Управление изменениями в образовательной организации в условиях введения профессионального стандарта педагога
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Формирование понятийного аппарата исследования в контексте
«развития» образовательной организации 9
1.2. Анализ научных подходов в исследовании проблемы управления 12
1.3. Анализ содержания и требований профессионального стандарта
педагога 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА В
МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЛИЦЕЙ № 128 37
2.1. Анализ организации внедрения профессионального стандарта
педагога в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Лицей № 128 37
2.2. Разработка дорожной карты по введению профстандарта в
МАОУ Лицей № 128 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Формирование понятийного аппарата исследования в контексте
«развития» образовательной организации 9
1.2. Анализ научных подходов в исследовании проблемы управления 12
1.3. Анализ содержания и требований профессионального стандарта
педагога 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА В
МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЛИЦЕЙ № 128 37
2.1. Анализ организации внедрения профессионального стандарта
педагога в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Лицей № 128 37
2.2. Разработка дорожной карты по введению профстандарта в
МАОУ Лицей № 128 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Введение профессиональных стандартов в образовательной организации - это длительный процесс, который начинается с изучения текста стандарта для определения сферы деятельности, а также должностей, к которым он применим.
В России не является новым понятие профессионального стандарта. Впервые это понятие прозвучало в 1997 году на правительственном уровне. Предусмотренные программой Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 -2000 годах» реформы в сфере развития кадрового потенциала включали, в том числе, мероприятия по введению «государственных профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям».
Профессиональный стандарт - документ, который раскрывает содержание профессиональной деятельности (в форме трудовых функций) в рамках определенного вида экономической деятельности; содержит оцениваемые требования к совершаемым работником действиям, необходимым знаниям и умениям. Основной смысл профессионального стандарта - установка требований к качеству труда. Профессиональный стандарт является межотраслевым - в этом его основная особенность.
Профессиональные стандарты призваны заменить Квалификационные справочники (ЕКАТС и ЕКС). Если тарифно - квалификационные справочники освещают вопрос «что должен уметь делать работник?», то профессиональный стандарт отвечает на вопрос «как он должен это делать?», чтобы достичь максимальной эффективности труда.
Введение нового документа, а именно профессионального стандарта педагога неизбежно повлечет за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшем учебном заведении и в центрах повышения квалификации.
Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:
- работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
- преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;
- работа с одаренными учащимися;
- работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
- работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Реформирование образования, как начального, среднего, так и профессионального, неразрывно связано с той социально-экономической формацией, в рамках которой оно сформировалось и существует. Российская система образования испытала трудности при переходе на новые условия, в связи с тем, что претерпели существенные изменения и государственно - политическое устройство России, и формирующие социально-экономические отношения.
В результате приобретения профессии, специальности, квалификации основной задачей учебных заведений в современном мире является развитие личности, соответствующей ее интересам, способностям, а также социальным потребностям общества и государства.
Актуальным сегодня становится формирование у обучающихся особых знаний, умений, навыков и качеств личности, не связанных с профессиональным образованием. Это те знания, цель которых помочь человеку полноценно жить, успешно развиваться и противостоять жизненным коллизиям.
Новые, соответствующие мировым стандартам образования, требования формирует к выпускникам современная рыночная экономика, о чем свидетельствует прогноз социально-экономического развития общества.
К новым требованиям, прежде всего, относится высокий уровень общего образования, широкая общеобразовательная, общетехническая, психологическая, педагогическая, экономическая, правовая подготовка в сочетании с глубокими узкопрофессиональными знаниями;
профессиональная компетентность; высокое профессиональное мастерство и качество труда; способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою трудовую деятельность; умение самостоятельно принимать решение и т.д. Все это относится и к требованиям к педагогам, что, в соответствии с новыми целями и задачами, предъявляемыми к специалисту, делает необходимым осуществление преобразования в содержании подготовки и переподготовки педагогических кадров.
На всех типах учебных заведений сказывается постоянно происходящее развитие инновационных процессов в образовании. В сочетании с изменяющимися социально-экономическими условиями это развитие новые требования предъявляет и к профессиональной компетентности педагогов. Для этого необходима находящаяся в режиме постоянного развития система повышения квалификации. Так необходимость организации внедрения профессионального стандарта, как задача государственной политики в образовании, а также недостаточная степень разработанности данной проблемы определили актуальность исследования.
Проблема исследования - как управлять изменениями в образовательной организации в условиях введения профессионального стандарта педагога.
Объект исследования - процесс управления образовательной организацией в условиях введения профстандарта педагога .
Предмет исследования - комплекс средств и рекомендаций для эффективного управления образовательной организацией в условиях введения профстандарта педагога .
Цель исследования - разработка дорожной карты и рекомендаций руководителю по введению профессионального стандарта педагога в образовательной организации.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: Управлять изменениями, происходящими в организации эффективнее, когда работа по организации внедрения осуществляется поэтапно, а также создана нормативная документация.
Для реализации цели были выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть понятие управление изменениями;
- осуществить анализ научных подходов в исследовании проблемы управления общеобразовательными учреждениями;
- рассмотреть теоретическое содержание и требования профессионального стандарта педагога;
- провести анализ управления МАОУ Лицей №128 г. Екатеринбург;
- провести анализ готовности педагогических кадров МАОУ Лицей №128 к введению профстандарта ;
- разработать дорожную карту по введению профстандарта в МАОУ Лицей № 128;
- предложить ряд рекомендаций руководителю, способствующие
повышению эффективности управления общеобразовательным учреждением.
В работе использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, систематизация, обобщение, сравнение.
2. Практические: анализ документов, анкетирование, графическая обработка данных.
Достоверность исследования обеспечивается применением комплекса методов, соответствующего целям, задачам исследования, а также путем анализа и сопоставления данных, полученных в ходе исследования.
Научная новизна исследования обусловлена его объектом и предметом и заключается в том, что она посвящена вопросу управления изменениями в образовательной организации в условиях введения профессионального стандарта педагога.
Практическая значимость исследования состоит в применении теоретических выводов в формулировке рекомендаций руководителям, способствующих повышению эффективности изменений в развитии организации, а также дорожная карта, которую возможно применить в любой образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании процесса развития образовательной организации, формулировке ключевых компетенций, предъявляемых к педагогам, а также критерии и показатели развития образовательной организации.
База исследования - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей № 128 г. Екатеринбурга, в котором принял частичное участие педагогический состав.
Структура работы.
Введение. Дана общая характеристика работы, обоснование актуальности темы исследования, цели, задачи, теоретическая и практическая значимость. Выделены объект и предмет исследования, применяемые в ходе исследования методы.
В первой главе представлен анализ понятия «управление изменениями» в деятельности образовательного учреждения, анализ научных подходов в исследовании проблемы управления, а также теоретическое содержание и требования профессионального стандарта педагога.
Вторая глава представляет собой опытно-поисковую работу по проведению анкетирования работников образовательной организации о готовности к работе в условиях введения профессионального стандарта педагога, а также разработанную дорожную карту с методическими рекомендациями для руководителя учебного заведения.
Заключение содержит общие выводы. При этом в заключении в общих чертах изложены основные проблемы, решение задач, поставленных в работе, данные о предполагаемой практической значимости разработанной дорожной карты по введению профстандарта педагога
Список использованной литературы состоит из нормативных и правовых актов, научной и учебной литературы по теме исследования. Список составлен в соответствии с требованиями библиографического описания.
Положения, выносимые на защиту:
1. Дорожная карта введения профессионального стандарта педагога в образовательной организации представляет собой поэтапный процесс, целью которого является определение квалификации педагогов и обеспечение подготовки работников этой области.
2. Алгоритм управленческой деятельности руководителей образовательных организаций при введении профессионального стандарта педагога.
3. Виды деятельности рабочей группы по организации введения профессионального стандарта педагога в образовательной организации.
В России не является новым понятие профессионального стандарта. Впервые это понятие прозвучало в 1997 году на правительственном уровне. Предусмотренные программой Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 -2000 годах» реформы в сфере развития кадрового потенциала включали, в том числе, мероприятия по введению «государственных профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям».
Профессиональный стандарт - документ, который раскрывает содержание профессиональной деятельности (в форме трудовых функций) в рамках определенного вида экономической деятельности; содержит оцениваемые требования к совершаемым работником действиям, необходимым знаниям и умениям. Основной смысл профессионального стандарта - установка требований к качеству труда. Профессиональный стандарт является межотраслевым - в этом его основная особенность.
Профессиональные стандарты призваны заменить Квалификационные справочники (ЕКАТС и ЕКС). Если тарифно - квалификационные справочники освещают вопрос «что должен уметь делать работник?», то профессиональный стандарт отвечает на вопрос «как он должен это делать?», чтобы достичь максимальной эффективности труда.
Введение нового документа, а именно профессионального стандарта педагога неизбежно повлечет за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшем учебном заведении и в центрах повышения квалификации.
Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:
- работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
- преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;
- работа с одаренными учащимися;
- работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
- работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Реформирование образования, как начального, среднего, так и профессионального, неразрывно связано с той социально-экономической формацией, в рамках которой оно сформировалось и существует. Российская система образования испытала трудности при переходе на новые условия, в связи с тем, что претерпели существенные изменения и государственно - политическое устройство России, и формирующие социально-экономические отношения.
В результате приобретения профессии, специальности, квалификации основной задачей учебных заведений в современном мире является развитие личности, соответствующей ее интересам, способностям, а также социальным потребностям общества и государства.
Актуальным сегодня становится формирование у обучающихся особых знаний, умений, навыков и качеств личности, не связанных с профессиональным образованием. Это те знания, цель которых помочь человеку полноценно жить, успешно развиваться и противостоять жизненным коллизиям.
Новые, соответствующие мировым стандартам образования, требования формирует к выпускникам современная рыночная экономика, о чем свидетельствует прогноз социально-экономического развития общества.
К новым требованиям, прежде всего, относится высокий уровень общего образования, широкая общеобразовательная, общетехническая, психологическая, педагогическая, экономическая, правовая подготовка в сочетании с глубокими узкопрофессиональными знаниями;
профессиональная компетентность; высокое профессиональное мастерство и качество труда; способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою трудовую деятельность; умение самостоятельно принимать решение и т.д. Все это относится и к требованиям к педагогам, что, в соответствии с новыми целями и задачами, предъявляемыми к специалисту, делает необходимым осуществление преобразования в содержании подготовки и переподготовки педагогических кадров.
На всех типах учебных заведений сказывается постоянно происходящее развитие инновационных процессов в образовании. В сочетании с изменяющимися социально-экономическими условиями это развитие новые требования предъявляет и к профессиональной компетентности педагогов. Для этого необходима находящаяся в режиме постоянного развития система повышения квалификации. Так необходимость организации внедрения профессионального стандарта, как задача государственной политики в образовании, а также недостаточная степень разработанности данной проблемы определили актуальность исследования.
Проблема исследования - как управлять изменениями в образовательной организации в условиях введения профессионального стандарта педагога.
Объект исследования - процесс управления образовательной организацией в условиях введения профстандарта педагога .
Предмет исследования - комплекс средств и рекомендаций для эффективного управления образовательной организацией в условиях введения профстандарта педагога .
Цель исследования - разработка дорожной карты и рекомендаций руководителю по введению профессионального стандарта педагога в образовательной организации.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: Управлять изменениями, происходящими в организации эффективнее, когда работа по организации внедрения осуществляется поэтапно, а также создана нормативная документация.
Для реализации цели были выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть понятие управление изменениями;
- осуществить анализ научных подходов в исследовании проблемы управления общеобразовательными учреждениями;
- рассмотреть теоретическое содержание и требования профессионального стандарта педагога;
- провести анализ управления МАОУ Лицей №128 г. Екатеринбург;
- провести анализ готовности педагогических кадров МАОУ Лицей №128 к введению профстандарта ;
- разработать дорожную карту по введению профстандарта в МАОУ Лицей № 128;
- предложить ряд рекомендаций руководителю, способствующие
повышению эффективности управления общеобразовательным учреждением.
В работе использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, систематизация, обобщение, сравнение.
2. Практические: анализ документов, анкетирование, графическая обработка данных.
Достоверность исследования обеспечивается применением комплекса методов, соответствующего целям, задачам исследования, а также путем анализа и сопоставления данных, полученных в ходе исследования.
Научная новизна исследования обусловлена его объектом и предметом и заключается в том, что она посвящена вопросу управления изменениями в образовательной организации в условиях введения профессионального стандарта педагога.
Практическая значимость исследования состоит в применении теоретических выводов в формулировке рекомендаций руководителям, способствующих повышению эффективности изменений в развитии организации, а также дорожная карта, которую возможно применить в любой образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании процесса развития образовательной организации, формулировке ключевых компетенций, предъявляемых к педагогам, а также критерии и показатели развития образовательной организации.
База исследования - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей № 128 г. Екатеринбурга, в котором принял частичное участие педагогический состав.
Структура работы.
Введение. Дана общая характеристика работы, обоснование актуальности темы исследования, цели, задачи, теоретическая и практическая значимость. Выделены объект и предмет исследования, применяемые в ходе исследования методы.
В первой главе представлен анализ понятия «управление изменениями» в деятельности образовательного учреждения, анализ научных подходов в исследовании проблемы управления, а также теоретическое содержание и требования профессионального стандарта педагога.
Вторая глава представляет собой опытно-поисковую работу по проведению анкетирования работников образовательной организации о готовности к работе в условиях введения профессионального стандарта педагога, а также разработанную дорожную карту с методическими рекомендациями для руководителя учебного заведения.
Заключение содержит общие выводы. При этом в заключении в общих чертах изложены основные проблемы, решение задач, поставленных в работе, данные о предполагаемой практической значимости разработанной дорожной карты по введению профстандарта педагога
Список использованной литературы состоит из нормативных и правовых актов, научной и учебной литературы по теме исследования. Список составлен в соответствии с требованиями библиографического описания.
Положения, выносимые на защиту:
1. Дорожная карта введения профессионального стандарта педагога в образовательной организации представляет собой поэтапный процесс, целью которого является определение квалификации педагогов и обеспечение подготовки работников этой области.
2. Алгоритм управленческой деятельности руководителей образовательных организаций при введении профессионального стандарта педагога.
3. Виды деятельности рабочей группы по организации введения профессионального стандарта педагога в образовательной организации.
Анализ результатов исследования дает представление о том, что учителя в исследуемом образовательном учреждении на высоком уровне владеют необходимыми современному педагогу компетенциями, в полной мере используют в деятельности информационно-коммуникационные технологии.
Необходимость организации внедрения профессионального стандарта обусловлена многовековым историческим процессом развития частного и единичного разделения труда, постепенно сформировавшим многообразие отраслей и подотраслей производства, а также дифференциацией и специализацией отдельных видов труда. Этот процесс постоянно инициировал все возрастающий спрос специалистов, гармонично сочетающих достаточно высокую интеллектуальную подготовку и умения выполнять различные трудовые функции.
Результаты исследования показали следующее:
1. Перед системой образования России новые задачи поставило
реформирование социально-экономических отношений: изменение ценностных ориентаций, принципы многокультурного образований, создание соответствующей образовательной среды, новый характер отношений участников образовательного процесса.
2. Реформирование системы образования вызвало к жизни реформирование системы повышения квалификации преподавателей и руководителей, как следствие внедрения профессионального стандарт.
3. Попытки предпринятые в образовательных учреждениях по организации внедрения профессионального стандарта педагога, дают возможность увидеть скрытые запасы, которые при реализации общих целей и задач гуманистической парадигмы можно использовать в образовательном учреждении.
4. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов и учащихся будет обеспечиваться организацией постоянно действующей системы повышения квалификации внутри учреждения, находящейся в режиме развития при реализации принципов ингеграционности, функциональности, непрерывности, мобильности, гибкости и др.
5. Организация внедрения профессионального стандарта педагога осуществляется в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения и на основе принципов организации образовательного процесса (системности, вариативности, опережающей функции содержания, соответствия выбранных технологий, форм организаций, оценки эффективности поставленным целям и т.п.).
6. Образовательная среда (информационная, пространственно-предметная, культурно-творческая) и учебно-материальная база эффективно влияют на все стороны образовательного процесса.
7. Профессиональная компетентность педагогов значительно возрастает при совместном анализе достигнутых результатов.
8. Разработанная дорожная карта по введению профессионального стандарта педагога внутри учреждения реально возможна, экономически целесообразна и результативна в плане превращения педагогов в саморазвивающиеся субъекты.
9. Организация внедрения профессионального стандарта педагога в режиме развития внутри образовательного учреждения оказывает серьезное воспитательное влияние на учащихся, а взаимодействие и содружество учащихся, педагогов, администрации способствует оказанию обучающимся педагогической поддержки на различных этапах их жизненного и учебного становления, облегчает процесс вхождения в инновационное поле.
10. Одно из проявлений результативности внедрения профессионального стандарта педагога - значительный рост педагогической продукции (авторские программы, разработки, методические пособия и т.п.), а также индивидуальная работа по повышению квалификации (участие в конференциях с докладами и тезисами, соискательство, аспирантура, основанные на НИР на инновационных площадках учреждения и др.).
В результате опытно-поисковой работы по организации внедрения профессионального стандарта педагоги ознакомились с требованиями профстандарта, разработана дорожная карта по организации внедрения профессионального стандарта педагога в образовательной организации, начата работа по приведении нормативной базы в соответствие с требованиями профстандарта.
Анализ результатов анкетирования дает представление о том, что учителя в образовательном учреждении на высоком уровне владеют необходимыми современному педагогу компетенциями, в полной мере используют в деятельности информационно-коммуникационные технологии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогический состав МАОУ Лицей № 128, готов к внедрению профессионального стандарта. Администрация Лицея, в свою очередь, в части организации внедрения профессионального стандарта педагога, начала выполнение мероприятий по организации, а также выявлению и устранению проблем, препятствующих осуществлению запланированных мероприятий.
Реальность требует учитывать различия в уровне квалификации специалистов. Разработка оптимального профессионального стандарта возможна только при принятии во внимание этого факта. Педагог не может резко отбросить все свои умения и знания, накопленный опыт и изменить свои подходы к процессу передачи знаний ученикам. Такой переход должен осуществляться постепенно и поэтапно. Кроме этого, отличаются не только квалификационные уровни преподавателей, но и условия, в которых они работают, что тоже необходимо учитывать при разработке профессионального стандарта педагога. Педагог может работать в городской или сельской школе; этнических состав школьников в классе может быть различным.
Также немаловажным фактором при разработке стандарта является специфика программ, реализующихся в учреждении. В этой связи необходимо введение регионального и школьного компонентов в профессиональный стандарт. Нельзя сковывать педагога едиными схемами при работе. Наполнение школьного и регионального компонентов требует комплексного подхода администраторов, преподавателей, родителей, экспертного совета.
Стремление к достижению компромисса вкладывается в сам процесс разработки, апробации и последующей реализации. Отправной точкой является широкое обсуждение проекта. Завершается процесс установлением конечных сроков, в которые должен быть введен в действие профессиональный стандарт. В результате этих действий педагог получит эффективный инструмент для реализации преподавательской деятельности.
Таким образом, профессиональный стандарт педагога является востребованным с точки зрения развития многих видов экономической деятельности, науки и государственного управления, а организация его внедрения является первоочередной задачей для руководителя.
В педагогической общественности продолжается активное обсуждение профессионального стандарта. Неравнодушные педагоги вносят свои предложения по изменению содержания профессионального стандарта. Для того чтобы педагог, представитель творческой профессии, не превратился, в угоду чиновникам, в типичного «менеджера по продажам знаний», необходимы существенные изменения в предлагаемом документе. В противном случае высок риск потери учителей - мастеров своего дела, замена их теми кадрами, которые будут формально выполнять требования профессионального стандарта, забывая при этом о развитии личности ребенка. А ведь именно на профессионалах держится в настоящее время российская система образования.
Необходимость организации внедрения профессионального стандарта обусловлена многовековым историческим процессом развития частного и единичного разделения труда, постепенно сформировавшим многообразие отраслей и подотраслей производства, а также дифференциацией и специализацией отдельных видов труда. Этот процесс постоянно инициировал все возрастающий спрос специалистов, гармонично сочетающих достаточно высокую интеллектуальную подготовку и умения выполнять различные трудовые функции.
Результаты исследования показали следующее:
1. Перед системой образования России новые задачи поставило
реформирование социально-экономических отношений: изменение ценностных ориентаций, принципы многокультурного образований, создание соответствующей образовательной среды, новый характер отношений участников образовательного процесса.
2. Реформирование системы образования вызвало к жизни реформирование системы повышения квалификации преподавателей и руководителей, как следствие внедрения профессионального стандарт.
3. Попытки предпринятые в образовательных учреждениях по организации внедрения профессионального стандарта педагога, дают возможность увидеть скрытые запасы, которые при реализации общих целей и задач гуманистической парадигмы можно использовать в образовательном учреждении.
4. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов и учащихся будет обеспечиваться организацией постоянно действующей системы повышения квалификации внутри учреждения, находящейся в режиме развития при реализации принципов ингеграционности, функциональности, непрерывности, мобильности, гибкости и др.
5. Организация внедрения профессионального стандарта педагога осуществляется в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения и на основе принципов организации образовательного процесса (системности, вариативности, опережающей функции содержания, соответствия выбранных технологий, форм организаций, оценки эффективности поставленным целям и т.п.).
6. Образовательная среда (информационная, пространственно-предметная, культурно-творческая) и учебно-материальная база эффективно влияют на все стороны образовательного процесса.
7. Профессиональная компетентность педагогов значительно возрастает при совместном анализе достигнутых результатов.
8. Разработанная дорожная карта по введению профессионального стандарта педагога внутри учреждения реально возможна, экономически целесообразна и результативна в плане превращения педагогов в саморазвивающиеся субъекты.
9. Организация внедрения профессионального стандарта педагога в режиме развития внутри образовательного учреждения оказывает серьезное воспитательное влияние на учащихся, а взаимодействие и содружество учащихся, педагогов, администрации способствует оказанию обучающимся педагогической поддержки на различных этапах их жизненного и учебного становления, облегчает процесс вхождения в инновационное поле.
10. Одно из проявлений результативности внедрения профессионального стандарта педагога - значительный рост педагогической продукции (авторские программы, разработки, методические пособия и т.п.), а также индивидуальная работа по повышению квалификации (участие в конференциях с докладами и тезисами, соискательство, аспирантура, основанные на НИР на инновационных площадках учреждения и др.).
В результате опытно-поисковой работы по организации внедрения профессионального стандарта педагоги ознакомились с требованиями профстандарта, разработана дорожная карта по организации внедрения профессионального стандарта педагога в образовательной организации, начата работа по приведении нормативной базы в соответствие с требованиями профстандарта.
Анализ результатов анкетирования дает представление о том, что учителя в образовательном учреждении на высоком уровне владеют необходимыми современному педагогу компетенциями, в полной мере используют в деятельности информационно-коммуникационные технологии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогический состав МАОУ Лицей № 128, готов к внедрению профессионального стандарта. Администрация Лицея, в свою очередь, в части организации внедрения профессионального стандарта педагога, начала выполнение мероприятий по организации, а также выявлению и устранению проблем, препятствующих осуществлению запланированных мероприятий.
Реальность требует учитывать различия в уровне квалификации специалистов. Разработка оптимального профессионального стандарта возможна только при принятии во внимание этого факта. Педагог не может резко отбросить все свои умения и знания, накопленный опыт и изменить свои подходы к процессу передачи знаний ученикам. Такой переход должен осуществляться постепенно и поэтапно. Кроме этого, отличаются не только квалификационные уровни преподавателей, но и условия, в которых они работают, что тоже необходимо учитывать при разработке профессионального стандарта педагога. Педагог может работать в городской или сельской школе; этнических состав школьников в классе может быть различным.
Также немаловажным фактором при разработке стандарта является специфика программ, реализующихся в учреждении. В этой связи необходимо введение регионального и школьного компонентов в профессиональный стандарт. Нельзя сковывать педагога едиными схемами при работе. Наполнение школьного и регионального компонентов требует комплексного подхода администраторов, преподавателей, родителей, экспертного совета.
Стремление к достижению компромисса вкладывается в сам процесс разработки, апробации и последующей реализации. Отправной точкой является широкое обсуждение проекта. Завершается процесс установлением конечных сроков, в которые должен быть введен в действие профессиональный стандарт. В результате этих действий педагог получит эффективный инструмент для реализации преподавательской деятельности.
Таким образом, профессиональный стандарт педагога является востребованным с точки зрения развития многих видов экономической деятельности, науки и государственного управления, а организация его внедрения является первоочередной задачей для руководителя.
В педагогической общественности продолжается активное обсуждение профессионального стандарта. Неравнодушные педагоги вносят свои предложения по изменению содержания профессионального стандарта. Для того чтобы педагог, представитель творческой профессии, не превратился, в угоду чиновникам, в типичного «менеджера по продажам знаний», необходимы существенные изменения в предлагаемом документе. В противном случае высок риск потери учителей - мастеров своего дела, замена их теми кадрами, которые будут формально выполнять требования профессионального стандарта, забывая при этом о развитии личности ребенка. А ведь именно на профессионалах держится в настоящее время российская система образования.
Подобные работы
- Формирование организационно-педагогический условий повышения профессиональной квалификации педагогических работников в образовательной организации для реализации требований Профессионального стандарта «Педагог»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Межведомственное взаимодействие в процессе внедрения профессионального стандарта педагога
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие ИКТ-компетентности педагогов дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Профессиональные кейсы как инструмент оценки сформированности профессиональных компетенций будущих учителей
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Оценка качества реализации образовательной деятельности дошкольной образовательной организацией в условиях введения ФГОС ДО
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



