ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Психолого-педагогические особенности формирования
культурологических ценностей у детей младшего школьного возраста 6
1.2 Сущность понятий «культура» и «культурология» 13
1.3 Внеурочная работа как способ формирования культурологических
ценностей у младших школьников 17
1.4 Место и значение знаний по культурологии в ФГОС и образовательных
программах 24
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1 Описание первоначального уровня сформированности
культурологических ценностей у младших школьников 30
2.2 Формирующий этап опытно-поисковой работы по формированию
культурологических ценностей у младших школьников 36
2.3 Описание опытно-поисковой работы над формированием
културологических ценностей у младших школьников 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Современное образование характеризуется полиструктурностью и многосложностью, поэтому закономерно, как нам кажется, что роль культурологии в современном образовании необычайно важна. Ведь в рамках культурологии рассматриваются и решаются многие актуальные проблемы современного общества. Сегодня мы наблюдаем обострение в мире социальных, политических, этнических, религиозных, экологических и других проблем. И в данной ситуации именно культура является тем созидательным механизмом, который поможет противостоять агрессии и конфликтности современного общества. Важную роль имеет социальная функция культуры, поэтому ее изучение в рамках отдельной науки в сфере образования является совершенно необходимым. Многие исследователи подчеркивают важность культурологизации как направления современного образования, то есть считают необходимым введение элементов систематизированного культурологического знания во все уровни образования.
В современных условиях глобализации усиливаются тенденции, которые связаны с кризисом человеческой идентичности и с развитием социокультурной маргинализации. Люди теряют привычные связи и затрудняются сопоставлять свой мир с общепринятыми нормами, границы норм становятся размытыми и неопределенными. В этой ситуации культурология может помочь пониманию специфики различных культурных миров, ценностей и норм, законов культурного развития, она может облегчить процесс коммуникации, а также может помочь установить свою собственную идентичность.
Изучение явлений в культурологическом аспекте означает включение только что полученного знания в общую систему представлений о мире. Другими словами, новая информация, которую получает слушатель, не пассивна, она уже не только результат обучения, но и стимул для дальнейшего познания. Таким образом, культурология предлагает обучающимся не только научное знание о культуре, но и формирует собственно их культурный опыт.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в образовательном процессе важным является использование культурных ресурсов, сочетание фактов, опыта и актуализации того, что люди воспринимают вокруг себя.
Объект исследования - процесс формирования культурологических ценностей у младших школьников.
Предмет исследования - модель формирования культурологических ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать, апробировать и доказать эффективность модели формирования культурологических ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности.
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности развития младших школьников.
2. Раскрыть сущность понятий «культура» и «культурология»;
3. Рассмотреть внеурочную работу как средство формирования культурологических ценностей у младших школьников.
4. Проанализировать место и значение знаний по культурологии в ФГОС и образовательных программах.
5. Провести диагностику сформированности культурологических ценностей у младших школьников.
6. Разработать модель формирования культурологических ценностей у младших школьников.
7. Провести вторичную диагностику сформированности культурологических ценностей у младших школьников и определить эффективность разработанной модели формирования культурологических ценностей у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование культурологических ценностей младших школьников будет происходить более эффективно при наличии следующих условий:
1) если во внеурочной деятельности будет использоваться специально разработанная модель формирования культурологических ценностей у младших школьников;
2) если к организации воспитательной деятельности будут привлечены сами учащиеся и их родители;
3) если будет создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с видами внеурочной деятельности и планируемыми результатами.
Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы по выбранной теме, анкетирование, количественный и качественный анализ, обобщение, метод анализа и синтеза.
Апробация исследования происходила на научно-практической конференции «Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации» и на заседании методического объединения учителей начальных классов МАОУ Гимназия № 45 и нашла отражение в следующих публикациях: «Формирование культурологических ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности», «Культурологические ценности у младших школьников».
Практическая значимость работы заключается в том, что ее теоретический и практический материал может быть использован классным руководителем и администрацией школы в процессе формирования культурологических ценностей у младших школьников.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Проанализировав научно-теоретическую литературу по теме и проведя диагностику сформированное™ культурологических ценностей, мы можем сделать следующие выводы.
Традиционно в сфере образования «Культурология» сводится к одному из следующих направлений: социальная, историческая или педагогическая культурология. Таким образом, культура изучается на стыке социологии, истории и педагогики, что существенно сужает представление о культуре.
Важной проблемой современной культурологии оказывается изменение представлений о культуре как прошлом опыте и построение такой модели образовательного процесса, в которой человек и культура будут «совпадать» в реальности.
Организация внеурочной деятельности предоставляет возможности целенаправленной подготовки обучающихся к жизни, выступает одной из форм реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.
В настоящее время утверждается то направление в образовательной практике, которое обеспечивает его подлинную гуманизацию и гуманитаризацию и которое представляет иную концепцию процесса образования. В ее основе лежит принцип культурологического подхода в образовании, никоим образом не противоречащий, а дополняющий и необходимо обогащающий научное содержание образования.
Культурологический подход позволяет трактовать усвоение культуры как процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, участия в диалоге культур, при котором происходит индивидуально-личностная актуализация заложенных в ней смыслов. Можно утверждать, что культурологический подход - это попытка пересмотра и преодоления сложившихся социокультурных оппозиций, целостного взгляда на мир через призму культуры.
На базе МАОУ Гимназии №45 г. Екатеринбурга было проведено педагогическое исследование, которое длилось с октября 2017 года по март 2018 года. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы мы продиагностировали исходный уровень отношений учащихся к культурологическим ценностям: ценностям семьи, коллективным ценностям: сотрудничеству и взаимопомощи, любви к малой Родине, патриотизму.
Результаты констатирующего этапа убедили нас, что работу по формированию культурологических ценностей нужно вести целенаправленно.
На формирующем этапе эксперимента нами была поставлена и реализована цель - разработка и апробация модели формирования культурологических ценностей у младших школьников и подбор специальных методов и приемов для формирования культурологических ценностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Модель формирования культурологических ценностей у младших школьников включает в себя наиболее эффективные формы работы, способствующие формированию культурологических ценностей, а именно: ценности семьи, коллективные ценности: сотрудничество и взаимопомощь, любовь к малой Родине, патриотизм.
Разработанная модель формирования культурологических ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности включает 3 блока. Первый блок основной, он предполагает работу с детьми.
Первый блок модели включал работу по 4 модулям: 1. «Семья вместе - моя душа на месте»; «Школа - мой второй дом»; «Моя малая Родина Урал»; «Я - гражданин, я - патриот».
Нами была разработана программа «Мы - граждане нашего Отечества», реализуемая во внеурочной деятельности. Наблюдая за детьми и их родителями, мы утвердились в мнении, что любовь к Родине у детей младшего школьного возраста формируется через зримые образы, через любовь к местам, где ребенок живет, через образ мамы, которая любит его и заботится о нем, через любовь к своей семье, которая тоже является частью Родины. Ребенок узнает об истории своей семьи, истории своего края, узнает о выдающихся людях, о их победах, осознает вою причастность к ним. Патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что проделанная нами работа была эффективна. Детей с низким уровнем сформированности культурологических ценностей выявлено не было.
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Формирование культурологических ценностей младших школьников происходит более эффективно при наличии следующих условий:
1) если во внеурочной деятельности будет использоваться специально разработанная модель формирования культурологических ценностей у младших школьников;
2) если к организации воспитательной деятельности будут привлечены сами учащиеся и их родители;
3) если будет создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с видами внеурочной деятельности и планируемыми результатами.
Цель исследования достигнута. Задачи выполнены.
Разработанная нами модель формирования культурологических ценностей может использоваться в практике внеурочной деятельности.
1. Адаменко, С. Н. Воспитываем патриотов России [Текст] / С. Н. Адаменко. - Народное образование, 2005. - 251 с.
2. Александрова, Е.Я. Апология культурологии: опыт рефлексии становления научной отрасли [Текст] / Е.Я. Александрова, И.М. Быховская. - Общественные науки и современность. - 1997. - №2. - 145 с.
3. Александровская, Э.М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении [Текст] / Э.М. Александровская. - Психология учебной деятельности школьников. - М., 1982. - 146 с.
4. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева. - М. : Просвещение, 2010. - 98 с.
5. Анисимова, А.А. Формирование культурологических ценностей у младших школьников [Текст] / А. А. Анисимова // Современная наука: актуальные вопросы, достижения, инновации : сб. ст. в 4 ч. / гл. ред. Г. Ю. Гуляев. - Пенза, 2018 г. - Ч. 1. - С. 194-197.
6. Анисимова, А.А. Культурологические ценности у младших школьников [Текст] / А. А. Анисимова // Евразийская педагогическая конференция : сб. ст. в 4 ч. / гл. ред. Г. Ю. Гуляев. - Пенза, 2018 г. - Ч. 1. - С. 204-207.
7. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М. : Просвящение, 1984. - № 5. - 267 с.
8. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 236 с.
9. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности [Текст] / А. Г. Асмолов. - Вопросы образования. - 2008. - №1. - С. 65-86.
10. Афонькина, Ю.А. Психология развития [Текст] / Ю.А. Афонькина. - Мурманск. : Пазори, 2004. - 132 с
11. Багичева, Н. В. «Пальнем-ка пулей в Святую Русь!»: ревизия образа Родины в пространстве интернета [Текст] / Н. В Багичева // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация : материалы Междунар. науч. конф. (Москва, 21 апр. 2017 г.). - М. : МХПИ, 2017. С. 3-8.
12. Багичева, Н. В. «Свиток, на котором отмечены все тайны бытия»: архетипы Родины-Матери в русском менталитете [Текст] / Н. В. Багичева // Филологический класс. 2017. №3 (49). С 34-40.
13. Балакшин, А.С. Глубинная сущность культуры [Текст] / А.С. Балакшин / Успехи современной науки. - 2017. - № 4. - С. 119-122.
14. Бартули Г.В. Внеурочная деятельность как средство формирования
ключевых компетенций школьников [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.eduportal44 .ru/koiro/enpj /325_20163БартулиГ.В. pdf (дата
обращения: 29.08.2018).
15. Библер, В. С. От науконаучения к логике культуры [Текст] / В. С. Библер. - М. : Политиадат, 1991. - 413 с.
16. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Бажович // Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М. : Издательство «Институт практической психологии» Воронеж : НПО «МОДЭК» 1997. - 302 с.
17. Бреслов, Г.М. Эмоциональные особенности формирования
личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г.М. Бреслов. - М. : Норма, 1990. - 312 с.
18. Вергелис, Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться [Текст] / Г.И. Вергелис, Л.А. Матвеева, А.И. / Раев - СПб. : РГПУ; Союз, 2000. - 374 с.
19. Воркачев, С. Г. Идея патриотизма в национальном корпусе русского языка [Текст] / С. Г. Воркачев / Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2015. №2 (18). С. 114-123.
20. Глузман, Н.А. Младший школьник в психолого-педагогических и социальных координатах [Текст] / Н.А. Глузман // Психолого¬педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов II Научно-практического семинара. - Симферополь : Ариал, 2018. - С. 57-63.
21. Грачев, В.И. Современный статус культурологии как интегральной науки о культуре [Текст] / В.И. Грачев // Культура культуры. - 2018. - № 2.
- 139 с.
22. Гревцова, Г. П. Педагогические условия эффективного осуществления гражданского образования [Текст] / Г. Гревцова // Учитель.
- 2005. - №8. - С. 41-43.
23. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. : Просвещение, 2010. - 223 с.
24. Гринёва Е.А. Критериально - диагностические характеристики и методики диагностики определения уровня сформированности полиэтнической культуры школьников [Электронный ресурс]. /Е. А. Гринева, Л. Н. Белоногова, М. Г. Заббарова // Народное образование. Педагогика. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZvZkriterialno-diagnosticheskie-harakteristiki-i-metodiki-diagnostiki-opredeleniya-urovnya-sformirovannosti-polietnicheskoy-kultury (дата обращения 25.11.2017).
25. Дубравина, И.Н. Психология [Текст] / И.Н. Дубравина. - М. :
Академия, 2002. - 464 с.
26. Ефремова, Г. А. Патриотическое воспитание школьников [Текст] Z Г. А. Ефремова // Воспитание школьников. - 2005. - №8 - С. 15-18.
27. Жапова, Н.А. Роль культурологии в современном образовании
[Текст] / Н.А. Жапова // Социально-культурные процессы в условиях интеграции и дезинтеграции: материалы всероссийской научной
конференции с международным участием. - Улан-Удэ : Бурятский государственный университет. - 2017. - С. 141-143.
28. Забегайлова, И.В. Типология становления произвольной регуляции у младших школьников [Текст] / И.В. Забегайлова // Вестник МГУ. - 2000. - №4. - С. 34-42.
29. Здерева, Г. В. Принципы патриотического и межнационального воспитания [Текст] // Среднее профессиональное образование. - 2005. - № 11. - С. 35-36.
30. Каган, М.С. Философская теория ценностей [Текст] / М. С. Каган // Философия. - СПб. : 1997.
31. Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания [Текст] / И.А. Каиров. - М. : 2006. - 201 с.
32. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися [Текст] / Т.Н. Калечиц - М. : Просвещение, 1980. - 261с.
33. Карнеев, О.А. Изучение особенностей личности учащихся [Текст] / О.А. Карнеев // Вестник образования. - 2002. - №3. - С. 28-35.
34. Клокова, Г.В. Школьное обществознание и проблемы национальной (гражданской) идентификации учащихся [Текст] / Г.В. Клокова // Обществознание в школе. - 1998. - №4. - С. 21-25.
35. Кобылянский, В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма [Текст] / В.А. Кобылянский // Педагогика. - 1998. - №5 - С. 50-53.
36. Колесникова, О.М. Формы внеурочной деятельности школьников [Текст] / О.М. Колесникова // Вестник научных конференций. - 2018. - № 4¬
2. С. 46-48.
37. Конода, И. В. Становление гражданской идентичности россиян в процессе политической социализации [Текст] : автореф. дис. ... канд. полит. наук / И. В. Копода ; Российская академ. госуд. службы - М. : 2007. - 206 с.
38. Кравченко, А.И. Культурология [Текст] / А. И. Кравченко //Учебное пособие для вузов. - 3-е изд. М. : Академический Проект, 2002. -496 с.
39. Круглов, Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника [Текст] / Б. С. Круглов // Психологические особенности формирования личности школьника - М. : Педагогика, 2003. - 175 с.
40. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника [Текст] / Л. В. Кузнецова // Психологические особенности формирования личности школьника - М. : Педагогика, 1988. - 220 с.
41. Кусова М. Л Оценка уровня сформированности культуроведческой компетенции младших школьников [Электронный ресурс]. / М. Л. Кусова, И. А. Чиликова // Народное образование. Педагогика. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-urovnya-sformirovannosti-kulturovedcheskoy-kompetentsii-mladshih-shkolnikov (дата обращения 15.02. 2018).
42. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников [Текст] / В.О. Кутьев. - М. : 1983. - 234 с.
43. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников [Текст] / В.И. Максакова // Методическое пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2003. - 254 с.
44. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе [Текст] / Л.И. Маленкова // Кн. для учителя-воспитателя. - М. : Ноосфера, 1999. - 300 с.
45. Маслова, Т. М. Патриотическое воспитание младших школьников [Текст] / Т. М. Маслова // Начальная школа. - 2007. - №4. - С. 11-12
46. Мостова, Л. А. Антология исследования культуры [Текст] / Л.А.
Мостова // Интерпретации культуры. - М. ; СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. -
718 с.
47. Моторин, А.В. Духовно-нравственное воспитание [Текст] / А.В. Моторин. - М. : Норма, 2001. - 240 с.
48. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина // Психология. - М. : Академия, 2006. - 603 с.
49. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова // Учебник. - М. : МГППУ, 2011. - 460 с.
50. Парусникова, И.В. Речь и культура общения [Текст] / И.В. Парусникова // Педсовет. - 1996. - №10. - 315 с.
51. Сенько, В.Г. Воспитание у младших школьников норм поведения [Текст] / В.Г. Сенько. - Минск, 2006. - 190 с.
52. Солдатова, Г. У. Психодиагностика толерантности личности [Текст] / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова. - М. : Смысл, 2008. - 172 с.
53. Скрипачева, И.А. Релятивизм понятия «культура» и попытки его преодоления в процессе изложения учебного курса культурологии [Текст] / И.А. Скрипачева, Л.Н. Дорогова // Вестник славянских культур. - 2018. - №. 48. - С. 83-91.
54. Томахин, Г.Д. Язык и культура Великобритании [Текст] / Г. Д.
Томахин. - М. : Просвещение, 1999-2000. - 289 с.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) [Электронный ресурс]. - URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai. (дата обращения: 29.01.2018).
56. Янутш О. А. Культурология. XX век [Электронный ресурс] // Энциклопедия в 2 т. URL :http://home.snu.edu/-hcul-bert/encultur.htm (дата обращения 12.10. 2018).
57. Яушева, И.Н. Внеурочная деятельность в учебно-воспитательном процессе [Текст] / И.Н. Яушева // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 107-108.
58. Шабалина, З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников [Текст] / З.П. Шабалина // Начальная школа. - 1990. - №6. - С. 5-8.
59. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания [Текст] / М.И. Шилова. - М. : 2001. - 329 с.
60. Юнусова, К. А. Этническая Идентификация личности как фактор патриотического воспитания [Текст] // Педагогика. - 2009. - № 1. - С. 43-47.