РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 10
1.1 Понятие творческих способностей в психолого-педагогической литературе 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 28
1.3. Возможности использования информационных технологий, как
средства формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста 40
Выводы по первой главе 50
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 53
2.1. Начальная диагностика творческих способностей детей
младшего школьного возраста 53
2.2. Педагогическая работа по формированию творческих
способностей детей младшего школьного возраста средствами информационных технологий 67
2.3. Оценка результативности педагогической работы по формированию творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами информационных технологий 80
Выводы по второй главе 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 118
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 10
1.1 Понятие творческих способностей в психолого-педагогической литературе 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 28
1.3. Возможности использования информационных технологий, как
средства формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста 40
Выводы по первой главе 50
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 53
2.1. Начальная диагностика творческих способностей детей
младшего школьного возраста 53
2.2. Педагогическая работа по формированию творческих
способностей детей младшего школьного возраста средствами информационных технологий 67
2.3. Оценка результативности педагогической работы по формированию творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами информационных технологий 80
Выводы по второй главе 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 118
Рассмотрение проблемы развития способностей для психолого-педагогических исследований было и остаётся актуальным вплоть до сегодняшнего дня.
Современное общество нуждается в активных личностях, способных быстро реагировать на изменения и находить качественные решения проблемных ситуаций. Так же повышено внимание к внутреннему миру и уникальной возможности каждого отдельного человека. В силу данных потребностей перед школой и родителями ставится задача личностно-ориентированного развития учащихся, и решается с помощью двух основных видов деятельности: во-первых, ребёнок развивается на основе прошлого опыта человечества через приобщение к современной культуре, во- вторых, в процессе развития, учащийся реализует свои возможности самостоятельно, благодаря творческой деятельности.
Развитие творческих способностей детей на протяжении многих лет привлекало к себе внимание представителей различных областей научного знания - философии, психологии, педагогики и других. Авторы В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матушкин, А.И. Ума и др. современной психолого-педагогической литературы акцентируют внимание на повышение продуктивности познавательной деятельности, организации совместной творческой деятельностью учащихся, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развитие методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.
В качестве методологической основы выбраны системный и личностно - деятельностный подход, что соответствует современным концептуальным позициям образования. Пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения преимущественно как сообщения знаний, формирования умений, навыков и позволяет учитывать субъективно-творческий опыт, индивидуально - психологические особенности младших школьников, рассматривать в единстве разнообразные виды творческих заданий и методы их выполнения, определить соотношение видов творческой деятельности в учебном процессе, которое обеспечивало бы эффективность развития креативных способностей учащихся.
Таким образом, проблемой нашего исследование является выделение наиболее эффективных способов формирования творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: информационные технологии как способ развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста с использованием информационных технологий будет продуктивным при реализации специально разработанной рабочей дополнительной общеобразовательной программы.
Основной целью исследования является анализ теоретических подходов к проблеме развития творческих способностей младших школьников, апробация и обоснование их практического использования с помощью информационных технологий.
Задачи исследования, решение которых связано с реализацией поставленной цели.
1. Обобщить понятие творческих способностей в психолого-педагогической литературе.
2. Описать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
3. Обосновать возможности использования информационных технологий, как средства формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста.
4. Разработать и апробировать рабочую дополнительную общеобразовательную программу по развитию творческих способностей младших школьников с помощью информационных технологий.
5. Спроектировать и реализовать опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей младших школьников с помощью информационных технологий.
Методы исследования. Теоретические: сопоставительный анализ, обобщение психолого-педагогических источников по теме исследования.
Эмпирические: Педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, педагогическая диагностика, количественная и качественная обработка результатов.
Методологическая основа исследования: личностно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Дружинин, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др.), в рамках которого творческие способности рассматриваются как основа успешной деятельности; принцип единства сознания и деятельности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев и др.), согласно которому творческие способности не только влияют на успешность выполнения деятельности, но и формируются, развиваются в деятельности; принцип детерминизма (Д. Б. Богоявленская, К. К. Платонов, В. Д. Шадриков, С. Л. Рубинштейн и др.), предполагающий зависимость психических явлений, в том числе и творческих способностей, от порождающих их факторов и механизмов; принцип развития (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, Я. А. Пономарев, Б. М. Теплов, Е. Л. Яковлева), согласно которому творческие способности рассматриваются как динамическое образование.
Практическая значимость работы. Разработанная рабочая дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности может быть использована в системе дополнительного образования общеобразовательной организации, а так же в учреждениях дополнительного образования.
Положения, выносимые на защиту.
1. Обобщены сведения о творческих способностях детей младшего школьного возраста.
2. Определен диагностический инструментарий творческих способностей.
3. Разработана программа по развитию творческих способностей учащихся средствами информационных технологий в рамках дополнительного образования школьников.
4. Выявлена эффективность проведенной педагогической работы по реализации рабочей дополнительной общеобразовательной программы.
Новизна исследования:
1. подробно описаны творческие способности как интегративно - динамическое образование, включающее мотивационный, когнитивный и эмоциональный компоненты, формирующееся на основе творческих задатков, которые определяют успешность творческой деятельности;
2. определены показатели развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, которые включают в себя: творческое мышление, беглость, оригинальность, абстрактность и эмоциональность;
3. описаны возможности использования информационных технологий, как средства формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста;
4. разработана и апробирована рабочая дополнительная общеобразовательная программа развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, которая включает комплекс творческих заданий.
База исследования: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Компьютерная школа» г. Радужный, на всех этапах исследования, в нем приняли участие 20 учащихся 3 - 4 классов, возрастом 9 - 10 лет.
Описание структуры исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 80 источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы в теории и практике, сформирован исследовательский аппарат работы, установлены границы исследования и обоснована ее практическая значимость.
В первой, теоретической главе, рассмотрены и обобщены взгляды педагогов и психологов на творчество и творческие способности. Рассмотрены возрастные особенности детей младшего школьного возраста, потенциальные возможности формирования творческих способностей у детей данного возраста. Обоснованы возможности использования информационных технологий, как средства формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста
Во второй главе спроектирована и проведена опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников, средствами информационных технологий, в ходе которой сформированы и описаны группы испытуемых, подобран диагностический материал, проведена первоначальная диагностика творческих способностей сформированных групп, спроектирована и апробирована педагогическая работа по развитию творческих способностей средствами информационных технологий. Проведена повторная диагностика с целью выявления динамики творческих способностей и результативности проведенной педагогической работы, описаны количественные и качественные результаты, а также разработаны и предоставлены методические рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников средствами информационных технологий.
В заключение работы описаны результаты исследования и дана оценка достижения поставленных задач и цели исследования.
Список литературы включает 80 источников.
В приложениях размещены планы проведенных занятий, результаты диагностики.
Современное общество нуждается в активных личностях, способных быстро реагировать на изменения и находить качественные решения проблемных ситуаций. Так же повышено внимание к внутреннему миру и уникальной возможности каждого отдельного человека. В силу данных потребностей перед школой и родителями ставится задача личностно-ориентированного развития учащихся, и решается с помощью двух основных видов деятельности: во-первых, ребёнок развивается на основе прошлого опыта человечества через приобщение к современной культуре, во- вторых, в процессе развития, учащийся реализует свои возможности самостоятельно, благодаря творческой деятельности.
Развитие творческих способностей детей на протяжении многих лет привлекало к себе внимание представителей различных областей научного знания - философии, психологии, педагогики и других. Авторы В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матушкин, А.И. Ума и др. современной психолого-педагогической литературы акцентируют внимание на повышение продуктивности познавательной деятельности, организации совместной творческой деятельностью учащихся, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развитие методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.
В качестве методологической основы выбраны системный и личностно - деятельностный подход, что соответствует современным концептуальным позициям образования. Пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения преимущественно как сообщения знаний, формирования умений, навыков и позволяет учитывать субъективно-творческий опыт, индивидуально - психологические особенности младших школьников, рассматривать в единстве разнообразные виды творческих заданий и методы их выполнения, определить соотношение видов творческой деятельности в учебном процессе, которое обеспечивало бы эффективность развития креативных способностей учащихся.
Таким образом, проблемой нашего исследование является выделение наиболее эффективных способов формирования творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: информационные технологии как способ развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста с использованием информационных технологий будет продуктивным при реализации специально разработанной рабочей дополнительной общеобразовательной программы.
Основной целью исследования является анализ теоретических подходов к проблеме развития творческих способностей младших школьников, апробация и обоснование их практического использования с помощью информационных технологий.
Задачи исследования, решение которых связано с реализацией поставленной цели.
1. Обобщить понятие творческих способностей в психолого-педагогической литературе.
2. Описать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
3. Обосновать возможности использования информационных технологий, как средства формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста.
4. Разработать и апробировать рабочую дополнительную общеобразовательную программу по развитию творческих способностей младших школьников с помощью информационных технологий.
5. Спроектировать и реализовать опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей младших школьников с помощью информационных технологий.
Методы исследования. Теоретические: сопоставительный анализ, обобщение психолого-педагогических источников по теме исследования.
Эмпирические: Педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, педагогическая диагностика, количественная и качественная обработка результатов.
Методологическая основа исследования: личностно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Дружинин, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др.), в рамках которого творческие способности рассматриваются как основа успешной деятельности; принцип единства сознания и деятельности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев и др.), согласно которому творческие способности не только влияют на успешность выполнения деятельности, но и формируются, развиваются в деятельности; принцип детерминизма (Д. Б. Богоявленская, К. К. Платонов, В. Д. Шадриков, С. Л. Рубинштейн и др.), предполагающий зависимость психических явлений, в том числе и творческих способностей, от порождающих их факторов и механизмов; принцип развития (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, Я. А. Пономарев, Б. М. Теплов, Е. Л. Яковлева), согласно которому творческие способности рассматриваются как динамическое образование.
Практическая значимость работы. Разработанная рабочая дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности может быть использована в системе дополнительного образования общеобразовательной организации, а так же в учреждениях дополнительного образования.
Положения, выносимые на защиту.
1. Обобщены сведения о творческих способностях детей младшего школьного возраста.
2. Определен диагностический инструментарий творческих способностей.
3. Разработана программа по развитию творческих способностей учащихся средствами информационных технологий в рамках дополнительного образования школьников.
4. Выявлена эффективность проведенной педагогической работы по реализации рабочей дополнительной общеобразовательной программы.
Новизна исследования:
1. подробно описаны творческие способности как интегративно - динамическое образование, включающее мотивационный, когнитивный и эмоциональный компоненты, формирующееся на основе творческих задатков, которые определяют успешность творческой деятельности;
2. определены показатели развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, которые включают в себя: творческое мышление, беглость, оригинальность, абстрактность и эмоциональность;
3. описаны возможности использования информационных технологий, как средства формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста;
4. разработана и апробирована рабочая дополнительная общеобразовательная программа развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, которая включает комплекс творческих заданий.
База исследования: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Компьютерная школа» г. Радужный, на всех этапах исследования, в нем приняли участие 20 учащихся 3 - 4 классов, возрастом 9 - 10 лет.
Описание структуры исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 80 источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы в теории и практике, сформирован исследовательский аппарат работы, установлены границы исследования и обоснована ее практическая значимость.
В первой, теоретической главе, рассмотрены и обобщены взгляды педагогов и психологов на творчество и творческие способности. Рассмотрены возрастные особенности детей младшего школьного возраста, потенциальные возможности формирования творческих способностей у детей данного возраста. Обоснованы возможности использования информационных технологий, как средства формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста
Во второй главе спроектирована и проведена опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников, средствами информационных технологий, в ходе которой сформированы и описаны группы испытуемых, подобран диагностический материал, проведена первоначальная диагностика творческих способностей сформированных групп, спроектирована и апробирована педагогическая работа по развитию творческих способностей средствами информационных технологий. Проведена повторная диагностика с целью выявления динамики творческих способностей и результативности проведенной педагогической работы, описаны количественные и качественные результаты, а также разработаны и предоставлены методические рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников средствами информационных технологий.
В заключение работы описаны результаты исследования и дана оценка достижения поставленных задач и цели исследования.
Список литературы включает 80 источников.
В приложениях размещены планы проведенных занятий, результаты диагностики.
В рамках решения поставленных задачи исследования мы проанализировали литературу советских и зарубежных авторов и можем сделать вывод о том, что творческие способности - определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения (Б. М. Теплов).
Так как творческие способности являются составляющей творческого потенциала, то у детей необходимо развивать такие показатели как любознательность, уверенность в себе, постоянство, способность абстрагироваться, способность сосредотачиваться, стремление к независимости, зрительная и слуховая память, и делать акцент на развитие именно творческого потенциала.
В данном возрасте с детьми можно проводить занятия с использованием средств и методов для развития творческих способностей, в том числе и с использованием информационных технологий.
При использовании информационных технологий в процессе развития творческих способностей детей младшего школьного возраста мы так же развиваем его психические свойства, духовные способности, эмоционально-интеллектуальную структуру личности, способность логически мыслить, потребности учащихся к познанию и самостоятельности.
В рамках опытно-экспериментальной работы нами была проведена диагностика творческого потенциала отобранной группы детей, по результатам которого было выявлено, что большая часть учащихся имеет средний уровень творческих способностей. Это указывает на то, что необходимо провести целенаправленную работу, по итогам которой будет заметна динамика уровня творческого потенциала учащихся.
В процессе педагогической работы по формированию творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами информационных технологий, была разработана и реализована рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Веселые мультяшки».
После педагогической работы по формированию творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами информационных технологий мы видим значительное повышение уровня творческого потенциала учащихся. Изменение данных показателей является критерием эффективности программы по развитию творческой способностей детей младшего школьного возраста. Также в ходе тестирования учащимися было отмечено удовлетворение посещения занятий в рамках разработанной программы.
В ходе исследовательской работы нами была достигнута положительная динамика в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста с помощью информационных технологий, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
Так как творческие способности являются составляющей творческого потенциала, то у детей необходимо развивать такие показатели как любознательность, уверенность в себе, постоянство, способность абстрагироваться, способность сосредотачиваться, стремление к независимости, зрительная и слуховая память, и делать акцент на развитие именно творческого потенциала.
В данном возрасте с детьми можно проводить занятия с использованием средств и методов для развития творческих способностей, в том числе и с использованием информационных технологий.
При использовании информационных технологий в процессе развития творческих способностей детей младшего школьного возраста мы так же развиваем его психические свойства, духовные способности, эмоционально-интеллектуальную структуру личности, способность логически мыслить, потребности учащихся к познанию и самостоятельности.
В рамках опытно-экспериментальной работы нами была проведена диагностика творческого потенциала отобранной группы детей, по результатам которого было выявлено, что большая часть учащихся имеет средний уровень творческих способностей. Это указывает на то, что необходимо провести целенаправленную работу, по итогам которой будет заметна динамика уровня творческого потенциала учащихся.
В процессе педагогической работы по формированию творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами информационных технологий, была разработана и реализована рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Веселые мультяшки».
После педагогической работы по формированию творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами информационных технологий мы видим значительное повышение уровня творческого потенциала учащихся. Изменение данных показателей является критерием эффективности программы по развитию творческой способностей детей младшего школьного возраста. Также в ходе тестирования учащимися было отмечено удовлетворение посещения занятий в рамках разработанной программы.
В ходе исследовательской работы нами была достигнута положительная динамика в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста с помощью информационных технологий, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ HANDMADE
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Развитие творческих способностей у детей младшего школьного
возраста на материале декоративно-прикладного искусства Урала
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ МОДЕЛИРОВАНИЕМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ИНТЕРМОДАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ЭКСПРЕССИВНЫМИ
ИСКУССТВАМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5850 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста в учебной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Развитие музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста па занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2024 - Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025



