ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 11
1.1. Сущностная характеристика понятия «Музейная педагогика» 11
1.2. Дошкольные образовательные учреждения: сущность, структура,
функции 25
1.3. Образовательная программа в дошкольном учреждении как элемент
системы образования 36
ГЛАВА II. ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
2.1. Образовательные программы музейной педагогики в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 54» г. Первоуральска 51
2.2. Опытно-поисковая работа по реализации образовательных программ музейной педагогики в МАДОУ «Детский сад № 54» г. Первоуральска
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 117
ПРИЛОЖЕНИЯ 125
Актуальность исследования. Дошкольная педагогика - одна из наиболее важных отраслей науки «педагогика». Ее теории и концепции никогда не существуют в изолированном пространстве, поскольку все локальные системы культуры, в том числе и образование, составляют общую открытую и динамичную систему, в которой развитие отдельных элементов ведет к трансформации других и, в конечном счете, к изменению всей системы.
В настоящее время, в дошкольной педагогике, прослеживается тенденция синтеза гуманистических, демократических и культурных ценностей образования: поликультурность, многообразие культурных ценностей постепенно становятся приоритетными. Есть надежда, что дошкольное образование станет саморазвивающимся, культурным процессом, а педагогическая практика перестанет быть совокупностью методов и средств передачи знаний и установок и будет развиваться как искусство воспитания личности в культуре.
Огромную роль в сохранении и воспроизводстве ценностей отечественной и мировой культуры, в формировании исторической памяти и обеспечении преемственности культурно-исторического развития, играют музеи. Из века в век они имеют все большее значение в духовной жизни общества, просвещении, образовании, нравственном и эстетическом воспитании людей, в процессах информации и коммуникации. Музеи доказали, что у них огромный культурный потенциал, они способны решать кардинальные задачи духовного развития общества. Необходима научно-осмысленная, социально-педагогическая и социально-культурная деятельность, которая будет с самого раннего детства нести это духовное богатство.
Сложившееся противоречие между объективными возможностями музеев активно влиять на процесс формирования духовного мира ребенка, развивать его общекультурные компетенции и фактическим уровнем их использования, привело к пристальному вниманию к музейной педагогике как особой отрасли знаний, которой по силам это противоречие разрешить.
Актуальность, практическая значимость и выделенное противоречие позволили сформулировать проблему и тему диссертационного исследования.
Проблема исследования состоит в поиске путей использования музейной педагогики в дошкольных учреждениях.
Тема исследования: «Разработка и реализация образовательных программ музейной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях».
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и разработать образовательные программы музейной педагогики для дошкольного образовательного учреждения.
Объектом нашего исследования является: музейная педагогика в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: образовательные программы музейной педагогики в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования: процесс разработки и внедрения образовательных программ музейной педагогики в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если:
1) в современном дошкольном учреждении будут созданы условия для приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре;
2) в современном дошкольном учреждении будут созданы условия для создания мини-музея;
3) в основе образовательной программы по реализации музейной педагогики в ДОУ будут лежать современные методы, приемы, формы и средства образования детей дошкольного возраста;
4) будут учитываться возрастные особенности детей дошкольного возраста;
5) будет осуществляться взаимодействие всех субъектов
образовательного процесса.
В соответствии с целями и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1) выявить сущность понятий «музей», «музейная педагогика», «дошкольное образовательное учреждение», «образовательная программа»;
2) изучить нормативные документы и требования к дошкольному образовательному учреждению, определить его цели, задачи и функции с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
3) определить особенности образовательных программ для дошкольников;
4) разработать образовательную программу реализации музейной педагогики в ДОУ для каждой возрастной группы;
5) проверить опытно-поисковым путем эффективность разработанной образовательной программы музейной педагогики для старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Теоретико-методологическая база исследования.
1. Теоретические положения, рассматривающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
2. Психологические концепции субъектно-объектного воздействия искусства и восприятия произведений искусств (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
3. Исследования, раскрывающие роль воспитательной роли музеев и значимость музейной педагогики в формировании и развитии личности детей (Л. Литхварк, Е.Б. Медведева, В.А. Столяров).
Методы исследования:
1) теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
2) эмпирические: наблюдение, беседы, анализ творческих работ
обучающихся, количественный и качественный анализ данных.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 54» г. Первоуральска.
Теоретическая значимость и элементы новизны:
1) определено место «музейной педагогики» в системе дошкольного образования;
2) уточнены понятия «музей», «музейная педагогика».
3) уточнены понятия «дошкольное образовательное учреждение», выявлены его особенности и предназначение;
4) определена специфика образовательных программ музейной педагогики для детей дошкольного возраста.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:
1) разработана образовательная программа реализации музейной педагогики в ДОУ, для всех возрастных групп;
2) апробированы диагностические карты, критерии которых позволяют определить оценку эффективности образовательной программы музейной педагогики в процессе ее реализации в дошкольных образовательных учреждениях.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и методологические положения исследования излагались на II Научно-практическом семинаре «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как ценностная основа ФГОС», г. Первоуральск, 2016г. (секция «Целевые ориентиры и практики духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовании», доклад «Музейная педагогика в духовно-нравственном воспитании дошкольника»); на III Научно-практическом семинаре «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как ценностная основа ФГОС», г. Первоуральск, 2017г. (секция «Современный социум и традиционные семейные ценности», доклад «Воспитание традиционных семейных ценностей через музейную педагогику в условиях ДОУ»); на XVII Научно-практической конференции «Содружество и мастерство» им. А.П. Гурновой «Содержание и организация образовательного процесса в контексте ФГОС», г. Ревда, 2018 г. (доклад «Роль воспитателя в организации исследовательской деятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения посредством музейной педагогики»).
Результаты исследования внедрены в практику работы Дошкольного образовательного учреждения МАДОУ «Детский сад № 54», ГО Первоуральск Свердловской области, а так же использованы в Центре развития детей «Академия», ГО Первоуральск Свердловской области, и Студии художественно-эстетического развития детей «Радость моя», ГО Первоуральск Свердловской области.
Тема исследования отражена в следующих публикациях:
1. Елькина А.Ю. Значение мини-музея в развитии личности дошкольника / European multi scientific journal. № 20/2018. С. 35-38
2. Елькина А.Ю. Мини-музей как средство формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста / European multi scientific journal. № 20/2018. С. 38-40
3. Елькина А.Ю. Роль воспитателя в организации исследовательской деятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения посредством музейной педагогики / Научно-информационный центр «Знание». 2018. 80с. (в печати)
Структура магистерской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Список использованной литературы насчитывает 79 источников.
Теоретическое изучение проблемы и результаты опытно-поисковой работы позволили сформулировать следующие выводы.
Музей - это учреждение, осуществляющее отбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства, которые являются транслятором культурных ценностей.
Ученые выделяют множество функций музея - образовательная, воспитательная, социокультурная, коммуникационная, документирования, исторической памяти, эстетическая.
Большое значение исследователи придают образовательной функции музея.
Образовательная функция музея послужила появлению такой отрасли педагогики как музейная педагогика.
Музейная педагогика - это область науки, главной целью которой является отечественное и художественное воспитание, посредством которого происходит формирование свободной и творческой личности, способной к преобразовательной деятельности.
В арсенале музейной педагогики находится множество эффективных методов и форм развития, воспитания, обучения. Среди них.
Формы: практические тематические занятия, праздники, экскурсии, посещение театров, музеев, концертов, совместный досуг детей и родителей.
Методы: проблемный метод, метод исследования, классификация и систематизация, тренинг, эвристическая, проблемная и частично-поисковая беседа.
Музейная педагогика стала широко использоваться в сфере образования, в частности в дошкольном образовательном учреждении.
Установлено, что освоенное культурное пространство дошкольника расширяется за счет включения музея и элементов музейной педагогики в образовательный процесс.
Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 3-х до 7 лет.
В основе организации учебно-воспитательной деятельности любого образовательного учреждения, дошкольного в том числе, лежит образовательная программа.
Основная образовательная программа (модуль) дошкольного образования является документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации образовательных отношений, направленных на обеспечение разностороннего развития детей от 3-х до 7 лет по образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей воспитанников.
Основная образовательная программа разрабатывается в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом нормативных документов.
Определив специфику образовательных программ для детей дошкольного возраста, нами была разработана образовательная программа «Музей как средство воспитания личности» по реализации музейной педагогики в ДОУ.
Данная программа была разработана для дошкольников 3-7 лет.
К методам реализации данной программы мы отнесли:
1) проблемный метод изложение материала;
2) метод исследования;
3) классификация и систематизация;
4) тренинг;
5) эвристическая, проблемная и частично-поисковая беседа.
Наиболее эффективными формами реализации разработанной программы стали:
1) практические тематические занятия;
2) праздники;
3) экскурсии;
4) посещение театров, музеев, концертов;
5) совместный досуг детей и родителей.
В процессе реализации данной программы участвовали все субъекты образовательного процесса - педагоги, воспитанники, родители.
Для выявления эффективности разработанной программы были выделены следующие критерии: увлеченности во время занятий, взаимодействие и общения ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, активности, проявление интереса к прошлому, традициями и развитие воображения и творческой активности, умение слушать и отвечать на вопросы ^выражение собственного мнения, формирование представлений о видах искусства, восприятие музыки, фольклора и художественной литературы, овладение подвижными играми с правилами.
Опытно-поисковая работа, которая включала исходную диагностику, наблюдение за детьми во время проведения музейных занятий и контрольную диагностику, доказала эффективность разработанной программы.
Практика показала, что создание мини-музеев в детских дошкольных учреждениях расширяет кругозор воспитанников, стимулирует проявление интереса к музеям, как у детей, так и у взрослых. Это подтверждается рассказами детей о посещенных в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активной помощью со стороны родителей в подборе материалов для группового мини-музея.
1. Антонова Г. А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Г. А. Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н. Николаева. - СПб.: Дрофа, 2012.
- 128с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. / Культурно-историческое понимание развития человека. - М., Академия, - 2011. - 265с.
3. Афанасьев В.Г. О целостных системах / Вопросы философии. - 1980.
- № 6. С. 66.
4. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. - М.: Советский Художник, 1981. - 348 с.
5. Бакушинский А.В. Художественные экскурсии систематического типа / Методы и практика экскурсионного дела. - М.: Прогресс, 1925. - 130 с.
6. Белова Т. С. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в детском саду. Интегрированные занятия / Т. С. Белова, Т. С. Комарова.
- М.: Мысль, 2005. - 258с.
7. Бенеш, Йозеф. Восприятие в музеях как особое средство общения. - М.: Просвещение, 1968. - 11с.
8. Большой толковый социологический словарь терминов.
URL: http://www.onlinedics.rU/slovar/soc/l/ljuboznatelnost.html (дата
обращения 06.10.2018).
9. Бурдье П. Начала / пер. с фр. Н.А. Шматко. - М.: Наука, 2004. - 318с.
10. Вахменина В. Д. Из опыта работы с детьми дошкольного возраста / Эрмитаж и дети. Проблемы эстетического воспитания в новом веке. - СПб.: Дрофа, 2001. - 90с.
11. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Мысль, 1990. - 380с.
12. Верещагина Н.В. Вопросы музеологии / под ред. Медведевой Е. Б // Научно-практический журнал «Музей». - 2013. - № 9. - 115с.
13. Виниченко В. В. Ребенок в пространстве музея / Дошкольное воспитание. - 2003. № 5. - 68с.
14. Выготский Л. С. Психология искусства. / Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л. С. Выготского и В. В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. 3-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.
15. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду: методическое пособие. - СПб.: Дрофа, 2010. - 160с.
16. Гревцева Г.Я., Ушинский К.Д. О народном воспитании / Ушинский К.Д. и развитие современной науки и практики: материалы региональной межвузовской конференции. - Челябинск, 2004. -188с.
17. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. - М.: 1994. -390с.
18.Зборовский Г.Е. О периодизации истории социологии / Журнал социологии и социальной антропологии. - 2003. Т. VI, - № 4. - 56с.
19.Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию/ Социологические исследования. - 2000. - № 6. - 60с.
20. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Карапуз, 2009. - 85с.
21. Иллич И. Deschooling Society. Harmjndsworth. 2001. - 154с.
22. Казакова С.В. Педагогика искусства. / Электронный научный журнал федерального государственного научного учреждения «институт художественного образования» российской академии образования, - 2012. -№1. - С.1-3.
23. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. - М.: Просвещение, 2005. -135с.
24. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! - СПб.: Питер, 2001. - 254с.
25. Кершенштейнер Г. О характере и его воспитании / Пер. с нем. Е. Пашуканиса. - СПб.: Изд- во газеты «Школа и жизнь», 1913. - 87с.
26. Конституция Российской Федерации, от 12.12.1993г. с учетом поправок, внесенных Законами о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014г. № 2- ФКЗ, от 21.07.2014г. №11-ФКЗ.'
URL:http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/. (дата
обращения 05.01.2018).
27. Конт О. Дух позитивной философии. Курс положительной философии. Общий обзор позитивизма. Система позитивной политики / Западноевропейская социология XIX века //под. Ред. В.И. Добренькова. - М.: Просвещение, 1996. -175с.
28. Косарева В.Н. Народная культура и традиции. - М.: Изд-во «Учитель», 2017. - 159с.
29. Леонтьев А.Н. и современная психология: / Сборник статей памяти А. Н. Леонтьева. — М.: МГУ, 1983. — 290с.
30. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка
дошкольника. - М.: Просвещение, 2004. -130с.
31. Лихтварк А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения / Образовательные и воспитательные задачи современного музея //Под ред. Л.Г. Оршанского. - СПб.: Питер, 1914. -248с.
32. Логинова В.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - Спб.: ООО Изд-во «Детство-Пресс», 2014. - 400 с.
33. Логинова В.И. Дошкольная педагогика. Часть 2. - М.: Просвещение, - 280с.
34. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Карапуз, 2009. - 85с.
35. Медведева Е.Б. Музейная педагогика Германии в прошлом и
настоящем / Музейная педагогика за рубежом: работа музеев с детской аудиторией // Рос. Ин-т культурологии. - М.: Издательский
центр «Академия», 1997. - 260с.
36. Медведева Е.Б., Юхневич, М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина / Культурно-образовательная деятельность музеев. - М.: Изд-во Эгвес, 1997. - 273с.
37. Михеева Л. В. Воспитание детей на традициях народной культуры / Молодой ученый. - 2016. - №23.2. - 95с.
38. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. - СПб.: Изд- во «Детство-Пресс», 2010. - 592 с.
39. Ноткина Н. А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. - СПб.: Норинт, 2003. - 80с.
40. Образовательная деятельность художественного музея / Под ред. Б.А. Столярова. - СПб.: Гос. Рус. музей, 2005. Вып. VIII. - 215с.
41.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбука, 1996. - 928с.
42. Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Просвещение, 2008. - 270с.
43. Поздняк Л.В. Управление дошкольным образовательным учреждением как социально-педагогической системой / Управление ДОУ. - 2006, - №4. - 158с.
44. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
URL:http://base.garant.ru/193895/.(дата обращения 05.01.2018).
45. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014г. № 276 «Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования».
URL: https: //yandex.ru/search/?text=1 .%09Приказ%20Министерства%20об разования%20и%20науки%20РФ%20от%2007.04.2014г.%20№%20276% 20«Положение%20о%20порядке%20организации%20и%20осуществлен ия%20образовательной%20деятельности%20по%20общеобразовательн ым%20программам%20дошкольного%20образования». %20&lr=11171&clid=2100785-306&win=239. (дата обращения 05.01.18).
46. Примерная основная образовательная программа. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) / Редактор: Ермолаев С. Д. - Спб.: Изд - во «Детство-Пресс», 2018 г. - 160с.
47. Психология личности : культурно-историческое понимание развития
человека / А. Асмолов. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл:
Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.
48. Рева Н. Д. Дидактические игры их роль в эстетическом воспитании детей младшего школьного и дошкольного возраста / Взаимодействие искусства в педагогическом процессе: межвузовский сб. науч. тр. // отв. ред. Н. А. Яковлева. - Спб.: Питер, 1989. -250с.
49. Ремарк Э. М. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. Т. 1. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — 980с.
50. Романов Н.И. О задачах и методах экскурсий по искусству / Экскурсионный вестник. - 1916. - № 1. - 215с.
51. Российская музейная энциклопедия: в 2 т. / Мин-во культуры РФ, Российский ин-т культурологии, Ин-т «Открытое общество» // Под ред. А.А. Сундиева., Э.В. Расшивалова [и д.р.]. - М. : Прогресс; Рипол Классик, 2001. Т. 1. - 416с.
52. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова. - М.: Просвещение, 2008. - 265с.
53. Саммыгин С.И., Нечипуренко В.Н. Философско-методологические основы педагогики высшей школы / Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - М.: Просвещение, 2015. № 4. - 308с.
54. СанПин 2.4.1. 3049-13
URL:https://zpp.guru/uslugi/sanpin-dlya-detskix-sadov/.(дата обращения 05.01.2018).
55. Сериков Г. Н. Педагогика. Кн. 1: Объект исследований. - М.: Владос, 2005. - 440с.
56. Собрание Законодательства РФ. 2009г. №1.Ст. 1; 2014. №30 (ч. 1).Ст. 4202.
URL: http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70709048/. (дата
обращения 05.01.2018).
57. Собрание Законодательства РФ.- 2012.- № 53 (ч. 1).- Ст. 7598; 2015. № 1 (ч. 1). Ст. 72.
URL:http://base.garant.ru/70440506/.(дата обращения 05.01.2018).
58. А.М. Прохоров. Советский энциклопедический словарь. - М.:
Советская энциклопедия, 1988. - 1600с.
59. Столяров Б. А. Музей в пространстве художественной культуры и образования: учеб. пособие . - СПб.: 2007. - 270с.
60. Столяров Б.А. Музейная педагогика, история, теория, практика. - М.: Высшая школа, 2004. - 216 с.
61. Столяров Б.А. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй,
музей!». / Художественный музей в образовательном процессе. - Спб.: Питер, 2009. - 16с.
62. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.:
Просвещение, 1990. - 288 с.
63. Тимофеева Е. Л. Час дошкольника в Российском этнографическом музее / Дошкольное воспитание. - 1996. - № 10. -58с.
64. Тюрина Ю.А. К вопросу о теоретико-методологических основах социологии образования в России / Журнал социологии и социальной антропологии. - 2006. -Т. IX, - № 4. - 260с.
65. Урушпаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии.
- М.: Культура, 2001. -150с.
66. Усова А.В. «К.Д. Ушинский о воспитании: значение его идей в наши дни» / К.Д. Ушинский и проблемы современного образования: материалы научно-практической конференции: сб. ст.: в 2 ч. - Челябинск, 2000. -380с.
67. Устав международного совета музеев (ИКОМ)// Официальный сайт общероссийской общественной организации «Российский комитет международного Совета музеев». учеб. пособие. - М. : Высш. Шк, 2004. - 216 с.
68. Ушинский К.Д. Собр. Соч. в 10 т. т. 1. / Наука и искусство воспитания. Спб.: Питер, 1994. - 385 с.
69. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования / Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года). URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/. (дата
обращения 05.01.2018).
70. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ ст. 43 (ред. от 03.08.2018)
URL: https: //www.zakonrf. info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/7 6/ (дата
обращения 05.01.2018).
71. Федеральный закон РФ "Об Образовании в Российской Федерации", n 273-фз | ст. 23.
URL: https: //www. zakonrf. info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/7 7/. (дата
обращения 05.01.2018).
72. Федеральный закон РФ "Об Образовании в Российской Федерации", n 273-фз | ст. 8. .
URL: https://www. zakonrf. info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/8/. (дата
обращения 05.01.2018).
73. Федеральный закон РФ "Об образовании в российской федерации", n 273-фз | ст. 12
URL: https://www. zakonrf. info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/12/. (дата
обращения 05.01.2018).
74. Фрейр П. Pedagogy of the Oppressed. - New York, 2000. - 326с.
75.Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников. Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - 90с.
76. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. - Спб.: Питер, 2016. - 248с.
77. Шмит Ф. И. Избранное. Искусство: Проблемы теории и истории. — СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. — 312 с.
78. Юхневич М.Ю. Музейная педагогика за рубежом / Лаборатория музейного проектирования, Рос. инс-т культурологии. - М.: ФАИР- ПРЕСС, 1997. - 73 с.
79. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. - М.: ФАИР- ПРЕСС, 2001. - 154 с.