Складывающиеся в обществе новые отношения предъявляют повышенные требования к личности, а именно:
- умение личности самостоятельно разбираться в изменяющихся ситуациях в процессе жизнедеятельности;
- быстро и оперативно принимать верные решения;
- не бояться брать на себя ответственность за совершённые действия;
- быстро адаптироваться при смене рода деятельности;
- уметь анализировать, сравнивать, прогнозировать нежелательные события и моделировать целесообразный, адекватный ситуации стиль поведения.
Исходя из этого, человеку важно обладать особыми личностными качествами, которые будут формироваться на в процессе всей его жизни. В основе этих качеств находится стремление к активному познанию и самореализации личности.
С целью развития личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться в условиях модернизации общего образования России необходимым является реализация качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
Актуальность данной темы исследования обусловливается потребностью изучения путей саморазвития, самосовершенствования, самоорганизации личности. В основе этих процессов заложена активная познавательная, поисковая деятельность, начинающаяся с когнитивной мобильности.
Проблема по созданию гибкой целостной системы активизации познавательной деятельности обучающихся начальной школы обуславливается:
- важностью успешного усвоения объема получаемых знания в условиях перестройки системы образования, во всех видах человеческой деятельности,
- активизации человеческого фактора;
- вариативности подходов к обучению.
Современная школа учит, как правило, только формальным навыкам, а не способности самостоятельно мыслить и анализировать. Поэтому в настоящее время необходимой является разработка таких программ и педагогических моделей, которые будут способствовать росту и продуктивности педагогической деятельности и активизации познавательных процессов.
Проблемой развития когнитивной мобильности личности занимались такие учёные как А. Дистервег, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, П.Ф. Каптерев и др.
В современной педагогике начальной школы очень широко используются разные аспекты решения дидактических задач, которые связаны с развитием когнитивной мобильности на принципах личностно-ориентированного обучения (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и др.).
Сущность когнитивной мобильности в процессе обучения как основного вида деятельности в младшем школьном возрасте отражается в исследованиях, проведенных В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, Л.В. Занковым, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон, Э.И. Александровой, A.M. Пышкало, Ю.М. Колягиным, Л.П. Стойловой, М.Н. Скаткиным, И.И. Аргинской и др.
Проблеме развития когнитивной мобильности посвящены диссертационные исследования Н.Д. Раздобарова, Н.В. Внуковой, З.Ф. Чехловой, Л.Ч. Зембатовой, В.Ю. Лысковой и др. В монографической литературе и журнальных научных публикациях представлен ряд существенных научных результатов.
Также необходимо отметить, что в области развития когнитивной мобильности условия социализации и научные исследования не отражают данного процесса и системного видения этой проблемы.
Исходя из этого, обобщение практики развития когнитивной мобильности, анализ современного состояния изучаемого процесса, который отражается в научной литературе, позволили нам выявить существующие противоречия:
- между потребностью современного общества в развитии когнитивной мобильности обучающихся и практическим отсутствием соответствующей педагогической модели;
- между потребностями современной практики обучения детей
младшего школьного возраста и недостаточной теоретической разработанностью системы подготовки участников процесса обучения по развитию когнитивной мобильности с учётом социализации школьника.
Указанные противоречия обусловили проблему исследования: выявление уровня развития когнитивной мобильности младшего школьника, что определило формулировку темы.
Объект исследования: развитие когнитивной мобильности учащихся в процессе обучения.
Предмет исследования: когнитивная мобильность детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, практически проверить в практике образовательного процесса возможности развития когнитивной мобильности у младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие когнитивной мобильности у обучающихся начальной школы будет эффективным, если: поисковой деятельности младших школьников, их готовности к нестандартным решениям учебных задач, к мобильному переносу отработанных познавательных действий из одной ситуации в иную, совершенствованием анализа своих действий и познавательной деятельности в
целом. В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью
исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику познавательной деятельности;
2. Рассмотреть возможности развития когнитивной мобильности;
3. Провести первичную диагностику уровня когнитивной мобильности младших школьников;
4. Разработать и внедрить развивающую программу, направленную на развитие когнитивной мобильности младших школьников.
5. Провести итоговую диагностику и сравнить результаты
исследования.
Методологической основой исследования являются современные философские, педагогические, психологические и социологические концепции, раскрывающие закономерности развития когнитивной мобильности;
В диссертации использовались документы, монографическая литература, диссертационные исследования, периодические издания, а так же материалы, полученные на основе информационного поиска в Интернете.
Методы исследования
Теоретические (обобщение и систематизация психолого-педагогической литературы, анализ) и эмпирические (наблюдение, эксперимент, анкетирование).
Опытно-экспериментальная база исследования:
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 18, г. Екатеринбурга.
Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.
На первом этапе (2016-2017 гг.) проводилось накопление эмпирического материала, в ходе которого определялись методологические и методические подходы к решению проблемы.
На втором этапе (2017-2018 гг.) изучалась научная, учебно-методическая, нормативная литература по данной проблеме исследования.
Анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт работы. На данном этапе была выдвинута и разработана гипотеза исследования.
На третьем этапе (2017-2018 гг.) с целью проверки выдвинутой гипотезы была разработана и уточнена методика исследования: организована опытно-экспериментальная работа, на основе которой проводилось уточнение рабочей гипотезы, организовано проведение теоретического обобщения результатов опытно-экспериментальной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- уточнена сущность развития когнитивной мобильности младшего школьника;
- выявлены возможности развития когнитивной мобильности учащихся младших классов;
- обоснованы функциональные возможности учебного процесса, направленные на развитие когнитивной мобильности младшего школьника;
- разработана программа направленная на развитие когнитивной мобильности младшего школьника, включающая упражнения и игры, способствующее развитию когнитивной мобильности младшего школьника и обоснованы педагогические условия её реализации.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в уточнении потенциала развития когнитивной мобильности младшего школьника. В научном осмыслении понятия «когнитивная мобильность», в теоретическом обосновании психолого-педагогической модели развития когнитивной мобильности младшего школьника, в выявлении уровней развития когнитивной мобильности младшего
школьника, в разработке развивающей программы, способствующей развитию когнитивной мобильности младших школьников.
Практическая значимость работы состоит в том, что экспериментально проверена эффективность программы, способствующей развитию когнитивной мобильности младших школьников; разработанные и экспериментально апробированные положения и выводы могут быть использованы для разработки спецкурсов при подготовке учителей начальной школы, а также в системе повышения квалификации учителей начальных классов.
Положения, выносимые на защиту.
1. Развитие когнитивной мобильности младшего школьника - это:
1) целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности младшего школьника, который отражает потребность и желание, а также внутреннюю убежденность ученика в том, что ему необходимо подходить творчески к познанию реальной действительности, развивать формулирования познавательных задач и поиска их решения;
2) результат, который фиксирует факт приобретения младшим школьником навыка творческого отношения к процессу учения, устойчивой потребности в познавательной деятельности;
2. Программа, способствующая развитию когнитивной мобильности младшего школьника, носит комплексный характер и включает:
1) научное, учебно-методическое обеспечение образовательной среды;
2) оптимальное сочетание форм и методов обучения, ориентированных на развитие когнитивной мобильности младшего школьника, включение эвристических упражнений и задач, направленных на интеграцию знаний;
3) ориентация учебного процесса и внеурочной деятельности младшего школьника на развитие когнитивной мобильности младших школьников;
4) формирование рефлексивной позиции младшего школьника;
5) реализация в ходе учебного процесса разработанной программы для развития когнитивной мобильности младшего школьника;
6) подготовку педагогических кадров, ориентированных на развитие когнитивной мобильности младшего школьника.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы работы представлены в авторских публикациях. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной когнитивной науки» (Казань 2018), Межрегиональной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность в образовательной организации: проблемы, поиск, решения» (Саратов 2016).
Достоверность полученных результатов обеспечивалась применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам исследования, целенаправленным анализом реальной педагогической практики и педагогического опыта, комплексным характером опытно-экспериментальной работы и применением в процессе обработки ее результатов методами математической статистики.
Структура диссертационной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной научной литературы, иллюстрирована таблицами.
Когнитивная мобильность является важнейшим образованием личности человека, складывающееся в процессе его жизнедеятельности, а также формируемое в социальных условиях его существования и не в коем образе не является присущим человеку от рождения.
Создание комфортной и благоприятной эмоциональной атмосферы и включение в познавательную деятельность учащихся проблемы задач - важнейшее условие развития когнитивной мобильности и развития личности обучающегося в процессе обучения в школе. Данное условие связывает всю систему функций обучения - образовательную, развивающую, воспитывающую, а также будет оказывать
непосредственное и опосредованное влияние на интерес.
О явном развитии когнитивной мобильности в процессе обучения повышение интеллектуальной и творческой активности обучающихся на уроках. Именно когнитивная мобильность, способствует формированию личности в целом и является устойчивым интегральным образованием личности ребенка. Также необходимо отметить, что при этом происходит активизация развития интеллектуальных способностей детей, а также творческого их потенциала, нравственных отношений. Творческая познавательная деятельность младших школьников является оптимальной формой развития когнитивной мобильности обучающихся. Данная форма организации учебно-воспитательного процесса повышает уровень когнитивной мобильности школьников, меняет ценностные ориентиры, повышает успеваемость.
Полученные результаты исследования позволяют судить о том, что разработанная программа, развития когнитивной мобильности, привела к тому, что у большинства обучающихся повысился уровень развития когнитивной мобильности.
В процессе апробации разработанной программы на практике уровень развития когнитивной мобильности младших школьников
экспериментального класса вырос в 3.4 раза.
Результаты, которые были нами получены в целом подтвердили правильность выдвигаемой гипотезы и позволили сделать вывод, о том, что поставленные задачи были реализованы.
Актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, проведённое нами исследование подтвердило и позволило сделать вывод о научной состоятельности выдвинутой гипотезы, а также сформулировать основные теоретические выводы:
1. Как показал анализ научно-педагогической литературы, в современном обществе сложились предпосылки необходимости изучения закономерностей развития познавательной мобильности обучающихся, которые обусловлены потребностями общества и личности, связанные с тенденциями в динамике социума.
2. Развитие когнитивной мобильности младшего школьника -это в первую очередь:
1) целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности младшего школьника, которые отражают желание, потребность внутреннюю убежденность обучающегося в необходимости творческого познания имеющийся действительности, а также способность постановки познавательных задач и поиска их решения;
2) результат, который фиксирует факт приобретения обучающимися навыков творческого отношения к школьному обучению, а также проявляет стойкую потребности в познавательной деятельности;
3) фактор изменения качеств личности младшего школьника, среди которых имеется социальная ориентация, аксиологическая направленность личности, способность к рефлексии и сотрудничеству, целеустремлённость и настойчивость, умение выдвигать познавательные задачи и самостоятельно их решать.
3. В диссертационном исследовании были выявлены уровни развития когнитивной мобильности разработана и внедрена программа, которая способствует развитию когнитивной мобильности младшего школьника.
На наш взгляд, важнейшими, являются следующие педагогические условия:
- научное и учебно-методическое обеспечение образовательной среды ребёнка ;
- правильное сочетание методов и форм обучения, которые
ориентированы на развитие когнитивной мобильности обучающихся, включение познавательных упражнений и задач, которые соответственно будут направлены на интеграцию знаний детей;
- ориентирование процесса обучения ребёнка и внеурочной деятельности на формирование в первую очередь внутренней, а потом уже внешней мотивации к саморазвитию в самопознанию;
- формирование оценочной позиции младшего школьника;
- реализация в ходе учебного процесса разработанной программы развития когнитивной мобильности обучающихся начальной школы;
- подготовка педагогических кадров, которые ориентированы на развитие когнитивной мобильности младших школьников.
Также были выявлены определённые особенности развития когнитивной мобильности младшего школьника, связанные со следующими показателями::
- у детей младшего школьного возраста очень мал эмперический опыт. Такие навыки как исследование, осмысление и моделирование формируются у детей впервые;
- не стоит постоянно обращаться к поощрению или к социальному успеху (впрочем, как и полностью игнорировать эти мотивы), что определяет особенно высокие нравственные и психологические требования к педагогу.
Изучив проблему развития когнитивной мобильности обучающихся начальной школы, можно сделать вывод, что её нужно и важно развивать.
Родители и педагоги должны систематически проводить развивающие работы, с детьми, которые будут направлены на развитие когнитивной мобильности младших школьников, а также и организовывать деятельность детей таким образом, чтобы когнитивная мобильность развивалась и выходила на новый уровень.
1. Ананьев, Б. Г. О развитии детей в процессе обучения [Текст] / Б. Г. Ананьев. // Советская педагогика. - 1957.- №7 - С. 85-96.
2. Аркелова, Т. Л. Взаимное обучение как условие развития когнитивной
мобильности у будущих учителей [Текст]: диссертация кандидата
педагогических наук : 13.00.08.- Екатеринбург, 2006. - 25 с.
3. Амонашвили, Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе. [Текст] / Ш.А. Амонашвили // Вопросы психологии. 1984. - № 5. - С. 21-30.
4. Беликов, В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция). [Текст]: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. - 114 с.
5. Богоявленская Д. Б. «Интеллектуальная активность как проблема творчества» [Текст] : Ростов на Дону, 1993.- 211 с.
6. Венгер, Л. А. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей» [Текст] : Москва, 2003.- 123 с.
7. Внукова, Н. В. Дидактические условия активизации творческой познавательной деятельности учащихся: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. В. Внукова. [Текст] : Липецк, 2001. - 158 с.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.- 536 с.
9. Гальперин, П. Я. Введение в психологию : учеб. пособие для вузов [Текст] / П. Я. Гальперин. - М. : Книж. дом «Университет», 1999. - 136 с.
10. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка [Текст] / П. Я. Гальперин. - М., 1985.- 185 с.
11. Давыдов, В. В. Содержание и структура учебной деятельности школьников [Текст] / В. В. Давыдов // Формирование учебной деятельности школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 163 с.
12. Давыдов, В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст] /В. В. Давыдов. - Томск : Пеленг, 1992. - 136 с.
13. Данилов, М. А. Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников [Текст]: Казань, 1979.- 158 с.
14. Есиков, А. И. Активизация познавательной деятельности учащихся при формировании вычислительных знаний и навыков в 4-5 классах [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Есиков А. И. Ленинград, 1984. - 251 с.
15. Желтова, С. Г. Формирование познавательной мобильности личности в процессе обучения [Текст] / Педагогика, 1953. - 135 с.
16. Занков, JI. B. Наглядность и активизация учащихся в обучении [Текст] / JI. B. Занков. М.: Учпедгиз, 1960. - 236 с.
17. Истомина, Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах [Текст] / Н. Б. Истомина. М.: Просвещение, 1983. - 89 с.
18. Красило, А. И. Рекомендации по организации активного обучения [Текст] /А. И. Красило, А. П. Новгородцева // Хрестоматия по педагогической психологии.- М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 123 с.
19. Каптерев, П. Ф. Педагогический процесс [Текст] / П.Ф. Каптерев. СПб.: Изд. журнала «Русская школа», 1905. - 158 с.
20. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст. [Текст] : М., 1971. - 127 с.
21. Лисина, Л. А. Развитие познавательной активности детей в ходе обучения со взрослыми и сверстниками [Текст]/ Л.А. Лисина // Вопросы психологии. - 1982.- №4. - 136 с.
22. Колмакова, М. Н. Краткий педагогический словарь. [Текст] / М.:
Издательство политической литературы, 1984.- 112 с.
23. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. [Текст]: - М. Просвещение, 1983. - 196 с.
24. Маслоу, А. Мотивация и личность. [Текст]: / А. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. - 239 с.
25. Матюшкин, A. M. Исследование интеллектуальной активности детей в условиях учебного и игрового общения [Текст] / A. M. Матюшкин // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М, 1980. - 157 с.
26. Михайлова, Н. Г. Формирование познавательных стратегий в процессе чтения иноязычных научно-учебных текстов(профильный класс, английский язык) [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук. Тамбов: ГОУ ВПО «Тамбовский государстенный технический университет», 2008. - 147 с.
27. Лопарева, Т. А. Познавательные стратегии и их роль в процессе обучения грамматической стороне говорения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, май 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - 231 с.
28. Немов, Р. С. Психология [Текст]: / Р. С. Немов. - М. : Просвещение, 1990. - 129 с.
29. Плигин, А. А. Познавательные стратегии школьников. [Текст] / М.: Профит Стайл, 2007. - 136 с.
30. Пестрикова, О. Н. Формирование познавательной мобильности у младших школьников в процессе обучения// Фестиваль педагогических идей.
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. - 254 с.
32. Харламов, И. Ф. Как активизировать учение школьников [Текст] / И. Ф. Харламов. - Минск : Нар. Асвета, 1975. - 144 с.
33. Харламов, Ф. И. Активизация учения школьников. [Текст] / Минск: Народная асвета, 1970. - 156 с.
34. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников[Текст] / Т. И. Шамова. - М. : Шиянов, Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. [Текст]: М., 1999. Педагогика, 1982. - 256 с.
35. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. [Текст]: М., 1971. - 154 с.
36. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 1988. - 123 с.
37. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. [Текст]: М. Педагогика, 1979. - 128 с.
38. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. Книга для учителя. [Текст] : - М: Просвещение, 1986. - 169 с.
39. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст]: избр. психол. тр. / Д. Б. Эльконин ; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. - 123 с.
40. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] /Эльконин Д. Б. - М.: Педагогика, 1989. - 352 с.
41. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1994. - 156с.
42. Эрдниев, Б. П. Развитие творческого мышления в процессе
математического образования [Текст] / Б. П. Эрдниев // УДЕ. Материалы пятой Всероссийской научно-практической конференции по проблеме укрупнения дидактических единиц. Элиста, 1992. - 145 с.
43. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения [Текст] /
B. А. Ядов.- М., 1975. - 123 с.
44. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. - М., 2000. - 136 с.
45. Якиманская, И. С. Проблемы обучения и развития в трудах Н.А. Менчинской [Текст ] / И.С. Якиманская. // Вопросы психологии. 1995. - №3. -
C. 123-125 с.