Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №63308

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
388
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Лингвистические основы совершенствования диалогической речи младших школьников 7
1.1. Диалог как форма речи 7
1.2. Структура и единицы диалога 14
Глава 2. Содержание работы по совершенствованию диалогической речи учащихся в современной начальной школе 23
2.1. Обзор методической литературы по проблеме обучения диалогической речи 23
2.2. Экспериментально-методическая работа по проблеме исследования 33
Заключение 60
Библиографический список 62
Приложение

На современном этапе развития общества, характеризующимся направленностью на открытость, происходит расширение международных и межкультурных границ, а это требует от человека определенных качеств, в ряду которых коммуникативность занимает одно из важнейших мест. Поэтому наиболее актуальным в период современной жизни общества мы считаем прежде всего развитие культуры речевого общения у младших школьников.
Проблемы в социально-экономической и политической жизни современного общества привели к снижению уровня культуры речевого поведения подрастающего поколения. Отсутствие такта, деликатности, неумение корректно строить своё речевое поведение и правильно вести себя в общественных местах всё чаще вызывают негодование. Исходя из перечисленных отклонений в речевом поведении детей и подростков, огромное значение на современном этапе развития общества приобретает специальное обучение школьников культуре межличностного общения, культуре ведения диалога.
В настоящее время обучения русскому языку в начальной школе приобретает все более четкую коммуникативную направленность. Усиление коммуникативной направленности в обучении обусловлено и тем обстоятельством, что в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, наряду с регулятивными и познавательными универсальными учебными действиями, коммуникативные учебные действия рассматриваются как объект оценки метапредметных результатов.
Коммуникативная направленность преподавания русского языка ставит задачу формирования у учащихся навыков и умений свободного владения как письменной, так и устной речью. Совершенное владение речью предполагает умение выражать свои мысли и воспринимать речь собеседника как в форме монолога, так и в форме диалога. Признавая важность и необходимость обучения учащихся начальной школы монологической речи, мы считаем, что проблема специального обучения диалогической речи представляет большой теоретический и практический интерес, потому что, во-первых, «наиболее употребительной формой социально-речевого общения является диалог» (В.В. Виноградов,1963), во-вторых, диалогическая речь, в отличие от монологической, всегда обладает свойством относительной неподготовленности, поэтому трудна для усвоения младшим школьникам, в-третьих, проблема обучения диалогической речи еще не нашла серьезного теоретического и практического решения.
Диалог в современном учебном процессе занимает очень важное место. Ученые-психологи, исследовавшие проблему межличностного восприятия и проявления физических процессов во взаимодействии доказали, что взаимодействие субъектов учения в процессе познавательной деятельности - эффективный путь развития личности. В связи с вышесказанным особую актуальность приобретает идея развития именно диалогической речи младших школьников, что будет способствовать обогащению словарного запаса учащихся, формированию речевых умений и навыков.
Анализ опыта учителей, наш собственный опыт преподавания в начальной школе показывает, что у учащихся за время обучения в начальной школе не вырабатываются навыки диалогической речи, так как не уделяется должное внимание обучению различным видам диалога. Учащиеся начальной школы затрудняются в составлении диалогов на знакомые ситуации, у них слабо развиты навыки употребления синтаксических конструкций, характерных для диалогической речи.
Учитывая особое место диалогической речи в формировании коммуникативной компетенции, не разработанность данной проблемы применительно к начальной школе, мы выбрали следующую тему исследования: «Совершенствование диалогической речи младших школьников в процессе начального языкового образования».
В процессе анализа лингвистической, психолингвистической, методической литературы было выявлено противоречие между необходимостью развития диалогической речи младших школьников и отсутствием методического обеспечения данного процесса (пособий, дидактического материала и т.п.).
Проблема исследования: каковы возможности уроков русского языка в совершенствовании диалогической речи младших школьников. Решение данной проблемы является целью настоящей работы.
Объект исследования: процесс совершенствования диалогической речи учащихся начальной школы.
Предметом исследования является содержание работы по формированию диалогической речи учащихся начальной школы.
Гипотеза исследования: совершенствование диалогической речи на уроках русского языка в начальных классах будет проходить эффективно при соблюдении следующих условиях:
• используются разнообразные методы и приемы, направленные на формирование диалогической речи младших школьников;
• на уроках используется система упражнений, способствующих формированию диалогической речи учащихся;
• работа по формированию диалогической речи ведется как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы исследования.
2. Проанализировать возможности программ и учебников по русскому языку для учащихся начальной школы в обучении диалогу.
3. Подтвердить экспериментальным путем гипотезу исследования.
Методологической базой нашего исследования является теория о роли языка в жизни и развитии общества, в формировании личности. Теоретической базой, фундаментом методики обучения русскому языку являются лингвистические теории (В.В. Виноградов, О.Б. Сиротина, Н.Ю. Шведова и др.). При разработке методологических основ исследования мы опирались на труды таких ученых, как: М.Р. Львов, О.М. Казарцева, Е.С. Антонова и др.
В ходе исследования нами были использованы следующие методы: изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за речью школьников, экспериментальный (констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты).
Практическая значимость исследования заключается в том, что, был отобран дидактический материал, разработаны задания и упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе при обучении диалогической речи.
Исследование проводилось на базе 4 класса МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа им. Ю. Чумака».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка и Приложения.
Во Введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы.
В первой главе «Лингвистические основы совершенствования диалогической речи младших школьников» проведен анализ лингвистической литературы по проблеме: рассмотрены особенности диалога как формы речи, его структура и единицы.
Во второй главе «Содержание работы по совершенствованию диалогической речи учащихся в современной начальной школе» представлен обзор методической литературы по проблеме обучения диалогической речи, дана характеристика принципов, методов и приемов обучения диалогической речи, описана система упражнений для обучения диалогической речи и представлены результаты экспериментального обучения диалогу учащихся начальной школы.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
В Приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование было направлено на поиск путей совершенствования диалогической речи младших школьников, разработку способов и приемов формирования коммуникативной компетенции младших школьников.
В ходе исследования был проведен анализ лингвистической, научно - методической и учебной литературы, что позволило утвердиться в правомерности темы исследования и сформулировать теоретические предпосылки исследования. Кроме того, анализ научно-методической литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Введение в практику школы понятия компетенции даёт более чёткие ориентиры для разработки измерителей уровня подготовки школьников по русскому языку, а коммуникативная компетенция определяется при проверке уровня владения речевой деятельностью (чтением, письмом, устной монологической и диалогической речью).
2. Для формирования коммуникативной компетенции младших школь-ников при обучении диалогам базовыми лингвистическими понятиями являются текст, стили и виды речи.
3. В развитии диалога большое значение приобретает речевая активность детей, а участие в диалоге предполагает знание правил речевого этикета.
В ходе экспериментального исследования мы выявили следующее: целенаправленная и планомерная работа по формированию коммуникативной компетенции при обучении диалогической речи младших школьников может существенно повысить уровень развития диалогической речи детей.
В ходе исследования было определено содержание обучения по совершенствованию диалогической речи младших школьников, установлены принципы, на которые опирается опытное обучение: принцип коммуникативности, принцип наглядности, принцип активности, принцип доступности и посильности. В процессе развития диалогической речи младших школьников использовались различные методы и приемы. Отобранные методы и приемы были реализованы нами в системе упражнений, используемой в ходе опытного обучения. Экспериментальное обучение, направленное на развитее диалогической речи младших школьников, проводилось в естественных условиях, без нарушения обычного хода учебного процесса. В ходе экспериментальной работы в структуру уроков русского языка включались специальные упражнения по формированию умений ведения диалога. Упражнения подбирались и составлялись таким образом, чтобы они были связаны с изучаемым на уроке материалом. В ходе формирующего эксперимента работа велась над различными сторонами диалогической речи младших школьников: интонацией, языковым оформлением, содержанием диалогической речи, особенностями этикетного диалога и др. В результате исследования был отобран дидактический материал в форме текстов, разработана система заданий и специальных упражнений, способствующих совершенствованию диалогической речи младших школьников.
Таким образом, проведённое исследование подтвердило гипотезу о том, совершенствование диалогической речи на уроках русского языка в начальных классах будет проходить эффективно, если используются разнообразные методы и приемы, направленные на формирование диалогической речи младших школьников; на уроках используется система упражнений, способствующих формированию диалогической речи учащихся; работа по формированию диалогической речи ведется как на уроках русского языка, так и литературного чтения.



1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие / Е.С. Антонова. - М.: Кнорус, 2007. - 464 с.
2. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универ-сальных учебных умений младших школьников / О.М. Арефьева // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 2. - С. 74-78.
3. Арутюнова Н.Д. О типах диалогического стимулирования / Н.Д. Арутюнова // Теория и практика лингвистического описания диалогической речи. Вып 49. - М., 2009. - С. 3-10.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 151 с.
5. Ахмедов Г.И. Коммуникативные типы высказывания в русском языке / Г.И. Ахмедов. - М.: МГЛУ, 2009. - 147 с.
6. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и теория школьного учебника / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 2007. - 211 с.
7. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках русского языка / Е.А. Быстрова // Русская словесность. - 2003. - № 1. - С. 35-40.
8. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В.В. Виноградов. - М.: АН СССР, 1963. - 255 с.
9. Винокур Т.Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи в современном русском языке / Т.Г. Винокур // Исследования по грамматике русского литературного языка. - М.: Изд-во АН СССР, 1965, № 3. - С. 342-355.
10. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб. пособие для вузов / Т.М. Воителева. - М.: Дрофа, 2006. - 319 с.
11. Воронина М.П. Диалог на уроке в начальной школе / М.П. Воронина //
Начальная школа. - 2004. - № 6. - С. 45- 50.
12. Воскресенская К.В. О роли ситуаций при обучении взрослых устной речи / К.В. Воскресенская // Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В.И. Ленина. - № 223. - М.: МГПИ. - С. 130-136.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология : учебное пособие / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 157 с.
14. Галицких Е.О. Направленность на диалоговое взаимодействие учителя и ученика как условие развития языковой личности / Е.О. Галицких // Мир русского слова. - 2003. - № 3. - С. 60-67.
15. Грузинская И.А. Диалог как форма устного упражнения на различных стадиях обучения / И.А. Грузинская // Методический сборник. Вып. 3. - М., 2011. - С. 3-11.
16. Дресслер В. Синтаксис текста / В. Дресслер // Новое в зарубежной лингвистичке. Вып 8. - М.: Прогресс, 1988. - С. 11-137.
17. Жинкин Н.И. Язык - Речь - Творчество: избр. труды / Н.И. Жинкин. - М.: Лабиринт, 1998. - 368 с.
18. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 4. - С. 78-83.
19. Занько С.Ф. Основные вопросы лингвистической теории диалога / С.Ф. Занько - Казань: КГУ, 2008. - 119 с.
20. Запятая О.В. Диагностика сформированное™ коммуникативных учебных действий у младших школьников / О.В. Запятая. - Волгоград: Учитель, 2015. - 49 с.
21. Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи: пособие для учителя / Д.И. Изаренков.- М.: Русский язык, 2006. - 160 с.
22. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учебное пособие / Н.А. Ипполитова. - М.: Флинта, 1998. - 176 с.
23. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие / О.М. Казарцева. - М.: Флинта, Наука, 1999. -496 с.
24. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: учебное пособие / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. - М.: Линка- Пресс, 1994. - 342 с.
25. Козюренко М.А. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения / М.А. Козюренко, Г.С. Базанова, Е.И. Сальникова // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 11. - С. 15-19.
26. Коломыцева О.Н. Диагностика уровня развития устной и письменной речи учащихся на основе языковых средств вежливости / О.Н. Коломыцева // Проблема качества образования в современном обществе: материалы Международ. науч.-практ. конф. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2004. - С. 279-281.
27. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов / Е.В. Коротаева // Русский язык в школе. - 2009. - № 5. - С. 3-10.
28. Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи / Т.С. Кудрявцева. - Русский язык в школе. - 1996. - № 3. - С. 3-7.
29. Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи / Т.С. Кудрявцева // Русский язык в школе. - 1996. - № 3. - С. 3-7.
30. Кухтинская И.В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся / И.В. Кухтинская // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 2. - С. 13-15.
31. Ладыженская Т.А. Речевые ситуации при обучении диалогической речи / Т.А. Ладыженская. - Русский язык в школе. - 1974. - № 5. - С. 40-44.
32. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся: пособие для учителя / Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 1975. - 89 с.
33. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения: учебное пособие / Т.А. Ладыженская.. - М.: Академия, 2007. - 134 с.
34. Леонова Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Е.В. Леонова, А.В. Плотникова // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 91¬96.
35. Леонтьев А.А. К определению речевой ситуации / А.А. Леонтьев // Речевая ситуация в преподавании иностранных языков: сборник научных статей. - М.: Просвещение, 1973. - С. 60-65.
36. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность: учебное пособие / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1971. - 214 с.
37. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителя / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
38. Львов М.Р. Методы развития речи учащихся / М.Р. Львов // Русский язык в школе. - 1987. - № 4. - С. 42-47.
39. Львов М.Р. Основы теории речи: учебное пособие / М.Р. Львов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 248 с.
40. Львов М.Р. Речь учащихся средней школы / М.Р. Львов // Русский язык в школе. - 1981. - № 6. - С. 38-44.
41. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / М.Р. Львов. - М.: Логос, 2001. - 248 с.
42. Львов М.Р. Школа творческого мышления: пособие для учителя / М.Р. Львова. - М.: Просвещение, 1993. - 124 с.
43. Львова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка / С.И. Львова // Русская словесность. - 2002. - № 7. - с. 40-45.
44. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие / - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с.
45. Ляховицкий М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения языку / М.В. Ляховицкий // Методика обучения русскому языку: хрестоматия. - М.: Русский язык, 1991. - С. 28-37.
46. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Рамзаевой Т.Г. - М.: Высшая школа, 2003. - 409 с. Москальская О.И. Грамматика текста: учебное пособие / О.И. Москальская. - М.: Академия, 2005. - 183 с.
47. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. Повествование и диалог: учебное пособие / В.В. Одинцов. - М.: наука, 1973. - 104 с.
48. Падучева Б.В. Прагматические аспекты связности диалога / Б.В. Падучева. - М., 2012. - С. 305-313.
49. Пассов Е.И. Ситуация, тема, социальный контакт / Е.И. Пассов // Коммуникативная методика обучения родному языку: сборник научных статей. - М.: Русский язык, 2004. - С. 162-173.
50. Песняева Н.А. Развитие речевой деятельности младшего школьника в учебном диалоге / Н.А. Песняева // Начальная школа. - 2004. - №12. - С. 95-104.
51. Песняева Н.А. Эффективность развития речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге / Н.А. Песняева // Начальная школа. - 2005. - №5. - С. 54-63.
52. Святогор, И.П. О некоторых особенностях синтаксиса диалогической речи в современном русском языке: учебное пособие / И.П. Святогор. - Калуга, 2015. - 203 с.
53. Смелкова З.С. Педагогическое общение. Диалог на уроках словесности: пособие для учителя / З.С. Смелкова. - М.: Академия, 1999. - 124 с.
54. Смирнова Т.Н. Эллиптические повторы в репликах-реакциях русского диалога / Т.Н. Смирнова // Русский язык в школе. - 2014. - № 1. - С. 14¬20.
55. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учебное пособие / Н.В. Багичева, М.Л. Кусова, Е.И. Плотникова и др. - М.: Флинта: Наука, 2014. - 272 с.
56. Учебный процесс в Школе диалога культур / Под ред. М.А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2004. - 160 с.
57. Формановская Н.И. Вы сказали «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении: учебное пособие / Н.И. Формановская. - М.: Просвещение, 1989. - 157 с.
58. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения: учебное пособие / Н.И. Формановская. - М.: Русский язык, 1989. - 156 с.
59. Хамраева Е.А. Формирование коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка / Е.А. Хамраева. - М.: Спутник, 2004. - 247 с.
60. Шапиро А.Б. Очерки по синтаксису русских народных говоров (строение предложения) / А.Б. Шапиро. М.: Просвещение, 1963. - 318 с.
61. Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи / Н.Ю. Шведова. - М.: Академия, 2006. - 377 с.
62. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности / Н.А. Шкуричева // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 4-10.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ