ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках
окружающего мира 7
1.1. Сущность понятия «регулятивные универсальные учебные
действия» 7
1.2. Специфика формирования у младших школьников регулятивных
универсальных учебных действий 14
1.3. Модель формирования регулятивных универсальных учебных
действий младших школьников на уроках окружающего мира 22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 34
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира 36
2.1. Диагностика сформированное™ у младших школьников
регулятивных универсальных учебных действий 36
2.2. Реализация модели формирования у младших школьников
регулятивных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира 52
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий на
уроках окружающего мира 65
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Актуальность исследования. В настоящее время в обществе происходят процессы глобализации экономики, технический прогресс, информатизация, демократизация. Эти процессы способствуют замене приоритетов в образовании. В российском обществе самыми востребованными являются такие человеческие качества, как активность, самостоятельность, инициативность, ответственность, стремление и способность непрерывно учиться в течение всей жизни. Эти положения отражают нормативные документы образования: закон «Об образовании в Российской Федерации», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг., государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Современный выпускник начальной школы должен обладать не только суммой знаний, но и стремлением и умением самостоятельно осваивать новую информацию. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)одной из целей образования определяет развитие личности обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий.
Изменения коснулись и учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе. На уроках окружающего мира на первый план ставятся задачи обучения младших школьников универсальным способам познания окружающего мира и овладения ими стратегиями управления собственной познавательной деятельностью.
Универсальные учебные действия (далее УУД) оказывают влияние на достижение успехов в образовательных результатах, обеспечивают возможность самостоятельного осуществления учебной деятельности, проявление способности к саморазвитию и самосовершенствованию, создание условий для самореализации личности на основе готовности к непрерывному образованию.
Авторы концепции формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и др.) считают, что регулятивные универсальные учебные действия способствуют обеспечению организации учебной деятельности обучающегося. К регулятивным УУР относят действия целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, оценки, саморегуляции. Регулятивные УУД связывают с формированием у обучающихся сознательности мышления, произвольности деятельности и поведения, взаимодействия с окружающими.
В то же время в научно-методической литературе являются мало исследованными педагогические условия успешного формирования регулятивных УУД, остается открытым вопрос о диагностике уровня сформированности у младших школьников регулятивных УУД.
Таким образом, существуют проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий, которые определены следующими противоречиями между:
- потребностью общества в формировании и развитии самостоятельного, ответственного, инициативного человека и недостаточной сформированностью этих личностных качеств у выпускников школы;
- требованием ФГОС НОО к определению образовательных результатов в форме метапредметных УУД и недостаточным теоретическим обоснованием педагогических условий формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников;
- необходимостью формирования у младших школьников регулятивных УУД на уроках окружающего мира и отсутствием соответствующих методик обучения.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира?
Объект исследования - процесс обучения младших школьников предмету «Окружающий мир».
Предмет исследования - педагогические условия формирования регулятивных УУД младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить педагогические условия формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: процесс формирования у младших
школьников регулятивных УУД на уроках окружающего мира будет результативным, если:
• организовать образовательный процесс на основе разработанной модели формирования регулятивных УУД с учетом деятельностного подхода;
• обеспечить возможность осознанного включения младших школьников в деятельность учения: постановка учебных задач, поиск и использование необходимых средств и способов их достижения, планирование, осуществление контроля и оценки учебной деятельности и ее результатов;
• применять проектные технологии обучения, ориентированные на поэтапное проектирование учащимися собственной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить структуру регулятивных универсальных учебных действий и специфику их формирования у младших школьников на уроках окружающего мира.
2. Провести диагностику уровня сформированности у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий.
3. Разработать модель формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.
4. Разработать методическое обеспечение по формированию у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.
Теоретико-методологические основы исследования:
• деятельностный подход в образовании (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев и др.);
• - личностно-ориентированный подход в образовании (В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.).
• теоретические положения об активизации самостоятельной
познавательной деятельности обучающихся (Л.С. Выгодский,
А.Н. Леонтьев, М.Н. Скаткин и др.);
• теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Б.Д. Эльконин и др.);
• теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);
• концепция формирования метапредметных универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабановаи др.).
Методы исследования: анализ, сравнение, моделирование,
педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, качественная и количественная обработка экспериментальных данных.
Научная новизна и практическая значимость исследования заключаются в разработке модели формирования регулятивных УУД на уроках окружающего мира.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 76 источников, 5 приложений. Работа иллюстрирована 12 таблицами и 12 рисунками. Общий объем работы 107 стр.
Результаты проделанных нами исследований послужили основанием для заключения об эффективности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников, что позволяют отметить следующее:
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что формирование регулятивных универсальных учебных действий в обучении является новым явлением в педагогической теории и практике. При этом проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников до сих пор остается актуальной в связи с принятием нового ФГОС НОО. Нами был проведен анализ учебной литературы по окружающему миру. Данный анализ показал, что современные учебники, помогают учителю организовать разнообразную деятельность школьников, обеспечивающих организацию, построение и контроль когнитивных процессов, определяющих содержание и результативность познавательной деятельности, т.е. способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
Нами были определены, теоретически обоснованы и апробированы педагогические условия формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий в процессе изучения окружающего мира: организация образовательного процесса осуществляется на основе деятельностного подхода; обеспечивалась возможность осознанного включения младших школьников в деятельность учения: ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
В результате исследования установлено, что овладение действиями целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки и саморегуляции, способствует формированию у учеников 2 класса умения учиться, дает возможность выходить за пределы заданной учебной ситуации, обеспечивая саморазвитие личности.
Качество выполнения действий целеполагания, планирования, оценки в проектной деятельности показало положительную динамику в развитии данных действий у второклассников. Таким образом, делаем вывод, что организация проектной деятельности у учеников 2 класса на уроках окружающего мира способствовала формированию регулятивных УУД.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод о том, что разработанные педагогические условия являются эффективными, для успешного формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.