Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Пути коррекции наглядно-образного мышления дошкольников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на занятиях по изобразительной деятельности

Работа №96451

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 6
1.1. Развитие мышления у детей в онтогенезе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной
отсталостью 10
1.4. Анализ диагностических методик по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с умственной отсталостью 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 28
2.1. Организация и методики проведения констатирующего эксперимента.. .28
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 40
3.1. Обоснование и описание программы коррекционной работы,
методических приемов по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с умственной отсталостью 40
3.2. Анализ и оценка эффективности методик по развитию наглядно
образного мышления у дошкольников с умственной отсталостью 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61


В последние годы в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе значительно возросло внимание к возможно более ранней коррекции нарушений в развитии у детей с интеллектуальной недостаточностью. Это связано с концепцией Л. С. Выготского [4] о первичных и вторичных дефектах. Он утверждал, что чем раньше начать обучение, тем лучше будет поддаваться коррекции и компенсации уже существующий дефект, что позволит предупредить появление вторичных нарушений.
Благодаря многочисленным исследованиям познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью, ученые смогли выявить ряд характерных особенностей, присущих данной категории детей, главными из которых являются: искаженное представление об окружающей действительности, замедленный темп познавательных процессов и слабая мыслительная деятельность.
В дошкольном возрасте мышление ребенка переходит от наглядно-действенного, к наглядно-образному, а затем и к самой сложной форме — словесно-логическому мышлению. Начиная мыслить образами, ребенок учится решать задачи непосредственно в данном, наглядном поле. С точки зрения психологов, большое значение в развитии наглядно-образного мышления оказывает изобразительная деятельность. Благодаря ей осуществляется накопление и обогащение представлений и образов. С помощью рисунков отображается реальный мир, способ его восприятия, и, напротив, от того, как человеком воспринимается окружающая его действительность, зависит изображение на листе бумаги.
Актуальность нашего исследования обусловлена трудностью решения проблемы развития наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью.
Объектом исследования служит наглядно-образное мышление у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на занятиях по изобразительной деятельности.
Предмет исследования - процесс коррекции наглядно-образного мышления у обучающихся на занятиях по изобразительной деятельности.
Целью данного исследования является поиск путей коррекции развития наглядно-образного мышления у дошкольников с умственной отсталостью на занятиях изобразительной деятельностью и выявление степени их эффективности на практике.
Гипотеза исследования: успешность развития наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможна благодаря последовательному и целенаправленному применению в процессе изобразительной деятельности определённых технологий.
Цель, объект, предмет, гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы наглядно-образного мышления умственно отсталых дошкольников.
2. Изучить особенности наглядно-образного мышления у дошкольников с умственной отсталостью.
3. Разработать и апробировать программу развития наглядно-образного мышления дошкольников с умственной отсталостью с помощью изобразительной деятельности.
4. Выявить эффективность программы наглядно-образного мышления у умственно отсталых дошкольников.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения — детский сад компенсирующего вида № 486 города Екатеринбург, улица Волгоградская 190 А.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников литературы и двух приложений.
Общее количество страниц — 66.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нам известно, что для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно стойкое нарушение познавательной деятельности. У них наблюдаются затруднения в решении простейших задач, они не могут сохранить в своей памяти наглядный образец, им трудно мыслить образами. Это говорит о недоразвитии наглядно-образной формы мышления у детей данной категории.
Этот факт нашел подтверждение в процессе анализа применения диагностических методик, направленных на определение уровня развития наглядно-образного мышления у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Для активного развития процессов мышления у ребенка с интеллектуальными нарушениями и исправления свойственных ему недостатков нужны особые методы и средства. Одним из направлений, способствующих развитию предпосылок наглядно-образного мышления, является изобразительная деятельность.
В ходе изобразительной деятельности ребенок вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка, сравнивать рисунок с объектом, сопоставлять части рисунка между собой и т. д. Анализ, синтез, сравнение, планирование и другие умственные действия обеспечивают правильное выполнение задания. Однако сами по себе мыслительные операции не совершаются автоматически в процессе рисования. Изучение психолого-педагогической литературы показало, что используя средства изобразительной деятельности, возможна коррекция наглядно-образного мышления. Развитию и формированию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка задач обучения, включающая как методы обучения, так и содержание, т. е. верное определение чему и как учить. В процессе обучения рисованию наличие определенной системы коррекции недостатков мыслительных операций обеспечивается постоянная тренировка у дошкольников в выполнении умственных действий, а, следовательно, и развитию мышления в целом.
Изучив особенности изобразительной деятельности у дошкольников с умственной отсталостью, нам стало понятно, как разработать коррекционную программу, направленную на развитие наглядно-образного мышления.
Развитие мыслительных операций выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении способов и форм мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно с развитием изобразительных навыков у ребенка - дошкольника усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности, формируются познавательные интересы.
На констатирующем этапе эксперимента мы сделали выводы, что уровень развития наглядно-образного мышления у дошкольников с умственной отсталостью достаточно низкий.
Изменению уровня мыслительных операций в положительную сторону способствовала проведенная работа с детьми, которая представляла собой разработанную систему занятий, содержательная составляющая которых была направлена на активизацию мыслительных операций, развитие мышления в целом. Коррекционная работа носила целенаправленный и последовательный характер.
На контрольном этапе эксперимента нами были повторно применены методики, направленные на определение уровня развития наглядно-образного мышления детей. Отмечено, что после проведенной коррекционной работы, в процессе овладения детьми изобразительными навыками большинство детей смогли, хоть и незначительно, скорректировать недостатки в развитии мыслительных операций. Таким образом, гипотеза о том, что успешность развития наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью возможна благодаря последовательному и целенаправленному применению в процессе изобразительной деятельности определённых технологий, доказана.



1. Адаптированная Основная Образовательная Программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] - URL : www.eduportal44.ru (дата обращения 22.03.2019)
2. Баскакова, И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников [Текст] / И. Л. Баскакова. - М. : РГБ, 2009. - 64 с.
3. Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] / О. В. Боровик. - М. : ООО "ЦГЛ "РОН", 2000. - 112 с.
4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. - 93 с.
5. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст] / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. - М. : Просвещение, 1985. - 72 с.
6. Грошенков, И. А. Занятия изобразительным творчеством специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст] / И. А. Грошенков. - М. : ООО «Институт общегуманитарных исследований», 2001. - 350 с.
7. Добровольская, Т. А. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых [Текст] / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина. - М. : Просвещение, 1993. - 83 с.
8. Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе [Текст] / Г. М. Дульнев. - М. : Просвещение, 1969. - 258 с.
9. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] / Т. А. Забрамная, Т. А. Добровольская. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
10. Занков, Л. В. Развитие учащихся в процессе обучения [Текст] / Л. В. Занков. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 292 с.
11. Карвялис, В. Ю. Обучение и воспитание аномальных детей 52
[Текст] / В. Ю. Карвялис. - Вильнюс, 1981. - 382 с.
12. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и паталогии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - Спб. : Питер, 2004. - 480 с.
13. Лебединская, К. С. Диагностика и коррекция нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией [Текст] / К. С. Лебединская. - М. : Просвещение, 1981. - 162 с.
14. Левченко, И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] / И. Ю. Левченко. - М. : Просвещение, 2001. - 320 с.
15. Лубовский, В. И. Специальная педагогика и специальная психология [Текст] / В. И. Лубовский, В. Г. Петрова. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ