ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1. Закономерности развития речи у дошкольников с нормативным
развитием 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией 12
1.3. Характеристика нарушений речи у старших дошкольников с дизартрией 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВЫХ КОМПОНЕНТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 24
2.1. Цели, задачи, принципы и методики логопедического обследования 24
2.2. Характеристика нарушений речевых компонентов у детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 27
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ
РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ДИЗАРТРИЕЙ 43
3.1. Принципы и организация коррекции нарушений речи у старших
дошкольников с дизартрией 43
3.2. Содержание работы по коррекции нарушений речи у старших
дошкольников с дизартрией 45
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
Одним из важных факторов полноценного развития ребенка является правильная, хорошо развитая речь. В современном мире высоко ценится правильность речевого высказывания и одной из главных речевых функций является коммуникация. Произносительная сторона речи часто воспринимается как главный показатель речевой нормы.
Проблема коррекции нарушений речи дошкольников старшего возраста актуальна в наше время. В связи с тем, что всё чаще наблюдается рост речевых нарушений, вопрос о специальной коррекционной работе стал наиболее важным в логопедической практике.
В старшем дошкольном возрасте многие дети имеют значительные отклонения в развитии речи. Часто распространенным речевым нарушением является дизартрия. Проблема дизартрии дошкольного возраста наиболее полно отражена в работах таких специалистов как Л. В. Лопатина, Е. Ф. Филичева, Е. Ф. Архипова, Е. Н. Винарская, М. В. Мастюкова и других.
Дизартрия - речевая патология, которая проявляется в расстройствах фонетических и просодических компонентов речевой функциональной системы и обуславливается недостаточной иннервацией речевого аппарата. Возникает вследствие органического поражения нервной системы: центральной и периферической [9].
Изучение литературы по проблеме коррекции нарушений речи старших дошкольников с дизартрией выявил, что таким детям необходима длительная систематическая индивидуальная логопедическая работа, если же коррекция не проведена вовремя, возникают трудности в освоении коммуникативной функции речи и при обучении в школе.
Поскольку данный дефект имеет частое распространение, значимыми остаются проблемы диагностики дизартрии, а также организация логопедической работы по коррекции нарушений речи. Это составляет основу актуальности данной проблемы.
Таким образом, необходимо повышать эффективность логопедической работы, систематизировать ее содержание соответственно характеру и структуре дефекта речи.
Цель исследования: теоретически обосновать, определить и
апробировать содержание логопедической работы, направленной на коррекцию нарушений речи у старших дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования - процесс коррекции нарушений речи у старших дошкольников с дизартрией.
Объект исследования - нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией.
Для того, чтобы цель исследования была достигнута, определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией;
2. Подобрать методики исследования, экспериментально изучить уровень развития речевых компонентов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и проанализировать результаты исследования;
3. Определить содержание логопедической работы по коррекции нарушений речи у старших дошкольников с дизартрией;
4. Провести сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента, определить эффективность проведенной коррекционной работы.
Базой исследования явилось МАДОУ детский сад № 26, г.
Первоуральск, ул. Огнеупорщиков, 38-б. В обследовании принимали участие 10 детей, обучающихся в старшей группе детского сада.
Для констатирующего эксперимента использовались методики Н. М. Трубниковой и Е. Е. Шевцовой.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сформулировать следующие выводы. Проблема коррекции нарушений речи у детей с дизартрией является достаточно актуальной в современном мире. Изучением данной проблемы занимались Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и внесли значительный вклад. В работах этих авторов описаны особенности нарушений речи детей с дизартрией, а также рассмотрены пути ее коррекции.
Речь детей с дизартрией развивается со специфическими особенностями: имеются нарушения фонетики, вследствие несформированности всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. Недостаточно развитыми оказываются фонематические процессы и лексико-грамматический строй речи, так как первично нарушены звукопроизношения и просодика. На фоне этого у дошкольников с дизартрией имеется ряд психолого-педагогических особенностей: нарушения внимания, памяти, мышления, восприятия,
интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
Во время проведенного логопедического обследования выявлено, что старшим дошкольникам с дизартрией характерны значительные нарушения звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия. Были выявлены специфические нарушения в интонационной и лексико-грамматической сторонах речи. Также была установлена неразрывная связь между тем, как развивается звукопроизношение и фонематические процессы.
Полученные данные показали, что произношение звуков дошкольников с дизартрией не развито в соответствии с нормой. А именно, преобладает антропофонический дефект и полиморфные нарушения. Наблюдаются также нарушения интонационной стороны речи: мелодика речи выражена недостаточно, объем и сила выдоха ограничены. Имеются значительные специфические нарушения лексико-грамматической стороны речи.
В ходе проведенного эксперимента можно установить, что перечисленные нарушения связаны с недостаточной работой артикуляционных мышц и нарушением их тонуса. Трудными оказались определенные артикуляционные движения, выполнение которых страдает из - за ограничения подвижности мышц языка.
На основе результатов констатирующего эксперимента было определено содержание логопедической работы по коррекции нарушений речи детей старшего дошкольного возраста. Эти дети имели логопедическое заключение: ОНР III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Коррекционная работа проходила непосредственно в форме индивидуальных и подгрупповых занятий, в которые были включены упражнения по развитию артикуляционной моторики, нормализации речевого дыхания и интонационной стороны речи, постановку и автоматизацию звуков, развитию фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи. Далее контрольный эксперимент показал положительную динамику в речевом развитии детей с дизартрией. Учитывались индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка.
Таким образом, исходя из выше перечисленного, следует сформулировать вывод: проведенная коррекционная работа оказала положительное влияние на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Цель работы была достигнута, поставленные задачи решены.
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова.
- М. : Астрель, 2007. - 341 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2008. - 252 с.
3. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] / Л. О. Бадалян. - М. : Издательский центр Академия, 2003. - 317 с.
4. Беккер, К. П. Логопедия [Текст] / К. П. Беккер. - М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 1981. - 288 с.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
6. Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание [Текст] : учеб. пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М. : Изд-во ЭКСМО Пресс, 2001.
- 416 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. - 680 с.
8. Волкова, Л. С. Хрестоматия по логопедии [Текст] : учеб. пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений / Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 547 с.
9. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности Дефектология / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова ; под ред. Л. С. Волковой. - М. : Просвещение, 1989. - 528 с.
10. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша. - М. : Владос, 2000. - 158 с.
11. Гаркуша, Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша. - М. : Просвещение, 1992. - 59 с.
12. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. - 1994. - № 2. - С.56-73.
13. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] / В. П. Глухов. - М. : Астрель, 2005. - 351 с.
14. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2002. - 144 с.
15. Екжанова, Е. А. Речь как реченька [Текст] / Е. А. Екжанова. - М. : МГПУ, 2006. - 84 с.
...