ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие «интеллектуальные способности» с точки зрения
различных авторов 6
1.2. Особенности развития интеллектуальных способностей у детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Методика развитии организации дидактической игры в
интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Описание показателей используемых методик для диагностики интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста ....34
2.2. Анализ диагностики интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста 36
2.3. Содержание работы по развитию интеллектуальных способностей с помощью дидактической игры 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Актуальность исследования. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста остается актуальным в наше время, так как одним из критерий пред дошкольной подготовки детей является интеллектуальное развитие.
В дошкольном возрасте стремительным темпом идет накопление знаний, формируется речь, улучшаются познавательные процессы, ребенок постигает простейшими способами умственной деятельности.
Обосновано, что усиленное развитие интеллекта в дошкольном возрасте увеличивает процент обучаемости детей в школе.
Одним из главных показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, так как дети составляют самый важный резерв страны, который будет обусловливать величину ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Вследствие этого проблема интеллекта занимает особенное место в психологической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более возвышенные требования к детям: неуклонно повышается объем знаний, которые им необходимо передать; преподаватели хотят, чтобы постижение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
В ряду задач, встающих перед дошкольным учреждением, существенное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из главных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие интеллектуально-познавательных способностей. Нередко случается так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, приступая к учебе, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Вследствие этого в дошкольном возрасте немаловажно развить у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять важнейшие признаки предметов, развить познавательную активность.
Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника. Один из видов игры, является дидактическая игра. Она направлена на активизацию умственной деятельности детей.
Дидактическая игра дает большие возможности в воспитании и обучении дошкольников. Она используется успешно как форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, при этом происходит воспитание различных сторон личности ребенка. Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Объектом исследования является: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является: дидактическая игра как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Цель работы: рассмотреть возможности дидактической игры в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему интеллектуальных способностей,
основные теоретические подходы:, условия и методы развития
интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в психолого -педагогиче ской литературе.
2. Определить показатели интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику интеллекта дошкольников.
4. Разработать комплекс дидактических игр направленных на развитие интеллектуальных способностей дошкольников.
Теоретико-методологическая основа исследования: теории развития мышления старшего дошкольника В.В. Давыдов [9], мышления А.Н. Леонтьев [26], Л.С. Рубинштейн [38], Н.А. Менчинская [29], Ж. Пиаже [34], Н.Ф. Талызина [31]); 6 научные исследования об особенностях психического развития дошкольников Л.С. Выготский [8], А.В. Запорожец [18], Д.Б. Эльконин [40], теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперин [11]; теории развивающего обучения В.В. Давыдов [15], Л.В. Занков [17] и др.
Методы исследования: теоретические - анализ педагогической, психологической, научно-методической, энциклопедической литературы по проблеме исследования. Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов игровой деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе проектной работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по интеллектуальному развитию детей.
База исследования: Государственное Казенное Учреждение Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №5 Дзержинского района города Нижний Тагил.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы 40 источников, приложения 1 и приложения 2.
В данной работе мы рассмотрели понятие «интеллектуальные способности» с точки зрения различных авторов, проанализировали особенности развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, описали методику дидактической игры в интеллектуальных способностях у детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе мы провели работу по описанию показателей используемых методик для диагностики интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, провели анализ диагностики интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, описали содержание работы по развитию интеллектуальных способностей с помощью дидактической игры
Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальной проблемой. Дошкольный возраста - это период когда идет активное накопление знаний, усовершенствуются познавательные процессы, формируется и развивается речь, а также ребенок постигает простые способы умственной деятельности.
Психическое развитие дошкольников, а также развитие мышления, формирование умственных действий изучали такие авторы как А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выгодский и др.
Изучив понятие интеллекта и способностей с точки зрения различных авторов, мы дали толкование понятию интеллектуальных способностей - это способности которые необходимы для выполнения не какой - то одной, а многих видов деятельности.
Перед нами стояли следующие задачи:
1. Проанализировать проблему интеллектуальных способностей, основные теоретические подходы, условия и методы развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в психолого -педагогиче ской литературе.
2. Определить показатели интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику интеллекта дошкольников.
4. Разработать комплекс дидактических игр направленных на развитие интеллектуальных способностей дошкольников.
Проанализировав литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что в психолого-педагогической науке нет единого мнения по поводу определения интеллектуальных способностей и интеллекта. Под интеллектом, как объектом измерения, в психодиагностике понимается структура познавательных свойств человека, возникающая на основе наследственно закрепленных задатков и формирующаяся во взаимодействии с ними. В структуру интеллекта входит: память, мышление, ощущение, восприятие, представление, воображение, логическое мышление, понятливость, сходство.
Проанализировав особенности развития интеллектуальных
способностей у детей, мы сделали вывод о том, что особенностями развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста являются: умение логически мыслить (Р.С. Немов) [31, с. 331], как качественные и количественные изменения интеллекта, системы его характеристик (А.К. Маркова), как развитие основных форм мышления (А.В. Басов, Л.Ф. Тихомирова) [14, с. 84-90]. Многие авторы считают, что такое развитие начинается от 3 до 12 лет - этот возраст считается самым чувствительным.
При описании методики развития организации дидактической игры в интеллектуальных способностях у детей старшего дошкольного возраста был сделан следующий вывод. Интеллектуальное развитие основывается на проявлении и совершенствовании общих и специальных способностей. Интенсивно развиваются познавательные, интеллектуальные, творческие и практические способности. В этом свою роль играет дидактическая игра. Игра дает возможность развивать познавательные способности, мышление память, внимание, пространственное воображение, фантазию, помогает ребенку овладеть общепринятыми в обществе формами поведения, скорректировать нежелательные личностные черты.
Во второй главе для проведения диагностики нами были выбраны следующие методики. Методика Д. Векслера, так как это методика позволяет измерять вербальный и невербальный интеллект, она позволяет измерить все основные показатели интеллектуальных способностей, а именно общая осведомленность, логическое мышление, понятливость.
В исследовании мы использовали три показателя: общая
осведомленность, логическое мышление, понятливость. По результатам исследования высокий уровень развития у 10% детей, средний результат показали 60% и низкий результат у 30% детей. Наилучшие показатели были по тесту общая осведомленность, наименьшие показатели были по тесту логическое мышление. Поэтому мы сделали вывод о необходимости целенаправленной работе с помощью дидактической игры. В рамках нашей работы мы подобрали комплекс дидактических игр при этом особое внимание уделили играм направленным на логическое мышление т.к. данный показатель оказался ниже всех.
Цели и задачи нашей работы были выполнены в полном объеме.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С.
Абрамова. - М.: Эксмо, 2000. - 445 с.
2. Азимов, Г.А., И. Щукин. Словарь методических терминов [Текст] / Г. А Азимов. М.: 2002.- 132 с.
3. Акимова, М.К., Козлова, В.Т. Диагностика умственного развития детей [Текст] / М.К. Акимова.- М.: 2006. -240 с.
4. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: Учебник для вузов [Текст]/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов.- СПб., Питер, 2007.- 320 с.
5. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т [Текст] Т2 / Под. Ред. А. А. Бодалева и др.- М.: Педагогика, 1980. -288 с.
6. Басов, А.В., Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей [Текст]/Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. - Ярославль [б.и.], 2005.- 87 с.
7. Васильев, И.А., Поплужный, В.Л, Тихомиров, О. К. Эмоции и мышление [Текст]/ И. А. Васильев, В. Л. Поплужный, О. К. Тихомиров. - М.: Изд - во МГУ, 1980. - 263 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика,. 1991.- 480 с.
9. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст]/ Л.С. Выготский. Психология развития ребенка. - М.: смысл, Эксмо, 2004. - 512 с.
10. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей [Текст]/ Монография. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. - 280 с.
11. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии [Текст]/ М., 1966 / Введение в психологию. М., 1976.
12. Грейс Крайг «Психология развития» [Текст] / Крайг Грейс, - М.:Питер,2003.- 43 с.
13. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления [Текст] / Дж Гилфорд.- М.: Прогресс, 1965.- 80 с.
14. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: ЧеРо, 2008. - 352 с.
15. Давыдов, В.В. Основные периоды психического развития ребенка. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка [Текст] /Ред.- со ст. Г.В. Бурменская. - М.: Мск. психолого -социальный ин-т, 2005. - 656 с.
...