Педагогика. Психология
41. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное
пособие для учителей и родителей - М.: Академия, 2012, 320 с.
42. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста.
Избранные главы - Изд. 2-е. - М.: Никулин А. Л., 2011, 320 с.
43. Сухов А.Н. Социальная психология преступности - М.
Просвещение, 2011, 568 с.
44. Уманов Н.А. Комплексный подход к изучению учащихся с отклонениями в поведении // Советская педагогика - 2014. - № 6, с. 37-42.
45. Уотсон Д. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм). Хрестоматия по истории психологии - М. Сфера, 2012, с. 34-44.
46. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков - СПб.: Речь, 2011, 192 с.
47. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение - СПб.: Питер, 2011, с.368.
48. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи - М.: Владос, 2013, 133с.
49. Чеснокова Е.Н. Диалог с трудными подростками или Педагогика Пауло Фрейра в России // Наш проблемный подросток: понять и договориться - СПб. Питер, 2011, 264 с.
50. Чечельницкая С.М., Михеева А.А., Ковалева А.В. и др. /Отчет по проекту «Разработка программы профилактики социально-значимых заболеваний у детей и подростков с отклоняющимся поведением» - М.: Просвещение, 2013, 218 с.
51. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие - М.: Право и Закон, 2012, 320 с.
52. Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Практическое пособие - М.: Айрис-пресс, 2015, 112 с.
53. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. Практическое пособие- М., 2014, 176 с.
54. Шипицына Л.М. Диагностика наркоманий у подростков групп риска. // Социальная работа с детьми и подростками группы риска. - СПб., 2012, с. 146-147.
55. Шихирев П.Н. Современная социальная психология - М.: Ин-т психологии РАН, 2011, с. 320-322.
56. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков- М.: Академический Проект; Трикста, 2015, 336 с.
57. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия - СПб.: Речь, 2015, 260 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ