Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ 10
1.1. Понятия «проектирование», «исследование» в проектно-исследовательской деятельности младших школьников 10
1.2. Понятие одарённости и особенности её развития у детей младшего
школьного возраста 17
1.3. Модель развития одарённости младших школьников посредством
проектно-исследовательской деятельности 26
Глава 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 43
2.1. Подбор диагностических методик по выявлению одарённости младших
школьников 43
2.2. Реализация модели развития одарённости младших школьников
посредством проектно-исследовательской деятельности 46
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по развитию одарённости младших школьников в проектно-исследовательской
деятельности 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 89
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение «условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей» [69, с.4]. Поэтому создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач современного общества.
Проблема исследования обусловливает необходимость использования научных работ из области педагогики и психологии. Так, вопросы диагностики одарённых детей рассматривали А.Танненбаум, Дж. Рензулли, A.И. Савенков, В.Д. Шадриков, Н.Б. Шумакова, К.Хеллер, М.А. Холодная, B. С. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др. В работах А.И. Савенкова, И.В. Комарова, М.И. Махмутова и др. освещены вопросы организации исследовательской деятельности. Исследования по выявлению, обучению и развитию одаренных детей проведены учеными и педагогами Н.С. Лейтесом, А.М. Матюшкиным, В.П. Лебедевой, Ю.Д. Бабевой, С.Д. Дерябо, А.И. Савенковым В.А., Юркевичем, Е.Л. Яковлевой, В.А. Ясвиным и др. В работах М.А. Ахметова, Т.В. Куклина, О.И. Митрош, В.М. Назаренко, Е.С. Полат, В.П. Ушачева рассмотрены вопросы организации проектной и исследовательской деятельности в школе.
Современная наука занимается изучением феномена одарённости, однако в настоящее время не существует четких определений одарённости.
Различные аспекты проектно-исследовательской деятельности школьников рассмотрены в психолого-педагогической науке и практике достаточно обстоятельно. Однако до сих пор не раскрыты возможности содержания учебного материала, средств, влияющих на развитие одарённости младших школьников в проектно-исследовательской деятельности.
Сказанное позволяет назвать противоречие, сложившееся в педагогической теории и практике: с одной стороны, потребность общества в развитии и поддержке одарённых обучающихся, с другой стороны, неготовность системы начального образования к эффективному решению данной проблемы.
Между необходимостью развивать одаренность младших школьников и недостаточной исследованностью средств, в педагогической теории и практике, способствующих их развитию.
Осмысление выявленных противоречий позволило сформировать проблему исследования: каковы средства развития одарённости детей младшего школьного возраста?
Цель исследования - раскрыть и теоретически обосновать педагогические возможности проектно-исследовательской деятельности как средства развития одарённости младших школьников.
Объект исследования - образовательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования - проектно-исследовательская деятельность как средство развития одарённости младших школьников.
Гипотеза исследования - процесс развития одарённости младших школьников будет эффективным, если:
1) в основу разработки модели развития одарённости младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности будут положены личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы и принципы - развивающего и воспитывающего обучения, индивидуальных и возрастных особенностей, сознательности и активности, связи теории с практикой;
2) проектно-исследовательская деятельность будет реализована в соответствии с определёнными этапами (информационно-аналитический, планово-прогностический, организационно-сопроводительный, рефлексия) и организационно-педагогическими условиями:
а) оказание помощи обучающимся в организации проектно-исследовательской деятельности;
б) содействие межличностной коммуникации со взрослыми и сверстниками;
в) формирование положительного отношения ребёнка к собственной деятельности.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать современное состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке и практике начального образования с целью определения теоретико-методологических возможностей ее решения;
2) разработать модель развития одарённости младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности;
3) апробировать модель развития одарённости младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности.
В магистерской диссертационной работе использованы следующие методы:
1) теоретические: анализ нормативно-правовых документов по проблеме исследования; анализ научно-методической, психолого- педагогичес-кой литературы; метод моделирования использовался для построения структурно-функциональной модели развития одарённости младшего школьного возраста посредством проектно-исследовательской деятельности;
2) эмпирические: эксперимент, анкетирование, тестирование, наблюдение.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ гимназия № 205 г. Екатеринбурга. В исследовании принимали участие 22 обучающихся.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе было изучено состояние проблемы развития одарённости младших школьников на теоретическом уровне: проведен анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, а также диссертационных исследований по изучаемой проблеме. На основе анализа существующих концепций и теорий в педагогике были определены основные положения исследования: сформулированы цель, объект, предмет и задачи исследования, проведен констатирующий этап экспериментальной работы по выявлению состояния сформулированной нами проблемы и поиска возможностей ее решения в условиях начальной школы.
На втором этапе конкретизировались задачи исследования, уточнялась теоретико-методологическая основа; определялось своеобразие и специфичность структурно-функциональной модели развития одарённости младшего школьного возраста посредством проектно-исследовательской деятельности; обрабатывались результаты констатирующего этапа экспериментальной работы; проводился формирующий эксперимент.
На третьем этапе проводилась систематизация и статистическая обработка полученных данных, формулировались выводы; осуществлялось оформление полученных результатов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основании положений личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов спроектирована структурно-функциональная модель развития одарённости младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности, содержащая взаимосвязанные компоненты (целевой, содержательный, процессуальный, диагностический).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
1) уточнено понятие «проектно-исследовательская деятельность» относительно детей младшего школьного возраста, что обеспечивает обогащение понятийного аппарата педагогики;
2) предложены принципы реализации модели развития одарённости младшего школьного возраста посредством проектно-исследовательской деятельности (развивающего и воспитывающего обучения, индивидуальных и возрастных особенностей сознательности и активности, связи теории с практикой);
3) разработана структурно-функциональная модель развития
одарённости младшего школьного возраста посредством проектно-исследовательской деятельности, включающая этапы и направления деятельности: 1 этап - информационно-аналитический (сбор, анализ
информации), 2 этап - планово-прогностический (составление плана работы), 3 этап - организационно-сопроводительный (консультирование), 4 этап - рефлексия (самооценка, оценка продуктивности результата).
На защиту выносятся следующие положения:
1. В основу развития одарённости младших школьников следует положить личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.
2. Модель развития одарённости младшего школьного возраста посредством проектно-исследовательской деятельности отражает единство: социального заказа общества (создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей.); целевой установки (развитие и поддержка потенциально одарённых младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности); методологических подходов, обеспечивающих взаимодействие учителей и обучающихся на принципах развивающего и воспитывающего обучения, индивидуальных и возрастных особенностей, сознательности и активности, связи теории с практикой.
3. Основой модели является проектно-исследовательская
деятельность, которая позволяет решать задачи развития одарённости младших школьников.
4. Эффективность функционирования модели развития одарённости
младших школьников посредством проектно-исследовательской
деятельности обеспечивается реализацией педагогических условий:
а) оказание помощи обучающимся в организации проектно¬
исследовательской деятельности;
б) содействие межличностной коммуникации со взрослыми и сверстниками;
в) формирование положительного отношения ребёнка к собственной деятельности.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись посредством участия автора в городском научно-методическом семинаре «Ярмарка идей» Екатеринбург, 2018. Опубликована статья «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития одарённости младших школьников» в сборнике Материалы городского научно-методического семинара «Ярмарка идей». Опубликована статья «Проектно-исследовательская деятельность в работе с одарёнными детьми» на Портале Всероссийского социального проекта «Страна талантов». Школьному методическому объединению начального образования МАОУ Гимназия №205 «Театр» представлены сведения о развитии одарённости детей младшего школьного возраста, о педагогических возможностях проектно-исследовательской деятельности как средства развития одарённости детей младшего школьного возраста.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, включающего 78 источников. Текст иллюстрируют 9 рисунков и 12 таблиц. Работа содержит 4 приложения. Объем работы составляет 98 страниц с Приложениями.
В рамках данной работы нами была рассмотрена проблема развития одарённости младших школьников посредством использования проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Первая глава исследования посвящена изучению теоретических основ организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средства развития одарённости. В работе уточнено определение понятия проектно-исследовательской деятельности
относительно детей младшего школьного возраста. Разработана структурно- функциональная модель развития одарённости младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности.
Процесс построения структурно-функциональной модели рассматривается как сложный процесс, который требует включающий следующие подходы: личностно ориентированного (учёт неповторимых индивидуальных особенностей) и системно-деятельностного подходов (развитие обучающегося через вовлечение в деятельность). Основываясь на комплексе подходов и принципов (развивающего и воспитывающего обучения, индивидуальных и возрастных особенностей сознательности и активности, связи теории с практикой) мы разработали структурно-функциональную модель развития одарённости младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности, включающую взаимосвязанные компоненты (целевой, содержательный, процессуальный, диагностический).
Во второй главе исследования обоснован выбор диагностических методик и описан ход экспериментальной работы и этапы реализации структурно-функциональной модели развития одарённости младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности. А также проведен анализ и обработка полученных данных эксперимента.
Экспериментальная работа проходила в несколько этапов: констатирующий и обобщающий. В экспериментальную работу были вовлечены обучающиеся 2-3 классов, родители и учителя начальной школы. Формирующий этап экспериментальной работы проходил в естественных условиях на базе МАОУ гимназия № 205 г. Екатеринбурга. В исследовании принимали участие 22 обучающихся.
По данным, полученным в результате итоговой диагностики, была выявлена положительная динамика, мы связываем это с тем, что в классе была реализована модель модели развития одарённости младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности. Таким образом, выдвинутые положения гипотезы настоящего исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Актуальность проблемы настоящего исследования определяется объективной потребностью общества в создании условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей и неготовностью системы начального образования решения данной проблемы.
2. Структурно-функциональная модель развития одарённости младших школьников посредством проектно-исследовательской
деятельности включает несколько взаимосвязанных компонентов (целевой, содержательный, процессуальный, диагностический).
3. Результаты экспериментальной работы показали, что количество потенциально одарённых обучающихся повысилось вследствие внедрения в образовательный процесс разработанной нами структурно-функциональной модели.
1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире : материалы Междунар. науч. конф. СПб. : Реноме, 2012. С. 140-142. URL: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/21/1656/ (дата обращения: 30.09.2017)
2. Алексеев, Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление [Текст] / Н. Г. Алексеев // Журнал развитие личности. - 2002. - №2.
3. Алексеев, Н. Г., Леонтович, А. В., Обухов, А. С., Фомина, Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, Л. Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. - №1. - С 24 - 33.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : От действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 152с.
5. Ахметов М. А. Организация проектной деятельности школьников. Дистанционный курс [Электронный ресурс] // Персональный сайт М. А. Ахметова URL: https://maratakm.narod.ru/proecti.htm (дата обращения: 01.08.2017)
6. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1982. - 192 с.
7. Бабанский Ю. К. Педагогическое проектирование [Электронный ресурс] // Ю. К. Бабанский // URL: http://eusi.ru/lib/kukushin_obsie/5.php. (дата обращения: 17.03.2017)
8. Бершадская, Е. А., Бершадский, М. Е. Представление знаний учащихся в виде фреймов на основе метода интеллект-карт [Текст] / Е. А. Бершадская, М. Е. Бершадский // Профильная школа. - 2015. - №5. - С. 49-63.
9. Бершадская Е. А., Бершадский, М. Е. Модель применения метода интеллект-карт в образовании [Электронный ресурс] // Эффективные образовательные технологии. - Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. (178 Мб). - М. : ООО «Дистанционные технологии и образование», 2010. - Вып. 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см. - 2,23 Мб.
10. Бершадский, М. Е. Теоретико-практические аспекты работы с картами интеллект-понятий [Текст] / М. Е. Бершадский // Народное образование. - 2012. - №6. -С. 203-212.
11. Бешенков, С. А. Моделирование и формализация [Текст] : метод. пособие / С. А. Бешенков. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. - 336 с.
12. Богоявленская, Д. Б. и др. Рабочая концепция одарённости [Текст] : 2-е изд., расш. и перераб. под ред. В. Д. Шадрикова - М. : Министерство образования Российской Федерации. Федеральная целевая программа «Одарённые дети», 2003. - 95 с.
13. Богоявленская, Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве [Текст] / Д. Б. Богоявленская : сб. статей. - М. : 2010. - С. 40 - 50.
14. Бондаревская, Е. В. Ценности личностно-ориентированного
образования [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - №4.
15. Борытко, Н. М., Моложавенко, И. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. М. Борытко, И. А. Моложавенко ; под общ. ред. Н. М. Борытко. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
...