Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ Наполеона Бонапарта в представлении британцев в 1807 по 1820-е гг. (имагологический и учебно-методический аспекты)

Работа №96626

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы97
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - СПАСИТЕЛЬНИЦА ЕВРОПЫ: БРИТАНСКИЙ ОБРАЗ НАПОЛЕОНА БОНАПАРТА В 1807 ГОДУ 15
ГЛАВА 2. НИЗЛОЖЕНИЕ «КОРСИКАНСКОГО ЧУДОВИЩА: БРИТАНСКИЙ ОБРАЗ НАПОЛЕОНА В 1807-1814 ГОДЫ 27
ГЛАВА 3. ВЕЛИКИЙ ИЗГНАННИК: БРИТАНСКИЙ ОБРАЗ НАПОЛЕОНА С 1815-1820-Е ГОДЫ 43
3.1 Наполеон: герой или тиран? (образ Наполеона Бонапарта после
1821 года) 56
ГЛАВА 4. ВИЗУАЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ОБРАЗА НАПОЛЕОНА В АНГЛИЙСКОЙ КАРИКАТУРЕ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 96


Историческая имагология, микроистория, история ментальностей становятся сегодня все более популярными, что не удивительно. Так, предметом имагологии является «образ врага», рассматривающийся в качестве стереотипа национального сознания, а именно, как устойчивое, обладающее эмоциональной насыщенностью, обобщенное представление о «другом».
Для британского общества конца XVIII в. - начала XIX вв. значительной фигурой европейской социально-политической реальности, вызывающей необходимость немедленного создания ее конкретного образа в массовом сознании населения и становится Наполеон Бонапарт. Следует сделать предположение о том, что французский диктатор станет тем объектом, который привлечет к себе все средства пропаганды с целью формирования образа, необходимого для той конкретной исторической эпохи.
Актуальность работы обусловлена тем, что интерес к личности Наполеона в мировом масштабе не угасает и по сей день. Изучение образа Бонапарта в конкретную эпоху позволяет понять роль этого образа в контексте данной эпохи, а также оценить его влияние на историческую науку как во времена Наполеона, так и на современную.
Для британцев, кроме всего прочего, период наполеоновских войн, персонифицировавший в личность Наполеона, представляет неотъемлемую часть исторической памяти, формировавшейся в ходе сложных отношений с французами, образовавшихся в течение долгого исторического процесса2. Проблема восприятия человеком окружающего мира является актуальной, так как в эпоху интеграции и глобализации, происходит взаимное объединение стран в технологической и экономической сферах, усиливается взаимопроникновение культур, создавая, соответственно, необходимость быть открытым к восприятию других культур. Многократное обращение к образу и личности Наполеона обусловлено еще и тем, что в 2019 г. будет отмечаться юбилейная дата - 250 лет со дня его рождения.
Образ Наполеона, который сформировался в сознании жителей Британии, претерпевал различные трансформации по мере развития исторического процесса. Очевидно, что один наполеоновский образ отличался от другого, складывавшихся в разные времена, или даже начинал ему противоречить. Учитывая значимость такой личности, как Наполеон Бонапарт для исторической науки, рассмотрение данной проблематики предоставляет широкие перспективы для дальнейших исследований.
Данная работа направлена на комплексный анализ средств массовой информации, художественной и документальной литературы, публицистики, изобразительного искусства в Великобритании, которые позволил бы более полно взглянуть на образ Наполеона.
Объектом данного исследования является британское общество в период с 1807 по 1820-е гг.
Предмет исследования - формирование и динамика образа Наполеона в представлении британского общества в 1807 по 1820-е гг.
Цель квалификационной работы - выявить основные черты образа Наполеона в представлении британского общества с 1807-1820-е гг. и факторы трансформации этого образа.
На основании указанной цели были выдвинуты следующие задачи:
• проследить специфику формирования среди британцев образа первого французского императора в период 1807-1820-х гг.;
• определить, какие события и причины повлияли на формирование образа и его последующее восприятие среди британцев;
• выявить причины различий в восприятии и представлении образа Наполеона в художественной и публицистической и документальной литературе Великобритании указанных временных рамок;
• провести анализ методической литературы в современной Великобритании с целью сравнения в восприятии образа Наполеона современными британцами (Приложение 1).
Хронологические рамки исследования охватывают как период с 1807 по 1827 гг., так и начало XXI века. Нижней границей обозначаем 1807 г., поскольку именно этот год стал генератором конфронтации, возникшей между Великобританией и Францией в результате оформления Континентальной блокады и подписания Тильзитского мира. Верхнюю границу в исследовании определяет 1827 г. - появление исторического романа «Жизнь Наполеона Бонапарта императора французов» Вальтера Скотта. Эта точка стала поворотной, когда после ухода из жизни и, соответственно, с исторической сцены «великого и ужасного» завоевателя мира в сознании народов Европы началось активное переосмысление его личности и деятельности, а также оказанного ими влияния на последующий ход истории. Для сравнения восприятия этого образа, сформированного в первой трети XIX века мы обратились к современным методическим книгам Великобритании.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию Великобритании - страну, которая играла в период с 1807 по 1820-е гг. важную роль в борьбе с Наполеоном и в его окончательном низложении и изгнании из Европы.
В данной работе была использована исследовательская информационная база, в которой существуют оценки роли Наполеона в истории Великобритании и французско-британских отношениях. Это и будет критериями, на основе которых происходит выделение исследовательской литературы, использованной в данной квалификационной работе.
Первая группа - комплексная литература по истории Франции. Она представлена такими работами как: труды французских историков Лависса Э., Рамбо А. «История XIX века. Время Наполеона I. 1800-1815» . Основой данной работы послужили исторические источники, она имеет выраженный исторический характер, в ней представлены особенности изучаемого периода в контексте истории Франции. Важно также отметить работу А. Тьера «История консульства и Империи». Здесь автором подробно изучен карьерный рост Наполеона и описано его возвышение до статуса императора.
Помимо этого, стоят упоминания биографические исследования, посвященные деятельности Наполеона. Это работа академика Е. В. Тарле «Наполеон» , в которой историк показывает «своего» Наполеона, в книге представлена роль и место французского императора в историческом процессе, также содержится богатая историография вопроса. Данная книга представила собой первый опыт изучения личности Бонапарта в советской историографии. А. З. Манфред опубликовал работу «Наполеон Бонапарт» , в которой по-другому, «по-своему» обратился к наполеоновской проблематике, кроме прочего здесь автор говорит о том, что Наполеон - это человек, который стремился устранить старые порядки и изменить мир к лучшему. Мы обратились к биографическому труду французского историка Ж. Тюлара «Наполеон или миф о Спасителе» . В этой работе представлена трансформация образа Наполеона после его изгнания на остров Св. Елены и формирование «наполеоновской легенды».
Если говорить об исследованиях имагологического характера, т.е. специальных трудов, посвященных динамике развития образа, то их можно выделить в третью группу. А. А. Орлов, обращавшийся к английским карикатурам XIX века, выразительно представил визуальную трансформацию образа Наполеона от опасного врага до низложенного императора. Интересна также подборка карикатур под названием «Работы Джеймса Гилрея, карикатуриста: история его жизни и времени» блестящего британского художника и гравера Джеймса Гилрея (1757-1815), ярко отразившего в своих сатирических изображениях французского императора настроения
британского общества 1807-1814-х гг. В монографии британского писателя Яна Хайвуда «Романтизм и карикатура» представлены карикатуры выдающегося представителя этого художественного жанра в Великобритании Томаса Роулендсона (1756-1827), остро и живописно представившего образ Наполеона в своих работах с точки зрения англичан 1813 года. Нами также выделена в качестве имагологического плана книга Джона Холланда Роуза «Наполеон в карикатуре 1795-1821 годов» , рассказывающая о карикатурах на французского «диктатора», сделанных замечательным британским мастером этого жанра, современником Наполеона Исааком Крукшанком (1764-1811). Современная исследовательница Московского педагогического университета Е. В. Тега обратилась к современной английской писательнице Джанет Уинтерсон и её роману «Страсть» . В статье показана эволюция образа Наполеона в рамках одного лишь художественного произведения.
Необходимо упомянуть небольшие статьи, где продемонстрирована эволюция образа Бонапарта на основе русской литературы: А. В. Борисовой , Ю. В. Николаевой и М. М. Наринского . Два последних автора точкой изменения в сознании русских людей образа Наполеона считают Отечественную войну 1812 г. Еще одна работа вышла в публикации французского историка А. Собуля , который аргументировано объяснил причины складывания положительного образа императора в глазах французов после его кончины. Стоит обратить внимание также на труд французского историка Армана Дейо «Неизвестный Наполеон: Эпопея о величии и падении», где образ Наполеона, несмотря на романтическое к нему со стороны автора отношение, представлен в различных исторических реликвиях: картинах, гравюрах, скульптурах, предметах быта, напрямую связанных с именем Императора.
Образ Наполеона рассматривался в диссертационных исследованиях И. В. Амбарцумова и М. Г. Лобачковой . Указанные специалисты также обращались к изучению материалов русской публицистики с целью иллюстрации трансформации образа Наполеона в общественном сознании. Л.Л. Ивченко показывает образ Наполеона глазами русских офицеров на базе материала личного характера.
Что касается зарубежной историографии, то следует упомянуть англоязычного автора, историка Алана Форреста, являющегося историком, занимающего должность профессора в Йоркском университете. В своей книге «Наполеон: жизнь, наследие и образ: биография» ученый показывает становление личности Наполеона, прошедшего блестящий путь от полководца до мудрого правителя, а также развенчивает некоторые мифы о французском императоре. Совсем недавно (26 апреля 2018 года) профессор прочитал несколько лекций в Государственном академическом университете гуманитарных наук , где на основе материалов британских карикатур 1814-1815 гг. проиллюстрировал восприятие британцами Наполеона Бонапарта в период Ста дней и ссылки Наполеона на остров Св. Елены. Необходимо также упомянуть Натали Петито, французского профессора из университета в городе Авиньон (Франция) . Натали Петито исследует историографию, проводит анализ противоречивых толкований образа Наполеона (Наполеон: романтик или демон?) и стремится создать полную «наполеоновскую историю». Монография Дианы Роуэлл, почетного научного сотрудника Университета в Кенте (Великобритания) представляет собой междисциплинарное исследование и также заслуживает большого внимания. Она показывает, каким образом подобная взаимосвязь оказала воздействие на становление мифов о Наполеоне и формирование определенного образа «строителя новой Империи». Можно выделить интересную работу немецкого историка Гертруды Кирхейзен (Германия) «Женщины вокруг Наполеона» , впервые изданную в 1912 году в Гамбурге. В этом труде со ссылками на многочисленные документальные свидетельства описывается частная жизнь Наполеона Бонапарта, которая также может представлять немалый интерес в изучении тех сторон его личности, которые не связаны напрямую с его военной карьерой. Также мы считаем необходимым указать на работу британского историка Томаса Карлайла «Герои, культ героев и героическое в истории». В этой работе автор исповедует «культ героев», прежде всего, Наполеона, представляя его жизнеописание сквозь призму романтических представлений.
Мы сочли целесообразным с целью более глубокого изучения жизни Наполеона, понимания тех факторов, что в наибольшей степени способствовали становлению и развитию его мировоззрения, обратиться к следующим историческим трудам: монография «Наполеон: история и миф» , выпущенная историком Джерардом Женжембром в 2004 году, посвящена разграничению исторических фактов и вымыслов, касающиеся Наполеона Бонапарта; книга «Наполеон: политическая жизнь» историка Стивена Энглунда, посвященная анализу военно -политической деятельности французского диктатора, интересна своими нестандартными
интерпретациями принимаемых им исторических решений.
Неудивительно, что личность Наполеона, как государственного и военного деятеля, вызывает неподдельный интерес у многочисленных исследователях. «Каждая страна - участница масштабного конфликта в Европе начала XIX в. имеет свой национальный историографический пласт, посвященный истории наполеоновских войн, то несомненно и то, что трактовка образа Наполеона Бонапарта занимает далеко не последнее место внутри этого историописательного конструкта» .
Резюмируя обзор историографии, можно отметить, что многие работы так или иначе затрагивают образ Наполеона, но обобщающих работ, в рамках одного исследования затрагивающих образ Наполеона во всех контекстах - литературном, художественном, публицистическом, политическом (дебаты), журналистском пока нет. Нами в главах дипломной работы представлена попытка систематизации имеющихся на сегодняшний день и новых источников с осуществлением анализа произведений художественной литературы, публицистики, фрагментов парламентских дебатов, материалов СМИ и пр. показать трансформацию образа Наполеона в представлении британцев с 1807-1820-е гг.
Источники. Для нашего исследования мы проанализировали парламентские дебаты и материалы периодической печати (газеты Таймс, Утренняя хроника и Утренняя почта). В XIX веке эти источники очень сращиваются между собой. Они находятся в постоянной динамике, а темы, которые в них поднимаются - это отклик на актуальные вопросы общественной жизни. Тема Наполеона для Британии в 1807-1820-х гг., была очень актуальной и насущной. Если учесть, что публике хотелось постоянно получать новые известия о «малыше Бони», то становится неудивительным, что именно эти годы положили начало становлению газеты Таймс. К тому же, материалы периодической печати ценны еще и тем, что в них отражалась как официальная линия и отношение к французскому императору, так и мнения независимых авторов.
Памфлетная литература и многочисленные брошюры представляют собой корпус публицистических работ. Их влияние на общественное мнение британцев также было велико. Задачей памфлетной литературы являлось обличение сущности корсиканца Наполеона Бонапарта с целью дискредитации его личности в британском и европейском общественном мнении. При написании данной работы мы использовали брошюры Л. Голдсмита 1813 года под названием «Наполеон - преступник» , «Вот каковы Бонапарте и народ французский» .
К произведениям художественной литературы, отобранной для анализа эволюции образа Наполеона Бонапарта, следует отнести стихотворения Уильяма Вордсворта , Томаса Гарди , Роберта Саути Джорджа Байрона , Бернарда Бартона , Джорджа Кроули , «Видения Наполеона в поэме и оде» неизвестного автора 1813 года, юмористическую поэму «Поездка Наполеона в Москву» (1814), автор которой также неизвестен . Отдельно стоит выделить творчество Вальтера Скотта и трансформация образа Наполеона в его работах. Данный вид источников позволяет делать выводы об отношении образованных и творческих людей к Наполеону, рассмотреть некоторые аспекты формирования его образа.
Визуальные источники, используемые в ВКР, - это карикатуры Джеймса Гилрея, которого часто называют главным английским карикатуристом и наиболее влиятельным сатирическим графиком всех времен. Именно он нашел простое и гениальное решение «преуменьшить» французского предводителя Наполеона и разработал образ «малыша Бони». Многие карикатуристы (П. Робертс, У. Эльмс, Дж. Крукшенк) изображали Наполеона и его армию со злой сатирой и острыми шутками над неудачами Бонапарта . Данный вид источников отражает непосредственно отношение не только самого автора карикатуры к завоевателю, но и отношение к нему британцев. Карикатура может представлять квинтэссенцию образа, сформировавшегося под влиянием печатных источников и в силу своей наглядности, усиливает восприятие.
Таким образом, количество источников по эпохе Наполеона весьма широко и представлено разными группами, позволяющими всесторонне раскрыть поставленную проблему.
В качестве методологической основы выступает концепция междисциплинарного направления «исторической имагологии», данное направление пользуется у исследователей большой популярностью. Она изучает образ «чужого», конструируемый в художественной литературе, СМИ, публицистике и формирует представление о себе или других. Если говорить об исторической имагологии, её источниками являются материалы национальной истории, архивные документы и т.д., в которых можно почерпнуть, как и каким образом создавались, трансформировались национальные стереотипы о «другом» в конкретно-историческом контексте . В проблематике нашей работы также тесно переплетены такие сферы как культурология, политология, социальная психология.
Конкретная методика исследования включает в себя классические методы познания, нашедшие распространение в современной исторической науке. Базовым принципом выступает принцип историзма и неразрывности исторического процесса, предполагающий комплексное изучение образа Наполеона Бонапарта в британском дискурсе 1807-1820 гг. в рамках исторического контекста.
В рамках историко-генетического метода исследуется эволюция конкретного исторического образа в новых исторических условиях. Это позволяет осмыслить и рассмотреть события в исторической ретроспективе и установить причинно-следственные связи. В результате воссоздается цельная картина развития явления, отражающая как его общие, так и индивидуальные черты .
Ключевая роль в исследовании отводится историко-сравнительному (компаративистскому) методу, с помощью которого образ Наполеона исследуется с различных ракурсов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы:
• студентами при подготовке к курсам «Новая и новейшая история стран Запада», «Историография», «Источниковедение», а также в спецкурсах, посвященных истории XIX века и Наполеоновским войнам;
• в будущей профессиональной деятельности, на школьных уроках или внеклассной деятельности.
В основе структуры исследования лежит хронологический принцип. Содержание работы обусловлено поставленными в ней задачами и разделено на четыре главы. Первая глава посвящена рассмотрению образа Наполеона Бонапарта в представлениях британцев в 1807 году. Во второй главе рассматривается отражение изменения восприятия фигуры Наполеона Бонапарта у британцев с 1807 по 1814 год. Третья глава посвящена анализу трансформации образа Наполеона с 1815 по 1820-е гг. Она подразделена на один параграф, в котором рассматривается изменение восприятия Наполеона после его смерти в 1821 году. Четвертая глава посвящена анализу образа Наполеона в карикатурах.
Приложения содержат визуальные источники (карикатуры), связанные с хронологическими рамками данной выпускной работы и анализ методической литературы в современной Великобритании.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа была посвящена изучению трансформации образа Наполеона в массовом сознании англичан в 1807-1820-е гг. - в контексте имагологического и учебно-методического аспектов. В ходе исследования и в соответствии с поставленными задачами был сделан ряд выводов.
Наш анализ показал, что в различных исторических источниках образ Наполеона был противоречивый, причины этого кроются в специфике авторства и аудитории, к которой эти авторы обращались. Поэтому мы проанализировали и разобрали формирование образа Наполеона в соответствии с хронологической последовательностью.
Анализ учебников истории в современной Великобритании позволил выявить сравнение в восприятии образа Наполеона современными британцами (Приложение 1). В эпоху Наполеона как общественные деятели, так и простые граждане выстраивали свое мнение о французском диктаторе в основном на базе трех источников: 1) непосредственные наблюдения за событиями, разворачивающиеся вокруг, 2) сведения, получаемые устно, что называется, «из уст в уста», 3) информация, получаемая из публицистических изданий и произведений художественной литературы. Поскольку в XIX веке британский народ непосредственно испытывал на себе все беды и угрозы, приносимые войной с Наполеоном, естественно, отношение его к французскому полководцу было почти единодушно отрицательным. Это же негативное восприятие личности Наполеона также усиливалось при прочтении произведений публицистического характера, отличавшихся крайним осуждением деятельности французского консула и императора. В наше же время, когда, образно говоря, рассеялся дым былых сражений, улеглись смуты и тревоги, и не может быть уже непосредственной угрозы войны со стороны давно почившего на острове Св. Елены Наполеона Бонапарта, отношение к образу, к его личности у британцев заметно изменилось в более положительную сторону.
В целом, постоянные обращения к образу Наполеона в прессе, художественной литературе, в карикатурах, в документальных источниках показывает, насколько важное место занимала его фигура в массовом сознании. Этому способствовал ряд факторов и, прежде всего, величие личности Наполеона, которая магнетически притягивала к себе представителей средств массовой информации и литературы. Он оказался центром внешнеполитической обстановки, которая вызывала у общества серьёзные опасения. Происходило это в определённые исторические периоды, которые являлись переломными.
Один из таких рубежей - 1807 год. На этот момент Наполеон казался широкой общественности той грандиозной фигурой, которая является носителем и продолжателем завоеваний Великой Французской революции, новой конституции прав и свобод. Именно эти факторы явились своеобразной точкой отсчёта, повлиявшей на трансформацию образа Наполеона в общественном сознании.
Необходимо отметить, что сама Англия переживала в этот период очень трудные времена, спровоцированные действиями Наполеона, в частности, Континентальная блокада. Таким образом, сложилось противоречие: с одной стороны, французский император представал перед Европой героической личностью, с другой, - виновником бед, происходящих в Англии.
Меняющийся образ Наполеона зависел во многом от того, какую политику в отношении Англии и других стран он проводил. Итак, восхваление личности Наполеона постепенно начало заменяться антинаполеоновскими настроениями, чему способствовали завоевательные амбиции императора. 1807 год показал, что целью Наполеона было масштабное господство, что не могло вызвать симпатии у британцев, которые постепенно начали видеть в нём агрессора и диктатора.
Как и любая другая нация, Великобритания стремилась соблюсти, прежде всего, собственные интересы, а планы Наполеона могли их сильно нарушить. Вот почему от короткого периода возвеличивания императора начался стремительный переход к его порицанию и обличению. Поэтому в публицистике возникают обличительные публикации, а в художественной литературе - гневные и сатирические; литераторы порицают его отход от идеалов и завоеваний Французской революции. Наполеон превращается во врага Британии, претендующего на то лидерское положение, которая эта занимала долгое время.
Документальные источники свидетельствуют, что в парламенте, в государственных структурах Наполеон Бонапарт воспринимался как опасный агрессор. В карикатуре он представал в сатирическом и комическом виде.
Таким образом, в большинстве своём, деятели культуры, искусства, политики стремились создать иллюзорный образ врага, чтобы британцы воспринимали его как врага, мешающего жить их стране. Поэтому он наделялся демоническими чертами, особенно в художественной литературе.
К 1814 году сложные взаимоотношения между Англией и Европой приняли новый оборот. Страны стремились разрешить проблемы, связанные с разделами территорий, которые возникли после войн, развязанных Наполеоном. Британия вновь стремилась к лидерству, а её соперницей здесь была уже Россия, выступившая победительницей в войне с французской армией под командованием Наполеона. В этот период набирает силу тенденция к развенчанию культа Бонапарта.
Пресса по-прежнему много уделяет внимания его персоне. В английских газетах, в том числе, и столь авторитетном издании, как «Таймс», доминируют однозначные определения Наполеона - «узурпатор», «диктатор», «тиран», преступивший все законы. Уже открыто говорится о том, что силы Наполеона не безграничны, и его непобедимость - это миф. Вместе с тем, англичане не отступали от правил приличий. Их менталитет не позволял им опускаться до оскорблений, потому в прессе звучали призывы к уважению к королевской особе.
После решения об отправке Наполеона в ссылку на остров Святой Елены, градус осуждения императора вновь резко опустился вниз. От полководца, легко покоряющего страны Европы, на страницах прессы возник образ неудачника, чьи грандиозные планы потерпели позорный крах.
Однако вновь не всё было столь однозначно. И в прессе, и в литературе подчёркивалось, что Наполеон был неординарной и чрезвычайно неодарённой личностью, и выражалось сожаление, что этот талант был столь бездарно растрачен.
В художественной литературе делается упор на последствия наполеоновских войск. Писатели и поэты прямо называют Наполеона виновником тех бед, разрушений и человеческих смертей, которые принесло его вторжение. Возникает и другая тенденция - высмеивание и унижение Наполеона. Это касается тех произведений, которые описывают его бегство из России. Кроме того, Наполеону уже приписывается безумие, поскольку некоторые литераторы (в частности, Дж. Г. Байрон склонны были полагать, что только безумие могло толкнуть человека выдающихся способностей к подобным действиям).
В карикатурах образ Наполеона становился все острее.
В документальных источниках для политических деятелей Наполеон переходит из врага в соперника, целью которого является не вред Британии, а приобретение пользы для себя с помощью англичан. Образ Наполеона как конкурента становится более реальным, он обладает талантом, гениальностью, целеустремленностью (точно так же как герцог Веллингтон). Для Англии вражда с Наполеоном помогала измерять собственные масштабы деятельности.
Итак, 1814 год показывает следующую картину восприятия Наполеона: талантливый человек, но напрасно растративший свои способности - и одновременно с тем тиран и захватчик, погубивший огромное количество жизней и позорно проигравший свой последний бой.
В течение 1815-1820 годов образ Наполеона, пребывающего в заточении, не исчезал из массового сознания. В документальных источниках содержание императора на Эльбе вызвало массу дебатов, так ещё его бегство оттуда вновь зажгло ещё более активный интерес к его персоне. Результатом этого явились повторные мнения о величии Наполеона, о его возможностях организовать новые беспорядки.
Битва при Ватерлоо, в которой Наполеон проиграл, парадоксально заставила некоторых англичан говорить о нём не с меньшим уважением, чем о Веллингтоне. В то же время зазвучали голоса, в очередной раз ниспровергающие Наполеона с его пьедестала и упрекающие его в трусости и хвастливости. Волна мнений в этом году была изменчивой: многие призывали к проявлению великодушия к узнику, вновь возводя его до уровня героя. Подобные колебания происходили на удерживающемся негативном фоне мнений о Наполеоне, но он время от времени разбавлялся призывами к великодушию и сочувствию.
В художественной литературе этого периода образ Наполеона связывается со смертью, с «кровавыми реками», наделяется чертами демона, чей приход на землю был предопределён свыше, и избежать этого было невозможно. Предстаёт Наполеон в стихотворениях и поэмах как трус, негодяй или как тиран, которого повергли.
В публицистике в год смерти Наполеона пресса уже не проявляла явной агрессии по отношению к Наполеону, «Таймс» призывала к справедливости по отношению к его памяти. Далее о нём или почти не говорилось, или высказывания были положительными, с оттенками симпатии. Иногда вопрос ставился таким образом, что именно благодаря Наполеону британская нация заставила вернуть себе уважение.
Примечательно, что карикатура не меняла направления своей мысли на протяжении всего этого периода.
Можно отметить, что цели и средства создания образа Наполеона зависели от той аудитории, на которую рассчитывались публикации (пресса - для широких масс, художественная литература - для интеллектуалов, карикатура - для людей с менее изысканным вкусом и т.д.). И механизмы формирования образа в прессе, публицистике, живописи и дебатах резко отличались от литературных и карикатурных. Ведь речь идет не о вымышленном, а о реально существующем человеке. Политический деятель, в отличие от героя литературного произведения или карикатуры - реально существующий субъект. Следовательно, автору публицистического текста или политического обзора гораздо сложнее создать и закрепить в сознании читателя новый, отличный от уже существующего образ, сформировать желаемое отношение к этому политику, изменив уже существующие представления о нем.
Таким образом, образ Наполеона в восприятии массового сознания Великобритании был неоднозначен и формировался благодаря ряду основных факторов, которыми являлись: внешняя политика; внутренняя политика; состояние отношений между двумя державами; специфические тенденции в документальных источниках, прессе, публицистике, художественной литературе и изобразительном искусстве.


Источники:
Опубликованные источники:
1. Байрон Дж. Г. Ода к Наполеону Бонапарту // Избранное. - М. : Правда, 1982. - 432 с.
2. Байрон Дж. Г. На бегство Наполеона с острова Эльба // Избранное. - М. : Правда, 1982. - 432 с.
3. Вордсворт У. Стихи, посвящённые национальной независимости и свободе // Английский сонет XVI - XIX веков. - М.: Радуга, 1990. - 698 с.
4. Вордсворт У. Избранная лирика. Selected Verse. - М. : Радуга, 2001. - 592 с.
5. Дневник Делакруа. В 2-х томах. 1854-1863. / Пер. с фр. Т. М. Пахомовой. - М. : Издательство Академии художеств СССР, 1961. Т. 1. - 451 с.
6. Отечественная война и русское общество. 1812-1912. Том 4. - М. : Нестор-История. Репринтное издание, 2011. - 268 с.
7. Саути Р. Триумфальная песнь // Поэзия английского романтизма XIX века. - М. : Художественная литература, 1975. - 672 с.
8. Саути Р. Паломничество поэта к Ватерлоо // Поэзия английского романтизма XIX века. - М. : Художественная литература, 1975. - 672 с
9. Скотт В. Жизнь Наполеона Бонапарта, императора французов. В 2 томах. - М. : Эхо, 1995. - 1360 с.
10. Скотт В. Поле Ватерлоо. Собрание сочинений в 20 томах. Том 19. - М. : Художественная литература, 1965. - 788 с.
11. Шелли П.Б. Строки, написанные при известии о смерти Наполеона // Стихотворения. Поэмы. - М. : Профиздат, 2008. - 336 с.
12. Шелли П. Б. Чувства республиканца при падении Бонапарта // Стихотворения. Поэмы. - М. : Профиздат, 2008. - 336 с.
13. A letter from Wr. Whitbread to lord Holland on the present situation of Spain. - London, 1808.
14. Barton B. Napoleon, and Other Poems. - London, 1822. - 263 p.
15. Bainbridge S. Napoleon and English Romanticism. - Cambridge Uni-versity Press, 1995. - 259 p.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ