Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией во взаимодействии логопеда и педагогов образовательной организации

Работа №96391

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы159
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМ
ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с псевдобульбарной
дизартрией 7
1.2. Развитие речи у детей в норме 10
1.3 Характеристика фонетической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией 15
1.4. Взаимодействие в работе логопеда и педагогов образовательной организации, его значение 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 22
2.1. Организация и принципы констатирующего эксперимента 22
2.2. Методика логопедического обследования детей дошкольного
возраста 24
2.3. Анализ результатов логопедического обследования 27
2.4. Методика изучения готовности педагогов образовательно
организации к взаимодействию с логопедом 35
2.5. Анализ результатов изучения готовности педагогов к
взаимодействию с логопедом 36
ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 42
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и основные направления
логопедической работы по коррекции нарушений речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 42
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции речевых
нарушений у детей экспериментальной группы 44
3.3. Взаимодействие логопеда и педагогов образовательной организации,
работе по коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 50
3.4. Контрольный эксперимент и его анализ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 152

Актуальность. В современном мире, становится острой проблема увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Причины возникновения нарушений речи часто связывают с перинатальной патологией. По данным исследования Т. В. Волосовец, около 70% новорожденных детей имеют перинатальную патологию ЦНС, а отсутствие ранней коррекционной работы приводит к стойким речевым нарушениям.
Самой распространённой речевой патологией у детей является дизартрия. Наиболее частая форма данного речевого нарушения, которую диагностируют в раннем детском возрасте - псевдобульбарная дизартрия.
Изучением дизартрии занимались О. В. Правдина, Е. Н. Винарская, Р. И. Мартынова, Е. Ф. Соботович, Е. Ф. Архипова, И. И. Мамайчук, Л. В. Лопатина, О. Г. Приходько и другие специалисты. По результатам исследований данных специалистов, отмечается значительный рост числа детей с псевдобульбарной дизартрией [2, 3, 10, 34, 35, 36].
Ведущим дефектом при псевдобульбарной дизартрии является нарушение моторной сферы и фонетической стороны речи. У детей страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика, наблюдаются нарушения звукопроизношения разной тяжести, а также возникают трудности при формировании просодической стороны речи [2, 3].
Нарушения при псевдобульбарной дизартрии отрицательно влияют на развитие фонематических процессов, развития лексико-грамматической стороны речи, а также на состояние высших психических функций. Все отклонения речи являются стойкими, трудно поддающимися коррекции, требуют длительного времени для их устранения и комплексного коррекционного воздействия со стороны логопеда, семьи и педагогов образовательной организации (ОО) [2, 3, 13].
Следовательно, ранее диагностирования псевдобульбарной дизартрии у детей дошкольного возраста и дальнейшая комплексная коррекционная работа (совместно с педагогами ОО и родителями) по преодолению данного нарушения приобретает особую актуальность [31].
Объектом исследования являются нарушения речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, компетентность педагогов ОО по вопросам коррекции нарушений речи у дошкольников.
Предмет - содержание комплексной логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Цель - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность логопедической работы по коррекции нарушений речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией во взаимодействии с педагогами ОО.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Отобрать методики исследования всех речевых компонентов, провести констатирующий и контрольный эксперименты и проанализировать полученные данные.
3. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность содержания логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей экспериментальной группы, активно включая педагогов ОО в коррекционный процесс.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
1) теории нарушения речи Р. Е. Левиной, Р. И. Мартыновой, Е. М. Мастюковой, О. В. Правдиной, Ф. А. Рау, Т. Б. Филичевой, М. Е. Хватцева, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной и других [29, 36, 37, 38, 63, 66, 67];
2) положения об особенностях развития речи в онтогенезе и возможных речевых нарушений Е. А. Лариной, С. С. Ляпидевского, О. В. Правдиной [28, 41, 51];
3) методические рекомендации к логопедической работе по обследованию и коррекции нарушений речи у детей с псевдобульбарной дизартрией: Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова, Ф. А. Сохин, Н. М. Трубникова, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и другие [32, 49, 58, 61, 62, 67, 69].
Методы реализации поставленных задач:
1) теоретические: изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической, нейропсихологической литературы по проблеме исследования, обобщение материала;
2) эмпирические: изучение и анализ анамнестических данных, педагогический эксперимент.
В качестве теоретической базы исследования были использованы учебные пособия, статьи, публикации, посвященные теме коррекции псевдобульбарной дизартрии.
Практической базой исследования послужила старшая группа бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 392 г. Екатеринбурга.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе работы была проанализирована литература по теме исследования и сделаны следующие выводы: для успешной коррекции речевых нарушений необходим комплексный подход.
Для детей с псевдобульбарной дизартрией характерны нарушения множественные нарушения моторной сферы, просодической стороны речи, что влияет на неправильное формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи.
Следовательно, дети с псевдобульбарной дизартрией, нуждаются в своевременной, коррекционной помощи, как со стороны логопеда, так и педагогов ОО и семьи ребёнка.
Для проведения педагогического эксперимента был выбран детский сад № 392 города Екатеринбурга.
В констатирующем эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5-7 лет. Для проведения исследования использовались методические рекомендации Н. М. Трубниковой и Е. Ф. Архиповой.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал, что у всех детей выявлены нарушения общей, произвольной моторики пальцев рук, моторики артикуляционного аппарата, мимической моторики, фонематического слуха и восприятия, навыков словообразования и словоизменения, а также бедный активный словарь. Так же у детей были выявлены нарушения голоса, такие как нарушение модуляции голоса по силе, высоте, нарушения темпа и тембра голоса, интонации.
На базе ОО был проведен формирующий эксперимент, в период с 01.10.18 по 09.12.18.
По результатам обследования детей и исходя из структуры дефекта и клинического диагноза для каждого ребёнка был составлен перспективный план индивидуальной коррекционной работы, а также план фронтальных занятий и содержание работы с воспитателем по повышению компетентности в области преодоления речевого недоразвития детей и активного их включения в коррекционный процесс.
В ходе разработки логопедической работы по коррекции псевдобульбарной дизартрии было выявлено, что для достижения эффективных результатов необходимо взаимодействовать с педагогами ОО, с семьями воспитанников, для организации эффективного коррекционного процесса.
Для выстраивания взаимодействия с педагогами ОО были выбраны наиболее продуктивные формы: индивидуальные и групповые консультации, буклеты, папки-передвижки, домашние задания и рекомендации.
Данные формы работы проводятся с целью обогащения педагогически знаний и умений педагогов, просвещение их в сфере логопедической работы, а также создание комфортных условий для системного и комплексного коррекционного процесса.
Контрольный эксперимент показал, что положительная динамика наблюдается у всех десяти участвовавших в формирующем эксперименте детей по всем показателям. У всех испытуемых улучшилось состояние всех аспектов обследования. Результаты контрольного эксперимента доказали эффективность проведённой коррекционной работы.
Таким образом, цели и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты.



1. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Е. Э. Артемова. - М, 2005. - 139 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 254 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учебное пособие / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2006. - 331 с.
4. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Л. О. Бадалян. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. -400 с.
5. Бачина О. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи [Текст] / О. В. Бачина, Л. Н. Самородова. - М. : Тц «Сфера», 2009. - 64 с.
6. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст] : учеб. для учащихся индустриал.-пед. техникумов и учеб. пособие для студентов инженер.-пед. спец. / В. С. Безрукова. - Екатеринбург.: Деловая кн., 1996. - 344 с.
7. Белякова, Л. И. Дифференциальная диагностика минимальных нарушений произносительной стороны речи у детей 6-7 лет [Текст] / Л И. Белякова, А М. Шацкова // Наука, образование, технологии, 2007. - №2. - С. 43-47.
8. Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений [Текст] / Под ред. В. П. Зинченко ; сост. А. И. Назаров; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : Ин-т практ. психологии, 1997. - 608 с.
9. Бутырина, Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н. М. Бутырина, С. Ю. Боруха, Т. Ю. Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.
10. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Астрель, Хранитель, 2006. - 141 с.
11. Виноградова, Н. Ф. Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Н. Ф. Виноградова. - М. : СПУТНИК, 2010. - 123 с.
12. Волосовец, Т. В. Методические рекомендации для родителей [Текст] / Т. В. Волосовец. - М. : ЭКСПО, 2001. - 153 с.
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /
А. Н. Гвоздев. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
15. Гребенникова, В. Н. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / В. Н. Гребенникова. - М. : Сфера, 2007. - 221 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ