ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ В
ОРГАНИЗАЦИЯХ 7
1.1 Основные формы, принципы и функции планирования в организациях 7
1.2 Методы планирования объемов продаж в коммерческих организациях 13
1.3 Факторы и условия эффективности планирования объемов продаж в
коммерческих организациях 18
2 АНАЛИЗ ОБЪЕМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИДУКЦИИ
АО «АЛТАЙСКИЙ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «РОТОР» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО «Алтайский
приборостроительный завод «Ротор»» 28
2.2 Оценка объемов реализации товарной продукции в АО «Алтайский
приборостроительный завод «Ротор» 35
2.3 Планирование объемов продаж в АО «Алтайский приборостроительный
завод «Ротор» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
В любой организации планирование деятельности считается наиболее значимой функцией производственного менеджмента. Планы отражают все принятые управленческие решения, содержат разумные расчеты производства и продаж, а также обеспечивают экономическую оценку затрат и ресурсов и конечных результатов производства.
В процессе составления планов руководители всех уровней управления намечают общую программу своих действий, устанавливают основную цель и результат общей работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех планировщиков и принимают решения об одной линии трудового поведения при реализации принятых планов.
Планирование - это процесс разработки и дальнейшего контроля за ходом выполнения плана, создания, развития и функционирования организации.
Планирование объема продаж играет важную роль в деятельности организации, является значимой функцией производственного менеджмента.
Эффективное его использование приведет к росту выпуска продукции, повышения ее качества, полное удовлетворение спроса потребителей, полное использование сырья и производственной мощности.
Целью выпускной квалификационной работы является - обоснование объемов продаж в АО «Алтайский приборостроительный завод «Ротор».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность планирования и методы планирования объемов продаж в коммерческих организациях;
- рассмотреть организационно - экономическую характеристику АО «Алтайский приборостроительный завод «Ротор»;
- провести оценку объемов реализации товарной продукции в АО «Алтайский приборостроительный завод «Ротор»;
- спланировать объемы реализации продукции в АО «Алтайский приборостроительный завод «Ротор».
Объект исследования - АО «Алтайский приборостроительный завод «Ротор».
Предмет исследования - процесс планирования объемов продаж коммерческой организации.
В ходе проведения исследования использовались следующие методы: экономико-статистический; расчетно-конструктивный; монографический;
балансовый.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты позволяют перейти от интуитивного к научному обоснованию управленческих решений, принимаемых в процессе системы планирования объемов производства и продаж. Предложенные мероприятия позволяют улучшить систему планирования АО «Алтайский приборостроительный завод «Ротор».
Объем и структура работы определены логикой и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Таким образом, важность планирования очевидна, так как от него зависит эффективность деятельности компании.
Сущность этого процесса заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях.
Создание и производство новых услуг является немало важным процессом для выживания предприятия. Для этого анализируются запросы потребителей, которые служат основой для планирования объема продаж, а также объема производства. Отсюда вытекает цель планирования продаж, которая состоит в том, чтобы своевременно предложить покупателю такую линейку товаров и услуг, которая бы соответствовала в целом профилю производственной деятельности предприятия.
Планирование продаж заключается в определении характера новых товаров и их параметрических рядов, соотношения объемов выпуска старых и новых изделий, уровня цен и конкурентоспособности продукции, объема гарантий, качества сервиса, необходимости создания принципиально новых изделий или следования за фирмой-лидером их выпуска. Планирование продаж является непрерывным процессом, начинающийся в момент зарождения идеи нового товара, продолжающийся в течение всего жизненного цикла изделия и заканчивающийся с исключением его из производственной программы.
Методы планирования объемов продаж позволяют упорядочить работы и задания таким способом, что при соблюдении установленной последовательности во времени установленное задание будет выполнена и цель будет достигнута.
При планировании объема продаж используются различные методы, статистические прогнозы с применением математических методов, экспертных оценок специалистов отдела сбыта и др.
В ходе выполнения дипломного проекта были рассмотрены вопросы планирования объемов продаж предприятия АО «Алтайский приборостроительный завод «Ротор». Проведена организационно - экономическая характеристика, которая показала следующие результаты:
1) показатели финансового состояния, несмотря на то, что за рассматриваемый период увеличились, вполне соответствуют норме. Полученные значения свидетельствуют о достаточности ликвидных активов для погашения краткосрочной кредиторской задолженности;
2) из «Отчета о финансовых результатах» следует, что за весь рассматриваемый период организация в 2018 г. получила прибыль 186 791 тыс. руб., что составило 12,14 % от выручки. По сравнению с периодом 2016 г. прибыль от продаж снизилась на 349 688 тыс. руб.
По сравнению с 2016 г. в 2018 г. снизилась выручка от продаж на 653 275 тыс. руб. или на 29,81%.
Прибыль от прочих операций за весь анализируемый период составила 135765 тыс. руб., что на 297 528 тыс. руб. больше, чем сальдо прочих доходов- расходов за аналогичный период 2016 г. При этом величина прибыли от прочих операций составляет 72,7% от абсолютной величины прибыли от продаж за 2018 год;
3) чистая прибыль снизилась в сравнении к 2016 г. на 43 853 тыс. руб., такому изменению повлияло снижение выручки. Произошло снижение прибыли от продаж на 349 688 тыс. руб., что отразилось на снижении валовой прибыли.
Прибыль от продаж в 2018 г. составила 12,2% от полученной выручки. Тем не менее, имеет место падение рентабельности от продаж по сравнению с данным показателем за 2016 г. (-12,3 п.п.);
Оценка объемов реализации товарной продукции в АО «Алтайский приборостроительный завод «Ротор» показала, что:
1) неустойчивая работа производства ТНП. Неравномерный объем выпуска продукции, разная структура производства по месяцам;
2) произошло резкое снижение объемов производства продукции по всем направлениям деятельности, в общем виде снижение произошло на 606 620,8 тыс. руб.;
Был рассмотрен объем продаж по отельным видам продукции: электромясорубки, электросушилки, сепаратор. Проанализировав статистику продаж было выявлено, что лидером продаж является электромясорубка.
Проведен анализ среднемесячного объема продаж данной продукции за три года, использовав индексы сезонности, который показал, что ситуация по продажам и работа производства нестабильная. Так же было замечено, что в зависимости от времени года объем продаж сокращается, либо увеличивается.
Проанализирован прогноз объема продаж и выручки по данной продукции, из которого были выявлены одинаковые ситуации, где в 2019 г. происходит сокращение объема продаж, а в 2020 г. идёт увеличение, последствием такого прогноза послужили данные прошлых лет, где характер объема продаж был волнообразным. Такие колебания объясняются тем, что на объем продаж влияют различные факторы, как внешние (сезонность времён года, климатические условия, перенасыщенность рынка сбыта и т.п.) так и внутренние (потеря потенциальных заказчиков, появление конкурентов, отставание в усовершенствовании продукции и т.д.
В соответствии с прогнозируемым периодом по полученным результатам из представленных видов продукции увеличение выручки прогнозируется у электромясорубок (~ 4,8%), и незначительно у сепараторов (~ 0,9%), что нельзя сказать о электросушилках, где согласно диаграмме мы видим снижение выручки на 2,2%.
В целях оптимизации объемов производства и продаж было предложено выйти на такие организации как ДНС, Мария-Ра, Эльдарадо, что позволит не изменить, а так же возможно в дальнейшем увеличить объем продаж.
В целом предлагаемые в дипломном проекте мероприятия по увлечению объемов производства и продаж позволят значительно повысить эффективность деятельности данного предприятия.
Таким образом, цель, поставленная в проекте достигнута. Поставленные задачи выполнены в полном объеме.
1. Качалов, Р. М. Управление экономическим риском: теоретические основы и приложения / Р. М. Качалов. - Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2012. - 420 с.
2. Внутрифирменное планирование: учебник и практикум для
академического бакалавриата / под ред. С. Н. Кукушкина, В. Я. Позднякова, Е. С. Васильевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 322 с.
3. Ерпылева, Н. Ю. Основы планирования / Н. Ю. Ерпылева. - Москва : Дело, 2014. - 148 с.
4. Стрелкова, Л. В. Экономика и организация инноваций / Л. В. Стрелкова, Ю. А. Макушева. - Москва : Юнити-Дана, 2017. - 327 с.
5. Терновых, К. С. Планирование на предприятии АПК : учеб. для студентов высших учебных заведений / К. С. Терновых, А. С. Алексеенко, А. С. Анненко ; под ред. К. С. Терновых. - Москва : КолосС, 2015. - 333 с.
6. Белоглазова, Г. Н. Планирование : учеб. пособие / Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 384 с.
7. Михайлов, А. М. Основные принципы формирования бюджетной системы организации / А. М. Михайлов // Финансовая газета. - 2013. - № 5. - С. 25.
8. Полякова, А. В. Методы планирования продаж / А. В. Полякова // Ценности и интересы современного общества : сб. междунар. науч.-практ. конф. - Москва, 2014. - Т. 1, ч. 1. - С. 265-267.
9. Ильин, А. И. Планирование на предприятии : учеб. / А. И. Ильин. - Минск : Новое знание, 2016. - 635 с.
10. Комплексный экономический анализ предприятия / под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 620 с.
11. Финансовый менеджмент : учеб. для академического бакалавриата / Г. Б. Поляк [и др.] ; отв. ред. Г. Б. Поляк. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 456 с.
12. Рахимов, Т. Р. Финансовый менеджмент : учеб. пособие / Т. Р. Рахимов;
Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского
политехнического университета, 2012. - 264 с.
13. Когденко, В. Г. Экономический анализ : Теория и практика / В. Г. Когденко // Экономический анализ: теория и практика. - 2017. - № 10. - С. 3-14.
14. Комплексный анализ хозяйственной деятельности : учеб. и практикум для академического бакалавриата / В. И. Бариленко [и др.] ; под ред. В. И. Бариленко. - Москва : Юрайт, 2019. - 455 с.
15. Мельник, М. В. Экономический анализ : учеб. и практикум для СПО / М. В. Мельник, В. Л. Поздеев. - Москва : Юрайт, 2019. — 261 с.
16. Казакова, Н. А. Финансовый анализ. В 2 ч. Ч. 1 : учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Казакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. — 297 с.
17. Румянцева, Е. Е. Экономический анализ : учеб. и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Румянцева. - Москва : Юрайт, 2019. — 381 с.
18. Екимова, К. В. Финансовый менеджмент : учеб. для прикладного бакалавриата / К. В. Екимова, И. П. Савельева, К. В. Кардапольцев. - Москва : Юрайт, 2019. — 381 с.
19. Незамайкин, В. Н. Финансовый менеджмент : учеб. для бакалавров / В. Н. Незамайкин, И. Л. Юрзинова. - Москва : Юрайт, 2019. — 467 с.
20. Бухалков, М. И. Внурифирменное планирование / М. И. Бухалков. - Москва : Инрфа-М, 2014. - 392 с.
21. Ильин, А. И. Планирование на предприятии / А. И. Ильин. - Москва : Новое знание, 2014. - 700 с.
22. Экономика предприятий торговли / Н. В. Максименко [и др.] ; под общ. ред. Н. В. Максименко, Е. Е. Шишковой. - Минск : Высшая школа, 2013. - 542 с.
23. Сергеев, А. А. Бизнес-планирование : учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Сергеев. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 475 с.
24. Экономика предприятия : учеб. и практикум для бакалавриата и специалитета / А. В. Колышкин [и др.] ; под ред. А. В. Колышкина, С. А. Смирнова. - Москва : Юрайт, 2019. — 498 с.
25. Гарнов, А. П. Экономика предприятия : учеб. для бакалавров / А. П. Гарнов, Е. А. Хлевная, А. В. Мыльник. - Москва : Юрайт, 2019. — 303 с.
26. Афоничкин, А. И. Финансовый менеджмент. В 2 ч. Ч. 2. Финансовая политика предприятия : учеб. и практикум для академического бакалавриата / А. И. Афоничкин, Л. И. Журова, Д. Г. Михаленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. — 297 с.
27. Экономика организации : учеб. и практикум для академического бакалавриата / Л. А. Чаадаева [и др.] ; под ред. Л. А. Чаадаевой, А. В. Шарковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 361 с.
28. Титов, В. В. Согласование стратегического и тактического управления на промышленном предприятии в условиях неопределенности спроса на продукцию / В. В. Титов, И. В. Цомаева // Регион: экономика и социология. - 2014. - № 2. - С. 235-247.
29. Титов, В. В. Управление серийным производством на предприятиях машиностроения в условиях неопределенности спроса на продукцию / В. В. Титов, И. В. Цомаева // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2012. - Т. 2. - С. 101-106.
30. Титов, В. В. Формирование текущей производственной программы выпуска серийной технической продукции народного потребления в условиях неопределенности спроса / В. В. Титов, И. В. Цомаева, К. В. Ильина // Инновационная фирма: теория и практика развития : сб. науч. тр. / под ред. В. В. Титова, В. Д. Марковой ; ИЭО1111 СО РАН. - Новосибирск, 2011. - С. 174-182.
31. Алексеева, М. М. Планирование деятельности фирмы / М. М. Алексеева. - Москва : Финансы и статистика, 2014. - 248 с.
32. Горемыкин, В. А. Планирование на предприятии : учеб. для вузов по экономическим специальностям / В. А. Горемыкин. - Москва : Филинъ, 2014. - 517 с.