ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 9
1.1. Понятие образовательной организации: определение и сущность 9
1.2. Особенности управления общеобразовательной организации 17
1.3. Современные модели управления образовательной организацией 30
1.4. Факторы, оказывающие влияние на качество управления
образовательной организацией 46
Выводы по первой главе 51
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 54
2.1. Описание модели современного управления в
образовательной организации 54
2.2. Реализация модели современного управления в
образовательной организации 76
2.3. Результаты апробации модели современного управления в
образовательной организации 91
Выводы по второй главе 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность работы заключается в том, что обеспечение качественного и полноценного образования подрастающего поколения во многом зависит от эффективности управления образовательной организацией, что является важнейшим направлением государственной политики. Образовательная организация является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
На сегодняшний день в управлении образовательными организациями существует определенные проблемы: недостаточная культура удовлетворения запросов клиента; формализованность образовательных организаций со стороны государственных, местных и других контролирующих органов; слабое стратегическое мышление руководства, которое приводит к организационной пассивности; недостаточное использование современных методов и технологий управления. С одной стороны, изменения должны идти со стороны органов власти, в форме предоставления больших свобод в управлении образовательной организацией, но с другой стороны, изменения в системе управления образовательной организации необходимо начинать изнутри.
Проектирование эффективной модели управления развитием общеобразовательного учреждения предполагает обращение к историческому опыту отечественной и зарубежной школы, обобщение современного передового опыта управления образовательными учреждениями в России, учет социальной ситуации в стране, регионе и состояние научно-педагогических исследований по вопросам управления ученическими и педагогическими коллективами, инфраструктурой школы, процессами воспитания и обучения. Эффективность управленческой деятельности определяется реальными результатами деятельности образовательной организации. Умение проектировать модель управления образовательной организации с учетом изменений в содержании и технологии образовательного процесса будет способствовать достижению высокого качества образования.
Степень разработанности проблемы исследования. Анализ современной научно-педагогической литературы по проблеме управления образованием позволяет выделить несколько направлений в области управления образовательными организациями. Первое направление рассматривается в трудах отечественных ученых таких как Конаржевского Ю.А., Краевского В.В., Кричевского В.Ю., Лазарева B.C., Орлова A.A., Поташника М.М., Сластенина В.А., Третьякова П.И., Шамовой Т.И. и др., в которых образовательное учреждение рассматривается как открытая педагогическая система, которая может работать в режиме функционирования и развития. Следующее направление представляет образовательную организацию в виде социальной системы, управление которой подчинено общим закономерностям и исследовано в работах Афанасьева В.Г., Беспалько В.П., Загузова Н.И., Лазареав B.C., Скаткина М.Н., Селивановой H.JI., Слободчикоав В.И., Субетто А.И. и др. Методология системного и ситуационного подходов управления и проектирование управленческих подсистем в образовании раскрывается такими учеными как Березина Т.И., Давыденко Т.М., Конаржевский Ю.А., Кричевский В.Ю., Лазарев B.C., Моисеев A.M., Поташник М.М., Симонов В.П., Сластенин В.А., Третьяков П.И., Чекмарева Т.К. и др. Вопросами развития и совершенствования деятельности сельских малокомплектных школ (далее СМКШ) занимались Кондратенков А.Е., Косоножкин И.М., Неустроев Н.Д., Осовский Е.Г., Суворова Г.Ф.
Большое значение в формировании научно-методического аппарата работы приобрели исследования зарубежных и отечественных авторов по общей теории управления социальными организациями Тейлора Ф.У.; по управлению социальными системами Афанасьева В.Г., Альберта М., Кричевского В.Ю. Файоля А. и др.; по управлению функционированием и развитием социальных и образовательных процессов и систем Аллана Ж., Асеева В.Г., Гершунского B.C., Здравомыслова А.Г., Лазарева B.C., Моисеева A.M., Шамовой Т.И. и др.; посвященные проблемам демократизации и гуманизации управления Поташника М.М., Шамовой Т.Н., Ямбурга Е.А., а также вопросам сотворческого управления Разбивной Г.А., Степанова С.Ю. и др.
Несмотря на повышенное внимание ученых и практиков к проблеме повышения эффективности управления в образовательных организациях остается тенденция применения традиционных управленческих моделей, которые не отражают современное состояние и требования, предъявляемые к образовательной организации. Анализ научно-методической литературы по проблеме управления в образовательной организации позволили выделить ряд противоречий между: необходимостью решения стоящей перед образовательными организациями задачей по формированию конкурентоспособной личности и стандартными методами и формами организации управленческой деятельности; практической необходимостью и возможностью решения задачи повышения эффективности деятельности образовательной организации посредством совершенствования системы управления на основе современных управленческих подходов и технологий и недостаточностью их применения в практике руководства образовательной организации; потребностью в новых эффективных моделях управления образовательными организациями и недостаточной разработанностью вопросов моделирования современного управления образовательной организацией и внедрения их в практику образовательных организаций.
Таким образом, мы выделяем проблему исследования: какой должна быть модель эффективного управления современной образовательной организацией? Указанная проблема обусловила выбор темы настоящего исследования.
Цель исследования: определить и научно обосновать модель управления современной образовательной организацией, обеспечивающую высокую эффективность ее деятельности и качество образования.
Объект исследования: управление современной образовательной организацией.
Предмет исследования: модель управления общеобразовательной организацией.
Гипотеза исследования: модель управления общеобразовательным учреждением будет эффективной, если ее основной целью и результатом будет оказание качественных образовательных услуг; в ее структуре будут присутствовать элементы матрицы с введением должности проектного менеджера, а также реализовано внутрифирменное обучение педагогов.
В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи.
1. Рассмотреть ключевые особенности образовательной организации и основные факторы, способствующие повышению качества ее управления.
2. Изучить существующие в мировой практике модели управления организациями и проанализировать возможности их применения в общеобразовательной организации.
3. Определить критерии оценки эффективности модели управления образовательной организацией.
4. На основе существующих инновационных моделей разработать и апробировать модель управления общеобразовательной организацией.
Теоретико-методологической основой исследования явились ведущие идеи: системного подхода Аверьянова А.Н., Беспалько В.П., Лазарева B.C и др.; методологические основы управления педагогическими системами Беспалько В.П., Конаржевского Ю.А., Лазарева B.C., Поташника М.М., Шамовой Т.И. и др.; теоретические и методологические основания исследования педагогических систем: Беспалько В.П., Загвязинского В.И., Краевского В.В., Колесникова В.Ф., Слободчикова В.И., Шерайзина P.M. и др.; особенности процессного подхода в управлении образованием Лазарева В.С. и Поташника М.М.; результаты исследований в области качества образования Барабаш О.А., Кальней В.А., Шишова С.Е., Селитрениковой Т.А.; особенности СМКШ выделенные в исследованиях Зайкина М.И., Суворовой Г.Ф., Цирульникова А.М. и др.
Методы исследования определялись его целью, необходимостью разрешения методологических, теоретических и практических проблем.
Теоретические методы: анализ педагогической, философской, психологической и социологической литературы по проблеме исследования; анализ нормативных документов, регламентирующих управление образовательным учреждением; обобщение, систематизация и классификация отечественного и зарубежного опыта проектирования моделей управления; метод моделирования.
Эмпирические методы: психолого-педагогическое наблюдение; диагностические методы (социологические опросы, анкетирование, интервьюирование); метод системного анализа и экспертных оценок.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в три этапа на базе МКОУ «Трехозерская ООШ».
Этапы исследования:
1 этап: изучалась литература по исследуемой проблеме, определялись предмет, объект, задачи, база исследования, состояние проблемы в практике управления образовательными организациями.
2 этап: осуществлялась разработка и апробация модели управления образовательной организацией и основных концептуальных положений исследования.
3 этап: теоретическое осмысление полученных результатов исследования и их обобщение, окончательное оформление текста диссертации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и успешно апробирована модель управления современной общеобразовательной организации на основе матричной структуры управления.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Управленческая деятельности в образовательной организации будет успешной если ее основной целью и результатом будет оказание качественных образовательных услуг: в ее структуре будут присутствовать элементы матрицы с введением должности проектного менеджера, а также реализовано внутрифирменное обучение педагогов.
2. Эффективность управления в образовательной организации зависит от следующих критериев: надежность организационной структуры управления, которая определяется степенью рациональности системы в целом и структуры взаимоотношений между ее элементами; степень использования рыночных возможностей; степень использования внутренних возможностей.
3. Критериальный комплекс эффективности управления общеобразовательной организацией включает в себя четыре группы критериев: качества результатов образования; эффективности функционирования образовательного процесса; эффективности созданных в школе условий; престижа школы.
4. Применение предложенной модели управления современной образовательной организацией способствует повышению качества оказываемых образовательных услуг.
Структура работы: введение, 2 главы, 6 параграфов, заключение, список литературы и приложения.
Целью настоящего исследования являлось определение и научное обоснование модели управления современной образовательной организацией, обеспечивающей высокую эффективность ее деятельности и качество образования.
Образовательная организация - это важнейший элемент системы образования, представляющий собой некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Типы, виды, категории образовательных организаций, а также типы и виды реализуемых ими образовательных программ определяются в зависимости от целей и задач их уставной деятельности, обеспечивая необходимый для развития образовательной системы уровень многообразия, диверсификации и вариативности образования. Общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования. Малокомплектная сельская школа - это общеобразовательное учреждение начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, укомплектованное классами с неполным составом учащихся или классами-комплектами, без параллельных классов.
Управление образовательной организацией - это систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях обеспечения эффективной деятельности образовательного учреждения. Основными функциями управления образовательным учреждением являются анализ, целеполагание и планирование, организация, руководство, контроль и регулирование, которые имеют специфическую для образовательного учреждения направленность и образуют единый управленческий цикл. Важным направлением совершенствования управления образованием становится повышение самостоятельности учебных заведений, но с условием изменения их статуса и передачи им ответственности за результаты собственной деятельности. В современных условиях становится достаточно актуальным использование в образовательной практике ведущих положений модели «образование как товар». Проектирование современной модели внутришкольного управления должно быть сконцентрировано на политике организации качественного образования, соответственно, наиболее важным в управлении образовательной организацией является применение системы Всеобщего управления качеством. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, степень проявления его способностей к осмысленному продуктивному действию есть абсолютный критерий качества образования.
На смену линейно-функциональной структуре управления в общеобразовательной организации постепенно приходит матричная структура, которая позволит сформировать систему отдельных служб, выстроенных в рамках горизонтальных функциональных связей «матрицы».
Приоритетами управления в МКСШ являются: учет специфики конкретной сельской образовательной среды и соответствующей образовательной организации; использование в управлении личностно-ориентированного подхода ко всем участникам педагогического процесса; гуманизация отношений участников управленческих взаимодействий; содействие самоуправлению во всех звеньях системы управления; распределение управленческих функций между всеми участниками педагогического процесса; сохранение управленческой вертикали в условиях горизонтального распределения управленческих функций.
Эффективность управления в образовательной организации зависит от следующих критериев: надежность организационной структуры управления, которая определяется степенью рациональности системы в целом и структуры взаимоотношений между ее элементами; степень использования
рыночных возможностей; степень использования внутренних возможностей. Критериальный комплекс эффективности управления общеобразовательной организацией включает в себя четыре группы критериев: качества результатов образования; эффективности функционирования образовательного процесса; эффективности созданных в школе условий; престижа школы.
На основании выделенных в первой главе нашего исследования критериев эффективности моделей управления в современной образовательной организации мы проанализировали систему управления в МКОУ «Трехозерская ООШ». Несмотря на хорошие результаты качества образования воспитанников школы: достаточно хороший уровень успеваемости, итоговой аттестации, областных контрольных работ; достаточную мотивацию большинства учащихся; их адекватную самооценку; нормальный уровень интеллекта, обучаемости и творческого мышления, учащиеся и их родители не удовлетворены качеством оказываемых образовательных услуг. С ними солидарны учителя школы, которые также не довольны процессом и качеством образования, а также уровнем методической работы в данной образовательной организации. Серьезную обеспокоенность педагогов и родителей вызывает состояние здоровья учащихся, а также их востребованность на рынке труда и дальнейшего образования. Вместе с этим можно отметить достаточно насыщенную интересными мероприятиями, кружками и секциями, содействующую объединению не только всех участников образовательного процесса, но всех жителей села воспитательную работу в школе. Таким образом, модель управления в МКОУ «Трехозерская ОШ» нуждается в обновлении.
В результате создания модели современного управления в МКОУ «Трехозерская ОШ» в образовательной организации были апробированы элементы матричной структуры за счет введение в штатное расписание должностей проектных менеджеров. Прошла успешная подготовка и реализация в 2017-2018 учебном году проектов «Уральские самоцветы», интеллектуального портала «Грани таланта», создание Банка данных одаренных учащихся. Был подготовлен и реализован в 2017-2018 учебном году проект «Здоровье всему голова» и подпроект «Веселая игротека», в ходе реализации, которых определена эффективная модель выпускника школы. На базе МКСШ Талицкого района создана и успешно функционирует модель внутрифирменного обучения педагогов. Налажено социальное партнерство и взаимовыгодное сотрудничество с Талицким Центром психолого -медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования детей и подростков «ГАРМОНИЯ».
В результате создания и апробации модели современного управления в образовательной организации на базе МКОУ «Трехозерская ОШ» было отмечено повышение качества образования учащихся во всех классах, снизился процент заболеваемости детей и патологии здоровья. Значительно повысился уровень самооценки и учебной мотивации учащихся. Отмечается рост интеллектуальных способностей, уровня творческого мышления и интеллектуальной лабильности, уровня овладения общеучебными навыками. Стал выше процент удовлетворенности качеством образования у всех участников образовательного процесса.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что модель управления общеобразовательным учреждением будет эффективной, если ее основной целью и результатом будет оказание качественных образовательных услуг; в ее структуре будут присутствовать элементы матрицы с введением должности проектного менеджера, а также реализовано внутрифирменное обучение педагогов нашла свое подтверждение в результатах исследования.
1. Акопов В. С., Асатрян Р. С., Бреусов А. В., Кокуева Ж. М.
Методологические основы менеджмента: Учебное пособие для
преподавателей и студентов технических и экономических ВУЗов. - М.: МГТУ им. Н. Э.Баумана, 78 с.
2. Бабетов А., Калужская М. Коммуникативная среда школы: опыт организации: Сборник методических материалов к образовательной программе повышения квалификации "Управление школой на основе коммуникативных технологий". - Екатеринбург: КОРИФЕЙ, 2003. 154 с.
3. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. - 1998. 69 с.
4. Барабаш, О.А.Управление качеством образования по физической
культуре на основе актуализации функции контроля (на примере специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида): : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04/ Барабаш Ольга Алексеевна. - 2008. - 397 с.
5. Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности организации. М.: Социум, 2008. 234 с.
6. Безуглов, Ю.И. Управление качеством образования. Сборник научных статей/ОИПКРО/. - Оренбург, 1999. - 123с.
7. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. - «Просвещение», 1996. - 302с.
8. Бодалев А.А. О качествах личности, нужных для успешного общения // Личность и общение: Избр. труды. - 1983.
9. Болотов, В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации/Вопросы образования, 2004. - № 3. - С.23-29.
10. Булганина С.В., Цверов В.В. Маркетинговое исследование конкуренции на нижегородском рынке образовательных услуг // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2007. № 21. С. 142-149
11. Быкова В. Г. Мониторинг в образовательном учреждении.//Завуч, 2004, №6, 7, 8. - 85 с.
12. Васильева Т. П., Елизарова Е. М., Киселева Ю. А., Рагинская В. Н. Внутришкольный контроль: организация, планирование, анализ. - Волгоград: Учитель, 2007. - 222 с.
13. Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. - М., 1993. 471с.
14. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. /Под редакцией Т.И.Шамовой/.- «Педагогика», 1991. - 123с.
15. Гибсон, Д.Л. Организации: поведение, структура, процессы / Д.Л. Гибсон, Д. Иванцевич, Д.Х. Донелли. - М.: [б. и.], 2000. - 302с.
16. Гребенкина Л. К., Анциперова Н. С. Технология управленческой
деятельности заместителя директора школы. - М.: Педагогический
поиск, 2000. - 160 с.
17. Гринченко И. С. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: Перспектива, 2009. - 132 с.
18. Евдокимова М.В. Понятие управления и педагогического менеджмента. 2003. - 267 с.
19. Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления // Прикладные проблемы социальной психологии. - 1983. 374с.
20. Зверева В. И. Как оценить успешность в управления //Завуч, 2007, №5.
21. Зверева В. И. Как сделать управление школой успешным. - М.:
Педагогический поиск, 2004. - 158 с.
22. Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 11 февраля 2011. - М., Издательский дом Паганель, 2011. 79 с.
23. Коберник О. Мониторинг как способ управления качеством обучения //Народное образование, 2002, №9. 142 с.
24. Коджешау М.А. Внедрение СМК в образовательных учреждениях РФ -
принципы построения // Электронный ресурс. URL:
http ://http://quality.eup.ru/MATERIALY12/smk-vuz.htm(дата обращения:
27.11.2018).
25. Козырин А.Н., Трошкина Т.Н. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: комментарий статьи 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" // Реформы и право. 2015. N 3. 231 с.
26. Козырин А.Н., Трошкина Т.Н. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: комментарий статьи 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" // Реформы и право. 2015. N 3. Трошкина Т.Н. Понятие и структура образовательного правоотношения // Реформы и право. 2011. N 3. 247 с.
27. Конаржевский Ю. А. Внутришкольный менеджмент. - М.: Новая школа, 2007. - 158 с.
28. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. - М.: Педагогический поиск, 2005. - 80 с.
29. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Центр "Педагогический поиск", 2000,. 96 с.
30. Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36). 64 с.
31. Кузин, В.И. Организационно-правовые основы системы
государственного и муниципального управления / В.И. Кузин. - М.: Издательство дело АНХ, 2010. - 205с.
32. Кузьминов, Я.И. Российская школа: альтернатива модернизации сверху / Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин, А. Б. Захаров // Вопросы образования. - 2011. - N 3. - С.5-53.
33. Кульневич В.Н. Критерии оценки управления качеством процесса образования. Управление качеством образования в муниципальном образовательном пространстве. Доклад на областной августовской конференции. - Ростов н/Д, 2001. 23с.
34. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М., 1992. 395с.
35. Лебедев О. Е. Модернизация управления образованием: перспекитвы и проблемы: Методическое пособие для самоанализа управленческих проблем. - Спб.: СП6АППО, 2006. - 96 с.
36. Лебедева Т.Е., Шевченко С.М., Повышение качества подготовки специалиста // Профессиональное образование. Столица. 2009. №12. С. 30-31.
37. Лизинский В. М. Еще раз о диагностике и контроле. //Завуч, 2007, №6.
38. Лизинский В. М. Идеи к проектам и практика управления школой. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 160 с.
39. Лоутон, А. Организация и управление в государственных учреждениях / А. Лоутон, Э. Роуз. - М.: [б. и.], 1993. - 341с.
40. Макарова Т. Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль. - М.: Педагогический поиск, 2002. - 160 с.
41. Мерзликин А. Ю. Матричная структура управления как основа системы
инновационного управления образовательной организацией // Молодой ученый. —2016.— №12. — С. 1355-1359. — URL
https://moluch.ru/archive/116/31433/(дата обращения: 16.07.2018).
42. Мильнер,Б.З. Теория организации. 2-е изд., перераб. и доп. /Б.З. Мильнер.- М.: Инфра-М, 2000. — 480 с.
43. Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. - М., 1975. 451с.
44. Моисеев А. М., Капто А. Е., Лоренсов А. В., Хомерики О. Г. Нововведения во внутришкольном управлении. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 229с.
45. Моисеев А.М. Функции управления школой.257с.
46. Орлов А. И. Менеджмент. Учебник. - М.: Изумруд, 2003. - 298 с.
47. Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе / В.П. Панасюк.- СПб., 2000 - 58с.
48. Парсонс Т. Система современных обществ / науч. ред. М. С. Ковалева. М.: Аспект-Пресс, 1998. 193с.
49. Подушкина Т. Л/., Коваленко Е. Г., Якимова О. Ю. Социология управления: учеб, пособие. М.: Академия Естествознания, 2013. 569с.
50. Полонский, В.М. Словарь терминов и понятий по законодательству РФ об образовании /В. М. Полонский. -М. :Моск. ин-т развития образоват. систем, 1995. - 78 с.; 20 см.; ISBN 5-7084-0107-9 : Б. ц.
51. Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления / М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос и др.- М.: Педагогическое общество России, 2006. - 448 с.
52. Российская педагогическая энциклопедия
https://pedagogicheskaya.academic.ru/
53. Третьяков, П.И. Управление качеством образования - основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы[Текст] / П.И. Третьяков, Т.И.Шамова.//Завуч, №7, 2002. - С. 69.
54. Теоретические и практические аспекты управления образовательной
организацией в современных условиях. Методическое пособие по проектированию и управлению школой / под ред. Р. М. Гайнутдинова. - Ярославль : Филигрань, 2017. - 296 с.Трошкина Т.Н. Понятие и
структура образовательного правоотношения // Реформы и право. 2011. N 3. 45с.
55. Управление качеством образования / Под редакцией М. М. Поташника. - М.: Издательство: Педагогическое общество России, 2006. 254с.
56. Филатова М.Н. Социокультурное развитие учащихся в учреждении дополнительного образования детей: Автореферат дис. ... к.п.н.: 13.00.01. Московский педагогический государственный университет - Москва, 2013.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Москва, 2010. 13с.
58. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с08.07.2018) http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/
59. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе /С. Е. Шишов., В.А. Кальней. — М., 1998.М.1999. - С.175.
60. Щербакова Е.В. Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 107-109. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2841/(дата обращения: 03.08.2018). 241с.
61. Эффективный школьный менеджмент. Пособие для директоров школ. / Под редакцией О.И.Тавгеня, Н.И.Запрудского, Н.Н.Кошель. Мн.: Тонпик, 2006, с. 312 - 331.
62. Blau Р. Л/., Scott W. R. Formal Organizations: A Comparative Approach. Stanford University Press, 2003. 471 с.