Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1 Проблема девиантного поведения в современной психолого-
педагогической науке и практике 6
1.2 Особенности девиантного поведения подростков 17
1.3 Анализ подходов к профилактике девиантного поведения подростков ... 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 42
2.1 Организация метода исследования. Анализ результата первичной
диагностики 42
2.2 Методы нейролингвистического программирования в профилактике
девиантного поведения подростков 59
2.3 Анализ полученных результатов 65
Заключение 76
Список литературы 79
Приложение 84
Актуальность исследования. Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества подростков имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков - один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение. В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер - больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В последние годы в России значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т.п.
Как мы видим, в нашем обществе существует ряд причин для развития личности с девиантным поведением. И одна из основных задач психолога - определение основных направлений восстановления нормального процесса социализации подростка, т.е. разработка основных профилактических мероприятий с применением методов нейролингвистического программирования.
В литературе девиантное поведение рассматривается вместе с психологическими особенностями подросткового возраста. Сам по себе «переходный возраст» и его психологические особенности (норма и отклонение) давно интересуют ученых - психологов. [2]
Проблемами девиантного поведения, его формированием и профилактикой занимались такие ученые как Ч. Беккарло, М. Вебер, Э. Фэрри, Г. Парсонс и другие.
Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина; современной социологии права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева.
Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, А.Н. Елизарова, А.В. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, В.Т. Шапко и других. [6]
Влияние школьной среды в процессе социализации молодежи, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения учащихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина, В.В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова.
Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию девиантного поведения, проблема подростковых девиаций в условиях рыночной экономики требует дальнейшего изучения. Рассматривая и анализируя существующие программы профилактики девиантного поведения подростков, выделили что в основном программы построены в форме тренинга и в рамках бихевиорального подхода, а программ профилактики девиантного поведения подростков с применением методов нейролингвистического программирования нет. Это и обуславливает актуальность данного исследования и новизну.
Цель работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу профилактики девиантного поведения подростков с применением методов нейролингвистического программирования.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: методы нейролингвистического программирования в профилактике девиантного поведения подростков.
Гипотеза: Если выявить склонности к девиантному поведению и провести комплекс профилактических мероприятий с применением методов нейролингвистического программирования, то можно избежать формирования отклоняющегося поведения.
Задачи:
1. Проанализировать сущность проблемы девиантного поведения подростков в психолого-педагогической науке и практике.
2. Обобщить особенности проявления девиантного поведения у подростков;
3. Определить психолого-педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков.
4. Разработать программу профилактики девиантного поведения
подростков с применением методов нейролингвистического программирования и экспериментально проверить ее эффективность.
Практическая значимость: разработка методического инструментария для профилактики девиантного поведения с целью избежать формирования отклоняющегося поведения.
Выпускная квалификационная работа состоит: из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Таким образом, делая вывод из вышесказанного, можно выделить, что подростки с девиантным поведением это те, кто недостаточно усвоил ценности, социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе - семье, школе т.п. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и предотвращение требует хорошо организованной системы социальных и психологических профилактических воздействий. Психологическая помощь является одним из уровней этой системы и играет в ней связующую роль. Она имеет два ведущих направления:
• психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика);
• психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).
Проанализировав психолого-педагогические труды по вопросам девиантного поведения, мы можем выявить основные причины, приводящие к девиантному поведению подростков. Это - потребность в самоуважении; эмоциональная неустойчивость; агрессивность; наличие акцентуации характера; отклонения в психическом развитии; низкое самоуважение; неадекватная самооценка и др.
Основными формами девиантного поведения среди подростков являются алкоголизм, суицид, агрессивность, побеги из дома, бродяжничество, страхи и навязчивость, вандализм.
Задача практического школьного психолога состоит в выявлении причин отклонений в поведении детей, начиная с младшего школьного возраста и на протяжении всего периода обучения в школе. В работе по исследованию причин девиантного поведения школьников используются методы анкетирования и опросов, анализ которых, дает психологу возможность для применения дифференцированного подхода по коррекции, как к отдельному индивиду, так и к отдельным группам путем использования тренингов и психологических игр.
Лучшая профилактика девиантного поведения - это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.
Нами было проведено исследование в процессе, которого мы разделил учащихся на две группы “экспериментальную” и “контрольную” затем было проведено диагностическое исследование, на выявления девиантного поведения в результате мы выявили уровень отклоняющегося поведения и склонность к девиациям.
Наиболее высокие показатели были выявлены в таких сферах как: агрессивность, риск и причинение себе вреда, алкогольная зависимость и не химическая (СМС, интернет, игромания) зависимости.
Чтобы снизить уровень девиации иили предотвратить появления отклоняющегося поведения нами была разработана профилактическая программа. Целью, которой было изменение девиантного поведения подростков в результате целенаправленного педагогического воздействия.
Подростки были успешно вовлечены в процесс профилактики тем самым нам удалось решить все поставленные перед нами задачи: ознакомить учащихся с последствиями противоправных действий, научить осознанно, принимать решения, доказать необходимость определения жизненных целей, сформировать у подростка привычку выбирать только социально приемлемые способы удовлетворения своих потребностей.
Успешность программы мы смогли оценить после проведения повторной диагностики, которая показала значительное снижение уровня девиаций у экспериментальной группы. Тем временем как не было замечено существенных изменений в контрольной группе.
1. Андреева Г.М. Социальная психология - М.: Просвещение, 2011,- 430 с.
2. Барышникова Н.А. «Восхождение» -программа реабилитации так называемых «трудных» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011, 22 с.
3. Белкин А.С. «Трудные» подростки - Воспитание школьников, 2011, 221 с.
4. Березин С.В., Лисецкий К.С. Наркомания глазами семейного психолога - Воронеж: Проспект, 2015, 240с.
5. Братусь Б.С. Аномалии личности - М. Просвещение, 2012 - 301 с.
6. Васильев В. Л. Юридическая психология - М. Просвещение, 2012- 640 с.
7. Волков Д.В. Анализ концепции девиантного поведения несовершеннолетних/по материалам США и Великобритании - СПб.: Речь, 2014, 190 с.
8. Вульфов Б.З., Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю., Селезнева Е.В. Интересы и потребности детей и подростков - М.: Сфера, 2011, 144 с.
9. Горшкова Е.А. Помощь «трудным» детям - Спб.: Речь, 2013, 47с.
10. Гурвич И.Н. Уровни и модели употребления алкоголя подростками - СПб.: Питер, 2014, 24-31 с.
11. Дюркгейм Э. Самоубийство: социальный этюд - М.:
Просвещение, 2011, 216 с.
12. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения, 2014, 288с.
13. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция - М.: Сфера, 2015, 144с.
14. Кириленко И.Н. Влияние семейных отношений на развитие агрессии в подростковом возрасте - СПб.: Речь, 2012, 25 с.
15. Клейберг Ю.А. Девиантология - М. Просвещение, 2011, 412с.
16. Клейберг Ю.А. Профилактика девиантного поведения школьников средствами сопровождения учебно-воспитательного процесса - М.: Сфера, 2013, 198 с.
17. Кондратюк Л.В. Антропология предступления - СПб.: Питер, 2011, 344 с.
18. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире - СПб.: Питер, 2013, 224 с.
19. Косарецкая С.В., Косарецкий С.Г., Синягина Н.Ю. Неформальные объединения молодежи. Профилактика асоциального поведения - М. Просвещение, 2011, 400 с.
20. Лихтарников А.Л, Сунко Н.Н. Школа интенсивного обучения и развития подростков - Воронеж: Проспект, 2012, 137 с.
21. Личко А.Е. Психопатология и акцентуации характера у подростков - М.: Сфера, 2013, 244 с.
22. Макаренко А.С. Методика организации образовательного процесса - М. Сфера, 2012, 588 с.
23. Макаренко А.С. О воспитании молодежи - СПб.: Питер, 2014, 421 с.
24. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних - СПб.: Речь, 2013, 384 с.
25. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста - М.: Сфера, 2014, 387 с.
26. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения - Ростов- на-Дону: Феникс, 2011, 432 с.
27. Мизина Н.Н. Осуществления психологической поддержки родителей и подростков с асоциальным поведением в деятельности практического психолога - СПб.: Речь, 2012, 37 с.
28. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста - М.: Сфера, 2014, 164с.
29. Райфшнайдер Т.Ю. Социализация девиантных подростков в общеобразовательной школе - М.: РУДН-ЮНЕСКО, 2014, 108с.
30. Раттер М. Помощь трудным детям - СПб.: Питер, 2014, 550 с.
31. Регуш Л.А. Психология современного подростка - М.Просвещение:, 2014, 400 с.
32. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения у подростков - Спб.: Речь, 2015, 96 с.
33. Сирота Н.А. Профилактика наркомании у подростков. От теории к практике - М.: Сфера, 2011, 216 с.
34. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и
психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков - М.:
Просвещение, 2015, 361 с.
35. Славина Л.С. Трудные дети. Избранные психологические труды -
М.: Издательство психолого-социального института, Воронеж, НПО
«МОДЭК», 2012, 432с.
36. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей в работе психологических служб - Вопросы психологии, 2011, №4, с. 91-105
37. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам в обучении - М.: Айрис-пресс, 256 с.
38. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей - Ростов-на-Дону, Феникс, 2014, 160 с.
39. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток: движение в зону риска - М.: ЮНЕСКО, 2013, 120 с.
40. Соловьянюк-Кротова Стратегии профилактики девиантного поведения старшекласников. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №2 2010 - Педагогика. Психология
41. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное
пособие для учителей и родителей - М.: Академия, 2012, 320 с.
42. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста.
Избранные главы - Изд. 2-е. - М.: Никулин А. Л., 2011, 320 с.
43. Сухов А.Н. Социальная психология преступности - М.
Просвещение, 2011, 568 с.
44. Уманов Н.А. Комплексный подход к изучению учащихся с отклонениями в поведении // Советская педагогика - 2014. - № 6, с. 37-42.
45. Уотсон Д. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм). Хрестоматия по истории психологии - М. Сфера, 2012, с. 34-44.
46. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков - СПб.: Речь, 2011, 192 с.
47. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение - СПб.: Питер, 2011, с.368.
48. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи - М.: Владос, 2013, 133с.
49. Чеснокова Е.Н. Диалог с трудными подростками или Педагогика Пауло Фрейра в России // Наш проблемный подросток: понять и договориться - СПб. Питер, 2011, 264 с.
50. Чечельницкая С.М., Михеева А.А., Ковалева А.В. и др. /Отчет по проекту «Разработка программы профилактики социально-значимых заболеваний у детей и подростков с отклоняющимся поведением» - М.: Просвещение, 2013, 218 с.
51. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие - М.: Право и Закон, 2012, 320 с.
52. Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Практическое пособие - М.: Айрис-пресс, 2015, 112 с.
53. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. Практическое пособие- М., 2014, 176 с.
54. Шипицына Л.М. Диагностика наркоманий у подростков групп риска. // Социальная работа с детьми и подростками группы риска. - СПб., 2012, с. 146-147.
55. Шихирев П.Н. Современная социальная психология - М.: Ин-т психологии РАН, 2011, с. 320-322.
56. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков- М.: Академический Проект; Трикста, 2015, 336 с.
57. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия - СПб.: Речь, 2015, 260 с.