ГЛАВА I. ОБРАЗ ДРЕВНЕЙ РУСИ В НАУЧННОЙ И УЧЕБНОЙ 11
ЛИТЕРАТУРЕ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН 11
1.1. В научной и учебной литературе Норвегии 12
1.2. В научной и учебной литературе Швеции 20
ГЛАВА II. ОБРАЗ ДРЕВНЕЙ РУСИ В УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СРЕДНЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВВЕДЕНИЙ РОССИИ 30
2.1. В учебной литературе нового и старого образца для общеобразовательных учреждений 31
2.2 В учебной литературе высших учебных заведений 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
В течение нескольких столетий, до и после 1000 года, Западная Европа постоянно подвергалась нападениям «викингов» - воинов, приплывавших на кораблях из Скандинавии. Поэтому период примерно с 800 по 1100 гг. н.э. в истории Северной Европы носит название «эпохи викингов» 1.
Скандинавы отправлялись не только на запад, но предпринимали и длинные путешествия на восток в течение тех же столетий. По естественным причинам в этом направлении устремлялись, прежде всего, жители мест, теперь относящихся к Швеции. Походы на восток и влияние восточных стран наложили особый отпечаток на эпоху викингов в Швеции. Путешествия на восток также по возможности предпринимались на кораблях - через Балтийское море. По рекам Восточной Европы до Черного и Каспийского морей. По ним, до великих держав к югу от этих морей: христианской Византии на территории современных Греции, Турции, исламского Халифата в восточных землях.
Все эти пути, в том числе и знаменитый торговый путь «Из варяг в греки» лежал через Русские земли. Поэтому весьма интересны отношения руссов с северными воинами-торговцами. Эти отношения впоследствии сильно повлияют на север Руси во многих отношениях и оставят след в скандинавской культуре.
Принято считать, что государственность на территорию России привнесли именно скандинавские народы, впрочем, это всё ещё остаётся дискуссией среди приверженцев норманнской и антинорманнской теории. Так какими же были отношения между славянами, проживавшими на севере Руси, и скандинавами? Как они взаимообогатили друг друга? Как повлияли скандинавы на северных славян? Был ли этот процесс односторонним?
Актуальность. Все больше разговоров о том, что мы и не европейцы и не азиаты по своему миропониманию. Так кто же мы? И как нас видят наши близкие соседи у берегов Балтийского моря, как ветвь своей европейской культуры, занесенную ими же в виде образования государства или же, как народ чуждый европейцам? Недавние соцопросы в странах Европы показали то, что Россию как европейскую страну воспринимает менее четверти населения почти всех стран, европейской Россию называют лишь жители Польши . А что как не учебная литература за школьной, а позднее и университетской скамьей формирует мировоззрение и закрепляет образы прошлого у молодого поколения. Проанализировав современные работы научной и учебной литературы, как стран Скандинавии, так и России попытаемся увидеть, какой же образ Древней Руси изображается на их страницах. Таким образом, можно будет понять, каким же нас видят жители Скандинавских стран и какими же мы видим сами себя.
Объект исследования - современная научная и учебная литература скандинавских стран и России.
Предмет исследования - образ Древней Руси в скандинавской и отечественной научной и учебной литературе.
Цель работы - выявить особенности образа Древней Руси в современной скандинавской и отечественной научной и учебной литературе и провести сопоставительный анализ.
Задачи:
- изучить современные труды историков скандинавских стран и продемонстрировать образ Древней Руси.
- показать образ Древней Руси в современной отечественной научной и учебной литературе.
- выявить общие черты в образах.
- выявить отличия в образах.
- сравнить и сопоставить образы Древней Руси в работах скандинавских и отечественных историков.
Хронологические рамки - 1991г. - настоящее время.
Территориальные рамки - Скандинавия и Россия в XXI в.
Историография вопроса. «Норманнский вопрос» или «варяжская проблема» в широком и традиционном понимании основывается на той или иной трактовке «варяжской легенды» русских летописей и ответе на вопрос о роли варягов в образовании государственности на Руси.
Вопрос был поднят еще в середине XVIII в. в трудах работавших в Петербургской академии наук немецких ученых Байера и Миллера, с критикой построений которых выступил Ломоносов. В дальнейшем он постоянно фигурировал в отечественной историографии, то затухая, то вспыхивая с новой силой, отражая, в конечном счете, сложный путь движения общественной и научной мысли России. Освещению этой проблемы в русской науке посвящено множество работ.
В определенной степени, то явно, а то завуалированно, подход к рассмотрению данного вопроса подпитывался двумя тенденциями. Одну из них можно назвать «российской». За ней стояла приверженность к национальному самоутверждению, отстаивание национального самосознания, признание самобытности русской-славянской культуры, отрицание всякого рода иноземных влияний. Тенденция вполне понятная, если следовать течению русской общественной мысли, и в истории России отнюдь не новая, а в иных проявлениях и формах живущая и сейчас. Вторая тенденция - «скандинавская». Она основывается на романтической идеализации викингов и их эпохи, «золотого периода» скандинавской истории. Эта тенденция особенно ярко проявилась во второй половине XIX в. «Викинги» - образ национальной гордости скандинавов. Они предстают как бесстрашные путешественники и доблестные воины, опытные мореходы и искусные ремесленники, торговцы и колонисты, основатели городов и государств, посланники и князья, телохранители византийских императоров, носители всего прогрессивного.
Обе названные тенденции взаимно исключают друг друга, отталкиваясь от национальной и, в каждом случае, разной почвы. Стоящий за ними наивный патриотизм (впрочем, естественный для любой массовой культуры, будь то Россия или Скандинавия), периодически подогреваемый политически, ощутимо чувствуется и в наши дни.
В Советском Союзе насильственным внедрением всеобщей социологизации, примитивного марксизма, всепоглощающих понятий классовой борьбы, феодализма, формационности, как обязательной стадии развития общества, история (и археология как историческая наука) были поставлены на службу идеологии . Исконность, национальное своеобразие и экономический детерминизм были положены во главу угла исторических концепций. Все стало объясняться развитием аграрных обществ, накоплением прибавочного продукта, возникновением городов как центров сельских округ, пунктов концентрации дани и размещения феодалов и т.д. Места дальней торговле, торгово-военным путям, иноземным влияниям при таких построениях не оставалось. В этой ситуации, вполне естественно, варяги оказались не у дел.
Занавес нанес непоправимый урон и западной науке. Исследователи оказались оторванными от источников, от новых фактов. В начале 1960-х годов официальными властями не поощрялись визиты в СССР скандинавских археологов для изучения в музеях и архивах конкретных материалов эпохи викингов. Настольными книгами, своего рода первоисточниками западных археологов и историков, занимавшихся этим периодом русской истории, до самого последнего времени оставался труд Т. Арне «Швеция и Восток» 1914 г .
Начало 1960-х гг. ознаменовалось появлением целого ряда работ, посвященных изучению археологических материалов, отражающих связи Скандинавии и Руси, что свидетельствовало о явном оживлении интереса к «варяжскому» вопросу. Историки переосмысливали концепции современного норманизма. Исследовали скандинавские работы о Начальной летописи, теории норманнского завоевания, норманнской колонизации в работах археологов и историков. Излагал концепции западных исследователей по варяжской проблеме и истории Древней Руси, обильно цитировал их труды, привел огромное количество литературы, в том числе почти недоступной в СССР.
На волне возрождения интереса к варяжской проблеме в стенах Ленинградского университета на кафедре археологии, на «Проблемном семинаре», руководителем которого был Л.С. Клейн, в 1965 г. была проведена «Норманнская дискуссия». Она заключалась в публичном обсуждении участниками новых трудов на тему изучения норманнского вопроса.
В настоящее время заключение, что на Руси в VIII-X вв., как и в некоторых странах Балтики, существовал особый тип торгово-ремесленных поселений предгородского плана, которые возникли благодаря активному участию в международной торговле, контролю над важнейшими торговыми путями, развитому ремеслу, обслуживавшему новый социальный (военно-дружинный) слой общества, рассматривается как достоверный факт. Подобный путь формирования первых городов на Руси не был всеобщим и единственным, но для нескольких центров, прежде всего в северной части страны он очевиден (Ладога, Рюриково городище, древнейший Новгород, Гнездово). Это подкреплено новыми археологическими материалами. Что действительно перекликается с предложенной еще в начале прошлого века схемой В.О. Ключевского . Таким образом, на уровне анализа концепций, варяжский вопрос неотделим от той или иной трактовки основных представлений о начальной истории Руси.
Варяжский вопрос, как вопрос о роли скандинавов в начальной русской истории, должен решаться на основе строгого анализа фактического материала, а не заданных идеологических установок.
В качестве источниковой базы выступают историографические труды скандинавских и отечественных авторов по теме истории России. Источниковую базу можно условно поделить на две группы. В первую группу выделим труды скандинавских историков. В неё входят норвежские и шведские историографические работы. «История Норвегии. От викингов до наших дней» за авторством Даниельсена Р., Дюрвика С., Грентлина Т., Хелле К., Ховланна Э. Книга пяти норвежских авторов представляет собой учебное пособие для студентов заочных курсов по норвежской истории, организованных Историческим институтом Университета в Бергене. «Россия идёт. От викингов до Ивана Грозного» труд Джона Халвора (Tjonn Halvor). Работа Халвора рекомендована для подготовки к семинарам по истории России в Университете Осло . «Россия - своё место», написанная Питером Норманном Вааджом . Учебник по истории и культуре России в Университете Осло. «Россия и Европа. Изучение истории культуры» работа за авторством Пер-Арне Бодина. Монография из списка обязательной литературы к подготовке по направлению «история России» в университете Упсалы . В своём исследовании Бодин пытается найти ориентир, который может сделать Россию более понятной европейцу. Уделяет внимание изучению происхождения и развития русской идентичности. «Русская история» Кристиана Гернера ещё одна книга рекомендованная Университетом Упсалы. Автор шведский историк и профессор, специализирующейся на вопросах и проблемах Восточной и Центральной Европы.
Во вторую группу источников выделим учебную литературу для учащихся школ и высших учебных заведений России. В качестве учебников для школ были приведены учебники последнего образца, одобренные и рекомендованные министерством образования и науки РФ. Все они соответствуют историко-культурному стандарту и уже используются в школах . «История России с древнейших времен до XVI в. 6 класс» за авторством Андреев И.Л., Федоров И.Н. использующийся в школах с 2015 года издательства «Дрофа». «История России. 6 класс» за авторством Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Стефановича П.С. под ред. Торкунова А.В. издательства «Просвещение», так же, как и предыдущий учебник был введен в 2015 году. «История России с древнейших времён до начала XVI века» за авторством Пчелова Е.В., Лукина П.В. издательства «Русское слово» 2015 года выхода.
Далее будут приведены учебники и методические издания, рекомендованные министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.
«История России» за авторством Мунчаева Ш.М., Устинова В.М. , известные отечественные ученые, доктора исторических наук, профессора ведущих вузов страны - анализируют в своем труде сложные, противоречивые исторические процессы России. «История России с древнейших времен до 1618 г.» Кузьмина А.Г. Что интересно большой акцент этого учебника сделан на методологию. Именно понимание диалектического взаимопроникновения общественного бытия и общественного сознания в ходе исторического процесса позволяет А.Г. Кузьмину увидеть и показать всю сложность, сущностные черты и особенности отечественной истории. Выявить в противоборстве различных интересов главные закономерности исторического развития. «История России: Учебное пособие. Часть 1» Вишленковой Е.А., Гилязовой И.А. и Ермолаева И.П. Настоящее учебное пособие по истории России охватывает период с древнейших времен до конца XV в. Пособие подготовлено на историческом е факультете Казанского государственного университета. «История России с древнейших времен до конца XVIII в.» под редакцией. Флори Б.Н. Учебник используется в качестве рекомендуемого на историческом факультете Московского государственного университета имени Ломоносова.
Методы исследования:
В разработке темы исследования были использованы общенаучные и специально-исторические методы.
К числу первых отнесены анализ и синтез, которые позволяют представить целостную картину образа Древней Руси в трудах отечественных и зарубежных авторов, так и увидеть различные элементы различий в работах.
К специально-историческим методам отнесен историко-сравнительный метод, который позволяет провести аналогии в работах разных авторов и получить сущность такого явления как образ Древней Руси. Историко-генетический метод, использованный в работе, дает возможность проследить закономерности в оценках историков того или иного направления в образе Древней Руси.
В структуру дипломной работы входят: введение; две главы; заключение; список источников и литературы; приложения.
Проведя исследовательскую работу по вопросу отражения образа древнерусского государства в учебной литературе стран Скандинавии, Норвегии и Швеции, в частности, и отечественной литературе, были выявлены следующие детали.
Литература по истории России в Норвегии не особо востребована, научных изысканий на эту тему не так много, как в соседней Швеции. Однако интересовал сам взгляд на то, каким было образование древнерусского государства и его образ глазами норвежцев для учащихся в самой Норвегии. Последние труды на эту тему держатся нейтральных позиций по отношению к норманнской и антинорманской теории. У каждого автора свой взгляд и интерпретация, но все они схожи в том, что проходивший примерно в одно время генезис государств в России и Норвегии не может дать оснований думать о привнесения самой государственности племенами с севера.
Норвежская научная и учебная литература представляют образ Древней Руси как схожий на пути зарождения государственности и общие черты самих государств во многом. Однако на более позднем этапе становления государственности на востоке Балтийского моря уже можно увидеть черты того что Древне Русское государство для самих варягов будет видеться как нечто более стабильное в плате государственного образования, нежели постоянные распри у себя на родине. В этом моменте многие авторы уже начинают говорить о некоторой потери демократичности в процессе управления Древнерусским государством, однако замечу что это лишь черты намечающейся экспансии с севера на юг, а уже большая потеря демократичности в управлении будет связана с значительно более поздними событиями. Основной чертой работ норвежских автором можно сказать является вопрос демократии и управления государством. Это скорее всего обусловлено интересом западных сообществ к истории и функционировании демократии в разных частях света и в том числе у них самих. Эти вопросы настолько интересуют западное и в частности норвежское общество, что этими вопросами занимаются и не только историки с социологами, но и культурологи и лингвисты. От того многие труды представляют скорее работы по пониманию психологии и политики России. Сам интерес к истории России достаточно мал, об этом говорит как малое количество работ на эту тему, так и то, что в университете Осло за изучение курса истории России дают примерно средний бал кредитов по балльно-рейтинговой системе в табель успеваемости студента. В то время как за курсы изучения истории западноевропейской страны средний бал в кредитах выше. Всё же есть вероятность, что экономические условия и более тесное сотрудничество смогут пробудить интерес к изучению нашей страны у норвежского общества, однако, по всей видимости, не в ближайшее время ввиду объективных причин санкций.
Учебная литература Швеции в отличие от норвежской может представить больший список работ на тему истории России и над ними трудятся историки и профессиональные лингвисты. Курсы по истории России в университете Упсалы преподают, как на шведском, так и на русском языках. Само количество изданий на тему истории России в Швеции велико и это свидетельствует о заинтересованности понять своего большего соседа по Балтийскому морю. В целом, что характерно для Шведских научных работ последнего времени они скорее направлены в будущее и несут прогностический характер, это можно заметить по названиям в духе «Россия тогда и сейчас, а что дальше», «Куда движется Россия». Думаю, это все так же связано, скорее, с вопросами современной внешней политики и современной экономической ситуацией. Общими чертами научных работ последнего времени посвящённых как проблеме создания государства, так и в целом истории России это их стремление понять логику и психологию россиян и понять, почему мы так отличаемся от привычных им европейцев.
По вопросу образа Древней Руси в научной и учебной литературе Швеции можно сказать, что авторы рисуют образ стремительно богатеющего государства с похожей для самих шведов системой управления и уровнем демократии. По-разному интерпретируется возможность самостоятельного создания государства, но главное это что сами народы находились на примерно одном и том же культурном уровне развития и что они взаимно обогащались и вели взаимовыгодное сотрудничество. Древнерусское протогосударство представлено в работах через призму восприятия самих шведов как схожее по организации, но более экономически сильное объединение за счёт объективных факторов более подходящего климата и более стратегически важного местоположения по пути формирующегося пути «из варяг в греки». Сильна мысль о чуть ли не общем историческом движении на тот момент времени и как сильно разведутся в дальнейшем дороги северных государств.
Общими моментами изучения истории России, как в Норвегии, так и в Швеции являются скорее вопросы демократии, психологии, экономики и лишь в последнюю очередь военная мощь и политический вес.
В целом основываясь на трёх учебниках нового образца с применением историко-культурного стандарта и внедрением ФГОСа можно сделать главный вывод касательно всей этой затеи у государства. Изначально планировался так называемый единый учебник истории, но пока появился лишь историко-культурный стандарт. Многие думали, что это будет предвестник единообразных, одинаковых учебников, но это все же не так, каждый учебник имеет свои уникальные черты, я бы даже сказал «заточенности», будь то углубление обществоведения, истории или максимально общий учебник, рассказывающий максимально в общих чертах историю нашего отечества. У школ в таком случае остается выбор за учебником для конкретных классов для нужных им целей, будь то углубленное изучение материала или же максимально поверхностное, что бы оставалось время на углубленное изучение иных предметов.
Образ Древней Руси в учебниках с применением Историко-культурного стандарта похож и потому можно выделить общие черты во всех учебниках. Древняя Русь показана для учеников государством с сильной властью уже чуть ли не с начала зарождения, развивающейся экономикой и стремлением к объединению все больших территорий. Основными моментами что запомнят ученики это всё же будут персоналии и именно они определят образ государства в сознании ученика. Можно даже сказать, что в учебниках для упрощения материала использую привязку к правителю, однако именно правителей и запоминают учащиеся. Их личные качества олицетворяют государство и его движение в памяти учеников. А поскольку большую часть времени правители на станицах учебников ведут войны, то образ Древнерусского государства тесно сплетается с военными образами и образами славных побед, нежели с культурой и вопросами жизни людей того периода времени.
Применительно к учебникам старого образца по части вопроса образа и создания государства справедливо говорить все те же вещи, что и к новым учебникам. Подход к запоминанию учащимися исторический деятелей и их основные заслуги превалирует над остальной частью учебника и истории. Такой подход проще для запоминания материала учениками и оставляет лишь самые простые образы у учащихся. В университетских учебниках всё естественно сложнее и скорее запоминаются уже процессы в образе, нежели сопоставление образов государства и исторических личностей.
В образе Древней Руси в учебной литературе для высших учебных заведений можно сделать несколько выводов. Все издания стараются подойти к вопросу Российской истории с разных научных подходов и по- разному интерпретируют те или иные аспекты и события создания Древнерусского государства. Все они более свободны в трактовках и менее политизированы по сравнению с учебниками для школ, где мы видим больший государственный контроль над авторами и издателями учебников. Однако если выделять общее что можно сказать о учебной литературе для 56
студентов бакалавриата и специалитета по истории, так это порой больший уклон в историю экономики и военной политики. Так можно сказать, что большую часть образа Древней Руси в сознании студентов будет занимать именно военно-политический аспект. За ним уже будет следовать экономика и знания о примерном положении дел в торговле и производстве на северных территориях славян. Культура и взаимодействия культур остаются на последнем месте и эти аспекты начинают появляться уже на более поздних главах и параграфах учебников.
Если сравнивать подходы и принципы работы составления научной и учебной литературы на примере работ Швеции, Норвегии и России то можно выделить основные отличия. Во-первых, больший уклон в социальную, культурную и экономическую сферу с освещением центрального звена работы - демократии, у скандинавских авторов. Во-вторых, стремление в работах показать быт, окружение, ощущения и психологию жителей России. В-третьих, общее обращение работ к настоящей и будущей ситуации и истории России, некоторый прогностический характер.
Российских же авторов, в какой-то мере как учебной литературы для учащихся в высших учебных заведениях, так и для учащихся в среднеобразовательных учреждениях, характерны следующие моменты в работах. Больший уклон на военно политическую и экономическую историю у отечественных авторов. Большее изучение именно «творящих историю» личностей. Отражение же мышления и психологии жившего некогда человека имеет крайне слабое, если имеет порой вовсе отражение в работах, при всем многообразии подходов авторов даже учебников для высших учебных заведений.
1. Вишленкова Е.А., Гилязов И.А., Ермолаев И.П. и др. История России: Учебное пособие. Часть 1. - Казань : Казанский гос. ун-т, 2007. - 137 с.
2. История Норвегии. От викингов до наших дней. Даниельсен Р., Дюрвик С., Грентли Т., Хелле К., Ховланн Э. / Пер. с англ. - М. : Издательство «Весь Мир», 2003. - 516 с.
3. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл. : учебник / Андреев И.Л., Федоров И.Н. - М. : Дрофа, 2016. - 239 с.
4. История России 6 кл. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.1 / [Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. под ред. Торкунов А.В.]; под ред. Торкунов А.В. - М. : Просвещение, 2016. - 128 с.
5. История России с древнейших времён до начала XVI века. 6 кл. учеб. для общеобразоват. организаций / Пчелов Е.В., Лукин П.В. - М. : Русское слово, 2015. - 254 с.
6. История России с древнейших времен до конца XVII века / Л.Н. Вдовина, Н.В. Козлова, Б.Н. Флоря; под ред. Милова. - М. : Эксмо, 2010. - 768 с.
7. История России с древнейших времен до конца XVIII в.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.Н. Флори. - M. : Издательство Московского университета, 2010. - 544 с.
8. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н. И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров; Под ред. Н. И. Павленко. - 2-е изд., испр. - М. : Высш. шк. , 2001. - 560 с.
9. История России. Учебник для 10 кл. учеб. для общеобразоват. организаций / Сахаров А.Н. - М. : Просвещение, 2003. - 288 с.
10. История: Учебник для бакалавров / И.Н. Кузнецов. - М. : Издательско- торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. - 496 с.
11. Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 448 с.
12. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. 3-е изд. - М. : Издательская группа НОРМА, 1997. - 592 с.
13. Историко-культурный стандарт. URL: http://rushistory.org/
14. Kristian Gerner. Rysslands historia Ingrediensen. - Holmbergs: Malmo hogskola, 2017. - 350 p.
15. Per-Arne Bodin. Ryssland och Europa: En kulturhistorisk studie. - Stockholm: Natur Kultur Akademisk, 2006. - 153 p.
...