ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности речевого развития у детей старшего дошкольного
возраста 10
1.3. Лингвистические основы культуры речевого общения у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.4. Содержание работы по формированию культуры речевого общения
у детей старшего дошкольного возраста 20
1.5. Анализ программного содержания по формированию культуры
речевого общения у детей старшего дошкольного возраста 29
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Диагностика уровня сформированности культуры речевого
общения у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на формирование культуры
речевого общения у детей старшего дошкольного возраста 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
Актуальность проблемы исследования: На сегодняшний момент понятию, как культура общения ребенка, уделяется большое внимание. Однако проблема формирования культуры речи у детей старшего дошкольного возраста остается важной.
В современном обществе речь и общение играют значимую роль в развитии и становлении детской, а далее взрослой самостоятельной личности. Появившись на свет, ребенок вступает в контакт с окружающими его людьми. По мере развития и роста ребенка эти контакты углубляются и расширяются, ввиду чего преобразуются общение ребенка с взрослыми и сверстниками. Именно поэтому педагоги отмечают важность дошкольного периода в жизни ребенка, способствующий становлению его индивидуальности, особенностям социализации, психическому и физическому здоровью. Ни один человек не может удачно функционировать в обществе без общения с людьми. Ведь общение является первостепенным условием существования человека и одним и главных факторов его развития.
Культура общения - обязательная часть культуры поведения человека в обществе. В старшем дошкольном возрасте развитие моральных свойств личности и привычек культурного поведения интенсивно продолжается. В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать важное место формирование культуры речевого общения [32].
Советский психолог Б.Г. Ананьев выделял, что особой и главной характеристикой речевого общения является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми [2].
Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирован на решение нескольких задач, одной из которых является формирование культуры речевого общения у детей. В документе сказано, что «Речевое общение включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие грамматически правильной диалогической речи и монологической речи...» [49].
Развитие речевого общения в старшем дошкольном возрасте - одна из самых важных задач воспитания. Развитие речевого общения исполняется в различных видах деятельности: при знакомстве с окружающей
деятельностью, художественной литературой, в игре и на занятиях в повседневной жизни и в общении с родителями. Формирование особенности речевого общения рассматривается как стержень полноценного развития личности ребёнка-дошкольника, предоставляющий богатые способности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Целью написания данной работы является теоретически обосновать и описать комплекс мероприятий по формированию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе работы нами были выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание работы по формированию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести анализ примерных образовательных программ по разделу «Развитие речи».
3. Определить критерии и уровни сформированности культуры речевого общения старших дошкольников.
4. Разработать комплекс мероприятий, направленный на формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования;
2. изучение и анализ нормативных документов;
3. диагностика по определению уровня развития культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ детского сада №80 города Екатеринбурга. В исследовании приняла участие группа «Золотой ключик».
Теоретическая база исследования: в работе использованы труды известных ученых, занимающихся проблемами литературного языка, нормами и этикетом общения в частности, таких авторов, как О.С. Ушакова, Е.И.Тихеева, А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и другие.
Структурно работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы.
Целью написания нашей работы было - теоретически обосновать и описать комплекс мероприятий по формированию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Для этого была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме сформированности культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
Проведенное теоретическое исследование и проектировочная работа позволили сформулировать ряд выводов.
Рассмотрев психические процессы, а именно память, мышление, речь, восприятие и внимание. Мы убеждаемся, что уровень сформированиями некоторых психических процессов позволяет говорить об успешной дальнейшей работе по формированию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Необходимым компонентом общения является речь. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности старших дошкольников служит создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания принимать активное участие в речевом общении.
Использование форм речи, переход к развёрнутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в старшем дошкольном возрасте, оно становится важным фактором формирования культуры речевого общения.
Культура речевого общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у ребёнка старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон.
Формирование культуры речевого общения в дошкольном детстве проявляется, прежде всего, под влиянием взрослых: воспитателей и родителей. Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи является главным фактором решения общей задачи - формирования культуры речевого общения детей. Направленная работа с родителями, совместная деятельность семьи и детского сада оказывают влияние на развитие культуры речевого поведения в целом.
Универсальным приемом формирования культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста является игра, в процессе которой ребенок приобретает опыт общения, настолько нужный для жизни в обществе, коллективе. Именно здесь полностью обеспечивается неизменное диалогическое взаимодействие малыша со сверстниками, тем самым формируя культуру речевого общения.
Также мы проанализировали современные образовательные программы «От рождения до школы» и «Радуга» с точки зрения формирования культуры речевого общения. Во всех рассмотренных программах авторы пишут о том, что формирование культуры речевого общения детей должно осуществляться на самых ранних этапах развития ребенка. Анализ программ показал, что, несмотря на различия в формулировках их целей и задач, результатом является - ребенок, который в достаточной мере овладел культурой речевого общения.
В проектировочной работе приняли участие дети 5-6 лет, в количестве 20 человек. В группе детей старшего дошкольного возраста преобладает средний и низкий уровни развития культуры речевого общения. Низкий уровеньимеют 7 человек (35%), средний уровень имеют 9 человек(45%) и меньшее количество детей, то есть 4 человека (20%) имеютвысокий уровень развития культуры речевого общения.
Предложенные нами критерии и уровнипоказали, что в группе детей старшего дошкольного возраста преобладает средний и низкий уровни развития культуры речевого. Необходимый уровень сформированности культуры речевого общения гарантируется путем введения комплекса мероприятий в режимные моменты группы.
Разработанный нами комплекс мероприятий, включающий в себя дидактические, сюжетно-ролевыеигры, игровые ситуации, примерный список художественных произведений, может быть использован воспитателями дошкольных образовательных учреждений.
Поставленные в работе задачи решены, цель реализована.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников[Текст] /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. -М. :Академия, 2000.- 400 с.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г.Ананьев; под ред. А.А.Бодалева. - М.: Педагогика, 1980. - 230 с. - С. 204- 206.
3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет [Текст] : Методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 74 с.
4. Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. 2001.- №5. - С. 51-61.
5. Бизикова О. А. Развитие речи дошкольников в игре. М. : издательство «Скрипторий 2003», 2008. - 136с.
6. Богуславская, З. М., Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1991. - 206 с.
7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 255 с.
8. Валиева, Г. А Воспитание культуры общения детей старшего
дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре [Электронный ресурс] // VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». - 2016. URL:
http://www.scienceforum.ru/2016/2150/23763 (дата обращения: 18.05.2018).
9. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева ; под ред. Л. А. Введенской. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 544 с.
10. Виноградов, С. И. Культура русской речи [Текст] / С. И. Виноградов. - М. : Норма, 2009. - 560 с.
11. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. -М. : Академии педагогических наук РСФСР, 1956. - 520 с.
12. Дорохов, А.А. Как себя вести: Беседы о вежливости и правилах поведения/А.А. Дорохов. - М., 2000.-308с.
13. Дурандина, Л. И. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. И. Дурандина. - Л., 1971. - 23 с.
14. Клемашова Т. А. Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников. [Электронный ресурс]. 2013. URL:http://nportal.ru/ (Дата обращения 23.05.2018)
15. Колодяжная, Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы [Текст] : Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ / Т. П. Колодяжная, Л. А. Колунова. - Ростов - н/Д : ТЦ «Учитель», 2002. -32с.
...