ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА .... 11
1.1. Теоретический обзор понятий «качество образования» и «мониторинг
качества» 11
1.2. Элементы внутренней системы мониторинга 28
1.3. Анализ Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования 38
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 48
2.1. Параметры, уровни и критерии внутренней системы мониторинга 48
2.2. Опытно-поисковая проверка внутренней системы мониторинга качества
на базе МАДОУ «Детский сад № 45» города Верхняя Пышма, поселка Красный 71
2.3. Методические рекомендации педагогическому коллективу МАДОУ
«Детский сад № 45» по совершенствованию качества образования 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 105
Среди основных принципов модернизации системы образования следует отметить: повышение качества образования, обеспечение доступности образования, повышение эффективности образовательной системы, преемственности всех ее уровней. Одной их центральных проблем изменения системы образования выступает процесс создания новой системы оценки качества образования. Этот процесс сопровождается разведением и конкретизацией следующих понятий: контроль качества образования, оценка качества, гарантия качества, требования потребителей, мониторинг качества.
В настоящее время для педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерством образования науки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - Стандарт, ФГОС дошкольного образования), который представляет совокупность обязательных требований: к структуре образовательной программы дошкольного образования, ее объему; условиям реализации образовательной программы дошкольного образования; результатам освоения образовательной программы дошкольного образования. Стандарт направлен на достижение определенных целей, одной их которых является обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования [45].
Главной идеей ФГОС ДО являются - индивидуализация и социализация ребёнка. Это документ, впервые разработанный в истории дошкольного образования России, является поистине революционным, поскольку кардинально меняет наше представление о системе дошкольного образования в целом. Дошкольное детство впервые определено самоценным уровнем образования, главной целью которого становится формирование успешной личности. В нем не только учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентируется внимание на то, что в образовании малыша участвуют два социальных института: семья и коллектив детского сада, являющихся партнёрами в общем деле.
И вместе с тем, введение Стандарта вызывает большое количество вопросов у педагогических работников и руководителей дошкольных образовательных организаций:
Почему в Стандарте не определены нормативы развития?
Почему отсутствуют итоговые и промежуточные характеристики развития детей, а планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров?
Почему для оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций ФГОС запрещает использовать оценивание результатов образования детей?
Как оценивать работу дошкольной образовательной организации, когда ФГОС утверждает вариативность и многообразие образовательных программ?
Возможна ли вообще объективная оценка?
Впервые с введением ФГОС дошкольного образования предъявляются требования к результату дошкольного образования, но это не оценивание того, чего достиг ребёнок, это социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования.
Именно ФГОС ДО, как нормативный правовой документ, способен обеспечить достижение каждым ребенком независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий, возможность достижения необходимого и достаточного уровня собственного развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
В целом Стандарт можно представить, как совокупность требований:
- к структуре образовательных программ;
- к результатам освоения образовательных программ;
- условиям реализации программ.
Качество образования в условиях реализации ФГОС ДО - это интегральная характеристика. Она отражает уровень соответствия педагогического и рабочих процессов в образовательной организации, выраженных в показателях и критериях, установленных государственными требованиями.
Введение ФГОС ДО определяет новые цели дошкольного образования, новое понимание проблемы мониторинга качества, пересмотра представлений об инструментарии оценивания качества образования.
Актуальность выбранной темы определена Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), где в статье 10, п.4 дошкольное образование определено как начальная ступень образования «В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование».
и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, следование которым является обязательным условием существования дошкольных образовательных организаций и обязательным условием из развития и успеха.
Дошкольное образование, получив определение первого уровня общего образования, находится в процессе модернизации и поиске универсальной системы оценки качества образовательных услуг. Более того, статья 28, п. 13 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет одной из обязанностей образовательной организации - проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы качества.
Исследуемая проблема мониторинга, предпосылки становления которого появились в отечественной педагогике в 90-е годы XX века, нашла отражение в работах следующих авторов: В.А. Кальней, А.Н. Майорова, В.П. Беспалько, С.Е. Шишова, В.И. Андреева и др. Их идеи выстраивались на теоретической базе управления образованием, разработанной Ю.В. Васильевым, Ю.А. Конаржевским, В.С. Лазаревым, А.М. Моисеевым, А.А. Орловым, В.П. Симоновым, П.И. Третьяковым, Т.И. Шамовой и др. Эти труды послужили основой для разработки системы мониторинга.
В последние десятилетия вопросы, связанные непосредственно с качеством образования, разработкой технологий и механизмов управления ими, активно изучаются (С.Г. Воровщиков, С.А. Гильманов, В.И. Загвязинский, В.П. Панасюк, М.М. Поташник, Д.В. Татьянченко, Е.А. Ямбург и др.), в том числе на основе мониторинга (Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова, Н.А. Кулемин, С.Л. Фоменко и др.).
Продуктивные модели мониторинга предложены в работах А.С. Белкина и Н.К. Жуковой, Т.А. Строковой, Е.И. Терзиогло, В.И. Грибановым, В.К. Муратовой, Л.Д. Назаровой и др.
Анализ нормативных документов Федерального и регионального уровней, педагогической научной литературы, реального состояния системы дошкольного образования, позволил выделить следующие противоречия: психолого-педагогического характера:
- недостаточная научная проработанность самого понятия «качество дошкольного образования» и необходимость его детального педагогического осмысления;
методического характера:
- не сформировано единое методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Недостаточно необходимого научно-методического обеспечения для объективного сбора информации;
социального характера:
- между необходимостью регулярно отслеживать реализацию социального заказа на качество образования и не разработанностью критериев и механизмов адекватной его оценки.
Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций требует разработки новой внутренней системы мониторинга с целью получения полных и достоверных данных о качестве образования и отсутствие рекомендаций по ее созданию.
Недостаточная теоретическая проработанность проблемы формирования и развития внутренней системы мониторинга в условиях модернизации педагогического образования и внедрения ФГОС ДО, ее научная и практическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Развитие внутренней системы мониторинга качества в аспекте внедрения ФГОС дошкольного образования».
Объект исследования - процесс развития внутренней системы мониторинга качества в дошкольном образовательной организации в аспекте требований ФГОС ДО.
Предмет исследования - мониторинговые индикаторы качества развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить систему внутреннего мониторинга качества развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации и выработать методические рекомендации педагогическому коллективу МАДОУ «Детский сад № 45» поселка Красный по реализации индикаторов качества развивающей предметно-пространственной среды.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что разработанная система внутреннего мониторинга качества в дошкольном образовательном учреждении позволит оценить качество образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО, провести модернизацию образовательной среды МАДОУ «Детский сад № 45» и полнее выполнить все требования потребителей, если:
- критерии и показатели мониторинга будут понятны, измеримы конкретны, и будут соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и требованиями всех групп потребителей;
- технологический инструментарий системы мониторинга будет соответствовать Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и отвечать требованиям общероссийской и региональной системе оценки качества образования (РСОКО);
- результаты мониторинга не только будут отражать фактическое состояние качества образовательных услуг, а будут направлены на дальнейшее развитие МАДОУ «Детский сад № 45».
В соответствие с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, в ходе работы над исследованием потребовалось решить следующие задачи:
1) проанализировать теоретические основы понятий «качество образования» и «мониторинг качества» в отечественной и зарубежной литературе;
2) обобщить элементы внутренней системы мониторинга;
3) проанализировать федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и установить основные требования к качеству дошкольного образования;
4) разработать индикаторы, уровни и критерии внутренней системы мониторинга в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
5) проанализировать состоятельность выдвинутых индикаторов, уровней и критериев внутренней системы мониторинга на примере МАДОУ «Детский сад № 45» поселка Красный и выработать методические рекомендации педагогическому коллективу по совершенствованию внутренней системы мониторинга.
Теоретико-методологической основой исследования ведущие положения общенаучной теории систем (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.), гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, B. А. Сухомлинский и др.), педагогической квалиметрии (Л.В. Ишкова, А.И. Субетто и др.), таксономии овладения учебным материалом (В.П. Беспалько, Б. Блум и др.), теории оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский); исследования по проблемам управления школой (Ю.В. Васильев, C. А. Гильманов, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, В.П. Симонов, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.), обоснования выбора критериев и показателей эффективности педагогического процесса и деятельности педагога (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, П.И. Пидкасистый и др.), организации и осуществления педагогического мониторинга (А.С. Белкин, Н.О. Вербицкая, Н.К. Жукова, В.И. Зверева, В.А. Кальней, А.Н. Майоров, Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельникова и Д.М. Полев, Л.Б. Сахарчук, А.В. Сотов, Т.А. Строкова, А.А. Орлов, С.Е. Шишов и др.).
Методы исследования: теоретические - анализ предмета, объекта и проблемы исследования на основе изучения педагогической и научной литературы; изучение и анализ нормативных правовых документов и учебно-методических материалов по проблеме исследования, систематизация основных понятий исследования, анализ собственной управленческой деятельности; практические - моделирование процесса мониторинга качества развивающей предметно-пространственной среды, развитие внутренней системы мониторинга качества.
Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 45», городского округа Верхняя Пышма, п. Красный.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе основных понятий, терминов и подходов мониторинга качества дошкольной организации в аспекте современных требований развития системы образования и нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также требований всех групп потребителей и участников образовательного процесса.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- разработан инструментарий для проведения мониторинга качества развивающей предметно-пространственной среды ДОО;
В настоящее время достаточно много внимания уделяется качеству образования. В данном исследовании под качеством образования понимается совокупность свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих обучающихся, общества, заказчиков образования.
Под мониторингом образования понимается процесс непрерывного научно обоснованного, диагностико - прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.
На основе данных определений выяснено, что системой мониторинга качества является комплекс мероприятий по обеспечению управления образовательной организацией, основанной на системном анализе качества реализации образовательной деятельности, ресурсного обеспечения и полученных результатов.
Процесс управления внутренней системой мониторинга рассмотрен как один из элементов системы управления ДОО с учетом требований систем: декомпозиция их на подсистемы, определение совокупности взаимосвязанных элементов, выполнение определенных функций, иерархичность, целеустремленность и взаимодействие с внешней средой.
Учет признаков процесса управления внутренней системой мониторинга создает условия для всестороннего и гармоничного развития каждого воспитанника, независимо от возраста, места жительства, но с обязательным учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, предпочтений, ценностных установок.
Целостность процесса управления внутренней системой мониторинга состоит в её целеустремленности и должна отвечать требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольных организаций.
В идеале качественный образовательный процесс должен предоставлять ребенку широкое поле для проявления активности по освоению окружающего мира, самостоятельной исследовательской деятельности. Признание и поддержка индивидуальности ребенка, взаимодействие между педагогом и детьми, основанных на уважении к ребенку, участие детей в решении и создании учебных ситуаций, можно рассматривать как один из наиболее важных компонентов образовательной работы, положенный в основу ФГОС ДО.
Целостность процесса управления внутренней системой мониторинга дошкольной образовательной организации состоит в её целеустремленности и проверяется на основе параметров, уровней и критериев взаимодействия с внешней средой.
Для развития внутренней системы мониторинга развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации разработаны индикаторы, показатели и уровни оценивания предметно-пространственной среду ДОО, состоятельность которых проверена на примере деятельности МАДОУ «Детский сад № 45» поселка Красный, городского округа Верхняя Пышма.
Анализ деятельности коллектива МАДОУ «Детский сад № 45» по созданию развивающей предметно-пространственную среды любой возрастной группы показал, что воспитатели учитывают психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно - образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, психологические и возрастные особенности детей, так как предметно-пространственная среда существенно влияет на процесс дошкольного образования.
В обобщенном виде рекомендации педагогическому коллективу МАДОУ «Детский сад № 45» выработаны следующие:
1. В каждой группе создавать пространства для различных видов
деятельности воспитанников: обучающей, двигательной, театральной,
художественной.
2. Создавать центры для самовыражения воспитанников; отдыха, комфорта и уединения.
3. Обновить мебель для возможности ее трансформировать самими воспитанниками и педагогами в соответствии с тематическим планом занятий и создания полифункциональной среды.
4. Создавать для воспитанников доступную и безопасную среду во всех помещениях, возможность подходить к стеллажам с раздаточным материалом, игрушкам для свободного выбора деятельности.
Развивая внутреннюю систему мониторинга качества в МАДОУ «Детский сад № 45», необходимо продолжать создавать такие условия, которые позволяли бы детям получать «импульсы» (сигналы, возможности) для эмоционального, интеллектуального, физического, социального развития. Методически грамотно созданная предметно-пространственная среда должна служить общему благоприятному самочувствию детей, их спокойствию и комфорту, должна стать средством обучения и развития.
1. Абакумова Н.Н. Трансформация понятия мониторинга в
образовании [Электронный ресурс]: http://science-education.ru//(дата
обращения: 16.07.2018).
2. Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста / Н.Н.Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б.Стеркина. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. - 420 с.
3. Афанасьев В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980. - 368 с.
4. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М.: ТЦ «Сфера», 2004. -187 с.
5. Белая К.Ю. Руководство ДОО. Организация внутреннего контроля. М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.
6. Белкин A.C. Педагогический мониторинг образовательного процесса / A.C. Белкин, В.Д. Жаворонков, С.Н. Силина. Шадринск: Издательство Шадринского пединститута, 1998. Выпуск 3. - 47 с.
7. Берталанфи Л. Фон. Общая теория систем - обзор проблем и результатов [Электронный ресурс]:https://studopedia.ru//(дата обращения: 16.07.2018).
8. Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. М.: ТЦ Сфера, 1996. - 276 с.
9. Богославец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством образования: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
10. Болотов В. А. Оценка качества образования. Ретроспективы и перспективы //Управление школой. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. № 5. С. 9¬
11.
11. Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании. М.: ТЦ Сфера, 2005. № 5. - 164 с.
12. Волкова В.А., Соколова Н.Б. Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ // Управление ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2006. № 4. С. 31-39.
13. Ганичева А.Н. Методический инструментарий исследования качества образования в ДОО //Управление дошкольным образовательным учреждением. М.: ТЦ Сфера, 2017. № 2. С. 16-27.
14. Давыдова Н.Н. Управление образовательными системами/ учебно - методическое пособие/ для студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент» (региональный аспект): Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009. - 254 с.
15. Доронова Т.Н., Доронов С.Г. Оценка результативности образовательной деятельности в сфере дошкольного образования // Управление ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2018. №3. С. 18-31.
16. Евдокимова О.В. Педагогический мониторинг образовательного
процесса как фактор совершенствования общеобразовательного учреждения/Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]: http://www.dissercat.com/(дата обращения:
30.07.2018).
17. Елжова Н.В. «Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении». Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2006. - 108 с.
18. Заиченко Н.А «Мониторинг как институт измерения качества образования: проблемы и перспективы» [Электронный ресурс]: http://www.hse.ru/(дата обращения: 22.07.2018).
19. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]:http://base.garant.ru//(дата обращения: 30.07.2018).
20. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. - 297 с.
21. Ильина, Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. Вып. 1. М.: Знание, 2002. - 72 с.
22. Кайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные
характеристики и способы измерения. М.: ТЦ Сфера, 2005. - 167 с.
23. Карабанова О.А. Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования / Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. М.: Федеральный институт развития образования,
2014. - 96 с.
24. Каратаева Н.А., Крежевских О.В., Барабаш В.Г. Стандартизация и вариативность дошкольного образования / Учебно - методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.
25. Кислякова Ю.Г., Мохначев С.А., Сачкова О.А., Симакова У.Ф. «Качество образования - Объект комплексного мониторинга»// Фундаментальные исследования, 2014. № 12. С. 567-571;
26. Конаржевский Ю.А. «Анализ урока». М.: Педагогический
поиск, 2013. - 240 с.
27. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Педагогический поиск, 2000. - 222 с.
28. Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru//(дата обращения: 28.09.2018).
29. Концепция общероссийской системы оценки качества образования// Вестник образования России, 2007. № 14. С.18-30.
30. Копытова Н.Е. Мониторинг в системе образования: основные
понятия, проблемы, возможности [Электронный ресурс]:
https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 16.07.2018).
31. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. 3-е изд. М.: Интеллект-Центр, 2005. - 424 с.
32. Матрос Д.Ш. Качество «Менеджмент качества в школе на основе стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001». М.: Центр педагогического образования, 2008. - 298 с.
33. Махова Н.А. Моделирование предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации / Н.А.Махова, Н.А.Никитина. Белгород, 2017. - 167 с.
34. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.
35. Минобрнауки РФ «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций» от 14 октября 1013 г. Российская газета.
36. Моисеев А.М. «Управление школой: организационные и психолого¬педагогические аспекты». М.: Вузовский учебник, 2017. - 227 с.
37. Мониторинг в детском саду/ Методическое пособие. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Р.М. Абрамова, Л.И. Шпаковская, Под ред. Микляевой Н.В. М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
38. Мониторинг в современном детском саду / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В.Микляева, Р.М. Абрамова, Л.И. Шпаковская, Л.И. Шпаковская и др. Под ред. Н.В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2010. - 63 с.
39. Новоселова С. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Новоселова, Л.Н. Павлова. 2-е изд. М.: Айресс Пресс, 2007. - 480 с.
40. Подобед В.И. Современные адаптивные системы образования взрослых: сборник трудов/Сост.: докт. пед. наук, проф. В.И. Подобед, докт. пед. наук, проф. А.Е. Марон, канд. пед. наук, ст. н. сотр. Н.В. Василенко.
М.: Айресс Пресс, 2002. - 209 с.
41. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об
осуществлении мониторинга системы образования». [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru//(дата обращения: 28.09.2018).
42. Поташник М.М. Управление качеством образования. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 448 с.
43. Предметно-пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст / Под ред. Н. А. Коротковой. М.: Линка-Пресс, 2010. - 28 с.
44. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 июня 2014 г.
№ 657 «Об утверждении методики расчета показателей мониторинга
системы образования» [Электронный ресурс]:www.consultant.ru(дата обращения: 11.07.2018).
45. Приказ Министерства образования и науки РФ от
15.01.2014 г. № 14 «Об утверждении показателей мониторинга
системы образования» [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru//
(дата обращения: 30.07.2018).
46. Приказ Министерства образования и науки РФ от
17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru//(дата
обращения: 11.07.2018).
47. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября
2016 г. № 1399 «О внесении изменений в показатели мониторинга
системы образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 15 января 2014 г. № 14» [Электронный ресурс]:http://base.garant.ru//(дата обращения: 14.07.2018).
48. Прохорова И.А. Теория систем и системный анализ / Учебное пособие / И.А. Прохорова. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. - 49 с.
49. Регион: управление образованием по результатам: Теория и практика /Под ред П.И. Третьякова. М.: ТЦ Сфера, 2001. - 108 с.
50. Рыбалова И.А. Мониторинг качества образования управленческая команда в ДОУ//Управление дошкольным образовательным учреждением. М.: ТЦ Сфера, 2005. № 4. С. 10-23.
51. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико¬
методологический анализ. М.: Наука, 1974. - 280 с.
52. Сажина С.Д. Управление дошкольным учреждением: Словарь- справочник /Приложение к журналу «Управление ДОУ». М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
53. Сафонова О.А. «Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении»//Управление дошкольным образовательным учреждением. М.: ТЦ Сфера, 2002. № 6. С. 8-11.
54. Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном
образовательном учреждении [Электронный ресурс]: http://nauka-
pedagogika.com//(дата обращения: 21.07.2018).
55. Севрук, А. И. Информационное обеспечение качества
образования на муниципальном уровне управления. СПб.: Педагогика, 2003. № 1.
С. 41-46.
56. Севрук, А.И. Информационное обеспечение управления качеством общего среднего образования Текст.: автореф. дис.. доктора пед. наук / А.И. Севрук. Тюмень, 2004. - 47 с.
57. Севрук, А.И. Информационный ресурс управления качеством образования Текст. / А.И. Севрук // Школьные технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2004. № 6. С. 11-23.
58. Севрук, А.И. Мониторинг качества преподавания в школе Текст. / А.И. Севрук, Е.А.Юнина. М.: Педагогическое общество России, 2003. - 144 с.
59. Скоролупова О.А. «Оперативный контроль в дошкольном
учреждении» // «Справочник старшего воспитателя». М.: ТЦ Сфера, 2007. № 6. С. 35-38.
60. Сластенин В.А. Качество образования как социально-педагогический феномен//Педагогическое образование и наука, 2009. № 1. С. 4 - 11.
61. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 139-140.
62. Современный словарь иностранных слов. М.: ТЦ Сфера, 1984. - 139 с.
63. Социологический энциклопедический словарь под редакцией Г.В. Осипова. М.: Инфа - М - Норма, 1998. - 285 с.
64. Стукалова О.В. Шкалы ECERS: особенности структуры и
подхода к оценке качества дошкольного образования//Управление дошкольным образовательным учреждением. М.: ТЦ Сфера, 2016. № 10. С.
35-24.
65. Субетто А. И., Селезнева В.А., Качество образования как синтезатор проблем развития образования в России: мониторинг, проблемы. / В сб. под общ. ред. А.С. Вострякова. Новосибирск.: Изд-во НГТУ, 2000. - 380 с.
66. Теплова А.Б. Шкалы ECERS: как инструмент комплексной оценки качества дошкольного образования//Управление дошкольным образовательным учреждением. М.: ТЦ Сфера, 2016. № 10. С. 41-49.
67. Тимошенко Л.А. Управление качеством образования в негосударственной дошкольной образовательной организации //Управление дошкольным образовательным учреждением. М.: ТЦ Сфера, 2014. № 2. С. 18-24.
68. Третьяков, П. И. Регион: управление образованием по
результатам. Теория и практика. М.: Новая школа, 2001. - 204 с.
69. Уемов А.И. «Системный подход и общая теория систем». М.: Книга по Требованию, 2012. - 272 с.
70. Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива/Уманский Л.И. Коллектив и личность. М.: Наука, 1980. - 112 с.
71. Управление школой: словарь-справочник руководителя
образовательного учреждения / под ред. А. М. Моисеева, А. А. Хлана. М.: ТЦ Сфера, 2005. - 350 с.
72. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. М.: АРКТИ, 2003. - 259 с.
73. ФГОС ДО [Электронный ресурс]: https://pravobraz.ru/federalnyj- dosu(дата обращения: 02.08.2018).
74. Фоменко С.Л. Профессиональное становление педагогического коллектива как коллективного субъекта деятельности: методология. теория и практика. Практико - ориентированная монография. М.: Издательство «Спутник +», 2009. - 381 с.
75. Хармс Т, Ричард М. Клиффорд, Д. Крайер Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. М.: Национальное образование, 2017. - 136 с.
76. Хохлова СВ. Мониторинг качества школьного образования. Автореферат дис. канд. пед. наук. Тюмень, 2003. - 207 с.
77. Черникова Т.В. Управление развитием образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005. - 307 с.
78. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия (ИМФИ), 2002. - 189 с.
79. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.: ТЦ Сфера,1998. - 354 с.
80. Юганова И.В. Экспертные оценки в дошкольном образовании/ методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
81. Янковская Н.А. Руководство по организации мониторинга качества образования. Инструктовно - методическое пособие. НИИ школьных технологий, 2013. - 272 с.