ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 6
1.1. Понятие и виды одаренности 6
1.2. Особенности одаренных детей и аспекты их выявления 12
1.3. Особенности обучения одаренных детей в школе 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ 21
2.1. Проблемы обучения биологии одаренных детей в школе 21
2.2. Методические особенности обучения биологии одаренных детей в урочной
деятельности 23
2.3.Олимпиадная подготовка как форма внеурочной деятельности для одаренных детей 29
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ 37
3.1. Технологическая характеристика организации опытной работы 37
3.2. Этапы проведения опытной работы 40
3.3. Анализ эффективности применения методических условий для одаренных
детей 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Современное общество испытывает потребность во всестороннем развитии личности в связи с ее особенностями, что находит отражение в содержании ФГОС. Одно из главных преимуществ парадигмы всестороннего развития заключается в том, что многие таланты человека проявляются спустя время. Бывает, уникальный дар обнаруживается совсем в юном, дошкольном возрасте (Моцарт, Софья Ковалевская), но это, скорее, исключения. Практика показывает, что чаще всего, выдающиеся способности обнаруживаются уже в подростковом возрасте, а иногда и позже. Из этого следует, что одна из основных задач современного образования - дать ребёнку возможность проявить себя в разных сферах деятельности, чтобы открыть обучающемуся его сильные стороны как можно раньше, для дальнейшего их развития. Однако, нынешняя система образования недостаточно удовлетворяет эту потребность.
В современной педагогике хорошо изучен феномен одаренности, но недостаточно освещен вопрос развития одаренности в ходе изучения отдельных школьных предметов. Из этого следует, что педагоги основного общего образования не могут в полной мере реализовать процесс развития качественно-своеобразного сочетания способностей отдельных детей. Отсутствие педагогических методов раскрытия потенциала у таких обучающихся может привести к подавлению совокупности их уникальных способностей.
Последнее время, в современной образовательной практике всё чаще начинают обращать особое внимание на методические аспекты развития одаренности как качества во внеурочной деятельности (проекты, исследования, олимпиады). Однако, данный вопрос еще не до конца изучен. К тому же, очень мало методического обеспечения, направленного на развитие одаренности в курсе изучения базовых школьных предметов, в частности, биологии.
На основе размышлений о вышеупомянутых противоречиях, нами был выведен проблемный вопрос диссертационной работы: «Каковы пути развития одаренности обучающихся в ходе изучения биологии?»
Объектом данного исследования является одаренность обучающихся.
Предметом исследования являются методические условия развития одаренности, используемые при изучении биологии в урочное и внеурочное время.
Гипотезой данного исследования является то, что развитие одаренности обучающихся возможно при наличии специальных условий.
Целью данного исследования является обоснование и апробация методических условий развития одаренности при изучении биологии в урочное и внеурочное время.
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме и теме исследования.
2. Выявить методические особенности обучения одаренных детей в урочной и внеурочной деятельности.
3. Разработать критериально-диагностический инструмент развития
одаренности обучающихся.
4. Разработать комплекс уроков и внеурочных занятий по биологии, направленных на развитие одаренности обучающихся.
5. Апробировать методические разработки по развитию одаренности обучающихся в образовательном процессе.
6. Оценить результативность апробации предложенных условий.
Стоит отметить, что обязательным условием при осуществлении методов и приемов является творческий подход. Без самосовершенствования, саморазвития индивидуальности невозможны рост, достижения в профессиональной деятельности. Поэтому, овладение новейшими технологиями, разработка собственных технологий как ценностные ориентации немыслимы без развития профессионально важных качеств как целей жизнетворчества.
Теоретическая база включает в себя работы известных педагогов и психологов, таких как Богоявленской Д. Б., Боженковой Л. И, , Синягиной Н. Ю., Асташиной Н. И., Ларионовой Л. Ю.
В ходе исследования были использованы как теоретические и эмпирические методы. Теоретические: анализ, синтез, классификация, абстрагирование, моделирование. Эмпирические: наблюдение, измерение, сравнение.
Научная новизна исследования:
1. Обобщены сведения об особенностях обучения одаренных детей биологии;
2. Выявлены методические особенности развития одаренности обучающихся при изучении биологии в урочное и внеурочное время;
3. Предложены комплексы упражнений на основе особенностей обучения одаренных детей биологии, направленных на дальнейшее развитие одаренности обучающихся;
4. Доказана эффективность использования условий развития одаренности в образовательном процессе;
По теме исследования были сделаны многочисленные доклады на заседании кафедры химии и биологии СУНЦ УрФУ, а так же на ученых советах СУНЦ УрФУ. Темы докладов: «Характеристика критерий детской одаренности», «Аспекты выделения одаренности», «Эффективность специальных условий при олимпиадной подготовки обучающихся», «Основные проблемы обучения одаренных детей биологии на базовом уровне».
Структура работы включает в себя работу из трёх глав, введения, заключения, списка литературы и приложения. Каждая глава включает в себя три параграфа.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты диссертационной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе для специализированных образовательных учреждений с профильным образованием по отдельным предметам, в том числе по биологии.
Апробация содержания диссертационной работы осуществилась на экспериментальной площадке специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина».
В современном мире, где человечество нуждается во всестороннем развитии личности в связи с ее особенностями, образование не всегда может удовлетворить эту потребность, так как это очень трудоемкий процесс, требующий максимального вовлечения в педагогическую деятельность, а так же наличие у педагога определенных специальных качеств, позволяющих ему работать с одаренными детьми.
Педагоги основного общего образования не всегда могут реализовать процесс развития качественно-своеобразного сочетания способностей одаренных детей на отдельных школьных предметах (в частности, биологии), так как данный вопрос очень плохо освещен в современной педагогике. Это может привести к подавлению уникальных способностей отдельных детей.
Исходя из классификации видов одаренности, мы выяснили, что данное явление имеет сложный многогранный характер, обнаружение и развитие которого возможно лишь при создании педагогом особых условий, гарантирующих умственное и личностное развитие ребенка. Помимо создания определенных условий, учитель должен сделать правильный выбор определенных форм индивидуализации и дифференциации обучения, основанных на учете индивидуальных особенностей ребенка, которые и должны определять выбор оптимальной для него стратегии развития.
При подборке соответствующих методов работы с одаренными детьми, следует уделить особое внимание и определению типа одаренности, только в этом случае можно построить педагогическую деятельность, направленную на получение очевидно положительных результатов.
Так как в наше время общество крайне нуждается в творческих людях, заинтересованных и интеллектуально развитых, способных гибко реагировать на смену обстоятельств, необходимо раскрыть потенциал как можно большего количества детей в максимально раннем возрасте. Для решения ряда проблем развития одаренности как качества, педагогу необходимо осуществлять процесс обучения как в урочное, так и во внеурочное время.
Благодаря нашим педагогическим опытам, мы смогли создать необходимые условия и в урочной, и во внеурочной деятельности. Созданные нами условия, использованные формы и методы обучения способствуют развитию одаренности детей, а так же повышают интерес к изучению предметов естественнонаучного цикла. Основные проблемы, с которыми мы столкнулись в результате апробации наших разработок - это проблема финансирования. Изучение биологии на углубленном уровне подразумевает использование наглядных анатомических моделей, красителей, реактивов и т.д. Эту проблему удалось частично решить благодаря Грантовой поддержки от Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Почти все полученные средства с гранта ушли на закупку химических реактивов, без которых изучение раздела биохимии на углубленном уровне практически невозможно.
В результате исследования, мы пришли к выводу, что наибольший интерес вызывает внеурочная деятельность. Следовательно, в будущем, основной упор хочется сделать именно на развитие одаренности как качества при изучении биологии во внеурочное время. Для теоретического обоснования обучения одаренных детей, выявления методических особенностей и оценка результативности создания выявленных методических условий, нами решены поставленные задачи.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты данной диссертационной работы могут быть использованы в учебно-воспитательной работе общеобразовательных учреждений.
1. Аксенова Л.А. Развитие творческих способностей детей / Л.А. Аксенова // Лит. в шк. - 2006. - №7. - С. 37-38.
2. Акутина С.П. Воспитание = семья и школа / С.П. Акутина // Клас. рук. -2007.
- №3. - С. 130-143
3. Андрэас Д. Структура и развитие причинно-экспериментального мышления: от младшего подросткового возраста до юности / Д. Андрэас и др. // Исслед. работа школьников. - 2004. - №3.- С. 40-59.
4. Апатенко Н. Одаренные дети: [по материалам Московского международного форума «Одаренные дети»] / Неонила Апатенко, Иван Мазур. - М.: ИЦК «Академкнига», 2003. - с. 504
5. Арцев М.Н. Положение о городской научно-практической конференции «Шаг в будущее» научного общества учащихся / М.Н. Арцев // Завуч. - 2004. - №5.
- С. 69-72.
6. Асташина Н.И. Творческие задания на уроках биологии и экологии как средство развития индивидуальных способностей учащихся / Н.И. Асташина //Биология: прил. к газ. «Первое сентября». - 2006. - №17. - С. 25-28.
7. Барбитова А.Д. Одаренность, или «Нестандартный ребенок»: от теории к практике / А.Д. Барбитова // Одар. ребенок. - 2007. - №1. - С. 17-32. - Библиогр.: с. 32 (13 назв.).
8. Батурин Н.А. Универсальная методика для изучения уровня и структуры интеллекта / Н.А. Батурин, Н.А. Курганский // Вопр. психологии. - 2005. - №5. - С. 131-139. - Библиогр.: с. 139 (7 наим.).
9. Белоглазова Л. Педагогика трех «У»: литературное творчество как сред- ство развития личности / Л. Белоглазова // Учитель года: лучшее от лучших. - 2004.
- №10. - С. 70-74.
10. Блинова Д.В. «Школа исследователей» как форма подготовки
старшеклассников к научно-исследовательской деятельности / Т.В. Блинова // Исслед. работа школьников. - 2003. - №1. - С.100-104.
11. Боженкова Л.И. Методические основы интеллектуального воспитания
учащихся общеобразовательной школы / Л.И. Боженкова / Наука и шк. - 2007.
- №4. - С. 23-28. - Библиогр.: с. 28.
12. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности: дискуссионные вопросы / Д.Б. Богоявленская // Одар. ребенок. - 2004. - №4. - С. 6-13. - Библиогр.: с.
13 (7 наим.). По материалам II Международной конференции по проблемам одаренности, 29-31 марта 2004 года.
13. Верещинская О.В. К вопросу о непрерывном профессиональном образовании педагогов в работе с одаренными детьми / О.В. Верещинская, Н.В. Маркина, О.А. Черепанова // Одар. ребенок. - 2007. - №1. - С. 33-39.
14. Вихорева О.А. Методическое сопровождение образовательных моделей развития интеллектуально одаренных детей / О.А. Вихорева // Одар. ребенок. -2005. - №2. - С. 35-38.
15. Воробьева Е.В. Психогенетическое исследование интеллекта и мотивации достижений / Е.В. Воробьева // Одар. ребенок. - 2004. - №4. - С. 113-114.
16. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. Лекция 6. Управление развитием коммуникативной компетентности учителя в школе / Н.Л. Галеева // Упр. шк.: прил. к газ. «Первое сентября». - 2007. - 16-30 нояб. (№22). - С. 34-44. - Библиогр.: с. 42.
17. Гладилина И.П. Исследовательская и проектная работа учащихся в школе / И.П. Гладилина // Одар. ребенок. - 2004. - №4. - С. 115-117.
18. Гладилина И.П. Исследовательская и проектная работа учащихся в школе / И.П. Гладилина // Одар. ребенок. - 2004. - №4. - С. 115-117.
...