ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы анализа учебника иностранного языка7
1.1 Роль учебника иностранного языка в современном образовании 7
1.2. Сильные и слабые стороны аутентичных учебников при раскрытии
образа изучаемой страны 10
1.3. Способы представления образа изучаемой страны через учебник
иностранного языка 13
1.4 Роль пейсов в системе Р. Ховарда 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
Глава 2. Светский и религиозный материал в учебниках «Школа
завтрашнего дня» 23
2.1. Анализ структуры пейсов 23
2.2. Анализ содержания пейсов. Иллюстрация 27
2.3. Анализ содержания пейсов. Текстовый материал 47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
Востребованность иностранного языка возрастает с каждым годом. Это обусловлено активным развитием межкультурной коммуникации. Границы между странами стираются, вопросы политического, экологического, культурного характера приобретают глобальный масштаб. В связи с развитием информационных технологий друзья, коллеги, бизнес партнеры могут быть любой национальности.
По данным сайта Geektimes «Английский язык - самый распространённый язык в мире с учётом полутора миллиарда выучивших его - всего на нём говорят 1,8 миллиарда человек»[49]
Знания по английскому языку в школьной программе недостаточны для использования его за границей. Люди все больше прибегают к помощи лингвистических центров, интернет школ и частных репетиторов. При коммуникативном подходе в современном языковом образовании приоритет отдается аутентичным (созданных самими носителями языка и на языке носителей) материалам и учебным пособиям.
Проблема исследования заключается в перенасыщенности на российском рынке аутентичных материалов и учебников. В современном мире без подробного анализа невозможно разобраться в соответствии представляемого учебного материала уровню и возрасту учащегося. Максимальное приближение ученика к культуре традициям и ценностям изучаемой страны является одной из главных задач при обучении иностранному языку. Однако не все аутентичные учебники справляются с этой задачей.
Анализ проблемы учебных материалов в частности и учебника в целом можно найти в трудах К.Д. Ушинского, М.Н. Скаткина, А.В. Полякова, Д.Д. Зуева, И.К. Журавлева, Л.Я. Зориной и др. Анализом аутентичных материалов занимались такие авторы, как Л.Е Смирнова, Н.В. Томашук, К.С. Кричевская, Е.В. Носонович и др.
В центре внимания находится образ Соединенных Штатов Америки в конкретных аутентичных учебниках английского языка.
Для исследования были выбраны учебники, разработанные в Америке доктором философии Дональдом Ховардом и доктором христианской литературы Эстером Ховардом. Данная система обучения иностранцев английскому языку активно продвигается по всему миру - более 7000 учебных заведений в 125 странах. В России система называется «Школа завтрашнего дня». Авторы предлагают «Курс ускоренного Христианского обучения» на основе «погружения» в языковую и религиозную среду.
«Школа завтрашнего дня» мало изучена с точки зрения соответствия материала для уровня начальных классов и достаточного раскрытия образа Соединенных Штатов Америки. Для подробного исследования были взяты пейсы (учебники) данной системы, соответствующие уровню начальной школы.
Новизна научного исследования.
Есть совокупность факторов, определяющих ценность каждого учебного пособия, такие, как правильно разработанная лексика, грамматические конструкции, подобранность тем, создание образа изучаемой страны и др.
Данная работа содержит рекомендации по отбору аутентичных учебников английского языка со стороны раскрытия образа изучаемой страны.
Объект: способы и средства представления образа США в аутентичных учебных пособиях «Курс ускоренного Христианского обучения».
Предмет: представление и раскрытие образа США в аутентичных учебных пособиях «Курс ускоренного Христианского обучения».
Цель: показать важность и значимость всестороннего раскрытия образа США в аутентичных учебниках английского языка, а также определить способы и средства представления культуры, традиций и ценностей.
Задачи:
• Рассмотреть существующую научную литературу по проблеме роль учебника иностранного языка в современном образовании
• Определить сильные и слабые стороны использования аутентичных учебников при изучении английского языка
• Выделить основные способы и средства раскрытия образа изучаемой страны в учебниках английского языка
• Дать краткую характеристику системы Ховарда (с точки зрения учебных материалов)
• Проанализировать визуальный иллюстративный материал в пейсах
• Проанализировать текстовый материал в пейсах
• Выделить основные критерии для выбора аутентичного учебника английского языка (с точки зрения раскрытия образа изучаемой страны)
Гипотеза: преобладание религиозного иллюстративного, текстового или интегрированного материала и недостаток информации, выражающей другие стороны культуры США, мешает российскому ученику начальной школы раскрыть для себя многоплановое представление о культуре этой страны.
Методы исследования:
• Анализ и синтез
• Метод формализации
• Детальный анализ
• Метод наблюдения
• Метод абстрагирования
• Опрос (анкетирование)
Апробация исследования
Материалы исследования представлены в выступлениях автора на двух научных конференциях и статье, которая подготовлена в соавторстве с научным руководителем, опубликована в журнале «Педагогическое образование в России». А, так же, работа была представлена на конкурсе “Научный Олимп” в 2018 году.
Структура ВКР
Данная работа состоит из введения, содержания, двух глав, выводов по каждой главе и заключения. Главы разбиты на параграфы для более удобного изложения материала. В приложении содержится научная статья на тему “Представление национальной культуры США в учебниках английского языка “Школы завтрашнего дня””, список использованной литературы и интернет ресурсов.
Проанализировав роль, функцию и предназначение аутентичного учебника в целом, можно сделать вывод, что именно учебник является ключевым звеном в языковом образовании в наше время. Не смотря на множество мнений, учебник, созданный в стране носителя и на языке носителя, остается достаточно популярным и востребованным в наше время.
Как и все учебники, аутентичный учебник имеет сильные и слабые стороны. В этом случает целесообразно смотреть на конечный результат, полученный путем прохождения конкретной программы по определенному курсу.
Что касается материалов учебника по иностранному языку, то они должны быть подобраны с особой тщательностью и ориентировкой на целевую аудиторию. А именно возраст, мировоззрение, уровень знаний языка.
Любой учебник должен содержать определенный набор тем, упражнений, лексических единиц, направленных на расширение детского кругозора в определенном возрасте. В данном курсе учебников начальной школы многие темы из примерной программы по английскому языку не представлены вообще или затрагиваются не значительно.
Доминирование иллюстративного материала с религиозной направленностью, подкрепленное при этом текстами того же характера, может создать заведомо неправильное и даже, ложное, представление о США для ребенка начальной школы, у которого в этом возрасте идет безусловное принятие учебного материала и абсолютная вера в его безукоризненности.
Помимо этого, иллюстраций или текстового материала, отражающих другие стороны культуры США, очень мало. Их наличие в таком количестве говорит нам, что и другие стороны традиций и ценностей Соединенных Штатов Америки не представлены в должной мере и не способны сформировать у ребенка первичное представление о неизвестной ему стране.
Анализ выявил однобокость представленного образа США в данной системе Ховарда. При изучении любого языка мы знакомимся со страной, ее традициями, ценностями и культурой. Исходя из этого, мы можем увидеть четкий образ изучаемой страны. Но если информация представлена заведомо неверно и не сбалансированно, то образ в сознании обучающегося либо сильно искажается, либо не складывается вообще.
В наше время при перенасыщенности рынка аутентичными материалами и учебной литературой, должен остро стоять вопрос цензуры и тщательного отбора данного материала. Дополнительное языковое образование вышло на высокий уровень популярности и должно контролироваться и проходить проверки на адекватность содержания курсов, а так же быть нацелено на успешный конечный результат, как со стороны знания языка, так и со стороны образования глубокого, яркого и понятного образа изучаемой страны.
Мы предлагаем несколько критериев по оценке аутентичного учебника для более успешного выбора:
1. Независимость авторов от субкультур, религиозных направлений и иных субъективных организаций
2. Приближение программы аутентичного учебника к примерной программе, предлагаемой в российских школах.
3. Соответствие уровня аутентичного учебника с уровнем знаний обучающегося
4. Отсутствие какого-либо материала, запрещенного законодательством РФ
5. Наличие иллюстративного материала разных видов, подкрепленного соответствующим текстовым материалом.
6. Наличие тем, связанных непосредственно с изучаемой страной.
Данный курс учебников, исходя из изученного нами материала, взятого
частично и отражающего примерный курс начальной школы, не подходит почти по всем предлагаемым нами критериями и должен быть изучен 63
полностью с разных сторон. В том числе, как цельная система, включая языковую среду.
1. ACE//www.aceministries.comURL: https://www.aceministries.com
/what-is-a-pace (дата обращения: 20.11.2017)
2. Cambridge dictionary URL: https://www.multitran.ru/c/m.exe? CL=1&s=creator&l1=1 (дата обращения: 17.07.2018)
3. Meaning of “wise” in the English Dictionary // Cambridge dictionary URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/wise(дата обращения: 16.06.2018).
4. Reverso context URL: http://context.reverso.net
/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4/%D0%B0 %D0%BD%D0%B3 %D0%BB%D0%B8%D0%B9%D 1%81%D0%BA%D0%B8 %D0%B9%D 1 %80%D 1 %83 %D 1 %81%D 1%81 %D0%BA%D0%B8%D0%B9/cr eation (дата обращения: 16.08.2018).
5. Thesaurus.com URL: https://www.thesaurus.com/browse/wise?s=t(дата обращения: 18.06.2018)
6. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Изд-во ИКАР, 2009. 448 с.
7. Академик // dic.academic.ru URL: https://dic.academic.ru/dic.ns f/enc_pictures/1173/%D0%98%D0%BB%D0%BB%D 1%8E%D 1%81%D 1%82% D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 20.11.2017).
8. Алямовская Г.В. Проблемы использования цвета в учебниках // Проблемы школьного учебника. 1982. №10 - С.65-69.
9. Антал Юхас. Некоторые дидактические вопросы
иллюстрирования учебников // Проблемы школьного учебника 1974. -№1. С. 65-69.
10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.
11. Баптизм // Википедия URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B8%D 0%B7%D0%BC (дата обращения: 18.08.2018).
12. Барабанщиков В. А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990.-240 с.
13. Бейнарис Н.С. Функции, значимость и особенности создания иллюстрации в концепции детской учебной книги // Текст. Книга. Книгоиздание. 2014. №1 (5). С.115-125
14. Боумен У. Графическое представление информации. М.: Мир, 1971. - 226 с.
15. БРАЙЛЬ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/education/text/1881754Дата обращения: 01.09.2018
16. Величковский Б.М. Зрительная память и модели переработки информации человеком // Вопросы психологии. 1977. - № 6. - С.49-61.
17. Воронина Г.И. Методика обучения чтению аутентичных текстов молодежных средств массовой информации учащихся завершающей ступени общего среднего образования с углубленным изучением иностранного языка (на материале немецкого языка): дис. ... канд. пед. наук. М., 1994. 146 с.
18. Ворошилова М.Б Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. Екатеринбург, 2013
19. Галилей, Галилео // Энциклопедия Вокруг Света URL: http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%93%D0%B0%D0 %BB%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9%2C_%D0%93%D0%B0%D0%BB %D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BE (дата обращения: 18.08.2018).
20. Гокжаева Т.Г. Дидактические условия формирования у студентов нелингвистических специальностей навыков основных видов чтения и понимания аутентичных текстов (на материале английского языка): автореф. дис. . канд. пед. наук. Майкоп, 2005. 30 с.
21. Гончарова Н.А. О научных основах иллюстрирования учебников. // Проблемы школьного учебника 1978. - № 6. - С. 111-125.
22. Дайнеко В.И. Оптимальные учебники и оптимальный путь к ним. // Проблемы школьного учебника. № 15.- 1985. С. 75 - 81.
23. Добкин С.Ф. Полиграфическое качество учебной книги //Проблемы школьного учебника 1978. -№6. - С.211-242.
24. Доблаев JT.TT. Психологические основы работы над книгой. М.: Книга, 1970.-72 с.
25. Дударенко Т.М. Дидактические основы методики использования иллюстраций школьных учебников (на материале географии и истории). Дис. канд . пед. наук. - Харьков, 1977. - 161 с.
26. Жоглина Г.Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичных видеодокументов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. 17 с.
27. Журавлев И.К Учебник вчера, сегодня, завтра. //Советская педагогика. 1990. - №7. - С. 49-54.
28. Журавлев И.К. О некоторых дидактических требованиях к конструированию школьных учебников //Проблемы школьного учебника.- 1983. -№12. С.150-164.
29. Журавлев И.К. Типология учебных предметов и принципы организации учебного материала. //Проблемы школьного учебника. №15.- 1985.-С. 53-70.
30. Закон Российской Федерации "О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ " от 21.12.2009 № N 436-ФЗ // Консультант-плюс. 2010 г. Ст. 8
31. Закон Российской Федерации "О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ " от 21.12.2009 № N 436-ФЗ // Консультант-плюс. 2010 г. Ст. 5
32. Замков О.В. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996.-432 с.
33. Занков Л.В. О предметах и методах дидактических исследований. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1962. 64 с.
34. Зверев И.Д. Суждения школьников об учебниках. //Народное образование. 1987. -№11.- С.87-90.
35. Зильберштейн А.И. Дидактический анализ иллюстраций учебников средней школы //Советская педагогика. 1954. - №6 - С. 56- 68.
36. Зинченко В.П. У Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 271 с.
37. Зорина Л.Я. О дидактических условиях стабильности учебников естественного цикла //Проблемы школьного учебника- 1983. №12.-С.6-14.
38. Зуев Д.Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. - 240 с.
39. Игна О.Н. Развитие социокультурной компетенции студентов на основе аутентичных материалов при профессионально ориентированном обучении иноязычному общению: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2003. 186 с.
40. Иоганн Гутенберг и первый печатный станок // Книжное обозрение URL: http://istlit.ru/13795-iogann-gutenberg-i-pervyy-pechatnyy- stanok.html(дата обращения: 19.08.2018)
41. История жизни слепоглухой писательницы // Эксмо журнал
URL: https://eksmo.ru/interview/istoriya-zhizni-slepoglukhoy-pisatelnitsy-
ID7152190/ (дата обращения: 19.08.2018)
42. Кадыкова А.В. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ УЧЕБНИКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2009. № 2._с. 40-43.
43. Кон И.С. СОЦИАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД // Историческая психология и социология истории . 2011. №1. С. 74-101
44. Конституция Российской Федерации "Глава 2. Права и свободы человека и гражданина" от 12.12.1993 Собрание законодательства Российской Федерации. Ст. 28
45. Кристофер В. Блакуэл, Эйми Хакни Блакуэл Мифология для Чайников. 4-е издание изд. М.: Диалектика, 2003. 384 с.
46. Кричевская К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. 1996. № 1. С. 13-17.
47. Куликова И.В. Миссия учебника по РКИ в формировании позитивной концептуальной картины мира о России // Политическая лингвистика. 2017. №1- С.53-60
48. Логинова Е.В. Формирование диалогизированной социокультурной компетенции на материале аутентичных песен при обучении французскому языку: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2006. 187 с.
49. Мировое распространение языков // Geektimes URL: https://geektimes.ru/post/265070/(дата обращения: 12.01.2018)
50. Миссионерство // Энциклопедия "Всемирная история"URL:
https://w.histrf.ru/articles/article/show/missionierstvo (дата обращения:
10.08.2018)
51. Монахов В.М. Как создать школьный учебник нового поколения // Педагогика. № 1.- 1997. С.19-24.
52. Мультитран URL: https://www.multitran.ru/c/m.exe?
CL=1&s=creator&l1=1 (дата обращения: 17.07.2018)
53. Мусницкая Е. В. Учебник иностранного языка в аспекте поликультурного образования // Вестник МГЛУ. 2013. № 3 (663). С.69-75.
54. Налиева Е.Г. Дидактический аппарат учебника как средство управления познавательной деятельностью учащихся: Дис. канд . пед. наук,- М, 1998. 152 с.
55. Носонович Е.В. Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. № 1. С. 11-15.
56. Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Критерии содержательной аутентичности учебного текста // Иностранные языки в школе. 1999. № 2. С. 6-12.
57. Примерная программа по иностранному языку //
eor.pushkininstitute.ru: Интерактивные образовательные ресурсы по РКИ URL:http ://eor.pushkininstitute.ru/ images/showcase/%D0%9D%D0%9E.%D0%9 8%D0%BD%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D 1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD %D 1%8B%D0%B9%20%D 1%8F%D0%B7%D 1 %8B%D0%BA.pdf (дата
обращения: 08.01.2018).
58. Примерные программы по иностранным языкам АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК Пояснительная записка (стр. 8)
59. Прошина З.Г Английский язык как посредник в коммуникации народов восточной Азии и России(Проблемы опосредованного перевода)// 40 с.
60. Русский ассоциативный словарь URL: http://tesaurus.std-
555.ist.mospolytech.ru/dict/index.php (дата обращения: 16.06.2018)
61. Система образования в США // study.by URL:
https:// study.by/poleznaya-informatsiya/ sistemy-obrazovaniya/473/ (дата
обращения : 29/06/2018)
62. Словарь иностранных слов русского языка // Академик URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/21840(дата обращения: 12.07.2018)
63. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений URL:http ://synonymonline.ru/%D0%9C/%D0%BC%D1%83 %D0%B4%D 1%80 %D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения: 16.06.2018)
64. Смирнова Л.Е Подбор аутентичных материалов для практических занятий по иностранному языку // Инновационная наука. 2016. №№4. С. 108¬110
65. Сперанская Е.С., Леоненкова И.Р. Баптизм // Православная энциклопедия. 2002. №4. С. 310-328.
66. Сулимова Л. А. Использование аутентичных материалов на разных этапах обучения иностранному (немецкому) языку [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.).] - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 19-22. - URL https://moluch.ru/conf7ped/archive/144/6533/(дата обращения: 17.08.2018)
67. Сухова Н.А. Формирование культурно-страноведческой компетенции на основе аутентичных материалов в процессе обучения устной речи студентов педагогического вуза (второй курс, немецкий язык): дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2002. 244 с.
68. Толковый словарь Кузнецова // gufo.me URL: https://gufo.me/search?term=%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5% D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F (дата обращения: 17.08.2018).
69. Толковый словарь Ожегова // Gufo.me URL: https://gufo.me/search ?term = %D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D0%B9 (дата обращения : 15.08.2018).]
70. Толковый словарь русского языка URL: http://ozhegov.info
/slovar/?ex=Y&q=%D0%9E%D0%91 %D0%A0%D0%90%D0%97 (дата
обращения: 20.01.2018)
71. Толковый словарь русского языка URL: http://ozhegov.info/slovar /?ex=Y&q=%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%97 (дата обращения: 20.01.2018).
72. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова URL:http://ozhegov.info/slovar/?ex=Y&q=%D0%9C%D0%A3%D0%94%D0%A 0%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC (дата обращения: 16.06.2018)
73. Хаббла телескоп // Большая Российская Энциклопедия URL: http://bre.mkrf.ru/physics/text/4727212(дата обращения: 18.08.2018)
74. Четвернина М.И. Методика обучения учащихся старших классов созданию иноязычных вторичных текстов на материале аутентичной информации и интернета (на материале английского языка): дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 209 с.
75. Шанин В. Центральная Америка без виз. М.: Издательские решения, 2016. 350
76. Южная баптисткая конвенция// Википедия URL:https://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B1 %D0%B0%D0%BF%D 1 %82%D0%B8%D 1%81 %D 1 %82%D 1%81%D0%BA% D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D0%BD %D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 17.07.2018).
77. Языковые комплекты учебников системы Ховарда. Social studies (1001-1007, 1009-1011, 1014-1015, 1020, 1025, 1027); Science (1001-1020, 1022, 1024-1032)