Работа олигофренопедагога по развитию коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕКГОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В МЛАДШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 8
1.1. Понятие «коммуникативные учебные действия» как психолого -
педагогическая проблема 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 13
1.3. Особенности формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В МЛАДШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 22
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального 22 исследования
2.2. Описание диагностического инструментария, направленного на
выявление уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы 27
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на выявления уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы 31
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В МЛАДШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 43
3.1. Коррекционно-развивающая программа по развитию коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы 43
3.2 Анализ эффективности работы, направленной на развитие
коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы 52
3.3 Методические рекомендации по развитию коммуникативных
учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы ^4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 113
КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕКГОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В МЛАДШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 8
1.1. Понятие «коммуникативные учебные действия» как психолого -
педагогическая проблема 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 13
1.3. Особенности формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В МЛАДШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 22
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального 22 исследования
2.2. Описание диагностического инструментария, направленного на
выявление уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы 27
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на выявления уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы 31
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В МЛАДШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 43
3.1. Коррекционно-развивающая программа по развитию коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы 43
3.2 Анализ эффективности работы, направленной на развитие
коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы 52
3.3 Методические рекомендации по развитию коммуникативных
учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы ^4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 113
Проблема исследования. Изучение уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы. Определение возможности повышения уровня сформированности
коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы с помощью коррекционно-развивающих занятий.
Актуальность темы. Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младших классах школы — актуальная проблема, так как степень сформированности коммуникативных учебных действий влияет не только на результат обучения обучающихся, но и на процесс становления индивидуума в обществе. Навыки формируются в деятельности, а коммуникативные учебные действия формируются и совершенствуются в процессе общения обучающихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
В настоящее время повышаются критерии к коммуникативной грамотности в обществе. Низкий уровень коммуникативного развития обучающихся приводит к увеличению числа обучающихся с высокой социальной и межличностной ограниченностью. Обучающиеся не могут наладить контакт с окружающими людьми. Это приводит к росту изолированных и отвергаемых в детском коллективе обучающихся.
Степень разработанности, место и значение в науке и практике.
Изучение коммуникативных умений умственно отсталых обучающихся позволяет наиболее грамотно построить процесс их обучения, воспитания и развития, делает более успешной социализацию.
Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что наличие интеллектуальных нарушений у обучающихся отрицательно влияет на развитие межличностного общения. Это в большей степени обусловлено нарушениями в формировании коммуникативных учебных действий. Данное обстоятельство определяет практическую значимость работы по коррекции нарушений формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
Объект исследования - коммуникативные учебные действия обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
Предмет исследования - процесс повышения коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
Целью исследования является выявление уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы и реализация примерной коррекционно-развивающей программы.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
2. Подобрать диагностический инструментарий, направленный на изучение уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
3. Провести анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на изучение сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
4. Написать и апробировать коррекционно-развивающую программу направленную на повышение уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Наблюдение.
3. Беседа.
4. Педагогический эксперимент.
5. Анализ полученных данных.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы с помощью коррекционно-развивающих занятий.
Актуальность темы. Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младших классах школы — актуальная проблема, так как степень сформированности коммуникативных учебных действий влияет не только на результат обучения обучающихся, но и на процесс становления индивидуума в обществе. Навыки формируются в деятельности, а коммуникативные учебные действия формируются и совершенствуются в процессе общения обучающихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
В настоящее время повышаются критерии к коммуникативной грамотности в обществе. Низкий уровень коммуникативного развития обучающихся приводит к увеличению числа обучающихся с высокой социальной и межличностной ограниченностью. Обучающиеся не могут наладить контакт с окружающими людьми. Это приводит к росту изолированных и отвергаемых в детском коллективе обучающихся.
Степень разработанности, место и значение в науке и практике.
Изучение коммуникативных умений умственно отсталых обучающихся позволяет наиболее грамотно построить процесс их обучения, воспитания и развития, делает более успешной социализацию.
Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что наличие интеллектуальных нарушений у обучающихся отрицательно влияет на развитие межличностного общения. Это в большей степени обусловлено нарушениями в формировании коммуникативных учебных действий. Данное обстоятельство определяет практическую значимость работы по коррекции нарушений формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
Объект исследования - коммуникативные учебные действия обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
Предмет исследования - процесс повышения коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
Целью исследования является выявление уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы и реализация примерной коррекционно-развивающей программы.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
2. Подобрать диагностический инструментарий, направленный на изучение уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
3. Провести анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на изучение сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
4. Написать и апробировать коррекционно-развивающую программу направленную на повышение уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Наблюдение.
3. Беседа.
4. Педагогический эксперимент.
5. Анализ полученных данных.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Коммуникативные отношения играю наиважнейшую роль в развитии и становлении личности обучающегося. Отношения со сверстниками, дружба являются основой интересов обучающегося. И именно на эту деятельность направленно всё его внимание.
У обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы коммуникативные учебные действия сформированы на недостаточном уровне. Данные обучающиеся с трудом вступают в контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. Данная категория обучающихся не обращается за помощью и не могут ее оказать. Они редко используют в своей речи принятые ритуалы общения. Невозможность эффективной коммуникации приводит к психологическим проблемам.
Исследование ставило целью выявление уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы и реализацию примерной коррекционно-развивающей программы.
Для этого были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
2. Подобрать диагностический инструментарий, направленный на изучение уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
3. Провести анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на изучение сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
4. Написать и апробировать коррекционно-развивающую программу направленную на повышение уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
В первой главе исследования «Теоретические основы развития коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы» описаны различия между знаниями, умениями, навыками и универсальными учебными действиями. Проведен анализ понятия «коммуникативные учебные действия». Описана история появления термина «коммуникация». Представлена психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Описаны особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Во второй главе исследования «Изучение уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы» представлена характеристика базы исследования и контингента обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования. Подобраны и описаны методы и методики направленные на изучение уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы. Проведен анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования направленный на выявление уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся м легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы. Проведенный анализ показал, что у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на недостаточном уровне сформированы коммуникативные учебные действия.
В третьей главе «Коррекционная работа олигофренопедагога направленная на повышение коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы составлена примерная коррекционно-развивающая программа «Школа общения», которая направлена на повышения уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы. Примерная коррекционно-развивающая программа апробирована в «Екатеринбургской школе №5, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы». Для выявления динамики был проведен контрольный этап экспериментального исследования. Анализ результата контрольного этапа экспериментального исследования выявил положительную динамику уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На основании анализа были разработаны методические рекомендации, которые могут повысить уровень сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
Цель исследования достигнута, задачи решены.
У обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы коммуникативные учебные действия сформированы на недостаточном уровне. Данные обучающиеся с трудом вступают в контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. Данная категория обучающихся не обращается за помощью и не могут ее оказать. Они редко используют в своей речи принятые ритуалы общения. Невозможность эффективной коммуникации приводит к психологическим проблемам.
Исследование ставило целью выявление уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы и реализацию примерной коррекционно-развивающей программы.
Для этого были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
2. Подобрать диагностический инструментарий, направленный на изучение уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
3. Провести анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на изучение сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
4. Написать и апробировать коррекционно-развивающую программу направленную на повышение уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
В первой главе исследования «Теоретические основы развития коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы» описаны различия между знаниями, умениями, навыками и универсальными учебными действиями. Проведен анализ понятия «коммуникативные учебные действия». Описана история появления термина «коммуникация». Представлена психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Описаны особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Во второй главе исследования «Изучение уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы» представлена характеристика базы исследования и контингента обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования. Подобраны и описаны методы и методики направленные на изучение уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы. Проведен анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования направленный на выявление уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся м легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы. Проведенный анализ показал, что у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на недостаточном уровне сформированы коммуникативные учебные действия.
В третьей главе «Коррекционная работа олигофренопедагога направленная на повышение коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы составлена примерная коррекционно-развивающая программа «Школа общения», которая направлена на повышения уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы. Примерная коррекционно-развивающая программа апробирована в «Екатеринбургской школе №5, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы». Для выявления динамики был проведен контрольный этап экспериментального исследования. Анализ результата контрольного этапа экспериментального исследования выявил положительную динамику уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На основании анализа были разработаны методические рекомендации, которые могут повысить уровень сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младших классах школы.
Цель исследования достигнута, задачи решены.





