РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 11
1.1. Сущностная характеристика понятия «Музейная педагогика» 11
1.2. Дошкольные образовательные учреждения: сущность, структура,
функции 25
1.3. Образовательная программа в дошкольном учреждении как элемент
системы образования 36
ГЛАВА II. ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
2.1. Образовательные программы музейной педагогики в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 54» г. Первоуральска 51
2.2. Опытно-поисковая работа по реализации образовательных программ музейной педагогики в МАДОУ «Детский сад № 54» г. Первоуральска
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 117
ПРИЛОЖЕНИЯ 125
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 11
1.1. Сущностная характеристика понятия «Музейная педагогика» 11
1.2. Дошкольные образовательные учреждения: сущность, структура,
функции 25
1.3. Образовательная программа в дошкольном учреждении как элемент
системы образования 36
ГЛАВА II. ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
2.1. Образовательные программы музейной педагогики в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 54» г. Первоуральска 51
2.2. Опытно-поисковая работа по реализации образовательных программ музейной педагогики в МАДОУ «Детский сад № 54» г. Первоуральска
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 117
ПРИЛОЖЕНИЯ 125
Актуальность исследования. Дошкольная педагогика - одна из наиболее важных отраслей науки «педагогика». Ее теории и концепции никогда не существуют в изолированном пространстве, поскольку все локальные системы культуры, в том числе и образование, составляют общую открытую и динамичную систему, в которой развитие отдельных элементов ведет к трансформации других и, в конечном счете, к изменению всей системы.
В настоящее время, в дошкольной педагогике, прослеживается тенденция синтеза гуманистических, демократических и культурных ценностей образования: поликультурность, многообразие культурных ценностей постепенно становятся приоритетными. Есть надежда, что дошкольное образование станет саморазвивающимся, культурным процессом, а педагогическая практика перестанет быть совокупностью методов и средств передачи знаний и установок и будет развиваться как искусство воспитания личности в культуре.
Огромную роль в сохранении и воспроизводстве ценностей отечественной и мировой культуры, в формировании исторической памяти и обеспечении преемственности культурно-исторического развития, играют музеи. Из века в век они имеют все большее значение в духовной жизни общества, просвещении, образовании, нравственном и эстетическом воспитании людей, в процессах информации и коммуникации. Музеи доказали, что у них огромный культурный потенциал, они способны решать кардинальные задачи духовного развития общества. Необходима научно-осмысленная, социально-педагогическая и социально-культурная деятельность, которая будет с самого раннего детства нести это духовное богатство.
Сложившееся противоречие между объективными возможностями музеев активно влиять на процесс формирования духовного мира ребенка, развивать его общекультурные компетенции и фактическим уровнем их использования, привело к пристальному вниманию к музейной педагогике как особой отрасли знаний, которой по силам это противоречие разрешить.
Актуальность, практическая значимость и выделенное противоречие позволили сформулировать проблему и тему диссертационного исследования.
Проблема исследования состоит в поиске путей использования музейной педагогики в дошкольных учреждениях.
Тема исследования: «Разработка и реализация образовательных программ музейной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях».
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и разработать образовательные программы музейной педагогики для дошкольного образовательного учреждения.
Объектом нашего исследования является: музейная педагогика в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: образовательные программы музейной педагогики в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования: процесс разработки и внедрения образовательных программ музейной педагогики в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если:
1) в современном дошкольном учреждении будут созданы условия для приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре;
2) в современном дошкольном учреждении будут созданы условия для создания мини-музея;
3) в основе образовательной программы по реализации музейной педагогики в ДОУ будут лежать современные методы, приемы, формы и средства образования детей дошкольного возраста;
4) будут учитываться возрастные особенности детей дошкольного возраста;
5) будет осуществляться взаимодействие всех субъектов
образовательного процесса.
В соответствии с целями и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1) выявить сущность понятий «музей», «музейная педагогика», «дошкольное образовательное учреждение», «образовательная программа»;
2) изучить нормативные документы и требования к дошкольному образовательному учреждению, определить его цели, задачи и функции с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
3) определить особенности образовательных программ для дошкольников;
4) разработать образовательную программу реализации музейной педагогики в ДОУ для каждой возрастной группы;
5) проверить опытно-поисковым путем эффективность разработанной образовательной программы музейной педагогики для старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Теоретико-методологическая база исследования.
1. Теоретические положения, рассматривающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
2. Психологические концепции субъектно-объектного воздействия искусства и восприятия произведений искусств (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
3. Исследования, раскрывающие роль воспитательной роли музеев и значимость музейной педагогики в формировании и развитии личности детей (Л. Литхварк, Е.Б. Медведева, В.А. Столяров).
Методы исследования:
1) теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
2) эмпирические: наблюдение, беседы, анализ творческих работ
обучающихся, количественный и качественный анализ данных.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 54» г. Первоуральска.
Теоретическая значимость и элементы новизны:
1) определено место «музейной педагогики» в системе дошкольного образования;
2) уточнены понятия «музей», «музейная педагогика».
3) уточнены понятия «дошкольное образовательное учреждение», выявлены его особенности и предназначение;
4) определена специфика образовательных программ музейной педагогики для детей дошкольного возраста.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:
1) разработана образовательная программа реализации музейной педагогики в ДОУ, для всех возрастных групп;
2) апробированы диагностические карты, критерии которых позволяют определить оценку эффективности образовательной программы музейной педагогики в процессе ее реализации в дошкольных образовательных учреждениях.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и методологические положения исследования излагались на II Научно-практическом семинаре «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как ценностная основа ФГОС», г. Первоуральск, 2016г. (секция «Целевые ориентиры и практики духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовании», доклад «Музейная педагогика в духовно-нравственном воспитании дошкольника»); на III Научно-практическом семинаре «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как ценностная основа ФГОС», г. Первоуральск, 2017г. (секция «Современный социум и традиционные семейные ценности», доклад «Воспитание традиционных семейных ценностей через музейную педагогику в условиях ДОУ»); на XVII Научно-практической конференции «Содружество и мастерство» им. А.П. Гурновой «Содержание и организация образовательного процесса в контексте ФГОС», г. Ревда, 2018 г. (доклад «Роль воспитателя в организации исследовательской деятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения посредством музейной педагогики»).
Результаты исследования внедрены в практику работы Дошкольного образовательного учреждения МАДОУ «Детский сад № 54», ГО Первоуральск Свердловской области, а так же использованы в Центре развития детей «Академия», ГО Первоуральск Свердловской области, и Студии художественно-эстетического развития детей «Радость моя», ГО Первоуральск Свердловской области.
Тема исследования отражена в следующих публикациях:
1. Елькина А.Ю. Значение мини-музея в развитии личности дошкольника / European multi scientific journal. № 20/2018. С. 35-38
2. Елькина А.Ю. Мини-музей как средство формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста / European multi scientific journal. № 20/2018. С. 38-40
3. Елькина А.Ю. Роль воспитателя в организации исследовательской деятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения посредством музейной педагогики / Научно-информационный центр «Знание». 2018. 80с. (в печати)
Структура магистерской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Список использованной литературы насчитывает 79 источников.
В настоящее время, в дошкольной педагогике, прослеживается тенденция синтеза гуманистических, демократических и культурных ценностей образования: поликультурность, многообразие культурных ценностей постепенно становятся приоритетными. Есть надежда, что дошкольное образование станет саморазвивающимся, культурным процессом, а педагогическая практика перестанет быть совокупностью методов и средств передачи знаний и установок и будет развиваться как искусство воспитания личности в культуре.
Огромную роль в сохранении и воспроизводстве ценностей отечественной и мировой культуры, в формировании исторической памяти и обеспечении преемственности культурно-исторического развития, играют музеи. Из века в век они имеют все большее значение в духовной жизни общества, просвещении, образовании, нравственном и эстетическом воспитании людей, в процессах информации и коммуникации. Музеи доказали, что у них огромный культурный потенциал, они способны решать кардинальные задачи духовного развития общества. Необходима научно-осмысленная, социально-педагогическая и социально-культурная деятельность, которая будет с самого раннего детства нести это духовное богатство.
Сложившееся противоречие между объективными возможностями музеев активно влиять на процесс формирования духовного мира ребенка, развивать его общекультурные компетенции и фактическим уровнем их использования, привело к пристальному вниманию к музейной педагогике как особой отрасли знаний, которой по силам это противоречие разрешить.
Актуальность, практическая значимость и выделенное противоречие позволили сформулировать проблему и тему диссертационного исследования.
Проблема исследования состоит в поиске путей использования музейной педагогики в дошкольных учреждениях.
Тема исследования: «Разработка и реализация образовательных программ музейной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях».
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и разработать образовательные программы музейной педагогики для дошкольного образовательного учреждения.
Объектом нашего исследования является: музейная педагогика в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: образовательные программы музейной педагогики в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования: процесс разработки и внедрения образовательных программ музейной педагогики в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если:
1) в современном дошкольном учреждении будут созданы условия для приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре;
2) в современном дошкольном учреждении будут созданы условия для создания мини-музея;
3) в основе образовательной программы по реализации музейной педагогики в ДОУ будут лежать современные методы, приемы, формы и средства образования детей дошкольного возраста;
4) будут учитываться возрастные особенности детей дошкольного возраста;
5) будет осуществляться взаимодействие всех субъектов
образовательного процесса.
В соответствии с целями и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1) выявить сущность понятий «музей», «музейная педагогика», «дошкольное образовательное учреждение», «образовательная программа»;
2) изучить нормативные документы и требования к дошкольному образовательному учреждению, определить его цели, задачи и функции с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
3) определить особенности образовательных программ для дошкольников;
4) разработать образовательную программу реализации музейной педагогики в ДОУ для каждой возрастной группы;
5) проверить опытно-поисковым путем эффективность разработанной образовательной программы музейной педагогики для старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Теоретико-методологическая база исследования.
1. Теоретические положения, рассматривающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
2. Психологические концепции субъектно-объектного воздействия искусства и восприятия произведений искусств (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
3. Исследования, раскрывающие роль воспитательной роли музеев и значимость музейной педагогики в формировании и развитии личности детей (Л. Литхварк, Е.Б. Медведева, В.А. Столяров).
Методы исследования:
1) теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
2) эмпирические: наблюдение, беседы, анализ творческих работ
обучающихся, количественный и качественный анализ данных.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 54» г. Первоуральска.
Теоретическая значимость и элементы новизны:
1) определено место «музейной педагогики» в системе дошкольного образования;
2) уточнены понятия «музей», «музейная педагогика».
3) уточнены понятия «дошкольное образовательное учреждение», выявлены его особенности и предназначение;
4) определена специфика образовательных программ музейной педагогики для детей дошкольного возраста.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:
1) разработана образовательная программа реализации музейной педагогики в ДОУ, для всех возрастных групп;
2) апробированы диагностические карты, критерии которых позволяют определить оценку эффективности образовательной программы музейной педагогики в процессе ее реализации в дошкольных образовательных учреждениях.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и методологические положения исследования излагались на II Научно-практическом семинаре «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как ценностная основа ФГОС», г. Первоуральск, 2016г. (секция «Целевые ориентиры и практики духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовании», доклад «Музейная педагогика в духовно-нравственном воспитании дошкольника»); на III Научно-практическом семинаре «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как ценностная основа ФГОС», г. Первоуральск, 2017г. (секция «Современный социум и традиционные семейные ценности», доклад «Воспитание традиционных семейных ценностей через музейную педагогику в условиях ДОУ»); на XVII Научно-практической конференции «Содружество и мастерство» им. А.П. Гурновой «Содержание и организация образовательного процесса в контексте ФГОС», г. Ревда, 2018 г. (доклад «Роль воспитателя в организации исследовательской деятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения посредством музейной педагогики»).
Результаты исследования внедрены в практику работы Дошкольного образовательного учреждения МАДОУ «Детский сад № 54», ГО Первоуральск Свердловской области, а так же использованы в Центре развития детей «Академия», ГО Первоуральск Свердловской области, и Студии художественно-эстетического развития детей «Радость моя», ГО Первоуральск Свердловской области.
Тема исследования отражена в следующих публикациях:
1. Елькина А.Ю. Значение мини-музея в развитии личности дошкольника / European multi scientific journal. № 20/2018. С. 35-38
2. Елькина А.Ю. Мини-музей как средство формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста / European multi scientific journal. № 20/2018. С. 38-40
3. Елькина А.Ю. Роль воспитателя в организации исследовательской деятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения посредством музейной педагогики / Научно-информационный центр «Знание». 2018. 80с. (в печати)
Структура магистерской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Список использованной литературы насчитывает 79 источников.
Теоретическое изучение проблемы и результаты опытно-поисковой работы позволили сформулировать следующие выводы.
Музей - это учреждение, осуществляющее отбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства, которые являются транслятором культурных ценностей.
Ученые выделяют множество функций музея - образовательная, воспитательная, социокультурная, коммуникационная, документирования, исторической памяти, эстетическая.
Большое значение исследователи придают образовательной функции музея.
Образовательная функция музея послужила появлению такой отрасли педагогики как музейная педагогика.
Музейная педагогика - это область науки, главной целью которой является отечественное и художественное воспитание, посредством которого происходит формирование свободной и творческой личности, способной к преобразовательной деятельности.
В арсенале музейной педагогики находится множество эффективных методов и форм развития, воспитания, обучения. Среди них.
Формы: практические тематические занятия, праздники, экскурсии, посещение театров, музеев, концертов, совместный досуг детей и родителей.
Методы: проблемный метод, метод исследования, классификация и систематизация, тренинг, эвристическая, проблемная и частично-поисковая беседа.
Музейная педагогика стала широко использоваться в сфере образования, в частности в дошкольном образовательном учреждении.
Установлено, что освоенное культурное пространство дошкольника расширяется за счет включения музея и элементов музейной педагогики в образовательный процесс.
Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 3-х до 7 лет.
В основе организации учебно-воспитательной деятельности любого образовательного учреждения, дошкольного в том числе, лежит образовательная программа.
Основная образовательная программа (модуль) дошкольного образования является документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации образовательных отношений, направленных на обеспечение разностороннего развития детей от 3-х до 7 лет по образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей воспитанников.
Основная образовательная программа разрабатывается в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом нормативных документов.
Определив специфику образовательных программ для детей дошкольного возраста, нами была разработана образовательная программа «Музей как средство воспитания личности» по реализации музейной педагогики в ДОУ.
Данная программа была разработана для дошкольников 3-7 лет.
К методам реализации данной программы мы отнесли:
1) проблемный метод изложение материала;
2) метод исследования;
3) классификация и систематизация;
4) тренинг;
5) эвристическая, проблемная и частично-поисковая беседа.
Наиболее эффективными формами реализации разработанной программы стали:
1) практические тематические занятия;
2) праздники;
3) экскурсии;
4) посещение театров, музеев, концертов;
5) совместный досуг детей и родителей.
В процессе реализации данной программы участвовали все субъекты образовательного процесса - педагоги, воспитанники, родители.
Для выявления эффективности разработанной программы были выделены следующие критерии: увлеченности во время занятий, взаимодействие и общения ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, активности, проявление интереса к прошлому, традициями и развитие воображения и творческой активности, умение слушать и отвечать на вопросы ^выражение собственного мнения, формирование представлений о видах искусства, восприятие музыки, фольклора и художественной литературы, овладение подвижными играми с правилами.
Опытно-поисковая работа, которая включала исходную диагностику, наблюдение за детьми во время проведения музейных занятий и контрольную диагностику, доказала эффективность разработанной программы.
Практика показала, что создание мини-музеев в детских дошкольных учреждениях расширяет кругозор воспитанников, стимулирует проявление интереса к музеям, как у детей, так и у взрослых. Это подтверждается рассказами детей о посещенных в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активной помощью со стороны родителей в подборе материалов для группового мини-музея.
Музей - это учреждение, осуществляющее отбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства, которые являются транслятором культурных ценностей.
Ученые выделяют множество функций музея - образовательная, воспитательная, социокультурная, коммуникационная, документирования, исторической памяти, эстетическая.
Большое значение исследователи придают образовательной функции музея.
Образовательная функция музея послужила появлению такой отрасли педагогики как музейная педагогика.
Музейная педагогика - это область науки, главной целью которой является отечественное и художественное воспитание, посредством которого происходит формирование свободной и творческой личности, способной к преобразовательной деятельности.
В арсенале музейной педагогики находится множество эффективных методов и форм развития, воспитания, обучения. Среди них.
Формы: практические тематические занятия, праздники, экскурсии, посещение театров, музеев, концертов, совместный досуг детей и родителей.
Методы: проблемный метод, метод исследования, классификация и систематизация, тренинг, эвристическая, проблемная и частично-поисковая беседа.
Музейная педагогика стала широко использоваться в сфере образования, в частности в дошкольном образовательном учреждении.
Установлено, что освоенное культурное пространство дошкольника расширяется за счет включения музея и элементов музейной педагогики в образовательный процесс.
Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 3-х до 7 лет.
В основе организации учебно-воспитательной деятельности любого образовательного учреждения, дошкольного в том числе, лежит образовательная программа.
Основная образовательная программа (модуль) дошкольного образования является документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации образовательных отношений, направленных на обеспечение разностороннего развития детей от 3-х до 7 лет по образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей воспитанников.
Основная образовательная программа разрабатывается в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом нормативных документов.
Определив специфику образовательных программ для детей дошкольного возраста, нами была разработана образовательная программа «Музей как средство воспитания личности» по реализации музейной педагогики в ДОУ.
Данная программа была разработана для дошкольников 3-7 лет.
К методам реализации данной программы мы отнесли:
1) проблемный метод изложение материала;
2) метод исследования;
3) классификация и систематизация;
4) тренинг;
5) эвристическая, проблемная и частично-поисковая беседа.
Наиболее эффективными формами реализации разработанной программы стали:
1) практические тематические занятия;
2) праздники;
3) экскурсии;
4) посещение театров, музеев, концертов;
5) совместный досуг детей и родителей.
В процессе реализации данной программы участвовали все субъекты образовательного процесса - педагоги, воспитанники, родители.
Для выявления эффективности разработанной программы были выделены следующие критерии: увлеченности во время занятий, взаимодействие и общения ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, активности, проявление интереса к прошлому, традициями и развитие воображения и творческой активности, умение слушать и отвечать на вопросы ^выражение собственного мнения, формирование представлений о видах искусства, восприятие музыки, фольклора и художественной литературы, овладение подвижными играми с правилами.
Опытно-поисковая работа, которая включала исходную диагностику, наблюдение за детьми во время проведения музейных занятий и контрольную диагностику, доказала эффективность разработанной программы.
Практика показала, что создание мини-музеев в детских дошкольных учреждениях расширяет кругозор воспитанников, стимулирует проявление интереса к музеям, как у детей, так и у взрослых. Это подтверждается рассказами детей о посещенных в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активной помощью со стороны родителей в подборе материалов для группового мини-музея.
Подобные работы
- ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ СОБЫТИЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ В ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Управление развитием детского туризма в образовательной организации (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2025 - Разработка программ развития универсальных учебных действий
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках музейных уроков иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



