Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ

Работа №96677

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы147
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
171
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО
ОБУЧЕНИЯ 8
1.1. Общая характеристика познавательной компетентности обучающихся. .. 8
1.2. Состав и структура познавательной компетентности обучающихся в
свете требований ФГОС ООО 17
1.3. Образовательные возможности межпредметной интеграции в
формировании у школьников познавательной компетентности 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В
СИСТЕМЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ 41
2.1. Методические особенности интегрированных уроков географии и
биологии и принципы их проектирования 41
2.2. Система интегрированных уроков по географии и биологии в 8 классе и
методические условия их проведения 53
2.3. Диагностический инструментарий оценки сформированности у учащихся
познавательной компетентности 63
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ С
ОБУЧАЮЩИМИСЯ 69
3.1. Организация опытного обучения 69
3.2. Результаты опытного обучения 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ1 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 100


Актуальность исследования. Современной наукой разработан компетентностный подход к образованию, принятой в качестве методологической основы его совершенствования системы отечественного образования [35]. Описаны различные виды компетенций [88], среди которых ведущее место занимает познавательная компетенция. Определены пути и средства формирования компетенции, одним из которых является интегративный подход организации учебного процесса [21]. Однако возможность реализации этого подхода при обучении школьников географии и биологии теоретически обоснована недостаточно. Существуют методические рекомендации, определяющие формы, методы познавательной компетентности школьников на уроках географии и биологии [19]. Но в этих методических разработках ограничено представление о целостности окружающей нас картины мира на интегрированных уроках. Методология совместимости уроков создаёт условия для более целостного развития мировоззрения, которая одновременно может отобразить дифференциацию картины мира. Тем самым обеспечить масштабный взгляд и воспринять окружающий нас мир в должном объеме.
Особый интерес представляет развитие познавательной компетентности обучающихся как компонента межпредметной интеграции форм и методов обучения. От педагога требуется наличие способности решать задачи по развитию компетентности обучающиеся. Необходима специальная работа по развитию познавательной компетентности с использованием приемов, форм и средств межпредметной интеграции обучающихся в МБОУ СОШ. География и биология позволяют успешно применять различные виды и уровни учебного познания обучающихся в процессе работы с учебной и дополнительной литературой, решении учебно-познавательных задач, проведение наблюдений, измерений и т.д.
Развитие познавательной компетентности обучающихся межпредметных и интегрированных уроках географии и биологии способствует успешной подготовке школьников для дальнейшей сдачи ОГЭ, а затем и ЕГЭ по этим дисциплинам. Вместе с тем, выявлена проблема недостаточной готовности педагогов для осуществления межпредметной интеграции при подготовке и проведении учебных занятий по географии и биологии. В рамках модернизации современного образования проблема развития познавательной компетентности обучающихся становиться одной из определяющих. Таким образом, перед нами возникла проблема исследования: каковы средства развития познавательной компетентности обучающихся в рамках программы развития образовательной организации. Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость определили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие
познавательной компетентности школьников на интегрированных уроках географии и биологии».
Объект исследования - учебный процесс, рассматриваемый в форме интегрированных уроков географии и биологии.
Предмет исследования - методические приемы развития познавательной компетентности, школьников на интегрированных уроках географии и биологии.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методические приемы развития познавательной компетентности школьников на интегрированных уроках географии и биологии.
В основу исследования была положена гипотеза: развитие
познавательной компетентности учащихся возможно, если использовать комплекс методических приемов, включающих:
- определение «основных» линий интеграции содержания учебного материала по географии и биологии в рамках интегрированных уроков;
- проектирование интегрированных уроков по географии и биологии, предполагающих усложнение и дифференциацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, а также специальное обучение школьников приемам познавательной деятельности;
- диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень развития познавательной компетентности обучающиеся.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы развития познавательной компетентности, обучающиеся в теории и педагогической практике.
2. Определить и разработать комплекс интегрированных уроков географии и биологии, направленных на развитие познавательной компетентности школьников.
3. Разработать инструментарий для диагностики познавательной компетентности школьников 8 классов на интегрированных уроках географии и биологии.
4. Осуществить опытное обучение по оценки комплекса методических приемов развития познавательной компетентности школьников на интегрированных уроках географии и биологии.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
На философском уровне: системный и деятельностный подходы (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина и др.), концепции гуманизации и информатизации естественнонаучного и географического образования (Н.М. Александрова, C.B. Алексеев, Н.Д.Андреева, C.B.Васильев, И.Н. Пономарева, B.1I. Соломин, П.В. Станкевич и др.).
На психолого-педагогическом уровне: компетентностный, личностно¬ориентированный и дифференцированный подходы (Н.О. Верещагина, И.В. Душина, В.Д. Сухоруков, А.П. Тряпицына, Д.П. Финаров и др.), теории развивающего и поэтапного обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), 5
психологическая теория деятельности (JI.C. Выгодский, А.Н. Леонтьев, С.А. Расчетина, Л.А. Регуш и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (В.И. Загвязинский, Н.Ф. Талызина, A.B.Усова и др.), теория проектирования педагогических систем и систем предметного обучения (И.С. Батракова, О.Г. Роговая, В.А. Смирнов и др.).
На методическом уровне: дидактические и методические основы географического образования (И.И. Баринова, В.П. Максаковский, Е.М. Нестеров, В.Г. Суслов, Д.П. Финаров и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс общенаучных и педагогических методов исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, проведение теоретического обобщения и систематизации материалов исследования, сравнение и анализ результатов исследования;
- эмпирические: изучение, анализ педагогического опыта,
педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки результатов педагогического эксперимента.
Обоснованность выбора методов и достоверность результатов исследования и обеспечивается исходными теоретико - методологическими положениями; логикой построения теоретического и экспериментального исследования; применением комплекса упражнений, адекватных характеру исследуемого объекта; практическим испытанием, подтвердившим качество предлагаемого комплекса методических приёмов; применением методов статистической обработки данных и личным участием автора в исследовательской работе.
Научная новизна исследования состоит в:
- обобщение знаний о методических условиях формирования познавательной компетентности школьников на интегрированных уроках географии и биологии;
- разработан диагностический инструментарий оценки уровня познавательной компетентности школьников, позволяющего получать сведений о динамике развития познавательной компетентности обучающихся на этих уроках.
Практическое значение исследования состоит в разработке комплекса интегрированных уроков, направленных на развитие познавательной компетентности школьников на уроках географии и биологии, которые могут применяться непосредственно в учебном процессе.
Положения, выносимые на защиту:
- определены «основные» линий интеграции содержания учебного материала по географии и биологии в рамках интегрированных уроков включают: фактические, понятийные и теоретические связи;
- проектирование интегрированных уроков по географии и биологии,
предполагающих усложнение и дифференциацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, а также специальное обучение школьников приемам познавательной деятельности: выделять главное, выделять
противоположности, давать определение, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, находить доказательства, устанавливать причинно - следственные связи;
- диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень развития познавательной компетентности, обучающиеся включающий цели обучения: образовательные, воспитательные и развивающие и планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные.
Структура выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы и приложений, имеет общий объем - 147 страниц, включает в себя литературу - 100 источников, 10 - таблиц, 15 - рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема исследования, состоящая в том, чтобы выявить средства развития познавательной компетентности обучающихся в рамках программы развития образовательной организации - решена. Цель - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методические приемы развития познавательной компетентности обучающихся на интегрированных уроках географии и биологии, достигнута. В исследовании показано, что познавательная компетентность - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, эвристической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными объектами, которые познаются учеником. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, генерации идей, анализа, рефлексии, самооценки учебно¬познавательной деятельности. Относительно исследуемых объектов ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и других методов познания.
В этой характеристике привлекает внимание эмоциональная окрашенность и действенность интереса, который становится значимым мотивом поведения школьников. Владение учебно-познавательной компетентностью предполагает наличие особым образом организованных (концептуальность, технологичность, вербализированность, гибкость) знаний декларативного (знаний о фактах, законах, понятиях) и процедурного характера (знания о методах и способах познания), позволяющих применять их при решении стандартных и нестандартных познавательных проблем.
Большими возможностями в развитии познавательных умений имеют интегрированные уроки географии и биологии. В исследовании определены принципы и способы их разработки: принцип интеграции и реализации межпредметных связей по географии и биологии, а также способов развития познавательной деятельности - это самостоятельные и практические работы, проблемные ситуации, исследования по данной тематике, эксперимент. Суть интегрированного обучения состоит в том, что строение учебного курса содержит отдельные разделы, которые тесно связаны. В соответствии с этим целью такого обучения является: формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире, системы знаний и умений; достижении качественного, конкурентоспособного образования; создание оптимальных условий для развития мышления учащихся; активизация познавательной деятельности учащихся на уроках; эффективная реализация развивающих, воспитательных функций обучения.
Разработанный комплекс интегрированных уроков направлен на развитие умений: определять самостоятельно цели своего обучения, выделять главное, выявлять противоположности, давать определения сравнивать, обобщать, классифицировать, находить доказательства, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Апробация уроков в школе показала, что у большинства учеников экспериментальной группы выросли значения познавательной компетентности. Как свидетельствуют данные, применение
интегрированного обучения в экспериментальной группе способствовало значительному приросту показателей. Таким образом, гипотеза нашего исследования была достигнута.



1. Антонов Н. С. Интеграционная функция обучения / Н. С. Антонов. - М.: Просвещение, 1989. - С.304.
2. Абакумова Е.Б. Профессиональное становление педагога как психолого
- педагогическая проблема [Текст] /Абакумова // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы межд. науч. практ. конф., Москва 28-29 сентября 2011 г. - Москва, 2011.
- С.15 - 20.
3. Аванесов В.С. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики [Текст] / В. С. Аванесов // Педагогическая диагностика. - 2002. - №1. - С. 41 - 44.
4. Анохина Г. М. Развитие понятийного мышления у школьников [Текст] / Г. М. Анохина. - Воронеж: ВГАУ, 1998. - С.140.
5. Барановская, А. Модернизация содержания профильного обучения в свете межпредметной интеграции /А. Барановская // Директор школы, лицея, гимназии. - 2015. - № 5. - С. 94-100.
6. Боровикова Т.Н. Развитие познавательной компетентности обучающихся
на интегрированных уроках географии и биологии: [Статья] /
Н.Н.Васягина, Е. А. Казаева // Сборник Всероссийской научно -
практической конференции / ред. коллегия - Екатеринбург: 2017. - С.278
7. Боровикова Т.Н. Развитие познавательной компетентности обучающихся на интегрированных уроках географии и биологии: [Статья] // Всероссийское образовательное издание « Педпроспект.ру» СМИ ЭЛ №ФС - Липецк /62797
8. Бугрий А. Формирование обобщенных познавательных умений / А. Бугрий // Начальная школа. - 2004. - №3. - С.32-34.
9. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский - М.: Просвещение, 1985. - С. 207.
10. Бачинин В.А. Философия [Текст]: энциклопедический словарь / в. А. Бачинин. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. - С.288.
11. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования [Текст] / М. Н. Берулава. - М.: Совершенство, 1998. - С. 192.
12. Беспалько В. П. Слагаемые педагогические технологии [Текст] / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - С.192.
13. Власенко С.В. Система познавательных проектов и ее влияние на развитие познавательной компетентности дошкольников / С.В.Власенко, Н И. Пустовалова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. -2013. - № 3 (14).
14. Воровщиков С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников: дис. ... д-ра пед. наук / С.Г. Воровщиков. - М., 2007. - С.416.
15. Грачев В. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / В. В. Грачев, О. А. Жукова, А. А. Орлов // Педагогика. - 2009. - №2. - С. 107-111.
16. Гурьев А.И. Межпредметные связи в теории и практике современного образования / А.И. Гурьев // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно практической конференции - Горно-Алтайск, 1999 - С.160.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ