Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста

Работа №96569

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
237
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности речевого развития у детей старшего дошкольного
возраста 10
1.3. Лингвистические основы культуры речевого общения у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.4. Содержание работы по формированию культуры речевого общения
у детей старшего дошкольного возраста 20
1.5. Анализ программного содержания по формированию культуры
речевого общения у детей старшего дошкольного возраста 29
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Диагностика уровня сформированности культуры речевого
общения у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на формирование культуры
речевого общения у детей старшего дошкольного возраста 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69


Актуальность проблемы исследования: На сегодняшний момент понятию, как культура общения ребенка, уделяется большое внимание. Однако проблема формирования культуры речи у детей старшего дошкольного возраста остается важной.
В современном обществе речь и общение играют значимую роль в развитии и становлении детской, а далее взрослой самостоятельной личности. Появившись на свет, ребенок вступает в контакт с окружающими его людьми. По мере развития и роста ребенка эти контакты углубляются и расширяются, ввиду чего преобразуются общение ребенка с взрослыми и сверстниками. Именно поэтому педагоги отмечают важность дошкольного периода в жизни ребенка, способствующий становлению его индивидуальности, особенностям социализации, психическому и физическому здоровью. Ни один человек не может удачно функционировать в обществе без общения с людьми. Ведь общение является первостепенным условием существования человека и одним и главных факторов его развития.
Культура общения - обязательная часть культуры поведения человека в обществе. В старшем дошкольном возрасте развитие моральных свойств личности и привычек культурного поведения интенсивно продолжается. В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать важное место формирование культуры речевого общения [32].
Советский психолог Б.Г. Ананьев выделял, что особой и главной характеристикой речевого общения является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми [2].
Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирован на решение нескольких задач, одной из которых является формирование культуры речевого общения у детей. В документе сказано, что «Речевое общение включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие грамматически правильной диалогической речи и монологической речи...» [49].
Развитие речевого общения в старшем дошкольном возрасте - одна из самых важных задач воспитания. Развитие речевого общения исполняется в различных видах деятельности: при знакомстве с окружающей
деятельностью, художественной литературой, в игре и на занятиях в повседневной жизни и в общении с родителями. Формирование особенности речевого общения рассматривается как стержень полноценного развития личности ребёнка-дошкольника, предоставляющий богатые способности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Целью написания данной работы является теоретически обосновать и описать комплекс мероприятий по формированию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе работы нами были выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание работы по формированию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести анализ примерных образовательных программ по разделу «Развитие речи».
3. Определить критерии и уровни сформированности культуры речевого общения старших дошкольников.
4. Разработать комплекс мероприятий, направленный на формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: 
1. изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования;
2. изучение и анализ нормативных документов;
3. диагностика по определению уровня развития культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ детского сада №80 города Екатеринбурга. В исследовании приняла участие группа «Золотой ключик».
Теоретическая база исследования: в работе использованы труды известных ученых, занимающихся проблемами литературного языка, нормами и этикетом общения в частности, таких авторов, как О.С. Ушакова, Е.И.Тихеева, А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и другие.
Структурно работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью написания нашей работы было - теоретически обосновать и описать комплекс мероприятий по формированию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Для этого была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме сформированности культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
Проведенное теоретическое исследование и проектировочная работа позволили сформулировать ряд выводов.
Рассмотрев психические процессы, а именно память, мышление, речь, восприятие и внимание. Мы убеждаемся, что уровень сформированиями некоторых психических процессов позволяет говорить об успешной дальнейшей работе по формированию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Необходимым компонентом общения является речь. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности старших дошкольников служит создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания принимать активное участие в речевом общении.
Использование форм речи, переход к развёрнутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в старшем дошкольном возрасте, оно становится важным фактором формирования культуры речевого общения.
Культура речевого общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у ребёнка старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон.
Формирование культуры речевого общения в дошкольном детстве проявляется, прежде всего, под влиянием взрослых: воспитателей и родителей. Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи является главным фактором решения общей задачи - формирования культуры речевого общения детей. Направленная работа с родителями, совместная деятельность семьи и детского сада оказывают влияние на развитие культуры речевого поведения в целом.
Универсальным приемом формирования культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста является игра, в процессе которой ребенок приобретает опыт общения, настолько нужный для жизни в обществе, коллективе. Именно здесь полностью обеспечивается неизменное диалогическое взаимодействие малыша со сверстниками, тем самым формируя культуру речевого общения.
Также мы проанализировали современные образовательные программы «От рождения до школы» и «Радуга» с точки зрения формирования культуры речевого общения. Во всех рассмотренных программах авторы пишут о том, что формирование культуры речевого общения детей должно осуществляться на самых ранних этапах развития ребенка. Анализ программ показал, что, несмотря на различия в формулировках их целей и задач, результатом является - ребенок, который в достаточной мере овладел культурой речевого общения.
В проектировочной работе приняли участие дети 5-6 лет, в количестве 20 человек. В группе детей старшего дошкольного возраста преобладает средний и низкий уровни развития культуры речевого общения. Низкий уровеньимеют 7 человек (35%), средний уровень имеют 9 человек(45%) и меньшее количество детей, то есть 4 человека (20%) имеютвысокий уровень развития культуры речевого общения.
Предложенные нами критерии и уровнипоказали, что в группе детей старшего дошкольного возраста преобладает средний и низкий уровни развития культуры речевого. Необходимый уровень сформированности культуры речевого общения гарантируется путем введения комплекса мероприятий в режимные моменты группы.
Разработанный нами комплекс мероприятий, включающий в себя дидактические, сюжетно-ролевыеигры, игровые ситуации, примерный список художественных произведений, может быть использован воспитателями дошкольных образовательных учреждений.
Поставленные в работе задачи решены, цель реализована.



1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников[Текст] /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. -М. :Академия, 2000.- 400 с.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г.Ананьев; под ред. А.А.Бодалева. - М.: Педагогика, 1980. - 230 с. - С. 204- 206.
3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет [Текст] : Методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 74 с.
4. Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. 2001.- №5. - С. 51-61.
5. Бизикова О. А. Развитие речи дошкольников в игре. М. : издательство «Скрипторий 2003», 2008. - 136с.
6. Богуславская, З. М., Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1991. - 206 с.
7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 255 с.
8. Валиева, Г. А Воспитание культуры общения детей старшего
дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре [Электронный ресурс] // VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». - 2016. URL:
http://www.scienceforum.ru/2016/2150/23763 (дата обращения: 18.05.2018).
9. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева ; под ред. Л. А. Введенской. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 544 с.
10. Виноградов, С. И. Культура русской речи [Текст] / С. И. Виноградов. - М. : Норма, 2009. - 560 с.
11. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. -М. : Академии педагогических наук РСФСР, 1956. - 520 с.
12. Дорохов, А.А. Как себя вести: Беседы о вежливости и правилах поведения/А.А. Дорохов. - М., 2000.-308с.
13. Дурандина, Л. И. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. И. Дурандина. - Л., 1971. - 23 с.
14. Клемашова Т. А. Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников. [Электронный ресурс]. 2013. URL:http://nportal.ru/ (Дата обращения 23.05.2018)
15. Колодяжная, Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы [Текст] : Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ / Т. П. Колодяжная, Л. А. Колунова. - Ростов - н/Д : ТЦ «Учитель», 2002. -32с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ