Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика синдрома эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации

Работа №96493

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ
СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1 Синдром эмоционального выгорания руководителя
образовательной организации: понятие, значение, подходы к диагностике 9
1.2 Социально-психологические, личностные и профессиональные факторы риска синдрома эмоционального выгорания руководителя современной образовательной
организации 18
1.3 Значение и виды профилактики синдрома эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 34
2.1 Диагностика уровня эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации 34
2.2 Модель профилактики эмоционального выгорания руководителя
современной образовательной организации 40
2.3 Рекомендации по реализации модели профилактики синдрома
эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. В настоящее время система образования претерпевает постоянные изменения. Это касается в первую очередь нормативно-правовой базы: введение ФГОС и профстандарта педагога; апробация и внедрение инновационных педагогических технологий; создание современных условий для реализации педагогической деятельности: мобильные классы, доступная среда; изменения контингента обучающихся (инклюзивное образование) и т. д. Руководитель образовательной организации первым сталкивается со всеми вышеперечисленными изменениями в системе образования. Содержание деятельности и условия труда в образовательной организации необходимо приводить в соответствие с новыми требованиями и стандартами. При этом крайне важно заработать или сохранить статус образовательной организации, всегда быть конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Руководитель современной образовательной организации должен успешно решать данные задачи, предвидя трудности, с которыми ему придется столкнуться во взаимоотношениях с подчиненными. В том случае, если требования постоянно преобладают над ресурсами, у человека нарушается состояния эмоционального равновесия. Иными словами требования, которые предъявляются современному руководителю могут не совпадать с его возможностями. Данные факты неизбежно ведут руководителя к эмоциональному выгоранию.
Имеется целый ряд отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению ведущих факторов эмоционального выгорания среди представителей социономических профессий в целом: К. Маслач, А. Пайнс, Н. Е. Водопьянова, М.Ю. Горохова, Э.Р. Ганеева, Н. Аминов, Н. Андрущенко, В. В. Бойко, С. Иевлева, К. Кондо, О.В. Крапивина, И. Н. Моховиков, М.М. Скугаревская, Т. В. Форманюк, Х. Дж. Фрейденберг.
Существует ряд исследований (Б.П. Бунк, В.Б. Шауфели, Дж. Ф. Юбек, R.Miller, R.Leiter, и др.), посвященных изучению вклада субъективного фактора в формировании эмоционального выгорания (переживание социального сравнения, переживание одиночества, несправедливости в профессиональных отношениях и социальной несправедливости, удовлетворенности трудом и др.), однако результаты анализа научной литературы по проблеме показывают, что в основном это зарубежные исследования. К тому же определенные психологические характеристики среды жизнедеятельности также могут сказываться на особенностях данных субъективных переживаний, что также может влиять на особенности эмоционального выгорания у руководителей образовательных организаций .
Таким образом, анализ теоретических работ, посвященных изучению эмоционального выгорания и результаты собственных эмпирических исследований позволили выявить противоречие между необходимостью реализации системы мер, направленных на профилактику синдрома эмоционального выгорания руководителя образовательной организации и отсутствием модели профилактики СЭВ (далее синдрома эмоционального выгорания), применимой к руководителю современной образовательной организации.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: невозможность преодолеть синдром эмоционального выгорания руководителя образовательной организации без разработки модели профилактики СЭВ руководителя образовательной организации.
Объект исследования - процесс эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации.
Предмет исследования - модель профилактики синдрома эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации.
Цель исследования - на основе анализа литературы и проведенной опытно- поисковой работы разработать модель профилактики синдрома эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать существующие подходы к изучению феномена эмоционального выгорания, обобщить и систематизировать теоретические данные по проблеме эмоционального выгорания .
2. Проанализировать социально-экономические, личностные и профессиональные факторы риска развития синдрома эмоционального выгорания руководителя образовательной организации.
3. Определить значение профилактики эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации.
4. Провести опытно-поисковую работу по определению уровня эмоционального выгорания у руководителей образовательных организаций города Екатеринбурга.
5. Разработать модель профилактики эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации.
6. Составить рекомендации по реализации модели профилактики эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: логико -психологический анализ литературы по исследуемой проблеме, эмпирические методы (тестирование, анкетирование, наблюдение, опрос).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обобщении научных знаний о синдроме эмоционального выгорания в контексте деятельности руководителя современной образовательной организации; выявлении специфики синдрома эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации, а также в разработке теоретической модели профилактики эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации.
Практическая значимость. Полученные результаты важны для понимания причин развития и профилактики эмоционального выгорания руководителей образовательных организаций.
Разработанные рекомендации и модель профилактики синдрома эмоционального выгорания может быть использована руководителями образовательных организаций для решения аналогичных проблем.
Основное положение, выносимое на защиту. Модель профилактики эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации включает в себя следующие компоненты: целевой, организационный, содержательный и результативный. Организационный компонент включает организационные, психолого-педагогические и санитарно-гигиенические группы условий профилактики СЭВ; содержательный компонент в свою очередь состоит из диагностического, информационного и деятельностного блоков, а также повторной диагностики.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Список печатных работ по теме исследования:
1. Фоменко С.Л., Терещенко К.В. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ. Статья опубликована в сборнике V Международной научно-практической конференции «Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы» - 2017 год. Сертификат участника в наличии. Выходные данные: О-23 Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. А. А. Симоновой, С. Л. Фоменко ; общ. ред. М. А. Воробьёвой. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Фоменко С.Л., Терещенко К.В. САМОРАЗВИТИЕ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Статья опубликована в сборнике VII Международного форума «Самовоспитание и саморазвитие субъектов образования: теория и практика» - 2018 г.
3. Воробьёва М. А., Журавлёва Е. С., Терещенко К. В. Особенности трудовой мотивации сотрудников образовательных организаций. Статья опубликована в журнале «Педагогическое образование в России» № 5, 2018г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Руководителю современной образовательной организации необходимо систематическая переподготовка по теории и практике организации и управлению, способствующая совершенствованию старых, либо обретению новых стилей и методов руководства. Эффективной работе руководителя может способствовать также инновационное изменение целей (или задач) работы организации.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации позволяет сохранить профессиональное здоровье - это свойство человека сохранять требуемые психофизиологические качества, обеспечивающие высокую работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности и восстанавливать утраченные функциональные резервы в заданном лимите времени существующего режима труда и отдыха.
Деятельность руководителя современной образовательной организации предполагает эмоциональную насыщенность, высокий уровень ответственности и большое количество различных факторов, вызывающих стресс, и как следствие развитие синдрома эмоционального выгорания.
В ходе проведения анализа существующих подходов к изучению феномена эмоционального выгорания и его диагностики, обобщения и систематизации теоретических данных по проблеме эмоционального выгорания, мы пришли к выводу, что выделяется несколько направлений в изучении самого понятия эмоционального выгорания и ряд подходов к его диагностике. Однако, несмотря на большое количество различных определений эмоционального выгорания, в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов. Также существует несколько подходов и к диагностике уровня эмоционального выгорания. Подходы к диагностике в основном базируются на моделях самого синдрома эмоционального выгорания, который по мнению различных исследователей может включать один, два или три компонента.
Нами был проведен анализ групп факторов риска развития синдрома эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации. В деятельности руководителя современной образовательной организации можно отметить большое количество социально - психологических, личностных и профессиональных факторов риска развития синдрома эмоционального выгорания. Мы также считаем, что последняя группа факторов относительно специфики деятельности руководителя образовательной организации недостаточно изучена, что еще раз подтверждает значение профилактики синдрома эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации.
Профилактика эмоционального выгорания позволит сохранить руководителю образовательной организации профессиональное здоровье - это свойство человека сохранять требуемые психофизиологические качества, обеспечивающие высокую работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности и восстанавливать утраченные функциональные резервы в заданном лимите времени существующего режима труда и отдыха.
В ходе проведения исследования также было определено значение профилактики эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации. Профилактика эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации имеет важное значение, как для личности самого руководителя, так и для успешного функционирования образовательной организации в целом.
Нами проведена опытно-поисковая работа по определению уровня эмоционального выгорания у руководителей образовательных организаций города Екатеринбурга. Опытно-поисковая работа включала анкетирование руководителей и диагностику уровня развития СЭВ при помощи методики Джексон-Маслач. Полученные в ходе анкетирования данные, доказывают, что руководители современных образовательных организаций имеют только общее представление о профилактике синдрома эмоционального выгорания, указывая отдельные частные методы, как систему профилактики в целом. Анализируя ответы на вопросы анкеты, мы также пришли к выводу, что феномен эмоционального выгорания интересен для руководителей образовательных организации, они сами видят в своей профессиональной деятельности факторы риска развития СЭВ, а тема профилактики СЭВ для руководителей современных образовательных организаций является актуальной. Результаты анкетирования указывают на знание руководителями отдельных мер профилактики. Однако необходимость заключается в создании системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на профилактику эмоционального выгорания, другими словами создании модели профилактики эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации.
Показатели по всем трем субшкалам, выявленные в ходе проведения диагностики уровня эмоционального выгорания руководителей образовательных организации города Екатеринбурга по методике К. Маслач, кроме наличия сформировавшегося синдрома эмоционального выгорания у 41,2 % опрошенных руководителей, отчетливо указывают на высокую степень риска развития синдрома эмоционального выгорания у 37 % опрошенных.
Полученные в ходе проведении диагностики уровня ЭВ руководителей образовательных организаций по методике К. Маслач и проведения анкетирования результаты подтвердили необходимость целенаправленной работы, а именно создания модели профилактики эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации.
На основе теоретических данных и данных, полученных в ходе проведения опытно-поисковой работы, была разработана модель профилактики эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации. Модель прагматическая и состоит из четырёх компонентов. Разработанная модель профилактики эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации отражает взаимосвязь всех выделенных компонентов, а также блоков внутри компонентов. Модель профилактики эмоционального выгорания будет является своеобразным планом действий по предупреждению развития синдрома эмоционального выгорания для руководителя современной образовательной организации.
Также составлены рекомендации по реализации модели профилактики эмоционального выгорания руководителя современной образовательной организации.
Таким образом, можно считать, что цель исследования достигнута, а поставленные задачи выполнены.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 704 с.
2. Айсина P.M. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации: Электронный ресурс.:Авторефератдис. канд. психол. наук: 19.00.01. Москва, 2007.
3. Алмаев Н.А., Малкова Г.Ю. Оценка психометрических свойств методики «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана // Вопросы психологии. 2006. № 4. с. 95-105.
4. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. СПб.: Речь, 2005. 208 с.
5. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: практическое руководство. М.: Дело, 2005. 494 с.
6. Батаршев А.В. Типология характера и личности: практическое
руководство по психодиагностике. Изд. 2-е, исправл. - М.: Изд-во
Института психотерапии, 2005. 112 с.
7. Бачинин В.А. Психология: энциклопедический словарь. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. 271 с.
8. БойкоВ.В. Энергия эмоций. 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. 474 с.
9. Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. 544 с.
10. БорисоваМ.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 96-104.
11. Вилюнас В. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008. 496 с.
12. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 336 с.
13. Войлова С.С. Синдром «выгорания»: трактовки, подходы,
результаты, перспективы. — Режим доступа: http ://kraspubl .ru/content/vie w/144/1 /
14. Гринбергер Д., Падески, К. Управление настроением: методы и упражнения. СПб.:Питер, 2008. 224 с.
15. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 480 с.
16. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.:
Издательство «Питер», 2000. 320 с.
17. Ефремов К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться / Народное образование. 2005. - №3. С. 23-31.
18. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 4-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. 336 с.
19. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 240 с.
20. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. иперераб. М.: Логос, 2005. 384 с.
21. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. 415 с.
22. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. 752 с.
23. Исенко А.И. Понятие модели и моделирования в человеческой деятельности // Концепт. 2015. №4. С. 10-19.
24. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ.
гуманитарных фак. высш. учеб. заведений / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-400 с.
25. Клиническая психология. Словарь / под ред. Н.Д. Твороговой. М.: ПЕР СЭ, 2007. 416 с.
26. Кондратьев С.В. Типические особенности педагогического взаимодействия //Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 130-137.
27. Коновальчук А.Н. Влияние социально-демографических
характеристик жизнедеятельности на развитие синдрома «эмоционального выгорания учителей // Приволжский научный журнал. 2008. №3.
28. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.:Питер, 2008. 320 с.
29. Коротаев А.А., Исследование индивидуального стиля
педагогического общения // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 96- 104.
30. Кузнецов А.А. «Историко-генетический анализ
феноменологического пространства «выгорания» // Коллекция гуманитарных исследований. Москва: Академический проект, 2017. С. 36-41.
31. Латынина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. -М.: Гардарики, 2002. 603 с.
32. Леонова А.Б., Кузнецова, А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. — М.: Смысл, 2007. 311 с.
33. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., испр. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. 527 с.
34. Лихачев Б.Д. Педагогика: Курс лекций / Учеб.пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд.; перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2003. 607 с.
35. Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
36. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание
структуры личности в клиническом процессе/ пер. с англ. — М.:
Независимая фирма «Класс», 2004. 480 с.
37. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000. 592 с.
38. Малых С.Б., Шапкина А.Н. Психологическая служба в системе образования Германии //Вопросы психологии. 2004. № 5. С. 127-140.
39. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. — Режим доступа: http://www.edinorog.boom.ru/psimaster/BornoutMaslach.htm.
40. Мерлин B.C. Психология индивидуальности: Избранные
психологические труды / B.C. Мерлин; Под ред. Е.А. Климова. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. 544 с.
41. МироненкоИ.А. О классификации концепций личности и имплицитных основаниях психологических теорий // Вопросы психологии. 2006. №4. С. 95-105.
42. Миронов П.И., Асафьева Н.В. Распространенность и характеристика синдрома «эмоционального выгорания» у персонала отделений интенсивной терапии. Режим доступа: http://www.ici.ru/2007-03- 06.html
43. Миронов П.И., Каширина Е.А., Крыкля А.С., Берестов А.Л. Проблема «эмоционального выгорания» среднего медицинского персонала отделений реанимации и интенсивной терапии. — Режим доступа: http://www.clinanaesthesiology.ru/42004/f040203.htm
44. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития
учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. М.:
Издательский центр «Академия», 2004. 320 с.
45. Науменко А.С., Шмелев А.Г. Тестирование досуговых увлечений: новый подход к косвенной диагностике трудовых мотивов и удовлетворенности трудом // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. № 3. С. 49-57.
46. Непомнящая Н.И. Целостно-личностный подход к изучению человека // Вопросы психологии. 2005. № 1. С . 116-125.
47. Организационное поведение: Учебник для вузов/ под ред. Г.Р.Латфуллина, О.Н. Громовой. СПб.: Питер, 2006. 432 с.
48. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 90-101.
49. Островский Э.В. Психология управления: Учеб.пособие. — М.: ИНФРА-М, Вузовский учебник, 2008. 249 с.
50. Охитина Л.Т. Психологические основы урока. М., 1977.
Ю.О.Пахальян В.Э. Практическая психология образования в России: безпарадоксов // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 75-83.
51. Педагогическая психология: Хрестоматия/Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н Щепелина. СПб.: Питер, 2006. - 412 с.
52. Петрова О.А. Эмпатия как управленческая компетенция: суть, виды, способы развития // Тренинговый портал. 2014. №10. С. 6-8.
53. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
54. Пэйн Р., Купер, К. Эмоции и работа. Теории, исследования и методы применения / Пер. с англ. -X.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2008. 544 с.
55. Романова Е.С., Горохова М.Ю. Личность и эмоциональное выгорание // Вестник практической психологии. 2004. №1. с. 18 -23.
56. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. - 656 с.
57. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Телесные технологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. - 256 с.
58. Скугаревская М.М. Диагностика, профилактика и терапия синдрома эмоционального выгорания. —Минск, БГМУ, 2003.
59. Серебрякова Т.А. Психология стресса: Учебное пособие.
Н.Новгород: ВГИПУ, 2007.-140 с.
60. Сидоров П.И. "Синдром эмоционального выгорания. Конспект врача" // Лаборатория психотехники. 2016. №3. С. 13-18.
61. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2008.-256 с.
62. Юдин И.А. Синдром профессионального сгорания или Негативное влияние профессии и как его избежать. Режим доступа: http ://www. sfera.infomsk.ru/~yudin
63. Юдина Е.Г. Позиция педагогов: авторитаризм и партнерство //Вопросы психологии. 2005. № 4. с. 132-142.
64. Kunig, K.: Arbeitsstijrungen und Pers4nlichkeit, Bonn: Psychiatrie- Verl. 1998.
65. Maslach C., Jackson S.E. Burnout in organizational settings. Beverly Hills, CA: Sage, 1994.
66. Maslach C. Burnout: The cost of caring. NJ. Prentice. - Hall, 1982.
67. Pines, A: Teacher Burnout: a psychodynamic existential perspective, - Teachers and Teaching: theory and practice, Vol. 8, No. 2, 2002. Carfax Publishing.-P. 120-139.
68. Rahemi J., Saadani M., Kinsara A. Burnout Syndrome among Saudi Medical Residents: A Controlled Study, Current Psychiatry, Vol. 13, No. 1, March 2006. P. 4-17.
69. Siu, O.: Occupational Stressors and Well-being among Chinese Employees: The Role of Organizational Commitment, - Applied Psychology: An International Review, Vol. 51, Issue 4,2002. Blackwell Publishing Ltd. - P. 527 - 544.
70. Schwab R.L., Iwanicki E.F. Perceived role conflict, role ambiguity and teacher burnout//Educ. administration Quart. 1982. V. 18. P. 60-74.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ