ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 9
1.2. Формирование навыков словообразования у дошкольников в
норме и при речевом дизонтогенезе 14
1.3. Роль дидактических игр в развитии навыков словообразования 24
Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 29
2.1. Организация и принципы констатирующего эксперимента 29
2.2. Методики логопедического изучения сформированности навыков
словообразования у дошкольников 31
2.3. Анализ результатов обследования сформированности навыков
словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 34
Выводы по 2 главе 44
ГЛАВА 3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 46
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по развитию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством применения дидактических
игр 46
3.2. Дидактические игры в системе логопедических занятий по
развитию навыков словообразования у обследованных детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 50
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 57
Выводы по 3 главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 125
Вопросы словообразования затрагивались в трудах В. В. Виноградова , А. Н. Гвоздева [16], Е. С. Кубряковой [29], А. Г. Тамбовцевой [51], Т. Н. Ушаковой [58], а также в трудах современных учёных: Т. В. Тумановой [54; 55], А. С. Мазниченко [33], И. А. Сулима [50], А. А. Хохловой [61] и многих других.
В исследованиях показано, что одним из условий усвоения грамматической системы языка является сформированность словообразовательных навыков, которые основываются на умении выделять, дифференцировать морфемы, определять их общие значения. Сензитивный период развития навыков словообразования приходится на дошкольный возраст ребёнка. В этот период ребёнок особое внимание обращает на морфемную структуру слова и самостоятельно может образовывать слова по типичным словообразовательным моделям [3; 14; 52].
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка (Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина) [8].
Р. И. Лалаева и Т. В. Туманова отмечали, что по сравнению с нормально развивающимися детьми у детей с ОНР способность к словообразованию (созданию новых слов) появляется позже и развивается неравномерно, во время словообразования они с трудом выделяют и обобщают закономерности [30; 55]. Таким образом, развитие словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР является актуальной темой для исследования.
Ведущим видом деятельности ребёнка дошкольного возраста является игра (Л. С. Выготский и др.). Следовательно, игра может выступать средством формирования словообразовательных навыков у детей - дошкольников. Дидактические игры и упражнения дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ, способствуя тем самым развитию словообразовательных навыков [17; 25].
Объектом исследования являются навыки словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и процесс их развития посредством применения дидактических игр.
Предмет исследования — процесс развития навыков словообразования у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, посредством применения на логопедических занятиях дидактических игр.
Цель выпускной квалификационной работы (ВКР) — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность проведения комплекса логопедических занятий с применением дидактических игр в системе логопедической работы по развитию навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью исследования в работе решались следующие задачи:
1. Проанализировать специальную медицинскую и психолого-педагогическую литературу по вопросам детского словообразования в процессе речевого онто- и дизонтогенеза.
2. Определить специфические особенности процессов словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Подобрать специальные методики изучения сформированности навыков словообразования у детей дошкольного возраста, провести логопедическое обследование этих детей.
4. Спланировать, разработать и провести комплекс логопедических занятий с применением дидактических игр со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
5. Оценить эффективность проведенной логопедической работы.
Гипотеза - эффективность логопедической работы по развитию навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи повысится, если на логопедических занятиях будут применяться дидактические игры.
Методология и методика исследования. Методологическим основанием применения дидактических игр на логопедических занятиях по развитию навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является опора на следующие концепции:
- психолого-педагогическая классификация речевых нарушений Р Е. Левиной;
- принципы анализа речевых нарушений Р Е. Левиной;
- психолого-педагогические (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) и общепедагогические (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский) принципы игровой деятельности, как ведущей в дошкольном возрасте;
- закономерности речевого развития ребёнка в онтогенезе (А. Н. Гвоздев, М. М. Кольцова);
- положения о единстве законов развития нормального и аномального ребёнка, о ведущей роли обучения в процессе развития (Л. С. Выготский);
- использование методических разработок Лалаевой, З. А. Репиной, Серебряковой, Т В. Тумановой и др.
Элементы новизны, представленные в работе:
- предложен календарно-тематический план проведения логопедических занятий по развитию навыков словообразования у дошкольников с применением дидактических игр;
- представлены данные об уровнях развития словообразовательных умений детей экспериментальной и контрольной групп после обучающего эксперимента, которые дают возможность оценить эффективность предложенного плана проведения занятий.
Теоретическая значимость исследования:
- проанализированы и обобщены: положения о формировании словообразовательных навыков детей дошкольного возраста с ОНР (третий уровень), варианты определений понятия словообразования;
- теоретически обоснован и реализован на практике комплекс логопедических занятий с применением дидактических игр, направленных на формирование и развитие словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР.
В ходе психолого-педагогического эксперимента для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ специальной литературы по теме исследования, методика обследования речи, анализ документации, сравнение, дедукция, индукция, синтез, обобщение и др.);
- эмпирические (оценивание, экспериментальные методы - констатирующий, формирующий (обучающий) и контрольный эксперименты, количественно-качественный анализ результатов исследования).
База исследования. Исследование в рамках выпускной квалификационной работы проводилось в течение 2017-2019 годов на базе детских садов города Екатеринбурга Свердловской области: МБДОУ детский сад №420, МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 244, филиал МБДОУ - детского сада «Детство» детский сад №155. В исследовании приняли участие 34 ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР.
Апробация результатов исследования. Полученная в ходе исследования информация была отражена в публикациях автора:
1. Характеристика навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР, 2018.
2. Развитие навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе дидактических игр, 2019.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Первая глава включает три параграфа, в которых рассматривается психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи, процесс формирования навыков словообразования у дошкольников в норме и при речевом дизонтогенезе, роль дидактических игр в развитии навыков словообразования, разработанность этих вопросов в методической и педагогической литературе.
Вторая глава содержит три параграфа, в которых описываются методики изучения сформированности навыков словообразования у дошкольников, организация и проведение констатирующего эксперимента, проводится анализ его результатов.
Третья глава содержит три параграфа, в которых описывается проведение обучающего и контрольного экспериментов, проводится анализ их результатов.
В заключении представлены выводы выпускной квалификационной работы.
Анализ теоретических данных показал, что у старших дошкольников, имеющих ОНР, возникают значительные трудности при овладении словообразованием, проявляющиеся в недоразвитии процессов восприятия и создания производных слов, в своеобразном овладении словообразовательными морфемами и операциями с ними. Перечисленные затруднения обладают стойким и выраженным характером [55]. Из всего вышесказанного можно заключить, что проблема развития словообразования у детей с ОНР требует внимания и проработки.
Н. В. Миккоева, Т. Б. Уварова подчёркивали необходимость использования в логопедической работе с дошкольниками с ОНР дидактических игр, которые способствуют развитию языковых способностей детей, подготавливают старших дошкольников к формированию у них в будущем учебной деятельности [34; 56].
Была выдвинута гипотеза о том, что эффективность логопедической работы по развитию навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР повысится, если на логопедических занятиях будут применяться дидактические игры.
С целью выявления уровня сформированности словообразовательных навыков у старших дошкольников был проведён констатирующий эксперимент. Анализ данных констатирующего эксперимента позволил установить, что все обследованные дети имеют ОНР: 3 ребёнка имеют ОНР I уровня и моторную алалию, 6 детей - ОНР II уровня и псевдобульбарную дизартрию, 25 детей - ОНР III уровня и псевдобульбарную дизартрию. У детей наблюдалось нарушение моторики, произносительной стороны речи, фонематических процессов, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи. Навыки словообразования были развиты недостаточно у 25 детей, у 6 детей отмечался низкий уровень развития навыков словообразования, у 3 детей навыки словообразования были не сформированы.
Анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, показал, что при словообразовании дети старшего дошкольного возраста с ОНР допускали следующие ошибки: использовали неподходящий аффикс, повторяли исходное слово, заменяли словообразование словоизменением, подбирали синонимичное слово.
Самый высокий показатель сформированности наблюдался у навыка образования приставочных глаголов. У навыка образования сложных слов отмечался самый низкий показатель сформированности (18%).
На основе данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, были определены основные направления коррекционной работы с дошкольниками на этапе формирующего эксперимента: укрепление соматического состояния и нервной системы, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие мимической мускулатуры, развитие дыхания и голоса, развитие психологической базы речи, коррекция звукопроизношения, развитие фонематических процессов, работа над лексико-грамматической стороной речи.
Для проведения формирующего эксперимента были отобраны дети, имеющие ОНР III уровня, так как, по мнению Р. Е. Левиной, именно с третьего уровня речевого развития детям становится посильно овладение словообразовательными операциями. У всех детей, участвующих в эксперименте отмечалась псевдобульбарная дизартрия. В ходе исследования дети были поделены на 2 группы, экспериментальную (10 человек) и контрольную (8 человек). С детьми экспериментальной группы проводились логопедические занятия, в которые включались дидактические игры. Логопедическая работа с детьми контрольной группы проводилась по традиционной методике и не включала в себя дидактические игры.
Анализ данных, полученных в ходе контрольного эксперимента, показал, что при словообразовании дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня допускали те же ошибки, что и на констатирующем эксперименте. Самой частой ошибкой было использование неподходящего аффикса. Однако количество ошибок уменьшилось, дети реже повторяли исходное слово, не подбирали к исходному слову синонимичное.
По итогам контрольного эксперимента показатель сформированности навыка образования прилагательных от существительных у всех детей стал выше в среднем на 17%, показатель сформированности навыка образования глаголов от глагольных основ с помощью приставок у всех детей стал выше в среднем на 10%, настолько же увеличился средний процент сформированности навыка образования уменьшительно-ласкательных существительных и навыка образования профессий. Увеличился также показатель сформированность навыка образования сложных слов, но по- прежнему остался наименее сформированным и в среднем составил 47%.
Контрольный эксперимент имел целью сравнить уровень выполнения диагностических заданий детьми контрольной и экспериментальной групп для определения эффективности обучающего эксперимента. Анализ контрольных данных показал, что дети контрольной группы так же, как и дети экспериментальной группы показывают положительную динамику в развитии словообразовательной функции. Однако дети экспериментальной группы показывают более высокие показатели развития словообразования, чем дети контрольной группы. Сформированность навыков словообразования у детей экспериментальной группы на 6,5% выше, чем у детей контрольной. Следовательно, можно подвести итог, что для развития у детей дошкольного возраста с ОНР словообразования эффективным является применение на логопедических занятиях дидактических игр.
Таким образом, поставленная в начале исследования гипотеза получила подтверждение. Была доказана эффективность применения дидактических игр в логопедической работе, направленной на формирование и развитие у детей с ОНР словообразовательных умений и навыков.
Полагаем, что достигли поставленной цели, теоретически обосновали, разработали и экспериментально проверили эффективность проведения комплекса логопедических занятий с применением дидактических игр в системе логопедической работы по развитию навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР.
Выполнили стоявшие перед нами задачи и достигли цели исследования, проанализировали специальную медицинскую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования, определили особенности процессов словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, подобрали специальные методики изучения сформированности навыков словообразования у детей дошкольного возраста, провели логопедическое обследование старших дошкольников, спланировали, разработали и провели комплекс логопедических занятий с применением дидактических игр со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, оценили эффективность проведенной логопедической работы.
1. Акулова, Е. Ф. Дидактическая игра как форма организации условий освоения понятийных отношений в старшем дошкольном возрасте [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. Ф. Акулова. - Москва, 2003. - 192 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Изд. центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Ахмедзянова, В. В. Формирование глагольного словообразования в структуре преодоления системного недоразвития языковых и речевых средств у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / В. В. Ахмедзянова. - Екатеринбург, 2008. - 203 с.
4. Батяева, С.В. Большой альбом по развитию речи [Текст] / С. В. Батяева, В. С. Володина, Е. В. Савостьянова. - М. : РОСМЭН, 2018. - 280 с.
5. Нарушения речи у дошкольников [Текст] / под ред. Р. А. Беловой-Давид. - М. : Просвещение, 1972. - 232 с.
6. Бизикова, О. А. Формирование грамматических умений дошкольников в игре [Текст] / О. А. Бизикова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 7. - С.285-291.
7. Борисенко, М. Г. Грибы [Текст] / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. - СПб. : Паритет, 2004. - 32 с.
8. Борозинец, Н. М. Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, ОНР, алалия [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т С. Шеховцова, М. В. Колокольникова. - Ставрополь : изд-во СКФУ, 2016. - 203 с.
9. Великая, Н. А. Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР в проектной деятельности [Текст] / Н. А. Великая // Современное состояние и тенденции развития спец. педагогики и психологии: материалы Всероссийской научной конференции молодых учёных, (28-30 марта 2016 г., дефектологический факультет МПГУ) : сборник статей / под ред. А. В. Коротковой, И. Н. Нурлыгаянова, Т. А. Соловьевой. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 337 с.
10. Виноградов, В.В. Исследования по русской грамматике [Текст] : избр. тр. / В. В. Виноградов ; [Ред. тома Н.Ю. Шведова]. - М. : Наука, 1975. - 559 с.
11. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] : учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144 с.
12. Волковская, Т. Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования [Текст] / Т. Н. Волковская ; под общей ред. Т. Н. Волковской. - М. : Издательский дом образование плюс, 2009. - 103 с.
13. Володина, В. С. Альбом по развитию речи [Текст] / В. С. Володина. - М. : РОСМЭН, 2017. - 96 с.
14. Волошина, Н. А. Состояние словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. Т. 13. - С. 6-10. URL. : http://e-koncept.ru/2016/56162.htm (дата обращения: 08.11.2018).
15. Воробьева, В. К. Методологические проблемы практического применения системного анализа в логопедии [Текст] / В. К. Воробьева // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы. Коллективная монография. Под ред. Т. Г. Богдановой, Н. М. Назаровой. - М. : ЛОГОМАГ, 2013. - 336 с.
...