Работа олигофренопедагога по развитию коммуникативных учебных
действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕКГОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В МЛАДШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 8
1.1. Понятие «коммуникативные учебные действия» как психолого -
педагогическая проблема 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 13
1.3. Особенности формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В МЛАДШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 22
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального 22 исследования
2.2. Описание диагностического инструментария, направленного на
выявление уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы 27
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на выявления уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы 31
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В МЛАДШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 43
3.1. Коррекционно-развивающая программа по развитию коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы 43
3.2 Анализ эффективности работы, направленной на развитие
коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы 52
3.3 Методические рекомендации по развитию коммуникативных
учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы ^4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 113
Проблема исследования. Изучение уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы. Определение возможности повышения уровня сформированности
коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы с помощью коррекционно-развивающих занятий.
Актуальность темы. Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младших классах школы — актуальная проблема, так как степень сформированности коммуникативных учебных действий влияет не только на результат обучения обучающихся, но и на процесс становления индивидуума в обществе. Навыки формируются в деятельности, а коммуникативные учебные действия формируются и совершенствуются в процессе общения обучающихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
В настоящее время повышаются критерии к коммуникативной грамотности в обществе. Низкий уровень коммуникативного развития обучающихся приводит к увеличению числа обучающихся с высокой социальной и межличностной ограниченностью. Обучающиеся не могут наладить контакт с окружающими людьми. Это приводит к росту изолированных и отвергаемых в детском коллективе обучающихся.
Степень разработанности, место и значение в науке и практике.
Изучение коммуникативных умений умственно отсталых обучающихся позволяет наиболее грамотно построить процесс их обучения, воспитания и развития, делает более успешной социализацию.
Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что наличие интеллектуальных нарушений у обучающихся отрицательно влияет на развитие межличностного общения. Это в большей степени обусловлено нарушениями в формировании коммуникативных учебных действий. Данное обстоятельство определяет практическую значимость работы по коррекции нарушений формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
Объект исследования - коммуникативные учебные действия обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
Предмет исследования - процесс повышения коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
Целью исследования является выявление уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы и реализация примерной коррекционно-развивающей программы.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
2. Подобрать диагностический инструментарий, направленный на изучение уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
3. Провести анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на изучение сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
4. Написать и апробировать коррекционно-развивающую программу направленную на повышение уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Наблюдение.
3. Беседа.
4. Педагогический эксперимент.
5. Анализ полученных данных.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Коммуникативные отношения играю наиважнейшую роль в развитии и становлении личности обучающегося. Отношения со сверстниками, дружба являются основой интересов обучающегося. И именно на эту деятельность направленно всё его внимание.
У обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы коммуникативные учебные действия сформированы на недостаточном уровне. Данные обучающиеся с трудом вступают в контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. Данная категория обучающихся не обращается за помощью и не могут ее оказать. Они редко используют в своей речи принятые ритуалы общения. Невозможность эффективной коммуникации приводит к психологическим проблемам.
Исследование ставило целью выявление уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы и реализацию примерной коррекционно-развивающей программы.
Для этого были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
2. Подобрать диагностический инструментарий, направленный на изучение уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
3. Провести анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на изучение сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
4. Написать и апробировать коррекционно-развивающую программу направленную на повышение уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
В первой главе исследования «Теоретические основы развития коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы» описаны различия между знаниями, умениями, навыками и универсальными учебными действиями. Проведен анализ понятия «коммуникативные учебные действия». Описана история появления термина «коммуникация». Представлена психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Описаны особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Во второй главе исследования «Изучение уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы» представлена характеристика базы исследования и контингента обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования. Подобраны и описаны методы и методики направленные на изучение уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы. Проведен анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования направленный на выявление уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся м легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы. Проведенный анализ показал, что у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на недостаточном уровне сформированы коммуникативные учебные действия.
В третьей главе «Коррекционная работа олигофренопедагога направленная на повышение коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы составлена примерная коррекционно-развивающая программа «Школа общения», которая направлена на повышения уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы. Примерная коррекционно-развивающая программа апробирована в «Екатеринбургской школе №5, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы». Для выявления динамики был проведен контрольный этап экспериментального исследования. Анализ результата контрольного этапа экспериментального исследования выявил положительную динамику уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На основании анализа были разработаны методические рекомендации, которые могут повысить уровень сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
Цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Агавелян, O. K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития [Текст] : монография / О. К. Агавелян. - М. : Челябинск, 2003. - 154 с.
2. Андреева, К. А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью [Текст] / К. А. Андреева // Молодой ученый. - 2014. - № 2. - 846 с.
3. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей
[Электронный ресурс] / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. - URL : http:ZZeduportal44.ru/Sharya/shool21/ZZZ/DocLib2Z.pdf (дата обращения:
12.11.2018).
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] : пособие для учителя /
А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская ; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.
5. Баранов, С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников [Текст] : учебник для бакалавров / С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова ; под ред. С. П. Баранова. - М. : Академия, 2013. - 619 с.
6. Бюлер, К. Духовное развитие ребенка [Текст] / К. Бюлер. - М. : Новая Москва, 1924. - 556 с.
7. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А. Л. Венгер, А. Л. Цукерман. — Москва. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2007. — 160 с.
8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6-ти т. / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1983
Т. 5 : Основы дефектологии. - 1983. - 368 с.
9. Гончарова, Е. Л. Ребенок с особыми образовательными
потребностями [Электронный ресурс] / Е. Л. Г ончарова, О. И. Кукушкина. -
URL : http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-
obrazovatelnymi-potrebnostjami (дата обращения: 21.12.2018).
10. Гришанова, И. А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты) [Текст] / И. А. Гришанова. - Ижевск : Институт компьютерных исследований, 2006. - 136 с.
11. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] /
B. В. Давыдов. - М. : ИНТОР, 1996. - 544 c.
12. Екатеринбургская школа №5 [Электронный ресурс] - URL : http://ekb5.uralschool.ru/ (дата обращения: 14.02.2019).
13. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / Т. Б. Епифанцева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. - 486 с.
14. Жуковина, Ю. В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Ю. В. Жуковина. - М. : Молодой ученый, 2016. - С. 78-80.
15. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] /
C. Д. Забрамная. : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М., 2008. - 321 с.
...