Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №96624

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы129
Год сдачи2018
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
201
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Эмоциональное благополучие как психолого - педагогическое
понятие 8
1.2. Структура и сущность эмоционального благополучия 12
1.3. Проблема формирования эмоционального благополучия детей
дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Выявление уровня сформированности эмоционального благополучия
у детей 5-6 лет 30
2.2. Педагогические условия, способствующие формированию
эмоционального благополучия 42
2.3. Оценка результативности педагогических условий, способствующих
формированию эмоционального благополучия 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 114
ПРИЛОЖЕНИЕ12 119


В условиях современного времени уделяется особое внимание проблеме эмоционального благополучия дошкольников, это обусловлено тем, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сферы. Современные дети не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, они не могут выражать свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Именно это является причиной возникновения проблем в общении со сверстниками и взрослыми.
Одной из главных задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [44].
В соответствии с этим была определена актуальность исследования, выявленная на трёх уровнях:
• на социально-педагогическом уровне актуальность отражается в потребности формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста;
• на научно-теоретическом уровне актуальность обозначена недостаточным изучением теоретических подходов к реализации идеи достижения эмоционального благополучия дошкольников;
• на научно-методическом уровне актуальность исследования определяется тем, что наблюдается недостаточная методическая и содержательная разработанность идеи эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста
Актуальность данного исследования позволила обозначить следующие противоречия:
• на социально-педагогическом уровне - между потребностью в формировании эмоционального благополучия детей 5-6 лет и смещением ценностных приоритетов в обучении и воспитании детей в сторону интеллектуального развития;
• на научно-педагогическом уровне - между необходимостью формирования эмоционального благополучия детей 5-6 лет и недостаточным обоснованием теоретических подходов к реализации идеи достижения эмоционального благополучия в организованной деятельности;
• на научно-методическом уровне - между необходимостью изменений в организации деятельности детей в ДОУ, ориентированных на достижение эмоционального благополучия детей, и отсутствием комплексного методического обеспечения, отвечающего данным требованиям.
Выявленные уровни актуальности, приведенные противоречия позволили определить проблему исследования, которая состоит в определении педагогических условий, помогающих оптимизировать эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Данная проблема позволила определить тему исследования: «Педагогические условия оптимизации эмоционального благополучия дошкольников ».
Цель исследования заключается в теоретическом изучении, выявлении и реализации оптимальных педагогических условий, которые способствуют формированию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Объект исследования: процесс становления эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Предмет исследования: педагогические условия оптимизации эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования успешное формирование эмоционального благополучия дошкольников возможно, если:
• определены факторы, влияющие на формирование эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста;
• отобраны необходимые методы формирования эмоционального благополучия детей;
• определены педагогические условия, дающие возможность формированию эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести анализ научно-педагогической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2. Выявить факторы, влияющие на эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста ;
3. Выявить особенности формирования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста и методы её диагностики;
4. Определить условия, способствующие формированию эмоционального благополучия в условиях ДОУ, и оценить результативность реализации этих условий.
Методы исследования, используемые в работе:
• теоретические -анализ и обобщение педагогического опыта, сравнение, систематизация;
• практические - диагностирование, тестирование, проектирование.
Элементы новизны исследования:
• заключаются в систематизации методов, приемов формирования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ;
• заключается в том, что будет подобран диагностический инструментарий эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.
Значимость данной работы определена тем, что разработанное методическое обеспечение по формированию эмоционального благополучия детей может быть использовано педагогами дошкольных образовательных организаций, в процессе организации непрерывной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога и ребенка, самостоятельной деятельности детей.
Исследовательская деятельность проводилась на базе МАДОУ "Детский сад № 31", п. Билимбай, Первоуральского городского округа.
Апробация результатов исследования была на IV Международной конференции «Традиции и инновации в педагогическом образовании», УрГПУ, апрель 2018 год и на Международной научно - практической конференции «Методы прогнозирования в технике и технологиях», г. Перьмь, сентябрь 2018 год.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, включающего 69 наименования, приложения (12). Общий объем работы 126 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность проблемы исследования обусловлена запросом общества в физически и психически здоровой личности, тем, что наблюдается недостаточная методическая и содержательная разработанность эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическое изучение психолого -педагогической литературы показало, что отдельные направления поставленной проблемы находит свое отражение в работах разных исследователей. Вместе с тем выяснилось, что проблема достижения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста требует специального изучения.
В ходе исследования были подобраны и адаптированы методы работы по формирования эмоционального благополучия, созданы педагогические условия, способствующие улучшению эмоционального благополучия. Подобраны и апробированы диагностические методики эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста: рисунок на тему «Моя семья»; тест определения уровня тревожности (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен); методика «Шкала социально-ситуативной тревоги» О. Кондаш, адаптированная А.М. Прихожан; проективная методика «Кактус» (графическая методика М.А. Панфиловой); методика «Лесенка» Дембо- Рубинштейн (модификация В.Г. Щур); методика «Нарисуй себя»(А.М. Прихожан, З. Василяускайте), которые направлены на выявление трех основных показателей эмоционального благополучия: семейная ситуация, тревожность, самооценка.
Результаты констатирующего этапа исследования позволили прийти к выводу о том, что эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста находится на недостаточном уровне у 8 детей (40%); на достаточном уровне - у 9 детей (45%); на оптимальном уровне - у 3детей (15%).
Для подтверждения гипотезы исследования определены и педагогические условия такие как: индивидуальный подход к каждому ребенку, доброжелательная атмосфера в группе, поддержка инициативности ребенка, позитивные взаимоотношения, между участниками образовательного процесса способствующие эмоциональному благополучию детей старшего дошкольного возраста были реализованы на формирующем этапе исследования.
Используемые педагогические технологии самосбережения здоровья были разделены на содержательные блоки, в рамках которых осуществлялась работа по формированию эмоционального благополучия: «Я и мой организм», «Я и мои эмоции», «Я и окружающие меня люди».
На контрольном этапе исследования была оценена результативность педагогических условий. Диагностика уровней эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста находится на не достаточном уровне у 2 детей (10%); на достаточном уровне у 13 детей (65%); на оптимальном уровне у 5 детей (25%).Результаты, отражающие динамику развития показателей эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе более выражены по сравнению с констатирующим этапом, что свидетельствует о необходимости реализации разработанных методических рекомендаций эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Таким образом, на основе проведенной исследовательской работы по формированию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ можно сделать вывод, что созданные педагогические условия способствуют эмоциональному благополучию детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты подтвердили гипотезу исследования.



1. Абрамян, Л.А. Эмоциональное благополучие ребенка как
основополагающий фактор развития личности [Текст] / Л.А. Абрамян // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. - Одесса : изд-во Одесса, 1990. - с. 3-7.
2. Алямовская, В.Г. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста [Текст] / В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова. — М.: «Издательство Скрипторий 2000», 2002. - 80 с.
3. Андрюшкина, Е.Н, Рзянкина, М.Ф. Здоровье детей в образовательных учреждениях [Текст]/Е.Н. Андрюшкина, М.Ф. Рзянкина. - Ростов-на- Дону: Владос, 2007.-47 с.
4. Барышникова, Е. Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей [Текст] / Е. Л. Барышникова. - М. : 1999. - 16 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 2010. - 464 с.
6. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольном учреждении [Текст]/Т.Л. Богина. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 109 с.
7. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений [Текст] : / В. К. Вилюнас; под. ред. О.В. Овчинниковой. - М.: изд. МГУ, 1976. - 142с.
8. Власов, В.Н. Проблема адаптации детей в дошкольном детском коллективе [Текст] / В. Н. Власов // Медико-психологические аспекты реабилитации детей с психическими нарушениями. - М. : Медицина, 1978. - с.35 - 48.
9. Вологдина, К.А. Теоретические подходы к исследованию эмоционального благополучия в современной психологии [Текст] / К.
А.Вологдина - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013 - 184 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] /Л. С. Выготский. - М. :
Педагогика, 1982. - 504с.
11. Гаспарова,Е.А. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с
трудными детьми и их родителями [Текст] / Е. А. Гаспарова //
Дошкольноевоспитание. - 1999. - №3. - С.44 - 57.
12. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : ЧеРо, 1999. - 336 с.
13. Годфруа, Ж. Что такое психология? [Текст] / Ж. Годфруа. - М. : Мир, 1992.
14. Гун, Г.Е. Современные технологии и проблемы охраны здоровья [Текст]/Г.Е. Гун. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 142 с.
15. Дилео,Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация[Текст] / Д. Дилео - М.: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2001.- 272 с.
16. Доманецкая, Л.В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Доманецкая. - Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева,2008. - С. 18.
17. Доскин, В. А., Голубева, Л. Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка [Текст]/В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. -М.: Просвещение, 2006. - 140 с.
18. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] /
B. Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с.
19. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А. В. Запорожец; под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. - М.: Педагогика, 1986. Т.1.- 316 с.
20. Ильина С.К. Лекотека в ДОУ [Текст] / С. К. Ильина - М.: ТЦ Сфера, 2011. — 128 с.
21. Краткий психологический словарь [Текст] / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 1985. - 431 с.
22. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь,боюсь, хвастаюсь и радуюсь[Текст] /
C. В. Крюкова. - М.: Генезис, 2000. С. 98.
23. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А.Д. Кошелева. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
24. Кудрявцев, В. Т. Преемственность ступеней в системе развивающего образования [Текст] / В. Т. Кудрявцев. - М. : 2001. - С. 134-139.
25. Куркина, И. Б. Здоровье - стиль жизни. Современные оздоровительные процедуры в детском саду[Текст]/И.Б. Куркина. - М.: Образовательные проекты, 2008. - 176с.
26. Лисина, В.Р. Влияние общения воспитателя с ребенком пятого года жизни на его эмоциональное благополучие [Текст] /В. Р. Лисина. - М. : МПГУ, 1994. - 16с.
27. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности её снижения у детей[Текст] / Л. В. Макшанцева // Психологическая наука и образование. - 1988. - №2. - С.15.
28. Малюков, А. Н. Эмоциональное переживание и развитие личности школьника [Текст] / А. Н. Малюков // Начальная школа: плюс-минус. - 2000. - № 6. - С. 6-110.
29. Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Г. Маслоу. - СПб. : Евразия, 1997. - 430 с.
30. Маслоу, А. Г. Самоактуализация [Текст] / А. Маслоу. - Минск : Изд-во Аврора, 1998. - С. 20-33.
31. Матушкин, С. Е. Проблемы духовности в воспитании [Текст]: в помощь учителю / С. Е. Матушкин, Ю. В. Самойлова. - Челябинск: Изд-во Челяб. ун-та, 2001. - 126 с.
32. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А. В. Морозов. - М. : Академия, 2004. - 560 с.
33. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для вузов / В. С. Мухина. - М. : Академия, 2000. - 456 с.
34. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст] : учеб.
пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Т. И. Бабаева [и др.] ; под ред. С. А. Смирнова.. - М. : Академия, 1999. - 544 с.
35. Об утверждении ФГОС дошкольного образования [Электронный
ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ № 1351 от
27.10.2014 г. Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».
36. Об утверждении ФГОС дошкольного образования [Электронный
ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ № 1351 от
27.10.2014 г. Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».
37. Овчинникова, Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/Т.С. Овчинникова. - СПб: 2006. - 163с.
38. Пасечник, Л. П. Тревожный ребенок[Текст] / Л. П. Пасечник // Дошкольноевоспитание. - 2007. - №9. - с 21.
39. Попова, С. С. Особенности эмоциональной сферы и методыдиагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкойпсихического развития[Текст] / С. С. Попова // Молодой ученый. — 2011. — №1.
40. Пожиткина, Н.В., Савенок, Д.А., Папушина, А.В.
Анализэмоционального благополучия дошкольника в контексте егопсихологического здоровья[Текст]/ Н. В. Пожиткина, Д. А. Савенок, А. В. Папушина // Психология, социология и педагогика. - 2012. - №6.
41. Психологический словарь [Текст] / авт.-сост. В. Н. Копорулина [и др.]. - Ростов - на - Дону : Феникс, 2003. - 640 с.
42. Психологический словарь [Текст] / под общ. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.
43. Психология мотивации и эмоций [Текст] /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман.-М.: ЧеРо, 2002.-752с.
44. Пужаева, Е.З., Соколова, И.Ю., Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе [Текст] /Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова, И.В. Чупаха. - М.: 2006. - 399с.
45. Ротенберг, В. С. Образ «Я» и поведение [Текст] / В. С. Ротенберг. - Иерусалим : МАХАНАИМ, 2000. - 66 с.
46. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. для студентов вузов / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2016. - 720 с. .
47. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн - М.: Педагогика, 1973. - 424с.
48. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание [Текст] / С. Л. Рубинштейн - М.: Изд. АН СССР, 1957. - 328 с.
49. Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно -
методический и прикладной аспекты: Сб. науч. - метод.
Материалов[Текст] / под ред. А. Ю. Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В. Поликашевой.- М. : Издательство «Спутник+», 2014 - 335 с.
50. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников[Текст] / М.Ю. Стожарова - Ростов - на - Дону: Феникс, - 2007.- 208с.
51. Ткаченко, Е. В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе [Текст] / Е. В. Ткаченко // Образование и наука. - 2000. - № 2. - С. 15-24.
52. Фрайфельд, И.В. Организация физкультурно-оздоровительных занятий при формировании эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет [Текст]/ И.В. Фрайфельд, А.Е. Терентьев // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2009. - №4.- С. 146-150.
53. Фрайфельд, И.В. Формирование эмоционального благополучия у дошкольников 3-5 лет средствами физкультурно-оздоровительных занятий [Текст] / И.В. Фрайфельд, А.Е. Терентьев // Вестник Поморского университета. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». - 2009. - №11. - С. 275-281.
54. Фрайфельд, И.В. Организация физкультурно-оздоровительных занятий для обеспечения эмоционального благополучия младших дошкольников [Текст] / И.В. Фрайфельд, А.Е. Терентьев // Теория и практика физической культуры. - 2010. - №3. - С.51-54.
55. Фрайфельд, И.В. Танцы как средство физического воспитания дошкольников [Текст] / И.В. Фрайфельд, С.В. Новаковский // Теория и практика физической культуры. - 2010. - №3. - С.58-61.
56. Фрайфельд, И.В. Оптимизация двигательной деятельности детей
дошкольного возраста как условие достижения эмоционального
благополучия [Текст] / И.В. Фрайфельд, И.И. Малоземова //
Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3.
57. Фрайфельд, И.В. Эмоциональное развитие личности дошкольника как проблема философии и педагогики [Текст] / И.В. Фрайфельд // Философия и наука. - Екатеринбург :Урал. гос. пед. ун-т, 2007. - С. 215¬219.
58. Фрайфельд, И.В.Обоснование использования эмоций для физического развития ребенка дошкольного возраста [Текст] / И.В. Фрайфельд //Здоровье нации - наша забота. - Тюмень :Тюм. Гос.ун - т, 2008. - С. 80-81.
59. Фрайфельд, И.В. Проблема формирования эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста [Текст] / И.В. Фрайфельд // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - Новосибирск : ЦРН-Издательство СИБПРИНТ, 2008. - С.221-223
60. Фрайфельд, И.В. Возможности занятий по физической культуре для формирования эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет [Текст] / И.В. Фрайфельд // Детство, открытое миру: актуальные проблемы образования периода детства. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2008. - С.66-69.
61. Фрайфельд, И.В. Педагогические особенности занятий по физической
культуре, способствующие формированию эмоционального
благополучия дошкольников 3-5 лет [Текст] / И.В. Фрайфельд // Актуальные вопросы современной науки. - Новосибирск : ЦРНС - Издательство СИБПРИНТ, 2008. - С. 240-246.
62. Фрайфельд, И.В. Эмоциональное благополучие дошкольника: определение, уровни, показатели [Текст] / И.В. Фрайфельд // Проблемы педагогического образования. - М. :Моск. пед. гос. ун-т., 2008.
63. Фрайфельд, И.В. К вопросу об укреплении здоровья детей дошкольного возраста [Текст]/ И.В. Фрайфельд // Актуальные проблемы дошкольного образования. - Челябинск : Чел. гос. пед. ун-т. 2009. - С. 289-293.
64. Фрайфельд, И.В. К вопросу о взаимосвязи двигательной деятельности дошкольников и их эмоционального благополучия [Текст] / И.В. Фрайфельд // Детство, открытое миру: вопросы теории и практики. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. Ун-т, 2012. - С. 164-167.
65. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] /Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
66. Шингаров Е.Х. Место эмоций в структуре личности[Текст] / Е. Х. Шигаров // Проблемы личности - материалы симпозиума. - М. : ТЦ Сфера, 1969. - С. 15-23.
67. Юматова, Д.Б. Культура здоровья дошкольника. Цикл игр - путешествий[Текст] / Д.Б. Юматова - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017
68. Яковлева, Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику [Текст]/Н.Г. Яковлева. -М.:ТЦСфера, 2002. - 208с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ