Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ БОТАНИЧЕСКОГО САДА УрО РАН» ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ

Работа №96600

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Лекарственные растения Ботанического сада УрО РАН.
1.1. История Ботанического сада УрО РАН 6
1.2. Характеристика коллекции лекарственных растений Ботанического сада
УрО РАН 12
Глава 2. Учебно-методическое обеспечение школьного курса внеурочной деятельности.
2.1. Сущность учебно-методического обеспечения в педагогической
теории 19
2.2. Элективные курсы по биологии и их место во внеурочной деятельности в
школьном плане 23
Глава 3. Разработка и реализация УМК «Лекарственные растения
Ботанического сада УрО РАН».
3.1. Рабочая учебная программа школьного элективного курса
«Лекарственные растения Ботанического сада УрО РАН» 33
3.2. Урок - презентация по лекарственным растениям 50
3.3. Разработка экскурсии, посвященной лекарственным растениям 54
3.4. Методические рекомендации для учителя 59
Заключение 61
Список источников и литературы 63
Приложение 1 67
Приложение 2 71
Приложение 3 72


Особое место в системе естественнонаучных дисциплин занимает биологическое образование. Изучая биологию, мы приходим к осознанию того, что сохранность биосферы - это не только условие существования, но и развития человечества.
Следовательно, отбор учебного материала является наиболее важной задачей методики обучения биологии, она решается при активном участии ученых и учителей - биологов и педагогов. Поэтому учебно-методическое обеспечение курса биологии, которая предусматривает освоение технологий обучения, внедрение инновационных педагогических технологий, а также разработку учебно-методических комплектов дисциплин, должно давать возможность использования разных методических систем и образовательных технологий и осуществления самообразования учащегося [1].
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что на сегодняшний день становится очевидной необходимость в педагоге, который создаст необходимые условия для подготовки выпускника, соответствующего высоким требованиям, предъявляемым к нему современным обществом и жизнью в целом. Из этого следует, что педагог должен обладать соответствующей базой для научно-методической и научно-исследовательской работы, обеспечивающих организацию познавательной деятельности учащихся, созданию качественного учебно-методического обеспечения и владению приемами научно обоснованной организации умственного труда. В связи с этим особо значима и актуальна в системе общего образования проблема разработки методов и средств обучения, которые будут способствовать формированию навыков учебно-исследовательской деятельности у обучающихся, а также помогут им лучше понять вопросы, связанные с изучением и охраной представителей региональной флоры и флоры лекарственных интродуцентов [1].
Целью работы является теоретическое обоснование и разработка содержания учебно-методического обеспечения школьного курса внеурочной деятельности «Лекарственные растения Ботанического сада УрО РАН» для обучающихся в 6 классе.
В соответствии с поставленной целью был определен ряд задач выпускной квалификационной работы:
1) ознакомиться с историей Ботанического сада УрО РАН;
2) разработать содержание экскурсии по знакомству с лекарственными растениями;
3) охарактеризовать ассортимент лекарственных растений открытого грунта Ботанического сада УрО РАН;
4) рассмотреть сущность учебно-методического обеспечения в педагогической теории;
5) определить место внеурочной деятельности в школьном плане;
6) представить разработку УМК (включающего рабочую учебную программу школьного курса «Лекарственные растения Ботанического сада УрО РАН»; презентацию по лекарственным растениям; разработку экскурсии, посвященную лекарственным растениям; методические рекомендации для учителя).
7) апробировать фрагменты УМК в 6 классе.
Объект исследования: процесс знакомства с лекарственными
растениями Ботанического сада УрО РАН в школьном курсе.
Предмет исследования: учебно-методическое обеспечение
содержательной линии для школьников по теме «Лекарственные растения Ботанического сада УрО РАН» в курсе биологии во внеурочной деятельности.
Проблема исследования заключается в теоретическом обосновании эффективности применения информации о лекарственных интродуцентах в школьном курсе и отсутствии разработок учебно-методического характера для обеспечения обучения по содержательной линии «Лекарственные растения» в рамках ФГОС второго поколения.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили теоретический анализ научно-методической литературы, эксперимент и диагностический метод.
Методы исследования: анализ методических пособий, синтез
теоретического материала, дедукция, индукция, обобщение, а также анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в знакомстве обучающихся с ассортиментом лекарственных растений Урала, представленных в коллекции Ботанического сада УрО РАН.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке структуры и содержания учебно-методического комплекса, включающего систему проблемных заданий, для обучения по теме «Лекарственные растения Ботанического сада УрО РАН» курса внеурочной деятельности по биологии в школе; в создании презентации, посвященной лекарственным растениям - интродуцентам; в написании методических указаний для учителей биологии по использованию разработанного для учебного процесса УМК.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список используемой литературы, содержащий 51 источников, и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тенденции развития среднего общего образования в современных социокультурных условиях требуют такого методического обеспечения процесса обучения, который включает в себя разработку компетентностного подхода в рамках учебной деятельности. Учебные программы внеклассной деятельности, сопутствующие преподаванию традиционных школьных дисциплин должны содержать в себе инновационные подходы. Построение программ должно осуществляться на основе разных форм образовательной деятельности, с оценкой результативности обучения по балльно - рейтинговой системе.
Подводя итог выпускной квалификационной работы нужно сказать, что для эффективной профессиональной подготовки обучающихся в современных условиях преподавателям необходимо разрабатывать новое содержание элективных курсов и использовать нетрадиционные подходы.
Нами разработано учебно-методическое обеспечение внеклассной деятельности обучающихся 6 класса в целях их знакомства с флорой лекарственных растений интродуцированных на участках Ботанического сада УрО РАН. Учебно-методическое обеспечение - определяющее качество образования, представляет собой совокупность средств обучения и технологий их использования, которая проектируется учителем в целях продвижения обучающихся в образовательной и учебно-исследовательской деятельности. В состав учебно-методического обеспечения нашего курса входят: программа факультатива, материалы для экскурсии; тестовые материалы; рекомендации для учителя. Следует отметить, что практическая работа осуществлялась нами непосредственно в условиях Учреждения «Ботанический сад Уральского отделения Российской академии наук».
Перед началом нашей деятельности мы отметили отсутствие аналогов подобного учебно-методического обеспечения, что существенным образом затруднило проведение настоящего исследования. До разработки программы в лицее № 110 им. Л. К. Гришиной г. Екатеринбурга нами был осуществлен констатирующий эксперимент по оценке уровня знаний обучающихся в 6 классе на предмет владения информацией о лекарственных растениях региона. Этот эксперимент отобразил невысокое качество знаний школьников, получаемых в ходе образовательного процесса с использованием действующего учебно-методического обеспечения в курсе ботаники. Указанный фактор актуализировал необходимость в разработке нашей рабочей учебной программы. В результате ее внедрения и последующей проверки уровня знаний, обучающихся путем проведения тестирования, на формирующем этапе, было выявлено повышение качества полученных знаний школьниками. В остальных главах работы, кроме программы элективного курса, предназначенную для организации внеклассной деятельности обучающихся в 6 классе, мы познакомились с историей Ботанического сада УрО РАН и особенностями его коллекций. Рассмотрели материалы, посвященные растениям открытого грунта, растущих в Ботаническом саду УрО РАН. Осуществили работу по профориентационной деятельности школьников, познакомив их с такой специальностью, как фармацевт. Таким образом, можно отметить, что поставленная цель настоящего исследования была достигнута, а задачи выполнены. Также мы пришли к выводу, что структурные связи качества педагогической деятельности и методического обеспечения процесса обучения несомненны [6].



1. Абдильдина Р. Ж. Методические рекомендации по разработке учебно¬методического обеспечения учебных дисциплин [Текст] / Р. Ж. Абдильдина. - Астана: ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, 2014. 42 с.
2. Акопов И. Э. Кровоостанавливающие растения. - 2-е изд. - Ташкент: Медицина, 1981.
3. Асмолова А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.];— М.: Просвещение, 2010.
4. Атлас лекарственных растений РФ. - М.: Медгиз, 1962.
5. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.
6. Болотина А. Ю. Словарь лекарственных растений (латинский, английский, немецкий, русский). - М.: ABBY Press, 2008.
7. Васфилова Е. С., Воробьева Т. А. Лекарственные растения Среднего Урала/ Справочник-определитель. Сократ/Екатеринбург/2008. 328 с.
8. Волынский В. Г. и др. Лекарственные растения в научной и народной медицине. - 2-е. изд. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1968.
9. Гаммерман А. Ф., Кадаев Г. Н., Яценко-Хмелевский А. А. Лекарственные растения: растения-исцелители. - 3-е. изд. - М.: Высшая школа, 1984.
10. Григорьев Д. В, Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. 223 с.
11. Дикорастущие полезные растения России. - СПб.: Издательство СПХФА, 2001.
12. Дудченко Л. Г., Кривенко В. В. Пищевые растения-целители. / 2-е изд., доп. и перераб. - Киев: Наукова думка, 1988.
13. Дудченко Л. Г., Кривенко В. В. Пищевые растения-целители. / 2-е изд., доп. и перераб. - Киев: Наукова думка, 1988.
14. Илиева С. Лекарственные культуры. - София: Земиздат, 1971.
15. Катренко Л. В. Топинамбур. Источник целебной фруктозы. - СПб.: Диля, 2011.
16. Ковалева Н. Г. Лечение растениями. - М.: Медицина, 1973.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ