Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с дизартрией

Работа №96424

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1. Закономерности развития речи у дошкольников с нормативным
развитием 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией 12
1.3. Характеристика нарушений речи у старших дошкольников с дизартрией 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВЫХ КОМПОНЕНТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 24
2.1. Цели, задачи, принципы и методики логопедического обследования 24
2.2. Характеристика нарушений речевых компонентов у детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 27
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ
РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ДИЗАРТРИЕЙ 43
3.1. Принципы и организация коррекции нарушений речи у старших
дошкольников с дизартрией 43
3.2. Содержание работы по коррекции нарушений речи у старших
дошкольников с дизартрией 45
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85


Одним из важных факторов полноценного развития ребенка является правильная, хорошо развитая речь. В современном мире высоко ценится правильность речевого высказывания и одной из главных речевых функций является коммуникация. Произносительная сторона речи часто воспринимается как главный показатель речевой нормы.
Проблема коррекции нарушений речи дошкольников старшего возраста актуальна в наше время. В связи с тем, что всё чаще наблюдается рост речевых нарушений, вопрос о специальной коррекционной работе стал наиболее важным в логопедической практике.
В старшем дошкольном возрасте многие дети имеют значительные отклонения в развитии речи. Часто распространенным речевым нарушением является дизартрия. Проблема дизартрии дошкольного возраста наиболее полно отражена в работах таких специалистов как Л. В. Лопатина, Е. Ф. Филичева, Е. Ф. Архипова, Е. Н. Винарская, М. В. Мастюкова и других.
Дизартрия - речевая патология, которая проявляется в расстройствах фонетических и просодических компонентов речевой функциональной системы и обуславливается недостаточной иннервацией речевого аппарата. Возникает вследствие органического поражения нервной системы: центральной и периферической [9].
Изучение литературы по проблеме коррекции нарушений речи старших дошкольников с дизартрией выявил, что таким детям необходима длительная систематическая индивидуальная логопедическая работа, если же коррекция не проведена вовремя, возникают трудности в освоении коммуникативной функции речи и при обучении в школе.
Поскольку данный дефект имеет частое распространение, значимыми остаются проблемы диагностики дизартрии, а также организация логопедической работы по коррекции нарушений речи. Это составляет основу актуальности данной проблемы.
Таким образом, необходимо повышать эффективность логопедической работы, систематизировать ее содержание соответственно характеру и структуре дефекта речи.
Цель исследования: теоретически обосновать, определить и
апробировать содержание логопедической работы, направленной на коррекцию нарушений речи у старших дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования - процесс коррекции нарушений речи у старших дошкольников с дизартрией.
Объект исследования - нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией.
Для того, чтобы цель исследования была достигнута, определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией;
2. Подобрать методики исследования, экспериментально изучить уровень развития речевых компонентов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и проанализировать результаты исследования;
3. Определить содержание логопедической работы по коррекции нарушений речи у старших дошкольников с дизартрией;
4. Провести сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента, определить эффективность проведенной коррекционной работы.
Базой исследования явилось МАДОУ детский сад № 26, г.
Первоуральск, ул. Огнеупорщиков, 38-б. В обследовании принимали участие 10 детей, обучающихся в старшей группе детского сада.
Для констатирующего эксперимента использовались методики Н. М. Трубниковой и Е. Е. Шевцовой.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сформулировать следующие выводы. Проблема коррекции нарушений речи у детей с дизартрией является достаточно актуальной в современном мире. Изучением данной проблемы занимались Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и внесли значительный вклад. В работах этих авторов описаны особенности нарушений речи детей с дизартрией, а также рассмотрены пути ее коррекции.
Речь детей с дизартрией развивается со специфическими особенностями: имеются нарушения фонетики, вследствие несформированности всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. Недостаточно развитыми оказываются фонематические процессы и лексико-грамматический строй речи, так как первично нарушены звукопроизношения и просодика. На фоне этого у дошкольников с дизартрией имеется ряд психолого-педагогических особенностей: нарушения внимания, памяти, мышления, восприятия,
интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
Во время проведенного логопедического обследования выявлено, что старшим дошкольникам с дизартрией характерны значительные нарушения звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия. Были выявлены специфические нарушения в интонационной и лексико-грамматической сторонах речи. Также была установлена неразрывная связь между тем, как развивается звукопроизношение и фонематические процессы.
Полученные данные показали, что произношение звуков дошкольников с дизартрией не развито в соответствии с нормой. А именно, преобладает антропофонический дефект и полиморфные нарушения. Наблюдаются также нарушения интонационной стороны речи: мелодика речи выражена недостаточно, объем и сила выдоха ограничены. Имеются значительные специфические нарушения лексико-грамматической стороны речи.
В ходе проведенного эксперимента можно установить, что перечисленные нарушения связаны с недостаточной работой артикуляционных мышц и нарушением их тонуса. Трудными оказались определенные артикуляционные движения, выполнение которых страдает из - за ограничения подвижности мышц языка.
На основе результатов констатирующего эксперимента было определено содержание логопедической работы по коррекции нарушений речи детей старшего дошкольного возраста. Эти дети имели логопедическое заключение: ОНР III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Коррекционная работа проходила непосредственно в форме индивидуальных и подгрупповых занятий, в которые были включены упражнения по развитию артикуляционной моторики, нормализации речевого дыхания и интонационной стороны речи, постановку и автоматизацию звуков, развитию фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи. Далее контрольный эксперимент показал положительную динамику в речевом развитии детей с дизартрией. Учитывались индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка.
Таким образом, исходя из выше перечисленного, следует сформулировать вывод: проведенная коррекционная работа оказала положительное влияние на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Цель работы была достигнута, поставленные задачи решены.



1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова.
- М. : Астрель, 2007. - 341 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2008. - 252 с.
3. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] / Л. О. Бадалян. - М. : Издательский центр Академия, 2003. - 317 с.
4. Беккер, К. П. Логопедия [Текст] / К. П. Беккер. - М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 1981. - 288 с.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
6. Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание [Текст] : учеб. пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М. : Изд-во ЭКСМО Пресс, 2001.
- 416 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. - 680 с.
8. Волкова, Л. С. Хрестоматия по логопедии [Текст] : учеб. пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений / Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 547 с.
9. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности Дефектология / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова ; под ред. Л. С. Волковой. - М. : Просвещение, 1989. - 528 с.
10. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша. - М. : Владос, 2000. - 158 с.
11. Гаркуша, Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша. - М. : Просвещение, 1992. - 59 с.
12. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. - 1994. - № 2. - С.56-73.
13. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] / В. П. Глухов. - М. : Астрель, 2005. - 351 с.
14. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2002. - 144 с.
15. Екжанова, Е. А. Речь как реченька [Текст] / Е. А. Екжанова. - М. : МГПУ, 2006. - 84 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ