ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ПРАЗДНИКОВ НАРОДНОГО КАЛЕНДАРЯ 11
1.1. Формирование ценностного отношения к природе у младших
подростков как педагогическая проблема 11
1.2. Возможности педагогического обращения к народному календарю в
формировании ценностного отношения к природе у младших подростков 21
1. 3. Теоретическое обоснование модели формирования ценностного отношения к природе у младших подростков на материале праздников народного календаря 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕНОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ПРАЗДНИКОВ НАРОДНОГО КАЛЕНДАРЯ 39
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы по формированию у
младших подростков ценностного отношения к природе 39
2.2. Содержание работы по формированию у младших подростков
ценностного отношения к природе на материале народного календаря 50
2.3. Итогово-результативный этап опытно-поисковой работы по формированию у младших подростков ценностного отношения к природе
55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
Формирование ценностного отношения к природе у подрастающего поколения является актуальной проблемой современной педагогики. Необходимо обеспечить подготовку молодого поколения, способного выйти из состояния существующего в современном мире экологического кризиса - преодолеть потребительское отношение к природе, в которой оказалось общество по незнанию или игнорированию законов гармоничных экологически оправданных взаимоотношений с природой. Однако на данном этапе развития школьного образования и воспитания наблюдается низкий уровень сформированности ценностного отношения к природе у школьников, что объясняется целым рядом причин: недооценка экологических знаний в системе образования, низкий уровень внедрения в практику достижений педагогической науки и пр. Названные недостатки усиливаются недостаточной разработанностью современных методов, методологических подходов к решению задачи формирования ценностного отношения к природе у обучающихся.
Несмотря на имеющийся опыт формирования ценностного отношения к природе у учащихся в практике школы, ориентация детей на прагматическую модель взаимодействия с объектами природы остается преобладающей, что связано с проблемой рассогласованности системы ценностей в реальных условиях и с трудностями диагностики ценностного отношения к природе у младших подростков. Идет поиск форм и методов, обеспечивающих восприятие природных объектов в качестве субъектов взаимодействия и активизирующих деятельность ребенка в социоприродном окружении.
Включению в воспитательную работу в школе праздников народного календаря способствует решению задачи формирования у обучающихся традиционных представлений об окружающей природе. Бережное,
ответственное отношение к окружающему миру составляет основное содержание большинства народных календарных праздников.
Теме формирования у детей ценностного отношения к природе на основе возрождения национальных традиций посвящены труды многих отечественных деятелей науки и культуры (Д.С.Лихачев, М.Н.Мельников, Г.М. Науменко, М.Ю Новицкая, М.Т. Картавцева, Л.В.Шамина). Однако несмотря на значительный интерес исследователей и педагогов к воспитательному потенциалу праздников народного календаря, на сегодняшний день остро ощущается недостаточность методических разработок по данной теме.
Таким образом, анализ данной проблемы выявил следующие
противоречия:
- на социально-педагогическом уровне - между наличием социального заказа на формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к природе и недостаточной готовностью образовательных организаций к реализации этого процесса;
- на научно-педагогическом уровне - между признанием значимости обращения к национальным традициям в формировании ценностного отношения к природе у детей и недостаточной теоретической обоснованностью содержания этого процесса применительно к младшему подростковому возрасту;
- на научно-методическом уровне - востребованностью воспитательного потенциала народных календарных праздников в формировании у младших подростков ценностного отношения к природе и недостаточностью методических разработок по организации, определению содержания этого процесса в практике воспитательной работы в школе.
Из противоречий вытекает проблема исследования, состоящая в определении эффективных подходов к использованию праздников народного календаря в формировании у младших подростков ценностного отношения к природе в условиях образовательно-воспитательного процесса школы.
Актуальность проблемы и выделенные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Формирование ценностного отношения к природе у младших подростков на материале праздников народного календаря».
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе модель формирования у детей младшего подросткового возраста ценностного отношения к природе на материале праздников народного календаря.
Объект - процесс формирования у детей младшего подросткового возраста ценностного отношения к природе.
Предмет - модель формирования у детей младшего подросткового возраста ценностного отношения к природе на материале праздников народного календаря.
В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой формирование ценностного отношения к природе у младших подростков будет эффективным, если:
- применить деятельностный подход в подготовке и проведении праздников народного календаря, который позволит обучающимся проявлять эмоциональную отзывчивость, эмпатию, соучастие очеловеченным и одухотворенным фольклорным образам природы;
- разработать и реализовать модель формирования ценностного
отношения к природе у детей младшего подросткового возраста, предполагающую: целенаправленное обращение к национальным
традициям, обеспечивающим отношение к окружающему миру природы как к духовно-нравственной ценности, деятельностное участие в природных событиях, воссоздаваемых в праздниках народного календаря, практическое освоение моделей ответственного поведения в окружающей среде, разработку программы праздничных мероприятий, алгоритма воспитательного процесса, его программно - методического и диагностического сопровождения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание педагогического процесса формирования ценностного отношения к природе у младших подростков.
2. Проанализировать и раскрыть возможности педагогического обращения к народному календарю в формировании ценностного отношения к природе у младших школьников.
3. Теоретически обосновать методологические подходы, методы и формы процесса формирования ценностного отношения к природе у младших подростков на материале праздников народного календаря.
4. Организовать и провести диагностику исходного уровня сформированности ценностного отношения к природе у младших подростков.
5. Разработать и реализовать на практике модель формирования ценностного отношения к природе у младших подростков на материале праздников народного календаря.
6. Провести контрольную диагностику уровня сформированности ценностного отношения к природе у младших подростков, оценить эффективность проведенной работы.
Теоретико-методологическая основа исследования: теория
формирования ценностных ориентации в процессе социализации личности (И.В. Адеева, В.Г. Алексеева, B.C. Бакиров, О.М. Бакурадзе, A.M. Булынин, Н.А. Волкова, О.Г. Дробницкий, В.Д. Ермоленко, Л.В. Зубова, В. А. Караковский, А.В. Мудрик, Н.Н. Никитина, В.П. Тугаринов и др.); исследования деятельностного подхода в аспекте целостного развития личности ребенка (А.Г. Асмолов, В.С. Безрукова, С.Д. Давыдова, И.В. Максимова, С.В. Менькова, Т.С. Комарова, Н.Н. Поддъяков, Р.М. Чумичева, Н.П. Шишляникова); идеи моделирования и проектирования в образовании (В.А. Караковский, А.А. Орлов и др.); исследования традиций
русской народной педагогики в воспитании детей (Г.Н. Волков, Н.Н. Гилярова, Н.Г. Куприна, М.Н. Мельников, Г.М. Науменко, М.Ю. Новицкая, Е.А. Покровский). Формирование ценностного отношения к природе у подростков раскрыто в работах И.Ю. Азизовой, Ш. Авазова, З.Я. Андриевской, Т.Б. Барановой, И.Т. Гайсина, Л.М. Горбунова, В.Н. Дикого, С.А. Карпеева, Г.А. Костецкой, А.А. Макоедовой, И.В. Мещеряковой, Н.Х. Нагаева, В.В. Николиной, Н.М. Семчук, А.П. Сидельковского, Н.Д. Соколовой, И.Т. Суравегиной, В.А. Ясвина.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, культурологической литературы; экспериментальные - опытно-поисковая работа; эмпирические - включенное наблюдение, беседа, анализ художественно -практической деятельности обучающихся, обобщение, систематизация и описание полученных данных.
База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась в школе №86 г. Екатеринбурга, 5 б класс. В работе приняли участие 25 учащихся.
Этапы исследования.
Первый этап исследования заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы формирования ценностного отношения к природе у детей младшего подросткового возраста, сделан анализ специализированной литературы по проблеме исследования, в результате чего определена его методологическая и теоретическая база.
На втором этапе исследования уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Обоснованы методы и приемы организации процесса подготовки и проведения праздников народного календаря, разработана методика формирования у младших подростков ценностного отношения к природе на материале праздников народного календаря. Определены и обоснованы критерии, характеристики уровней сформированности ценностного отношения к природе у детей младшего подросткового возраста. Проведена опытно-поисковая работа.
Третий этап исследования состоял в анализе полученных результатов, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении работы.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены исходными методологическими позициями, использованием достижений психолого-педагогической науки, комплексным применением методов теоретического и эмпирического исследования, соответствием логики исследования его цели, задачам и предмету, проведенной опытно - поисковой работой, положительными результатами введения теоретических и экспериментальных результатов работы на практике.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) обоснован деятельностный подход в обращении к календарному фольклору в современной образовательной организации, обеспечивающий практическое освоение младшими подростками моделей ответственного поведения: эмоциональной отзывчивости, сопереживания очеловеченным фольклорным образам природы в художественно-практической деятельности;
2) разработана и апробирована модель формирования у младших подростков ценностного отношения к природе на материале праздников народного календаря, которая включает методологические основания, описание методов и приемов, программу, алгоритм воспитательного процесса, инструментарий для педагогического мониторинга.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено определение понятия «ценностное отношение к природе», выделены его основные характеристики с учетом младшего подросткового возраста: образные представления о красоте природы родного края, эмоциональная отзывчивость, эмпатия, соучастие очеловеченным и одухотворенным фольклорным образам природы в собственной художественно-практической деятельности;
- теоретически обоснована модель, дающая представление о сути и структуре процесса формирования у младших подростков ценностного отношения к природе в условиях подготовки и проведения праздников народного календаря в школе.
Практическая значимость исследования:
Внедрены в практику образовательной организации модель и программа формирования ценностного отношения к природе у детей младшего подросткового возраста на материале праздников народного календаря. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов основного и дополнительного образования.
Апробация материалов исследования проводилась путем публикаций, выступлений с докладами по исследуемой теме и обсуждения материалов исследования в рамках научно-практических конференций.
Положения, выносимые на защиту:
1. Содержание процесса формирования ценностного отношения к природе у младших подростков рассматривается нами как целенаправленный процесс развития у детей образных представлений о красоте природы родного края, эмоциональной отзывчивости, эмпатии, соучастия очеловеченным и одухотворенным фольклорным образам природы в собственной художественно-практической деятельности.
1. Разработанная нами модель формирования у младших подростков ценностного отношения к природе на материале праздников народного календаря основывается на деятельностном подходе и обеспечивает практическое освоение детьми в художественно-практической деятельности эталонов ответственного поведения, представленных в народном календарно-обрядовом творчестве.
Структура магистерского исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
В рамках данной работы нами была поставлена цель исследования: теоретически обосновать и проверить в опытно - поисковой работе модель формирования у детей младшего подросткового возраста ценностного отношения к природе на материале праздников народного календаря.
Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали теоретические и практические задачи.
На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнено определение понятия «ценностное отношение к природе», выделены его основные характеристики с учетом младшего подросткового возраста. Раскрыто содержание процесса формирования ценностного отношения к природе у младших подростков: это целенаправленный процесс развития у детей образных представлений о красоте природы родного края, эмоциональной отзывчивости, эмпатии, соучастия очеловеченным и одухотворенным фольклорным образам природы в собственной художественно-практической деятельности.
Проанализированы и раскрыты возможности педагогического обращения к народному календарю в формировании ценностного отношения к природе у младших подростков. Календарный праздник способствует приобщению обучающихся к своей национальной культуре и формированию ценностного отношения к природе как традиционной черте русской народной культуры. Целенаправленное обращение к традициям народной педагогики на материале календарных праздников обеспечивает освоение обучающимися моделей ответственного поведения в окружающей среде в театрализованном действии праздника.
Обоснован деятельностный подход в обращении к календарному фольклору в современной образовательной организации, обеспечивающий практическое освоение младшими подростками моделей ответственного
поведения: эмоциональной отзывчивости, сопереживания очеловеченным фольклорным образам природы в художественно-практической деятельности.
Разработанная нами модель формирования ценностного отношения к природе у младших подростков на материале народного календаря содержит взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты: целевой, методологический, содержательно-технологический, итоговый. Основу модели составляет идея целенаправленного обращения к традициям народной педагогики, обеспечивающим отношение к окружающему миру природы как к духовно-нравственной ценности, деятельностное участие в природных событиях, воссоздаваемых в праздниках народного календаря, практическое освоение моделей ответственного поведения в окружающей среде.
Организована и проведена диагностика исходного уровня сформированности ценностного отношения к природе у младших подростков. Полученные результаты свидетельствуют о преобладании в данной группе детей среднего уровня сформированности ценностного отношения к природе. Полученные нами результаты свидетельствует о необходимости проведения воспитательной работы в данном направлении в современной общеобразовательной школе.
На практике реализована разработанная модель формирования ценностного отношения к природе у младших подростков на материале праздников народного календаря. Проводимые с детьми праздники включали в себя разнообразные мероприятия, формы и методы работы. С детьми были проведены беседы, праздники, подвижные игры. Подростки знакомились с художественной литературой, разучивали стихотворения о праздниках народного календаря. Данная работа была направлена на накопление у детей эмоционально-образного багажа, воплощающего одухотворенные образы природы в искусстве, в праздниках народного календаря, развитие эмоциональной отзывчивости к явлениям и состояниям природы через взаимодействие с ее одухотворенными образами в искусстве и праздниках народного календаря, овладение моделями бережного и заботливого поведения в игровой и художественно-творческой деятельности на материале праздников народного календаря.
Повторная диагностика показала, что проведенная нами работа на основе праздников народного календаря положительно повлияла на формирование ценностного отношения младших подростков к природе: в ходе диагностики нами были выявлены дети с высоким и средним уровнем, низкий уровень диагностирован не был. Сравнение данных начальной и итоговой диагностики демонстрируют положительную динамику в формировании ценностного отношения к природе у детей младшего подросткового возраста, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
1. Акатьева, С. Р. Природа как источник народной культуры [Текст] / С. Р. Акатьева // Музыкальное и художественное образование детей и юношества: проблемы и поиски : материалы третьей Всерос. науч.-практ. конф., 22-23 апр. 2010 г., г. Екатеринбург, Россия / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. К. П. Матвеева. - Екатеринбург, 2010. - С. 7-10.
2. Аллаярова Н. А. Этнокультурное воспитание в условиях реализации внеурочной деятельности школьников [Электронный ресурс] / Н. А. Аллаярова // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2015. - № 1. - С. 8. - URL : http://elibrary.ru/item.asp?id=25603010.
3. Аникин, В. П. Русское народное творчество [Текст] / В. П. Аникин — М. : Высш. шк., 2004. — 735 с.
4. Ахмедова, А.М. Экологическое образование как инноватика внеклассной работы с подростками // Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения. Материалы международной научно-практической конференции Вып.1 [Текст] / Под ред. Д.М. Маллаева, А.А. Цахаевой. - Махачкала, 2008 - С. 31 - 33.
5. Бабурова И. В. Категория примера в воспитании ценностных
отношений школьников [Электронный ресурс] / И. В. Бабурова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 52. - С. 91-103. - URL :
https://www.yandex.ru/search/?lr=54&text=https%3A%2F%2Fcyberlemnka.ru%2 Farticle%2Fn%2Fkategoriya-primera-v-vospitami-tsennostnyh-otnoshemy- shkolnikov.
6. Бакланова, Т.И. «Русские народные праздники в содержании в содержании инновационной образовательной системы «Русская культура» для начальной школы» [Текст] / Т. И. Баланова. Журнал Современные проблемы науки и образования Выпуск № 1-1 / 2015.
7. Батурина, Г. И. Народная педагогика в современном учебно - воспитательном процессе. [Текст] /Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина.- М. : Школьная пресса, 2003.
8. Беляева Е. Н. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к живой природе как одно из условий развития личности школьника [Электронный ресурс] / Е. Н. Беляева // Наука и школа. - 2012. - № 1. - С. 81¬84. - URL : http://elibrary.ru/item.asp?id=177192.
9. Бирюкова, Н.А. Проблемы формирования экологического сознания [Текст] / Н. А. Бирюкова // Педагогика. - 2012 - №10 - С.11-18.
10. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб. : Питер, 2006. — 300 с.
11. Васина О. Н. Формирование эмоционально-ценностного отношения к
природе у учащихся общеобразовательной школы через традиции народной экологии [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О. Н. Васина ; Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского. - Пенза, 2004. - 196 с. - URL : http://www.dissercat.com/content/formirovanie-emotsionalno-
tsennostnogo-otnosheniya-k-prirode-u-uchashchikhsya-obshcheobrazov.
12. Вахлова, Г. М. Духовно-нравственное воспитание младших подростков средствами курса «ОРКиСЭ» [Текст] / Г. М. Вахлова // Современные подходы к управлению качеством воспитательной работы в образовательном учреждении : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 8-9 февр. 2011 г., Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. В. А. Середа, М. Ю. Фазлиахметова. - Екатеринбург, 2011. - С. 69-71.
13. Веретенникова, С. А., Клыков, А. А. Четыре времени года [Текст] / С. А. Веретенникова, А. А. Клыков. - М.: Просвещение, 2010. - 192 с.
14. Винокурова О. Е. Формирование у младших школьников ценностного
отношения к природе средствами якутских народных традиций [Электронный каталог] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О. Е. Винокурова ; Якут.гос. ун-т. - Якутск, 1996. - 165 с. - URL :
http://www.dissercat.com/content/vospitanie-tsennostnogo-otnosheniya-k-prirode- u-mladshikh-shkolnikov-na-osnove-kalendarno-ob.
15. Гилемшин, И. М. Этнопедагогические традиции экологического воспитания учащихся (на материале школ Республики Башкортостан [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. М. Гилемшин ; Башкир.гос. пед. ун-т. - Уфа, 2004. - 26 с.
...