Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ Ричарда Львиное Сердце в культурной памяти британского общества и образовательного пространства XIX - начала XXI-го века

Работа №96586

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ОБРАЗ РИЧАРДА ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ В КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ БРИТАНСКОГО ОБЩЕСТВА В XIX-М ВЕКЕ 11
1.1. Трансформация образа Ричарда Львиное Сердце в исторических трудах
британских историков в XIX-м веке 11
1.2. Трансформация образа Ричарда Львиное Сердце в художественных
произведениях XIX-го века 17
1.3. Ричард Львиное Сердце - герой театральных постановок XIX-го века 26
ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА РИЧАРДА ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ В КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ БРИТАНСКОГО ОБЩЕСТВА XX-ГО ВЕКА 31
2.1. Ричард I-й в исторических исследованиях XX-го века 31
2.2. Трансформация образа Ричарда Львиное Сердце в художественной
литературе XX-м веке 39
2.3. Ричард Львиное Сердце в кино и сериалах британского общества XX -
го века 51
ГЛАВА 3. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА РИЧАРДА ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ В КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ БРИТАНСКОГО ОБЩЕСТВА НАЧАЛА XXI - ГО
ВЕКА 58
3.1. Образ Ричарда Львиное Сердце в исторических исследованиях 58
3.2. Ричард Львиное Сердце в художественной литературе начала XXI-го
века 67
3.3. Образ Ричарда Львиное Сердце в образовательном пространстве начала
XXI-го века 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 91


В настоящее время концепция культурной памяти весьма востребована в исторической науке. Культурная память направлена на определенные фиксированные моменты в прошлом, вернее, «прошлое скорее сворачивается здесь в символические фигуры, к которым прикрепляется воспоминание».
Культурная память является частью коллективной и социальной памяти, которая формирует культурное единство общества. Культура отражает формы мышления, деятельность людей в искусстве, различных символах, ритуалах, языке. Следовательно из этого культурная память понимается как форма передачи и обновления культурных смыслов, выходящая за рамки опыта отдельных людей или групп. Она выражается в памятных местах, датах, церемониях, в письменных и изобразительных источниках.
Термин «культурная память» был впервые введен в историческую науку Яном Ассманом в книге «Культурная память», в которой отражалась концепция культурной памяти, основанной на концепции коллективной памяти, разработанной Морисом Хальбваксом. Ассман разработал теорию культурной памяти, в рамках которой последняя понимается как специфическая для культуры форма передачи культурных смыслов и понимание их в контексте современного мира.
Культурная память не является мгновенным результатом, она накапливается веками. И возникает она через «места памяти», которыми являются тексты, изображения, монументальные постройки, надписи и изображения в них.
В XIX - начале XXI веке в британском обществе трансформируется образ Ричарда Львиное Сердце. Его используют в разножанровых литературных произведениях и массовой культуре.
Выявление суждений о Ричарде Львиное в разных источниках позволит расширить существующие представления о короле в культурной памяти британского общества. Реконструкция образа даёт возможность выяснить зависимость структуры и содержания представлений об исторической личности от типа источника, в котором они зафиксированы.
Объект выпускной квалификационной работы: культурная память британского общества XIX - начала XXI-го столетия.
Предмет выпускной квалификационной работы: трансформация образа английского короля Ричарда Львиное Сердце в культурной памяти британского общества XIX - начала XXI-го столетия.
Цель работы: проследить трансформацию образа Ричарда Львиное Сердце в культурной памяти британского общества XIX - начала XXI-го века и выделить факторы формирования исторического образа в сознании людей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) оценить трансформацию образа Ричарда I в британской художественной литературе XIX - начала XXI-го века;
2) изучить изменения образа короля в британских театральных постановках, фильмах и сериалах XIX - начала XXI-го века;
3) проанализировать трансформацию мнения о Ричарде Львиное Сердце в исследования британских историков XIX - начала XXI-го веков;
4) подвергнуть анализу образ Ричарда Львиное Сердце в учебной литературе XIX - начала XXI-го века.
Хронологические рамки исследования охватывают период всего XIX - начала XXI-го века.
Территориальные рамки исследования ограничены территориями Великобритании в XIX - начала XXI-го века.
Гипотезой дипломной работы является представление о том, что образ Ричарда Львиное Сердце продолжал свое развитие на протяжении столетий, актуализируясь в XIX веке и конкретизируясь в веке ХХ и начале XXI. Образ этот не оставался неизменным на протяжении всего времени, обрастал мифами и легендами. Сегодня образ Ричарда Львиное Сердце достаточно противоречив и зависит не только от исторической памяти народа, но и от художественного взгляда на нее.
Методология и методы исследования: работа написана в русле теории культурной памяти. В работе мы проследили трансформацию образа Ричарда Львиное Сердце в культурной памяти британского общества на протяжении XIX-начала XXI-го века.
Методологической основой так же явились фундаментальные принципы и методы научного исследования: всесторонность и историзм. Это позволило исследовать проблему с учетом конкретной исторической обстановки во взаимосвязи и развитии, во всей ее многогранности и противоречивости. Принцип историзма помог рассмотреть образ Ричарда Львиное Сердце в культурной памяти в контексте конкретных исторических условий. Принцип всесторонности позволил рассмотреть в динамике образ Ричарда I-го в культурной памяти британского общества под воздействием различных факторов. В исследовании был использован системный подход, ориентированный на раскрытие целостности и комплексности проблемы. Он позволил рассмотреть развитие образа в отдельные периоды истории. Этот подход помог выявить общие закономерности динамике образа Ричарда I-го в культурной памяти британского общества. Среди методов применялись как специальные исторические, так и общенаучные методы.
В ходе работы использовались специально-исторические методы исследования: диахронный, историко-генетический, историко-сравнительный проблемно-хронологический, синхронно-исторический . Применение в совокупности вышеуказанных методов позволило охватить проблему в целом и выявить некоторые особенности. Диахронный метод позволил нам раскрыть генезис образа Ричарда Львиное Сердце на различных этапах становления образа. Синхронный метод при применении историко-сравнительного метода позволил выявить отличия трансформации образа Ричарда I-го на определенных отрезках времени. Историко-генетический метод помог раскрыть механизм формирования, свойств, функций и изменений в ходе исторического развития.
Источниковедческая база исследования имеет разноплановый характер и состоит из двух, независимых друг от друга групп источников: письменных и видеоматериалов.
Среди письменных источников важными являются научные труды и литературно-публицистические материалы.
Среди литературно-публицистической литературы приоритетом работу Джорджа Нидлера «Ричард Львиное Сердце в литературе» так как в ней опубликован краткий пересказ и разбор книг, по определенным причинам не дошедший до современности.
Из научной литературы выделили работы Дэна Джонса, Дэвида Миллера. В своих работах они ставят перед собой задачу не только описать биографию короля Ричарда I-го, но и проанализировать отношение британского общества к своему королю.
В 2005 году выходит историческая работа Дэвида Миллера «Ричард Львиное Сердце: сильнейший крестоносец» . Это оценка военного человека о военных возможностях Ричарда I Англии. Миллер не пытается проанализировать возможности Ричарда как политика или монарха, гораздо меньше сына или мужа. Миллер, во-первых, показывает смысл кампании Ричарда в Святую Землю. И, наконец, в книге раскрываются достижения Ричарда по теме комбинированных операций, логистики, команды. Как показывает Дэвид Миллер, его сражения и кампании демонстрируют блестящее понимание стратегии и тактики. В своей работе он не раз обращается к легендам о короле, и к известнейшему художественным произведениям «Талисман» и «Айвенго» Вальтера Скотта, чтобы показать, что Ричард Львиное Сердце действительно «Вдумчивый военачальник, единственный командир крестоносец, который сумел получить армию в Палестину, не обанкротиться в этом процессе» .
В 2013 году историк Дэн Джонс провел масштабную работу по изучению всей династии Плантагенетов, уделяя большое внимание Ричарду I- му Джонс выбрал подход, опираясь на личность монархов при описании их деятельности. Для Дэна Джонса Ричард, который провел на удивление небольшое количество времени в Англии, достиг героический статус в течение нескольких десятилетий после смерти и удерживает этот статус в Англии заслужено. «Он посвятил свою жизнь защите и расширении власти Плантагенетов. Это привело его к завоеваниям в более отдаленных регионах, как Сицилия, Кипр и Иерусалимского королевства во время Третьего крестового похода» .
Среди источников следует выделить и многочисленные романы, посвященные личности короля. В частности, следует выделить Вальтер Скотта «Талисман», «Айвенго». Шерон Кей Пенман «Львиное Сердце», Шелби Грэм «Дьявол свободен».
Историография темы. Это проблема была мало изучена в историографии. Немногие историки поставили перед собой задачу - рассмотреть образ этого короля в памяти англичан и проанализировать его.
В нашей работе мы можем выделить исследования нескольких крупных историков, которые, так или иначе, занимались проблемой образа Ричарда Львиное Сердце в культурной и исторической памяти англичан в XIX-м в. В основном занимались именно образом короля Ричарда I-го в исторических источниках. Это такие историки, как У. Кесслер , Джон Гиллиндхем , О. А. Добиаш-Рождественская , А. Грановский , Энтони Бридж.
Труд Добиаш-Рождественской положил начало в отечественной историографии, рассмотрения образа Ричарда Львиное Сердце. Хочется отметить, что в целом материал по изучению деятельности Ричарда Львиное Сердце в нашей стране представлен весьма скудно. И то, в основном, это историческая проза и романы. Тот фундаментальный труд, который проделала О. А. Добиаш-Рождественская остается только одним из немногих, которые действительно можно использовать для работы. «Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце», выпущенный в 1925 году, основан на самостоятельном и углубленном изучении первоисточников - хроник, грамот, посланий, легенд - и отсутствие ссылок. Разумеется, О. А. Добиаш- Рождественская прекрасно знала и всю тогдашнюю научную литературу, что позволило ей, вдохновится работами британских авторов.
Сама О.А. Добиаш-Рождественская говорит о Ричарде так: «Ричард в истории явился образом войны, и его, подобно ей, приходится оценивать преимущественно как стихию смертоносную. Если в его воздействии на жизнь были положительные, организующие моменты, они направлены были на войну и в этом смысле были преимущественно талантливой организацией разрушения» .
В 1989 году британский историк Джон Гиллиндхем систематизирует знания своих коллег XIX-го века и, опираясь так же на данные культуры, пытается выяснить истинный образ короля Ричарда. Историки-ревизионисты, начиная с восемнадцатого века - включая Юма и Гиббона - судят его строго по меркам своих собственных эпох. Со временем, ортодоксальная позиция стала такой, что всё чаще про Ричарда писали «плохой сын, плохой муж, плохой король».
С 1970-х годов медиевисты последовательно установили данные, опровергающие большую часть негативной истории. Пересмотренные данные вместе с предыдущими, включая легенды и исторические труды XIX в., Гиллингхэм собирает в одно повествование. Ричард оценивается как государственный деятель, администратор, руководитель, стратег, тактик, воин верующий .
В 90-х годах XX-го века все больше историков занимаются данной проблематикой. В 1990 годах Энтони Бридж выпускает книгу, которые, так или иначе, отражают структурированные представления о короле Англии. Энтони Бридж пишет довольно легким текстом и хорошим чувством юмором. В книге, как и Джон Гиллиндхем, Бридж систематизирует знания историков, сделанных ранее. Он считает, что Ричард часто высмеивался несправедливо, когда его не считали хорошим королем, только из -за того, что он был в стране только около шести месяцев. «Я считаю, не было в этом его вины. Если бы он не пошел, он подвергся критике, и его заставили бы чувствовать стыд за то, что он не ответил на зов креста. Дьявол свободен».
Ульрика Кесслер, немецкий историк, одна из немногих историков, обратившаяся к анализу образа Ричарда Английского с позиции исторического персонажа и героя легенд, оценивая при этом свой объект исследования с позиции уже современного мира. Выпущенный в 1995 году труд «Ричард Львиное Сердце» был наполнен большой информацией и анализом множества источников (литературных и исторических) на французском, английском и немецких языках. «Как историческая личность Ричард нам совершенно не знаком, так как его образ скрыт за толщей неисследованного материала. Вместе с тем лучшие специальные работы доказывают только то, что все историки крестового похода, исследователи государства Плантагенетов, специалисты по эпохе Штауфенов убеждены, будто прекрасно его знают. При этом отличительной чертой вымышленного образа Ричарда, проходящего через специальную историческую литературу, является отрицание его политических способностей. Но ведь чем сильнее личность влияет на ход истории, тем серьезнее и обширнее последствия вопиющей несправедливости в оценке ее значения, рождающей целый ряд ложных выводов».
Структурно дипломная работа состоит из введения, трёх глав и заключения. Во введении обозначены актуальность, цели, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе рассматривается трансформация образа Ричарда Львиное Сердце в культурной памяти британского общества XIX-го века.
Во второй главе рассматривается трансформация образа Ричарда Львиное Сердце в культурной памяти британского общества XX-го века.
В третьей главе рассматривается трансформация образа Ричарда Львиное Сердце в культурной памяти британского общества начала XXI-го века.
В заключение дипломной работы сделаны основные выводы по результатам исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование проводилось с целью выяснить, как формировался и трансформировался образ Ричарда Львиное Сердце. Мы выдвинули гипотезу о том, что образ монарха мифологизируется с течением времени. В ходе исследования был проанализирован ряд исторических и литературных источников, фильмография и учебной литературы.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
Мы рассмотрели основные исторические работы, посвященные Ричарду Львиное Сердце, и сделали вывод о том, что мнение о Ричарде в XIX-м и к началу XXI-го веке меняется. Труды историков викторианского периода разделяются во взглядах на Ричарда. Одни историки придерживаются мнения романистов и пишут о Ричарде, все так же основываясь на легендах и балладах. Другие же начинают критически относиться к правлению Ричарда и его личности. Опираясь на средневековых хронистов того времени, они пишут о жестокости короля и его ужасном правлении. Делая вывод, стоит отметить, что к концу XIX-го века Великобритания активно и успешно расширяла свои колониальные владения. Обострение борьбы за колонии и начавшееся экономическое отставание Англии побуждали ее принять самое активное участие в захватах новых территорий и усилить эксплуатацию старых владений. Из года в год пропаганда колониальной политики звучала все громче.
Для историков XX-века, конечно, Ричард был человеком огромной физической силы, отчаянным храбрецом и прекрасным полководцем, если победа всецело зависела от сильных мускулов. Единственное, чем он реально был для Англии - это источником огромных расходов. Развитие историографии позволило в исторических работах начать отделять Ричарда из легенд и исторического Ричарда. Исторические исследования с развитием историографии историки XX-го века становятся более критичными к объекту своего исследования. Помимо влияния развития историографии на 20 век и развитие образа влияла роль Великобритании на мировой арене.
Историки начала XXI-го века стараются не затрагивать Ричарда I-го как предводителя крестовых походов. Для них становится важным так же его д¬еятельность внутриполитическая и внешняя с Францией, связанная с ситуацией Евросоюза и единого европейского пространства. Затрагивая тему Третьего Крестового похода, историки стараются уделить вниманию не сколько завоеваниям и борьбе короля Англии, сколько стараются объяснить вынужденное столкновение двух разных культур на его деятельности. Именно поэтому в работах большее внимание уделяют заключению мирного договора между Ричардом и Салладином.
Была рассмотрена художественная литература, посвященная Ричарду Львиное Сердце, где образ короля как благородного рыцаря не менялся и оставался таким же, как и в балладах о Робине Гуде. Содержательный анализ отзывов писателей о Ричарде Львиное Сердце позволил перейти к следующим выводам. Во-первых, характеристики, которыми наделяется образ Ричарда, носят личностно-эмоциональный окраску. В нем раскрылась мечта народа о добром и справедливом короле, который не сторониться общения с простым людом. Люди нуждались в этом образе так, как до середины века Британии угрожала внутренняя, а не внешняя опасность. Войны с наполеоном, которые затмили отрицательный эффект индустриальной революции, были окончены, и оружие, одежда и другие товары, так необходимые во время войны, уже не требовались в таких количествах. Безработицу усилило возвращение 300 тысяч солдат, которые теперь искали работу.
Авторы первой половины XX-го века используют идею писателей XIX- го века в характеристики образа короля, продолжая традиции исторического романа. Во второй половине XX-го века образ трансформируется. Мировые войны повлекли за собой кризис переоценки нравственности личности. Война уже не воспринималась, как борьба добра со Злом, либо как столкновение двух цивилизаций, одна из которых олицетворяла собой порядок и культуру, а другая хаос и варварство. Во второй половине XX-го века образ Ричарда Львиное Сердце в литературе уже практически не используется. Период 2000¬х годов характеризуется большим количеством публикаций в художественной литературе. Происходит осмысление образов, авторы обдумывают, что стоит упоминать, а что нет. Факторов, влиявших на писателей, было довольно много. Международный терроризм, война в Ираке, столкновение на фоне иммиграции людей с Ближнего Востока. Все это повлекло за собой некоторую напряженность в межрелигиозных и этнических отношениях. И художественной литературе требовалось время для осмысления событий.
В британской литературе образ Ричарда Львиное Сердце трансформировался в зависимости от положения британской внешней и внутренней политики. И на современном этапе развития литературы, Ричард I важен для авторов и политики Великобритания, как способ преодоления культурного противоречия между беженцами из стран Востока и обоснования террористических группировок.
В образовательном пространстве Великобритании начинает происходить эволюция образа Ричарда I-го в том, что в его образе появляется его исторический характер и черты. Развитие историографии и изменение позиции Великобритании во внутренней и внешней политики усилили эволюцию образа. Литераторы и режиссеры, а особенно последней четверти, всё больше опираются на исторические исследования, которые делались британскими историками. Личность Ричарда I-го становится исторической личностью, которая имеет не только положительные качества, но и довольно отрицательные и негативные черты, однако влияние исторического романа не теряет влияние в культурной среде Великобритании, не смотря на её революционные изменения. Исходя из рассмотренных учебников и национального плана Великобритании, образ Ричарда Львиное Сердце в учебниках истории придерживается нейтральной позиции, сама личность короля освещается не слишком хорошо. Образ его раскрывается через призму событий, происходивших в его эпоху.
Великобритания на сегодняшний день представляет собой страну с высоко развитой, сильной и независимой экономикой. Тем самым это привлекает в эту страну много иммигрантов с Ближнего Востока. Тем самым на сегодняшний день Соединенное Королевство является мультинациональным государством. В таком случае возникают проблемы на национальной почве. Попытка по-другому подать взгляд на крестовые походы, заставляя изменить мнение о короле. В мультинациональном государстве, Ричард не мог оставаться национальным героем, как в XIX и XX веках, однако его образ все ещё популярен в культуре британского общества для обоснования проблем, происходящих во внутренней и внешней политики Великобритании.



Исторические сочинения:
1. Archer T. A. The crusade of Richard I. 1189-92. London: David Nutt, 1900. 427 P.
2. Asbridge T. S. The Crusades: The War for the Holy Land. Simon & Schuster, 2010. 767 p.
3. Bridge A. Richard the Lionheart. Grafton. 1974. 259 p.
4. Carpenter D.A. The Struggle for Mastery: Britain, 1066-1284. Oxford University Press, 2003. 615 p.
5. Chronicles. The Crusades, Being contemporary narratives of the crusade of Rich¬ard Coeur de lion, London, 1848. 236 p.
6. Gillingham J. Richard I. Yale Univercity Press, 1974. 380 p.
7. Green J A Short History of the English People. Macmillan, 1874. 359 p.
8. James G. P. R. A History of the life of Richard Coeur de lion. King of England. T.1, 1841, 367 p.
9. Jones D. The Plantagenets. The Warrior Kings and Queens Who Made England. Penguin, 2013. 560 p.
10. Ludlow J. M. The age of the crusades . London: 1914. 409 p.
11. McAuliffe M. Clash of Crowns: William the Conqueror, Richard Lionheart, and Eleanor of Aquitaine-A Story of Bloodshed, Betrayal, and Revenge. Rowman & Littlefield Publishers, 2012. 280 p.
12. Miller D. M. O. Richard the Lionheart, The Mighty Crusader, Weidenfeld & Wicolson, 2003, 1008 p.
13. Pirie-Gordon C. H. C. Innocent the Great, an essay on his life and times. London: Longmans, Green, and co., 1907. 331 p.
14. Regan G. Lionheart: Saladin, Richard I and the Era of the Third Crusade. Walker, 1998. 251 p.
15. Rule W. The Third Crusade. Richard the Lionheart. London: 1854. 298 p.
16. Runciman S. A History of the Crusades. Vol.2. The Kingdom of Jerusalem and the Frankish East, 1100-1187. Cambridge University Press, 1953. 538 p.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ